Русский язык и литерура
- тесты по русскому языку 8 класс
- тесты по русскому языку 6 класс
- внеклассное мероприятие по литературе
- внеклассное путешествие по стране Лингвистике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testy_po_rus.yaz_._8_klass.docx | 33.1 КБ |
testy_po_rus.yaz_._6_kl.docx | 24.67 КБ |
andersen.doc | 52 КБ |
puteshestvie_po_strane_lingvistike.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговый тест за курс VIII класса.
1 вариант
1.Укажите предложение с составным именным сказуемым.
а) Парус белый из тумана начинает выплывать.
б) Охвачено сердце тревогою смутной.
в) Росы напился соловей с кленового куста.
г) Небо из-за горы казалось необъятно - огромным.
2. Укажите предложения с составным глагольным сказуемым.
а) От влажных запахов цветочных начинает кружиться голова.
б) Черепица стеклом светиться будет.
в) Была равнина снежная бела.
г) В осеннем солнечном лесу человек становится чище.
3. В каком предложении должно быть тире между главными членами?
а) Молодость великодушна и бескорыстна.
б) Простота есть необходимое условие прекрасного.
в) Её глаза как ночь.
г) Лучшее средство укрепления памяти чтение с полным вниманием.
4. Найдите двусоставные предложения.
а) Вновь зарёю восток озарило.
б) Легки облака на рассвете.
в) С крыши сбросили снег.
г) Липким запахом веет полынь.
5. Определите вид простого предложения: Люблю читать приключенческую литературу.
а) определённо-личное;
б) неопределённо-личное;
в) безличное;
г) двусоставное.
6. Найдите определённо-личное предложение.
а) Вновь к черёмухе душистой пчёлы ранние летят.
б) Из полей тянуло гречишным мёдом.
в) Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала.
г) Золотым лучом деревню облило.
7. Найдите предложение с ошибкой в постановке дефиса.
а) Из пернатых в этот день мы видели лишь сокола-сапсана.
б) Красавцы-лебеди каждое лето прилетают на озеро.
в) Самолёт-истребитель показался над лесом.
г) Брат учится в институте и станет инженером-строителем.
8. В каком предложении перед как ставится запятая?
а) Дождь лил как из ведра.
б) У тебя брошка как пчёлка.
в) Белая чайка мелькала в воздухе как первый снег.
г) Молодость как песня жаворонка на заре.
9. Укажите, чем осложнено предложение.
Действительно, часов около двух пополудни начал дуть ветер, сначала тихий и ровный, а затем всё усиливающийся.
а) обособленным определением, выраженным причастным оборотом;
б) вводным словом и определением, выраженным причастным оборотом;
в) вводным словом и однородными обособленными определениями.
10. Как надо расставить знаки препинания в выделенной части предложения?
Тотчас за окном закричал петух, рывшийся в грядках с огурцами и не оглядываясь помчался прочь.
а) …с огурцами, и не оглядываясь, помчался…
б) …с огурцами, и, не оглядываясь помчался…
в) … с огурцами, и, не оглядываясь, помчался…
11. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.
а) Мир этот предстоит перед ним (Жуковским) как мир крушения личных надежд.
б) В долгой жизни своей видывал я путешественников, до глубокой старости не утративших несмотря на свой возраст, своей страсти.
в) За прилавкою сидит молодой купец, статный молодец Степан Парамонович, по прозванию Калашников.
г) Ночью, особенно в грозу спать ребятам в шалаше страшновато.
д) Несколько раз поскользнувшись на мокрых камнях, и, начерпав воды в сапоги, Алексей поднялся на берег.
12. На месте каких цифр нужны запятые?
Я совсем растерялся (1) не понимая происходящего (2) и (3) стоя на одном месте (4) бессмысленно смотрел на удаляющегося в сторону (5) маленького человека.
а) 1,4,5. б) 2,3,4,5. в) 1,2,3,4. г) 1,2,3,4,5.
13. Где надо поставить знаки препинания?
Облепиха (1) кустарник (2) или дерево с колючими ветвями (3) растёт всюду (4) по берегам рек (5) озёр (6) в садах.
а) 1,3 - тире, 2,5,6 - запятые;
б) 1- тире, 2,3,5,6 - запятые;
в) 1,3 - тире, 4 - двоеточие, 5,6 запятые;
г) 1 - тире, 2,3,4,5,6 - запятые.
14. Какое предложение с цитатой оформлено неправильно?
а) Л.Толстой утверждал, что «главное средство во всяком искусстве - чувство меры».
б) Л.Толстой утверждал: «Главное средство во всяком искусстве - чувство меры».
в) Хочется напомнить о том, что «надо там речей не тратить по- пустому, где нужно власть употребить».
г) Твардовский так говорит о своём герое:
«Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда…»
Вариант II.
1. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено неопределённой формой глагола.
а) Стали блестеть, как мокрые, на солнце клейкие листочки.
б) Большая радость делать счастливыми других.
в) Для меня жить - значит работать.
г) Удивительное зрелище - видеть летящих журавлей.
2. Укажите предложения с составным именным сказуемым.
а) Жизнь без движения пуста.
б) Всё у нас с тобой по-прежнему.
в) Сбегутся песню слушать колосья на ветру.
г) От родимой земли журавли оторваться никак не могли.
3. Найдите предложение, в котором есть согласованное определение.
а) На завтрак подали яйцо всмятку.
б) Женщина медленно натягивала на руку перчатку из кожи.
в) Печальная песня доносилась издалека.
г) День сегодня тихий, безветренный.
4. Найдите предложение, в котором начальная форма глагола является дополнением.
а) Сирень начинает отцветать.
б) Мать велела мне поставить чайник.
в) Дом будут строить каменщики.
г) У него была мечта отправиться на Байкал.
5. Укажите предложение, в котором между главными членами должно быть тире.
а) Поляна, усыпанная белыми цветами, как детский сад, вышедший на прогулку.
б) Охранять природу означает охранять родной край.
в) Лёд как сахар.
г) Капли мёда точно жемчуг.
6. Найдите двусоставные предложения.
а) Скамейка почернела от времени.
б) В воздухе запахло гарью.
в) Буду слушать музыку падающей листвы.
г) Мать, строго посмотрев на сына, вышла из комнаты.
7. Укажите односоставное предложение.
а) В лесу держался запах прелой листвы.
б) Поэзия не профессия.
в) Вижу горы и долины.
г) Подул с заречья ветерок.
8. Определите вид простого предложения: Снегом замело входы в блиндажи.
а) определённо-личное;
б) неопределённо-личное;
в) безличное;
г) двусоставное.
9. Найдите предложение с ошибкой в постановке дефиса.
а) Письмо принесла девушка-почтальон.
б) Пара испуганных куличков-перевозчиков низко пронеслась над водой.
в) И смуглянка-молдаванка по тропинке в лес пошла.
г) Вот хрустнул сучком заяц-беляк.
10. Укажите, чем осложнено предложение: Река, сжатая со всех сторон стеной леса, пенилась, вздымая валы, и стремительно скользила мимо.
а) однородными членами предложения;
б) обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и однородными членами одновременно;
в) обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом;
г) обособленным одновременно приложением и однородными членами предложения.
11. Где надо поставить знаки препинания?
Яркая иволга(1) обитательница высокого (2) берёзового леса (3) даёт знать о своём прибытии звучным (4) похожим на флейту голосом.
а) 1 - тире, 2, 3, 4 - запятые;
б) 1 - тире, 3, 4 - запятые;
в) 1, 2, 3, 4 - запятые;
г) 1, 3, 4 - запятые.
12. На месте каких цифр надо поставить запятые?
Он (Вронский) остановил кучера (1) не доезжая до аллеи (2) и (3) отворив дверцу (4) на ходу выскочил из кареты (5) и пошёл в аллею (6) ведущую к дому.
а) 1, 2, 3, 4, 5, 6.
б) 1, 4, 6.
в) 1, 2, 3, 4, 6.
г) 1, 4, 5, 6.
13. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
а) Здесь, вместо лампы или свечи, горел яркий веерообразный огонёк.
б) Две старушки пили чай или, может быть, играли в карты, или просто разговаривали, сидя в плетёных креслах у столика, покрытого длинной, до пола, скатертью.
в) Так и не заснув, Феня разбудила Машу ни свет ни заря, со вторыми петухами.
г) Однажды, в будний день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег, обильно выпавший за ночь.
14. Какое предложение с цитатой оформлено неверно?
а) Л.Толстой говорил, что: «Слово - выражение мысли».
б) В.И.Даль отмечал, что язык народа - «сокровищница нашего языка».
в) По мнению Чехова, «праздная жизнь не может быть чистой».
«Ключ» ко II варианту. «Ключ» к I варианту.
- г. 1.г.
- а, б. 2.а, б.
- в. 3. г.
- б. 4. б, г.
- б. 5. а.
- а, г. 6. в.
- в. 7. б.
- в. 8. в.
- в. 9. в.
- в. 10. в.
- г. 11. б, г, д.
- в. 12. в.
- - 13. в.
- а. 14. г.
Тест по теме « Словосочетание как синтаксическая единица».
1 вариант
1. Какие пары слов не являются словосочетаниями?
а. медведь заревел;
б. заревел неистово;
в. заревел и схватил;
г. схватил за комбинезон.
2. Найдите словосочетание по его грамматическому значению - «действие и его признак».
А. спуститься с горы;
Б. бег трусцой;
В. легко преодолеть;
Г. ходить по лесу.
3. Дайте правильные ответы.
Зависимые слова при связи «согласование» могут быть выражены:
А. наречиями;
Б. существительными;
В. прилагательными;
Г. деепричастиями;
Д. причастиями;
Е. порядковыми числительными.
4. С какими словами из ряда синонимов может сочетаться слово ответ (в значении «ответ на уроке»)?
А. краткий;
Б. короткий;
В. мимолётный;
Г. непродолжительный.
5. Найдите ошибки в управлении.
А. скучаю по вас;
Б. оплата за проезд;
В. благодаря своей воле;
Г. опираться на факты.
6. В каких словосочетаниях слова связаны управлением?
А. развевающегося флага;
Б. ничем не интересоваться;
В. шёл медленно;
Г. присутствовать на митинге.
7. Найдите слово, в котором пишется одна буква н.
А. истин..ый;
Б. подлин..ый;
В. юн..ый;
Г. гуман..ый.
8. Найдите слово, в котором пишется буква о.
А. иде..лист;
Б. тр..диция;
В. иде..логия;
Г. т..лантливый;
Д. трансп..рант.
9. Найдите слово, в котором пишется буква и.
А. непр..клонный;
Б. пр..кословить;
В. пр..лежание;
Г. пр..имущество.
Тест по теме «Словосочетание как синтаксическая единица»
2 вариант
1. Какие пары слов не являются словосочетаниями?
А. появиться в отдалении;
Б. внезапно остановиться;
В. пошёл и остановился;
Г. мальчик пошёл.
2. Найдите словосочетание по его грамматическому значению - «действие и его признак».
А. чтение книги;
Б. плавание брассом;
В. читать вслух;
Г. идти по лесу.
3. Дайте правильные ответы.
Зависимые слова при связи «управление» могут быть выражены:
А. глаголами;
Б. существительными;
В. деепричастиями;
Г. местоимениями, сходными по форме с существительными;
Д. наречиями.
4. С какими словами из рода синонимов может сочетаться слово взгляд?
А. умный
Б. смышлёный
В. разумный
Г. башковитый
5. Найдите ошибки в управлении.
А. директор магазина
Б. заведующий аптеки
В. верящий в победу
Г. уверенность в победу
6. В каких словосочетаниях слова связаны примыканием?
А. серый от пыли
Б. очень грязный
Г. поворот налево
Д. возвратиться из похода
7. Найдите слово, в котором пишется одна буква н?
А. предан..ость
Б. багрян..ый
В. истин..ый
Г. отчаян..ый
8. Найдите слово, в котором пишется буква и?
А. об..лиск
Б. ген..альный
В. атт..стат
Г. с..кретарь
Д. д..путат
9. Найдите слово, в котором пишется буква и?
А. пр..зидент
Б. пр..вилегия
В. пр..следовать
Г. пр..пятствие
Тест по теме «Односоставные предложения»
Вариант 1.
1. Укажите неверное утверждение.
А. В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена.
Б. Односоставные предложения могут быть распространёнными.
В. Неполные предложения те, в которых пропущен главный член.
Г. Пропуск члена предложения в произношении может быть выражен паузой.
2. Найдите односоставные предложения.
А. День ясен.
Б. С утра морозит.
В. Что бы это значило?
Г. Мне нездоровится.
Д. Ряд телеграфных столбов.
3. Укажите определённо-личные предложения.
А. Выберите себе книгу по вкусу.
Б. Не из Москвы ли будешь?
В. В доме шумят.
Г. Цыплят по осени считают.
Д. Быть грозе великой.
4. Найдите неопределённо-личные предложения.
А. Вот парадный подъезд.
Б. Люблю грозу в начале мая.
В. В дверь постучали.
Г. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Д. Будут долго вспоминать его рассказы.
5. Укажите безличные предложения.
А. Бездонную бочку водой не наполнишь.
Б. Скоро светать будет.
В. Приготовьтесь к уроку.
Г. Зажгло дерево грозою.
6. Найдите обобщённо-личные предложения.
А. Вам не видать таких сражений.
Б. Вечерами работалось особенно хорошо.
В. Каких только птиц не увидишь в лесу!
Г. Любишь кататься - люби и саночки возить.
7. Укажите назывные предложения.
А. Мне холодно.
Б. Вот заводская улица.
В. Это домик под толевой крышей.
Г. Третий час дня.
Д. Вода немного коричневатая.
8. Найдите примеры, в которых есть неполные предложения.
А. Летом светает рано, а зимой - поздно.
Б. Ум - это сила.
В. В избе жарко натоплено.
Г. Уходим завтра в море.
Д. «Как тебя зовут?» - «Меня Анной».
9. В каких примерах неправильно расставлены знаки препинания?
А. На пригорке то сыро, то жарко.
Б. Вот море: вот пермские дремучие леса.
В. Свело на улице, и виден сад насквозь.
Г. Нигде не дышится вольней, родных лугов, родных полей.
Оценка
За 18 правильных ответов - «5»; за 17-14 - «4»; за 13-10 - «3».
Тест по теме «Словосочетание и предложение».
1. Укажите неверные утверждения.
А. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.
Б. Словосочетание может выражать законченную мысль.
В. В зависимости от отношений между словами выделяются три типа словосочетаний.
Г. Словосочетания делятся на простые и сложные в зависимости от количества зависимых слов.
2. Найдите словосочетание, соответствующее схеме: глаг. + сущ. в вин. п.:
А. относиться по-товарищески;
Б. рубить топором;
В. увидев озеро;
Г. преодолеть препятствие;
Д. звонит телефон;
Е. бежать по дорожке.
3. Укажите словосочетание со значением: действие и его признак:
А. пасмурно по-осеннему;
Б. аплодировать артистам;
В. произвести расчёт;
Г. одеться по-зимнему;
Д. летящий шар.
4. Найдите словосочетания, в которых допущена ошибка в употреблении предлога и падежа существительного:
А. ругать за беспечность;
Б. вопреки угрозы;
В. согласно предписанию;
Г. оплатить за квартиру;
Д. радоваться успехам;
Е. осудить на казнь.
5. Укажите способ связи в словосочетании - управление:
А. разговаривал улыбаясь;
Б. о шести книгах;
В. стану космонавтом;
Г. освоение космоса;
Д. стройная берёза;
Е. настойчиво просить.
6. Найдите неверное утверждение.
А. Предложение выражает законченную мысль.
Б. В предложении всегда должно быть подлежащее и сказуемое.
В. Восклицательным может быть любое по цели высказывания предложение.
Г. В простом предложении может быть больше одного подлежащего.
Д. В предложении связь между его членами может быть и подчинительной, и сочинительной.
7. Укажите повествовательные предложения.
А. Не оставь меня, кум милый!
Б. До чего красиво в весеннюю пору в берёзовой роще!
В. Что ты поникла, зелёная ивушка?
Г. Спой, светик, не стыдись!
Д. Зазеленел, зашелестел столетний дуб.
Е. Почему же ты молчишь?!
8. Найдите простые предложения.
А. Вечереет, небо на западе порозовело.
Б. Как сказать о России, о земле, давшей тебе жизнь и вскормившей тебя; о народе, давшем тебе прекрасный язык и право быть самим собой?
В. Капитан остановил пароход, и все стали проситься погулять.
Г. Мы шли и говорили, что самое безмолвное время суток на земле всегда бывает перед рассветом.
Д. Офицер, ехавший верхом, натянул поводья, остановился на секунду и обернулся.
Е. Он сел у окна, в котором виднелся холодный красный закат.
9. Укажите односоставные предложения.
А. Оттуда несло запахом свежескошенной травы.
Б. Белая берёза под моим окном принакрылась снегом точно серебром.
В. Мелькают по сторонам сосны, берёзы, лиственницы.
Г. Волга - красивейшая река России.
Д. Всем поскорее хотелось устроить привал и отдохнуть.
10. Найдите нераспространённые предложения.
А. Здравствуй, моя дорогая и любимая бабушка!
Б. Весело сияет месяц за окном.
В. Скучная картина!
Г. С запада надвигалась грозовая туча.
Д. Мне радостно.
Е. Ребята бегали, прыгали, кувыркались.
11. Укажите предложение, в котором связь между его членами только подчинительная.
А. Осенью птицы и звери готовятся к зиме.
Б. То справа, то слева слышался гул падающих стволов.
В. Мы басней никого обидеть не хотели.
Г. Как вчера, так и сегодня стоит тёплая погода.
Д. Мал золотник, да дорог.
12. Выберите правильный ответ. Укажите столбик, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:
а) б) в) г)
л..гендарный е и и е
д..легат и и е е
ст..пендиат е и е и
об..лиск и и е е
с..кретарь и е е е
13. Найдите правильный разбор слова по составу:
а) недоверчивость; б) недоверчивость; в) недоверчивость; г) недоверчивость.
Тест по теме «Двусоставные предложения».
1. Укажите неверное утверждение.
А. Двусоставное предложение обязательно содержит оба главных члена предложения.
Б. Все определения согласовываются с главным словом.
В. Прямые дополнения относятся к переходным глаголам.
Г. Приложение - особый вид определения.
Д. Обстоятельства поясняют сказуемое или другие члены предложения.
2. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием.
А. Маленькая гостиная была неуютной.
Б. Наше завтра будет прекрасно.
В. Мы с Аликом принялись за работу.
Г. Прямо к станции летит тройка удалая.
3. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым.
А. Он собирается заниматься в новой спортивной школе.
Б. Стану сказывать я сказку.
В. Я буду учителем в вашей школе.
Г. Я буду строить новый дом.
4. Найдите предложение с составным именным сказуемым.
А. Он был высокого роста.
Б. Я готов с вами поспорить.
В. Я был рад помочь вам.
Г. Вы должны трудиться.
5. Укажите неверное утверждение.
Тире между подлежащим и сказуемым при нулевой связке:
а) ставится, если перед сказуемым стоят слова это, значит, вот;
б) не ставится, если перед сказуемым стоят слова будто, словно, как;
в) ставится, если перед сказуемым стоит частица не;
г) может ставиться, если подлежащее - личное местоимение.
6. Найдите предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.
А. Жизнь прекрасна и удивительна.
Б. Жизнь прожить не поле перейти.
В. Жизнь как сон.
Г. Сердце не камень.
Д. Читать это не только узнавать факты.
Е. У сильного всегда бессильный виноват.
7. укажите, в каких предложениях выделенное слово является дополнением.
А. Мастер чинит телефон.
Б. Ветер поднимает тучи пыли.
В. Буря мглою небо кроет.
Г. Встретить ночь готовится природа.
8. Найдите предложение с прямым дополнением.
А. Хозяйка жарко натопила печь.
Б. Книги лежали на столе.
В. Живу, горжусь сынами. Г. Лесник шагнул через порог.
9. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределённой форме.
А. Я начал разыскивать потерянную клюшку.
Б. С самого утра мы решили заняться любимым делом.
В. Врач запретил мне читать лёжа.
Г. Не стану описывать моё состояние.
10. Найдите предложение с согласованным определением.
А. На горизонте неожиданно показалась лодка с парусом.
Б. Поездку домой ожидали все.
В. На фотографии изображён человек лет тридцати.
Г. Деревенские улицы тонули в зелени.
11. Укажите предложение, в котором нет приложения (знаки препинания не расставлены).
А. Мы мальчишками иногда собирались группами и шли в лес.
Б. Страстный охотник глубоко чувствовал природу.
В. Мы были в музее А.С.Пушкина великого русского писателя.
Г. Мне понравилась повесть Н.В.Гоголя Вий.
12. Найдите предложение с обстоятельством времени.
А. Мы очень устали.
Б. Кругом кричали коростели.
В. Вчера я приехал в Тамбов.
Г. Он изменился до неузнаваемости.
13. Укажите предложения, в которых обстоятельство не обособляется (знаки препинания не расставлены).
А. Как парус чайка там белеет в высоте.
Б. Прилетев на место гуси шумно опускаются на воду.
В. Опытный щахматист сделав неудачный ход сдался.
Г. Последний рисунок был выполнен учеником очень небрежно.
Д. Поезд шёл не останавливаясь.
Е. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи.
14. Укажите правильный разбор слова по составу:
а) радостно б) радостно
в) радостно г) радостно.
15. Найдите правильный ответ.
А. Он, думая о своём, попросил нас зайти.
Б. Он, думая о своём, попросил нас зайти.
В. Он, думая о своём, попросил нас зайти.
Г. Он, думая о своём, попросил нас зайти.
Проверочная работа с выборочным ответом по теме «Однородные и неоднородные определения»
1 вариант
- Он легко справлялся с трудными математическими задачами.
- Незатейливая деревянная резьба наличников привлекла его внимание.
- Собака смотрела на зловещий красный диск луны.
- Тёмные плотно стоящие ели отражались в воде.
- По каменной белой ограде разросся плющ.
- Приятный нежный голосок птички звенел не умолкая.
- Вечернее бледное море лежало спокойно.
- Снова потянулись длинные однообразные дни.
- Весёлые белые облака плыли над синими отрогами.
- День стоял туманный безветренный.
Проверочная работа с выборочным ответом по теме «Однородные и неоднородные определения»
2 вариант
1. На поляне росли большие красные маки.
2. Я всегда любил наблюдать трудовую хлопотливую жизнь скворцов.
3. Что-то необыкновенно широкое размашистое богатырское тянулось по степи.
4. Свежий морской ветер принёс прохладу.
5. Шёл тяжёлый затяжной дождь.
6. Приятно возвратиться на старое давно понравившееся место.
7. Окна в бревенчатом доме под железной ржавой крышей были темны.
8. Летние московские вечера бесконечны.
9. Вагон выделялся своей желтоватой деревянной обивкой.
10. По тёмной пыльной дороге бежала собака.
Предварительный просмотр:
Инструкция для учащихся.
Вам предстоит выполнить задания, проверяющие вашу подготовку по русскому языку. Внимательно прочитайте задание и ответы к нему. Выберите ответы, которые вы считаете верными. Запишите на контрольном листке номер задания и цифру, соответствующую выбранным ответам.
Пример №1.
I. Прочитайте сочетание слов: растёт около опушк… .
Укажите, в каком падеже стоит имя существительное.
1. Род.п. 2. Дат.п. 3. Предл.п.
Рассуждайте так: растёт около чего? около опушки. Значит, слово опушка стоит в Род. падеже, поэтому надо сделать такую запись:
I. 1.
Ниже записан вопрос с несколькими правильными ответами.
Пример №2.
II. Укажите глаголы, которые употреблены в форме настоящего времени.
1. несёт 2. везти 3. идёт 4. уходит.
Рассуждайте так: на вопрос глагола настоящего времени что делает предмет? отвечают три слова: несёт, идёт, уходит. Поэтому надо сделать такую запись:
II. 1, 3, 4.
Постарайтесь ответить на все вопросы. Но не волнуйтесь, если не успеете выполнить все задания. Лучше сделать меньше, но без ошибок.
Среди заданий будут простые и сложные. Не задерживайтесь долго на тех, на которые сразу не можете ответить. Вы вернётесь к ним, если останется время.
Желаем успеха!
Тест №1.
I. Найдите слово, в котором не совпадает количество звуков и букв.
1) Боюсь, 2) сиять, 3) вернёшься 4) польёт.
II. Укажите глухие согласные.
1) ж, 2) с, 3) ш, 4) т, 5) в.
III. Найдите слово с ударением на втором слоге.
1) Алфавит, 2) документ, 3) красивее, 4) средство.
IV. Какая из указанных морфем образует форму слова?
1)Корень, 2)приставка, 3) суффикс, 4) окончание.
V. Укажите суффикс прошедшего времени.
1) - ат -, 2) - и -, 3) - л -, 4) - ал -.
VI. Найдите слово, строение которого соответствует схеме:
- Вскипятила, 2) встретился, 3) встряхнула, 4) встрепенулся.
VII. Укажите слово, в котором безударная гласная в корне проверяется ударением.
1)Бл…снуть, 2) р…стительность, 3) р..скошный, 4) зам…реть.
VIII. Найдите верный ответ в определении грамматических признаков.
1)Прочитать - глагол несовершенного вида.
2) Дышать - глагол I спряжения.
3) (Ветер) жгуч - глагол прошедшего времени в мужском роде.
4) Построила - глагол прошедшего времени в женском роде.
IX. Укажите окончания глаголов II спряжения.
1) - ут, 2) - ишь, 3) - ет, 4) - ем.
X. Найдите слово, на конце которого не пишется ь.
1) Сжеч(?), 2) дич(?), 3) пахуч(?), 4) строиш(?).
XI. Укажите предложение, строение которого соответствует схеме:
и . Знаки препинания не проставлены.
1) Алая заря скрылась за моря и за горы солнышко ушло.
2) Потянул ветерок и туча заволокла горизонт.
3) Исчезают последние клочки снега и появляется трава.
4) Прилетели птицы и наполнили лес пением.
XII. Укажите предложение, строение которого соответствует схеме:
и . Знаки препинания не проставлены.
1) Вот показалось солнце и залило всю окрестность ярким светом.
2) Вдруг вспыхнула молния и осветила окрестность.
3) Ветер засвистел и поднялась страшная буря.
4) Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птенцы.
Каждое задание оценивается одним баллом. Оценки выставляются:
«5» - 11-12 баллов,
«4» - 9-10 баллов,
«3» - 7-8 баллов,
«2» - 6 и менее баллов.
Итоговый тест за первое полугодие. 6 класс.
I. Укажите слово, строение которого соответствует схеме:
1) Пришкольный, 2) приготовился, 3) удивительный, 4) приближаться.
II. Найдите слово, в котором написание гласной в корне проверяется ударением.
1) Выр…сли. 2) Уг…реть. 3) Бл…стеть. 4) Р…скошный. 5) Соб…рать.
III. Укажите слово, в корне которого пишется О.
- Р..стение. 2) К…сание. 3) Распол…гаться. 4) Разг…реться. 5) Отр…сль.
IV. Найдите слово с приставкой при-.
- Пр…пятствие. 2) Пр…сутствовать. 3) Пр…образовать. 4) Пр…вращаться. 5) Пр…огромный.
V. Найдите разносклоняемое существительное.
1) Санаторий. 2) Галерея. 3) Пламя. 4) Аллея. 5) История.
VI. Укажите существительные, у которых в окончании пишется -и.
1) К станци… 2) На топол… 3) О ёлк… 4) По дорог… 5) В гербарии…
VII. Найдите существительное с суффиксом -щик.
- Перебеж…ик. 2) Груз…ик. 3) Рез…ик. 4) Рассказ…ик. 5) Фасов…ик.
VIII. Найдите существительное с приставкой не-.
- (Не)место красит человека, а человек место.
- Вася - (не)ряха.
- (Не)решительность шахматиста.
- (Не)настье задержало нас в пути.
IX. Найдите среди данных слов заимствованное.
- Весна. 2) Полотёр. 3) Праздник. 4) Акварель. 5) Земля.
X. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
1) Женя положила ключ и телеграмму на край стола и вышла из комнаты. 2) Красивый пейзаж вызывает у людей радостное чувство, отвлекает от грустных мыслей. 3) Я вспоминаю то утро когда отец вернулся из экспедиции. 4) Ветер нагнал к веранде кучу листьев, и теперь они лежали маленькой горкой.
Каждое задание оценивается одним баллом. Оценки выставляются так:
«5» - 10 баллов.
«4» - 7-9 баллов.
«3» - 5-6 баллов.
«2» - 4 балла.
«1» - 2 и менее баллов.
Итоговый тест за курс шестого класса.
I вариант.
I. Укажите слово, в котором ударение падает на третий слог.
1)позвонит, 2) языковое (чутьё), 3)удобнее, 4) премировать
II. Найдите грамматическую ошибку.
1)тоскую по вас, 2)ихний сын, 3) девятьюстами рублями, 4)в обоих классах.
III. Отметьте правильное словоупотребление.
1)я кушаю, 2)моя автобиография, 3)одеть пальто, 4)играть роль.
IV. Найдите неверный ответ в определении грамматических признаков.
1)нечто - отрицательное местоимение,
2)пятёрка - имя существительное,
3)каждого - определительное местоимение,
4)семеро - собирательное числительное.
V. Найдите слова, в написании которых допущены ошибки.
1)Безыдейный. 2) Превилегия. 3)Прикрасить. 4) Разъезд. 5) Растилать. 6) Бесвязный. 7) Безжалостный. 8) Доблестный.
А)1, 4, 8. б) 1, 5, 6. в) 2, 3, 8. г) 2, 5, 6.
VI. Выберите слова, в которых написание гласной в корне проверяется ударением.
1)М…ролюбие. 2) Р…стение. 3) Насл…ждаться. 4) Сож…леть. 5) Сл…жение. 6) Разб…рать. 7) Зам…реть. 8) Бл…сну.
А) 3, 5, 7. б) 1, 3, 4. в) 4, 5, 8. г) 2, 4, 6.
VII. Укажите слова, в которых на месте пропуска не пишется Ь.
1)Прос…ба. 2) Декабр…ский. 3) Рыбач…его. 4) Из-за туч… . 5) Похож… . 6) Увлеч…ся. 7) Намаж…те. 8) Увидиш… .
А) 4, 5. б) 1, 6, 8. в) 2, 3. г) 4, 7.
VIII. Отметьте слова, в которых на месте пропуска пишется одна буква Н.
1) Ю…ый. 2) Подли…ый. 3) Стари…ый. 4) Стекля…ый. 5) Даль тума…ая. 6) Зем…ой. 7) Безветре…ый. 8) Серебря…ый.
А) 2, 5, 6. б) 3, 5, 8. в) 1, 6, 8. г) 1, 4.
IX. Укажите, на месте каких цифр НЕ пишется раздельно.
1 2 3
(Не)большой дом; далеко (не)красивый поступок; (не)широкая, но
4 5 6
глубокая река; (не)ряха; (не)решительность действий; (не)правда.
А) 3, 4. б) 2, 6. в) 2, 3. г) 1, 5.
X. Найдите слова, строение которых соответствует схеме:
1) Перечитала. 2) Спишите. 3) Приготовилась. 4) Приморский. 5) Преподаватель.
А) 1, 3. б) 3, 5. в) 2, 4. г) 1, 4.
За каждый ответ выставляется один балл. Выставляются следующие оценки:
«5» - 9-10 баллов.
«4» - 7-8 баллов.
«3» - 5-6 баллов.
«2» - менее 5 баллов.
II вариант.
I. Укажите слово, в котором ударение падает на первый слог.
1)партер, 2)прибыл, 3)звонит, 4)добыча.
II. Найдите грамматическую ошибку.
1)грущу по вас, 2)в обеих книгах,3)с восьмистами рублями,4)лягте.
III. Отметьте правильное словоупотребление.
1)памятный сувенир, 2)играть значение, 3)надеть на себя, 4)заглавная строка.
IV. Найдите неверный ответ в определении грамматических признаков.
1) девятка - имя существительное,
2) некоторый - отрицательное местоимение,
3) любой - определительное местоимение,
4) пятеро - собирательное числительное.
V. Найдите слова, в написании которых допущены ошибки.
1) Подытожить, 2) збить, 3) растояние, 4) расчётливый, 5) бурьян, 6) приумолкнуть, 7) предания (старины), 8) сверсник.
А)1, 2, 4. б) 1, 3, 7. в) 4, 7, 8. г) 2, 3, 8.
VI. Выберите слова, в которых написание гласной в корне проверяется ударением.
1)выр…сти, 2)г…рделивый, 3)р…синка, 4)м…ровой, 5)разб…русь, 6)сл…жить,7)р…сти, 8)пост…лила.
А)1, 3, 5. б)2, 4, 8. в)2, 3, 4. г)4, 6, 8.
VII. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется Ь.
1)Зажеч…ся,2)сен…тябрь, 3)сер…га, 4)жгуч…, 5)богатыр…ский, 6)собач…им, 7)пристанищ…,8)еш…те.
А)4, 8. б)2, 3, 5. в)1, 2, 8. г)1, 3, 6, 8.
VIII. Отметьте слова, в которых на месте пропуска пишутся две буквы Н.
1)Карти…ый, 2)исти…ый, 3)румя…ый, 4)кожа…ый, 5)деревя..ый, 6)вещь бесце…а, 7)ледя…ой, 8)ветре…ый (день).
А)2, 4, 5. б)3, 6, 7. в)2, 4, 7. г)1, 2, 5, 6.
IX. Укажите, на месте каких цифр НЕ пишется слитно.
1 2 3
(Не) глубокий, но рыбный пруд; (не) настная погода; ничуть (не)
4 5 6
интересная книга; (не) приятный запах; (не) приязнь; (не) маленький, а большой.
А)1, 2, 4. б)1, 3, 5. в)1, 2, 4, 5. г)1, 3 , 6.
X. Найдите слова, строение которых соответствует схеме: .
1)Приветливый, 2)вспыхнула, 3)замолкать, 4)наберите, 5)непригодный.
А)2, 5. б)1, 4. в)3, 4. г)3, 5.
За каждый ответ выставляется один балл. Выставляются следующие оценки:
«5» - 9-10 баллов,
«4» - 7-8 баллов,
«3» - 5-6 баллов,
«2» - менее 5 баллов.
Тест № 2.
I. Выясните в словарях значения выделенных слов и составьте с ними предложения.
Декоративно-прикладное искусство, искусные мастера, традиция, орнамент.
II. Найдите иноязычные слова и замените их русскими. Какие признаки указывают на то, что слово иноязычное?
1)При проверке были выявлены дефекты в изделиях. 2)Все работали с большим энтузиазмом. 3)Дорога к станции вела через лес. 4)Автострада поворачивала влево. 5)Экскурсия не состоялась из-за плохой погоды. 6)Народ бежал по направлению к шахте.
III. Отгадайте слово по его лексическому значению.
1)Красная строка, отступ в начале строки.
2)Небольшая дощечка или металлическая пластинка с вырезом для большого пальца, на которой живописцы кистью смешивают краски и с которой они берут их во время работы.
3)Краски, замешанные на воде.
4)Камень цвета морской воды.
5)Дословная выдержка из какого- либо текста.
6)Художник, рисующий морские пейзажи.
7)Устойчивое сочетание слов.
IV. На уроках литературы вы знакомились с мифами Древней Греции. Вспомните и запишите фразеологизмы, вошедшие из них в русский язык, объясните их значение.
V. Отгадайте, о человек какой профессии идёт речь.
1)Он показал свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов - это яркий, пёстрый ковёр красок, переливающихся всеми цветами радуги.
2)
Тест № 3.
I. Используя школьный толковый словарь, дайте толкование слов:
I вариант II вариант
аккорд гаммы
II. Выпишите из словаря по одному слову:
I вариант II вариант
заимствованное диалектное
устаревшее профессиональное
III. Определите слово по его лексическому значению.
- Цвет фиалки и сирени.
- Заранее намеченный путь следования.
- Мысленно представить себе что-нибудь.
- Очень большой.
- Жёлтый с красным оттенком.
- Знаки для обозначения звуков.
- Слова, употребляемые жителями одной местности.
- Часть слова без окончания.
IV. Замените фразеологизмы синонимами.
I вариант II вариант
Задрать нос, спустя рукава водить за нос, засучив рукава
С одним из них придумайте предложение, запишите его.
V. Перепишите, заменив отдельные слова фразеологическими оборотами.
Петя плохо работал. Дома он тоже ничего не делал. За уроки брался неохотно. Получив плохие оценки, Петя печально шёл домой. Надо было усердно приниматься за работу.
VI. Выпишите слова, употреблённые в переносном значении.
I вариант II вариант
Сады, убранные сухим золотом, В саду горит костёр
почти не роняли его на дорожки рябины красной.
и горели во всей красе.
VII. Выпишите синонимы из предложений.
I вариант II вариант
Когда мальчик слушал его пение, Кругом, покорив всё своей
полное беспредельной тоски, темнотой, наполнив покоем
чувство бесконечной жалости и тишиной, царила ночь.
охватывало его маленькое сердце.
VIII. Составьте два предложения так, чтобы в одном слово было употреблено в прямом значении, в другом - в переносном.
I вариант II вариант
Язык хрустальный
IX. В словаре найдите и выпишите однозначное, многозначное слово и омоним.
Предварительный просмотр:
МОУ Бекринская основная общеобразовательная школа
Внеклассное мероприятие по литературе «Чудо сказок Андерсена»
Учитель русского языка и
литературы Тишкова Н.А.
д. Бекрино
2010
Тема: Чудо сказок Андерсена
Цели: углубить знания учащихся о жизни и творчестве Х.К.Андерсена, пробудить желание читать, узнавать новое, размышлять над прочитанным.
Ход работы:
- Вступительное слово учителя.
- Рассказ о жизни и творчестве Х.К.Андерсена.
- «Путешествие» в город Оденсе.
- Конкурс знатоков сказок Андерсена.
- Подведение итогов (рефлексия).
1. Вступительное слово учителя.
Ребята! Кто-то из вас уже хорошо знаком с творчеством Ханса Кристиана Андерсена, а кто-то прочитал всего несколько сказок. Сегодня мы узнаем немного больше о жизни и творчестве Андерсена, постараемся понять, чем отличаются сказки Андерсена от других сказок, проверим ваше знание сказок Андерсена.
Андерсен – сказочник. Но его сказки необыкновенные, они не похожи на сказки других писателей. Чтобы разобраться, в чём тут дело, мы должны вспомнить его биографию и побывать в родном городе писателя.
- Рассказ о жизни и творчестве Х.К.Андерсена.
Ханс Кристиан Андерсен родился в 1805 году в г. Оденсе на острове Фюн в семье сапожника. «Детство моё, - вспоминал он, - прошло в одной-единственной комнате, почти целиком заставленной сапожным верстаком, кроватью и раздвижной скамьёй, на которой я спал, зато стены были увешаны картинами, на комоде стояли красивые чашки, стаканы и безделушки, а над верстаком, у окна, висела полка с книгами и нотами. Тесное помещение казалось мне большим и роскошным… Из кухни вела лестница на чердак, где в водосточном жёлобе между нашим и соседским домом стоял ящик с землёй, в котором росли лук и петрушка, это был весь огород моей матери; он до сих пор цветёт в моей сказке «Снежная королева».
В детстве всё интересно и важно – цветы, и самодельные игрушки, и кукольный театр, и прогулки по городу. Интересно было рассматривать афиши, наблюдать, как иногда проходили по улицам матросы и солдаты. Но самым интересным и важным в жизни Ханса были истории, сказки, которые по вечерам рассказывали старшие. Особенно много удивительных историй знала бабушка. Её сказки были самыми замечательными, а песни, которые она пела, самыми прекрасными. Ханс внимательно слушал, запоминал, и ему самому хотелось рассказать обо всём, что приходило ему в голову.
В сказках Андерсена вещи оживают. Игрушки устраивают бал. Воротничок собирается жениться. Старый уличный фонарь важно лежит в кресле возле тёплой печки. Грифель пляшет. Фантастические существа встречаются с обыкновенными людьми. В сказках Андерсена мы видим самых разных персонажей – девочек и мальчиков, принцев и принцесс, королей и королев, писателя и студента, пастуха и аптекаря, солдата и сапожника.
За свою жизнь писатель объездил все страны Европы. А его сказки путешествуют по всему миру и сейчас.
- «Путешествие» в город Оденсе.
Чтобы лучше понять мир Андерсена и его сказок, мы совершим путешествие в его родной город Оденсе. И поможет нам в этом писательница Л.Либидинская и ваше воображение.
« Как я торопилась! Почти бегом я проходила по улицам незнакомого городка. Тоненькая голубая луна висит над Оденсе. Вот так же висела она 190 лет назад, когда здесь весенней апрельской ночью в семье бедного сапожника родился мальчик, которому дали длинное и важное имя – Ханс Кристиан.
Я бегу по пустым и по-вечернему прохладным аллеям Королевского парка. Благоухает сирень и жасмин, белеют маргаритки на газонах. Поворот, за ним улица. Маленький белый домик под красной черепичной крышей. Здесь родился Андерсен. Мы побывали тут утром, прошлись по скромным комнаткам. Разглядывали витрины с рукописями, фотографии и рисунки писателя, засушенные букетики цветов, медальоны и пожелтевшие письма.
Он был не очень счастливый человек, добрый грустный сказочник Андерсен. Он умел любить, а его любить не умели.
Как истинный художник, он требовал от любви чистоты и правды, и потому предпочёл остаться одиноким. Его мудрое сердце боялось лжи.
В музей приезжает так много посетителей со всего мира, что в 1955 году, когда праздновалось 150-летие со дня рождения Андерсена, к домику было пристроено просторное и светлое здание. Сюда привезли обстановку из копенгагенской квартиры Андерсена, где он жил последние годы. Здесь хранятся бесчисленные издания его книг на всех языках мира. И так приятно было увидеть здесь и русские издания андерсеновских книг!
Вокруг домика, где родился Андерсен, целый квартал сохранён в том виде, в каком он был в начале прошлого века. И вот я снова пришла сюда, чтобы рассмотреть каждый дом, каждое стекло, каждый камень.
Розовые, голубые, желтые, зеленые домики с разноцветными наличниками похожи на игрушечные. Промытые до блеска выпуклые стёкла окон отражают лучи солнца. На подоконниках стоят цветы и игрушки. Вот беленькая пастушка, трубочист с лестницей, фонарщик.
Стоит людям заснуть, игрушки оживут, и с ними станут совершаться необыкновенные приключения, которые сумел подсмотреть Андерсен.
Каждый, кто побывал в Дании, скажет: «Андерсен писал о том, что он видел вокруг себя.»
Ярко-зелёный домик с коричневыми наличниками. В нём всего два окна, но зато два этажа. Он очень важен, этот дом с колокольчиком над дверью, тяжёлой бронзовой ручкой и яркими цветами под самой крышей. Такие цветы росли у бабушки Герды. Может быть, в этом доме и жила героиня «Снежной королевы» Герда?
Старинные вывески: распластанная медвежья шкура и красный цилиндр. Подхожу к витрине. Конечно, цилиндрами здесь не торгуют, но перейдите улицу, и в маленькой антикварной лавчонке мы сможете приобрести и цилиндр, и позеленевшие бронзовые подсвечники, и даже первобытный телефон.
Незаметная калитка между двух маленьких домиков. За ней пустой и тихий парк. Просторные зелёные лужайки, каменные горки, заросшие яркими цветами, мостики, переброшенные через звонкие прозрачные ручейки, белые статуи, удобные скамейки. Еле слышно шелестит листва на деревьях, изредка чирикает какая-то ночная птица.
Напротив парка ресторан «Гадкий утёнок». На нём вывеска – гордый профиль лебедя, а к нему прижался гадкий утёнок. Окна в ресторане из разноцветного стекла.
Спит Оденсе. Гаснут окна в домах и загораются звёзды в небе.»
4. Конкурс знатоков сказок Андерсена.
Сказки Андерсена… Скольким людям помогали они жить! В детство детей разных стран он привёл множество новых друзей. Это и Оле-Лукойе со своими зонтиками, и бесстрашная девочка Герда, и малютка Дюймовочка, и настоящий товарищ – стойкий оловянный солдатик.
А какие сказки Андерсена читали вы, ребята? Кто из героев вам больше всего понравился и почему?
(Ответы детей.)
Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете сказки Андерсена.
Разминка
- Назовите, из каких сказок взяты эти отрывки.
«Жил-был тролль, злющий-презлющий, попросту дьявол. Как-то раз он был в хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось донельзя. Всё же плохое, безобразное, напротив, выступало всё ярче, казалось ещё хуже». («Снежная королева»)
«Дома она посадила в цветочный горшок ячменное зерно, и из него тотчас же вырос прекрасный большой цветок, похожий на тюльпан, только лепестки у него были плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона.» («Дюймовочка»)
«Много лет назад жил король, который так любил красивые и новые платья, что все деньги тратил на одежду. Он не заботился о своих войсках, не интересовался театром, не любил гулять и если ходил на военные парады, в театр или на прогулку, то лишь затем, чтобы показаться в новом платье.» («Новое платье короля»)
«Жили-были двадцать пять оловянных солдатиков. Все они родились от одной матери – старой оловянной ложки, - а значит, приходились друг другу родными братьями.» («Стойкий оловянный солдатик»)
- В какой сказке и как королева догадалась, что девушка, пришедшая во дворец, принцесса? («Принцесса на горошине»)
- Назовите героя сказки по описанию.
«В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, за плечами развевались блестящие крылышки.» (Эльф. «Дюймовочка»)
«Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и всё-таки живая. Глаза её сверкали как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни красоты.» (Снежная королева)
- В какой сказке придворные уверяли, что их король одет в роскошные одежды, хотя он был раздет? («Новое платье короля»)
- Герой какой сказки пел песенку:
Ах, мой милый Августин, Августин, Августин,
Всё прошло, всё. («Свинопас», горшочек)
- Какой герой Андерсена знает сказок больше всех на свете? (Оле-Лукойе)
1 конкурс
В музее города Оденсе мы видели разные экспонаты. Это предметы из сказок Андерсена. Сейчас я покажу вам некоторые из них, а вы должны сказать из какой они сказки и кому принадлежат.
- горошина – «Принцесса на горошине»,
- ножницы – «Новое платье короля»,
- роза – «Свинопас»,
- скорлупка грецкого ореха – «Дюймовочка»,
- бумажный кораблик – «Стойкий оловянный солдатик»,
- зонтик – «Оле-Лукойе».
2 конкурс «Что произошло дальше?»
Я вам прочитаю строки из сказки Андерсена, а вы должны сказать, что произошло дальше.
1. «Одет он чудесно: на нём шёлковый кафтан, только нельзя сказать, какого он цвета, - он отливает то голубым, то зелёным, то красным, смотря по тому, в какую сторону повернётся. Под мышками у него по зонтику!» (Один зонтик – тот, что с картинками, - Оле раскрывает над хорошими детьми; и им тогда всю ночь снятся увлекательные сказки. Другой зонтик – совсем простой, гладкий, и Оле раскрывает его над озорными детьми; ну, они и спят, как чурбаны, всю ночь, а утром оказывается, что они ровно ничего не видели во сне!»
2. «Как-то раз совсем тёмный был вечер, а солдат не мог купить себе даже свечу; и тут вспомнилось ему, что при огниве, которое он взял в пустом дереве, куда спускала его ведьма, был огарок. Достал солдат огниво с огарком и только ударил по кремню и высек огонь, как…»
(
3. «И вот с утра пораньше пошла королева в мраморную купальню, убранную мягкими подушками и чудесными коврами, взяла трёх жаб, поцеловала каждую и сказала первой…»
(«- Прыгни Элизе на голову, когда она войдёт сюда, в купальню: пусть она станет такой же тупой, как ты!» «Дикие лебеди»)
- «Утёнок опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, которые, завидев его, тоже поплыли к нему.
- Убейте меня! – сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти. Но что же увидел он в чистой, как зеркало, воде?»
(«Своё собственное отражение. И теперь он был уже не безобразной тёмно-серой птицей, а лебедем!»)
5. «И вдруг раздалось чудесное пение. Это пел живой соловей. Он сидел за окном на ветке; он прослышал про болезнь императора и прилетел утешить и ободрить его своей песней.»
(«Он пел, а призраки, обступившие умирающего императора, стали тускнеть, и в ослабевшем теле императора кровь потекла быстрее; сама смерть заслушалась соловья…»
6. «Кораблик развернуло три-четыре раза, залило водой до краёв и он стал тонуть. Солдатик оказался по шею в воде. Тут бумага окончательно расползлась, и солдатик пошёл ко дну.»
(«…но в этот миг его проглотила большая рыба.»)
3 конкурс «Собери картинку»
Две одинаковые иллюстрации разрезаны на части. Кто быстрее соберёт?
4 конкурс «Угадай сказку»
Я прочитаю набор слов из сказок Андерсена. А вы должны назвать эти сказки.
- Солнце, снег, лампа, стекло, зеркало, утро, роза, дружба, башмачки, олень; («Снежная королева»)
- Купальня, жабы, королева, братья, крапива, терпение; («Дикие лебеди»)
- Утка, яйцо, птичий двор, избушка, осень, мороз. («Гадкий утёнок»)
- Тюфяки, карета, ливень, калоши, принцесса. («Принцесса на горошине»)
- Жаба, полевая мышь, ласточка, эльф. («Дюймовочка»)
- Дупло, ветер, принцесса, собака, колыбель, солдат. («Огниво»)
5 конкурс «Стань соавтором Андерсена»
Ребята, в Оденсе часто дует сильный ветер. Однажды он ворвался в библиотеку и перепутал сказки, героев и события. Получились новые сказки. Попробуйте написать такие сказки за 5-10 минут.
(Примерный текст сказки.
Шёл солдат со службы домой, а навстречу ему Гадкий утёнок. Посадил солдат утёнка в клетку и послал прекрасной принцессе. Не понравился утёнок принцессе, отправила она его на птичий двор. Налетели на птичий двор дикие лебеди, схватили гадкого утёнка и отнесли его к Снежной королеве. Кай увидел утёнка, взял его на руки. Расплакался утёнок, обнял Кая и уговорил его бежать от Снежной королевы. Сели они в бумажный кораблик и поплыли в гости к стойкому оловянному солдатику.)
5. Подведение итогов.
Предварительный просмотр:
Путешествие по стране Лингвистике
Внеклассное мероприятие по русскому языку
Учитель: Тишкова Н.А.
д. Бекрино
2008
Тема: Путешествие по стране Лингвистике.
Цели: воспитывать любовь к родному языку;
развивать интерес к изучению языка, его изобразительных
средств;
развивать сообразительность и любознательность.
Ход работы:
- Станция «Фонетийск».
- Станция «Лексикоград».
- Станция «Словотворческ».
- Станция «Частиреченск».
- Станция «Угадайск».
Станция «Фонетийск»
Задание 1.
Капитаны команд выбирают конверт, в котором находятся метаграммы. Путём замены одной буквы в первом слове на другую нужно получить новое слово.
- С буквой «д» вперёд шагаю
От зари и до утра.
С «п» торчу, зачем – не знаю,
С «т» я людям помогаю
Даже в сильный летний зной.
С «л» всегда и всем мешаю –
Не дружите вы со мной.
- С буквой «к» - на болоте,
С буквой «б» - большой сосуд,
С «п» - на дереве найдёте,
С «т» - ищите рядом тут.
3. Утоляю вашу жажду,
пил меня, наверно, каждый.
Замените букву «с» - много сделаю чудес.
С «к» - сварю вам борщ и кашу,
С «т» - дам свет в квартиру вашу.
4. С «т» я - книга, с «с» я – рыба,
С «к» - бесформенная глыба,
С «л» - помог колоть я лёд,
С «д» - народ во мне живёт.
(Ключ к 1 заданию: 1. день – пень – тень – лень; 2. кочка – бочка – почка – точка; 3. сок – кок – ток; 4. том – сом – ком – лом – дом.)
Задание 2.
Капитаны вытаскивают скороговорки по количеству игроков в команде. Необходимо проговорить их быстро, чётко, правильно (не менее з-х раз). Засчитывается только правильное произношение.
Скороговорки: Шёл Фрол по шоссе к Саше в шашки поиграть. Шёл Егор через двор, нёс топор - чинить забор. Два дровосека, два дроворуба, два дровокола. Бобр добр до бобра, бобры добры до своих бобрят. Мама Милу мыла мылом, Мила мыться не любила.
Станция «Лексикоград»
Задание 1. (Каждая команда получает аналогичное задание.)
Дайте наиболее полное и точное толкование 2-х слов.
1 команда: ключ, язык;
2 команда: кисть, корень.
За каждое правильно и полно данное толкование - 5 баллов.
(Ключ к 1 заданию:
ключ – 1. Металлический стержень особой формы для отпирания и запирания замка. 2. Приспособление для отвинчивания или завинчивания гаек, откупоривания чего-либо, для завода чего-нибудь. 3. перен. То, что служит для разгадки, понимания чего-либо. 4. Знак в начале нотной строки.
Язык – 1. Орган вкуса и речи в полости рта. 2. В колоколе – металлический стержень, производящий звон. 3. О чём-нибудь вытянутой формы (языки пламени)
Кисть - 1. Пучок щетины, волос на рукоятке для нанесения краски, клея на что-нибудь. 2. Пучок ниток, шнурков, употр. Как украшение. 3. Разветвлённое соцветие.
Корень – 1. Подземная часть растения для укрепления в земле и для всасывания воды с питательными веществами. 2. перен. Начало, источник, основа чего-либо. (Корень зла) 3. В грамматике – главная часть слова. 4. В математике – число, которое при возведении его в определённую степень даёт данное число.)
Задание 2. Подберите синонимы к словам говорить и идти. За 5 синонимов – 5 баллов, за каждое слово свыше 5 - + 2 балла.
(Ключ ко 2 заданию.
Говорить, шептать, кричать, пищать, бормотать, сказать, промолвить, брякнуть, бурчать, бубнить, высказываться и т.п.
Идти, шагать, топать, плестись, ползти, вышагивать и т.д.)
Задание 3. «Найдите антоним». Каждая команда получает карточки с заданием: к каждому фразеологизму левой колонки найти противоположный по смыслу фразеологизм из правой колонки.
1. На руках носить. 1. С открытой душой.
2. От доски до доски. 2. Своим горбом жить.
3. Держать камень за пазухой. 3. Ворон считать.
4. На чужой шее сидеть. 4. Держать в ежовых рукавицах.
5. Лясы точить. 5. Не покладая рук.
6. Держать ухо востро. 6. Воды в рот набрать.
7. Сидеть сложа руки. 7. В руки взять.
8. От рук отбиться. 8. С пятое на десятое.
9. Во всю Ивановскую. 9. Держать язык за зубами.
(Ключ к 3 заданию.
1 – 4, 2 – 8, 3 – 1, 4 – 2, 5 – 6, 6 – 3, 7 – 5, 8 – 7, 9 – 9.)
Задание 4. В течение одной минуты команды рассматривают рисунок с изображённым фразеологизмом и отгадывают его. За каждый отгаданный фразеологизм – 2 балла.
Станция «Словотворческ»
Задание 1. Каждый участник команды получает по «корню» слова и выращивает из него дерево однокоренных слов. Каждое слово даёт команде 2 балла.
Корни: вода, рука, возить, делать, город, лес.
Задание 2. На карточках написаны отдельные части слов. Задача команд – составить возможно большее количество слов. Каждое слово – 1 балл. Если игроки могут назвать способ образования слова + 2 балла.
Корни: бег, сад, вод, гор, лож.
Приставки: пре-, при-, за-, с-, об-.
Суффиксы: -чик-, -ени-, -ик-, -а-, -е-.
Окончания: -е, -ый, -ой, -ть.
Время – 4 минуты.
Станция «Частиреченск»
Задание 1. Это домашнее задание. Игроки должны были сочинить рассказ или сказку про какую-либо часть речи.
Задание 2. Вспомните имена героев сказок А.С.Пушкина. Каждое имя – 1 балл. (Ключ ко 2 заданию. Чернавка, Соколко, королевич Елисей, царь Салтан, князь Гвидон, баба Бабариха, дядька Черномор, купеческая дочь Наташа, Балда, царь Дадон)
Задание 3. Назовите пословицы, в которых употребляются числительные. За каждую пословицу – 1 балл.
(Ключ к з заданию. Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Один в поле не воин. Один с сошкой, семеро с ложкой. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. У семи нянек дитя без глазу. Бог троицу любит. От горшка два вершка. В трёх соснах заблудился)
Станция «Угадайск»
Задание 1. «Путаница»
В каждом устойчивом выражении допущена ошибка. Участники команд должны найти ошибку и записать выражение правильно.
Крокодил в мешке. Как с совы вода. Утиная песня. Тигриная доля. Конское упрямство. Стреляный петух. Подложить барана. Барсучья услуга.
(Ключ к 1 заданию. Кот в мешке. Как с гуся вода. Лебединая песня. Львиная доля. Ослиное упрямство. Стреляный воробей. Подложить свинью. Медвежья услуга.)
Задание 2. «Перевёртыши»
В привычных нам пословицах заменены слова на противоположные. Задача участников отгадать пословицу и записать её.
- С ленью достанешь и птицу с дерева.
- Начал развлечение – работай робко.
- Отдых – ягнёнок, на поля побежит.
- Украденной кобыле под хвост заглядывают.
- Мужик на телегу – коню тяжелее.
- Брезгливость пропадёт, когда голодают.
- Великое безделье хуже крошечного бизнеса.
- Когда ближе к полю – меньше деревьев.
- У собаки сплошной пост.
(Ключ ко 2 заданию.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Кончил дело – гуляй смело. Дарёному коню в зубы не смотрят. Баба с возу – кобыле легче. Аппетит приходит во время еды. Маленькое дело лучше большого безделья. Чем дальше в лес, тем больше дров. Не всё коту масленица.)
Подведение итогов и награждение.