Аттестация 2015 - 2016
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОММЕНТАРИЙ
К ПОРЯДКУ ПРОВЕДЕНИЯ
АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Общие положения по регулированию вопросов, связанных с аттестацией педагогических работников
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 года № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» утвержден новый порядок проведения аттестации педагогических работников, зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 23 мая 2014 г., регистрационный № 32408 (далее – Порядок аттестации).
Одновременно признается утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», который до этого времени применялся в части, не противоречащей статье 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», т.е. в только в той части, которая связана с проведением аттестации для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, проводимой на основании заявления педагогического работника.
Аттестация педагогических работников с целью подтверждения соответствия их занимаемой должности с 1 сентября 2013 г. фактически была приостановлена, поскольку положения приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 209 в этой части вступили в противоречие с положениями статьи 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и применяться уже не могли, поскольку аттестационные комиссии, сформированные на федеральном уровне и на уровне субъекта Российской Федерации, со дня вступления этого закона в силу утратили право на проведение аттестации этого вида.
В то же время, аттестационные комиссии образовательных учреждений проводить аттестацию педагогических работников с целью подтверждения соответствия их занимаемой должности с 1 сентября 2013 г. не могли из-за отсутствия порядка регулирования по ее проведению.
Учитывая, что положения статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 применяются во взаимосвязи всех ее частей, то отнесение к полномочиям образовательных организаций права по формированию аттестационных комиссий не означает, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, получили одновременно право и по регулированию порядка проведения аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям.
В соответствии с частью четвертой указанной статьи определено, что порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Таким образом, Порядок аттестации утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, который в соответствии с порядком вступления в силу федеральных ведомственных нормативных правовых актов вводится в действие с 15 июня 2014 года, т.е. по истечении 10 дней после дня их официального опубликования 4 июня 2014 г. в «Российской газете» № 124.
Учитывая, что ни статья 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, ни приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 не содержит указания на возможность иного регулирования порядка аттестации педагогических работников, в том числе путем принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации положения об аттестации педагогических работников, то Порядок аттестации, утвержденный указанным выше приказом Минобрнауки России, является ведомственным нормативным правовым актом прямого действия.
Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории*(1).
3. Основными задачами проведения аттестации являются:
стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;
определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
учёт требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;
обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.
4. Основными принципами проведения аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.
III. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории
24. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию.
По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория.
Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.
25. Аттестация педагогических работников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, a в отношении педагогических работников организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - аттестационные комиссии)*(4).
26. При формировании аттестационных комиссий определяются их составы, регламент работы, а также условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.
В состав аттестационных комиссий включается представитель соответствующего профессионального союза.
27. Аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию, либо направляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет".
28. В заявлении о проведении аттестации педагогические работники указывают квалификационные категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию.
29. Заявления о проведении аттестации подаются педагогическими работниками независимо от продолжительности работы в организации, в том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
30. Заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории.
31. Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.
32. Заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого:
а) определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории;
б) осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроке и месте проведения их аттестации.
33. Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала её проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней.
34. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа ее членов.
35. Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии аттестация проводится в его отсутствие.
36. Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:
стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662*(5);
выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.
37. Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:
достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662*(5);
выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.
38. Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы, предусмотренных пунктами 36 и 37 настоящего Порядка, при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.
39. По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
установить первую (высшую) квалификационную категорию (указывается должность педагогического работника, по которой устанавливается квалификационная категория);
отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории (указывается должность, по которой педагогическому работнику отказывается в установлении квалификационной категории).
40. Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов аттестационная комиссия принимает решение об установлении первой (высшей) квалификационной категории.
При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.
Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.
41. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.
Решение аттестационной комиссии вступает в силу со дня его вынесения.
42. При принятии в отношении педагогического работника, имеющего первую квалификационную категорию, решения аттестационной комиссии об отказе в установлении высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до истечения срока ее действия.
43. Педагогические работники, которым при проведении аттестации отказано в установлении квалификационной категории, обращаются по их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.
44. На основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации педагогических работников соответствующие федеральные органы исполнительной власти или уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети "Интернет".
45. Результаты аттестации в целях установления квалификационной категории (первой или высшей) педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.
46. Квалификационные категории, установленные педагогическим работникам, сохраняются до окончания срока их действия при переходе в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации.
Сфера применения Порядка аттестации
В отличие от прежнего порядка проведения аттестации педагогических работников, утвержденного приказом Минобрнауки России от 24 марта 2010 г. № 209, который не применялся к педагогическим работникам негосударственных (частных) образовательных учреждений, а также к педагогическим работникам учреждений здравоохранения, социального обслуживания и иных организаций, не являющихся государственными или муниципальными образовательными учреждениями, новый Порядок аттестации применяется при аттестации педагогических работников всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность за исключением должностей педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, т.е. распространяется непосредственно на педагогических работников образовательных организаций, а также организаций, осуществляющих обучение (далее – организация).
В целях настоящего Порядка аттестации к организациям, осуществляющим образовательную деятельность в соответствии с пунктом 20 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.
К педагогическим работникам, к которым применяется Порядок аттестации, относятся работники, замещающие должности педагогических работников, поименованные в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678.
Следует отметить, что в соответствии с новым Порядком аттестации может проводиться аттестация тех педагогических работников, которые замещают эти должности по совместительству в той же или иной организации, а также в случаях, когда должности педагогических работников замещаются в порядке совмещения должностей, т.е. наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором (к примеру, наряду с основной работой в должностях руководителей организаций, их заместителей, руководителей структурных подразделений, а также наряду с основной работой в других должностях в той же организации (далее в целях аттестации – также педагогические работники).
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для работы с Перечнями критериев и показателей для оценки профессиональной деятельности педагогических работников, аттестуемых в целях установления квалификационной категории (высшей или первой) по должности «учитель», в межаттестационный период
Автор-составитель:
Кидалинская А.К.,
доцент кафедры управления
образовательными системами
ГБОУ КК ККИДППО, к.п.н.
Краснодар
2014
СОДЕРЖАНИЕ
№№ | Наименование разделов, тем | Стр. |
Пояснительная записка | 3 | |
1 | Пакет аттестационных документов | 5 |
2 | Всесторонний анализ профессиональной деятельности в межаттестационный период педагогических работников образовательных организаций по должности «учитель» | 7 |
2.1 | Раздел 1. Результаты освоения обучающимися образовательных программ | 7 |
2.2 | Раздел 2. Выявление и развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности | 8 |
2.3 | Раздел 3. Личный вклад в повышение качества образования. | 10 |
Пояснительная записка
В соответствии с порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - Порядком проведения аттестации) (утвержден приказом министерства образования и науки РФ от 07.04.2014 г. N 276), аттестация педагогических работников, проводимая по желанию педагогических работников, имеет целью установление квалификационной категории (первой или высшей). Аттестация является действенным механизмом совершенствования педагогических кадров и направлена на стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста, повышение эффективности и качества педагогической деятельности.
В период аттестации группа специалистов проводит всесторонний анализ профессиональной деятельности педагога на основе сформированного в межаттестационный период пакета аттестационных документов, т.н. портфолио, который зачастую оказывается недостаточно полным и аргументированным. В связи с этим специалистами ГБОУ Краснодарского края ККИДПО «Краснодарский краевой институт развития образования» были разработаны методические рекомендации для работы с Перечнями критериев и показателей для оценки профессиональной деятельности педагогических работников, аттестуемых в целях установления квалификационной категории (высшая) по должности «учитель» (далее – Перечни или Перечни критериев и показателей).
Перечни разработаны в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Приказом Минобрнауки РФ 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», Постановлением Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ (от 08.10.2013 № 544н) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)».
Использование Перечней как инструмента анализа профессиональной деятельности педагога закреплено Приказом Министерства образования и науки Краснодарского края (от 22.09.2014 №4111) «Об утверждении перечней критериев и показателей для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности аттестуемых педагогических работников образовательных организаций Краснодарского края».
С целью максимального отражения специфики профессиональной деятельности, выявления балльных порогов первой и высшей квалификационных категорий перечни были размещены на сайте ККИДППО, прошли обсуждение на заседаниях рабочих групп по разным педагогическим должностям. Рассматриваемый перечень критериев и показателей по должности «учитель» направлен на оценку профессиональной деятельности учителя в межаттестационный период.
Для успешного прохождения аттестации педагогических работников государственных, муниципальных и частных образовательных организаций с целью установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой, высшей) каждому аттестуемому педагогу необходимо:
- изучить содержание Перечня по своей должности и сформировать пакет аттестационных документов, подтверждающий уровень квалификации педагога, куда вкладываются документы и материалы, отражающие результаты профессиональной деятельности педагога в межаттестационный период, за последние 5 лет или менее, за фактически отработанный период;
- заполнить формы для заполнения Перечней с целью определения количества баллов на заявленную квалификационную категорию (первая квалификационная категория – 170 баллов, высшая квалификационная категория – 240 баллов).
Разделы формы для заполнения Перечней критериев и показателей для оценки профессиональной деятельности педагогических работников, аттестуемых в целях установления квалификационной категории (первой и высшей) по занимаемым ими должностям, заполняются согласно той деятельности, которую они провели за межаттестационный период и которую можно документально подтвердить.
- Пакет аттестационных документов
Пакет аттестационных документов предназначен для оценки уровня профессионализма работника и представляет собой набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения. Пакет аттестационных документов, как правило, представляет собой файловую папку-накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, рукописные и прочие материалы) в соответствии с установленной в Перечне структурой.
Представленные в пакете аттестационных документов материалы рассматриваются как свидетельства профессионализма педагога, поэтому педагогу рекомендуется в первую очередь познакомиться с Перечнем критериев и показателей, отражающим все аспекты профессиональной компетентности педагога.
Существует определенный порядок формирования пакета аттестационных документов педагогических работников. Алгоритм деятельности по накоплению, сбору и самоанализу аттестационных документов приводится ниже.
Пакет аттестационных документов учителя в структурном плане представляет собой два неравноценных блока информации:
I. Титульный лист
II. Аттестационные документы по разделам, подразделам и пунктам Перечня критериев и показателей по должности «учитель».
Титульный лист содержит в себе информацию документального плана о педагогическом работнике, это:
- фамилия, имя, отчество аттестуемого педагогического работника;
- должность, преподаваемый предмет, направленность (для педагогов дополнительного образования);
- место работы (в соответствии с Уставом образовательной организации);
- образование (наименование образовательной организации/учреждения, год окончания, полученная специальность и квалификация по диплому);
- стаж педагогической работы (лет) в данной должности (лет), в данной образовательной организации (лет);
- награды (государственные, ведомственные), звания, ученая степень, ученое звание;
- заявленная квалификационная категория.
В соответствии с требованиями п. 36 Порядка проведения аттестации первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:
- стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662"Об осуществлении мониторинга системы образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4378);
- выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
- личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе
методических объединений педагогических работников организации.
В соответствии с требованиями п. 37 Порядка проведения аттестации высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:
- достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662;
- выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
- личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной; активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.
Структура и содержание Перечней критериев и показателей разработаны строго в соответствии с требованиями Порядка проведения аттестации к первой и высшей категориям.
2. Всесторонний анализ профессиональной деятельности педагогических работников образовательных организаций по должности «учитель»
2.1. Раздел 1. Результаты освоения обучающимися образовательных программ
Первый раздел отражает выполнение аттестуемым общепедагогической функции педагогической деятельности – функции обучения и выражается в непосредственных результатах обученности - предметных достижениях обучающихся, которые отслеживаются на разных административных уровнях: образовательной организации, муниципалитета и региона.
Для должности учитель и некоторых других педагогических должностей этот раздел является обязательным для заполнения, поскольку отражает сущность их профессиональной деятельности.
- Итоги мониторингов, проводимых организацией
Первый подраздел отражает результативность образовательного процесса на уровне образовательной организации и включает в себя три вида мониторингов: «Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых образовательной организацией (для учителей начальных классов – предмет по выбору учителя: математика или русский язык», «Результаты выполнения классом (классами) диагностических работ по предмету, проведенных на муниципальном уровне» и «Результаты выполнения классом (классами) диагностических работ по предмету, проведенных на краевом уровне».
Качество знаний обучающихся по итогам школьного мониторинга раскрывается на основе данных мониторинга, который проводится в соответствии с планом внутришкольного контроля образовательной организации. Это могут быть контрольные работы, срезы, тесты по предмету. Результаты мониторинга предоставляет учителю руководитель (заместитель руководителя) образовательной организации.
В учебных программах учителей некоторых предметов (предметная область технология, рисование и др.) до недавнего времени не предусматривалось проведение контрольных работ, хотя контроль знаний осуществлялся в процессе практических и творческих работ. Сейчас, в связи с требованиями Порядка аттестации, учителя, по чьим предметам не проводятся муниципальные и региональные мониторинги, должны проявлять инициативу, помнить о необходимости мониторинга, творчески подходить к выбору форм и содержания контроля по своему предмету.
1.2 Итоги мониторингов, проводимых системой образования
Второй подраздел отражает результаты мониторингов, проводимых системой образования в порядке, установленном постановлением от 05.08.2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования», при наличии показателей. Последнее означает, что мониторинги, проводимые системой образования, касаются не всех учебным предметам, а лишь тех, по которым предполагается сдача ЕГЭ или ОГЭ. Это результаты аттестации лиц, обучающихся по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования.
В конце Перечня помещены ссылки, разъясняющие сроки и порядок выбора учителем класса: «При оценке предметных достижений обучающихся учитываются результаты одного учебного года из аттестационного периода и одного класса по выбору учителя, при этом учитель заполняет один из пяти пунктов:
- п. 1.2.1 или 1.2.2, если учитель имел выпускной класс (классы), учащиеся которого сдавали ЕГЭ или ОГЭ по предмету, в которых принимали участие не менее 30 % от общего числа обучающихся, или класс (классы), учащиеся которого систематически ежегодно сдают предмет в форме ЕГЭ или ОГЭ;
- п. 1.1.3., если по предмету проводились краевые диагностические работы, в которых принимали участие не менее 30 % от общего числа обучающихся в классе (классах);
- п. п. 1.1.1. или 1.1.2. во всех остальных случаях в зависимости от наличия диагностических работ по предмету на муниципальном уровне».
Что касается учителей коррекционных школ, то все рекомендации по критериям и показателям, а в некоторых случаях и инструкции по деятельности учителя коррекционной школы (класса) при формировании портфолио обозначены в перечнях звездочкой.
Различия между первой и высшей категорий отражены в уровне результатов обученности детей: для первой категории это - стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ, для высшей - положительная динамика результатов освоения образовательных программ. Эксперты, привлекавшиеся к работе над составлением Перечней, посчитали, что это различие должно быть подкреплено и разным количеством баллов: поэтому для первой категории предусмотрено 30 баллов, а для высшей – 40 баллов по первому разделу.
2.2. Раздел 2. Выявление и развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной
деятельности
Выявление у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности осуществляется следующими методами: педагогическое наблюдение (в том числе включенное), беседы с родителями, с коллегами, анализ учебной документации - журнала успеваемости, оценочных ведомостей и др.; развитие способностей заключается в педагогической поддержке детей, стимулировании их участия в мероприятиях научно/учебно-соревновательного плана – конкурсах, олимпиадах, выставках и т.п.
Содержание раздела одинаково как для первой, так и для высшей категорий и представлено пятью критериями, касающимися, наряду с функцией обучения, оценки качества выполнения таких важнейших функций педагогической деятельности, как воспитательная и развивающая деятельность. Достижения учителя в выполнении воспитывающей и развивающей функции находят свое отражение в личностных достижениях обучающихся. Следует отметить, что учитываются только те достижения обучающихся в мероприятиях (олимпиадах, конкурсах, выставках, конференциях, соревнованиях и т.д.), в подготовке к которым участвовал аттестуемый педагог.
Критерии 2.1. «Научно-исследовательская, научно-практическая и проектная деятельность обучающихся», 2.2. «Результаты участия обучающихся во Всероссийских и международных, в том числе заочных и дистанционных конкурсах и олимпиадах, определяемых ежегодными приказами министерства образования и науки РФ» и 2.3. «Результаты участия обучающихся или команды обучающихся в соревнованиях, творческих очных и заочных конкурсах и т. д., не имеющих официального статуса» дают большой простор учителю для учета учебных и творческих достижений обучающихся.
Аттестуемому необходимо отдавать предпочтение конкурсам, имеющим солидный официальный статус, в отличие от конкурсов коммерческого плана, нацеленных иногда больше на извлечение прибыли от участия детей, чем на развитие их способностей. Для того, чтобы определить статус конкурса (фестиваля, олимпиады и т.п.), необходимо внимательно прочитать положение о конкурсе и найти наименование организатора (инициатора) конкурса, из чего станет ясен характер мероприятия. Статус конкурса можно определить также по бланку сертификата (грамоты, благодарности и т.п.), на которых должны быть указаны реквизиты организатора конкурса.
Критерий 2.4. «Результаты участия обучающихся в международных экзаменах (тестировании)" касается пока что только учителей иностранных языков. Засчитывается международное тестирование, проводимое в рамках международных конкурсов «Кенгуру», «Бульдог» и др.
Критерий 2.5. «Результаты участия обучающихся в разработке и реализации социально значимых проектов различной направленности» предполагает, что сам учитель знаком с технологий социального проектирования, разрабатывает сам, вовлекает детей в разработку, защиту и реализацию социально значимых проектов, нацеленных на решение социально значимых проблем, перечень которых практически необозрим. Приведем примеры: профилактика отклоняющегося поведения (социального сиротства, алкогольной/никотиновой/наркотической и иной зависимостей) среди подростков; помощь престарелым и одиноким гражданам; озеленение округа, города, станицы; формирование толерантного сознания детей в полиэтнических общностях; социальная адаптация сирот; пути взаимодействия социума и школы; пропаганда русского романса и мн.др. Перечислить социальные проблемы практически невозможно, поскольку в разных населенных пунктах их перечень может варьироваться. Но общим является их социальная значимость и неумение/неспособность социума или власти справиться с ними.
2.3. Раздел 3. Личный вклад в повышение качества образования
Учитель вносит личный вклад в повышение качества образования посредством совершенствования методов обучения и воспитания, продуктивного использования новых образовательных технологий; осуществления методической деятельности, обобщения, распространения и транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной; активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, в профессиональных конкурсах и значимых для социума мероприятиях.
Указанный раздел является самым обширным в перечнях, он состоит из 3-х подразделов, отражающих логику и систему саморазвития педагога в профессиональной деятельности:
3.1. Совершенствование методов обучения и воспитания (для первой) / и продуктивного использования новых образовательных технологий (для высшей категории),
3.2. Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности (для первой) /в том числе экспериментальной и инновационной (для высшей категории);
3.3. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организации (для первой), /в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса (для высшей категории).
И в этом разделе сохраняется тот же подход, что и в предыдущих разделах: для высшей категории уровень требований гораздо глубже и предполагает работу не ниже зонального или регионального уровней.
Рассмотрим подробнее содержание и особенности оценивания показателей в подразделах.
3.1. Совершенствование методов обучения и воспитания / и продуктивного использования новых образовательных технологий
В данном подразделе представлено 4 критерия.
3.1.1. Владение современными образовательными технологиями
3.1.2. Применение информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных технологий
3.1.3. Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в процессе обучения»
3.1.4. Создание здоровьесберегающих условий для обучающихся.
В показателях по данным критериям отражается владение тремя выделенными важнейшими типами образовательных технологий и эффективное применение их в практической деятельности. Для получения баллов по всем трем показателям достаточно представить не менее 5-ти конспектов уроков / занятий (распечатка на бумажном носителе), демонстрирующих обоснованное и эффективное применение педагогом всех трех указанных типов образовательных технологий. Для наглядности используемые на уроке технологии можно выделить цветными закладками или иным образом отметить наличие трех указанных типов технологий в тексте конспектов. По этим же открытым урокам представляются не менее 10-ти отзывов, отражающих эффективность использования образовательных технологий по трем критериям. Обязательный минимум баллов по каждому из трех показателей: 5 - для первой и 10 – для высшей категории.
Конспект урока разрабатывается на основании рабочей программы. При его оформлении обязательно должны быть выделены цели, задачи и этапы урока, отображено взаимодействие учителя и обучающихся в достижении результатов.
Отчет об использовании образовательных технологий включает описание актуальности использования технологии, реализуемых целей, возможностей и целесообразности применения их в конкретных условиях, указание показателей, по которым отслеживается эффективность применения, и результатов исследования эффективности применения.
Критерий 3.1.3 Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в процессе обучения предполагает оценку работы учителя с готовыми или созданными им самим цифровыми образовательными ресурсами. Владение современными информационными технологиями, грамотное использование цифровых образовательных ресурсов формирует умение учителя работать в современной информационной среде и использовать ресурсы и технологии в образовательном процессе для успешной профессиональной деятельности педагогов.
Цифровой образовательный ресурс (далее – ЦОР) – образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. ЦОР может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения. ЦОР подразделяется на мультимедийные, программные продукты, изобразительные, аудио, текстовые, электронные аналоги печатных изданий. В самом общем случае к ЦОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плейера.
Все многообразие ЦОР условно можно подразделить на информационные источники и информационные инструменты.
В образовательном процессе учитель может использовать как простые информационные источники (звук, изображение, текст, видеоматериалы, модели), так и комплексные, содержащие простые информационные источники, связанные с гиперссылками (например, мультимедиа энциклопедии).
Информационный инструмент учебной деятельности – это программный продукт, позволяющий производить активные действия над информационными источниками (объектами), создавать их, менять, связывать, передавать и т.д.
К педагогическим ЦОР также относятся электронные учебные издания и электронные учебные материалы, возможности которых мноообразны. Учитель может сам разработать ЦОРы, а может использовать уже готовые. К примеру, CD-диски – приложения к действующим УМК по предметам, приравниваются к лицензионным продуктам.
Для повышения интереса к предмету, развития творческих способностей обучающихся учителем могут быть созданы тематические презентации, тесты, модули проверки знаний по предметам, сценарии, учебные видеофильмы, тренинги, методические рекомендации, программы, базы данных учебного назначения и другие многообразные электронные образовательные продукты.
В списке используемых ЦОР и электронных образовательных продуктов необходимо указать, были ли данные разработки представлены коллегам (на уровне образовательной организации, муниципального района, региона), была ли проведена их экспертиза, апробация.
3.2. Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности (для первой) /в том числе экспериментальной и инновационной (для высшей)
В Российской педагогической энциклопедии понятие педагогического опыта определяется как «совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебно-воспитательной работы; основа профессионального мастерства учителя; один из источников развития педагогической науки».
В этом определении отражена триединая природа педагогического опыта: опыт как образец хорошей работы педагога; опыт как деятельность, в которой нашли воплощение выводы научных исследований или успешное применение технологий другого опыта; и опыт как новаторство, предполагающее собственные педагогические находки, авторские методики, открытие нового педагогического знания.
Сущность передового педагогического опыта состоит в нахождении наиболее оптимальной и продуктивной взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса.
3.2.1.Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
На различных этапах профессиональной деятельности учитель прибегает к обобщению педагогического опыта.
При обобщении опыта на основе анализа и синтеза информации, полученной в результате отбора, изучения, классификации, выделения главного, выявляются особенности и новизна в опыте, основные результаты выражаются в письменной форме.
В показателях по критерию должны найти отражение способы разрешения педагогических проблем, достижения учителя, перспективы дальнейшей работы. Критерий предполагает работу с опытом не ниже муниципального уровня (для первой категории) и зонального – для высшей, поскольку уровень образовательной организации относится к функциональной деятельности учителя. И только выход за пределы ОО дает право говорить о распространении своего опыта, хотя уровень ОО является обязательным этапом и условием обобщения опыта.
Показателем по этому критерию являются публикации в печати о собственном опыте работы, методические, дидактические материалы, размещение методических материалов на сайтах и в сетевых сообществах (за межаттестационный период);
Документы, подтверждающие результаты по показателю:
- ксерокопия титульного листа печатного издания, страница «содержание» сборника, в котором помещена публикация, интернет адрес, скриншот или сертификат;
- титульный лист, лист с выходными данными, с обозначением решения соответствующего органа на публикацию.
Третий показатель данного критерия касается передового педагогического опыта и его размещения в муниципальном, региональном банках ППО.
Между тем в описании педагогического опыта часто выступает лишь один элемент (главным образом методы и средства обучения и воспитания), связь между всеми компонентами отсутствует.
Можно выделить критерии передового педагогического опыта:
- научная обоснованность опыта и его преемственность с достижениями педагогической науки и практики: опора на принципы, законы и закономерности педагогики, психологии и методики предмета;
- высокая результативность в обучении, воспитании и развитии обучающихся;
- творческая новизна опыта, новаторских начинаний педагога;
- актуальность темы опыта, ее перспективность;
- стабильность достижения высоких результатов с помощью оригинальных подходов, технологий, методик и др.
3.2.2. Инновационная деятельность в профессиональной области
Инновационная деятельность педагогов ориентирована на совершенствование и обновление психолого-педагогических, научно- и учебно- методических, организационных условий развития системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ. Педагоги, аттестующиеся на первую и высшую категорию, способствуют развитию системы образования, что предполагает их участие в конкурсе инновационных продуктов/проектов, официально инициируемых на муниципальном (для первой категории)/региональном (для высшей категории) уровнях и направленных на развитие вполне определенных аспектов образования муниципалитета/региона.
Проектная деятельность входит в разряд инновационной деятельности. Она направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, на поиск практических путей решения конкретных жизненно важных проблем и способствует развитию креативности личности, творческих способностей, логического мышления, соединяет знания, полученные в ходе образовательного процесса, со способами их практического применения.
Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых подходов в обучении и воспитании, обновление образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов.
Инновационная деятельность, проводимая в рамках муниципальных экспериментальных площадок, также может считаться инновационной, но лишь в тех случаях, когда проекты прошли защиту и презентацию на региональных конкурсах инновационных проектов (например, на ежегодном конкурсе ККИДППО "Инновационный поиск" и др.).
3.2.3. Результаты рейтинга среди обучающихся (кроме С(К)ОО YII, YIII вида), родителей, педагогического сообщества
Данный критерий упрощен и не предполагает проведения рейтинговых исследований, процедур, что определено в системе оценки по данному критерию: за отсутствие мотивированных обращений родителей по результатам деятельности педагога ему начисляется 10 баллов.
3.3. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организации, (в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса (для высшей категории)
Основная цель методической работы - создание условий, способствующих повышению эффективности и качества образовательного процесса.
Решение задач, обеспечивающих достижение основной цели методической работы, осуществляется в формах учебно-методической, научно-методической и организационно-методической работы.
Учебно-методическая работа направлена на совершенствование методики обучения, воспитания, непосредственное методическое обеспечение образовательного процесса, внедрение в него рекомендаций, выработанных в результате выполнения научно-методической работы, повышение уровня педагогической компетентности.
Научно-методическая работа имеет главной целью, на основе проведения педагогических исследований и обобщения передового опыта, перспективное развитие процесса обучения и воспитания, совершенствование его содержания и методики преподавания, поиск новых и обновление традиционных методов, форм и средств обучения.
Организационно-методическая работа включает в себя мероприятия по управлению методической работой.
Количество баллов по данному разделу зависит от качества и систематичности методической деятельности учителя.
3.3.1. Совершенствование учебно-методической базы преподаваемого предмета
Критерий предполагает владение учителем компетенцией разработки педагогической продукции самого разного плана: программ, рекомендаций, разработок, учебных пособий, сборников дидактического или сценарного материала и т.д. Подтверждением значимости педагогической продукции является положительная рецензия, оформленная в соответствии с установленными требованиями: для 1-ой категории достаточно рецензии муниципального уровня, для высшей требуется рецензия не ниже регионального уровня.
3.3.2. Демонстрация уровня профессионализма собственно педагогической и методической деятельности
Критерий представлен двумя показателями: «Результативность участия в профессиональных конкурсах учителей-предметников, классных руководителей» и «Результативность участия в профессиональных конкурсах педагогических разработок», отражающими уровень методической зрелости педагога, его способности к рефлексии, самопрезентации, созданию новых педагогических продуктов и их представлению.
Участие в профессиональных конкурсах способствует совершенствованию учительского корпуса. Учитель может участвовать в конкурсах, отражающих различные аспекты педагогической деятельности (образовательный, воспитательный) и реализующихся в различных формах (очной, заочной, очно-заочной, дистанционной, сетевой и т.п.).
При оценке некоторых показателей встречаются формулировка: при победе в различных конкурсах баллы суммируются, а при участии в одинаковых – поглощаются. Это обозначает, что при условии участия/победы в муниципальном, региональном, федеральном уровнях одного конкурса засчитывается наивысший уровень. При участии в различных конкурсах баллы суммируются.
3.3.3. Уровень квалификации, позволяющий осуществлять экспертную деятельность
Критерий подкреплен развернутым показателем, это: работа в предметных подкомиссиях в качестве эксперта ЕГЭ, ГИА-9, жюри конкурсов, предметных олимпиадах регионального, муниципального уровней, участие в экспертных группах по аттестации, судейство на соревнованиях и конкурсах, в качестве эксперта по разработке и оценке методических и иных материалов. Если учитель осуществлял разные виды экспертной деятельности или одну и ту же деятельность, но в разные сроки, при наличии подтверждающих документов баллы суммируются.
3.3.4. Организационно-методическая работа
Критерий включает работу в качестве тьютора, учителя-апробатора новых учебно-методических комплексов, руководителя методического объединения, методического совета учителей ОО, территории. Таким образом, сюда включены основные виды организационно-методической деятельности, возможные для учителя первой или высшей категории.
Суммируются баллы по каждому виду деятельности, подтвержденной соответствующими документами (локальными актами организации, программами, планами работ и др.).
3.3.5. Исполнение функций наставника
Критерий имеет показатель «Достаточный профессионализм и личностные качества, позволяющие работать в качестве наставника молодых учителей», что оценивается 30 баллами при предъявлении соответствующего локального акта.
Если в течение межаттестационного периода учитель являлся наставником нескольких молодых педагогов и это подтверждено документами, баллы суммируются. Если учитель являлся руководителем педагогической практики студентов и представил документ, подтверждающий этот факт, это приравнивается к исполнению функций наставника.
3.3.6. Дополнительная консультативно-методическая деятельность Критерий предполагает работу в составе школьного консилиума (ПМПк) (для учителя общеобразовательной школы) и работу в составе муниципальной ПМПК (для учителя коррекционной школы/классов).
4. Повышение квалификации
Аттестация педагогических кадров не зависит напрямую от повышения квалификации педагогов. Однако освоение образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ способствует повышению уровня профессиональной компетентности педагогов, оказывает влияние на результативность их деятельности.
Если учителя-предметники работают по ФГОС ООО, они обязаны проходить курсы повышения квалификации в объеме 108 часов. Если учитель еще не работает по ФГОСам, то ему засчитываются курсы объемом 72 часа.
Для остальных категорий педагогов - учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, преподавателей, мастеров п/о и др. - также достаточно курсов повышения квалификации в объеме 72 часа.
Засчитываются курсы повышения квалификации, пройденные в очном, заочном, очно-заочном и дистанционном режимах в том случае, если организация имеет лицензию на образовательную деятельность, а тематика данных курсов отражена в приложении к лицензии.
5. Отраслевые награды
Аттестация отдельной категории педработников, претендующих на имеющуюся у них квалификационную категорию в связи с
истечением срока её действия, проводится аттестационной комиссией министерства образования и науки Краснодарского края двумя путями: либо на основе письменного представления руководителя ОО, в котором указаны сведения о результатах профессиональной деятельности аттестуемого, либо в порядке, установленном федеральным правовым актом.
Требования к оформлению публикаций для педагогов, претендующих на первую, высшую квалификационную категорию.
- Количество публикаций в межаттестационный период – 1-2.
- Публикация должна быть посвящена педагогическим, психологическим, технологическим и иным профессиональным проблемам образования и путям их решения.
- Публикация может входить в сборник методических, дидактических или иных психолого-педагогических материалов.
- Публикация может быть написана в соавторстве.
- Публикации статей в Интернет могут быть учтены в том случае, если сайт имеет официальную регистрацию СМИ.
- Для высшей категории публикации должны быть размещены в источниках, имеющих региональный статус: например, "Кубанская школа", «Педагогический вестник Кубани» или быть опубликованы в сборниках научно – практических конференций регионального, межрегионального, федерального или международного уровня проведения.
Качество публикаций (для размещения на сайте или для представления в издательство) должно быть подтверждено рецензией не ниже муниципального уровня (для первой категории), регионального (для высшей категории) (например, рецензии предметных кафедр ККИДППО, ссузов и вузов).
Эксперт анализирует публикации по следующим показателям:
1. соответствие содержания публикаций заявленной проблеме, которая должна отражать основную профессиональную деятельность аттестуемого;
2. актуальность;
3. глубина проработки материала;
4. педагогическая ценность и возможность использования описанного опыта педагогическим сообществом.
Требования к проведению мастер - класса
Мастер-класс – одна из эффективных форм распространения передового педагогического опыта.
Мастер-класс рассматривается как средство передачи педагогом-мастером концептуальной и практической сторон собственной системы работы, предполагающей комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу, непосредственно от мастера к учителям-ученикам.
Мастер-класс является разовой формой работы.
Цель: создание условий для полноценного проявления профессиональных компетенций аттестуемым.
Задачи:
- обобщение опыта работы аттестуемого по определённой проблеме;
- распространение аттестуемым своего опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер - класса;
- популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников.
Мастер-класс представляется педагогическим работником на взрослой аудитории. Состав аудитории численно не может быть менее пятнадцати человек. По желанию аттестуемого мастер-класс может предполагать работу с залом, когда в работу включены десятки участников. Специалисты по всестороннему анализу профессиональной педагогической деятельности могут присутствовать только в качестве наблюдателей.
Длительность мастер-класса не должна превышать 40 минут.
Результативность уровня практической деятельности аттестуемого оценивается по одному проведенному мастер-классу.
По окончании работы с аудиторией аттестуемый имеет право пояснить модель мероприятия, дать самоанализ проведенного мастер-класса. При возникновении у присутствующих вопросов – ответить на них.
Для формирования целостного представления о качестве и результативности проведенного мастер-класса присутствующие могут обратиться к участникам мероприятия с просьбой прокомментировать отношение к предмету обсуждения, полезность занятия и т.д.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования
Департамент государственной политики в сфере общего образования
Люсиновская ул., д. 51, Москва, 117997. Тел. (499) 237-42-44 E-mail: d08@mon.gov.ru
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования
О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования
В связи с участившимися обращениями педагогических работников в адрес Минобрнауки России по вопросу о соответствии имеющегося у них уровня образования (квалификации) квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям педагогических работников организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования, Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (далее - Департамент) разъясняет.
В соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Учитывая, что применение профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утверждённого приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н, в соответствии с приказом Минтруда России от 25 декабря 2014 г. № 1115н «О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г.
№ 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» предусмотрено только с 1 января 2017 года, то при решении вопросов, связанных с квалификационными требованиями, предъявляемыми к педагогическим работникам, следует руководствоваться:
Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утверждённым приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. №761н с изменением, внесённым приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. № 448н (зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638) (далее - квалификационные характеристики должностей работников образования);
пунктом 23 приложения к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее - Порядок аттестации).
Согласно разделу III «Требования к квалификации» квалификационных характеристик должностей работников образования лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.
Таким образом, согласно указанным выше нормативным правовым актам и разъяснениям к ним следует считать, что лица, имеющие, например, высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» (квалификации - «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы», «Историк. Преподаватель истории» и т. д.) и (или) в области, соответствующей преподаваемому предмету (специальности - «Русский язык и литература», «История» и т. д.), отвечают квалификационным требованиям, предъявляемым соответственно к учителям русского языка и литературы, учителям истории и обществознания и т. д.
Кроме того, необходимо учитывать, что отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности при его аттестации, если представление работодателя, на основании которого аттестационная комиссия выносит решение, содержит положительную мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению обязанностей, возложенных на него трудовым договором.
Департамент также обращает внимание на то, что пункт 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования позволяет по рекомендации аттестационной комиссии назначать на соответствующие должности лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объёме возложенные на них должностные обязанности1.
К этой категории могут относиться, в частности, воспитатели из числа слушателей педагогических классов, которым была присвоена квалификация «Воспитатель детского сада», учителя технологии, имеющие квалификацию «Инженер-технолог» (независимо от специальности), и т. д. Критериями соответствия данных педагогических работников занимаемым ими должностям, прежде всего, являются не только квалификации, указанные в документах о профессиональном образовании, но и результаты их профессиональной деятельности, практический опыт, компетентность, а также выполнение качественно и в полном объёме возложенных на них должностных обязанностей.
Пункт 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования необходимо применять с учётом пункта 8 Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утверждённого постановлением Минтруда России от 9 февраля 2004 г. № 9 (в редакции приказа Минздравсоцразвития России от 25 октября 2010 г. №921н), не использующего слова «в порядке исключения», что нашло свое отражение в пункте 23 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждённого приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276.
Необходимо также иметь в виду, что в соответствии с пунктом 23 Порядка аттестации вынесение рекомендаций работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объёме возложенные на них должностные обязанности, относится к компетенции аттестационных комиссий организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Департамент просит довести данную информацию до руководителей и педагогических коллективов организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования.
Заместитель директора Департамента
С.С. Шадрин (499)236-15-58
О квалификационных требованиях к педагогическим работникам - 08
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРИКАЗ Минобрнауки РФ 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 « "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций »
Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Министерства труда и социальной защиты РФ (от 08.10.2013 № 544н) «Об утверждении профессионального стандарта « Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»
Приказ Министерства образования и науки Краснодарского края (от 22.09.2014 №4111) « Об утверждении перечней критериев и показателей для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности аттестуемых педагогических работников образовательных организаций Краснодарского края»
Утверждены «Перечни критериев и показателей для оценки профессиональной деятельности педагогических работников, аттестуемых в целях установления квалификационных категорий (первой и высшей)» (приложение № 1-40) Форма заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагогических работников, аттестуемых на установление квалификационной категории (приложение № 41)
Воспитатель (включая старшего) Инструктор-методист (включая старшего) Инструктор по труду Инструктор по физической культуре Концертмейстер Мастер производственного обучения Методист (включая старшего) Музыкальный руководитель
Педагог дополнительного образования Педагог-библиотекарь Педагог-организатор Педагог-психолог Преподаватель Преподаватель-организатор ОБЖ Руководитель физического воспитания Социальный педагог Старший вожатый Тренер-преподаватель (включая старшего)
Учитель Учитель-дефектолог Учитель-логопед
Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории ( АК МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)
Проводится по желанию педагогического работника Устанавливается первая или высшая квалификационная категория на 5 лет Продлению не подлежит
Не зависит от продолжительности работы в организации (в том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком)
Высшая КК ( впервые ) – не ранее чем через 2 года после установления первой КК ( по той же должности ) Высшая ( истек срок ) – заявление можно подать ( по той же должности )
Требования к первой КК (п.36) 1. Результаты освоения обучающимися образовательных программ 1.1. Стабильно положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга, проводимых организацией 1.2. Стабильно положительные результаты … по итогам мониторинга системы образования (постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662)
2. Выявление развития способностей у обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности 3. Личный вклад в повышение качества образования .., активное участие в работе методических объединений 4. Повышение квалификации 5. Отраслевые награды
Требования к высшей КК (п.37) 1. Результаты освоения обучающимися образовательных программ Достижения обучающихся положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга, проводимых организацией Достижения обучающихся положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования (постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662)
2. Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности , участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях 3. Личный вклад в повышение качества образования …, в том числе экспериментальной и инновационной деятельности
Активное участие в работе методических объединений, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах 4. Повышение квалификации (1 раз в три года) 5. Отраслевые награды
Оценка профессиональной деятельности педагога Результаты работы (п.36 или п. 37) Деятельность связана с соответствующим направлением работы
Структура экспертного заключения Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта
Мониторинг (постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662)
ДОУ содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам дошкольного образования информационное обеспечение условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; создание безопасных условий при организации образовательного процесса
Участие педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей безопасность и психологическую комфортность пребывания детей в ОУ (группе) реализацию образовательных программ дошкольного образования учет возрастных особенностей детей
учет образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми потребностями в обучении, других категорий детей условия для инклюзивного образования (при наличии)
Учитель-логопед, учитель-дефектолог, учитель (ГБС(К)ОУ) Обеспечение индивидуального сопровождения детей с ОВЗ (пример индивидуального образовательного маршрута или карты индивидуального развития ребенка, заверенные руководителем ОУ)
Положительная динамика в коррекции развития обучающихся с ОВЗ (аналитическая справка о результатах коррекционной работы (за 2-3 года), заверенная руководителем образовательного учреждения)
ОУ (начальное, основное, среднее общее образование) результаты аттестации лиц, обучающихся по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования информационное обеспечение создание безопасных условий при организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях
Профессиональное образование учебные и внеучебные достижения обучающихся лиц и профессиональные достижения выпускников организаций, реализующих программы среднего профессионального образования информационное обеспечение создание безопасных условий при организации образовательного процесса
Дополнительное образование содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным программам информационное обеспечение учебные и внеучебные достижения лиц, обучающихся по программам дополнительного образования детей создание безопасных условий при организации образовательного процесса
Дополнительное профессиональное образование содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса информационное обеспечение профессиональные достижения выпускников организаций ДПО создание безопасных условий при организации образовательного процесса
ФЗ-273 «Закон об образовании РФ»
Нормативные документы Повышение квалификации (ФЗ-273 «Закон об образовании РФ») Отраслевые награды Указ Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2010 № 580 «О знаках отличия в сфере образования и науки».
2. Установить, что в государственную наградную систему Российской Федерации входят: Почетные звания Российской Федерации : "Народный учитель Российской Федерации"; "Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации"; "Заслуженный учитель Российской Федерации» Медаль «Ветеран труда» Медаль «За доблестный труд»
3. Установить, что юбилейные медали Российской Федерации, награды, учреждаемые федеральными органами государственной власти и иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными и религиозными объединениями, не являются государственными наградами Российской Федерации.
Ведомственные знаки отличия медаль К.Д. Ушинского; нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации»; нагрудный знак «За милосердие и благотворительность»; почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации; благодарность Министерства образования и науки Российской Федерации.
Учет ранее существовавших званий, почетных знаков и знаков (значков) СССР, РСФСР, Российской Федерации, которыми награждались работники сферы образования за заслуги и достижения в соответствующих областях образования, в том числе знака «Отличник просвещения СССР», «Отличник просвещения РСФСР», «Отличник народного просвещения», «Отличник народного образования СССР», «Отличник профессионально-технического образования РСФСР», «Отличник профессионально-технического образования Российской Федерации», звания «Заслуженный учитель школы РСФСР», «Заслуженный учитель школы Российской Федерации», «Заслуженный учитель профессионально-технического образования Российской Федерации», «Заслуженный мастер профессионально-технического образования Российской Федерации.
Региональные Звания «Заслуженный учитель Кубани» Грамоты и благодарности: Министерства образования и науки РФ – 20 баллов; Министерства образования и науки Краснодарского края – 15 баллов; Отраслевых министерств – 10 баллов; муниципальные – 5 баллов.
Информационное сопровождение
Информационное сопровождение
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ