страничка музыкального работника

Разумеева Ирина Вячеславовна

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         

       Разного характера танцы, музыкальные игры, двигательные упражнения  помогают ребенку понять содержание музыки, освоить ее непростой язык. Взрослый с помощью игр со словом в состоянии грамотно помочь детям овладеть выразительными движениями .                                                      

Тексты игры можно не заучивать с ребенком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие – это выразительное , как бы на распев , ритмичное произнесение текста.

       Текст любой игры можно специально использовать для  развития у ребенка ритма. Его воспроизвести в хлопках.

   

   Например, пользуясь слогом «та» для выражения более долгого звука и « ти» для более короткого , одновременно хлопая в ладоши, воспроизводим следующий ритмический рисунок текста …..

         Солнышко, солнышко,

           Выгляни в окошко:

          Твои детки плачут,

                По камушкам скачут.

Та    ти- ти        -                 та   ти-ти -

Ти-ти ти-ти  -              та    та     -

Ти-ти ти-ти  -               та    та     -

Ти-ти ти-ти -                та    та     -

   

Ход  игры.

       На 1-ю и 2-ю строчки текста взрослый вместе с ребенком выполняет частые полуприседания  - «ПРУЖИНКИ» - и одновременно хлопает в ладоши.

Под текст 3-й и 4-й строчек выполняются  легкие ПРЫЖКИ с одновременными хлопками в ладошки.

Пояснение: Текст произносится в медленном  темпе , нараспев , с ярко выраженной метрической пульсацией, без остановок, ускорений и замедлений. Нисходящая интонация голоса приходится на каждую сильную долю:

    Солнышко,    солнышко,

   Выгляни  в   окошко и т. д.

        

Цель: Способствовать улучшению артикуляции, развитию выразительности речи с помощью манипуляций рук и мимических упражнений.

Ритмическая игра «Ипподром».

Кони выходят на старт!(дети имитируют топот копыт шлепками по коленям)

На старт! Внимание! Марш! ( постепенно ускоряя «бег»- более частыми шлепками)

Барьер! (1 хлопок)

Двойной барьер! (2 хлопка)

Бежим по мостовой! ( попеременно ударяем ладонями по ключицам)

Бежим по траве! (трут ладонями о ладонь)

По болоту! ( подносят указательные польцы к уголкам рта, попеременно двигая                                         их вверх-вниз, всасывая ртом воздух).

Вот видна трибуна! ( шлепки по коленям)

Скоро финиш! (шлепки ускоряются)

Финиш! ( все кричат «ура» и «вытирают пот»)

Пальчиковая игра «Раз – цветочек»

Раз – цветочек, два – цветочек, ( поочередно показывают ладошки с растопырен-ными пальцами)

Ежики, ежики (сжимают и распрямляют пальцы)

Наточили, наточили (скользящие движения ладонь о ладонь)

Ножнички, ножнички.(скрещивают перед собой руки)

Побежали, побежали («бегают» пальцы по ладони)

Зайчики, зайчики. ( показывают «ушки зайцев» над головой)

Ну-ка , вместе, ну-ка, дружно: ( «дирижируют» указательными пальцами)

«Девочки!», ( кричат девочки)

«Мальчики!» (кричат мальчики)

Психогимнастика « Лучик»

К солнышку потянулись,

Лучик взяли,

К сердцу прижали,

Людям отдали

И улыбнулись!

Пробуждение.

Цель: развитие дикции , артикуляции.    

Листочки на ветках шуршали,        «ш-ш-ш» голосом тихо

Капельки в гости звали.

Капельки к ним прилетели        «кап-кап» с нисходящей интонацией

И звонкую песню запели.

"От звона проснулся ветер        «у-у» с изменением звуковысотности, помочь рук

И разбудил всех на свете:

Кошку, а с ней и котенка,        «мур-р-р, мяу» в разных голосовых регистрах

-Спавшего в люльке ребенка,        «уа-уа-уа»

Болотных зеленых лягушек        «ква-ква»

-И даже ворчливых старушек,        «бу-бу-бу»

-Злую собаку,        «гав-гав»

назойливых мух.        «з-з-з-з»

Вскоре проснулся петух.

Звонко пропел он:        «Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!»

И заблестела роса на лугу.        «о» точечно отрывисто на любых звуках в высоком регистре

Солнышко тоже проснулось        все запели «а» каждый на своей высоте звука

И ласково всем улыбнулось.        улыбнуться всем.



Предварительный просмотр:

Тема: « Развитие ладового слуха у детей старшего дошкольного возраста.»

(консультация для воспитателей)

        Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Надо прежде всего воспитывать у ребенка музыкальное ухо и эмоциональную отзывчивость – два важных компонента музыкальности. Вне их невозможности приобщить ребенка к этому прекрасному миру, невозможно и целостное развитие личности. Вот почему уже в дошкольном детстве надо развивать музыкальность у всех детей, независимо от тех возможностей , которыми они обладают от природы.

         Главнейший показатель музыкальности – эмоциональная отзывчивость на музыку. Простейшие сенсорные способности в этой области являются базой для становления более сложных , основных: ладовысотного слуха и чувства ритма. Этот комплекс способностей проявляется при восприятии музыки в слуховых представлениях , в исполнении и творчестве. Музыкальность предполагает наличие запросов, интересов, связанных с разнообразными художественными произведениями, с разными видами музыкальной практики.

        Музыка выступает перед ребенком в разной своей форме , и путь формирования ее восприятия своеобразен. Вначале в первые месяцы жизни, на ребенка музыкальное звучание воздействует, как таковое, чисто импульсивно, вызывая ощущение оживления или покоя. Позднее уже ребенок прислушивается к музыке как к эмоционально- смысловому содержанию, радуясь, грустя в зависимости от характера музыкальных образов. И лишь позднее ребенок воспринимает выразительный смысл музыкальных средств. В какой бы простой форме ни выступали эти качества восприятия , они всегда показатели эстетического начала в самой музыке и соответственно этому в переживании ребенка. Музыка передает и вызывает такие чувства , переживания , какие подчас не находят своего полного детального словесного выражения. Может быть понято и объяснено основное содержание музыкального произведения, его основная идея, развертывающаяся  во времени , характер этого развития. Но так как данное содержание раскрывается специфическими музыкальными средствами (мелодией, гармонией, ритмом , ладом, темпом, и т. д.) , то для его понимания необходимо иметь представление о выразительном значении всех этих средств. Таким образом , понимание музыкального произведения предполагает осознание его идеи , характера , настроения переданными специфическими средствами музыкальной выразительности.

       

          Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение , мог сопоставить музыкальные образы , мы обращаемся к музыкально- дидак-тическим играм . Дети при этом легко и с желанием отвечают на вопросы по прослушанной мелодии: « Это музыка веселая и быстрая» или   « музыка медленная и печальная» и т. д. Кроме того, применение музыкально- дидактических игр дает возможность детям несколько раз слушать одно и то же произведение в ненавязчивой форме.

        Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста используются различные игрушки , которые могут «разговаривать», «двигаться» с детьми. Такая игровая форма обучения нравится детям , они активно включаются в разговор с ними.

        С детьми старшего возраста можно провести игру « В лесу». В  кармашки планшета вставляются различные картинки ,  соответствующие содержанию песни , пьесы. Дети  могут встретиться в этой игре и с Чебурашкой, и с крокодилом Геной , и с Винни-Пухом. Таким образом можно включить в эту игру и непрограммные произведения. Причем ребята должны не только узнать песни о любимых героях мультфильмов, но и определить характер музыки.

         Для закрепления пройденного материала в разделе слушания музыки хорошо использовать в группах старшего возраста музыкально- дидактическую игру « Найди нужную иллюстрацию». Ребятам нравится угадывать знакомую мелодию , подбирать иллюстрации по ее содержанию. И если кто-нибудь затрудняется в выборе картинки , то многие готовы прийти на помощь. Обычно дети узнают произведение уже по вступлению. Например, ребенок выбирает иллюстрацию с танцующими детьми  после прослушивания « Детской польки» М. Глинки. А вот на картинке грустная девочка, и в руках у нее кукла. Ребенок поднимает эту картинку , прослушав «Болезнь куклы» П. Чайковского.

       

         Для развития у детей навыков восприятия музыки можно использовать и другие дидактические игры: « Солнышко и туча» , « Весело – грустно» ,  « Подбери музыку» , « Найди нужную картинку» , «Ленточки или мячи», и т. д.

Но сначала прочтите детям сказку Е. Королевой « Два брата» о двух основных ладах музыки: мажоре и миноре. Один из них окрашивает произведение в грустные , печальные тона ( минор) , другой любит яркие , веселые , жизнерадостные краски ( мажор).  Познакомившись со сказкой , ребенок легче отличит мажорное по настроению звучание музыкального произведения от минорного. Дать детям представление о понятиях « мажор»,  « минор».

          В своей работе с детьми я старалась создать условия для соотнесения эмоционально- двигательного и слухового опыта с музыкальными понятиями «мажор» и « минор». Развивала творческое воображение и способности детей к построению ассоциативных аналогий между собственными сенсорными ощущениями (слуховыми, эмоционально- двигательными, зрительными) и звуковыми, пластическими, графическими образами. Путем объединение различных ощущений: зрительных, слуховых, двигательных в процессе музицирования развивалась целостно музыкальность.

          В игре «Веселый карнавал» предлагалось детям найти подходящую маску для появившихся гостей , которым предшествовала соответствующая музыка (яркая- мажорная и печальная- минорная), из нескольких разложенных на столе. Маски с изображением различных эмоций .

         Исполняя песню « Два утенка» Е. Попляновой , дети двигались в соответствии с контрастными образами : один утенок шагает вперевалочку энергично, другой – вяло , грустно, вытирая слезы. Обязательное условие этой театрализации – разное мышечное состояние тела у веселого утенка и грустного.

          Небольшая сценка по стихотворению В. Данько « Опасные очки», разыгранная между двумя детьми и взрослым , дают детям понять , что не нужно грустить , когда рядом друг .

           В игре « Угадай-ка» , дети, прослушав музыкальный отрывок , отгадывают какого оно настроения , подняв табличку с нужной картинкой     ( веселую или грустную).

          Дети не только слушают музыку , но и исполняют песни , разного характера , с использованием соответствующих движений. После чего предлагается им подобрать соответствующую иллюстрацию к каждой песне, объяснив, почему именно она подходит.

           Для игры на детских музыкальных инструментах хорошо подходит музыка Н.Френкель « В октябре» и « Пляшут зайцы». Обе песенки предназначены для игры на металлофоне или ксилофоне. На первых занятиях песенки играет взрослый , а дети отвечают на вопрос: какая из песенок написана в миноре , а какая в мажоре, на последующих занятиях играть и петь песенки может ребенок-ведущий. Игрой в настоящий оркестр может послужить «Марш» Е. Марченко. Яркая , образная музыка этой небольшой пьесы отражается в шумовой аранжировке, которая подчеркивает контраст мажорной и минорной частей.

            Танцы и импровизация движений  как нельзя лучше подходят для завершения занятия . детям предлагаются две танцевальные мелодии : одна в миноре, а другая в мажоре. Например, « Итальянская полька С. Рахманинова и « Детская полька»  П. Чайковского. Минорное звучание  придает музыке легкость, изящество, утонченность, полетность и т. д. Предлагается детям импровизация танца под « Итальянскую польку» с различными атрибутами: лентами, шарфиками.

              Затем внимание детей обращаем на характер польки, написанной в мажоре. Чем отличается ее характер? С какими атрибутами удобно под нее двигаться? ( С мячами , обручами, просто двигаться парами) Предложить свободную пляску под мажорную польку. После чего разделить группу на две подгруппы ,предложив, одним ленточки , а другим мячи, со звучанием соответственной музыки дети импровизируют.

                В конце занятия дети высказываются , какая полька им больше понравилась и почему.

                В результате таких занятий у детей развивается ладовый слух, комплексно развивается музыкальноть  в практике творческого музицирования , происходит эмоционально-сенсорное знакомство с понятиями «мажор» и «минор».



Предварительный просмотр:

Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника 

( консультация для воспитателей)

Важное значение в возникновении у детей игры особого рода театрализованной имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но текст используется здесь более свободно, чем в театрализованной игре; детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей.

Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает свое дальнейшее развитие театрализованная игра.

Оба вида игры развиваются параллельно, но с\р игра достигает своего пика у детей 5-6 лет, а театрализованная у детей 6-7 лет.

Исследователи отмечают близость с\р и театрализованной игры. В с\р игре дети отражают впечатления, полученные из жизни, а в театрализованной игре из готового источника (литературно-художественного). В с\р игре инициатива детей направлена на создание сюжета, а в театрализованной на выразительность разыгрываемых ролей. Деятельность детей в с\р игре является ориентировочной и не может быть представлена для показа зрителю, а в театрализованной игре действие может быть показано зрителю: детям, родителям.

Не секрет, что многие дети страдают от неустойчивого внимания, испытывают трудности при ориентировке в пространстве, у них недостаточно развита познавательная деятельность, наблюдается нарушение грамматического строя речи, недостаточность фонетико-фонематического восприятия, незрелость эмоционально-волевой сферы.

Дети, склонные к тормозным процессам, проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость. Детям с повышенной возбудимостью не хватает внимания, сосредоточенности.

И, как показывают практические наблюдения, особая роль в повышении умственной активности, совершенствовании речевых навыков, развитии психических процессов, повышении эмоциональной активности принадлежит театрализованным играм.

Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий:

* приобщать детей к театральному искусству, начиная с просмотров спектаклей в исполнении взрослых.

Чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяют детям осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре.

* Педагог должен осознанно выбирать художественное произведение для работы. Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Чем меньше ребенок, тем определённые, акцентированнее должно быть чтение, направленное на артистичность, искренность и неподдельность чувств педагога, являющихся для детей образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.

* Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации.

При рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинах. («Что с ним? Почему он плачет?» и т. д. )

При организации игр можно использовать фланелеграф (особенно на начальных этапах). Так, особенно эффективно использовать фланелеграф для составления сезонных сказок: например, на небе появилась тучка, из нее сыплются сестрички-снежинки, они покрывают землю белым пушистым покрывалом. Можно использовать настольный театр кукол, в котором четко фиксируются различные ситуации. Особенно много сценок можно разыграть с куклами бибабо.

* Необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих авторских сюжетов).

* Учиться творчеству можно только при поддержке взрослых, в том числе и родителей.

Рекомендуемые формы работы с родителями: проведение досугов, тематических вечеров «Любимые сказки», «Театральные встречи», бесед, консультаций, домашнее сочинение сказок и различных историй и их разыгрывание, совместное изготовление атрибутов, костюмов.

Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста включают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время от времени возникающую потребность в уединении. Поэтому в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а так же «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «порепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации и т. д.

В группе для детей 2-4 лет должен быть уголок ряженья и игрушки-животные для театрализации сказок. В группе детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров, а так же разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям. В целях учета поло-ролевых особенностей детей оборудование зоны для театрализованной деятельности должны отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.

Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию.

Участвую в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.

Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры.

В театрализованных играх развивается творческая активность детей. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои.

Полезно использовать любые моменты в жизни группы для упражнений в различном интонировании слов (радостно, удивленно, грустно, тихо, громко, быстро и т. д. ) Так у детей развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи.

В театрализованной игре дети имитируют движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность рече-двигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения.

От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры.

Итак, театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

  • В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
  • Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;
  • Происходит развитие различных анализаторов;
  • Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.
  • Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
  • Развивается эмоционально-волевая сфера;
  • Происходит коррекция поведения;
  • Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
  • Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
  • Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.



Предварительный просмотр:

КАК  организовать музыкально - сенсорное развитие ребенка дома.

( консультация для родителей)

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. « Но отсутствие раннего проявления способностей, -подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов,- не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей». Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Музыкально- сенсорное развитие ребенка осуществляется только в  процессе разнообразной исполнительской деятельности- пении, музыкально- ритмической деятельности, игре на детских музыкальных инструментах. Для успешного развития музыкальной деятельности в руках у ребенка должен быть инструмент.

Интерес к инструментам неиссякаем. Легкость игры, способность инструментов тотчас же откликаться на прикосновение чудесными звуками располагают и побуждают детей к игре на них. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то,  что они могут сами извлекать из них столь красивые звуки.

Знакомьте детей с музыкальными и немузыкальными звуками. Пусть они изучают возможности звучания разных предметов (деревянных палочек, брусочков, металлических ложечек, емкостей, наполненных разным сыпучим материалом и по –разному звучащих, крышки кастрюль, связки ключей).

В развитии музыкально- сенсорных способностей у детей помогают музыкальные игры. Одна из простых игр - «Аплодисменты» (запоминание прохлопанного ритма). Вы прохлопываете ритм, а ваш ребенок пробует повторить. С каждым разом ритм должен усложняться…Можно использовать какие-нибудь смешные присказки или поговорки, проговаривая их ритмически организованно. Эта игра развивает не только чувство ритма, а также память и внимание.

Более сложным примером игры является игра «Стукалки» с применением каких-либо музыкальных инструментов. Но не пугайтесь, под инструментами подразумевается все, из чего можно извлечь звук, все, по  чему можно стукнуть или чем можно произвести какой-либо шум, звон, дребезжание или даже шорох. Все подойдет: деревянные ложки, палочки, металлические столовые приборы, какие-нибудь трещотки, детские погремушки.

Попробуйте использовать разные по тембру материалы – деревянные шкатулочки или коробочки, металлические банки и кастрюли, принесенные с кухни . Стучать по ним можно металлическими палочками или ложками.

Собственно, эта игра является продолжением первой. Только задача усложняется тем, что теперь  развивается и тембровую память. Вы  должны придумать , простучать или пробренчать какой-либо ритм. Для начала используйте только два тембра. Например, железными палочками вы  должны часть рисунка отстучать по деревянной поверхности, а часть – по металлической. При повторении  ваш ребенок  может исполнить сначала просто ритм без изменения тембра, а потом как можно точнее проиграть с использованием тех же самых предметов и тембров тот же самый ритм с «перебивкой» тембра в тех же местах. Так же вы можете придумать из того, что у вас  есть под рукой, аккомпанемент к любому произведению.

Самостоятельные занятия детей , а также занятия, совместно  с родителями на музыкальных инструментах (металлофонах, синтезаторах, электрогитарах , барабанах и т. д.) способствуют развитию у ребенка музыкального и ритмического слуха, усидчивости, внимания и памяти.

          В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы. На основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.



Предварительный просмотр:

«Осеннее путешествие»

НОД с элементами театрализованной деятельности

в подготовительной группе.

   ЦЕЛИ:

  • Закрепить имеющиеся знания детей об осени, показать красоту осени через произведения искусства (классической музыки, картин художников)

  •  Формирование у детей творческих способностей,  заинтересованности  в театрализованной постановке, исполнения  ролей, в  результате работы и передачи образов в самостоятельной деятельности.

ЗАДАЧИ:

  • Развивать эмоциональную отзывчивость ребенка на музыку композиторов классиков. Воспринимать музыкальное произведение, способствовать формированию осознанного отношения к содержанию, характеру произведения.
  • Формировать певческие умения и навыки. Развивать музыкальные способности: вокальные, певческие навыки, музыкально – ритмические  движения, передача музыкально – игровых образов.
  • Способствовать развитию творческой активности.
  • Развивать выразительную речь, речевое дыхание, правильную артикуляцию.
  • Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
  • Общую и мелкую моторику.
  • Развивать двигательную активности, ориентировку в пространстве.
  • Расширять кругозор, обогатить словарный запас.
  • Совершенствовать умение создавать образы с помощью жестов и мимики.
  • Развивать интерес к сценическому искусству. Умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом.
  • Развивать психические функции: память, слуховое внимание, образное мышление, наблюдательность, фантазию, воображения.

Воспитательная задача:

1. Воспитывать любовь к классической музыке

2.Создать теплое, радостное настроение на занятии, развивать способность чувствовать и передавать другим эмоциональную теплоту и радость.

3. Воспитывать самостоятельность. Активность, чувство товарищества.

Приобщать детей к искусству.

Предварительная работа:

Наблюдения в природе, рассматривание листьев, чтение стихов об осени, разучивание песен, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, чтение книг, рисование осенних пейзажей, игра на музыкальных инструментах.

Индивидуальная работа.

Оборудование : осеннее оформление, разноцветные листья по количеству детей, портрет композитора П.И. Чайковского, иллюстрации, костюмы для детей.

   ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:  музыка, коммуникация  (развитие речи), познание, художественное творчество, чтение художественной литературы.

Ход .

1.Звучит музыка, дети входят в музыкальный зал,

останавливаются на середине.

  Муз.рук.: Придумано кем-то мудро и просто

                   При встрече здороваться: «Доброе утро»

                   Доброе утро звери и птицы

                   Доброе утро улыбчивым лицам

                    Пусть доброе утро до вечера длится!

        - Ребята, я хочу поздороваться с вами песенкой: 

        -Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте, ребята!(поет)

Дети: Здравствуйте!  (поют)

Муз.рук.: Теперь поздороваются ладошки- прохлопайте слово «Здравствуйте» (дети хлопают).

Муз.рук.: А теперь ножки. (дети выполняют).

Муз.рук.: Вот художник, так художник,

                    Все вокруг  позолотил.

                   Даже самый грустный дождик

                   Эту краску не отмыл.

                   Отгадать загадку просим,

                   Кто художник этот ?

Дети:  Осень!

Муз.рук.: Осень заканчивается, и чтобы еще раз полюбоваться ее красотой я предлагаю отправиться в осеннее путешествие.

                Тихо, тихо рядом станем

                Входит музыка в наш дом

                В разукрашенном наряде,

                Разноцветном, расписном

(Осень в домике плачет- изображает слезы на металлофоне)

Муз.рук.: Ребята, кажется это сама Осень слезы проливает.

                       (Осень выходит из  домика, вытирает слезы)

Осень:    Здравствуйте (вытирает слезы)

Муз.рук.: Здравствуй, волшебница Осень. Что же ты такая грустная,

Осень:    Хмурая погода,

                Дождик на дворе,

                Птицы улетели

                Грустно стало мне.

- Говорят, что Осень –это самая грустная пора..

  Муз.рук.: Кто сказал, что Осень, грустная пора? Послушай, какую замечательную песню тебе дружно споют ребята.

               

                 Песня: «Кто сказал, что Осень, грустная пора?»

Осень:   Спасибо, ребята за песню.

                          Волшебницею прихожу я в гости

                          И радую своею красотой.

                          Я, словно фея добрая , природе

                          Дарю наряд багряно-золотой.

- А вам я подарю свои осенние листочки  ( листочки разложены на полу)

                (дети становятся по кругу)

Муз.рук.: Ребята, давайте сосчитаем листочки…

Пальчиковая игра «Раз – листочек…»

Раз – листочек, два – листочек, ( поочередно показывают ладошки с растопырен-ными пальцами)

Ежики, ежики (сжимают и распрямляют пальцы)

Наточили, наточили (скользящие движения ладонь о ладонь)

Ножнички, ножнички.(скрещивают перед собой руки)

Побежали, побежали («бегают» пальцы по ладони)

Зайчики, зайчики. ( показывают «ушки зайцев» над головой)

Ну-ка , вместе, ну-ка, дружно: ( «дирижируют» указательными пальцами)

«Девочки!», ( кричат девочки)

«Мальчики!» (кричат мальчики)

Муз.рук.: Ребята, возьмем листочки и закружимся с ними под осенний вальс.

Танец с осенними листьями

Осень: Какие вы дружные ребята. У меня есть  знакомый, старичок-Лесовичок.

Ох и веселый он, а тут вдруг загрустил, где-то спрятался,  и мне без него  скучно.

Я слышала,  вы путешествуете по осеннему лесу. Может, вы его найдете? А путь-дорожку вам укажут мои осенние листочки.

 (Осень заходит в домик)

2.Дети пошли в комнату природы.

Их встречает старичок-Лесовичок.

Лесовик: Вижу, вижу, хорошие ребята ко мне пожаловали. Здравствуйте!

Муз.рук.: Здравствуйте! А вы кто такой?

Лесовик: Как кто!

Я старичок-Лесовичок

В бороде травы пучок.

Я хожу с клюкой вокруг,

Стерегу и лес и луг.

За все, что происходит в лесу

Я ответственность несу!

А вы кусты ломаете? (нет)

А цветы бросаете? (нет)

Вы природу любите? (да)

А зверюшек обижаете? (нет)

Молодцы!

- О-ОХ….

Муз.рук.: А что же ты так вздыхаешь, мы от волшебницы Осени тебе привет принесли, скучно ей одной.

Лесовик: А мне думаете не скучно, все в лесу уж к зиме готовятся, торопятся, у всех дела, а звуки леса  и послушать не с кем, а еще и рисовать я люблю…(показывает на картины)

Муз.рук.: А давай вместе с нами  музыку осеннего леса слушать…

Она поможет нарисовать перед нами картины природы, подражая ее звукам и голосам и передавая настроение.

Лесовик: А как это?

 Муз.рук.: Мы сейчас закроем глаза и представим это красивое время года –Осень .

Звучит музыка( Антонию Вивальди «Времена года» «Осень»(отрывок)

Муз.рук.: Ребята, какая музыка по характеру?

Дети: Спокойная, ласковая, нежная…

Муз.рук.: А о чем рассказала вам музыка?

Дети: Музыка рассказала нам об осени. Светит солнышко, деревья стоят красивые с желтыми, красными листочками. Легкий ветерок играет с листочками, кружит их в воздухе.

Какая из картин Лесовичка подходит к этой музыке. (дети выбирают)

Муз.рук.: Вот послушайте другое произведение. Закрывайте глаза.

П.И.Чайковский «Времена года» «Осеннняя песнь» (отрывок)

Муз.рук.: Я вижу вы узнали эту музыку! Назовите автора и название произведения.

Дети: П.И.Чайковский «Осеннняя песнь»

Муз.рук.: Какой характер музыки?

Дети: Грустная, печальная, жалобная, тоскливая.

Муз.рук.: Что можно представить когда слушаешь эту музыку?

Дети: Музыка изображает картину поздней осени. Листья облетели с деревьев, идут дожди, дует сильный ветер.

Какая из картин Лесовичка подходит к этому произведению.(дети выбирают)

Муз.рук.:И поднял нас ветер всех.

Проводится логоритмическое упражнение.

Ветерок листвой шуршит
Шу-шу-шу, шу-шу-шу. 
В трубах громко он гудит
У-у-у, у-у-у. 
Поднимает пыль столбом
Бом-бом-бом. 
Дует он везде кругом
Гом-гом, гом-гом. 
Рассердилась туча злая, 
И закапал мелкий дождь. 
Капля падает за каплей 
набежало много слёз.

Капли вправо, капли влево,
Словно всех косой косил. 
Ливень туча посылает, 
И стеной вода течёт. 
Где бы спрятаться от ливня?
Зонтик нас раскрытый ждёт.


(Потирают ладони)

(Делают хлопки ладонями над головой)

(Топают ногами)

(Хлопают по коленям)
(Постукивают кулаком о кулак)
(Постукивают пальцем одной руки о ладонь другой руки)

(Показывают ладонями чашу слёз)

(Показывают ребром ладони дождь сверху вниз)

(Показывают по диагонали сверху вниз влево и вправо)

(Ладони двигаются от себя)
(Ладони двигаются вниз)  

 (Показывают зонт руками).

Муз.рук.:Лесовичок,  мы для тебя приготовили музыкальный подарок

3.Дети заходят в спортивный зал

Хоровод: «Калинушка»

Лесовик: Спасибо, вам ребята, с вами мне было очень интересно.

В моем волшебном лесу происходят разные чудеса, хотите узнать какие?

Я вас приглашаю на сказочную поляну.

4.Дети заходят в театральную студию.

Лесовик: Я скажу волшебные слова и мы увидим сказку:

« Дождь сильней иди, иди. Гриб скорей расти, расти»

«Лесной зонтик»

Музыкально – театрализованная композиция по мотивам сказки

                                       В. Сутеева «Под грибом»

Действующие лица: Мухомор, Мышка, Ёжик, Заяц, Медведь, Дождик.

Ведущий: На полянке возле ёлок,

                   Где широк лесной простор,

                   В красной шапочке в горошек

                   Вырос стройный Мухомор.

                                 Под музыку Мухомор растёт.

Ведущий: Тучка по небу гуляла,

                   В одиночестве скучала…

                   Тучка думала, гадала,

                   Чем ей землю удивить?

                    И тогда она решила

                    С неба дождик лить и лить.

 Дождик под музыку двигается по залу, машет прозрачными «салютиками».

Дождик: Распугал я всех зверей.

                 Прячьтесь звери поскорей!

                                    Дождик убегает.

Ведущий: Из – под мокрого кусточка,

                  Из – под жёлтого листочка

                  Мышка бедная бежала,

                  Очень жалобно пищала.

                              Под музыку бежит Мышка.

Мышка: Пи – пи- пи, пи- пи- пи,

                 Мухоморчик, помоги!

                 Спрячь меня под шляпку.

                Видишь, как мне зябко!

Ведущий: Мухомор не удивился,

                  Низко шляпой поклонился

                  И сказал:

Мухомор: Иди, иди, спрячься, дождик пережди!

                         Мышка прячется под шляпку Мухомора.

Ведущий: Мышка юркнула под шляпку,

                   Мухомор погладив лапкой,

                   Пропищала:

Мышка: Хорошо! Как тут сухо и тепло!

Ведущий: Вдруг из леса на полянку,

                   К мухомору напрямик

                   Выскочил промокший Зайка,

                   Весельчак и озорник.

        Под музыку выбегает Зайка, отряхивает, моет ушки, мордочку.

Ведущий: К Мухомору прискакал,

                   Очень вежливо сказал:

Зайка:  Мухоморчик, помоги,

              От дождя убереги,

              Спрячь меня под шляпку,

              Видишь, как мне зябко!

Ведущий: Мухомор не удивился,

                  Низко шляпкой поклонился,

                  И сказал:

Мухомор: Иди, иди, спрячься, дождик пережди!

                         Зайка прячется под шляпку Мухомора.

Ведущий: Прыгнул Заинька под шляпку,

                   Мухомор погладил лапкой,

                   А потом обнял за ножку…

Зайка: мне тепло уже немножко.

Ведущий: Между сосен, между ёлок

                   Катится клубок иголок.

                   Колючий с головы до ножек,

                   Конечно, это серый Ёжик.

                              Под музыку бежит Ёжик

Ёжик: Мухоморчик, помоги, промочил я сапоги,

             Спрячь меня под шляпку

             Видишь как мне зябко.

Ведущий: Испугались Зайка с Мышкой.

Заяц и Мышка: Ты уколешь, Ёжик, нас!

Ведущий: Мухомор сказал:

Мухомор: Трусишки! Подрасту сейчас для  вас!

         Под музыку Мухомор растёт(ребёнок Мухомор встаёт на пенёк)

Ведущий: Ёжик спрятался под шляпкой,

                  Мухомор погладил лапкой.

                  И сказал он:

Ёжик: Красота! Тут такая высота,

             Даже очень интересно,

             Нам втроём совсем не тесно!

Ведущий: Вдруг валежник затрещал,

                   Полетели шишки.

                   К Мухомору подошёл

                   Косолапый Мишка.

                             Под музыку идёт Медведь.

Медведь: У-у-у, у-у-у! Всех сейчас я разгоню.

                  Не хочу я с вами жить, не хочу ни с кем дружить!

                           Мухомор обнимает зверюшек.

Ведущий: Мухомор ему в ответ:

Мухомор: Для тебя здесь места нет!

                    Уходи – ка, косолапый,

                   Не маши сердито лапой.

Ёжик: Не боимся мы его,

            Хоть большой и страшный.

            Нет сильнее ничего

            Крепче дружбы нашей!

Зайка: Негде скрыться на поляне,

             Мокнет Мишка под дождём.

             Драчуну и забияке

             Нету места под грибком!

Ведущий: И пошло Медведю впрок, ёжика ученье.

                  Он решил у всех зверят

                  Попросить прощенья.

Медведь: Вы, друзья меня простите,

                  Под грибок скорей пустите.

                  Буду с вами мирно жить,

                  Буду с вами я дружить.

Мухомор: Заходи, тебе мы рады,

                   Больше ссориться не надо.

                      Медведь встал под шляпку Мухомора.

Медведь: Друг за друга, без сомненья,

                  Мы сумеем постоять.

                  Так давайте веселиться,

                  Песни петь и танцевать.

      Песня: «Песенка друзей»

                Всем советуем дружить,          

                  Ссориться не смейте.

                  Без друзей вам не прожить

                  Ни за что на свете!

                     

Осень: Все вы-добрые друзья!

             Вы всех с радостью спасали

             И в обиду не давали.

              Дружба верная сплотила

             От дождя вас всех укрыла.

Муз.рук.: А наше Осеннее путешествие подошло к концу .

                Красавица Осень прощается с нами

                И красок своих не жалеет она.        

                Прольется на землю косыми дождями,

                За Осенью снова вернется зима.

Аннотация содержания НОД с элементами театрализованной деятельности

«Осеннее путешествие»

в подготовительной группе.

 

Тематическое занятие, с элементами театрализованной деятельности, направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку композиторов – классиков, музыкального слуха, голоса, чувства метроритма, развитие творческой способности, воображения.

ЦЕЛИ:

  • Закрепить имеющиеся знания детей об осени, показать красоту осени через произведения искусства (классической музыки, картин художников)

  •  Формирование у детей творческих способностей, воображения, заинтересованности  в театрализованной постановке, исполнения  ролей, в  результате работы и передачи образов в самостоятельной деятельности, развивать  эмоциональную отзывчивости на музыку композиторов – классиков, музыкальный слух, голос, чувство метроритма .  

Все задачи реализуются через игровые ситуации, через различные виды музыкальной деятельности: музыкально-ритмические движения, слушание, пение, танец. 

ЗАДАЧИ:

  • Развивать эмоциональную отзывчивость ребенка на музыку композиторов классиков. Воспринимать музыкальное произведение, способствовать формированию осознанного отношения к содержанию, характеру произведения.
  • Формировать певческие умения и навыки. Развивать музыкальные способности: вокальные, певческие навыки, музыкально – ритмические  движения, передача музыкально – игровых образов.
  • Способствовать развитию творческой активности.
  • Развивать выразительную речь, речевое дыхание, правильную артикуляцию.
  • Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
  • Общую и мелкую моторику.
  • Развивать двигательную активности, ориентировку в пространстве.
  • Расширять кругозор, обогатить словарный запас.
  • Совершенствовать умение создавать образы с помощью жестов и мимики.
  • Развивать интерес к сценическому искусству. Умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом.
  • Развивать психические функции: память, слуховое внимание, образное мышление, наблюдательность, фантазию, воображения.

Воспитательная задача:

1. Воспитывать любовь к классической музыке

2.Создать теплое, радостное настроение на занятии, развивать способность чувствовать и передавать другим эмоциональную теплоту и радость.

3. Воспитывать самостоятельность. Активность, чувство товарищества.

Приобщать детей к искусству.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

  • рассматривание репродукций осенних картин: Левитан «Золотая осень», «Осень наступила»
  • чтение: В. Сутеев «Под грибом», Г. Скребицкая «Исчезли на зиму», О. Высоцкая «Осеннее утро», Л. Воронкова «Солнечный день»
  • разучивание песен об осени
  • разучивание осенних стихов
  • разучивание и обыгрывание ролей к сказке
  • разучивание танца «Танец с листочками», хоровод «Калинушка»
  • проводить логоритмическое упражнение, пальчиковые игры
  • изготовление атрибутов, аксессуаров, костюмов
  • самостоятельно искать способ передачи образа в движениях
  • уметь инсценировать  сказку
  • самостоятельно  выразительно исполнять песни
  • согласовывать свои движения с музыкой, в танцах, играх
  • импровизировать движения, изображать различных персонажей (мимика, тембр, повадки) в самостоятельной деятельности детей
  • уметь действовать согласованно (с другими детьми)
  • уметь создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:  

     Дети в недостаточной степени имеют представления, как правильно передать движениями тот или иной образ (животного). Плохо умеют инсценировать песни. Скованы в своих движениях, в речи. Не всегда могут выразительно и непринужденно сыграть или импровизировать  роль. Не умеют придумать движения, отражая содержание песни.

     Развивает творческие способности – способность изображать мимикой и жестами, правильно говорить, передавая образ (выразительность речи, темп, интонация, дикция,  изменять тембр голоса). Научить инсценировать песни, передавая движениями ее содержание. Разовьет музыкальную память, воображение, фантазию, музыкально – ритмические движения, вокальные навыки. Участвуя в сказке, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

    Стихи, как речевой материал имеют многоцелевое значение. Они используются для закрепления звуков, для выработки четкой дикции, для развития голосового аппарата, для отработки темпа речи, интонационной выразительности.

    Участие научит ребенка эмоциональному, культурному общению как со сверстниками, так и со взрослыми.



Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Заведующая

МБДОУ-детский сад №22 «Солнышко»

 ____________ С.В.Кабанова

«__28__»_________08_____2014г

« Праздники, концерты,

развлекательные программы.»

2014-15 учебный год.

Названия

Группа

Сроки

«День знаний»-развлечение

« Репка» прослушивание сказки.

«Грибок, полезай в кузовок»- праздник

«В гостях у Осени»- праздник

«Осень золотая»- праздник

«Листья кружатся, летят.»-праздник

все группы

1-я младшая группа

2-я младшая группа

средняя группа

старшая группа

подготовительная группа

Сентябрь

«Кто в теремочке живет?»-кукольный театр

«Колобок»-настольный театр

«Как много интересного»-развлечение

«Мы такие разные»-развлечение

          1-я младшая группа

2-я младшая группа

средняя группа

старшая группа и подготовительная группа

Октябрь

«Поможем бабушке Дуне»-развлечение

«Котик  в  гостях    у ребят.» -развлечение

«Чудеса природы»- экологический вечер

1-я младшая группа

и 2-я младшая

средняя группа        

старшая группа

 подготовительная группа

Ноябрь

«Хлопья снежные кружат»- праздник

«Наша елочка» -праздник

«Мы встречаем Новый год» -праздник

« Волшебство зимы»-праздник

« Новогодние чудеса -праздник

1-я младшая группа

2-я младшая группа

средняя группа

старшая группа

 подготовительная группа.

Декабрь

«Снежные колобки»- развлечение

«Зимние колядки»-тематический вечер

 

«Святки»-фольклорный вечер

1-я младшая группа

2-я младшая группа

и средняя группа

старшая и подготовительная группа

Январь

«Сказка за сказкой»-спектакль детей старших групп

«Защитники»- тематический вечер

«День защитника Отечества»- праздник

1-я младшая группа

2-я младшая и средняя группа

старшая и подготовительная группа

Февраль

« Петрушкин концерт»- развлечение

«Вот какая мама»- праздник

«Мамочка любимая»- праздник

« 8 Марта.»- праздник

« Международный Женский день.»- праздник

1-я младшая группа

2-я младшая

средняя группа

старшая группа подготовительная группа

Март

«Весенний концерт»-выступление детей старших групп

«Вышла курочка гулять»-экологический вечер

« Гости из Космоса»-развлечение

1-я младшая группа

2-я младшая и средняя группа

старшая и подготовительная

группа

Апрель

« По дороге к Солнышку»- развлечение

« Музыка природы»-музыкальная композиция

« День Победы»- вечер памяти

«До свидания, детский сад»-праздник

1-я младшая группа

2-я младшая и средняя группа

старшая и подготовительная

группа

подготовительная группа

Май