Техника плетения из лозы известна с давних времен, плетение возникло в разное время в долинах рек, где можно найти длинные гибкие ветки, тростник, бамбук, иву, камыш и др. Часто можно встретить изделия из соломы, но этот материал не такой прочный, и в основном используется для производства декоративных предметов или циновок.
В современном индустриальном мире плетеные предметы, кроме внешнего изящного вида, имеют большую ценность еще и потому, что изготавливаются практически все вручную. Кроме того, плетеные аксессуары легкие, прочные, достаточно долговечные, и экологически чистые. В России широко популярно было плетение из ивовой лозы корзин и уже потом, в 19 веке пришла мода на плетеную мебель.
Основная технология плетения дошла до наших дней практически без изменения. Сегодня лозоплетение идет рядом с новым видом плетения из бумажной лозы (еще ее называют эколоза). Изделия, выполненные бумажными трубочками, отлично вписываются в любой интерьер. Прочность изготовления позволяет использовать их не только внутри помещения, но и на улице. Искусство плетения из бумажной лозы достойно вошло в декоративно-прикладное творчество, является одним из видов экодизайна, заслуживает внимания, так как техника предполагает использование вторичного сырья: бумаги, газет, журналов, оберточного бумажного материала. Все это позволяет сберечь нашу природу. Техника требует понимания красоты, безукоризненного вкуса, художественного такта, фантазии и мастерства. А изделия из бумажной лозы сегодня являются украшением любого интерьера и также применяются в хозяйстве.
Актуальность программы обусловлена следующим факторами: тема ручного труда становится актуальной в наши дни .Современные дети и подростки практически не занимаются развитием своего творческого воображения ,не нацелены на получение определенных конструкторских навыков .В то время, как основа художественного ручного труда дает богатый развивающий потенциал для детей. Это не только обучение ,но и самореализация в творчестве ,развитие творческих способностей ,неповторимой индивидуальности ,расширение кругозора, воспитание с учетом современных условий жизни ,быта семьи, интерьерного дизайна. Поэтому данная программа является актуальной
Экраны телевизоров, обложки детских книг и журналов заполонили мультяшные персонажи с сомнительной репутацией, которые становятся образцом для подражания дошкольников, в связи с этим наблюдается сведение к минимуму интереса детей к истории, культуре и творчеству русского народа. Использование устного народного и декоративно - прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Сквозь сито веков просеял народ свое культурное достояние, оставив самое ценное в фольклоре, художественных промыслах, декоративно- прикладном искусстве. Народное творчество - это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспита-ния дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры - забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Культуру России невозможно представить себе без народного искусства. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народно - прикладное искусство должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания дошкольников сейчас, когда образцы массовой культуры других стран внедряются в жизнь, быт и мировоззрение детей. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которого оно является. Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чём мечтает. Они используют в своей речи отдельные образные выражения, заимствованные из фольклора, запоминают и с удовольствием читают потешки, загадывают загадки. Слушая сказки, получают представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно - прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.
Именно поэтому идея выбора программы «Волшебная лоза» так актуальна.
Отличительной особенностью программы является ее универсальность ,возможность ее применения для различного возрастного контингента.
Программа «Волшебная лоза » адресована воспитанникам в возрасте от 3 до 18 лет, при ее разработке и составлении содержания учитывались возрастные особенности детей .
Программа «Волшебная лоза » создана с целью развития и реализации творческих способностей детей. Работа планируется так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а что бы занятия расширяли и углубляли сведения по работе с различной бумагой и другими материалами, совершенствовали навыки и умения, получаемые детьми .
Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок нужно менять. Важно, чтобы дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа занятия имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддержать творческое начало в деятельности ребенка.
Для воспитанников младшего школьного возраста это дополнительное развитие мелкой моторики.
Для детей дошкольного возраста знакомство с «Волшебной лозой » начнется с изучения фольклора , устного народного творчества ,наглядных пособий , демонстрации готовых изделий с использованием сюжетно-ролевых ,дидактических ,ролевых ,игр с правилами, режиссерской игры .
Меня зовут Сабирова Юлия Александрован .Родилсь 09.07.1983 г.,в семье военных в г.Воронеже. Работаю воспитателем в ГКУСО МО "Семейный центр помощи семье и детям "Чеховский" для несовершеннолетних попавших в трудную жизненную ситуацию.Стаж работы в данном учреждении 3,5 года .Образование высшие .Закончила Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования " Московский Государственный Гуманитарный Университет имени М.А.Шолохова" ,бывший "Московский Государственный Открытый Педагогический Университет имени М.А.Шолохова", в 2005 г..Присуждена квалификация социальный педагог ,педагог-психолог по специальности "Социальная педагогика".