Главные вкладки
Роксана Валентиновна Трофимова
сайт педагога системы дополнительного образования
Профессия: педагог дополнительного образования
Профессиональные интересы: музыка, искусство, кино, журналистика, педагогика, психология
Увлечения: видеосъемка, сад, вязание
Регион: Санкт-Петербург
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
Место работы: ДШИ ОДОД ГБОУ гимназия №642 "Земля и Вселенная" Василеостровского района Санкт-Петербурга
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/roxana«Если мы на их организацию не ответим своей организацией, все пройдет неорганизованно».
О себе
Образование
Музыкальная школа №22
1979г., Ленинград,
преподаватель - Заслуженный артист России А.Каган
Музыкальное училище им. Н.А. Римского-Корсакова
1983г., Ленинград,
преподаватели И.И. Шароградская, Лауреат Международных конкурсов Э.З.Эстрина, Т.И.Дедик
Горьковская Государственная консерватория им.М.И. Глинки,1988г.
преподаватели-доцент кафедры фортепиано Боголюбова Л.Д.,
профессор Виноградова С.А.
Специальность-фортепиано
Квалификация-преподаватель, солист камерного ансамбля, концертмейстер
Стаж работы общий 34 года, педагогический-34 года
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
ВсЁ, что положено было читать-читалось
Мой взгляд на мир
Я считаю, что моя миссия педагога-музыканта состоит в процессе воспитания морально-нравственных качеств личности учащихся, в приобщении учащихся к освоению мировой музыкальной культуры, сохранении и передаче традиций музыкального инструментального исполнительства
-Начальное обучение, впрочем и последующее, я строю на сочетании таких процессов, как развитие мышления и воображения и формирование умений и навыков.
С самых первых шагов я обращаю внимание на воспитание слуховой сферы, уча малышей транспонировать все песенки- попевки практически во все тональности. С первых шагов мы изучаем аппликатурные принципы, и в дальнейшем, как писал Н.Перельман, я приучаю удобную аппликатуру заучивать как таблицу умножения. (Хотя из всех правил есть исключения).
- Практически нет детей, у которых бы не было проблем с моторикой и координацией. Все вальсы и польки - танцуем, марши-маршируем, а этюды проговариваем с названием нот (увы, такая черновая и тяжелая работа зачастую приносит свои плоды, поскольку небезызвестна связь речевых центров с моторикой). Так же с первых месяцев занятий учу дирижировать исполняемые произведения; считаю, что ученик должен уметь исполнять партию каждой руки с дирижированием.
Развитие воображения, слуховых представлений, навыков интонирования, эмоциональной сферы начинается также с первых шагов и продолжается до конца обучения. «Будить фантазию не надо! Разбудишь ее, а она опять уснет. Нужно тренировать ее, как мы тренируем гаммы, этюды, полифонию. Тогда ей будет не до сна» (Н.Перельман)
Родителям приходится объяснять, что они должны читать, слушать и смотреть вместе со своими детьми.
- Подбор репертуара идет в двух направлениях: развивающий, на преодоление проблем, существующих у ученика и концертный, который дает возможность показать лучшие, выигрышные стороны юного исполнителя.
Для каждого ученика я стараюсь найти личностный смысл занятий музыкой: кто-то преодолевает психологические проблемы, кто-то развивает память и мышление, кому-то нравится играть в ансамбле, и кому-то действительно нравится сам процесс музицирования ...
И, несмотря на то, что своих учеников я не ориентирую «в музыку», то есть музыка не будет их профессией, семь лет обучения и погружения в искусство дают неоценимый вклад в развитие и формирование их личности.
Моё портфолио
Педагогические заметки
***
10 лет – это не так много или не так мало? Для фортепианного отдела, в котором педагогический коллектив неизменен только последние 5 лет - это время исканий, время выработки позиций, время узнавания и время становления.
Все с нуля – от того жарки баталии на экзаменах. Твой предыдущий успех здесь не работает. Вместе со всеми, все заново. И подтверждение правильности выбранного пути - это твои ученики…
***
ПЕДАГОГ- существо без нервов, не правда - ли?
Его можно не кормить и не поить, а только дай заниматься с 10 утра до 10 вечера.
Его можно приглашать на дом к ученику по первой необходимости.
Он должен любить.
Он должен отдавать.
Он делит не только радость побед.
Но и горечь поражений. До самого конца.
Родители могут не слушать выступление своего ребенка. Если нервничают.
Могут выйти из зала. А педагог - нет.
Он должен верить в своего ученика.
***
Соль должна быть соленая, а сахар – сладким, не правда - ли?
Возможность выбора эмоций так же приводит ученика в состояние ступора, как и необходимость следовать правилу «Веселая музыка – должна быть веселой, а грустная – грустной».
536 наречий и деепричастий на тему «Как ЭТА музыка прозвучит в твоем исполнении»
оставили моих учеников безучастными.
***
Кричать - не хорошо, а исполнять надо «хорошо», не правда - ли?
После экзамена.
Ученица играла вяло, невыразительно. Рассуждаю с ее педагогом N. об эмоциональности исполнения. Спрашиваю у девочки о характере пьесы. Стесняется. Молчит. Подсказываю самое расхожее определение: «Веселая музыка» ?
- нет, (неуверенно)...
- Ну, тогда самое первое слово, что пришло на ум: грустная, лирическая, скучная, задумчивая?…
- Я вам не скажу ЭТО слово…
- ???, - мое немое удивление вынуждает признание.
Она, как мне кажется, просто выдыхает с облегчением
- с к у ч н а я …
Рассказываю педагогам прочитанный случай из педагогической практики С.Нейгауза. Студент исполнял тоже Бетховена, только не Багатель (Безделушку), а знаменитую «Аврору». Но .. тоже без четкого ощущения ритмической пульсации. Профессор, не прерывая исполнения, взял стул и, поднимая и опуская его, начал отстукивать, вбивать, словно сваи, метрические опоры, с каждым ударом неумолимо приближаясь к оторопевшему ученику. Когда расстояние сократилось до критической отметки, тонус ученического исполнения стал более определенным - в нем появилась жизнь, энергия и ритм.
Меня просто перебивает педагог S. (очень сдержанный человек в проявлении эмоций):
- Со мной на репетиции был точно такой же случай. Только стул в сторону рояля все-таки полетел, в меня не попал, но зато нога на педаль в «революционном» этюде Шопена попала в нужный момент.
Вот так мы и учимся педагогическому мастерству. Меня обрадовало «признание» педагога. Значит, я задела ту самую струну, которая обязательно зазвучит в классе, а ученик обязательно срезонирует и, невольно подчинившись ее звучанию, перехватит инициативу.
И тогда мы услышим Личность или еще только начало Творческой Личности, с эмоциями, мыслями, своим внутренним миром, который нам чуть-чуть приоткрылся…
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты