Главные вкладки
Полукеева Ирина Владимировна
сайт директора школы (учителя английского языка)
Профессия: УЧИТЕЛЬ
Профессиональные интересы: АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
Увлечения: чтение книг на английском языке в оригинале
Регион: Хабаровский край
Населенный пункт: Хабабровск-47
Место работы: ФГКОУ СОШ №162
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/polukeeva-irina-vladimirovna
Эссе
учителя английского языка ФГКОУ СОШ №162
ПОЛУКЕЕВОЙ ИРИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
« Коммуникативно-ориентированное обучение –
залог успешности учеников»
Образование в русле современных реформ – это средство формирования не только и не столько умственных способностей, сколько духовной, эмоционально-чувственной стороны личности, в определенной мере программирующей ее развитие и жизненный путь. Социально-экономическое положение в России определяет необходимость воспитывать людей, конструктивно и творчески мыслящих, готовых к решению нестандартных жизненных задач. Принятая в России «Концепция новой структуры и содержания общего среднего образования» предполагает, что основным результатом деятельности учителя должен стать набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах, которыми владеет ученик. Стирание грани между содержанием и процессом обучения, выход за рамки изучаемого и поиск областей, личностно значимых для учащихся, анализ собственных мотивов и действий – это принципы образования сегодня.
Современная цель обучения иностранному языку сводится к тому, что мы не учим знаниям о языке, а учим общению посредством языка. Язык, речь и культура объединяются в иноязычную межкультурную компетенцию, которая через личностно - ориентированный подход и становится целью обучения. Для учителя есть социальный заказ на то, чтобы научить ученика мыслить, выражать его мнение, отстаивать точку зрения на иностранном языке. Эта цель детализируется для меня в преобразовании содержания учебного материала и технологии преподавания. В своей работе я уделяю внимание нескольким базовым компетенциям, которые в совокупности обеспечивают готовность моих выпускников к адаптации и самореализации в условиях рынка труда современного информационного общества.
Первая и принципиально важная – это коммуникативная компетенция. Любой специалист сегодня должен иметь достаточно высокий уровень компетентности в устной и письменной речи. Для достижения этого в обучении английскому языку я делаю акцент на развитие коммуникативных умений, на сокращение механических тренировочных упражнений, заучивание учебных тем и грамматических правил наизусть. Я стараюсь формировать практические умения и использовать их в деятельности, обучая ученика рассуждать, сравнивать, оценивать полученную информацию, интерпретировать ее с учетом сложившихся понятий и представлений, аргументировать собственную точку зрения. Большое количество заданий, направленных на обучение монологическому высказыванию, помогает учащимся развивать навыки говорения и снимает ”языковой барьер”. При контроле такого вида деятельности я никогда не прерываю речь учеников, не исправляю ошибок, обращаю внимание на обязательное наличие личного мнения в высказываниях учащихся.
В обучении неподготовленной речи мне так же помогает метод проблемного обучения. На уроках я предлагаю своим ученикам обсудить проблемную ситуацию и прошу их самостоятельно или с моей помощью ее проанализировать и найти способы ее решения. Вся учебно-познавательная деятельность учеников проходит под моим руководством и обеспечивает формирование сознательности и интеллектуальной активности личности каждого ученика. Заранее продуманное «неверное» утверждение провоцирует учеников убежденно доказывать ошибочность моего мнения. В работе я использую коммуникативные, аутентичные типы заданий, в процессе которых мыслительная деятельность проходит определенную «переплавку», приобретая особую осмысленность и личную значимость.
При обучении коммуникативной компетенции в письменной речи я обучаю
некоторым стратегиям подготовки к написанию сочинения. Пользуясь этими стратегиями, ученики могут систематизировать свою работу, привести необходимые аргументы, логически их изложить и правильно использовать языковой материал.
Подготовка учеников к пониманию необходимости непрерывного
образованияна протяжении всей жизни является обязательной в моей работе. Именно поэтому считаю важным научить учеников владеть информационной компетенцией, что значит:
- находить нужную информацию с помощью различных источников, включая
современные мультимедийные средства;
- определять степень ее достоверности, новизны, важности;
- обрабатывать ее в соответствии с ситуацией и поставленными задачами;
- использовать информацию для решения широкого спектра задач.
Очевидно, что профессионал в любой сфере не может помнить всего объема изученной информации. Главное – знать, где можно ее найти в случае необходимости и как применить наиболее эффективно для решения поставленных задач. Очень часто мои ученики самостоятельно готовят выступления, сообщения, пользуясь разными источниками информации: справочной литературой, современными англо-английскими словарями, энциклопедиями, Интернетом и т.д. Им всегда интересно поделиться результатами своих поисков с одноклассниками, что повышает их самооценку и мотивацию к дальнейшей самостоятельной работе, и логично переходит к следующему направлению в моей работе, т.е.воспитанию инициативности в учениках. В традиционной модели обучения хорошим считался послушный и исполнительный ученик, выполняющий все задания учителя в срок, следующий предложенным инструкциям и правилам без лишних вопросов. Условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а инициативность, поскольку данная черта личности скорее может гарантировать успех в жизни, мобильность, готовность к решению различного рода проблем. Если учитель сегодня будет единолично и жестко определять все параметры учебной деятельности, то мы не сможем в полной мере выполнить социальный заказ общества на подготовку учащихся к самостоятельной жизни. Инициативность я стараюсь не просто поддерживать, но и целенаправленно, последовательно формировать, поскольку самостоятельность и ответственность за результат собственных решений есть звенья единой цепи.
В применении проектной методики на своих уроках, я вижу хорошую возможность проявления инициативы. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Он органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, что учит детей толерантности, умению слушать и анализировать высказывания других, умению находить общие, удовлетворяющие всех учащихся в группе, решения. Методом проекта я пользуюсь и при подготовке внеклассных мероприятий. Это помогает включить учащихся разных возрастных групп и всех уровней обученности в один проект, что создает атмосферу сотрудничества и наставничества. Особенностью метода проекта является групповая форма работы. Ценность этого вида работы заключается в том, что в группе появляется возможность выразить свое мнение, обменяться информацией, провести больше времени, общаясь со сверстниками на английском языке. Группы составляю не более 3 человек, потому что в группе с большим количеством учеников не все будут иметь шанс высказаться. В группе из 3 один говорит, в то время как другие слушают и формулируют ответ. В большей группе слабые ученики отдают инициативу сильным, они отключаются от процесса, начинают суетиться, расстраиваться или просто «засыпают». Часто ученики не знают, что они знают. Многое находится на уровне пассивных знаний. Групповая работа позволяет найти ответ или вспомнить что-то, пользуясь общими пассивными знаниями. Когда ответ найден в группе или задание выполнено, то учащиеся зачастую не могут сказать, как это получилось. Они думают, что это была удача, и получают удовольствие от урока, повышают свою самооценку. Если посредством групповой работы развита самоуверенность и языковая догадка, она помогает детям выживать лингвистически во взрослом мире.
Ценность парной формы работы так же неоспорима. Я соблюдаю некоторые правила в организации этого вида работы в классе:
1. Никогда не составляю диалог с учеником, которому не хватило пары. Другим ученикам будет казаться, что они обделены вниманием со стороны учителя. Такого ученика присоединяю к любой другой паре.
2. Не составляю пару «сильный» - «слабый» или «разговорчивый» - «молчаливый». Пару подбираю: «разговорчивый» - «разговорчивый», «молчаливый»- «молчаливый». Очень часто при подготовке экзаменационных тем в 11 и 9 классах я пользуюсь именно парной формой работы. Я заметила, что в форме диалога материал запоминается учащимися гораздо лучше. Это подтверждает тезис о том, что 90% присвоения знаний идет в том случае, когда учащиеся обучают учащихся.
Для создания комфортной атмосферы на уроке я придерживаюсь так же психологических основ урока: таких как развитие памяти, внимания, воображения, мышления учащихся, ритмичность урока, т.е. чередование легкого материала с трудным, письменных видов деятельности с устными. Расставляю задания в логическую последовательность: сначала мы сделаем это, потом то, и в конце должны научиться делать это. Использую спонтанные ситуации для общения на языке. При постановке целей и задач своих уроков я обращаю внимание навозрастные и гендерные особенности учащихся. Естественно, что учесть индивидуальные качества каждого ученика очень трудно, но продумать ход урока с учетом гендерных различий женской и мужской подсистем можно. Девочки лучше воспринимают на слух и активны в начале урока, когда они готовы выслушать сообщение нового материала с опорой на наглядность. Для выполнения заданий они более стереотипны, им необходим алгоритм и многократность повторения. Я поняла, что девочки лучше решают тестовые, шаблонные задания. У мальчиков активность возрастает к середине урока. Они лучше выполняют проблемно-поисковую деятельность, решают новые задачи, не требуют повторения. В соответствии с этими особенностями учащихся я и выстраиваю мои уроки. Психологи говорят, что дети лучше усваивают ту информацию, которую они воспринимают в эмоционально-благоприятном климате, в комфортной доверительной обстановке, при взаимопонимании между учителем и учеником. Я не ставлю учеников в позицию подчиненных, не стараюсь их переделать. Я даю понять, что только помогаю им в их развитии. Учащимся всегда легко дается то, что интересно, реально, уместно, благоразумно, что является частью реального события или имеет место в их жизни и потому им понятно. В процессе обучения я воспитываю учеников эффективно использовать их жизненный опыт с целью развития познавательной активности, что будет иметь социальную и принципиальную важность для них в будущем.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс – актуальная тенденция обновления образования. Проблема здоровья, развития и воспитания учащихся является важнейшей задачей любого образовательного учреждения, призванного обеспечить не только учебный процесс, но и содействовать нормальному развитию учащихся и охране их здоровья. На успешное обучение влияют многие факторы, но здоровье, физическое или психическое, прежде всего, сказывается на качестве образования учащихся. В построении образовательного процесса я использую несколько приемов, которые идут на пользу здоровью учащихся. В младших классах я провожу физкультминутки. Дети двигаются, снимая напряжение от долгого пребывания за партой. Я сделала подборку песен с движениями. Традиционные детские песни помогают запоминать английские слова, развивают не только музыкальный слух, но и легкие, дыхание. Элементы движения, включаемые в исполнение песен, способствуют общему укреплению и развитию организма. Использование здоровьесберегающих технологий на уроке имеет оздоровительный эффект не только для учащихся, но и для учителя, который испытывает на себе их положительное влияние. Еще один прием, применяемый мною это улыбкотерапия. Перекладывать на учащихся свои личные проблемы, допускать влияния плохого настроения на учебный процесс считаю неправильным в работе учителя. Урок в хорошем ритме, с уместной шуткой и улыбающимся учителем, активно работающими учениками, всегда проходит с пользой, к обоюдному удовлетворению сторон. Для учеников не будет стрессом урок такого учителя. Следовательно, психологический вред детскому здоровью такой учитель не нанесет.
Основополагающими педагогическими принципами, являющимисямоим кредо считаю:
- уверенность;
- успешность;
- удивительность;
- убедительность;
- уважительность;
- уравновешенность;
- улыбчивость.
О себе
ПОЛУКЕЕВА
ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА
Дата рождения:10 декабря 1959 года
Должность:учитель английского языка, директор ФГКОУ СОШ №162
Образование:высшее
ОкончилаЛуцкий государственный педагогический институт им. Леси Украинки в 1981году
Специальность по диплому:учитель английского языка
Категория:первая
Аттестация:2010 г.
Педагогический стаж:26 лет
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
«"Sleep is good," he said. "And books are better."» George R. R. Martin.
«А увлекают меня такие книжки, что как их дочитаешь до конца – так сразу подумаешь: хорошо, если бы этот писатель стал твоим лучшим другом и чтоб с ним можно было поговорить по телефону, когда захочется.»
Мой взгляд на мир
Всегда верю только в хорошее...
Моё портфолио
Все мы уникальны. Никогда ни у кого не спрашивайте, что правильно, а что неправильно. Жизнь — эксперимент, в ходе которого следует выяснить, что правильно, что неправильно. Иногда, может быть, вы поступите неправильно, но это даст соответствующий опыт, от которого вы тут же получите пользу.
Каждое действие ведет к немедленному результату. Просто будьте бдительны и наблюдайте. Зрелый человек — тот, кто наблюдал себя и нашел, что для него правильно и неправильно; что хорошо и что плохо. И благодаря тому, что он нашел это сам, у него есть огромный авторитет: даже если весь Мир будет говорить что-то другое, для него ничего не изменится. У него есть собственный опыт, на который он может опираться, и этого достаточно.(ОШО)
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты