МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ к семинарско - практическому занятию для студентов по теме «Объективное сестринское обследование пациента»
методическая разработка
Данная методическая разработка является раздаточным материалом для обучающихся медицинских колледжей на семинарско – практическом занятии при изучении теории и отработке практических навыков по теме «Объективное сестринское обследование пациента». Может предлагаться студентам в электронном формате для самостоятельного изучения материала при наличии пропусков и задолженностей с дальнейшим зачётом по теме.
Выполнение практических манипуляций после изучения теоретического блока позволит закрепить знания и овладеть навыками не только по проведению самой оценки функционального состояния пациента, но и по заполнению медицинской документации (учётная форма №004/у – бланк регистрации температуры и других результатов исследования) с написанием общих выводах о проведённых исследованиях.
При работе в микрогруппах обучающиеся могут проводить самооценку и оценивать друг друга по имеющимся критериям оценки. Оформление выводов по полученным результатам обследования должны отражать состояние параметров гемодинамики у исследуемого как в состоянии покоя, так и после легких физических упражнений – приседания, прыжки на месте, махи руками, ногами (если нет противопоказаний к их выполнению) и вносятся в отчётную документацию уже с учётом знаний медицинской терминологии по теме (гипо – или гипертония, тахи – или брадикардия, тахи- или брадипноэ, аритмия)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Ишимский медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
к семинарско - практическому занятию для студентов по теме
«Объективное сестринское обследование пациента»
ПМ 04. Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и состояниях
МДК Общий уход за пациентами
Специальность: - Сестринское дело
Курс: первый (базовый уровень)
Составила:
Ворончук Оксана Витальевна –
преподаватель I квалификационной категории
Ишим, 2024
Пояснительная записка
Данная методическая разработка является раздаточным материалом для обучающихся медицинских колледжей на семинарско – практическом занятии при изучении теории и отработке практических навыков по теме «Объективное сестринское обследование пациента». Может предлагаться студентам в электронном формате для самостоятельного изучения материала при наличии пропусков и задолженностей с дальнейшим зачётом по теме.
Цель занятия: ознакомить студентов - с основными критериями оценки состояния пациента (виды сознания, положения пациента в пространстве); с параметрами гемодинамики (артериальное давление, пульс, частота дыхательных движений, частота сердечных сокращений, сатурция); с практическими манипуляциями по исследованию пульса, артериального давления и дыхания в состоянии покоя и после физической нагрузки.
Для реализации цели занятия выбраны следующие задачи:
- изучить основные понятия, цифровые пределы нормы параметров гемодинамики и медицинскую терминологию по теме;
- разобрать ведущие факторы окружающей среды и поведения человека, влияющие на его функциональное состояние и указывающие на выбор ЗОЖ;
- отработать с помощью алгоритмов практические навыки по тонометрии, исследованию пульса и дыхания в микрогруппах и поочерёдно друг на друге посредством симуляционного метода.
Тема является актуальной всегда, так как не только медицинский работник, но и каждый гражданин РФ должен уметь быстро и правильно оказывать первую помощь любому человеку при различных ситуациях, чтобы не оставить в опасности [6]. Для этого необходимо владеть элементарными знаниями и навыками по оценке функционального состояния и проведению объективного обследования пациента.
В разработке имеется:
- перечень формируемых общих и профессиональных компетенций по специальности «Сестринское дело» [5];
- теоретический блок с информацией по теме, инструкции к контрольным заданиям для закрепления полученных знаний и самоконтроля;
- практический блок с заданиями на проведение практических манипуляций по исследованию параметров гемодинамики и критерии оценивания результатов проделанной студентами работы при работе в парах.
Выполнение практических манипуляций после изучения теоретического блока позволит закрепить знания и овладеть навыками не только по проведению самой оценки функционального состояния пациента, но и по заполнению медицинской документации (учётная форма №004/у – бланк регистрации температуры и других результатов исследования) с написанием общих выводах о проведённых исследованиях.
При работе в микрогруппах обучающиеся могут проводить самооценку и оценивать друг друга по имеющимся критериям оценки. Оформление выводов по полученным результатам обследования должны отражать состояние параметров гемодинамики у исследуемого как в состоянии покоя, так и после легких физических упражнений – приседания, прыжки на месте, махи руками, ногами (если нет противопоказаний к их выполнению) и вносятся в отчётную документацию уже с учётом знаний медицинской терминологии по теме (гипо – или гипертония, тахи – или брадикардия, тахи- или брадипноэ, аритмия)
Содержание
Пояснительная записка | 2 |
Содержание | 4 |
Требования к уровню подготовки студентов | 5 |
Теоретический блок | 7 |
Вопросы для самоконтроля | 13 |
Цифровой диктант с терминологией | 14 |
Практический блок | 15 |
Список используемой литературы | 20 |
Требования к уровню подготовки студентов
Формируемые компетенции [5]
- общие компетенции (ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учётом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
- профессиональные компетенции (ПК):
ПК Проводить оценку состояния пациента
ПК Выполнять медицинские манипуляции при оказании медицинской помощи пациенту
ПК Осуществлять уход за пациентом
ПК Обучать пациента (его законных представителей) и лиц, осуществляющих уход, приёмам ухода и самоухода
ПК Оказывать медицинскую помощь в неотложной форме
После изучения темы обучающиеся должны:
- знать анатомо – физиологические особенности жизненно важных систем организма человека в разных возрастных периодах, определение критериев и параметров, их нормативные показатели и терминологию, отражающую отклонение от нормы, технику проведения измерений;
- уметь выявлять основные факторы, влияющие на изменение показателей, и проблемы пациента, вызванные этими изменениями;
- владеть навыками сбора информации о состоянии пациента, обеспечения инфекционной и травматической безопасности, проведения динамического наблюдения за общим состоянием и гемодинамическими показателями пациента с последующим информированием
лечащего врача, интерпретации полученных данных, ведения медицинской документации, обучения и консультирования пациента и его родственников по вопросам ухода и самоухода.
Теоретический блок
Инструкция: изучите теоретический материал по теме, законспектируйте основные тезисы и определения лекции, в конце блока ответьте на контрольные вопросы для самоконтроля и подготовьтесь к написанию цифрового диктанта с терминологией для закрепления полученных знаний.
Для объективной оценки функционального состояния [1, 2] пациента медицинская сестра при помощи визуального осмотра, специальных методов исследования и с применением специальной аппаратуры должна определить следующие показатели:
- положение пациента в пространстве;
- состояние сознания;
- параметры гемодинамики.
Положение пациента в пространстве
Активное – пациент может самостоятельно перемещаться и ухаживать за собой.
Пассивное – пациент частично или полностью обездвижен (иммобилен), есть проблемы с самоуходом.
Вынужденное положение пациент занимает для облегчения своего состояния, связанного с заболеванием. Например, положение ортопноэ – при приступах удушья, поза «эмбриона» - при болях в животе, поза «лягушки» - при переломе костей таза с повреждением внутренних органов.
Состояние сознания
Ясное - адекватная реакция организма на окружающую обстановку, правильная ориентация в пространстве, во времени, в событиях.
Спутанное – делится на:
Ступор (лат. stupor – оцепенение) - плохо ориентируется в пространстве, находится в заторможенном состоянии, возможно непроизвольное отхождение мочи и кала, реакция на словесные и болевые раздражители ослаблена, пациент может подолгу находиться в одном и том же положении;
Сопор (лат. sopor – оглушение) – не ориентируется в пространстве, не реагирует на словесное обращение, однако реакция на болевое раздражение сохранена.
Кома (греч. kоmа – глубокий сон) - полная потеря сознания, утрата всех реакций на внешние раздражители, непроизвольное отхождение мочи и кала, пациент как бы «не пробуждается» от сна.
Параметры гемодинамики
К данным параметрам принято относить показатели измерений артериального давления, пульса, частоты сердечных сокращений, частоты дыхательных движений и сатурации [2, 3].
Артериальным давлением (АД) называется давление, образующееся в артериях организма при сердечных сокращениях (в момент систолы сердца). На его уровень влияют величина и скорость сердечного выброса, частота и ритм сердечных сокращений, периферическое сопротивление стенок артерий. Артериальное давление обычно измеряют специальным аппаратом (тонометром с фонендоскопом) на плечевой артерии, в которой оно примерно равно давлению в аорте (можно измерять на бедренной, лучевой и других периферических артериях).
Нормальные показатели систолического (верхней границы) АД колеблются в пределах 100-139 мм. рт. ст., диастолического (нижней границы) – 60-89 мм. рт. ст. В определённой мере они зависят и от возраста человека. Стойкое повышение АД выше допустимых показателей называется гипертонией, а понижение – гипотонией. Иногда кратковременное повышение АД (преимущественно систолического) наблюдается при эмоциональных и физических нагрузках. Разницу между систолическим и диастолическим давлением называют пульсовым давлением. Данная величина необходима для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы.
Пульсом (Ps) называют толчкообразные колебания стенок сосудов, вызванных движением крови в момент систолы сердца. Определение этих характерных толчков удобнее всего проводить прощупыванием (пальпацией) в местах близкого расположения кровеносных сосудов к поверхности тела. И чем крупнее сосуд, тем точнее определяется пульсация. Сосуды, расположенные на теле ближе к сердцу, являются центральными местами определения пульса (сонная, плечевая артерии), а отдалённые от сердца сосуды образуют периферию (лучевая, бедренная артерии). Прежде чем исследовать пульс, нужно убедиться, что человек спокоен, не волнуется, в удобном положении и чувствует себя комфортно. Если пациент выполнял какую-то физическую нагрузку (быстрая ходьба, работа по дому), перенёс болезненную процедуру, получил плохое известие, то исследование пульса следует отложить, поскольку эти факторы могут изменить основные свойства пульса, к которым относят симметричность, ритмичность, частоту, напряжение, наполнение.
Симметричность пульса характеризуется двухсторонним «зеркальным» расположением мест определения пульсации кровеносных сосудов на теле. Таким образом, пульс можно определять с обеих сторон тела в симметрично расположенных точках, за исключением ампутированных или парализованных конечностей, повреждённых или деформированных участков тела.
Ритмичность пульса определяют по интервалам между пульсовыми волнами. Если пульсовые колебания стенки артерии возникают через равные промежутки времени, следовательно, пульс ритмичный. При нарушениях ритма наблюдается неправильное чередование пульсовых волн - неритмичный пульс (аритмия). У здорового человека сокращение сердца и пульсовая волна следуют друг за другом через равные промежутки времени.
Частоту пульса подсчитывают в течение 1 мин. В покое у здорового человека пульс 60-90 в мин. При учащении сердечных сокращений (тахикардия) число пульсовых волн увеличивается, а при замедлении сердечного ритма (брадикардия) пульс урежается.
Напряжение пульса определяют той силой, с которой исследователь должен прижать исследуемую артерию, чтобы полностью прекратились её пульсовые колебания. Зависит напряжение пульса прежде всего от величины систолического артериального давления. При нормальном артериальном давлении артерия сдавливается умеренным усилием, поэтому в норме пульс умеренного напряжения. При высоком артериальном давлении артерию сжать труднее - такой пульс называют напряженным, или твердым. При низком артериальном давлении сдавливание пульсации не требует усилий, и напряжение пульса в этом случае называется мягким.
Наполнение пульса зависит от количества крови в пульсовой волне и от систолического объёма сердца. Так, при кровопотерях объём циркулирующей крови (ОЦК) резко снижается, что ведёт и к снижению наполнительной способности сосудов, а, следовательно, и к снижению наполнения пульса. Оно может быть полным, нитевидным и пустым, проверяется одновременно с напряжением.
Частота сердечных сокращений (ЧСС) – величина, прямо пропорциональная величине пульса, т. к. в норме они соответствуют друг другу. Исследуется путём выслушивания (аускультации) тонов сердца и подсчёта количества сердечных ударов в минуту. Если сердцебиение ровное и через равные промежутки времени, то можно подсчёт вести за 30 сек. и результат умножать на 2, за 15 сек. и умножать на 4 или за 10 сек. и умножать на 6. Если же чувствуются перебои в работе сердца, внеочередные сокращения, то подсчёт ведётся строго за 1 мин. (60 сек.). Разница между ЧСС и пульсом определяет дефицит пульса, который нужно знать для определения вида аритмии и правильного выбора последующей медикаментозной помощи.
Частота дыхательных движений (ЧДД) или просто частота дыхания (ЧД) определяется количеством дыхательных циклов, осуществлённых за 1 мин. Дыхательный цикл состоит из вдоха-паузы-выдоха. В норме у взрослого человека ЧД составляет 16-20 раз в мин. В положении «лёжа» и во сне число обычно уменьшается (до 14—16 раз в мин.), в положении «стоя» и после физических и эмоциональных нагрузок временно увеличивается (до 22 раз в мин.). У натренированных людей и спортсменов ЧДД может уменьшаться.
Наблюдая за дыханием (Пноэ), необходимо визуально определить его глубину и частоту. В норме дыхательные движения ритмичны, т. е. повторяются через одинаковые промежутки времени. Такие факторы, как физическая нагрузка, повышение температуры тела, сильное эмоциональное переживание, боль, кровопотеря и другие, приводящие к учащению с сердечных сокращений, могут также вызвать и различные изменения дыхания (Диспноэ), что выражается различными типами патологического дыхания. Учащение дыхания называется тахипноэ, урежение – брадипноэ, отсутствие дыхания - апноэ характеризуется полным отключением дыхательной функции. Наблюдение за дыханием следует проводить незаметно для пациента, так как он может произвольно изменить частоту, глубину и ритм дыхания. Так же следует обратить внимание на тип дыхания, т. е. определить, какой частью тела пациент осуществляет дыхательные движения. Различают: брюшной тип дыхания (чаще, у мужчин), когда при дыхании задействована передняя брюшная стенка; грудной тип дыхания (чаще, у женщин) – работает грудная клетка, совершая экскурсии вверх-вниз при вдохе и выдохе; смешанный тип дыхания – в движение приводится и передняя брюшная стенка, и грудная клетка и скрытый тип – невозможно визуально определить часть тела, участвующую в дыхании.
Сатурация (SPO2) – характеризуется уровнем О2 в крови. Измеряется специальным электронным прибором (пульсоксиметром), который на табло одновременно выдаёт цифровые показатели пульса и уровня кислорода. В норме у взрослого человека она составляет 93-100%. При некоторых заболеваниях дыхательной и сердечно-сосудистой системы, сопровождающихся нарушением газообмена в организме, развивается состояние гипоксемии – снижение в крови и гипоксии – снижение в тканях. В таких состояниях показано при помощи специальной аппаратуры провести лечение кислородом (оксигенотерапия)
Результаты измерения всех показателей гемодинамики регистрируются в учётной форме №004/у – Бланк регистрации температуры и других показателей. Его заводят в приёмном отделении вместе с медицинской картой на каждого пациента, поступающего в стационар, где графически отмечают показатели температуры тела пациента (шкала «Т») зелёным цветом; частоты пульса (шкала «П») красным цветом; частоты дыхательных движений (шкала «Д») синим цветом и артериального давления (шкала «АД»).
Тут же фиксируются данные антропометрии (массы тела, роста, окружности грудной клетки), а также номер назначенной диеты (лечебного стола), режим двигательной активности пациента (строгий постельный, постельный, полупостельный, палатный и общий), количество выпитой за сутки жидкости и выделенной мочи (в мл), данные о контроле дефекации - стула (+ или -), о проведенной санитарно – гигиенической и противопаразитарной обработке (+ или -).
Вопросы для самоконтроля
Инструкция: после ознакомления с информацией из теоретического блока постарайтесь устно ответить на контрольные вопросы. При затруднении в ответах вернитесь в теоретический блок на место пробела знаний и проработайте теорию.
1. Перечислите виды сознания и поясните характерные признаки каждого из них.
2. Назовите и обоснуйте определения положений пациента в пространстве.
3. Определение пульса и его основные свойства с пояснениями и терминологией.
4. Определение артериального давления, его величины, цифровые показатели и приборы для исследования.
5. Частота дыхательных движений, цифровые показатели нормы и отклонений от нормы, терминология.
6. Частота сердечных сокращений, цифровые показатели нормы и отклонений от нормы, терминология.
7. Уровень кислорода в крови, цифровые показатели, терминология, прибор для исследования, метод корректировки.
Цифровой диктант с терминологией
Инструкция: прослушайте двукратное повторение каждого вопроса преподавателем и с соблюдением нумерации заданий запишите цифровые и/или терминологические ответы. После завершения работы прослушайте задания в третий раз, поправляя ошибки, дополняя ответы.
1. Нормальными пределами АДсист. являются?
2. Тахикардия начинается от ____________ ?
3. Гипотония по АДсист ставится при цифровых показателях?
4. Разница между сердцебиением и пульсом называется?
5. Брадикардия начинается от ____________ ?
6. Гипертония по АДсист. ставится при цифровых показателях?
7. Нормальными пределами АДдиаст. являются?
8. Учащение ЧДД начинается от __________ и называется?
9. Нормальными пределами сатурации являются?
10. Гипертония по АДдиаст. ставится при цифровых показателях?
11. Прибор для измерения сатурации называется?
12. Нормальными пределами сердцебиения и пульса являются?
13. Процесс измерения артериального давления называется?
14. Брадипноэ начинается от _____________ ?
15. Величина АД, зависящая от периода диастолы сердца, называется?
16. Свойство Ps, определяющееся количеством уд. / мин. называется?
17. Нормальными пределами дыхания являются?
18. Отсутствие ритмичности пульса называется?
19. Разница между АДсист и АДдиаст. называется?
20. Гипоксия начинается от ____________ ?
21. Прибор для измерения артериального давления называется?
22. Свойство Ps, зависящее от силы сдавливания артерии, называется?
23. Величина АД, зависящая от периода систолы сердца, называется?
24. Гипотония по АДдиаст. ставится при цифровых показателях?
25. Состояние сознания, именуемое как «непробудный сон»?
Практический блок
Инструкция: организуйтесь в микрогруппы по 2-3 человека и проведите друг на друге поочерёдно практические манипуляции по исследованию пульса, частоты дыхательных движений и артериального давления сначала в состоянии покоя, затем каждый из параметров после лёгкой физической нагрузки. Результаты исследований графически зафиксируйте в бланк регистрации температурного листа и в цифровом формате в таблице тетради практического занятия с соответствующими выводами для проверки преподавателем. Шаблон заполнения таблицы прилагается в конце алгоритмов практического блока.
Исследование пульса на лучевой артерии [1, 4]
Цель: диагностическая
Показания: назначение врача с целью оценки функционального состояния пациента
Оснащение: секундомер или часы с секундной стрелкой, бланк регистрации температуры тела и других результатов исследования, ручка красного цвета
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
1. Собрать информацию о пациенте, доброжелательно и уважительно представиться, уточнить, как к нему обращаться, если впервые встречаются | Установление контакта, расположение и положительный настрой пациента |
2. Объяснить пациенту цель и ход процедуры, получить согласие на её проведение, приготовить оснащение | Психологическая подготовка, соблюдение прав пациента |
3. Вымыть/осушить руки или обработать антисептиком, надеть перчатки | Обеспечение инфекционной безопасности |
Выполнение процедуры | |
4. Предложить пациенту сесть или лечь, при этом руки должны быть расслаблены, кисти и предплечья не должны быть на весу, для определения пульса можно использовать любую доступную артерию | Обеспечение достоверности результата |
5. Определить симметричность пульса сразу на обеих руках пациента, прижав его лучевые артерии II, III и IV пальцами своих обеих рук, расположенными накрест у основания больших пальцев пациента | Если с обеих сторон пульс слышен одинаково, то он симметричный, если не одинаково или с одной стороны отсутствует, то асимметричный |
6. Определить ритмичность пульса – промежутки между пульсовыми волнами. Примечание: при выраженной аритмии определить дефицит пульса | Если они повторяются через одинаковые промежутки времени, то пульс ритмичный, если нет, то аритмичный |
7. Определить частоту пульса, т. е. количество ударов за одну минуту. При ритмичном пульсе сосчитать можно за 10, 15, 20 и 30 сек., умножив потом на 6, 4, 3 или 2. При аритмии подсчёт вести за 60 сек., т. е. всю минуту | В норме составляет 60-90 уд. / мин. Если больше – тахикардия, если меньше – брадикардия. Может зависеть от возраста, пола, массы тела, физич.-ой и эмоц.-ой нагрузки |
8. Определить наполнение и напряжение пульса, сжав артерию сильнее по направлению к лучевой кости. Примечание: наполнение зависит от объёма циркулирующей крови и величины сердечного выброса, а напряжение зависит от тонуса стенок артерий, т. е. чем выше АД, тем они более выражены | Если пульсация полностью прекращается, то наполнение пустое, напряжение мягкое. Если ослабевает, то наполнение нитевидное, напряжение умеренное. Если никак не изменяется, то наполнение полное, напряжение твёрдое. |
Окончание процедуры | |
9. Вымыть и осушить руки или обработать антисептиком | Обеспечение инфекционной безопасности |
10. Зафиксировать результаты исследования в медицинской документации и сообщить их пациенту | Обеспечение преемственности сестринского ухода и соблюдение прав пациента |
Исследование частоты дыхательных движений [1, 4]
Цель: диагностическая. Процедура проводится без предварительного информирования пациента о цели и ходе исследования.
Показания: назначение врача с целью оценки функционального состояния пациента
Оснащение: секундомер или часы с секундной стрелкой, бланк регистрации температуры тела и других результатов исследования, ручка синего цвета.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
1. Собрать информацию о пациенте, доброжелательно и уважительно представиться, уточнить, как к нему обращаться, если впервые встречаются | Установление контакта, расположение и положительный настрой пациента |
2. Объяснить пациенту необходимость подсчёта пульса, получить согласие на её проведение, приготовить оснащение | Психологическая подготовка, соблюдение прав пациента |
3. Вымыть/осушить руки или обработать антисептиком, надеть перчатки | Обеспечение инфекционной безопасности |
Выполнение процедуры | |
4. Предложить пациенту сесть или лечь, заняв удобное положение. Примечание: необходимо видеть часть тела, которая участвует в акте дыхания | Обеспечение достоверности результата Предварительно определить тип дыхания у пациента |
5. Взять руку пациента, как для исследования пульса и положить на участвующую в акте дыхания часть тела, визуально проводить подсчёт дыхательных циклов за 10, 15, 20 или 30 сек., умножив потом на 6, 4, 3 или 2. Дыхательный цикл состоит из вдоха, паузы и выдоха | Обеспечение достоверности результата Неполные циклы не входят в подсчёт частоты дыхания В норме ЧДД составляет 16-20 раз/мин; учащение – тахипноэ (одышка), урежение - брадипноэ, отсутсвие - апноэ |
Окончание процедуры | |
6. Вымыть и осушить руки или обработать антисептиком | Обеспечение инфекционной безопасности |
7. Зафиксировать результаты исследования в медицинской документации и сообщить их пациенту | Обеспечение преемственности сестринского ухода и соблюдение прав пациента |
Измерение артериального давления на лучевой артерии [1, 4]
Цель: диагностическая.
Показания: назначение врача с целью оценки функционального состояния пациента
Оснащение: механический тонометр с фонендоскопом, бланк регистрации температуры тела и других результатов исследования, ручка, антисептическая салфетка.
Этапы | Обоснование | |
Подготовка к процедуре | ||
1. Собрать информацию о пациенте, доброжелательно и уважительно представиться, уточнить, как к нему обращаться, если впервые встречаются | Установление контакта, расположение и положительный настрой пациента | |
2. Объяснить пациенту цель и ход процедуры, предупредив о её проведении за 15-20 мин. до начала, если проводится в плановом порядке, приготовить оснащение | Психологическая подготовка, соблюдение прав пациента Пациент перед плановым исследованием не должен кушать, курить, напрягаться | |
3. Вымыть/осушить руки или обработать антисептиком, надеть перчатки, антисептической салфеткой обработать наушники и мембрану фонендоскопа | Обеспечение инфекционной безопасности | |
Выполнение процедуры | ||
4. Придать пациенту удобное правильное положение, обеспечив свободный доступ к руке, наложить манжету тонометра на 2-3 см. выше локтевого сгиба, закрепив её так, чтобы между манжетой и рукой пациента могло войти два пальца | Обеспечение достоверности результата Пациент не разговаривает, не создаёт помех кровообращению. Исключение дискомфорта, связанного с чрезмерным сдавливанием руки пациента | |
5. Рука лежит расслабленно, ладонью вверх, на уровне сердца. Трубки тонометра по передней поверхности предплечья, манометр фиксируется на уровне глаз исследователя. Найти место пульсации на локтевом сгибе пациента | Обеспечение достоверности результата Не проводить исследование на парализованной или травмированной конечности Определить первоначальный уровень АДсист. | |
6. Закрутив вентиль на грушевидном баллоне тонометра, нагнетать воздух в манжету, не превышая 30 мм. рт. ст. от первоначального уровня АДсист. до полного прекращения пульсации. | Обеспечение достоверности результата Исключение дискомфорта, связанного с чрезмерным сдавливанием руки пациента | |
7. Затем медленно выпускать воздух из манжеты, выкручивая вентиль на баллоне в обратную сторону, удерживая фонендоскоп в месте локтевого сгиба и одновременно выслушивая тоны Короткова на лучевой артерии | Обеспечение достоверности результата Исключение дискомфорта, связанного с чрезмерным сдавливанием руки пациента Всё время следить за показателями на манометре | |
8. Определив начало и окончание пульсации после пережатия лучевой артерии, запомнить показатели на шкале манометра Верхняя величина АД, т.е. начало пульсации, будет соответствовать АДсист., а нижняя – окончание пульсации АДдиаст. | Обеспечение достоверности результата В норме АДсист. – от 100 до 139, АДдиаст. – от 60 до 89 мм. рт. ст. Повышение называется – гипертония, понижение – гипотония, отсутствие - атония | |
Окончание процедуры | ||
6. Вымыть и осушить руки или обработать антисептиком, мембрану и наушники фонендоскопа обработать антисептической салфеткой | Обеспечение инфекционной безопасности | |
7. Зафиксировать результаты исследования в медицинской документации и сообщить их пациенту | Обеспечение преемственности сестринского ухода и соблюдение прав пациента |
Шаблон для фиксирования результатов исследования
ФИО студента – исследователя
ФИО исследуемого
Критерий гемодинамики | В покое | После физической нагрузки |
ЧДД (дыхание) раз / мин. | ||
АД мм. рт. ст. | ||
Пульс | ||
Симметричность +/- | ||
Ритмичность +/- | ||
Частота уд. / мин | ||
Наполнение | ||
Напряжение |
Вывод: кратко опишите параметры гемодинамики пациента в состоянии покоя и после физической нагрузки с применением тематической медицинской терминологии, отражая фактическое состояние критериев.
Список используемой литературы
1. ГОСТ Р ;2008 Технологии выполнения простых медицинских услуг функционального обследования. – Введ. – Москва: Стандартинформ, 2009. – 35 с.
2. Кулешова, Л. И. Основы сестринского дела: курс лекций, медицинские технологии: учебник / Л. И. Кулешова, Е. В. Пустоветова ; под редакцией В. В. Морозова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2022. — 796 с. — ISBN 978-5-222-35368-4. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: (дата обращения: ). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3. Обуховец, Т. П. Основы сестринского дела: учебное пособие / Т. П. Обуховец, О. В. Чернова; под редакцией Б. В. Кабарухина. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2024. — 939 с. — ISBN 978-5-222-35270-0. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: (дата обращения: ). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
4. Храмова, Е. Ю. Манипуляции в сестринском деле: учебное пособие / Е. Ю. Храмова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2024. — 315 с. — ISBN 978-5-222-42090-4. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: (дата обращения: ). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности «Сестринское дело» утверждён приказом Минпросвещения России от №527 (в редакции от )
6. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от №323-ФЗ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/16/picture-824228-1500220497.jpg)
Методическое пособие по проведению практических занятий и освоению практических навыков определения расчетных характеристик материалов при расчетах строительных конструкций студентами по междисциплинарному курсу МДК 01 Проектирование зданий и сооруж
методическая разработка рекомендована для пользования студентам при проведении учебно-практического занятия по нахождению расчетных характеристик маиериалов в рамках курса Основы проектирования строит...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/07/picture-1220926-1583603333.jpg)
Методические рекомендации к семинарско-практическому занятию по теме : Методы исследования пациентов с заболеваниями органов дыхания
Методические рекомендации для студентов 2 курса Лечебное дело...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/07/picture-1220926-1583603333.jpg)
Методические рекомендации к семинарско-практическому занятию по теме: Методы исследования пациента с заболеваниями органов кровообращения
Методические рекомендации для студентов 2 курса Лечебное дело...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/07/picture-1220926-1583603333.jpg)
Методические рекомендации к семинарско-практическому занятию по теме Электрокардиография.
Методические рекомендации для студентов 2 курса Лечебное дело...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/07/picture-1220926-1583603333.jpg)
Методические рекомендации к семинарско-практическому занятию по теме: Методы обследования пациента с заболеваниями органов пищеварения
Методические рекомендации для студентов 2 курса Лечебное дело...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/07/picture-1220926-1583603333.jpg)
Методические рекомендации к семинарско-практическому занятию по теме: Методика обследования пациентов с заболеваниями мочеполовой системы
Методические рекомендации для студентов 2 курса Лечебное дело...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/07/picture-1220926-1583603333.jpg)
Методические рекомендации к семинарско-практическому занятию по теме: Методы исследования пациента с заболеваниями органов эндокринной системы
Методические рекомендации для студентов 2 курса Лечебное дело...