Активизация творческой деятельности обучающихся на занятии математики
статья
В данной статье я делюсь опытом, как вовлечь студента в процесс обучения математики, если он гуманитарий, как создать условия, чтобы заинтересовать обучающегося
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ, ИСПОЛЬЗУЯ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ.
Краснова Лариса Николаевна
ГБПОУ НО «Нижегородский медицинский колледж»
Введение.
В данной статье я попыталась поделиться опытом работы в данном направлении. Очень трудно, в многообразии различных источников выбрать необходимый материал, если времени на ошибку нет. Как вовлечь студентов в процесс обучения математикой, если он гуманитарий? Как создать условия на уроке и во внеурочное время, чтобы заинтересовать обучающегося? На эти вопросы я и попыталась ответить.
Основная часть.
В объяснительной записке программы по математике сказано, что изучение математики предполагает прежде всего наполнение курса разнообразными, интересными и сложными задачами. Для поддержания и развития интереса к предмету я считаю следует включить в процесс обучения занимательные задачи, без которых по мнению Н. И. Лобачевского, преподавание не бывает успешным, поскольку занимательность – необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание.
Всю занимательность обучения, следуя К.Д.Ушинскому, принято делить на «внешнюю», не связанную с содержанием урока, и «внутреннюю», причем «внутренняя» занимательность предпочтительнее «внешней».Удельный вес «внешней» занимательности должен постепенно увеличиваться. Все материалы занимательного характера обычно разбивают на три группы: материалы, занимательные по форме; материалы, занимательные по содержанию; материалы, занимательные по форме и содержанию. Основу занимательности на занятиях должны составлять задания, непосредственно связанные с программным материалом. Рассматривать занимательность обучения только с учетом связи с учебным материалом и без учета воздействия на мыслительную деятельность студента я считаю нецелесообразным. Поэтому в основу классификации материалов занимательного характера следует заложить: связь с учебным материалом; воздействие на мыслительную деятельность учащихся. В результате получаем следующее: организационную занимательность; информационную занимательность; внеучебные занятия занимательного характера; учебные занимательные задания. Под организационной деятельностью понимается занимательность, связанная с организацией занятия и лишь косвенно связанная с учебным материалом. Информационная занимательность вызывает любопытство обучающегося. Обычно она не ставит перед студентами проблемы, а заставляет задуматься об общих вопросах математики.
Главный фактор занимательности – это приобщение обучающихся к творческому поиску, активизация их самостоятельной исследовательской деятельности, так как часто уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности, развивая и тренируя мышление вообще, и творческое , в частности. Здесь помогут такие виды работы, как задачи на развитие смекалки, анализа и синтеза, сравнение, аналогия, ребусы, шарады, логогрифы, метаграммы, задачи на внимание, упорядоченному счету, чтобы не было повтора или что-то было не сосчитано, задания на «найди ошибку» или « лишнее условие», софизмы, задания на « нарушения стереотипов», четность в задачах, необычность записи задания, чертеж, схема или таблица, магический квадрата, находить закономерности и выводить их самим, задачи на отработку какого-либо алгоритма, круги Эйлера, принцип Дирихле.
На данном этапе образования, возникла проблема – превратить традиционное обучение в процесс развития личности. Использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса. На своих занятиях я осуществляю выбор технологий в зависимости от предметного содержания и целей занятия, уровня подготовленности обучающихся, удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории студентов. Наиболее актуальными становятся технологии: информационно – коммуникационная, развития критического мышления, проектная, развивающего обучения, здоровьесберегающие, проблемного обучения, игровые, модульные, кейс технологии, применение рабочих листов, групповые, уровневой дифференциации. Для таких занятий компьютер, проектор, интерактивная доска, среда « Живая математика», инструмент « Математический конструктор», интернет ресурсы, электронные издания, электронные образовательные ресурсы, средства связи являются незаменимыми помощниками.
Выводы.
В заключение я хочу сказать, что педагогическая работа это прежде всего и более всего работа психологическая. Мне нравится притча о Шартрском соборе, и я ее рассказываю студентам: « Путник спросил трех его строителей, кативших по дороге тачки с камнями, что они делают. Один сказал: «Везу тачку, пропади она пропадом». Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб. Семья». Третий сказал: «Я строю Шартрский собор». Хотелось бы, чтоб все мы: и преподаватели, и дети, отвечая на вопрос: « Зачем ходим в колледж?», сказали правду и в этой правде-ответе были составляющие ответов рабочих, но предпочтение отдано третьему ответу.
Список использованных источников.
1. Глейзер, Г.И. История математики в школе. Москва: Просвещение, 1964. 376 с.
2. Планея Психологический словарь: Электронный документ (http://www.pbi.ru/dic/v/v_39.htm). 19.10.09
3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. Серия: Мастера психологии
Питер, 2002. 720 с.
4. Фридман, Л.М. Психология детей и подростков. Москва: Просвещение, 2003.480с.
5. Фридман, Л.М. Сюжетные задачи по математике: история, теория, методика. Учеб. пос. для учителей и студентов педвузов и колледжей. Москва: Шк. пресса, 2002. 208 с. (Б-ка журн. «Математика в шк.». Вып. 15)
6. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников. Москва: Педагогика, 1982. 208 с.
7. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. Москва: Педагогика, 1971. 351 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация самостоятельной деятельности обучающихся на занятиях- как один из способов активизации познавательной деятельности
Результаты и выводы исследования могут быть использованы для совершенствования процесса обучения и воспитания обучающихся в образовательных учреждениях.....
Формы и методы активизации мыслительной деятельности обучающихся на занятиях по правовым дисциплинам
Сообщение на тему : "Формы и методы активизации мыслительной деятельности обучающихся на занятиях по правовым дисциплинам "...
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского метода обучения. Педагогический мастер-класс
В методической разработке мастер-класса по теме: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского м...
Презентация:Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского метода обучения
Презентация к педагогическому мастер-классу...
Активизация учебно-познавательной и профессионально-творческой деятельности обучающихся через организацию исследовательской работы на уроках иностранного языка в учреждениях СПО.
В статье рассматривается вопрос активизации учебно-познавательной, научно-исследовательской и поисковой деятельности обучающихся как одной из форм обучения в современном учебном заведении, позволяющей...
Активизация познавательной деятельности обучающихся на занятиях по немецкому языку в контексте формирования коммуникативной компетенции.
Чему бы ни учился человек на протяжении всей своей жизни, его всегда будут интересовать вопросы качества полученных знаний и умений. С пользой ли были потрачены на учёбу время и усилия? И перед пр...