Организация самостоятельной деятельности обучающихся на занятиях- как один из способов активизации познавательной деятельности
статья на тему

Результаты и выводы исследования могут быть использованы для совершенствования процесса обучения и воспитания обучающихся в образовательных учреждениях..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_samostoyatelnoy_deyatelnosti_.docx33.43 КБ

Предварительный просмотр:

"Организация самостоятельной деятельности обучающихся на занятиях- как один из способов активизации познавательной деятельности"

          Правовые нормы, регулируя процесс исполнения наказания и перевоспитания осужденных, воздействуют на их  обучение. Это воздействие проявляется как в специфике, так и в методике организации обучения в местах лишения свободы.

           Условия, в которых осуществляется обучение осуждённых, характеризуются рядом специфических признаков. К таким признакам относятся: изоляция от общества, повышенная роль принуждения, сроки пребывания в ИУ, система правовых и бытовых материальных ограничений.

           Эти признаки существенно влияют на педагогический процесс в ИУ в целом, и в частности, на учебно-воспитательную работу.

            Осуждённый – это человек, который отличается от других людей наличием таких социально- обусловленных свойств, которые создают возможность антиобщественного поведения. При соответствующих условиях эта возможность превращается в действительность. Поэтому учёба должна выступать и выступает положительным средством для формирования таких интересов, потребностей, поведения, которые объективно направлены на исправление осуждённого.

             Реализуя учебные программы, каждый преподаватель должен чётко представлять, как преодолеть на уроке лень и апатию одних осуждённых, озлобленность и агрессивность других, сарказм, недоверие и подозрительность третьих. Нам приходится учитывать особенности обучающихся: рассеянность, пониженное внимание и работоспособность вследствие физического утомления, ограниченность или искажённость социально-политических знаний, психической подавленности или перевозбуждение, недостаток основных знаний по предмету.

             Всё это становится тормозом на пути к дальнейшему учению, нередко ученики становятся замкнутыми, стесняются своего косноязычия, своей языковой беспомощности. И это тоже мы учитываем в своей практической деятельности.

           Самое важное в нашей работе пробудить у обучающихся стремление к овладению знаниями, изменить их неверные взгляды на жизнь, выработать новые, правильные.

            В 2012 – 2013 уч. г. я  начала работать  над  методической  темой: «Организация самостоятельной деятельности обучающихся на занятиях- как один из способов активизации познавательной деятельности». 

          Одной из важнейших задач развивающего обучения, является активизация познавательной деятельности  обучающихся в процессе обучения и развития у них умений самостоятельной работы. У обучающихся необходимо сформировать умения самостоятельно и критически мыслить. Выработать навыки самообразования, пробудить в них желание проявлять творческую инициативу.

          Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием обучающихся, только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Вот почему в развивающем обучении, она должна занимать главное место и носить разносторонний характер. 
           
Мною используются различные виды самостоятельной работы

1. По дидактической цели:

  • на изучение нового материала
  • на актуализацию опорных знаний
  • на закрепление
  • на обобщение
  • проверка домашнего задания

      Самостоятельная работа - средство включения каждого ученика в деятельность по достижению дидактической цели урока.

2. По источникам знаний:

  • с учебником
  • с дополнительной литературой
  • с раздаточным материалом

      С начала учебного года мной разработан раздаточный материал в виде лекций, инструкционно- технологических карт, который охватывает   практически все вопросы перспективно- тематического планирования.  

 3. По сложности:

  • через задания разной сложности
  • через увеличение объема заданий
  • через способы инструктирования

Формы проведения самостоятельной работы:

  • индивидуальная
  • парная, групповая

4. Комплексные самостоятельные работы.

       В процессе проведения уроков производственного обучения ставятся цели научиться   выполнять различные виды работ путем самостоятельного выполнения  задания. При проверке знаний полученных, приобретенных обучающимися самостоятельно, убеждаешься, что они прочнее и глубже знаний, полученных путем словесного объяснения  учебного материала преподавателем

Возникновение и развитие познавательного интереса и активизация познавательной деятельности учащихся способствует:

  • прежде всего это такая организация  обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.
  • Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия быстро вызывают скуку.
  • Для проявления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
  • Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для обучающихся
  • Слишком легкий и слишком трудный материал не вызывают интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
  • Чем чаще проверяется и оценивается работа обучающегося \том числе им самим \, тем интересней ему работать.

Этапы формирования общеучебных умений.

  • Выяснение исходного уровня умений. Для этого используется диагностика.
  • Постановка задачи по формированию отдельных умений с целью возникновения потребности овладеть умением.
  • Проведение инструктажа, составление памятки о содержании и способах деятельности по овладению умением.
  • Практические упражнения по отработке умений.
  • Оперативный контроль за ходом процесса. Рефлексия.
  • Применение полученного умения в разнообразных и практических ситуациях.

Сформированные общеучебные умения  позволяют:

  • Выполнять на уроке самостоятельную работу.
  • Быстро ориентироваться в учебнике, дополнительной литературе.
  • Отбирать содержание для обобщения.
  • Повысить качество ответов.
  • Выполнять творческие задания.

            Одним из дидактических требований к современному уроку в системе развивающего обучения является сочетание на уроке деятельности под руководством учителя и самостоятельной деятельности учащихся. Необходимым элементом любого урока является самостоятельная работа.

.
Средствами для создания условий для проявления познавательной активности учеников могут быть:

  • Создание атмосферы заинтересованности каждого обучающегося в работе;
  • Стимулирование обучающихся к высказываниям без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
  • Оценка деятельности обучающегося не только по конечному  результату (хорошо-плохо), а по процессу его достижения;
  • Поощрение стремления обучающегося  находить свой способ работы;
  • Создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому обучающегося  проявить инициативу, самостоятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Отчет преподавателя о применении педагогических технологий на уроках истории и обществознания...

Проектная работа по вариативному модулю «Педагогическая мастерская преподавателя специальных дисциплин» ТЕМА ПРОЕКТА: Способы активизации познавательной деятельности учащихся по дисциплине «Документационное обеспечение управления».

ТЕМА ПРОЕКТА:Способы активизации познавательной деятельности учащихся по дисциплине«Документационное обеспечение управления».Обоснование собственного опыта.Информационные компьютерные технологии...

Деловая игра – способ активизации познавательной деятельности учащихся

Деловые игры способствуют формированию профессионального творческого мышления . Как известно, деловая игра представляет собой моделирование реальной ( реже условной , воображаемой )  ситуации , в...

Организация самостоятельной деятельности обучающихся

при реализации ПМ.02 "Разработка конструкций и шаблонов лекал"...

Статья Кейс-метод как способ активизации познавательной деятельности обучающихся

Ивенкова Н.М.преподаватель высшей квалификационной категорииСОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж»Кейс-метод как способ активизации познавательной деятельности обучающихсяСо...

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

В статье рассмотрены основные принципы применения интерактивных технологий обучения в преподавании клинических дисциплин как способа активизации познавательной деятельности обучающихся и основа развит...