Формы и методы активизации мыслительной деятельности обучающихся на занятиях по правовым дисциплинам
статья на тему

Сообщение на тему : "Формы и методы активизации мыслительной деятельности обучающихся на занятиях по правовым дисциплинам " 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie.doc20 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы активизации мыслительной деятельности обучающихся

               Сегодня, когда мировой опыт образования богат и разнообразен, преподаватель может выбирать концепцию, методы, формы организации обучения в соответствии со своим опытом, убеждениями, интересами. В этой связи преподаватель рассматривается как организатор, помогающий студенту, а студент ориентирован на самостоятельную работу.

                 На занятиях по правовым дисциплинам мною используются различные творческие подходы в подготовке  конкурентноспособного выпускника: деловую игру, исследовательскую работу, проектную деятельность, дискуссию и др. Поэтому учебное сотрудничество имеет две формы: «преподаватель - студент», «студент - студент». Таким образом, происходит:

  • формирование групп сотрудничества (задания, получаемые  обучающимися направлены на создание атмосферы доверия и поддержки);
  • использование специально обозначенных ролей  в группе;
  • выполнение группой специально выбранных для нее задач;
  • взаимные консультации обучающихся, работающих в различных группах.

          В целях активизации мыслительной деятельности мной применяется метод обсуждения проблемного материала в виде дискуссии. Это вызывает заинтересованность, эмоциональную реакцию, особенно, если это касается таких тем, как «Занятость и безработица», «Материальная ответственность сторон трудового договора», «Рассмотрение и разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров» по дисциплинам «Трудовое право» и «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»;  «Право собственности и другие вещные права», «Наследственное право» по дисциплине «Гражданское право» и др.

               Обучающимся нравится такая форма учебной деятельности, где можно, отстаивая свою точку зрения, проявить знания и способности.

               Успешно применяется также работа с публикациями в СМИ. Это необходимо для обмена информацией в студенческом коллективе, так как часто мы сталкиваемся с необъективными репортажами, искаженными фактами, анализируя которые обучающиеся учатся критическому мышлению.

                 Наиболее интересная и эффективная форма работы — деловая игра. Студенты с интересом принимают участие в деловых играх по трудовому праву: «Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров», «Разрешение коллективных трудовых споров»; по гражданскому процессу «Рассмотрение гражданского дела в суде 1 инстанции».

                  Ситуативный практикум предполагает развитие логического мышления. Я предлагаю студентам составить ситуационно - правовые задачи и представить решение к ним. Особый интерес студентов вызывает предложение решить составленные однокурсниками задачи, а затем сравнить с представленными решениями.

Применяются и другие формы самостоятельной работы при освоении обучающимися учебного материала: написание докладов, рефератов, составление кроссвордов, составление таблиц, схем.

Исследовательская работа привлекает студентов свободой выбора темы, методов работы. Особенно важен результат, который возвышает, окрыляет. Так, студенты группы 3 асои а Самуйлов Владимир и Антипов Владимир  провели исследование о ведении здорового образа жизни обучающимися Сызранского механико - технологического техникума, которое «переросло» в проект «Сбережение здоровья студентов как ключевая компетенция педагога». С данным  проектом студенты приняли участие  во Всероссийском конкурсе «Созидание и творчество», став его лауреатами. Не случайно проектная деятельность является наиболее сложным и многогранным  методом изучения правовых дисциплин. Проекты создаются группой студентов или индивидуально. Студентка группы 3п специальности Право и организация социального обеспечения  Анисимова Валерия  с проектом «Конституция колледжа» заняла 1 место во Всероссийской дистанционной викторине,посвященной 20-летию Конституции РФ. Центром дистанционных интеллектуальных проектов г.Чебоксары проводился   Всероссийский  конкурс творческих работ, посвященный Дню Победы. Студент   группы  3 асои  Гришин Сергей занял 2 место.

Таким образом, разнообразные формы и методы активизации мыслительной деятельности обучающихся способствуют их формированию как людей творческих, самостоятельных, как специалистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка. Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»

ДОКЛАД  «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка.Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятел...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского метода обучения. Педагогический мастер-класс

В методической разработке мастер-класса по теме: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского м...

Статья на тему "Методы активизации мыслительной деятельности"

Методическая работа преподавателя содержит материал по важной теме современной педагогики - создание условий на занятиях групповых дисциплин для развития и активизации процесса мышления студентов. Пос...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на занятиях по немецкому языку в контексте формирования коммуникативной компетенции.

Чему бы ни учился человек на протяжении всей своей жизни, его всегда будут интересовать вопросы качества полученных знаний и умений. С пользой ли были потрачены на учёбу время и усилия? И перед пр...

Методические рекомендации по теме: «Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения»

Ориентация системы НПО на активизацию познавательной деятельности обучающихся и формированию их творческого мышления выдвигает новые требования к организации учебно-познавательного процесса в ПУ. Сред...

Активизация творческой деятельности обучающихся на занятии математики

В данной статье я делюсь опытом, как вовлечь студента в процесс обучения математики, если он гуманитарий, как создать условия, чтобы заинтересовать обучающегося...