Активизация познавательной деятельности обучающихся на занятиях по немецкому языку в контексте формирования коммуникативной компетенции.
статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Активизация познавательной деятельности обучающихся на занятиях по немецкому языку в контексте формирования коммуникативной компетенции
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Чему бы ни учился человек на протяжении всей своей жизни, его всегда будут интересовать вопросы качества полученных знаний и умений. С пользой ли были потрачены на учёбу время и усилия? И перед преподавателем стоит вечный вопрос: Как построить занятие? Как пробудить стремление учащихся к реализации своих способностей, заинтересовать? Ответ очевиден: каждое занятие должно нести новизну, быть увлекательным, чтобы поддерживать у обучающихся внимание, познавательный интерес. Всё это позволяют воплотить в жизнь современные технологии обучения немецкому языку, нетрадиционные формы занятия. Хочется вспомнить слова выдающегося лингвиста Е. И. Пассова: «Иностранный язык – блестящий тренажер для развития способностей. Если перечислять, что он дает в плане развития, получится длинный перечень. Способность восприятия и дифференциации на слух, зрительное восприятие, оперативная память, способность к имитации, обобщению, трансформации – те способности, которые работают вообще на развитие речевого механизма и интеллекта в целом…»
Преподавание иностранных языков – составная часть общей системы образования, и потому в известной степени оно подчиняется основным тенденциям развития этой системы. Наиболее очевидно это отражается в методах обучения. В последнее время прослеживается общемировая направленность на гуманизацию образования, что в преподавании иностранных языков находит выражение в ориентации процесса обучения, на развитие личности обучаемого средствами данного учебного предмета.
Следует отметить, что современный урок стал гибким, разнообразным по целям и задачам, вариативным по формам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технологий обучения. Учителю предстоит сочетать и реализовывать разноплановые задачи: с одной стороны – сообщать, закреплять, проверять эффективность усвоения научных знаний;
с другой стороны – находить пути включения каждого ученика в процесс урока, используя индивидуальные особенности учащихся.
Наиболее эффективным средством активации познавательной деятельности учащихся являются игровые технологии.
К. Гросс утверждает, что «сущность игры в том, что она служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности; в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности». Таким образом, игра на уроке помогает избавить от однообразной утомляющей деятельности по многократному повторению речевых образцов. Традиционным на моих занятиях при изучении новой лексики стало использование уже полюбившихся учащимися кроссвордов «Magisches Quadrat». Кроссворд представляет собой сетку с произвольным количеством клеток с буквами. Среди букв нужно найти слова по теме. Для удобства слова читаются по вертикали или горизонтали. Таким образом, можно проверить лексику по любой теме. Можно организовать взаимопроверку в парах или самопроверку по ключам. Иногда включаются в кроссворд лишние слова. Это могут быть слова не по теме или слова определенной части речи. Предлагаю учащимся их найти и обосновать свой выбор.
Приведу пример использования кроссворда по теме «Характер и личностные качества человека»:
E | Z | U | Ä | N | G | S | T | L | I | C | H | E |
Z | U | R | Ü | C | K | H | A | L | T | E | N | D |
U | V | E | B | E | S | C | H | E | I | D | E | N |
S | E | L | B | S | T | B | E | W | U | S | S | T |
T | R | U | H | I | G | E | D | U | L | D | I | G |
F | L | S | M | U | T | I | G | E | R | E | W | I |
R | Ä | T | F | L | E | I | ß | I | G | R | I | L |
E | S | I | Ö | A | R | R | O | G | A | N | T | K |
C | S | G | H | Ö | F | L | I | C | H | S | Z | L |
H | I | L | F | S | B | E | R | E | I | T | I | U |
E | G | E | H | R | L | I | C | H | S | C | G | G |
1. Sucht und markiert die Wörter zum Thema «Charaktereigenschaften».
В качестве домашнего задания учащиеся сами составляют подобные кроссворды и на следующем уроке обмениваются ими. При составлении кроссворда слова будут проработаны неоднократно, что способствует более прочному их усвоению. При изучении темы «Charaktereigenschaften» используется прием «Аллитерация имени». Учащиеся записывают в столбик свои имена и подбирают к каждой букве имена прилагательные, раскрывающие их характер: (предыдущая тема – Описание человека)
Klug
Arrogant
Ruhig
Intelligent
Nett
Aufmerksam
Затем рассказывают о себе: Ich bin Karina. Ich bin klug, arrogant, ruhig, intelligent, nett und aufmerksam.
Широкие возможности для активации учебного процесса дает использование ролевых игр.
Ролевая игра – это обучение в действии. Ролевая игра является в высшей степени мотивирующей, поскольку содержит элемент игры и непредсказуемость развязки. Кроме того, обучающиеся видят возможность применения ситуации, разыгрываемой в ролевой игре в реальной жизни, что не может дать механическая тренировка в употреблении лексических единиц и грамматических структур. Во время ролевой игры имеет место эмоциональный подъем, что чрезвычайно положительно влияет на качество обучения. Превосходство игры над другими средствами обучения обнаруживается в том, что она способна обеспечить не только индивидуальную, но и парную, групповую и коллективную формы работы на занятиях. Игра – эффективное средство обучения различным видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо). При подготовке к игре необходимо подчеркнуть, что мы учимся общаться, а не просто играть. Более того, мы учимся вести себя в различных жизненных ситуациях. (Каждый студент получил карточку с описанием своей роли и со словами и выражениями, необходимыми для данной роли). Для речевого общения на занятии группа делится на подгруппы и предлагается каждой подгруппе разные ситуации в рамках изучаемой темы, что позволяет учащимся лучше усвоить лексический и грамматический материал. Студентам дается задание внимательно слушать ответы товарищей и фиксировать ошибки. Как показывает опыт, такой прием коррекции является достаточно эффективным. Часто к занятиям обобщающего повторения (итоговым занятиям) готовятся конверты с ролевыми ситуациями. Учащиеся берут конверты, прочитывают ситуацию и начинают готовиться.
Для проведения ролевой игры, такой как «Посещение выздоравливающего товарища», необходимо запомнить следующие правила:
1. Придя в чей-то дом, вы должны, прежде всего, постучать (позвонить) и
спросить разрешения войти: Darf man hereinkommen?
2. Если кто-то пришел к вам, пригласите гостя сесть.
3. Если кто-либо интересуется вашими делами, здоровьем, поблагодарите
его и ответьте.
Oleg (стучит): Darf ich hereinkommen?
Roman: Oleg, bitte, bitte!
Oleg: Guten Tag!
Roman: Guten Tag! Nim bitte Platz!
Oleg: Danke. Wie geht es dir?
Roman: Danke. Es geht mir schon besser. Was gibt es Neues, Interessantes
in der Schule?
Oleg: Nichts. Und wann kommst du wieder zur Schule?
Roman: Morgen. Wie viel Stunden haben wir morgen?
Oleg: So eine Frage! 5, Natürlich.
Roman: Was haben wir morgen?
Oleg: Mathematik, Russisch, Geschichte, Deutsch und Turnen.
Roman: Das ist aber schön. Ich habe Deutsch gern.
Oleg: Nun schreibe die Hausaufgabe auf. Hast du Fragen?
Roman: Keine Fragen. Danke.
Oleg: Bitte.
Для учащихся с низким уровнем обучаемости по иностранному языку
предлагается воспроизвести в игровых обстоятельствах текст диалога – образца.
Таким учащимся раздают распечатки, на которых написаны фразы, но непоследовательно. Их задача – составить диалог – образец. Затем они читают его по ролям, заучивают свои роли и воспроизводят диалог.
Составление диалогов с опорой на ключевые слова и выражения в рамках предложенной ситуации (для учащихся с достаточным и высоким уровнем обучаемости).
Среди фонетических игр можно выделить игры-загадки, игры-соревнования, скороговорки. При работе с текстами можно применять такую форму, как «джигсо». Студенты получают разрезанные тексты, не видя оригинала, и логически выстраивают их. При этом отрабатывается техника чтения, умение слушать друг друга. Задача усложняется, если дается два разных разрезанных текста, они перепутываются и их надо логически составить. Такая работа может быть групповой и индивидуальной. Это может быть не только прозаический текст, но и стихотворение или телеграмма, где перепутаны предложения.
Своё место в преподавании иностранного языка нашла и проектная технология, которая предлагает благоприятные условия для раскрытия и проявления творчества студентов: развивает их воображение, фантазию, мышление. При этом формируется мотив говорения, возникает необходимость, что-то сказать, которая диктуется желанием принять участие в общении. Комплексное решение практических, образовательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновение в их эмоциональную сферу.
Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка. Применение песен на занятии способствует совершенствованию навыков иноязычного произношения. С помощью песен студентам легче усваивать грамматический материал. Использование на уроке музыки способствует эстетическому воспитанию. Благодаря музыке студенты знакомятся с культурой, ее музыкальной жизнью.
При преподавании иностранных языков в колледже медицинского профиля необходимо учитывать особенности будущей профессиональной деятельности студентов, которая собственно должна влиять на подбор учебно-речевого материала, организации учебного процесса и создании ситуативных задач.
Ситуация является «универсальной формой функционирования процесса обучения и является способом организации речевых средств, способом их презентации, способом мотивации речевой деятельности, главным условием формирования навыков и развития речевых умений».
Особенностью моделирования профессионально-ориентированных ситуаций является то, что необходимо создавать такие учебные ситуации, которые имеют профессиональное значение для студентов и соответствуют их профессиональным потребностям, при этом также позволяют раскрыть и реализовать иноязычную компетентность, которая необходима в деятельности будущих специалистов здравоохранения. Это их умение вести беседу, предоставлять исчерпывающую информацию, выяснить и уточнить данные, оказать помощь, предложить помощь, решить определенные насущные бытовые ситуации и т. д. Например, для будущего работника больницы подготовить такие ситуации «В приемном отделении», «На приеме у врача», «У стоматолога», «В регистратуре» и другие. Для студентов будущих работников здравоохранения подготовлены темы: «В аптеке», «Отделения стационара», «Первая помощь», и другие. При создании ситуативных задач учитывается соответствие задания и уровень готовности студентов к выполнению этих заданий как в плане языковой, так и профессиональной подготовки, а также представлять реальные ситуации.
«Иноязычной речевой деятельности нельзя научить, ей можно только научиться» . Успешное овладение лексикой – тот фундамент, на котором строится иноязычное общение. Подводя итог, хочется отметить, что использование игр и игровых приемов помогло превратить рутинное занятие по освоению новой лексики в интересную активную работу. Игровые приемы помогают управлять активностью учащихся, стимулировать их мыслительную деятельность и проявление познавательных интересов, что, в свою очередь, является немаловажным условием качественного усвоения знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педагогические чтения "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения в коррекционных группах"
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения через применение активных методов обучения в коррекционных группах. Развитие современног...
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики.
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и учащимся в творческой деятельности различные ...
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать...
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского метода обучения. Педагогический мастер-класс
В методической разработке мастер-класса по теме: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского м...
Презентация:Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского метода обучения
Презентация к педагогическому мастер-классу...
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Использование информационно-коммуникативных технологий в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Обучающиеся должны уметь самостоятельно находить информац...
Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся.
Традиционно вся наша система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных учениками знаний оценивалась работа педколлектива. Преобразования российского общества в це...