Активизация художественно-творческой деятельности студентов на занятиях в области декоративно-прикладного искусства
статья на тему
Предварительный просмотр:
Активизация художественно-творческой деятельности студентов
на занятиях в области декоративно-прикладного искусства
И.Б. Халецкая
Тулунский педагогический колледж
Поиск путей активизации творческой деятельности является одной из основных задач педагогической науки. Важнейшая составляющая педагогического процесса - создание оптимальных условий для становления развитой личности, готовой к активным творческим действиям.
Студенты, обучающееся по специальности 050603 «Изобразительное искусство и черчение», получают повышенный уровень педагогического образования посредством освоения различных дополнительных подготовок и специализаций. В квалификационной характеристике выпускника с дополнительной подготовкой в области декоративно-прикладного искусства и народных ремесел указывается требование к умению вести самостоятельную художественно-творческую деятельность.
К сожалению, как показал анализ, художественно-творческая деятельность студентов, обучающихся в этом направлении, носит во многом пассивный характер. Студентов, открытых для творчества, способных воплотить своё отношение к декоративно-прикладному искусству в творческом продукте, меньшинство. У большинства же возникают серьёзные трудности с решением продуктивно-творческих задач. Наблюдается довольно низкий уровень развития креативных и организационно-деятельностных качеств студентов, многие выполняют предложенные задания только на репродуктивном уровне.
Таким образом, обнаружено противоречие между необходимостью повышения уровня развития творчества в соответствии с требованиями к характеристике выпускника и недостаточной разработанностью технологии обучения, в ходе которого обеспечивалось бы развитие творческой деятельности личности студента на занятиях по декоративно-прикладному искусству.
В этой связи возникает необходимость разработки методики обучения декоративно-прикладному искусству, способствующей активизации творческой деятельности студентов.
Изучением творческой деятельности в научном и художественном творчестве занимались такие исследователи, как Д.Б. Богоявленская, У. Ламберт, А.Т. Шумилин, Л.С. Выготский, А. Лилов, В.Г. Злотников, Н.Н. Ростовцев и другие. Все авторы определяют творческую деятельность как сознательную, целеполагающую, направленную на познание и преобразование действительности, создающую новые, оригинальные материальные и духовные ценности.
В педагогическом аспекте творческая деятельность рассматривается как формирование знаний, умений и навыков, пробуждающих интерес и стремление к дальнейшему совершенствованию.
Во всех видах деятельности человека проявляются два связанных между собой процесса: воспроизводящий и творческий. Воспроизводящий вид деятельности позволяет повторить, восстановить ранее созданные образы и выработанные приемы, и способы действий. Деятельность, результатом которой является создание новых образов или действий, является творческой.
Творческая активность студента, занимающегося художественной деятельностью, выражается в увлеченности работой, в стремлении к самостоятельности и новизне, а это обычно проявляется в оригинальном решении творческого продукта.
Творческий подход к деятельности можно сформировать и развить только систематически, приобщая студентов к работе творческого характера, ставить их в ситуацию необходимости решения различных, постепенно усложняющихся творческих задач.
В художественно-творческой деятельности следует выделить три основных этапа, каждый из которых требует специфических методов и приемов руководства со стороны педагога.
Первый этап связан с возникновением, развитием, осознанием и оформлением замысла. Студенты могут сами определить способы решения предложенного задания или действовать по рекомендациям и указаниям педагога.
Второй этап связан с процессом создания творческого продукта. Здесь происходит реализация замысла. На данном этапе педагогу необходимо включать студентов в самостоятельное решение творческих задач. Основная задача педагога – способствовать развитию творческих способностей с учетом потенциальных возможностей каждого студента.
Третий этап – анализ результатов. Он связан с двумя предыдущими, является их логическим продолжением и завершением. Просмотр и анализ должен осуществятся при максимальной активности студентов, что позволяет полнее осмыслить результат деятельности.
Перечисленные этапы творческой деятельности соотносятся с определенным уровнем владения данной деятельностью. Д.Б. Богоявленская выделяет три основных уровня творческой деятельности:
- Стимульно-продуктивный – деятельность может иметь продуктивный характер, определяемый действием какого-либо внешнего стимула. Высшее проявление на этом уровне отражает высокий уровень развития умственных способностей;
- Эвристический – деятельность принимает творческий характер. Имея достаточно надежный способ решения, человек продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой отдельные задачи, что приводит его к открытию оригинальных решений.
- Креативный – самостоятельно обнаруженная эмпирическая закономерность не используется как прием решения, а выступает в качестве новой проблемы. Найденные закономерности подвергаются доказательству путем анализа их исходного основания. Здесь происходит подлинное целеполагание [4].
Организация деятельности на всех уровнях будет действенной только в том случае, если будут использоваться основные приемы и методы для развития творческих способностей личности. Выбор методов и приемов зависит от содержания, форм и условий деятельности.
Таким образом, педагогу необходимо не только знать, но и уметь применять все разнообразие методов и приемов обучения художественному творчеству, что является теоретической предпосылкой для разработки условий, обеспечивающих эффективность процесса художественно-творческой деятельности студентов.
По нашему мнению основными условиями эффективной организации творческой деятельности студентов являются:
- профессионально-психологическая готовность студента к творческой деятельности – это активно-деятельное состояние, совокупность индивидуальных приемов достижения и поддержания физического, эмоционального и психического состояния и способность к действиям в определенных ситуациях. Готовность включает в себя следующие компоненты:
- мотивационные (ответственность за выполнение, чувство долга);
- ориентационные (знания об особенности к деятельности, ее требования к личности);
- операционные (владение способами и приемами деятельности);
- волевые (самоконтроль, самомобилизация);
- оценочные (самооценка своей подготовленности);
- ориентация педагога на формирование собственного стиля художественно-творческой деятельности студентов;
- осуществление индивидуального подхода в обучении с учетом возрастных особенностей и творческих способностей каждого студента;
- создание ситуации в применение усвоенных ранее знаний, умений и навыков в поиске новых решений, творческих подходов;
- вовлечение студентов в активную творческую деятельность через исследование и изучение опыта мастеров и художников прошлых лет и на современном этапе, анализ подлинных образцов произведений декоративно-прикладного искусства, организацию экскурсий в музеи на выставки, собственное участие в выставках разного уровня;
- стимулирование познавательной и творческой деятельности студентов;
- создание художественно обогащенной педагогической среды, предполагающей сотворчество и ситуацию успеха в деятельности;
- создание атмосферы доброжелательности, максимально эмоционального благополучия, взаимодействия между педагогом и студентами;
- передача профессионального опыта в решении творческих и технологических задач через наглядный показ личного мастерства педагога;
- наличие методической базы.
В обучении необходимо учитывать условия, отрицательно влияющие на течение творческой деятельности, а именно: ситуативные и личностные.
К ситуативным относятся: лимит времени, состояние повышенной тревожности, желание быстро найти решение, слабая мотивация, установка на конкретный способ решения, неуверенность в своих силах, вызванная неудачами, страх, повышенная цензура и т.д.
К личностным условиям: эмоциональная подавленность, неуверенность в себе, доминирование отрицательных эмоций, низкая самооценка, повышенная тревожность и др.
Поэтому педагогу необходимо формировать качества, благоприятствующие творческому мышлению: уверенность в своих силах, доминирование эмоций радости, склонность к риску, боязни показаться странным, необычным, любовь к фантазированию и экспериментированию, построение перспективных планов и т.д.
Эффективность результатов деятельности студентов зависит от степени активизации этой деятельности.
Одним из средств активизации творческой деятельности студентов на занятиях по декоративно-прикладному искусству может является использование комплекса вариативных заданий, которые позволят студентам не просто воплотить знания, умения и навыки в продукте творчества, но и конструировать собственные решения на основе поиска, эксперимента, импровизации.
Требования к разработке комплекса вариативных заданий:
- разработка заданий в виде цепочке заданий, где результат предшествующего действия становится средством реализации последующего и предполагает решение итогового творческого задания, которое бы ориентировало студентов на конечный результат и высвечивало траекторию движения к этому результату;
- разработка заданий, разных по уровню сложности в соответствии с возрастными особенностями;
- наполнение заданий интересным содержанием, построенным на основе интеграции разных видов изобразительной деятельности и художественного творчества, включающих в себя применение разнообразных изобразительных материалов и художественных приемов и техник;
- создание проблемной ситуации в решении творческих задач, способствующей постоянной потребности в поиске и эксперименте;
- задания должны предусматривать как индивидуальную, так и коллективную форму их решения.
Технология методики использования комплекса вариативных заданий в обучении на репродуктивном уровне заключается в выполнении студентами ряда простейших заданий по выработке технологических навыков и приемов работы с различными художественными и изобразительными материалами. Например, освоение приемов кистевой росписи, лепки и декорирования изделий разными способами, аппликации, коллажа, конструирования, моделирования, вышивки, художественной обработки кожи, текстиля, росписи на ткани и др.
Эта группа заданий не имеет самостоятельной ценности, задания являются специальным дидактическим средством закрепления знаний и выработки профессиональных умений и навыков работы в освоении технологий художественной и изобразительной деятельностей. В основе деятельности лежит принцип повтора и вариации.
На творческом уровне студенты выполняют ряд заданий, направленных на создание нового, оригинального. В них включаются результаты первой группы заданий. Это позволяет закрепить первичные навыки. Перед студентами ставится более сложная задача, связанная с импровизацией и экспериментом соединения в деятельности различных приемов и способов работы с разными материалами и художественными техниками. Такая творческая деятельность обладает особым эффектом усиливать творческие возможности каждого студента, развить навыки самостоятельной работы и оптимизировать реализацию творческого потенциала.
Особенность комплекса вариативных заданий в его многоступенчатости. По каждой теме разработана группа заданий от простого к сложному, от обучения к творчеству. Студентам предоставляется право выбора заданий с учетом уровня индивидуальных возможностей и творческих способностей.
Задания не имеют однозначных результатов их выполнения, они предполагают вариативные решения. Полученный результат отражает степень творческого самовыражения студента.
Применение комплекса вариативных заданий, с одной стороны направлено на творческое освоение базового содержания учебного курса, с другой – обеспечивает развитие когнитивных, креативных и организационно-деятельностных качеств студента.
Методологической основой диагностики развития художественно-творческой деятельности и продукта творчества является критериальная шкала А.В. Хуторского. [3] По его мнению, предъявляемый студентом результат не всегда является продуктом его творчества: одна и та же работа может быть творческой для одного студента и нетворческой (репродуктивной) для другого. Признание субъективности и относительности творчества студента – руководящий принцип в планировании, диагностике и оценки достижений.
Воплощение данного принципа предусматривает рефлексивный анализ студентами своей деятельности. Можно задать вопросы: чему я научился в процесс выполнения задания; какие приемы использовал для получения интересного результата; почему я выбрал именно эти приемы работы; что явилось для меня новым; какие и у меня возникли трудности; как я их преодолел. Ответы на подобные вопросы дают представления о степени его творческого участия.
Объем личной творческой продукции в каждой работе студента различен. Установить степень творчества можно на основе сравнения начального уровня комплекса знаний, умений и навыков, которыми владеет студент и наличие субъективной новизны созданного творческого продукта студента.
В качестве основных элементов анализа творческого продукта является: целеполагание, планирование, экспериментальные способности, нахождение способа решения творческой задачи, рефлексивные способности.
Таким образом, критериями оценки уровня развития художественно-творческой деятельности студентов является характер протекания деятельности и качество выполнения продуктов творчества.
Критерии оценки уровня развития художественно-творческой деятельности
Когнитивные (репродуктивные) качества | Креативные (творческие) качества | Организационно-деятельностные качества |
|
|
|
Параметры анализа творческих работ студентов
- Степень творчества работы
- Оригинальность работы
- Новизна
- Уровень профессионализма
- Полезность и значимость работы для автора и для других людей
- Трудоемкость работы
- Качество оформления работы
Экспериментальная проверка методики и анализ результатов апробации заданий позволил сделать следующие выводы:
- использование вариативных заданий способствует качественному повышению технологического и эстетического исполнения продуктов творчества, как на репродуктивном уровне, так и на творческом, так, как возможность выбора заданий, различных по сложности и способам решения позволяет студентам реализовать свой творческий потенциал с учетом уровня своих индивидуальных возможностей и творческих способностей;
- с учетом специфики заданий в обучении используются разные формы работы: индивидуальная, работа в парах, в группах, коллективная. Коллективная и групповая деятельность позволяет развивать такие качества как: организованность, дисциплинированность, сопереживание, сотрудничество, умение работать в коллективе, давать анализ и самоанализ деятельности;
- в процессе выполнения заданий у студентов развивается самостоятельность, фантазия, воображение, творческое мышление, исследовательские умения в решении творческих задач. Повышается активность и увлеченность, желание экспериментировать в работе с различными материалами и художественными техниками;
- высокая мотивация обучения студентов декоративно-прикладному искусству определяет выбор области курсового и дипломного проектирования, участие их с творческими и методическими работами в конференциях, конкурсах, выставках разного уровня.
Таким образом, использование комплекса вариативных заданий в обучении студентов декоративно-прикладному искусству создает благоприятные условия для развития творчества, вызывая интерес к учению, формируя самостоятельность, развивая фантазию, воображение, творческое мышление, исследовательские умения, активизируя художественно-творческую деятельность студентов на разных этапах профессионального становления будущего специалиста.
Список литературы
1. Краткий педагогический словарь [Текст]: учебное справочное пособие / Г.А. Андреева, Г.С. Вя-
ликова, И.А. Тютькова – М.: 2005. – 181 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: в 2 т. Т.II / С. Л. Рубинштейн. – М.: Педаго-
гика, 1989. – 328 с.
3. Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст]: учебник для вузов / А.В. Хуторской. – СПб: Пи-
тер, 2001 – 544с.
4. Ячменёва, В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет
[Текст] / В.В. Ячменёва. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – 184 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине СД 01. Композиция и МДК 01.01 Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства для специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные
Настоящие Методические рекомендации устанавливают общие правила подготовки, оформления и защиты курсовых работ в соответствии с «Рекомендациями по организации выполнения и защиты курсовой работы (прое...
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине СД 01. Композиция и МДК 01.01 Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства для специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные
Настоящие Методические рекомендации устанавливают общие правила подготовки, оформления и защиты курсовых работ в соответствии с «Рекомендациями по организации выполнения и защиты курсовой работы (прое...
Рабочая программа профессионального модуля ПМ 01. Преподавание в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства. Специальность:44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по...
Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ 01 «Преподавание в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства.
Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ 01 «Преподавание в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства» разработан на основе ФГОС СПО по...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной практической самостоятельной работы по дисциплине: Рисунок. ПМ.01 Преподавание в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства
Работа адресована студентам и преподавателям. Предназначена для учебно-методического обеспечения процесса реализации рабочей программы учебной дисциплины «Рисунок». Содержит конкретные рекомендации по...
Методические указания по выполнению работ на практических занятиях по МДК 01. 01. Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства Раздел Художественно-стилистические особенности в декоративно-прикладном искусстве
Пособие для обучающихся по выполнению работ на практических занятиях МДК 01. 01. Раздел Художественно-стилистические особенности в декоративно-прикладном искусстве разработано в соответствии с Ф...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по учебным дисциплинам ПМ.01 «Преподавание в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства», ПМ.01 «Преподавание в области технического творчест
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеурочной деятельности разработаны по учебной дисциплине ПМ 01. Преподавание в области изобразительной деятельности и декоративно-пр...