Методические разработки
методическая разработка

Тернавская Алефтина Михайловна

методическое пособие мастер-класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._posobie_master-klassa_2022.doc320.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 2»

Березина Т.В.,

Линькова В.И.,

Тернавская А.М.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Мастер – класс

Применение газоотводной трубки. Постановка клизм.

2022 год

Рассмотрено и утверждено

методическим советом «МК №2»

Протокол №7

от «26»  05. 2022 г.

Составлено на основе Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело

Одобрено

ЦМК №4

Протокол №

от «     »   ___________2022  г.

Председатель ЦМК №4

Рамазанова И.А./ _______________

                                     подпись

Согласовано

Начальник отдела организации и планирования образовательного процесса

Верликов В.В./________________

                                подпись

Авторы:  

Березина Т.В., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 2»

Линькова В.И., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ  «МК № 2»

Тернавская А.М., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 2»

Содержание

Пояснительная записка                                                                                      Стр. 4

Цели и задачи мастер-класса                                                                             Стр. 5

Технологическая карта мастер-класса                                                              Стр. 5

Оснащение                                                                                                           Стр. 7

Сценарий                                                                                                              Стр. 10

Источники информации                                                                                      Стр. 16

Приложение. Алгоритмы манипуляций                                                            

Пояснительная записка

Данное методическое пособие  разработано преподавателями для проведения  мастер-класса по профессиональному модулю ПМ 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих», МДК 04.03 «Технология оказания медицинских услуг», ПМ 07 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих», МДК 07.03 «Технология оказания медицинских услуг».

Методическое пособие предназначено для передачи педагогического опыта и выработки единых требований к выполнению практических манипуляций применению газоотводной трубки и различных видов клизм  для пациентов.

Цель данного методического пособия – показать методику проведения мастер-класса по теме «Применение газоотводной трубки. Постановка клизм» в рамках проведения предметной недели по ПМ.04.

На данном мастер-классе преподаватели демонстрируют и обсуждают алгоритмы применения газоотводной трубки, масляной, гипертонической и очистительной клизмы.

Данный мастер-класс необходим для того, чтобы выработать единые требования к выполнению манипуляции.  

Методическое пособие составлено в соответствии с ФГОС по профессиональному модулю ПМ 04. специальности 34.02.01. Сестринское дело, по профессиональному модулю ПМ 07. специальности 31.02.01. Лечебное дело.

        Участники: преподаватели и сотрудники практического и методического отделов колледжа.

Тема: Применение газоотводной трубки. Постановка клизм.

Время: - 60 минут.

Место проведения: кабинет Сестринское дело

Вид мероприятия: мастер-класс для преподавателей профессиональных модулей

Методика проведения: лекция с мультимедийной презентацией, демонстрация практических навыков, работа в группах; интерактивная методика проведения.

Цель:         обобщение и передача педагогического опыта, выработка единых требований к выполнению практических манипуляций по применению газоотводной трубки и постановке клизм.

Задачи:

  • рассмотреть алгоритмы;
  • рассмотреть  некоторые вопросы санитарно-противоэпидемического режима;
  • создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью единых требований к выполнению манипуляций.

        

Технологическая карта

Этапы работы мастер-класса

Содержание этапа

Время

Деятельность участников – преподавателей профессионального модуля

Подготовительно-организационный этап

Приветствие, вступительное слово преподавателей.

Постановка цели и задач.  

3

Вступают в диалог, проявляют активную позицию по вопросам проведения манипуляций по применению газоотводной трубки и постановке клизм.

Актуализация темы

Постановка проблемного вопроса: «Почему выбрана данная тема?» «Мозговой штурм»

2

Совместный ответ на вопрос с преподавателем

Работа с теоретическим материалом по теме мастер-класса

Демонстрация презентации теоретического материала по применению газоотводной трубки и постановке клизм с наглядным информационным материалом:

- «Постановка газоотводной трубки»;

- «Постановка масляной клизмы»;

- «Постановка гипертонической клизмы»;

- «Постановка очистительной клизмы».

15

Слушают доклад, задают вопросы.

Демонстрация алгоритмов проведения манипуляций.

Работа в группах: совместное выполнение манипуляций в соответствии с чек-листами

Демонстрация оснащения и техники выполнения алгоритмов манипуляций применению газоотводной трубки и постановке клизм:

-«Постановка газоотводной трубки»;

- «Постановка масляной клизмы»;

- «Постановка гипертонической клизмы»;

- «Постановка очистительной клизмы».

30

Выполнение манипуляции в соответствии с обозначенной задачей. Представление выполненных слушателями манипуляций: -«Постановка газоотводной трубки»;

- «Постановка масляной клизмы»;

- «Постановка гипертонической клизмы»;

- «Постановка очистительной клизмы» в соответствии с требованиями алгоритмов.

Обсуждение и выработка единых требований к алгоритмам по чек-листам.  

Рефлексия участников мастер-класса.

Подведение итогов.

Дискуссия.

Обмен мнениями участников по содержанию алгоритмов, их достоинств и недостатков, выработка единых требований в соответствии с ГОСТом, по поводу значимости проведённого мастер-класса.

10

Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе по выполнению манипуляций по применению газоотводной трубки и постановке клизм. Утверждение предложенных алгоритмов в виде чек-листов.

        Оснащение:      

 1. Методическое обеспечение:

  • методическое  пособие по проведению мастер-класса
  • раздаточный материал для слушателей: алгоритмы манипуляций, чек-листы, программа проведения мастер-класса.

2. Технические средства:

        - компьютер, Zoom-платформа.

Введение

С целью вовлечения преподавателей профессиональных модулей в учебный процесс и обсуждения алгоритма манипуляции по определению единых требований к обучающимся  проводится мастер-класс по теме «Применение газоотводной трубки. Постановка клизм», преподавателями ПМ. 04 высшей квалификационной категории Березиной Татьяной Вадимовной, Линьковой Верой Ивановной, Тернавской Алефтиной Михайловной.

Мастер-класс проводится в рамках недели ПМ. 04 как открытое мероприятие с приглашением коллег преподавателей и обсуждением на заседании «Круглого стола» по итогам предметной недели.

Мероприятие разработано совместно. В ходе мастер-класса участников знакомят с особенностями применения газоотводной трубки и постановки клизм. Материал мастер-класса систематизирован в виде алгоритма манипуляций и чек-листов.

В ходе мастер-класса преподаватели неоднократно опираются на жизненный опыт коллег, что актуализирует их профессиональное самоопределение, повышает внутреннюю готовность к осознанному и самостоятельному планированию, корректирует  и реализует перспективы своего развития.

Использование на мастер-классе презентации, демонстрация манипуляций вносит непринужденность и интерес участников. Так же на мастер-классе создаётся возможность присоединиться к ведущим и стать участником по обсуждению алгоритма, которая способствует формированию активной позиции. В ходе мероприятия ведущие продемонстрируют формирование положительной мотивации участников в утверждении алгоритмов манипуляций, показывают хорошее владение приёмами целеполагания.

Учебно-воспитательный процесс – процесс творческий. Здесь не может быть рецептов и инструкций, сковывающих деятельность преподавателей. Дальнейшее совершенствование обучения и воспитания будущих специалистов в области сестринского дела во многом зависит от творческой деятельности педагогических работников, профессионального мастерства каждого из них.

В ходе обучения реализуются многие цели, главная из которых – передача опыта от одного поколения к другому. На своих занятиях с обучающимися весь свой практический опыт, знания и умения мы стремимся передать своим обучающимся, применяя различные формы и методы обучения. Применение методов обучения, активизирующих учебную деятельность, позволяет обучающимся стать настоящими партнёрами преподавателя по

творчеству в атмосфере сотрудничества.

Задача педагога - формировать у обучающихся способности решать

практические задачи сегодняшнего дня. Активное обучение полностью отвечает

этому требованию. Обучение является активным процессом, нуждающимся в

личном участии обучающегося, которое является необходимым условием

эффективности обучения.

Возможности практического занятия неисчерпаемы. Всё от него: общая культура и

дружелюбие в отношении обучающихся с преподавателями, от него зависит осуществление пусть крошечной, но такой значительной в жизни приставки «Со»: сотворчество, сотрудничество, соучастие в учебном процессе.

Данное мероприятие является необходимым и разработано совместно преподавателями в рамках проведения предметной недели ПМ.04.

Сценарий разработали преподаватели Березина Татьяна Вадимовна, Линькова Вера Ивановна, Тернавская Алефтина Михайловна.

При разработке мероприятия учитывались следующие особенности: в качестве участников выступают преподаватели ПМ.04, сотрудники методического и практического отделов; в качестве ведущих выступают преподаватели ПМ.04.

Затраченное время – 60 мин.

Дата: 18 марат, 2022 г.

Аудитория: преподаватели ПМ.04 и сотрудники практического и методического отделов колледжа (платформа Zoom).

Сценарий мастер-класса

ВЕДУЩИЙ 1: Уважаемые коллеги! Хотим начать мастер-класс со слов старинной пословицы «Лечит врач, вылечивает ухаживающий».

ВЕДУЩИЙ 2: Цель: передача педагогического опыта и выработка единых требований к выполнению практических манипуляций по применению газоотводной трубки и постановке клизм.

ВЕДУЩИЙ 1: Задачи: рассмотреть алгоритмы; рассмотреть  некоторые вопросы санитарно-противоэпидемического режима; создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью единых требований к выполнению манипуляций.

ВЕДУЩИЙ 2:  Актуализация темы:         Тема актуальна для МДК 03 «Технологии оказания медицинских услуг», так как это одна из тех тем, где ярко выражена проблема, связанная с невозможностью пациента самостоятельно удовлетворять физиологические потребности и ему необходима помощь медицинского персонала.

Фельдшер или медицинская сестра должены провести все мероприятия, направленные на улучшение состояния и самочувствия пациента. Он должен проявлять такт, чуткость, способность психологического воздействия в преодолении стеснения пациента, также владеть техникой постановки клизм и газоотводной трубки.

После того,  как медицинская помощь уже оказана, следует объяснить пациенту, что же все-таки с ним произошло, как вести себя в подобном случае в следующий раз, дать в общих чертах рекомендации по лечению и профилактике данного состояния.

Чувство беспомощности при нарушенной функции желудочно-кишечного тракта (метеоризм, запоры и др.), нарастает в виду недостатка знаний о тактика поведения самого пациента. Возникает страх перед трудностями. Получение умений по инвазивным манипуляциям при проблемах с желудочно-кишечным трактом у пациентов, а также ответа на вопрос, какими должны быть технологии профилактики осложнений в результате хронического заболевания, помогают освоиться в трудной ситуации и противостоять новым вызовам. На мастер-классе мы попробуем рассмотреть алгоритмы этих манипуляций с целью определения единых требований к выполнению манипуляций.

ВЕДУЩИЙ 1: Производя инвазивные манипуляции на органах желудочно-кишечного тракта в первую очередь обучающийся должен быть ознакомлен с анатомо-физиологическими особенностями желудочно-кишечного тракта.

        ВЕДУЩИЙ 2: Метеоризм – это избыточное скопление газов в кишечнике, проявляющееся вздутием живота, ощущением дискомфорта в брюшной полости и отрыжкой.

ВЕДУЩИЙ 1: Метеоризм у взрослого человека проявляется такими симптомами: Колющие боли в животе, уменьшающиеся после отхождения скопленных газов; Выраженное вздутие живота, с характерным сопровождающимся урчанием; Для метеоризма свойственны такие признаки как: изжога, икота, тошнота, отрыжка с неприятным запахом; При излишнем газообразовании запоры могут чередоваться с диареей.

  •         ВЕДУЩИЙ 2: Тактика сестринского вмешательства при метеоризме.
  • Выяснить характер питания и дать советы по коррекции питания.
  • При необходимости обеспечить консультацию врача.
  • В случае неэффективности  (по назначению врача) применяют:
  • раствор укропной воды по 1 ст. ложке 3-6 раз в день;
  • активированный уголь 1 гр. 2-3 раза в день;
  • ветрогонный сбор по 1/2  cтакана утром и вечером;
  • отвар ромашки (1 ст. ложка на 1 стакан кипятка), настоять, процедить, 1-5 ст. ложек развести в 1 стакане горячей воды, пить по 1-2 ст. ложки 3 раза в день;
  • эспумизан по 1 т. 2 р. в день;
  • газоотводную трубку.

ВЕДУЩИЙ 1:  Газоотводная трубка - приспособление для отвода газов из кишечника;

     - длина составляет – 40 см,

     - внутренний диаметр

                 – 5-10 мм,

     - наружный конец слегка расширен, а на закругленной (внутренней) части трубки в центре и на боковой стенке имеются отверстия.  

 Цель: выведение газов из кишечника.            

 Показания:

  •  метеоризм;
  •  атония кишечника;
  • при постановке лекарственных клизм.

        Противопоказания:

  • боль в области живота неясной этиологии;
  • желудочно-кишечное кровотечение;
  •  трещины заднего прохода;
  • острые воспалительные или язвенные процессы в области толстого кишечника и заднего прохода.
  • выпадение прямой кишки.
  • При применении газоотводной трубки пациент может занимать разные положения: лёжа на левом боку, согнув ноги в коленях и прижав их к животу или на спине с согнутыми в коленях и разведёнными в стороны ногами.
  • Перед любой инвазивной манипуляцией медицинская сестра должна: проинформировать пациента, получить согласие,  сохранить интимность, подготовить оснащение, обработать руки гигиеническим способом.

  ВЕДУЩИЙ 2: Клизма – это введение через прямую кишку различных жидкостей с диагностической  или лечебной целью (с использованием стандартных наконечников для клизм) или непосредственно в толстую кишку (с использованием длинных кишечных трубок или наконечников для глубоких клизм). Существует классификация клизм. Послабляющие клизмы (масляная). Цель: очищение нижнего отдела толстого кишечника; добиться отхождения каловых масс, газов.

    Показания:
• при неэффективности очистительной клизмы;
• в первые дни после операции на органах брюшной полости;
• после родов;

  • атония кишечника,
  • упорные запоры,
  •  каловые камни,
  •  с лечебной целью.
  • Механизм действия: теплое масло обволакивает кал, размягчает его, улучшает перистальтику и проходимость содержимого по кишечнику; теплое масло положительно влияет на кишечную флору.
  •  Начало действия: через 6-10 часов.

Послабляющая (гипертоническая) клизма. Цель:  усилить перистальтику кишечника (действие без резкой перистальтики кишечника) и вызвать обильную транссудацию жидкости в просвет кишечника.

Показания:

      задержка стула  

      массивные отеки разного происхождения.

      ранний послеоперационный период;

      парез и атония кишечника;

      послеродовой период, при противопоказаниях очистительной клизмы и введении большого количества жидкости. 

Механизм действия: гипертонический раствор возбуждает перистальтику, раздражает кишечную стенку; раствор в кишечнике разводится до изотонического т.к. через стенку кишечника начинает проникать межтканевая жидкость, уменьшаются отеки, снижается АД, обильная жидкость, которая поступает в кишечник, вызывает разжижение кала и обильный жидкий стул.

Начало действия: через 20-30 мин.

Для постановки клизмы необходимо: 10%-ный раствор натрия хлорида в количестве 100-150 мл или 20% раствор магния сульфата – 50 мл (по назначению врача).

ВЕДУЩИЙ 1:         Очистительная клизма. Цель: добиться отхождения каловых масс и газов. Показания:

  • перед постановкой лекарственной и питательной клизмы,
  • атония кишечника.
  • для разжижения и удаления содержимого нижних отделов толстой кишки,
  • при упорных запорах,
  • для удаления токсичных веществ при отравлениях,
  • перед операциями, родами, абортами
  • подготовка к рентгенологическими исследованиями пищеварительного тракта и эндоскопическими исследованиями толстой кишки.

Механизм действия:

  • жидкость оказывает механическое раздражение стенок кишечника и усиливает перистальтику;
  • раздробление каловых масс, их разжижение и вымывание.
  • Начало действия: через 5-20 мин.
  • Для очистительной клизмы взрослому человеку требуется около 1-1,5 л теплой воды (20 -22 С);
  • Если необходимо стимулировать сокращения толстой кишки (при атонических запорах), то применяется вода более низкой температуры (16-20 С);
  • Если необходимо расслабить гладкую мускулатуру кишечника (при спастических запорах), то используют воду с температурой 37-38 С.
  • Абсолютными противопоказаниями для всех видов клизм являются:
  • кровотечения из нижних отделов кишечного тракта;
  • острые воспалительные процессы в толстой кишке;
  • острые воспалительные или язвенно-воспалительные процессы в области заднего прохода и прямой кишки;
  • злокачественные новообразования прямой и толстой кишки;
  • острый аппендицит, перитонит;
  • первые дни после операций на органах пищеварения;
  • воспаление геморроидальных узлов и кровотечение из них;
  • глубокие трещины в области заднего прохода;
  • выпадение прямой кишки.

Относительными противопоказаниями для всех видов клизм являются:

  • наличие у пациента массивных отеков;
  • острая сердечная недостаточность;
  • течение раннего послеоперационного периода.

ВЕДУЩИЙ 2: Универсальные меры предосторожности при применении газоотводной трубки и постановке клизм:

  1. Надевать латексные перчатки при выполнении и завершении процедуры;
  2. Подстилать под пациента на кровать (кушетку) клеенку или впитывающую пеленку однократного применения;
  3. Подвергать дезинфекции и/или последующему уничтожению все предметы однократного использования (пеленки, перчатки и т. п.);
  4. Подвергать дезинфекции, ПСО и стерилизации все предметы многократного использования (лотки и т. п.) в соответствии с действующими нормативными документами;
  5. Пациент имеет право видеть, что упаковка вскрывается в его присутствии перед процедурой;
  6. Мыть руки до и после снятия перчаток.

Демонстрация алгоритма проведения манипуляций. Работа в группах: совместное обсуждение манипуляции в соответствии с чек-листом.

Демонстрация оснащения и техники выполнения алгоритмов манипуляций.

Преподаватели-ведущие демонстрируют практическую манипуляцию и предлагают  участникам обсудить алгоритм. Корректируют действия в соответствии с требованиями алгоритмов. Слушатели  обсуждают умения, нюансы техники выполнения практических манипуляций, задают, отвечают на интересующие их вопросы.

Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов. 

        Преподаватели-ведущие просят высказаться каждого участника о проделанной работе, о его ощущениях, о том, что понравилось или не понравилось, о том, что получилось или не получилось, о том, оправдались ли его ожидания.

Проводится в виде дискуссии.

Проводится голосование об утверждении алгоритма практической манипуляции по чек-листу.

        

Источники информации:

Нормативные документы

  • ГОСТ Р 52623.3-2015 Технологии выполнения простых медицинских услуг. Манипуляции сестринского ухода (дата последнего изменения: 10.12.2018)

Периодические издания

  • Долговременный уход и паллиативная помощь в геронтологии. / Сестринское дело, №1, 2019. – с. 10-12.
  • Проблемы ухода за пациентом. / Сестринское дело, № 6, 2018. – с. 33-36.
  • Материалы сестринской научно-практической конференции «Сестринский уход в паллиативной помощи» - Москва, 2017 г.
  • Аминев, А.М. Руководство по проктологии: в 4 т. / А.М. Аминев. – Самара: Самарское книжное изд-во, 2021 – 520 с.
  • Ан В.А. Опасности, осложнения и ошибки в проктологии / В.А. Ан, В.А. Ривкин, А.Я. Соломка. – М.: Бином, 2020. – 112 с.
  • Храмова Е.Ю. Полный справочник по уходу за больными / Е.Ю. Храмова. – М.: Рипол классик, 2021 – 512 с.
  • Шелыгин Ю.А. Колопроктология. Клинические рекомендации/ Ю.А. Шелыгин. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. – 528 с.
  • Шестаков А.М. Прямая кишка и заднепроходной канал. Руководство/ А.М. Шестаков, М.Р. Сапин. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019 – 128 с.

Интернет- ресурсы

  • www.rosmedlib.ru – медицинская, студенческая библиотека
  • http://www.fcior.edu.ru/ – ФЦИОР – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов


Приложение. Алгоритмы манипуляций

Чек-лист

Постановка газоотводной трубки

Требования по безопасности труда при выполнении услуги:

  • До и после проведения процедуры провести гигиеническую обработку рук
  • Во время процедуры обязательно использование перчаток

Функциональное назначение простой медицинской услуги: выведение газов из кишечника

Материальные ресурсы

Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения:

  • Стол для расходных материалов
  • Кушетка медицинская
  • Манипуляционный стол
  • Фантом ягодиц с возможностью постановки газоотводной трубки
  • Судно медицинское
  • Ёмкость-контейнер с педалью для медицинских отходов класса «А»
  • Ёмкость-контейнер с педалью для медицинских отходов класса «Б»
  • Пакет для утилизации медицинских отходов класса «А» любого цвета, кроме желтого и красного
  • Пакет для утилизации медицинских отходов класса «Б» желтого цвета
  • Кожный антисептик для обработки рук
  • Шпатель медицинский одноразовый в стерильной упаковке
  • Газоотводная трубка одноразовая в стерильной упаковке
  • Лубрикант (имитация вазелина)

Прочий расходуемый материал

  • Салфетка марлевая нестерильная, размер 110х125 мм
  • Пеленка одноразовая впитывающая
  • Пеленка
  • Перчатки медицинские нестерильные

Этапы проведения

 манипуляции

Форма представления

Примерный текст комментариев обучающегося

Количество баллов

(0 – 1)

Подготовка к выполнению процедуры

1

Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться

Сказать

 «Здравствуйте! Я постовая медицинская сестра. Меня зовут ___ (ФИО)»

2

Попросить пациента представиться

Сказать

«Представьтесь, пожалуйста. Как я могу к Вам обращаться?»

3

Сверить ФИО пациента с листом назначений

Сказать

«Пациент идентифицирован»

4

Сообщить пациенту о назначении врача

Сказать

«Я поставлю Вам газоотводную трубку через задний проход для отхождения газов из кишечника»

5

Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру. В случае отсутствия такового уточнить дальнейшие действия у врача

Сказать

 «Вы согласны на выполнение данной процедуры?» Ответ: «Пациент согласен на выполнение процедуры»

6

Подготовить оснащение

Выполнить

7

Обработать руки гигиеническим способом. Надеть нестерильные перчатки

Выполнить

8

Подложить под пациента одноразовую ламинированную пеленку (впитывающую) и помочь пациенту лечь на левый бок и слегка привести ноги к животу

Выполнить/ Сказать

«Ложитесь, пожалуйста, на кушетку на левый бок и слегка приведите ноги к животу»

9

Поставить рядом с пациентом (на кушетку возле ягодиц) судно с небольшим количеством воды

Выполнить

10

Взять упаковку со стерильным шпателем, оценить срок годности. Убедиться в целостности упаковки шпателя

Выполнить

/Сказать

«Срок годности шпателя не истек. Целостность упаковки не нарушена»»

11

Вскрыть упаковку, извлечь шпатель. Упаковку от шпателя поместить в емкость для медицинских отходов класса «А»

Выполнить

 

12

Взять упаковку со стерильной газоотводной трубкой, оценить срок годности. Убедиться в целостности упаковки газоотводной трубки

Выполнить

/Сказать

«Срок годности газоотводной трубки не истек. Целостность упаковки не нарушена»

13

Вскрыть упаковку с газоотводной трубкой. Поместить упаковку в емкость для медицинских отходов класса «А»

Выполнить

 

14

Закруглѐнный конец газоотводной трубки смазать лубрикантом (имитация вазелина)  на протяжении 30 см при помощи шпателя. Шпатель поместить в емкость для медицинских отходов класса «А»

Выполнить

/Сказать

 «Обрабатываю лубрикантом закругленный конец трубки на 30 см»

 

Выполнение процедуры

15

Приподнять одной рукой ягодицу, другой рукой осторожно ввести газоотводную трубку на 3-4 см по направлению к пупку, далее на 15-20 см по ходу кишечника параллельно позвоночнику

Выполнить/Сказать

«Ввожу газоотводную трубку на 3-4 см по направлению к пупку, а затем продолжаю вводить трубку далее на 15-20 см по ходу кишечника параллельно позвоночнику»

 

16

Узнать у пациента его самочувствие

Сказать

«Как Вы себя чувствуете?»  Ответ: «Пациент чувствует себя хорошо»

17

Опустить  свободный  конец газоотводной трубки  в  судно  с  водой

Выполнить

18

Оставить  газоотводную трубку  в кишечнике на срок не более одного часа до полного отхождения газов. Накрыть пациента пеленкой (одеялом)

Примечание. При выполнении процедуры необходимо контролировать отхождение газов и самочувствие пациента каждые 15 минут

Выполнить/Сказать

«Оставляю газоотводную трубку  в кишечнике не более одного часа до полного

отхождения газов. Накрываю пациента пеленкой».

«При выполнении процедуры контролирую отхождение газов и самочувствие пациента каждые 15 минут»

19

После полного отхождения газов извлечь газоотводную трубку через сухую нестерильную салфетку. Поместить использованную газоотводную трубку с салфеткой в емкость для медицинских отходов класса «Б»

Выполнить

   

20

Обработать  прианальное пространство  салфеткой/туалетной бумагой. Поместить использованную салфетку/туалетную бумагу в емкость для медицинских отходов класса «Б»

Выполнить

 

Завершение процедуры

21

Поместить судно на нижнюю полку манипуляционного столика с последующей дезинфекцией  

Выполнить

/Сказать

 «Содержимое судна утилизируется, судно дезинфицируется методом полного погружения в дезраствор»

22

Убрать пеленку методом скручивания. Поместить пеленку в емкость для медицинских отходов класса «Б»

Выполнить

23

Снять перчатки. Поместить перчатки в емкость для медицинских отходов класса «Б»

Выполнить

24

Обработать руки гигиеническим способом

Сказать

«Обрабатываю руки гигиеническим способом»

25

Узнать у пациента  его самочувствие

Сказать

«Как Вы себя чувствуете?»  Ответ: «Пациент чувствует себя хорошо»

26

Сделать запись о результатах процедуры в лист назначения

Выполнить

/Сказать

«Делаю запись о результатах выполнения процедуры в листе назначений»

Всего баллов

Критерии оценки

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

% %

0 - 59

60 – 80

81 - 90

91 - 100

Баллы

0 -  19

20-23

24-25

26

Чек-лист

Постановка масляной клизмы

Требования по безопасности труда при выполнении услуги:

  • До и после проведения процедуры провести гигиеническую обработку рук
  • Во время процедуры обязательно использование перчаток

Функциональное назначение простой медицинской услуги: добиться отхождения каловых масс, газов

Материальные ресурсы

Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения:

  • Стол для расходных материалов
  • Кушетка медицинская
  • Манипуляционный стол
  • Фантом ягодиц с возможностью проведения клизмы и постановки газоотводной трубки
  • Ёмкость-контейнер с педалью для медицинских отходов класса «А»
  • Ёмкость-контейнер с педалью для медицинских отходов класса «Б»
  • Пакет для утилизации медицинских отходов класса «А» любого цвета, кроме желтого и красного
  • Пакет для утилизации медицинских отходов класса «Б» желтого цвета
  • Кожный антисептик для обработки рук
  • Шпатель медицинский одноразовый в стерильной упаковке
  • Шприц Жанэ
  • Газоотводная трубка (в упаковке)
  • Стерильный лоток
  • Шпатель
  • Фартук
  • Ширма (при необходимости)
  • Лубрикант (имитация вазелина)
  • Масляный раствор в количестве 100-200 мл (масло вазелиновое, растительное)

Прочий расходуемый материал

  • Салфетка марлевая нестерильная, размер 110х125 мм
  • Пеленка одноразовая впитывающая
  • Перчатки медицинские нестерильные

Этапы проведения манипуляции

Форма представления

Примерный текст комментариев обучающегося

 Количество баллов

(0 – 1)

Подготовка к выполнению процедуры

1

Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль

Сказать

 «Здравствуйте! Я медсестра. Меня зовут ___ (ФИО)»

2

Попросить пациента представиться

Сказать

«Представьтесь, пожалуйста. Как я могу к Вам обращаться?»

3

Сверить ФИО пациента с листом назначений

Сказать

«Пациент идентифицирован»

4

Сообщить пациенту о назначении врача

Сказать

«Я поставлю Вам масляную клизму»

5

Объяснить ход и цель процедуры

Сказать

«Эта процедура поможет освободить нижний отдел толстого кишечника от каловых масс и газов. Эффект наступит через 6-8 часов»

6

Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру. В случае отсутствия такового уточнить дальнейшие действия у врача

Сказать

 «Вы согласны на выполнение данной процедуры?» Ответ: «Пациент согласен на выполнение процедуры»

7

Подготовить оснащение

Выполнить

8

Подогреть масло на водяной бане до 38 0 С. Набрать в шприц Жанэ 100 (200) мл теплого масла и поместить в стерильный лоток

Выполнить/

Сказать

Подогреваю масло на водяной бане до 38 0 С

9

Обработать руки гигиеническим способом. Надеть нестерильные перчатки и фартук

Выполнить

Выполнение процедуры

10

Подложить под пациента одноразовую ламинированную пеленку (впитывающую). Помочь пациенту лечь на левый бок и слегка привести ноги к животу

Выполнить/Сказать

«Ложитесь, пожалуйста, на кушетку на левый бок и слегка приведите ноги к животу»

11

Взять упаковку со стерильным шпателем, оценить срок годности. Взять упаковку со стерильной газоотводной трубкой, оценить срок годности. Убедиться в целостности упаковки газоотводной трубки

Выполнить

/Сказать

«Сроки годности шпателя и газоотводной трубки не истекли»

 «Целостность упаковок не нарушена»

12

Вскрыть упаковку с газоотводной трубкой. Поместить упаковку в емкость для медицинских отходов класса «А»

Выполнить

13

Закруглѐнный конец газоотводной трубки смазать лубрикантом (имитация вазелина)  на протяжении 30 см при помощи шпателя. Шпатель поместить в емкость для медицинских отходов класса «А»

Выполнить

/Сказать

 «Смазываю лубрикантом закругленный конец трубки на 30 см»

14

Приподнять одной рукой ягодицу, другой рукой осторожно ввести газоотводную трубку на 3-4 см по направлению к пупку, далее на 15-20 см по ходу кишечника параллельно позвоночнику

Выполнить/ Сказать

«Ввожу газоотводную трубку на 3-4 см по направлению к пупку, далее продолжаю вводить трубку далее на 15-20 см параллельно позвоночнику»

15

Присоединить к трубке шприц Жанэ, выпустив воздух из него, и медленно ввести подогретый раствор

Выполнить

16

Пережав газоотводную трубку, отсоединить шприц Жанэ от газоотводной трубки

Выполнить

17

Заполнить шприц Жанэ воздухом, присоединить к газоотводной трубке и медленно ввести воздух

Выполнить

18

Пережав газоотводную трубку, отсоединить шприц Жанэ, поместить его в ёмкость для отходов класса Б

Выполнить

19

Извлечь газоотводную трубку из кишечника при помощи салфетки. Поместить использованную газоотводную трубку в емкость для медицинских отходов класса «Б»

Выполнить

20

Обработать  прианальное пространство  салфеткой/туалетной бумагой. Поместить использованную салфетку/ туалетную бумагу в емкость для медицинских отходов класса «Б»

Выполнить

21

Узнать у пациента его самочувствие. Предложить пациенту задержать раствор в кишечнике до утра

Сказать

«Как Вы себя чувствуете?»  Ответ: «Пациент чувствует себя хорошо»

«Задержите, пожалуйста, масло в кишечнике до утра»

Завершение процедуры

22

Убрать одноразовую пеленку и сбросить в мешок для отходов класса «Б».

Выполнить

23

Снять перчатки и фартук. Поместить перчатки и фартук в емкость для медицинских отходов класса «Б»

Выполнить

24

Обработать руки гигиеническим способом

Сказать

«Обрабатываю руки гигиеническим способом»

25

Сделать запись о результатах процедуры в лист назначения

Выполнить

/Сказать

«Делаю запись о результатах выполнения процедуры в листе назначений»

Всего баллов

Критерии оценки

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

% %

0 - 59

60 – 80

81 - 90

91 - 100

Баллы

0 -  19

20-22

23-24

25

Чек-лист

Постановка гипертонической клизмы

        

Требования по безопасности труда при выполнении услуги:

  • До и после проведения процедуры провести гигиеническую обработку рук
  • Во время процедуры обязательно использование перчаток

Функциональное назначение простой медицинской услуги: вызвать хорошее послабляющее действие без резкой перистальтики кишечника

Материальные ресурсы

Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения:

  • Стол для расходных материалов
  • Кушетка медицинская
  • Манипуляционный стол
  • Фантом ягодиц с возможностью проведения клизмы и постановки газоотводной трубки
  • Ёмкость-контейнер с педалью для медицинских отходов класса «А»
  • Ёмкость-контейнер с педалью для медицинских отходов класса «Б»
  • Пакет для утилизации медицинских отходов класса «А» любого цвета, кроме желтого и красного
  • Пакет для утилизации медицинских отходов класса «Б» желтого цвета
  • Кожный антисептик для обработки рук
  • Шпатель медицинский одноразовый в стерильной упаковке
  • Шприц Жанэ
  • Газоотводная трубка (в упаковке)
  • Стерильный лоток
  • Ширма (при необходимости)
  • Лубрикант (имитация вазелина)
  • Лекарственный раствор (10%-ный раствор натрия хлорида в количестве 100-150 мл или 20% раствор магния сульфата – 50 мл (по назначению врача)

Прочий расходуемый материал

  • Салфетка марлевая нестерильная, размер 110х125 мм
  • Пеленка одноразовая впитывающая
  • Перчатки медицинские нестерильные

Этапы проведения манипуляции

Форма представления

Примерный текст комментариев обучающегося

Количество баллов

(0 – 1)

Подготовка к выполнению процедуры

1

Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль

Сказать

 «Здравствуйте! Я медсестра. Меня зовут ___ (ФИО)»

2

Попросить пациента представиться

Сказать

«Представьтесь, пожалуйста. Как я могу к Вам обращаться?»

3

Сверить ФИО пациента с листом назначений

Сказать

«Пациент идентифицирован»

4

Сообщить пациенту о назначении врача

Сказать

«Я поставлю Вам гипертоническую клизму»

5

Объяснить ход и цель процедуры

Сказать

«Эта процедура поможет освободить нижний отдел толстого кишечника от каловых масс и газов без резкой перистальтики кишечника. Эффект наступит через 20-30 минут»

6

Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру. В случае отсутствия такового уточнить дальнейшие действия у врача

Сказать

 «Вы согласны на выполнение данной процедуры?» Ответ: «Пациент согласен на выполнение процедуры »  

7

Подготовить оснащение

Выполнить

8

Подогреть лекарственный раствор на водяной бане до 380 С. Набрать в шприц Жанэ 100 (количество вводимого лекарственного препарата определяет врач) мл теплого раствора и поставить в стерильный лоток

Выполнить

/Сказать

«Подогреваю раствор на водяной бане до 38 0 С. Набираю в шприц Жанэ 100 (количество вводимого лекарственного препарата определяет врач) теплого раствора»

9

Обработать руки гигиеническим способом. Надеть нестерильные перчатки и фартук

Выполнить

Выполнение процедуры

10

Подложить под пациента одноразовую ламинированную пеленку (впитывающую). Помочь пациенту лечь на левый бок и слегка привести ноги к животу

Выполнить/Сказать

«Ложитесь, пожалуйста, на кушетку на левый бок и слегка приведите ноги к животу»

11

Взять упаковку со стерильным шпателем, оценить срок годности. Взять упаковку со стерильной газоотводной трубкой, оценить срок годности. Убедиться в целостности упаковки газоотводной трубки

Выполнить

/Сказать

«Срок годности шпателя не истек»

«Срок годности газоотводной трубки не истек»

«Целостность упаковок не нарушена»

12

Вскрыть упаковку с газоотводной трубкой. Поместить упаковку в емкость для медицинских отходов класса «А»

Выполнить

13

Закруглѐнный конец газоотводной трубки смазать лубрикантом (имитация вазелина)  на протяжении 30 см при помощи шпателя. Шпатель поместить в емкость для медицинских отходов класса «А»  

Выполнить

/Сказать

 «Смазываю лубрикантом закругленный конец трубки на 30 см»

14

Приподнять одной рукой ягодицу, другой рукой осторожно ввести газоотводную трубку на 3-4 см по направлению к пупку, далее на 15-20 см по ходу кишечника параллельно позвоночнику

Выполнить/ Сказать

«Ввожу газоотводную трубку на 3-4 см по направлению к пупку. Продолжаю вводить трубку далее на 15-20 см по ходу кишечника параллельно позвоночнику »

15

Присоединить к трубке шприц Жанэ, выпустив воздух из него, и медленно ввести подогретый раствор

Выполнить

16

Пережав трубку, отсоединить шприц от газоотводной трубки, затем извлечь газоотводную трубку. Поместить использованную газоотводную трубку в ёмкость для медицинских отходов класса «Б»

Выполнить

17

Обработать перианальное пространство   салфеткой/туалетной бумагой. ПОМЕСТИТЬ ИСПОЛЬЗОВАННУЮ САЛФЕТКУ/туалетную бумагу  В ЁМКОСТЬ ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ ОТХОДОВ КЛАССА «Б»

Выполнить

18

Предложить пациенту задержать раствор в кишечнике в течение 20-30 минут

Выполнить

/Сказать

 «Задержите, пожалуйста, раствор в кишечнике на 20-30 минут»

Завершение процедуры

19

Проводить пациента в туалетную комнату.

Выполнить

20

Убрать одноразовую пеленку и сбросить её в емкость для медицинских отходов класса «Б»

Выполнить

21

При необходимости подмыть пациента

Сказать

22

Снять перчатки и фартук. Поместить перчатки и фартук в емкость для медицинских отходов класса «Б»

Выполнить

23

Обработать руки гигиеническим способом

Выполнить

24

Сделать запись о результатах процедуры в лист назначения

Выполнить

/Сказать

«Делаю запись о результатах выполнения процедуры в листе назначений»

Всего баллов

Критерии оценки

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

% %

0 - 59

60 – 80

81 - 90

91 - 100

Баллы

0 -  18

19 - 21

22 - 23

24

Чек-лист

Постановка очистительной клизмы

        

Требования по безопасности труда при выполнении услуги:

  • До и после проведения процедуры провести гигиеническую обработку рук
  • Во время процедуры обязательно использование перчаток

Функциональное назначение простой медицинской услуги: добиться отхождения каловых масс и газов.

Материальные ресурсы

Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения:

  • Стол для расходных материалов
  • Кушетка медицинская
  • Манипуляционный стол
  • Фантом ягодиц с возможностью проведения очистительной клизмы и постановки газоотводной трубки
  • Лоток нестерильный
  • Судно медицинское (при необходимости)
  • Ёмкость-контейнер с педалью для медицинских отходов класса «А»
  • Ёмкость-контейнер с педалью для медицинских отходов класса «Б»
  • Пакет для утилизации медицинских отходов класса «А» любого цвета, кроме желтого и красного
  • Пакет для утилизации медицинских отходов класса «Б» желтого цвета
  • Кожный антисептик для обработки рук
  • Кружка Эсмарха (одноразовая в упаковке)
  • Зажим
  • Водный термометр
  • Таз (при необходимости)
  • Фартук
  • Ширма (при необходимости)
  • Лубрикант (имитация вазелина)

Прочий расходуемый материал

  • Салфетка марлевая нестерильная, размер 110х125 мм
  • Пеленка одноразовая впитывающая
  • Перчатки медицинские нестерильные
  • Клеенка (при необходимости)

Этапы проведения

манипуляции

Форма представления

Примерный текст комментариев обучающегося

 Количество баллов

(0 – 1)

Подготовка к выполнению процедуры

1

Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль

Сказать

 «Здравствуйте! Я медсестра. Меня зовут ___ (ФИО)»

2

Попросить пациента представиться

Сказать

«Представьтесь, пожалуйста. Как я могу к Вам обращаться?»

3

Сверить ФИО пациента с листом назначений

Сказать

«Пациент идентифицирован»

4

Сообщить пациенту о назначении врача

Сказать

«Я поставлю Вам очистительную клизму»

5

Объяснить ход и цель процедуры

Сказать

«Эта процедура поможет освободить нижний отдел толстого кишечника от каловых масс и газов. Эффект наступит в течение 5-10 минут после постановки клизмы»

6

Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру. В случае отсутствия такового уточнить дальнейшие действия у врача

Сказать

 «Вы согласны на выполнение данной процедуры?» Ответ: «Пациент согласен на выполнение процедуры »»  

7

Подготовить оснащение

Выполнить

8

Обработать руки гигиеническим способом. Надеть фартук и нестерильные перчатки

Выполнить

9

Проверить герметичность упаковки, целостность и

срок годности кружки Эсмарха

Выполнить

10

Проверить температуру воды в кувшине

(23-25ºС) при помощи водного термометра

Выполнить

11

Вскрыть упаковку с одноразовой кружкой

Эсмарха. Упаковку поместить в емкость для отходов

класса «А»

Выполнить

12

Закрыть вентиль

и наполнить кружку Эсмарха водой в объеме 1200-1500

мл

Выполнить

13

Подвесить кружку Эсмарха на штатив высотой 75-100 см, открыть вентиль слить немного воды через наконечник в лоток, вентиль закрыть.

Выполнить

14

Смазать наконечник лубрикантом методом полива

над лотком

Выполнить

Выполнение процедуры

15

Постелить на кушетку впитывающую пелёнку.

Выполнить

16

Помочь пациенту лечь на левый бок на кушетку, покрытую пелёнкой и слегка привести ноги к животу.

Выполнить/Сказать

«Ложитесь, пожалуйста, на кушетку на левый бок и слегка приведите ноги к животу»

17

Выпустить воздух из системы.

Выполнить

18

Развести одной рукой ягодицы пациента. Ввести другой рукой наконечник в прямую кишку, проводя первые 3-4 см по направлению к пупку, а затем 5-6 см параллельно позвоночнику, всего - на глубину 8-10 см

Выполнить

19

Открыть вентиль (зажим) и отрегулировать поступление жидкости в кишечник.

Выполнить

20

Попросить пациента расслабиться и медленно подышать животом

Сказать

«Расслабьтесь, пожалуйста, и медленно дышите животом»

21

Извлечь наконечник из ануса при помощи салфетки, поместить использованную систему и салфетку в мешок для отходов класса «Б»

Выполнить

22

Обработать перианальное пространство   салфеткой. Поместить салфетку в ёмкость для отходов класса Б

Выполнить

Завершение процедуры

23

Предложить пациенту задержать воду в кишечнике на 5-10 минут

Выполнить

/Сказать

 «Задержите, пожалуйста, воду в кишечнике на 5-10 минут»

24

Проводить пациента в туалетную комнату

Выполнить

25

При необходимости подмыть пациента

Сказать

26

Снять перчатки и фартук. Поместить перчатки и фартук в емкость для медицинских отходов класса «Б»

Выполнить

27

Обработать руки гигиеническим способом

Сказать

«Обрабатываю руки гигиеническим способом»

28

Узнать у пациента  его самочувствие

Сказать

«Как Вы себя чувствуете?»  Ответ: «Пациент чувствует себя хорошо»

29

Сделать запись о результатах процедуры в лист назначения

Выполнить

/Сказать

«Делаю запись о результатах выполнения процедуры в листе назначений»

Всего баллов

Критерии оценки

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

% %

0 - 59

60 - 80

81 - 90

91 - 100

Баллы

0 -  23

24 - 26

27-28

29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.

Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ  СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...