Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"
методическая разработка
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 35.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ
СМЕНЫ ЛАГЕРЯ
Воронина Е.А., к,п.н, методист ГБУ ДО ДДТ «Союз», Санкт-Петербург
Завражнова А.А., методист ГБОУ «Балтийский берег», Санкт-Петербург
Ульданова Е.Н., методист ГБОУ «Балтийский берег», Санкт-Петербург
Схема оформления программного документа:
Титульный лист.
Пояснительная записка:
- Актуальность программы
- Отличительные особенности программы (новизна)
- Педагогическая целесообразность
- Сроки реализации программы
- Понятийный аппарат программы
- Краткая характеристика участников программы (адресат программы).
- Педагогическая идея программы
- Целевой блок программы: цель, задачи, планируемые результаты программы.
- Критерии и способы оценки качества реализации программы.
Содержание и средства реализации программы:
- Модель игрового взаимодействия,
- Логика развития содержания по этапам (направлениям программы),
- Система мотивации и стимулирования участников программы,
- Содержательные и организационные особенности деятельности детских объединений.
Кадровое обеспечение программы.
- Кадры и партнеры реализации программы.
- Специфика регионального взаимодействия.
Информационно-методическое обеспечение программы. Система анализа реализации программы.
Особенности материально-технического обеспечения программы.
Список литературы, использованной при разработке программы и необходимой в ходе ее реализации.
Приложение к программному документу
- Календарное планирование
- Программы кружков, секций
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ:
Наименование учредителя наименование учреждения название детского лагеря гриф рассмотрения гриф утверждения полное название программы «…» сроки реализации программы (год, смены); Ф.И.О., должность автора (авторов) программы
год разработки программы. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Актуальность программы
Актуальность программы - обосновании необходимости внедрения ее в образовательный процесс школы с учетом ее развивающего и воспитательного потенциала, практической значимости (государственный, социальный заказ, запросы детей и родителей) |
Описание актуальности предполагает ответы на вопросы:
- актуальность для общества - ответ на вопрос, каким образом программа ориентирована на решение общественных проблем;
- актуальность для государства, - ответ на вопрос, каким образом программа отражает стратегические цели государства в области образования
- актуальность для ДОЛ как образовательного учреждения - ответ на вопрос, каким образом, как программа соотносится с программой развития ДОЛ, другими основополагающими программами и документами детского лагеря;
- актуальность для ребенка - ответ на вопрос, каким образом как деятельность, предлагаемая в программе, соответствует его интересам, потребностям, возрастным особенностям, открывает возможности для его развития
Пример: Идея патриотического воспитания, образующая в течение многовековой истории России объединяющее начало российского общества, должна стать ядром кристаллизации, вокруг которого будет объединяться молодежь, с избираемой самостоятельно активной и патриотической позицией, на основе которой сформируется ее способность и готовность к участию в действиях, ведущих к процветанию России. Сегодня остаются актуальными и требуют решения задачи формирования у обучающихся идеалов и желания служения Отечеству.
Во многих нормативных документах, программах, научных и популярных публикациях подчеркивается особое значение формирования у обучающихся гражданской идентичности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей нынешнего поколения российских граждан. Идея патриотического воспитания, образующая в течение многовековой истории России объединяющее начало российского общества, должна стать ядром кристаллизации, вокруг которого будет объединяться молодежь, с избираемой самостоятельно активной и патриотической позицией, на основе которой сформируется ее способность и готовность к участию в действиях, ведущих к процветанию России. Сегодня остаются актуальными и требуют решения задачи формирования у обучающихся идеалов и желания служения Отечеству.
Программа «название» опирается на идеи нормативных документов (далее даем перечень документов)
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 273 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. –М.: Просвещение, 2010
- Программа развития воспитательной компоненты в образовательных учреждениях
- Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г.)
- Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей (в части создания авторских программ работы педагогических кадров) Письмо Минобрнауки РФ от 26.10.2012. -№09-260.
- ФГОС
Педагогическая целесообразность программы
Обоснование педагогической целесообразности программы – наибольшее соответствие выбранного подхода (варианта действий, технологий, методов, средств) воспитательной деятельности для оптимального результата в данной ситуации) |
Педагогическая целесообразность программы заключается в организации патриотического воспитания (трудового, эстетического, развития личности, оздоровления, и т.п. в зависимости от специфики программы) средствами (на основе)___________________________________(выбрать или свое вписать: игровой деятельности, проектной деятельности, традиционной народной культуры и.т.д.), воспитательный потенциал которого заключается в _______________________________________________
Либо: выбор в качестве основного средства___________ обусловлен воспитательными возможностями________________________________________________________________
Пример:
Изучение традиций российского воинства – «духовное содержание побед», защита отечества как смысл самоопределения, отражены в главной идее смены – «Я есть, чтобы они жили». Богатый материал, изучение которого предусмотрено программой, изложен так, чтобы, постигая отечественное культурное прошлое и расширяя свои знания в области истории и культуры, дети оценили красоту подвига служения Богу и Родине и впоследствии смогли воспитать в себе лучшие качества человеческого характера: патриотизм, благочестие, правдолюбие, отвагу, миротворчество, мудрость, волю, смирение, силу духа, стойкость.
Новизна программы: варианты
Варианты обоснования новизны
|
Пример:
Новизна программы дополнительной общеразвивающей программы смены «Летописец» заключается в принципиально новом способе организации образовательной деятельности в рамках смены – составлении интерактивного календаря и культурно-просветительских мероприятий (конкурсы, литературно-художественные вечера, театрализованные представления и др.), посвященных юбилейным памятным датам.
Новизной можно считать организацию жизнедеятельности отрядных коллективов как исследовательских команд, где каждый из детей занимался своим проектом и в то же время работал на общий результат группы.
Понятийный аппарат программы:
(перечень базовых понятий, используемых в тексте программы). Брать из нормативных документов и учебников. Указывать автора.
Пример: если педагогическая идея программы связана с развитием познавательной активности подростков через изучение истории, культуры, природных и архитектурных особенностей и приобщение его ценностной культуре, то ее ключевые понятия – познавательная активность и ценностная культура.
Краткая характеристика участников программы
В этом разделе указывается возраст, контингент и количество детей, на которых рассчитана программа, особые договоренности с региональными партнерами при отборе детей на смену.
Сроки реализации программы
С ___ по _________ Первая (вторая, третья, четвертая) смена летних каникул.
Педагогическая идея программы
Идея – это основная, главная мысль, определяющая содержание чего-либо. В содержании педагогической идеи отражаются представления о назначении, сущности, способах воплощения идеи в будущую образовательную реальность. |
Пример: основная идея программы «Моя многоликая Родина» детского лагеря «Стремительный» заключается в необходимости воспитания у подростков патриотического отношения к Родине, которое начинается со знания своего региона, умения рассказать о нем сверстникам: что объединяет данный регион с другими регионами страны, чем он уникален. Журналистская деятельность и организация коллективных творческих дел являются одним из эффективных способов получения и демонстрации данных знаний и умений, осмысления собственного отношения к малой Родине и к России в целом.
Идея программы детского лагеря «Штормовой» «Театральные подмостки» – нравственное воспитание подростков, которое возможно через создание и анализ театральных постановок по произведениям классиков русской литературы, осмысление образов и поступков героев, соотнесение их с собственными установками.
Цель и задачи программы:
Цель – это предельно конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно и количественно, образ желаемого результата, которого ребенок, образовательное учреждение могут достичь к строго определенному моменту времени (М. М. Поташник)
Формулировка цели должна:
- отображать конечный результат реализации программы;
- должна быть достижима в рамках программы;
- должна быть понятной и лаконичной;
- должна соответствовать актуальность и содержание программы.
Пример:
Цель программы: «Формирование (вариант: создание условий для формирования) у подростков патриотического отношения к малой родине как части России через включение в краеведческую деятельность»
Цель программы: формирование негативных установок у обучающихся на злоупотребление психоактивными веществами через привлечение к социально значимой деятельности в качестве волонтеров
Задачи: раскрывают и конкретизируют цель, отвечают на вопрос, что делать, чтобы достигнуть цели. Много задач не писать (оптимально: 3-4 задачи).
Планируемые результаты и способы их диагностики
Задачи | Ожидаемые результаты | Способы диагностики |
Результаты – это реализованные задачи Опыт деятельности Приобретенные знания… Умения (оценивать, демонстрировать и пр.) | Наблюдение Анкетирование Продукты деятельности и пр. Беседа Игровые способы |
СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Модель игрового взаимодействия
Описание игрового сюжета. Оформление смены. Атрибуты игры (названия отрядов, игровые роли). Игровая задача.
Логика развития содержания по этапам (направлениям программы)
Этап. Название этапа | Продолжительность этапа | Основные мероприятия |
Далее дается описание содержания каждого из этапов, которое включает:
- задачи и предполагаемые результаты каждого этапа,
- основную смысловую доминанту или как развивается педагогическая идея программы на данном этапе,
- описание развития игровой модели программы (запуск игровой модели, поддержание интриги и т.д.),
- какие происходят события;
- описание деятельности, осуществляемой в отряде и лагере, что происходит с ребенком,
- какие появляются внеотрядные объединения, каким образом они появляются, что происходит на их уровне,
- названия и задачи всех ключевых дел программы (в таблице).
Дата проведения | Название мероприятия | Формы и методы проведения мероприятия | Ожидаемые результаты | Способы диагностики |
Заезд участников программы. | ||||
«Приглашаем на бал» | Интерактивная танцевальная шоу-программа | Снятие эмоционального напряжения | Наблюдение | |
«Мой мир» | Творческий конкурс фото-кросс | Получение опыта творческой самореализации | Наблюдение, протоколы жюри, рейтинг голосования | |
Выезд участников программы. |
Система мотивации и стимулирования участников программы
При описании данного раздела программы необходимо обозначить, какие возможности или условия, заложенные в содержание программы, могут стать внутренним мотивом, побудить подростка активно участвовать в деятельности |
Этот может быть: система поощрения (индивидуальная, командная, отрядная)…
Игровые звания, знаки отличия, Игровая валюта и пр…
Пример:
На время реализации смены «Когда мы едины – мы непобедимы» каждый отряд и коллектив становится экспедицией – путешественниками во времени. За участие и победу в ежедневных творческих и спортивных мероприятиях они получают кусок карты. На последнем куске будет отмечено место, в котором спрятано ценное послание из прошлого. Таким образом, только лидирующая экспедиция сможет прочесть всю карту и обнаружить коробку, оставленную предками.
Содержательные и организационные особенности деятельности детских объединений.
Каждый ребенок, попадая в лагерь, становится членом конкретного отряда, команды, экипажа, взвода – то есть постоянной группы, которая существует с первого до последнего дня его пребывания в лагере. Кроме этих, постоянных групп, в каждом лагере создаются так называемые внеотрядные детские объединения, участниками которых становятся представители всех или отдельных постоянных групп. В зависимости от особенностей каждой программы, это могут быть клубы, союзы, объединения, мастерские, лаборатории, классы. В такие объединения ребята попадают по желанию (по интересу) или по поручению отряда. Одни из этих внеотрядных объединений создаются и действуют всю смену, другие – лишь на определенном этапе для решения конкретных задач. Например, традиционно в каждой смене в лагерях создаются различные органы детского самоуправления – советы (лагеря, клуба, командиров, навигаторов, хозяев, физоргов, баталеров, информационный совет, совет дела и другие), в которые входят представители отрядов, команд, групп, объединений, клубов и т.п. То есть в советы могут входить представители как постоянных групп, так и временных.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. СИСТЕМА АНАЛИЗА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Содержание этого раздела составляют три основных направления – информационное, образовательное, аналитическое, в рамках которых планируется обучение педагогов, их своевременное обеспечение необходимой информацией, организация аналитической деятельности в ходе реализации программы. |
Пример:
- проведение для педагогов обучающих занятий, мастер-классов, круглых столов, консультаций, собеседований и прочих обучающих мероприятий (указываются темы, названия, периоды проведения – перед сменой, в первые дни смены и т.п., основная задача проведения);
- создание информационных стендов, методических тетрадей или папок с материалами программы, памяток, карт, дневников и прочих информационных материалов (указывается какая именно информация или материалы будут представлены, для чего они необходимы);
- проведение исследований, систематизация результатов реализации программы, промежуточные и итоговые совещания, посещение и анализ ключевых дел программы и проч. (указывается что именно будет использоваться, проводиться, организовываться, для чего и каким образом).
ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Перечислить не все необходимое лагерю оснащение, а то особенное, без чего невозможно реализовать основную содержательную идею именно этой программы.
Например: специальные материалы, инвентарь, оборудование (в программе журналистской направленности – это компьютеры, расходные материалы к ним, диктофоны, стенды для представления результатов работы юных журналистов и т.п., в программе экологической направленности – это микроскопы и другое специальное оборудование для работы лабораторий, необходимая справочная литература, плакаты и т.п.), особая наградная продукция, сертификаты, удостоверения, знаки отличия, призы и т.п., необходимая печатная продукция (дневнички, маршрутные листы, конверты, рабочие тетради, памятки, листовки, дневники или карты наблюдения и т. п.).
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Перечислить штат кадров (пед. коллектив, педагоги дополнительного образования и т.п.), партнеров реализации программы (внешние организации). Специфика регионального взаимодействия.
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Субъект образовательного процесса | Критерии результативности программы | Способы оценки результативности |
Обучающийся | ||
Педагог | ||
Родитель | ||
ДОЛ |
Возможны следующие примерные критерии.
- уровень достижения заявляемых в программе результатов,
- уровень удовлетворенности подростков от участия в программе
- качество организуемой деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
перечисляются:
- нормативные документы и материалы, на основе которых разрабатывалась программа;
- литература, используемая при разработке программы;
- литература, рекомендуемая для подготовки педагогов к смене;
- литература, учебные материалы для детей – участников смены.
КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК
Календарный график Смена «название» Дд.мм.гг.- дд.мм.гг. | «УТВЕРЖДАЮ» директор ГБОУ «название» ___________ ФИО «_____»_____________ 201_ г. | ||
Дд.мм.гг. Суббота | Дд.мм.гг. Воскресенье | Дд.мм.гг. Понедельник | Дд.мм.гг. Вторник |
Заезд Размещение Вечер знакомств | Игра по территории «На старт, внимание, марш!» | Вечер представления отрядов «Летний марафон» | Олимпийские «веселые старты» с элементами викторины «Спортландия» |
Отъезд | |||
«Согласовано» Начальник ООП | «Согласовано»
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Программа летнего лагеря труда и отдыха"
Летние каникулы составляют значительную часть объёма свободного времени студентов, поэтому лето – это разрядка накопившейся напряжённости за год, восполнение сил, восстановление здоровья, развитие тво...
Методическая разработка практической направленности «Гражданское и военно-патриотическое воспитание воспитанниц через организацию выезда в кадетский оздоровительно-образовательный лагерь «Патриот»
Данная разработка носит характер практической направленности. Методической разработкой могут воспользоваться все кадетские корпуса г. Москвы, т.к. база, используемая для выезда, принадлежит Департамен...
Методические рекомендации по оформлению разработки открытого урока.
Данное методическое пособие разработано для педагогических работников среднего профессионального образования. Методические рекомендации, изложенные в пособии, помогут не только не опытным педагогическ...
Методические рекомендации для педагогов: "Разработка Положения о мероприятии в образовательной организации с учётом современных требований"
Методические рекомендации по разработке Положения о мероприятии адресованы начинающим педагогам. В этом методическом продукте представлена модель написания Положения, требования к структуре и оформлен...
Методическое пособие для профессии модельер конструктор Оценочные средства физической подготовленности учащихся
Предоставлены материалы для оценки уровня физической пподготовленности учащихся по профессии модельер конструктор...
Разработка материалов для контрольно – оценочной деятельности на основе онлайн – конструктора урока (на примере онлайн-конструктора CORE)
Решая ключевые задачи национального проекта «Образование» в условиях развития цифрового образования мы применяем различные инструменты педагогического оценивания. Большое количество цифров...
«Разработка и программирование модели «Обезьянка-барабанщица» с использованием конструктора LegoEducation»
Одной из целей среднего профессионального образования является формирование информационной деятельности обучающихся, в которой умение понимать информацию и эффективно с ней работать становится главной...