Выступление на объединенном заседании ЦМК по теме "Тьюторство как эффективная практика педагогического сопровождения в современном образовании"
статья

Шестакова Марина Александровна

Материал содержит основные моменты и понятие тьютерства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tyuterstvo.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тьюторство как эффективная практика педагогического сопровождения в современном образовании

Ключевые слова: адаптация, тьютор, тьюторская деятельность, системный подход

Основываясь на работах исследователей проблемы адаптации студентов к обучению, выделим положения, принимаемые в качестве закономерности этого процесса:

- адаптация к обучению профессии осуществляется лишь на основе активности самого обучающегося, в его взаимодействии с окружающей социальной средой. Решающим фактором следует считать гармонизацию интересов общества и личных интересов студентов при определении целей и задач педагогического процесса;

- единство образования и воспитания. При образовании, направленном на формирование общей культуры человека, происходит развитие индивида, который приобретает социальный опыт, формирующий комплекс необходимых знаний, профессиональных способностей;

- целостность воспитательных влияний среды, обеспечиваемая единством декларируемых социальных установок и реальных действий педагога, непротиворечивостью педагогических требований, предъявляемых всеми субъектами воспитания обучающихся.

Таким образом, адаптация студентов – это адаптация в сфере ведущей деятельности, в сфере общения, адаптация к изменениям в структуре личностных свойств.

Одним из основных направлений адаптации студентов к образованию в средне-специальных учебных заведениях является тьюторство.

 «Тьютор» – «tutor» в переводе с английского – педагог-наставник, преподаватель-консультант. Этимология этого слова (лат. tueor – заботиться, оберегать) связана с понятиями «защитник», «покровитель», «страж».

Впервые в истории позиция тьютора была введена в Оксфордском, а чуть позднее в Кембриджском университетах Великобритании еще в XII веке с целью противопоставления узконаправленному процессу обучения студента по определенному предметному направлению возможность видеть и использовать весь потенциал богатой университетской среды и формировать собственные образовательные программы. Позиция тьютора была введена как позиция старшего, сопровождающего процесс формирования каждым студентом собственной образовательной программы и оказывающего консультации в ответ на их конкретные образовательные запросы. Оказание помощи, поддержки обучающимся, обеспечение условий для их саморазвития в мировой педагогической практике определяется термином «тьюторство».

Тьюторство как система индивидуальной работы со студентами первого курса направлено на обеспечение их успешной адаптации к обучению, приобщение к организационной культуре техникума, нормам и правилам  жизни в СПО. При этом тьютор выступает как посредник между студентом и социокультурной средой колледжа. Главная задача тьюторства – личностно ориентированная помощь первокурсникам.

Исходя из вышесказанного, тьюторская деятельность в СПО преследует:

- социальные цели: формирование профессиональных намерений, отвечающих запросам личности и общества, коррекция понимания роли избранной профессиональной деятельности в жизни человека и общества, развитие и закрепление устойчивых профессиональных намерений внутри профессиональной области деятельности;

- психологические цели: изучение «Образа Я» с целью соотнесения личностных особенностей с представителями избранной профессии; их образу и стилю деятельности; с целью соотнесения личностных особенностей с требованиями профессии менеджера; с целью успешной адаптации в трудовом коллективе;

- дидактические цели: обеспечение преемственности общеобразовательной и  систем обучения в колледже; обеспечение преемственности общеобразовательной и профессиональной подготовки; закрепление потребности в самообразовательной работе и работе по профессиональному самосовершенствованию;

- воспитательные цели: формирование убеждения в необходимости профессиональной адаптации, воспитание ответственного отношения к работе по избранной профессии, формирование положительного эмоционального отношения к профессии.

При разработке программ тьюторского сопровождения системный подход к личности студентов должен стать определяющим. Он включает в себя: максимальное информирование обучающихся и их родителей об условиях предстоящей деятельности с целью формирования положительной установки на предполагаемые изменения в жизни; выявление личностных особенностей студентов путём психологической диагностики с целью их информирования об особенностях нервно-психической деятельности и оказания им своевременной психологической поддержки; организация совместной внеучебной деятельности для сплочения академических групп, выявление студентов со стойкими явлениями дезадаптации; организация индивидуальных и групповых коррекционных занятий.

Ускорение процессов адаптации студентов к новому для них образу жизни и деятельности, исследование особенностей психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этопе. Проблема адаптации первокурсников  - нередкая. Если к студентам предъявляются высокие требования, то на первом и втором курсах у многих возникают сложности с успеваемостью. Причина, как правило, не в лени или нежелании учиться, а в различиях школьного подхода и подхода колледжа к обучению: школы заставляют учиться, контролируют каждый шаг, а колледжы, напротив, предоставляют студентов самим себе.

В нашем колледже сейчас рассматривается два варианта тьюторства, первый: когда наставниками становятся  студенты-волонтеры со старших курсов и второй вариант – это молодые преподаватели. И те и другие не  готовятся к экзаменам вместе со студентами-двоечниками и  не водят за руку прогульщиков на лекции, но оказывают им психологическую поддержку. А если нужно, могут вмешаться в конфликт студента и преподавателя и помогают разрешить его.

Они консультируют двоечников по определенным учебным курсам и подсказывают, где найти нужную информацию. Общение идет в основном с помощью дистанционных технологий.

При этом, надо заметить, что тьюторы ни в коей мере не заменяют кураторов. Разница в том, что куратор стоит над студентами, а тьютор - рядом с ними.

Тьюторство должно решить проблему с отчислением студентов.

Нами был проведен опрос среди студентов Кыштымского медицинского колледжа.

Нужны ли студентам тьюторы?

  •  Да
  •  Нет
  • ФИО
  • Возраст

Результаты:

Да — 75% ( студенты 1-2 курса)

Нет — 25% (студенты 3-4 курсов) 

 Из проведенного опроса видно, что на первых годах обучения студенты нуждаются в помощи тьюторов. По мере взросления студенты становятся более адаптированы к учебному процессу в колледже и нужда в тьюторах становиться не актуальной

Ускорение процессов адаптации студентов к новому для них образу жизни и деятельности, исследование особенностей психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также оптимизация условий образовательной среды, в которой происходит этот процесс, являются чрезвычайно важными задачами, решить которые возможно путем введения в образовательный процесс  такого субъекта педагогической деятельности, как тьютор. Следовательно, тьюторство является одним из основных стратегических направлений регулирования процесса адаптации студентов к обучению.

Литература

1. Белицкая, Е. В. Современное состояние тьюторской системы обучения в университетах Англии / Е. В. Белицкая // Alma mater. – 2015. – № 5. – С. 71–74..

2. А.А.Вербицкий, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская, С.А. Щенников Открытое дистанционное образование: словарь терминов – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2014. – С. 74.

3. Ковалева, Татьяна Михайловна. Оформление новой профессии тьютора в российском образовании / Т. М. Ковалева // Вопросы образования. – 2011. – № 2. – С. 163–180. – URL: http://vo.hse.ru/attachment.aspx?Id=761 (дата обращения: 20.09.2012).

4. Мокрова, И. И. Развитие самостоятельной учебной деятельности студентов в условиях индивидуализации образовательного процесса: [тьюторское сопровождение студента] / И. И. Мокрова // Методист. – 2011. – № 9. – С. 32–33.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные методы педагогического сопровождения профильного и профессионального самоопределения одаренных школьников в образовательном пространстве школы.

На мини-заседании проводится разбор блоков-тем «Стратегия выбора».  Используются интерактивные формы работы: игровые упражнения («Профессия на букву», «Самая-самая&h...

Материал для объединенного заседания ЦМК по теме «Клиповое мышление – феномен современности»

В последнее время все чаще можно услышать термин «клиповое мышление». Что же означает это понятие?Слово «clip» в переводе с английского означает «фрагмент», «...

Материал Для объединенного заседания ЦМК Тема заседания: «Проектирование образовательного пространства как элемент педагогического мастерства»

Сегодня перед системой профессионального образования ставятся разноплановые задачи, выдвигаются новые требования к формам и методам организации образовательного процесса, связанные с участием в движен...

Материал Для объединенного заседания ЦМК Тема заседания: «Возможности цифровой платформы Learning Apps в процессе изучения дисциплин»

С введением ФГОС нового поколения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, в системе основного общего образования Российской Федерации была обозначена задача овладения учащимися суммой...

«Алгоритмические педагогические технологии в современном образовании»

laquo;Алгоритмические педагогические технологии в современном образовании»...

Профориентация обучающихся объединений бюджетного учреждения Орловской области дополнительного образования «Орловская станция юных натуралистов» в условиях современного образования

Профессиональная ориентация - это система научно обоснованных мероприятий, направленных на формирование у подрастающего поколения мотиваций к труду, к осознанному планированию и выбору рода профессион...