Материал Для объединенного заседания ЦМК Тема заседания: «Проектирование образовательного пространства как элемент педагогического мастерства»
материал

Сорокина Светлана Александровна

Сегодня перед системой профессионального образования ставятся разноплановые задачи, выдвигаются новые требования к формам и методам организации образовательного процесса, связанные с участием в движении WorldSkills Russia, инклюзивным образованием, подготовкой кадров для высокотехнологичных производств, в том числе по профессиям и специальностям ТОП-50.

Процесс личностного развития в юношеском возрасте существенно зависит от условий образовательной среды, которые задаются типом учебного заведения, где осуществляется его личностно-профессиональное становление. Акцент переносится с активного педагогического воздействия на личность обучающегося в область формирования «развивающей среды», в которой происходят его самообучение и саморазвитие. В связи с этим возникает необходимость создания образовательного пространства, в котором есть возможность раскрыться личности педагога и студента.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon proektirovanie_obrazovatelnogo_prostranstva.zip2.86 МБ

Предварительный просмотр:

Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»

Материал

Для объединенного заседания ЦМК

Тема заседания:

«Проектирование образовательного пространства как элемент педагогического мастерства»

Подготовила:

Председатель ЦМК

Сорокина С.А.

2021 год

В сферу структурного психологического анализа образовательной среды, направленного на выделение разнокачественных ее составляющих, чаще всего попадают три взаимосвязанных фактора: • физическое окружение: архитектура учебного здания, степень открытости - закрытости конструкций дизайна учебных помещений, размер и пространственная структура классных и других помещений в здании учебного заведения, легкость их пространственной трансформации при возникшей необходимости, возможность и широта пространственных перемещений в них субъектов и т. п.; • человеческие факторы: пространственная и социальная плотность субъектов учебно-воспитательного процесса, степень скученности (краудинга) и ее влияние на социальное поведение, личностные особенности и успеваемость учащихся, изменение персонального и межличностного пространств в зависимости от условий конкретного образовательного учреждения (ОУ), программа обучения: акциональная (от слова «акция», т. е. система действий), деятельностная структура, стиль преподавания и характер социально-психологического контроля, кооперативные или же конкурентные формы обучения, содержание программ обучения, т. е. их традиционность, консерватизм или гибкость

Сегодня перед системой профессионального образования ставятся разноплановые задачи, выдвигаются новые требования к формам и методам организации образовательного процесса, связанные с участием в движении WorldSkills Russia, инклюзивным образованием, подготовкой кадров для высокотехнологичных производств, в том числе по профессиям и специальностям ТОП-50.

Процесс личностного развития в юношеском возрасте существенно зависит от условий образовательной среды, которые задаются типом учебного заведения, где осуществляется его личностно-профессиональное становление. Акцент переносится с активного педагогического воздействия на личность обучающегося в область формирования «развивающей среды», в которой происходят его самообучение и саморазвитие. В связи с этим возникает необходимость создания образовательного пространства, в котором есть возможность раскрыться личности педагога и студента.

Образовательное пространство - педагогически целесообразно организованная среда, окружающая человека и позитивно влияющая на процесс развития личности.

!!!Поговорим о педагогическом мастерстве и его элементах. Профессиональные знания, умения, способности к педагогической деятельности. Профессионально значимые личные качества педагога. Любовь к детям, склонность к педагогической работе – фундамент педагогического мастерства.

Мастерство – это то, чего можно добиться,

и как могут быть известны мастер-токарь,

прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог…

А.С. Макаренко

Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Набор качеств педагога-профессионала, помогающий ему обеспечивать учебно-воспитательный процесс на высоком творческом уровне, достаточно обширен. Важнейшим из них являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие и работоспособность.

К элементам педагогического мастерства относятся:

- мастерство владения педагогической техникой;

- мастерство убеждения;

- мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;

- мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности обучающихся.

Таким образом педагог должен уметь организовывать образовательное пространство.

С учетом всех этих факторов необходимо сконструировать систему обучения и воспитания в колледже, в которой бы был предусмотрен обязательный развивающий эффект и возможность студентам приобрести опыт творческой профессиональной деятельности и опыт конструктивного профессионального общения, то есть конкурентоформирующее образовательное пространство.

Образовательное пространство колледжа подразумевает социокультурное окружение обучающегося, включающее различные виды форм, содержания и технологий образования и воспитания, способные обеспечить конкурентоспособность выпускника техникума.

Образовательное пространство колледжа обладает следующими характеристиками:

- Широта (определяется миссией колледжа и кругом людей, предприятий, организаций, которые могут быть привлечены к ее реализации);

- Интенсивность (насышенность среды образовательными возможностями и ресурсами, их необходимость и достаточность);

- Творчество, главной целью которого является активизация развития личности;

- Осознаваемость (переход потенциальных возможностей для самоопределения студента в реальные, его субъектная позиция в процессе профессионального саморазвития и выбора индивидуального образовательного маршрута);

- Устойчивость;

- Единство (единство ценностей, согласованность влияний на развитие личности обучаемого, согласованность действий всех субъектов);

- Социальная активность (значимость деятельности техникума для региона и социума и т.д.);

- Мобильность (способность к ограниченным изменениям в соответствии с изменениями среды, требований, технологий и т.д.).

Речь идет о ситуации взаимодействия студента со своей образовательной средой, т.е. колледжом. В этом случае для того, чтобы использовать возможности среды, студент проявляет соответствующую активность, то есть он становится реальным субъектом своего развития, субъектом образовательной среды, а не остается объектом влияния условий и факторов образовательной среды. Представление образовательной среды той или иной возможности, позволяющей удовлетворить определенную потребность, «провоцирует» субъекта проявлять активность.

Поэтому так важно правильно построить воспитательный процесс в колледже, обратить внимание на различные направления воспитательной деятельности: военно-патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, а также развитие волонтерства. Работа в этом направлении идет, мы, педагоги, должны работать слаженно и систематично.

Для успешного проведения учебного процесса преподавателю необходимо учитывать множество аспектов, в том числе и таких, как форма, дизайн учебного помещения, его освещение, акустика, мебель, аудиовизуальное оборудование, а также расположение рабочих мест преподавателя и обучающихся. Традиционными формами проведения учебных занятий считаются лекции, семинары, лабораторные, практические и лабораторнопрактические занятия.

Требования к учебным доскам, расстановке мебели, организации учебного места

  • Учебные доски должны быть  изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма; хорошо очищаться влажной губкой; износостойкими; иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.
  • Высота нижнего края учебной доски    над полом составляет 80-90 см.
  • Учебные доски оборудуются софитами, которые размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и 0,6 м –

    в сторону класса перед доской.

Требования к естественному освещению

  • Боковое или левостороннее расположение окон
  • Ориентация окон – юг; юго – восток; восток
  • На северную сторону могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, компьютерные классы

Требования к искусственному освещению

  •  Источники: люминесцентные лампы белого цвета

В лекционной аудитории, как и в любой другой учебной аудитории, можно выделить следующие основные зоны: рабочее место преподавателя и рабочие места учащихся. В учебном помещении при проведении лекционных занятий одновременно может находиться различное количество учащихся (от одной учебной группы до нескольких).

Рабочие места учащихся удобнее всего располагать «амфитеатром» (рис. 1, а), чтобы было обеспечено звуковое и визуальное «считывание» информации. Конфигурация «амфитеатр» идеальна для занятий в больших группах, демонстраций видео- и кинофильмов, когда не требуется обсуждение, поскольку она позволяет устанавливать аудиовизуальное оборудование. Если количество учащихся превышает 40 человек, рекомендуется проецировать изображение на большой экран, чтобы все могли его отчетливо видеть. Расположение рабочих мест «амфитеатром» также подходит для проведения лекций в небольших группах. Однако подобное расположение рабочих мест не позволяет активно вовлекать всех обучающихся в учебный процесс. Слушатели, находящиеся на последних рядах, могут отвлекаться от лекции.

Расположение рабочих мест обучаемых «полукруглым амфитеатром» (рис. 1,6), когда ряды имеют небольшой изгиб, создает чувство вовлеченности. Такая конфигурация не рекомендуется для больших групп учащихся, так как много полезной площади расходуется впустую. Конфигурация «К-образный амфитеатр» (рис. 1, в), когда рабочие места обучаемых располагаются прямыми полурядами под углом 30°, также призвана создавать чувство вовлеченности.

Основным педагогическим требованием к среде является возможность проведения во время практических занятий круглых столов, дискуссий, коллективных обсуждений, а также самостоятельной или групповой подготовки к ним учащихся. Следовательно, кроме традиционных рабочих зон преподавателя и учащихся должна быть предусмотрена зона коллективной работы. Эту зону достаточно просто организовать, если рабочие места учащихся не закреплены стационарно и их расположение можно изменять в зависимости от требований учебной ситуации. Возможны различные варианты расположения рабочих мест обучаемых и преподавателя: традиционное, перпендикулярное, круговое, Сообразное, конфигурация «конференц-стиль». При традиционном расположении рабочих мест обучаемых и преподавателя (рис. 2) учащиеся сидят рядами за столами или партами. Активная зона - передняя часть помещения. Внимание учащихся сосредоточено на преподавателе. Вовлеченность учащихся в процесс обучения средняя. Возможно одностороннее взаимодействие между преподавателем и группой или преподавателем и отдельными учащимися.

Традиционное расположение рабочих мест позволяет использовать любое аудиовизуальное оборудование. При этом необходимо следить, чтобы численность аудитории соответствовала возможностям оборудования. Такое расположение рабочих мест имеет ряд преимуществ. Всем учащимся прекрасно видна передняя часть помещения, что позволяет преподавателю легко контролировать аудиторию. Всем слышны объяснения преподавателя. Учащимся легко вести заметки и пользоваться вспомогательными материалами. Недостатки заключаются в том, что преподавателю трудно контактировать с аудиторией; активность учащихся в задних рядах меньше, чем в передних. Вариант традиционного расположения рабочих мест - перпендикулярное расположение столов (рис. 3), при котором столы учащихся располагаются двумя длинными рядами перпендикулярно столу преподавателя. Край передних столов учащихся должен находиться не менее чем в 2 м от стола преподавателя. В середине следует оставлять широкий проход для работы в группах.

При круговой конфигурагщи рабочих мест (рис. 4) активной зоной является центр круга. Такая конфигурация активно способствует тому, чтобы все учащиеся были вовлечены в учебный процесс. Круговое расположение столов (рис. 4, а) позволяет создать неформальную атмосферу, избавляет от чувства уязвимости, одновременно предоставляя учащимся возможность делать записи и пользоваться литературой. Однако при такой конфигурации невозможно так установить оборудование, чтобы демонстрируемые материалы были видны всем учащимся. Вариантами кругового расположения являются неполный круг и отсутствие рабочих столов (рис. 4, б). Неполный круг сохраняет все преимущества кругового расположения посадочных мест и позволяет эффективно использовать аудиовизуальное оборудование, дает возможность определить «преимущественные», «лидерские» места, чтобы при необходимости активнее вовлекать учащихся в процесс обучения. Максимальная вместимость аудитории при круговой конфигурации - не более 20 учащихся. Недостатком кругового расположения учебной мебели может быть то, что некоторые люди чувствуют себя «не в своей тарелке» при подобной расстановке посадочных мест. Данная конфигурация подходит только для небольших групп.

Конфигурация «конференц-стиль» (рис. 5) способствует высокой вовлеченности учащихся в учебный процесс. Такая расстановка учебной мебели как бы «подталкивает» учащихся принимать активное участие в коллективной работе, но создает более формальную обстановку, чем при круговой конфигурации рабочих мест. Преимуществами конференц-стиля является то, что учащиеся без затруднений видят и слышат друг друга. Вызываемое расположением за одним столом чувство единения делает более свободным общение между людьми. Данная конфигурация может использоваться при раздельной работе подгрупп. При этом подгруппы, располагающиеся вдоль противоположных сторон, могут обсуждать различные вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личность педагога в условиях современного образовательного пространства. Психологические аспекты педагогической деятельности.

Личность педагога в условиях современного образовательного пространства. Психологические аспекты педагогической деятельности....

Материал для объединенного заседания ЦМК по теме «Клиповое мышление – феномен современности»

В последнее время все чаще можно услышать термин «клиповое мышление». Что же означает это понятие?Слово «clip» в переводе с английского означает «фрагмент», «...

Материал для объединенного заседания ЦМК по теме «Эмоциональное выгорание педагога"

Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания.По данным исследований Н.А. Аминова, чер...

Материал для объединенного заседания ЦМК по теме «Активные методы обучения как средство повышения качества образовательного процесса

Современные образовательные учреждения, определяя свои основные задачи при подготовке выпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставят умения применять полученные знани...

Материал для объединенного заседания ЦМК по теме ««Применение технологии критического мышления у студентов»"

В свете современных требований большее внимание отводится первичному звену медицинской помощи, ранней диагностике и профилактике заболеваний, что невозможно без сестринского персонала, их знаний, умен...

Материал Для объединенного заседания ЦМК Тема заседания: «Возможности цифровой платформы Learning Apps в процессе изучения дисциплин»

С введением ФГОС нового поколения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, в системе основного общего образования Российской Федерации была обозначена задача овладения учащимися суммой...