Методичская разработка практического занятия по теме "Черепные нервы"
методическая разработка

Галкина Галина Геннадьевна

Методическая разработка практического занятия по учебной дисциплине Анатомия и физиология человека" по теме "Черепные нервы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_po_teme_cherepnye_nervy.doc170 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ города МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

 «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №5»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия по теме

ЧЕРЕПНЫЕ НЕРВЫ

Дисциплина: ОП.02. Анатомия и физиология человека

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Курс: 2

                         

2018г.

Составлено в соответствии с Рабочей программой общепрофессиональной учебной дисциплины Анатомия и физиология человека для специальности 34.02.01 Сестринское дело

Составитель:

Галкина Г.Г. – преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №5»


Технологическая карта занятия № 35

Дисциплина ОП.02. Анатомия и физиология Специальность 34.02.01 Сестринское дело Курс II

Тема занятия: Черепные нервы

Тип занятия: закрепление и проверка знаний Форма проведения: практическое занятие

Цели занятия:

Знать:

  • количество и названия черепных нервов;
  • образование и локализация ядер черепных нервов;
  • прохождение и ветви черепных нервов;
  • функции и область иннервации черепных нервов

Мотивация темы: указать значимость темы для понимания особенностей черепномозговой иннервации                

Дидактические единицы темы: 

периферическая нервная система, соматическая и вегетативная нервная система, нервное волокно, нервный узел (ганглий), черепной нерв, виды нервов, отделы головного мозга.

Обеспечение занятия

А. Оборудование (оснащение) занятия: ПК, проектор

Б. Методическое обеспечение занятия: Тематическая презентация                        

В. Учебная литература:

основная: Швырев A.A. «Анатомия и физиология человека с основами общей патологии» под ред. Морозова Р.Ф. Ростов-н/Д: Феникс. – 2016 г.

дополнительная: Самусев Р. П., Липченко В. Я. Атлас анатомии человека – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век»: ООО «Издательство «Мир и Образование»,  2016 г.

Содержание домашнего задания: 

Учебник: стр. 339-345; атлас стр. 635-639  

Составить таблицу «Влияние вегетативной нервной системы на работу внутренних органов»

Зарисовать особенности строения отделов вегетативной нервной системы

Междисциплинарные связи: Профессиональные модули

Внутридисциплинарные связи: Анатомо-физиологические аспекты саморегуляции функций организма

Ход занятия № 35 Черепные нервы *

№ п/п

Этап занятия

Время (мин)

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Методы, приемы, средства обучения

 Формы, методы контроля

1

Организационный  момент

5

Приветствует, проверяет явку и готовность к занятию

Приветствуют, устраняют замечания

Наблюдение

2

Мотивация познавательной деятельности, целеполагание

5

Объявляет тему и план занятия, побуждает интерес к теме, подчеркивая ее значимость при изучения профессиональных модулей; указывает вопросы, которые студенты должны знать, мотивируя запоминание и длительное сохранение в памяти основных дидактических единиц темы

Слушают, настраиваются на познавательную деятельность

Монолог

Наблюдение

3

Актуализация знаний и умений

15

Организует проверку домашнего задания и ранее усвоенных дидактических единиц:

1. Таблица «Черепные нервы»

2. Характеристика черепных нервов по плану: N, название, функция, состав волокон, локализация ядра, прохождение, область иннервации

Показывают таблицу, отвечают на вопросы

Беседа

Фронтальный опрос

4

Самостоятельная работа студентов

20

Организует и контролирует самостоятельную работу студентов по заданиям – перечислить все черепные нервы и дать их характеристику:

1. чувствительные;

2. ядра которых находятся в продолговатом мозге;

3. иннервирующие глаз;

4. содержащие парасимпатические волокна;

5. двигательные;

6. ядра которых находятся в ножках среднего мозга;

7. иннервирующие мышцы и слизистую оболочку языка;

8. проходящие через яремное отверстие черепа;

9. смешанные;

10. ядра которых находятся в мосту заднего мозга;

11. иннервирующие кожу и мышцы лица;

  1. ядра которых находятся в коре больших полушарий конечного мозга.

Выполняют самостоятельную работу

Самостоятельная работа студентов

Частично-поисковый

Решение проблемных вопросов

5

Проверка самостоятельной работы студентов

20

Организует опрос, корректирует ответы

Отвечают на вопросы задания, используя слайды презентации и таблицы

Беседа

Частично-поисковый

Фронтальный опрос

6

Контроль знаний и умений

15

Организует тестовый опрос студентов

Выполняют тестовые задания; осуществляют взаимоконтроль

Тестирование

Наблюдение

Само- и взаимоконтроль

7

Рефлексия

5

Мобилизует студентов на оценку работоспособности, качества, результативности, полезности и содержания учебной работы

Анализируют, сравнивают и оценивают результаты совместной и своей деятельности

Беседа

Само- и взаимоконтроль

8

Итоги  занятия, домашнее задание

5

Подводит итоги занятия, дает пояснения по выполнению, предъявлению и критериям оценки домашнего задания

Слушают, записывают, задают уточняющие вопросы

Беседа

Наблюдение

* Ход занятия в технокарте – ориентировочный, т.к. является проектным замыслом преподавателя, отражающим в соответствии с рабочей программой тему, цели, краткое содержание занятия, а также прогнозируемые формы учебной деятельности студентов, методы и средства обучения, контроля и режим времени по каждому методу, которые индивидуальны для каждой учебной группы и зависят от уровня базисной подготовки и коллективной работоспособности студентов на каждом конкретном занятии.

МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Тема и цели занятия представлены на экране.

Тема: ЧЕРЕПНЫЕ НЕРВЫ

Цели:

Студент должен:

Уметь:

  • показать на таблицах и муляжах прохождение и области иннервации черепных нервов
  • выделять группы черепных нервов и давать их характеристику

Знать:

  • количество и названия черепных нервов
  • функциональные виды черепных нервов и состав их волокон
  • локализация в головном мозге ядер черепных нервов
  • место входа (выхода) в (из)  череп(а) черепных нервов
  • области иннервации черепных нервов

Мотивация. Нервная система обеспечивает взаимодействие всех органов и систем            человека, осуществляет обмен информацией, определяет адаптационные отношения               организма с окружающей средой. Полноценное усвоение студентами анатомии и               физиологии  нервной системы определяет правильное формирование понятия организма как целостной системы, создает базу для изучения других общепрофессиональных дисциплин и модулей.                                                                                                                                                                                           Нервная система делится на центральную (головной и спинной мозг) и периферическую. Периферическую нервную систему образуют 31 пара спинномозговых нервов и 12 пар черепных нервов. Изучение периферической нервной системы имеет большое практическое значение для понимания сущности заболеваний, связанных с черепными нервами (невриты и др.). Кроме того, медицинской сестре эти знания необходимы для ухода за пациентами в неврологическом и хирургическом отделениях при лечении и реабилитации с поражением черепных нервов.

В ходе изучения данной темы будут рассмотрены следующие вопросы:

  1. Количество и названия черепных нервов.
  2. Функциональные виды черепных нервов и состав их волокон.
  3. Локализация в головном мозге ядер черепных нервов.
  4. Место входа (выхода) в (из)  череп(а) черепных нерв.
  5. Области иннервации черепных нервов.

Для реализации поставленных целей занятие включает следующие этапы:

  1. Актуализация знаний и умений, проверка домашнего задания.
  2. Самостоятельная работа студентов.
  3. Проверка самостоятельной работы студентов.
  4. Контроль знаний и умений.
  5. Итоги занятия, домашнее задание.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Актуализация знаний и умений по теме «Черепные нервы» проводится с целью контроля усвоения основных дидактических единиц темы: периферическая нервная система, соматическая и вегетативная нервная система, нервное волокно, нервный узел (ганглий), черепной нерв, виды нервов, отделы головного мозга.

Преподаватель проверяет выполнение домашнего задания – заполнение таблицы «Черепные нервы» с характеристикой черепных нервов по плану: N, название, функция, состав волокон, локализация ядра, прохождение, область иннервации.

Пара

Название

Функция  

(состав волокон)

Локализация ядра

Как проходит

Область иннервации

I

Обонятельный нерв

чувствительный (отростки обонятельных клеток)

парагиппо-кампальная извилина височной доли

от органа обоняния через продырявленную пластинку решетчатой кости заходит в череп и идет к ядру

орган обоняния

II

Зрительный нерв

чувствительный (отростки клеток сетчатки глаза)

шпорная борозда затылочной доли

из глазницы через канал зрительного нерва заходит в череп, где образует частичный зрительный перекрест с противоположным нервом (хиазма);     затем проходит через подкорковые зрительные центры среднего и промежуточного мозга и идет к ядру

орган зрения

III

Глазодвигательный нерв

двигательный (двигательные соматические и парасимпатические волокна)

ножки среднего мозга

выходит из черепа через верхнюю глазничную щель в глазницу

мышцы глаза, а также сфинктер зрачка и ресничная мышца (обеспечивает аккомодацию)

IV

Блоковый (блоковидный) нерв

двигательный (соматические двигательные волокна)

ножки среднего мозга

выходит из черепа через верхнюю глазничную щель в глазницу

верхняя косая мышца глаза

V

Тройничный   нерв:

  1. Глазной нерв

II. Верхнечелюстной нерв

III. Нижнечелюстной нерв

смешанный

чувствительный (чувствительные волокна)

чувствительный (чувствительные волокна)

смешанный (чувствительные и двигательные волокна)

мост заднего мозга

выходит из черепа через верхнюю глазничную щель

выходит из черепа через круглое отверстие клиновидной кости

выходит из черепа через овальное отверстие клиновидной кости

кожа лба, корня носа, верхнего века, конъюктива верхнего века, оболочки глаза, лобная, клиновидная, решетчатая пазухи, часть твердой мозговой оболочки

кожа среднего отдела лица, слизистая оболочка верхней губы, верхней десны, неба, полости носа, верхние зубы, гайморова пазуха, часть твердой мозговой оболочки

кожа нижней губы, подбородка, щек, слизистая оболочка нижней губы, щек, нижней десны, тела и кончика языка, нижние зубы, часть твердой мозговой оболочки, а также жевательные мышцы

VI

Отводящий нерв

двигательный (соматические двигательные  волокна)

мост заднего мозга

выходит из черепа через верхнюю глазничную щель в глазницу

латеральная прямая мышца глаза

VII

Лицевой нерв

смешанный (чувствительные, двигательные и парасимпатические волокна)

мост заднего мозга

идет по внутреннему слуховому проходу и выходит из черепа через шилососцевидное отверстие

мимические мышцы; слизистая оболочка тела и кончика языка, а также слезная железа, пордъязычная и поднижнечелюстная слюнные железы

VIII

Преддверно-улитковый нерв

чувствительный (отростки клеток внутреннего уха)

мост заднего мозга

преддверная (вестибулярная) и улитковая (слуховая) части нерва идут по внутреннему слуховому проходу в мост к ядру; затем преддверная часть идет в мозжечок, а улитковая – проходит через подкорковые слуховые центры среднего и промежуточного мозга и идет в слуховую зону коры (верхняя височная извилина)

орган слуха и равновесия

IX

Языкоглоточный нерв

смешанный (чувствительные, двигательные и парасимпатические волокна)

продолговатый мозг

выходит из черепа через яремное отверстие и идет к корню языка

слизистая оболочка корня языка и глотки;            мышцы глотки, а также околоушная слюнная железа

X

Блуждающий нерв

смешанный (чувствительные, двигательные и парасимпатические волокна)

продолговатый мозг

выходит из черепа через яремное отверстие; идет на шее, затем в грудной полости и вместе с пищеводом через диафрагму проходит в брюшную полость; имеет          4 отдела:

  1. головной
  2. шейный
  3. грудной
  4. брюшной

внутренние органы грудной и брюшной полости (главный парасимпатический нерв), мышцы глотки, мягкого неба, гортани, а также часть твердой мозговой оболочки

XI

Добавочный нерв

двигательный (соматические двигательные волокна)

продолговатый мозг

выходит из черепа через яремное отверстие на шею

грудино-ключично-сосцевидная и трапециевидная мышцы

XII

Подъязычный нерв

двигательный (соматические двигательные волокна)

продолговатый мозг

выходит из черепа через канал подъязычного нерва и идет к языку

мышцы языка

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Индивидуальная самостоятельная работа студентов по теме «Черепные нервы» проводится с целью отработки умений выделять группы черепных нервов и давать их характеристику,  показать на таблицах и муляжах прохождение и области иннервации черепных нервов.

Индивидуальная самостоятельная работа студентов проводится с использованием          атласа, учебника, конспекта лекции, слайдов презентации по заданиям – перечислить все черепные нервы и дать их характеристику:

1. чувствительные;

2. ядра которых находятся в продолговатом мозге;

3. иннервирующие глаз;

4. содержащие парасимпатические волокна;

5. двигательные;

6. ядра которых находятся в ножках среднего мозга;

7. иннервирующие мышцы и слизистую оболочку языка;

8. проходящие через яремное отверстие черепа;

9. смешанные;

10. ядра которых находятся в мосту заднего мозга;

11. иннервирующие кожу и мышцы лица;

12. ядра которых находятся в коре больших полушарий конечного мозга.

ПРОВЕРКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Проверка самостоятельной работы студентов по теме «Черепные нервы» проводится в форме индивидуального опроса по одному из перечисленных заданий с дополнениями и коррекцией ответа остальными студентами.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Контроль знаний и умений по теме «Черепные нервы» проводится с целью контроля усвоения основных вопросов темы: количество и названия черепных нервов, функциональные виды черепных нервов и состав их волокон, локализация в головном мозге ядер черепных нервов, место входа (выхода) в (из)  череп(а) черепных нервов, области иннервации черепных нервов.

Контроль знаний и умений преподаватель проводит в форме тестирования. Для этого разработаны 2 равнозначных варианта тестов, содержащих задания разного уровня.

Вариант 1

Инструкция: Выбрать один правильный ответ

  1. I, II, VIII пары черепных нервов:

а) двигательные,

б) чувствительные,

в) смешанные,

г) содержат парасимпатические волокна.

  1. Верхнюю косую мышцу глаза иннервирует нерв:

а) зрительный,

б) глазодвигательный,  

в) блоковый,

г) отводящий.

  1. Мимические мышцы иннервирует нерв:

а) тройничный,

б) отводящий,

в) блуждающий,

г) лицевой.

  1. Околоушную слюнную железу иннервирует нерв:

а) лицевой,

б) отводящий,

в) языкоглоточный,

г) добавочный.

  1. Слизистую оболочку языка иннервирует нерв:

а) лицевой,

б) подъязычный,

в) блуждающий,

г) добавочный.

  1. Через яремное отверстие черепа выходит нерв:

а) глазодвигательный,

б) лицевой,

в) отводящий,

г) языкоглоточный.

  1. Нерв, содержащий парасимпатические нервные волокна:

а) зрительный,

б) глазодвигательный,

в) преддверно-улитковый,

г) отводящий.

Инструкция: Установить соответствие

  1. Черепной нерв:                             Нервные волокна:

I) зрительный,                                а) двигательные,

II) глазодвигательный,                  б) двигательные и чувствительные,

III) тройничный,                            в) двигательные и парасимпатические,

IV) добавочный.                             г) чувствительные.

                                                         д) чувствительные и парасимпатические.            

  1. Черепной нерв:                                         Отверстие черепа:

I) добавочный,                                            а) верхняя глазничная щель,

II) тройничный (верхнечелюстной),        б) большое затылочное,

III) отводящий,                                           в) круглое,

IV) лицевой.                                               г) шилососцевидное,

      .                                                              д) яремное.

Инструкция: Выбрать все правильные ответы

  1. В продолговатом мозге расположены ядра нервов:

а) лицевой,

б) подъязычный,

в) блуждающий,

г) глазодвигательный,

д) отводящий,

е) добавочный.

  1. Через верхнюю глазничную щель проходят нервы:

а) глазодвигательный,

б) зрительный,

в) отводящий,

г) лицевой,

д) добавочный,

е) блоковидный.

  1. Мышцы глаза иннервируют нервы:

а) зрительный,

б) глазодвигательный,

в) блуждающий,

г) отводящий,

д) добавочный,

е) блоковидный.

Вариант 2

Инструкция: Выбрать один правильный ответ.

  1. IV, VI, XI, XII пары черепных нервов:

а) чувствительные,

б) двигательные,

в) смешанные,

г) содержат парасимпатические волокна.

  1. Ресничную мышцу и сфинктер зрачка иннервирует нерв:

а) зрительный,

б) блоковый,

в) глазодвигательный,

г) отводящий.

  1. Кожу лица иннервирует нерв:

а) добавочный,

б) лицевой,

в) тройничный,

г) блоковидный.

  1. Подчелюстные и подъязычные слюнные железы иннервирует нерв:

а) добавочный,

б) языкоглоточный,

в) блоковый,

г) лицевой.

  1. Мышцы языка иннервирует нерв:

а) добавочный,

б) языкоглоточный,

в) блуждающий,

г) подъязычный.

  1. Во внутреннем слуховом проходе располагается нерв:

а) блоковидный,

б) лицевой,

в) отводящий,

г) добавочный.

  1. Основной нерв парасимпатического отдела вегетативной нервной системы:

а) тройничный,

б) языкоглоточный,

в) преддверно-улитковый,

г) блуждающий.

Инструкция: Установить соответствие

  1. Черепной нерв:                        Локализация ядра:

I) блоковый,                               а) варолиев мост,

II) тройничный,                         б) ножки среднего мозга,

III) обонятельный,                     в) продолговатый мозг,

IV) блуждающий,                      г) парагиппокампальная извилина,

                                                     д) шпорная борозда ,

  1. Черепной нерв:                         Область иннервации:

I) преддверно-улитковый,        а) мимические мышцы,

II) блоковый,                              б) грудино-ключично-сосцевидная мышца,

III) лицевой,                               в) внутреннее ухо,

IV) отводящий.                          г) латеральная прямая мышца глаза,

                                                     д) верхняя косая мышцы глаза.

Инструкция: Выбрать все правильные ответы

  1. В мосту заднего мозга расположены ядра нервов:

а) лицевой,

б) подъязычный,

в) блуждающий,

г) преддверно-улитковый,

д) тройничный,

е) добавочный.

  1. Через яремное отверстие черепа выходят нервы:

а) глазодвигательный,

б) добавочный,

в) отводящий,

г) языкоглоточный,

д) лицевой,

е) блуждающий.

  1. Нервы, содержащие парасимпатические нервные волокна:

а) зрительный,

б) языкоглоточный,

в) лицевой,

г) преддверно-улитковый,

д) глазодвигательный,

е) отводящий.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Словарь терминов по теме «Черепные нервы»

Периферическая нервная система – часть нервной системы, которая соединяет             центральные ее отделы с сенсорными органами, рецепторами и эффекторами.

Соматическая нервная система – часть периферической нервной системы, которая  состоит из чувствительных и двигательных нервных волокон, иннервирующих                      опорно-двигательный аппарат и кожу.

Вегетативная нервная система – часть нервной системы, которая иннервирует внутренние органы, содержащие гладкую и сердечную мускулатуру и железистый эпителий.

Нервное волокно  аксон, покрытый оболочкой.

Ганглий – анатомически обособленное скопление тел нервных клеток (нейронов). 

Головной мозг – орган центральной нервной системы.

Нерв (нервный ствол) – пучок нервных волокон, с нейроглией, окруженный                    соединительнотканной оболочкой.

Черепной нерв  – нерв  (нервный ствол), выходящий из головного мозга.

Двигательный нерв – нерв, образованный аксонами двигательных нейронов.

Чувствительный нерв – нерв, образованный отростками чувствительных нейронов.

Смешанный нерв – нерв, содержащий как чувствительные, так и двигательные           нервные волокна.

Эталоны ответов на задания этапа «Проверка самостоятельной работы студентов»

  1. Обонятельный, зрительный, преддверно-улитковый, тройничный (глазной, верхнечелюстной).

  1. Языкоглоточный, блуждающий, добавочный, подъязычный.

  1. Зрительный, глазодвигательный, блоковый (блоковидный), тройничный (глазной нерв), отводящий, лицевой (слезная железа).

  1. Глазодвигательный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий.

  1. Глазодвигательный, блоковый (блоковидный), отводящий, добавочный, подъязычный.

  1. Глазодвигательный, блоковый (блоковидный).

  1. Лицевой, языкоглоточный, подъязычный.

  1. Языкоглоточный, блуждающий, подъязычный.

  1. Тройничный (нижнечелюстной), лицевой, языкоглоточный, блуждающий.

  1. Тройничный, отводящий, лицевой, преддверно-улитковый.

  1. Тройничный, лицевой.

  1. Обонятельный, зрительный.

Эталоны ответов тестов этапа «Контроль знаний»

Вариант 1

Вариант 2

1 – б

1 – б

2 – в

2 –  в

3 –  г

3 –  в

4 –  в

4 –  г

5 –  а

5 –  г

6 –  г

6 –  б

7 – б

7 – г

8:   I – г,   II – в,   III – б,   IV – а

8:   I – б,   II – а,   III – г,   IV – в

9:   I – д,   II – в,   III – а,   IV – г

9:   I – в,   II – д,   III – а,   IV – г

10 –  б, в, е

10 – а, г, д

11 – а, в, е

11 – б, г, е

12 – б, г, е

12 – б, в, д

Критерии оценки тестов этапа «Контроль знаний»

5 «отлично» – 100-90% правильных ответов (0-2 ошибки)

4 «хорошо» – 90-80% правильных ответов (3-4 ошибки)

3 «удовлетворительно» – 80-70% правильных ответов (5-6 ошибок)

2 «неудовлетворительно» – менее 70% правильных ответов (более 6 ошибок)

Список использованных источников

  1. Швырев A.A. «Анатомия и физиология человека с основами общей патологии» под ред. Морозова Р.Ф. – 9-е изд., стер./Ростов-н/Д: Феникс. – 2016г. – 411с.
  2. Самусев Р.П.,  Липченко В.Я. Атлас анатомии человека – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век»: ООО «Издательство «Мир и Образование»,  2012г. – 767с.
  3. Алкомо Эд. «Атлас анатомии человека» 2010г. – 380с.
  4. Барышников С.Д. ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ 2000г. «Практикум по анатомии и физиологии человека». – 360с.
  5. Сапин М.Р., Никитюк Д.Н. «Анатомия и физиология человека» «Медицина», 2010г. – 300с.
  6. Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б.  Анатомия и физиология: учебник для медицинских училищ. – М.: ООО ТИД «Альянс», 2010г. – 428с.
  7. Федюкович Н.И. «Анатомия и физиология человека» / изд. 26-е, стер./Ростов-на-Дону:  Феникс, 2017 г. – 360 с.
  8. ru.wikipedia.org: Анатомия человека
  9. Anatom.com.ru
  10. anatomus.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка практического занятия по теме «Решение практических задач с использованием «КонсультантПлюс», 2011

Методическая разработка практического занятия по теме «Решение практических задач с использованием «КонсультантПлюс» по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности», 2011...

Методическая разработка практического занятия по теме "Черепно-мозговые нервы"

Актуальность методической разработки состоит  в том, чтобы помочь преподавателю выработать чёткость в проведении практического занятия с соблюдением всех этапов урока и временного интервала, в...

Методическая разработка практического занятия " Отработка практических навыков по уходу за новорожденным с гемолитической болезнью"

Методическая разработка составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 31.02.02 «Акушерское дел...

Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования» на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной проблемы»

Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования»на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной п...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Гигиена и экология человека» Тема занятия:«Определение и оценка физических параметров воздушной среды в помещении»

Физические параметры воздушной среды (температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха) в помещении, а также естественная освещенность оказывают влияние на состояние здоровья населени...

Методическая разработка практического занятия "Повторительно-закрепляющее занятие по разделу пищеварительная система"

Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения, на основании рабочей программы по дисциплине «Анатомия и физиология человек...