Использование инновационных практик воспитания, методика организации работы с родителями обучающихся.
статья
Цели педагогических инноваций
- Новые педагогические технологии в системе образования
- Проектная работа
- Игровые технологии
- Дистанционное обучение
- Интерактивные технологии
- Результаты инновационных воспитательных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu_innovatsiya.docx | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: Использование инновационных практик воспитания, методика организации работы с родителями обучающихся.
Цели педагогических инноваций
- Новые педагогические технологии в системе образования
- Проектная работа
- Игровые технологии
- Дистанционное обучение
- Интерактивные технологии
- Результаты инновационных воспитательных технологий
Технологии в воспитании представляют собой алгоритм совместных действий воспитателя и воспитуемого, гарантирующий достижение запланированного результата. В силу особенностей воспитательный процесс невозможно жестко запрограммировать, поэтому алгоритм определяет только этапы, контрольные точки, набор средств и методов решения задач.
Инновационные технологии воспитания направлены на решение современных задач, используют новые, более эффективные методы и формы работы. Методики ориентированы на создание условий, обеспечивающих баланс между потребностями индивидуальными и социальными, на использование механизмов саморазвития, на формирование готовности детей реализовать свои возможности в окружающем социуме. Цели педагогических инноваций Цель инновационных педагогических технологий — подготовить ребенка к жизни в современном постоянно меняющемся мире. Они направлены на развитие творческих способностей, инновационного мышления и культуры, максимальное раскрытие потенциала личности, формирование навыков взаимодействия с другими людьми, умения работать в команде. Для решения поставленных задач используют последние достижения психолого-педагогической теории и практики. Новые педагогические технологии в системе образования Инновационные воспитательные технологии многообразны по решаемым задачам и используемым средствам, сферам применения и ведущим концепциям. Охарактеризуем некоторые из них подробнее.
Проектная работа Проектные методики прежде всего ориентированы на развитие навыков исследовательской деятельности учащихся, их творческих способностей. Групповые проекты также помогают развитию навыков взаимодействия, работы в команде. Работа с проектами предполагает достижение педагогических целей через решение учащимися поставленной перед ними проблемы, которое завершается осязаемым практическим результатом, оформленным в виде некоторого конечного продукта. В роли такого конечного продукта выступает презентация, модель, изделие, театрализация, выставка, концерт и т.д. По содержанию деятельности учащихся проекты делят на творческие, исследовательские, информационные, фантастические, социально-ориентированные и др.
Подготовка и реализация проекта может вестись как индивидуально, так и в группе. В зависимости от роли учителя, участия в инновационной деятельности воспитателя, проекты бывают самостоятельными (педагог руководит, помогает, направляет) и совместными (педагог активно участвует в совместном поиске решения проблемы). Временные рамки проектов варьируются от нескольких дней до года. Игровые технологии Игровые технологии предполагают решение воспитательных задач через игровое взаимодействие. Игры классифицируют по количеству участников, области деятельности, игровой методике и среде, решаемым задачам. Традиционно игры используются в воспитании дошкольников, т.к. игра является ведущим видом деятельности в этом возрасте. Наряду с другими педагогическими средствами игровые методы используются и в школьном образовании, и в обучении взрослых, т.к. позволяют в комплексе решать задачи формирования знаний, умений и навыков, общей культуры и интеллектуального развития. Дистанционное обучение Дистанционное обучение получило развитие вслед за массовым распространением современных информационно-коммуникативных средств, взаимодействия через интернет. Дистанционное обучение предполагает взаимодействие педагога и обучаемых на расстоянии, без непосредственного контакта. Осуществляется с помощью интернет-технологий, при этом сохраняются все компоненты образовательного процесса (постановка целей, освоение запланированного содержания с помощью комплекса средств, методов и форм учебной работы, контроль и коррекция процесса обучения).
Интерактивные технологии Интерактивные технологии основаны на организации активного взаимодействия участников образовательного процесса. Кроме решения узких образовательных задач, они имеют широкие возможности для формирования коммуникативных компетенций учащихся. В данную группу включают игры, дискуссии, дебаты, конференции, эвристические беседы и т.п.
Результаты инновационных воспитательных технологий Применение инновационных систем обучения и воспитания положительно сказывается на эффективности образовательного процесса: позволяет осуществлять индивидуализацию и дифференциацию воспитательных воздействий; способствует развитию самостоятельности, творческого мышления, умений самостоятельной и эффективной работы с информацией, использования современных информационных технологий; помогает в развитии познавательных процессов школьников; формирует интерес к интеллектуально-творческой деятельности; развивает способности к взаимодействию с людьми.
Инновационные формы взаимодействия родителей и педагога.
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в колледже.
Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы:
- конференции;
- индивидуальные и тематические консультации;
- родительские собрания;
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:
- дни творчества детей и их родителей;
- открытые уроки и внеклассные мероприятия;
- помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы колледжа и групп;
Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
Консультации. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму.
Классные собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит учитель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться? », «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор - друг или враг в воспитании детей? ».
Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Важно определить актуальную тему конференции Завершить конференцию можно совместным концертом детей.
День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей.
Одной из форм взаимодействия семьи и школы является дневник ученика. Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей.
Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи.
Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, организует совместные досуговые мероприятия, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы со слабоуспевающими обучающимися через исследовательскую деятельность.
Среднее специальное образование – наиболее востребованный в нашем обществе уровень образования. Специалисты среднего звена в России должны стать основным звеном в профессиональной деятельно...
Организация работы с родителями студентов нового набора (из опыта работы)
Автор: Виноградская В.А., преподаватель Марийского аграрного колледжа (филиала) ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» Рецензент: ...
Условия эффективного использования инновационных педагогических технологий при изучении экономических дисциплин для обучающихся спо
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Проблема применения современных инновационных технологий в образовательном процессе вызвана инфо...
Организация работы с родителями
Воспитательная работа направлена на формирование высоконравственной культуры, профессионально и социально компетентной личности, с активной жизненной позицией, умеющей принимать решения и нести за них...
Методическая разработка "Система работы с родителями обучающихся детских объединений "Юный пешеход", "Пешеходная грамота", "Школьник-дорога-автомобиль", "Юный мотоциклист", "Юный водитель"
В работе представлена "Система работы с родителями обучающихся детских объединений "Школьник-дорога-автомобиль", "Юный мотоциклист", "Юный водитель" ИУЦ "Автогр...
«Организация работы с родителями»
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими...
Программа Организации работы с родителями студентов
Работа с родителями - один из основных аспектов моей деятельности. Для того, чтобы установить контакт и добиться взаимопонимания с родителями, необходимо целенаправленно строит общение.В це...