Программа Организации работы с родителями студентов
рабочая программа
Работа с родителями - один из основных аспектов моей деятельности. Для того, чтобы установить контакт и добиться взаимопонимания с родителями, необходимо целенаправленно строит общение.
В целях согласования воспитательных и образовательных воздействий я изучаю семью студента. В Законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.moya_rabota_s_roditelyami.docx | 59.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР № 5»
Программа
Организации работы с родителями студентов
Программа предназначена для обучающихся
1-4 курсов, в возрасте 15-19 лет
Срок реализации – 4 года
Составитель:
Сидельникова Татьяна Демьяновна
воспитатель
с. Горнозаводск
2022
Наши дети – это наша старость.
Правильное воспитание – это наша
счастливая старость, плохое воспитание –
это будущее горе, это наши слезы,
наша вина перед другими людьми.
А.С. Макаренко
Пояснительная записка
Воспитательная работа направлена на формирование высоконравственной культуры, профессионально и социально компетентной личности, с активной жизненной позицией, умеющей принимать решения и нести за них ответственность.
В своей деятельности я руководствуюсь Конституцией Российской Федерации; Законом Российской Федерации “Об образовании”; Программами развития воспитания в системе СПО; Постановлениями органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; другими законодательными актами Российской Федерации; а также Уставом и локальными правовыми актами центра (в том числе Правилами внутреннего распорядка, приказами и распоряжениями директора), Концепцией воспитательной работы в центре, утверждёнными
в центре программами и планами воспитательной работы.
Работа с родителями - один из основных аспектов моей деятельности. Для того, чтобы установить контакт и добиться взаимопонимания с родителями, необходимо целенаправленно строит общение.
В целях согласования воспитательных и образовательных воздействий я изучаю семью студента. В Законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами». Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребенка в будущем. Как показывает опыт студенты, имеющие осведомительных и активных родителей, лучше подготовлены к жизненным трудностям. Необходимо, чтобы студент все знал о своих трудностях и находил способы (при помощи родителей) справляться с ними.
Работа с родителями направлена на создание благоприятных условий для освоения образовательных профессиональных программ в центре.
Целью работы являются:
- формирования взаимодействия родителей с педагогом для создания благоприятной среды, для формирования развитой личности;
- создание в центре благоприятных условий для свободного развития личности, способной строить жизнь достойную Человека, умеющего быть полезным людям и профессиональным специалистом.
Основные задачи:
- Вовлечение родителей во все сферы деятельности центра на основе
нормативных документов.
- Формирование здорового образа жизни в семьях.
- Создание условий для профилактики асоциального поведения
студентов.
- Совершенствование форм взаимодействия Центр – Семья.
- Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, образования и др.);
Исполнители мероприятий программы
Родительский коллектив группы. Педагогический коллектив.
Актуальность психолого-педагогической работы с родителями
Воспитательная функция семьи очень важна. Студент, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные родителями.
Воспитательная функция семьи имеет три аспекта:
1) Формирование мотивационно-ценностной сферы (отношение к людям, к
делу, к себе).
2) Формирование IQ сферы (способностей, приобретение знаний, умений и
профессиональных навыков и т.д.).
3) Формирование эмоционально-волевой сферы.
Воспитательный потенциал семьи – это материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, характер отношений, психоэмоциональный фон, особенности общения, личность родителей, уровень педагогической культуры.
Сегодня наблюдается кризис семьи, родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратит на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребёнок. Увеличилось число разводов. Отсюда следует вывод:
Образовательные учреждения обязаны содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности студента, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители студентов (см. Приложение 1).
Работу с родителями условно можно разделить на две части:
– со всеми родителями группы в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры;
– с частью родителей в форме коррекционно-развивающих занятий по формированию навыков и умений, связанных, в первую очередь, с конструктивным взаимодействием в системе «родитель-студент».
Содержание работы с родителями состоит в следующем:
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела);
3) участие родителей в управлении центра (совет центра, родительские комитеты).
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия учебного заведения и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.
Формы работы с родителями
- Родительские собрания
- Обще групповые, общие собрания центра
- Индивидуальные консультации педагога
- Посещения на дому
- Родительские тренинги
- Дискуссии
- Психологические разминки
- Практикумы
Значительное место в системе работы воспитателя группы с родителями студентов отводится психолого-педагогическому просвещению.
Формы психолого-педагогического образования.
∙ Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).
∙ Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании своих детей).
∙ Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).
∙ Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями педагога. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).
∙ Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о делах центра и поведении студента, его проблемах).
Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия воспитателя группы с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает группу. Для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с группой.
Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и педагогом. Поэтому даю родителям возможность рассказать мне все то, с чем они хотели бы познакомить педагога в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы со студентом:
– особенности здоровья;
– его увлечения, интересы;
– предпочтения в общении в семье;
– поведенческие реакции;
– особенности характера;
– мотивации учения;
– моральные ценности семьи.
∙ Посещение семьи (индивидуальная работа воспитателя с родителями, знакомство с условиями жизни).
∙ Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).
1) Общие родительские собрания центра – проводятся два раза в год.
Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами центра, его основными направлениями, задачами, итогами работы.
Тематика таких собраний носит характер отчета работы центра за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет центра.
Общее родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания студентов.
2) Классные родительские собрания –проводятся два раза в год.
Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы группы, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и центра, рассмотрение актуальных педагогических проблем.
Классные родительские собрания проводятся один раз в семестр, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения студентов, характеризуются их возможности, степень продвижения группы в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в группе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности обучающихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед центром.
Ожидаемые результаты:
- тесный контакт с родителями;
- участие в жизни группы и центра;
- взаимопонимание общих проблем;
- просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики;
Критерии:
- Качество успеваемости;
- Межличностные взаимоотношения;
- Повышение уровня воспитанности обучающихся;
Педагогам и родителям на заметку
Если:
– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
– ребенка хвалят, он учится быть благородным;
– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.
Основные направления
совместной воспитательной работы с родителями.
Список использованной литературы.
- Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М.: Политиздат, 1982. – 223 с.
- Афанасьева Т.М. Семья. – М.: Просвещение, 1985. – 224 с.
- Антонова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики. Якутск, 1995. – 102 с.
- Брускова Е.С. Урок после уроков: (о воспитании детей в семье). М., 1987. – 164 с.
- Варга Д. Дела семейные: Пер. с венг. – М.: Педагогика, 1986. – 160 с.
- Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988. – 208 с.
- Осипова М.П. Работа с родителями. Минск: УП «Экоперспектива», 2003
Приложение
Приложение 1
Рекомендации родителям:
- уважайте личность ребенка;
- почаще проводите досуг вместе с детьми;
- принимайте участие в делах группы;
- будьте в курсе дел своего ребенка;
- общайтесь с друзьями своего ребенка.
Правила семейной педагогики:
- никогда не давать себе распускаться, ворчать, ругаться, бранить друг
друга и ребенка;
- забывать плохое сразу, помнить хорошее всегда;
- подчеркивать в поведении детей не плохие, а хорошие стороны, активно
поддерживать их желание стать лучше;
- воспитать на положительном, вовлекать подростков в полезную
деятельность;
- разговаривать с ними целесообразно как с взрослым, серьезно,
уважительно, глубоко мотивированно.
У меня в группе 44% иногородних студентов и из - за отдаленности проживания возникают определенные сложности в работе с родителями, для этого предлагаю следующие рекомендации для родителей:
1. Отправляя своих несовершеннолетних детей в город на учебу, настраивайте их на соблюдение определенных норм и правил, принятых в центре и в обществе в целом: соблюдать Устав центра и правила проживания в общежитии; знать, что несовершеннолетние не должны находиться в общественных местах после 22.00
2. Старайтесь посещать каждое родительское собрание. Оперативно реагируйте на приглашение в центр. Если не можете приехать, сообщите, пожалуйста, об этом заблаговременно.
3. Еженедельно интересуйтесь жизнью, посещаемостью и успеваемостью Ваших несовершеннолетних детей у воспитателя группы.
4. Перед каждым выездом из дома, а также в телефонных разговорах постоянно напоминайте Вашим несовершеннолетним детям, что в центре и общежитии категорически запрещено: распитие спиртных и энергетических напитков, пива; курение, употребление нецензурной лексики.
5. Беседуйте с Вашими несовершеннолетними детьми о бережном отношении к имуществу центра (мебели, бытовой техники, оборудования и т.д.)
6. Материальную ответственность за порчу имущества несут родители несовершеннолетних студентов .
8. Помните: по Конституции российской федерации забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей, именно родители несут ответственность за успеваемость и поведение своих несовершеннолетних детей.
В центре работают квалифицированные педагоги и созданы все условия для качественного обучения, но, усилий только педагогов недостаточно. Необходима тесная взаимосвязь педагогов и родителей.
Только в союзе с центром можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении Ваших детей. Воспитатель группы - ваш союзник. Поддерживайте его авторитет.
Центр - это наш общий дом, который мы любим, заботимся о его развитии и процветании, чтим его историю и традиции!
Памятка для родителей
Уважаемые папы и мамы!
Вряд ли простой бумажный лист с памяткой сможет заставить вас по-иному взглянуть на общение с вашим ребенком. Но если вы — человек, который живет не только прошлым, но и настоящим, при этом старается заглянуть в будущее — эта памятка поможет вам сохранить тепло взаимоотношений с вашим ребенком. Повесьте ее в своем офисе, над своим рабочим столом и иногда анализируйте, насколько вы соответствуете требованиям и правилам этой памятки. А еще — не заменяйте живое общение с ним на ваши фотографии на его письменном столе!
1. Помните, что ваша семья и ваш ребенок - это самая большая ценность вашей жизни!
2. Не думайте о том, что семья никуда от вас не денется, не оставляйте её в списке своих «больших и важных » дел на «потом».
3. Внятно и доступно объясните своему ребенку, почему вы вынуждены работать с утра до ночи.
Приложение 2
План работы с родителями
Форма | Тематика | Сроки проведения | |||
2021 – 2022 учебный год | 2022 – 2023 учебный год | 2023 – 2024 учебный год | 2024 – 2025 учебный год | ||
Родительское собрание | Знакомство с нормативно-правовыми документами, Уставом центра, Правилами внутреннего распорядка центра и проживания в общежитии. Готовность к обучению в центре. Задачи по организации учебно-воспитательного процесса в новом учебном году. Выборы родительского комитета. Инструктажи о мерах безопасности (общий инструктаж) Тема: «Права и обязанности подростка: поиск равновесия» «Подросток в центре и после центра» «Воспитание сознательной дисциплины. Самовоспитание подростка» «Организация учебного труда выпускника» По итогам окончания учебного года – Анализ работы, прошедшего учебного года и достижения обучающихся в различных видах деятельности | Сентябрь сентябрь февраль, май | Сентябрь сентябрь февраль, май | Сентябрь сентябрь февраль, май | Сентябрь Сентябрь февраль, май |
Посещение семьи | - С целью проверки соблюдения обучающимися режима дня, выявление «неблагополучных» семей (составление актов обследования семей). - Беседы об участии студентов во внеурочной деятельности и посещении кружков и секций - Общение с родителями по телефону (по необходимости) - Создание группы в What Sapp | в течение года | в течение года | в течение года | в течение года |
Консультации для родителей | Тема: «Семья как воспитательный коллектив»; «Как помочь хорошо учиться»; « В семье растет сын»; «Забота родителей о физическом развитии и здоровье подростка»; «Профилактика ПАВ»; Консультации с учителями - предметниками | в течение года | в течение года | в течение года | в течение года |
Организация психолого-педагогической службы для родителей | Родительский тренинг: «Искусство быть родителями» Индивидуальные консультации Беседы: «Умеем ли мы общаться со своими детьми»; «Вредные привычки и как с ними бороться»; «Как не растеряться на экзамене»; Беседы с родителями по мере поступления проблем; | в течение года | в течение года | в течение года | в течение года |
Лектории для родителей | «Семья и мир потребностей»; «Слагаемые семейного счастья»; «Традиции семьи и их значение в воспитании» (Обмен опытом в воспитании подростка в семье); «Профилактика правонарушений»; «Здоровый образ жизни – залог жизнедеятельности человека»; | в течение года | в течение года | в течение года | в течение года |
Проведение совместных мероприятий | -Участие в мероприятиях по плану центра: День знаний, День профтехобразования, День учителя, День Матери, Новый год, 23 Февраля, Уроки памяти и мужества, 9 Мая, Выпуск -Анкетирование и соцопросы; -Совместное участие в творческих конкурсах, проектах; Участие в спортивных соревнованиях по волейболу, теннису; Организация коллективного посещения музея, театра, похода на природу; День открытых дверей
| в течение года | в течение года | в течение года | в течение года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации куратору по работе с родителями студентов
Для полноценной воспитательно-образовательной работы со студентами необходимо осуществлять педагогическое просвещение родителей. В статье рассматривается практиоориентированый ...
Презентация к семинару классных руководителей " Особенности психологического общения классного руководителя с родителями студентов учебной группы"
В презентации представлены: система работы с родителями, стили семейного воспитания, правила эффективного взаимодействия и формы взаимодействия классного руководителя с семьей ...
Работа с родителями студентов
Работа с родителями - один из основных аспектов деятельности педагога. Среди родителей, считающих, что у них имеется необходимый минимум педагогических знаний, половина не извлекает из них практическу...
Для родителей студентов педагогического колледжа - газета (сентябрь) - консультация.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8444367","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"265","style":"width: 90px; height: 52px;","width":"454"}}]]...
Работа с родителями и студентами по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними
Актуальность профилактики жестокого обращения с несовершеннолетними связана с тем, что насилие в отношении несовершеннолетних или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное вл...
Методы и формы работы с родителями. Конспект открытого урока для студентов СПО
Методы и формы работы с родителями. Конспект открытого урока для студентов СПО специальность 44.02.01 Дошкольное образование....
Организация работы с родителями студентов нового набора (из опыта работы)
Автор: Виноградская В.А., преподаватель Марийского аграрного колледжа (филиала) ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» Рецензент: ...