Программа Организации работы с родителями студентов
рабочая программа

Работа с родителями - один из основных аспектов моей деятельности. Для того, чтобы установить контакт и добиться взаимопонимания с родителями, необходимо целенаправленно строит общение.

В  целях согласования воспитательных и образовательных воздействий я изучаю семью студента. В Законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.moya_rabota_s_roditelyami.docx59.61 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР № 5»

 

 

 

 

Программа   

Организации работы с родителями студентов

 

Программа предназначена для обучающихся

1-4 курсов, в возрасте 15-19  лет  

Срок реализации – 4 года

 

Составитель:

Сидельникова Татьяна Демьяновна

воспитатель

 

с.  Горнозаводск

2022

Наши дети – это наша старость.
Правильное воспитание – это наша 
счастливая старость, плохое воспитание – 
это будущее горе, это наши слезы, 
наша вина перед другими людьми.

А.С. Макаренко

Пояснительная записка

               Воспитательная работа направлена на формирование высоконравственной культуры, профессионально и социально компетентной личности, с активной жизненной позицией, умеющей принимать решения и нести за них ответственность.

В своей деятельности я руководствуюсь Конституцией Российской Федерации; Законом Российской Федерации “Об образовании”; Программами развития воспитания в системе СПО; Постановлениями органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; другими законодательными актами Российской Федерации; а также Уставом и локальными правовыми актами центра (в том числе Правилами внутреннего распорядка, приказами и распоряжениями директора), Концепцией воспитательной работы в центре, утверждёнными

в центре программами и планами воспитательной работы.

Работа с родителями - один из основных аспектов моей деятельности. Для того, чтобы установить контакт и добиться взаимопонимания с родителями, необходимо целенаправленно строит общение.

В  целях согласования воспитательных и образовательных воздействий я изучаю семью студента. В Законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами». Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребенка в будущем. Как показывает опыт студенты, имеющие осведомительных и активных родителей, лучше подготовлены к жизненным трудностям. Необходимо, чтобы студент все знал о своих трудностях и находил способы (при помощи родителей) справляться с ними.

 Работа с родителями направлена на создание благоприятных условий для освоения образовательных профессиональных программ в центре.

Целью работы являются:

  • формирования взаимодействия родителей с педагогом для создания благоприятной среды, для формирования развитой личности;
  • создание в центре благоприятных условий для свободного развития личности, способной строить жизнь достойную Человека, умеющего быть полезным людям и профессиональным специалистом.

Основные задачи:

  1. Вовлечение родителей во все сферы деятельности центра на основе

          нормативных документов.

  1. Формирование здорового образа жизни в семьях.
  2. Создание условий для профилактики асоциального поведения

           студентов.

  1. Совершенствование форм взаимодействия Центр – Семья.
  2. Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, образования и др.);

Исполнители мероприятий программы

       Родительский коллектив группы. Педагогический коллектив.

Актуальность психолого-педагогической работы с родителями

Воспитательная функция семьи очень важна. Студент, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные родителями.

 Воспитательная функция семьи имеет три аспекта:

1) Формирование мотивационно-ценностной сферы (отношение к людям, к

    делу, к себе).

2) Формирование IQ сферы (способностей, приобретение знаний, умений и

    профессиональных навыков и т.д.).

3) Формирование эмоционально-волевой сферы.

    Воспитательный потенциал семьи – это материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, характер отношений, психоэмоциональный фон, особенности общения, личность родителей, уровень педагогической культуры.

   Сегодня наблюдается кризис семьи, родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратит на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребёнок. Увеличилось число разводов. Отсюда следует вывод:

Образовательные учреждения обязаны содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности студента, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители студентов (см. Приложение 1).

Работу с родителями условно можно разделить на две части:

– со всеми родителями группы в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры;

– с частью родителей в форме коррекционно-развивающих занятий по формированию навыков и умений, связанных, в первую очередь, с конструктивным взаимодействием в системе «родитель-студент».

Содержание работы с родителями состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела);

3) участие родителей в управлении центра (совет центра, родительские комитеты).

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия учебного заведения и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

Формы работы с родителями

  • Родительские собрания
  • Обще групповые, общие собрания центра
  • Индивидуальные консультации педагога
  • Посещения на дому
  • Родительские тренинги
  • Дискуссии
  • Психологические разминки
  • Практикумы

            Значительное место в системе работы воспитателя группы с родителями студентов отводится психолого-педагогическому просвещению.

Формы психолого-педагогического образования.

 Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).

 Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании своих детей).

 Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).

 Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями педагога. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).

 Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о делах центра и поведении студента, его проблемах).

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия воспитателя группы с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает группу. Для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с группой.

Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и педагогом. Поэтому даю   родителям возможность рассказать мне все то, с чем они хотели бы познакомить педагога в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы со студентом:

– особенности здоровья;

– его увлечения, интересы;

– предпочтения в общении в семье;

– поведенческие реакции;

– особенности характера;

– мотивации учения;

– моральные ценности семьи.

 Посещение семьи (индивидуальная работа воспитателя с родителями, знакомство с условиями жизни).

 Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).

1) Общие родительские собрания центра – проводятся   два раза в год.

Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами центра, его основными направлениями, задачами, итогами работы.

 Тематика таких собраний носит характер отчета работы центра за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет центра.

Общее родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания студентов.

2) Классные родительские собрания –проводятся два раза в год.

Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы группы, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и центра, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Классные родительские собрания проводятся один раз в семестр, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения студентов, характеризуются их возможности, степень продвижения группы в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в группе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности обучающихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед центром.

Ожидаемые результаты:

- тесный контакт с родителями;

- участие в жизни группы и центра;

- взаимопонимание общих проблем;

- просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики;

Критерии:

- Качество успеваемости;

- Межличностные взаимоотношения;

- Повышение уровня воспитанности обучающихся;

Педагогам и родителям на заметку

Если:

– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

– ребенка хвалят, он учится быть благородным;

– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.

Основные направления

совместной воспитательной работы с родителями.

Список использованной литературы.

  1. Азаров Ю.П.  Семейная педагогика. – М.: Политиздат, 1982. – 223 с.
  2. Афанасьева Т.М. Семья. – М.: Просвещение, 1985. – 224 с.
  3. Антонова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики. Якутск, 1995. – 102 с.
  4. Брускова Е.С. Урок после уроков: (о воспитании детей в семье). М., 1987. – 164 с.
  5. Варга Д. Дела семейные: Пер. с венг. – М.: Педагогика, 1986. – 160 с.
  6. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988. – 208 с.
  7. Осипова М.П. Работа с родителями. Минск: УП «Экоперспектива», 2003

Приложение

Приложение 1

Рекомендации родителям:

  1. уважайте личность ребенка;
  2. почаще проводите досуг вместе с детьми;
  3. принимайте участие в делах группы;
  4. будьте в курсе дел своего ребенка;
  5. общайтесь с друзьями своего ребенка.

Правила семейной педагогики:

  1. никогда не давать себе распускаться, ворчать, ругаться, бранить друг

            друга и ребенка;

  1. забывать плохое сразу, помнить хорошее всегда;
  2. подчеркивать в поведении детей не плохие, а хорошие стороны, активно

            поддерживать их желание стать лучше;

  1. воспитать на положительном, вовлекать подростков в полезную

            деятельность;

  1. разговаривать с ними целесообразно как с взрослым, серьезно,

            уважительно, глубоко мотивированно.

У меня в группе 44% иногородних студентов и из - за отдаленности проживания возникают определенные сложности в работе с родителями, для этого предлагаю следующие рекомендации для родителей:

1.      Отправляя своих несовершеннолетних детей в город на учебу, настраивайте их на соблюдение определенных норм и правил, принятых в центре и в обществе в целом: соблюдать Устав центра и правила проживания в общежитии; знать, что несовершеннолетние не должны находиться в общественных местах после 22.00

2.      Старайтесь посещать каждое родительское собрание. Оперативно реагируйте на приглашение в центр. Если не можете приехать, сообщите, пожалуйста, об этом заблаговременно.

3.      Еженедельно интересуйтесь жизнью, посещаемостью и успеваемостью Ваших несовершеннолетних детей у воспитателя группы.

4.      Перед каждым выездом из дома, а также в телефонных разговорах постоянно напоминайте Вашим несовершеннолетним детям, что в центре и общежитии категорически запрещено: распитие спиртных и энергетических напитков, пива; курение, употребление нецензурной лексики.

5.      Беседуйте с Вашими несовершеннолетними детьми о бережном отношении к имуществу центра (мебели, бытовой техники, оборудования и т.д.)

6.     Материальную ответственность за порчу имущества несут родители несовершеннолетних студентов .

8.      Помните: по Конституции российской федерации забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей, именно родители несут ответственность за успеваемость и поведение своих несовершеннолетних детей.  

В центре работают квалифицированные педагоги и созданы все условия для качественного обучения, но, усилий только педагогов недостаточно. Необходима тесная взаимосвязь педагогов и родителей.

Только в союзе с центром можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении Ваших детей. Воспитатель группы  - ваш союзник. Поддерживайте его авторитет.

Центр - это наш общий дом, который мы любим, заботимся о его развитии и процветании, чтим его историю и традиции!

Памятка для родителей

                                       Уважаемые папы и мамы!

Вряд ли простой бумажный лист с памяткой сможет заставить вас по-иному взглянуть на общение с вашим ребенком. Но если вы — человек, который живет не только прошлым, но и настоящим, при этом старается заглянуть в будущее — эта памятка поможет вам сохранить тепло взаимоотношений с вашим ребенком. Повесьте ее в своем офисе, над своим рабочим столом и иногда анализируйте, насколько вы соответствуете требованиям и правилам этой памятки. А еще — не заменяйте живое общение с ним на ваши фотографии на его письменном столе!

1. Помните, что ваша семья и ваш ребенок - это самая большая ценность вашей жизни!

2. Не думайте о том, что семья никуда от вас не денется, не оставляйте её в списке своих «больших и важных » дел на «потом».

3. Внятно и доступно объясните своему ребенку, почему вы вынуждены работать с утра до ночи.

Приложение 2

План работы с родителями

Форма

Тематика

Сроки проведения

2021 – 2022 учебный год

2022 – 2023 учебный год

2023 – 2024 учебный

год

2024 – 2025

учебный год

Родительское собрание 

Знакомство с нормативно-правовыми документами, Уставом центра, Правилами внутреннего распорядка центра и проживания в общежитии.

Готовность к обучению в центре.

Задачи по организации учебно-воспитательного процесса в новом учебном году.

Выборы родительского комитета.

Инструктажи о мерах безопасности (общий инструктаж)

Тема: «Права и обязанности подростка: поиск равновесия»

«Подросток в центре и после центра»

«Воспитание сознательной дисциплины. Самовоспитание подростка»

«Организация учебного труда выпускника»

По итогам окончания учебного года

 – Анализ работы, прошедшего учебного года и достижения обучающихся в различных видах деятельности

Сентябрь

сентябрь

февраль, май

Сентябрь

сентябрь

февраль, май

Сентябрь

сентябрь

февраль,

 май

Сентябрь

Сентябрь

февраль, май

Посещение семьи

- С целью проверки соблюдения обучающимися режима дня, выявление «неблагополучных» семей (составление актов обследования семей).

- Беседы об участии студентов во внеурочной деятельности и посещении кружков и секций

- Общение с родителями по телефону (по необходимости)

- Создание группы в What Sapp

в течение

года

в течение

года

в течение

года

в течение года

Консультации для родителей

Тема: «Семья как воспитательный коллектив»;

«Как помочь хорошо учиться»;

« В семье растет сын»;

«Забота родителей о физическом развитии и здоровье подростка»;

«Профилактика ПАВ»;

Консультации с учителями - предметниками

в течение

года

в течение

года

в течение

года

в течение

года

Организация психолого-педагогической службы для родителей

Родительский тренинг: «Искусство быть родителями»

Индивидуальные консультации

Беседы:

«Умеем ли мы общаться со своими детьми»;

«Вредные привычки и как с ними бороться»;

«Как не растеряться на экзамене»;

Беседы с родителями по мере поступления проблем;

в течение

года

в течение

года

в течение

года

в течение

года

Лектории для родителей

«Семья и мир потребностей»;

«Слагаемые семейного счастья»;

«Традиции семьи и их значение в воспитании» (Обмен опытом в воспитании подростка в семье);

«Профилактика правонарушений»;

«Здоровый образ жизни – залог жизнедеятельности человека»;

в течение

года

в течение

года

в течение

года

в течение

года

Проведение совместных мероприятий

-Участие в мероприятиях  по плану центра: День знаний, День профтехобразования, День учителя, День Матери, Новый год, 23 Февраля, Уроки памяти и мужества,

 9 Мая, Выпуск

-Анкетирование и соцопросы;

-Совместное участие в творческих конкурсах, проектах;

Участие в спортивных соревнованиях по волейболу, теннису;

Организация коллективного посещения   музея, театра, похода на природу;

День открытых дверей

 

в течение

года

в течение

года

в течение

года

в течение

года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации куратору по работе с родителями студентов

Для полноценной воспитательно-образовательной работы со студентами необходимо осуществлять педагогическое просвещение родителей. В статье рассматривается практиоориентированый ...

Презентация к семинару классных руководителей " Особенности психологического общения классного руководителя с родителями студентов учебной группы"

В презентации представлены: система работы с родителями,  стили семейного воспитания, правила эффективного взаимодействия  и формы взаимодействия  классного руководителя с семьей ...

Работа с родителями студентов

Работа с родителями - один из основных аспектов деятельности педагога. Среди родителей, считающих, что у них имеется необходимый минимум педагогических знаний, половина не извлекает из них практическу...

Для родителей студентов педагогического колледжа - газета (сентябрь) - консультация.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8444367","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"265","style":"width: 90px; height: 52px;","width":"454"}}]]...

Работа с родителями и студентами по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними

Актуальность профилактики жестокого обращения с несовершеннолетними связана с тем, что насилие в отношении несовершеннолетних  или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное вл...

Методы и формы работы с родителями. Конспект открытого урока для студентов СПО

Методы и формы работы с родителями. Конспект открытого урока для студентов СПО специальность 44.02.01 Дошкольное образование....

Организация работы с родителями студентов нового набора (из опыта работы)

Автор: Виноградская В.А., преподаватель Марийского аграрного колледжа (филиала) ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»         Рецензент: ...