Организация работы со слабоуспевающими обучающимися через исследовательскую деятельность.
статья на тему
Среднее специальное образование – наиболее востребованный в нашем обществе уровень образования. Специалисты среднего звена в России должны стать основным звеном в профессиональной деятельности, а среднее специальное образование – ведущим производителем кадров. Именно на это и должна быть направлена модернизация среднего специального образования. От выпускника среднего специального заведения требуются хорошо отработанные конкретные умения и навыки, осознанность решений, быстрота и точность выполнения действий, ответственность и способность к самоконтролю. Это значит, что каждый обучающийся должен ответственно относиться к учебе, а преподаватели должны помогать студентам, т.е. активно работать с неуспевающими.сл.4
Неуспеваемость – извечная головная боль всех педагогов. Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. У каждого отстающего своя причина, но в то же время есть и общие для определенного круга обучающихся. Из всей совокупности причин, одна является решающей, и важно найти именно ее, иначе все старания преподавателей и психологов окажутся напрасными.
Круг причин неуспеваемости неоднозначен, многолик и широк. Выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние: снижение ценности образования; несовершенство организации учебного процесса; отрицательное влияние семьи; низкое развитие интеллекта, отсутствие устойчивой положительной мотивации учения и слабо развитая волевая сфера, а вот одной из главных внутренних причин неуспеваемости являются дефекты здоровья учащихся. Понятно, что человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки. Практика моей работы показывает, сл.6 что особенностью познавательной деятельности слабоуспевающих является несформированность общих умственных действий анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Это выражается в неумении выделять основное в учебном материале, устанавливать существенные связи между понятиями и их свойствами, а также в медленном темпе продвижения, в быстром распаде усвоенных знаний, в трудности усвоения новых знаний и видов деятельности, что влечет за собой умственную пассивность, неверие в свои силы, потребность в посторонней опеке. сл.7
Для организации процесса обучения с такими обучающимися приходится постоянно производить отбор содержания, творчески подходить к организации деятельности и формам представления учебного материала. сл.8 Особое внимание я уделяю: выполнению заданий в группах, увеличению практической составляющей занятий, использованию игровой деятельности и других заданий творческого характера, чередованию различных видов деятельности. Содержание учебного материала должно обеспечивать мотивацию, ориентироваться на развитие внимания, памяти и речи, быть личностно-значимым, а формы его подачи – занимательной, узнаваемой, реалистичной и красочной. сл.9
Практика показала, что реализация выше изложенного позволяет добиться у учащихся более активной работы на уроках, высокой заинтересованности в материале, уверенности в себе, повышение уровня знаний и успеваемости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация работы со слабоуспевающими обучающимися | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Оптико-механический лицей»
Васенкова Л.А.,
преподаватель русского языка и литературы
Организация работы со слабоуспевающими обучающимися через исследовательскую деятельность.
сл.1 В профессиональное образование в настоящее время интенсивно внедряются разнообразные инновационные модели обучения, поскольку становление специалиста-профессионала требует значительного интеллектуального, физического напряжения преподавателей и постоянного совершенствования форм, методов, технологий обучения. Сегодня явно недостаточно лишь констатировать высокую общественную значимость профессионального образования, необходимо найти действенные механизмы преобразования его содержания.сл.2
Среди технологий обучения, используемых в настоящее время в системе среднего профессионального образования наиболее часто применяются технологии, ориентированные на знаниево-информационный и поведенческий аспекты.
Достаточно широко используется технология развивающего обучения, позволяющая развивать профессиональные, личностные качества студентов.сл.3
Образовательные технологии на основе индивидуально-личностного подхода, позволяют скорректировать содержание профессионального образования (в рамках стандарта), выстроить последовательность изучаемых дисциплин, определить объемы учебного материала, но при наличии достаточно высокого уровня профессиональной мотивации обучающегося, его умения проводить анализ собственных жизненных проблем, самоорганизации себя, выбора стиля и образа жизни.
Среднее специальное образование – наиболее востребованный в нашем обществе уровень образования. Специалисты среднего звена в России должны стать основным звеном в профессиональной деятельности, а среднее специальное образование – ведущим производителем кадров. Именно на это и должна быть направлена модернизация среднего специального образования. От выпускника среднего специального заведения требуются хорошо отработанные конкретные умения и навыки, осознанность решений, быстрота и точность выполнения действий, ответственность и способность к самоконтролю. Это значит, что каждый обучающийся должен ответственно относиться к учебе, а преподаватели должны помогать студентам, т.е. активно работать с неуспевающими.сл.4
Неуспеваемость – извечная головная боль всех педагогов. Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. У каждого отстающего своя причина, но в то же время есть и общие для определенного круга обучающихся. Из всей совокупности причин, одна является решающей, и важно найти именно ее, иначе все старания преподавателей и психологов окажутся напрасными.
Круг причин неуспеваемости неоднозначен, многолик и широк. Выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние: снижение ценности образования; несовершенство организации учебного процесса; отрицательное влияние семьи; низкое развитие интеллекта, отсутствие устойчивой положительной мотивации учения и слабо развитая волевая сфера, а вот одной из главных внутренних причин неуспеваемости являются дефекты здоровья учащихся. Понятно, что человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки. сл.5
Для устранения неуспеваемости как психолого-педагогической проблемы необходима эффективная деятельность всего педагогического коллектива, где во главе угла
-гуманное отношение к личности учащегося,
-педагогический стиль общения со студентами,
-высокий уровень педагогической подготовленности преподавателя для индивидуальной и дифференцированной работы,
-тесное сотрудничество педагога и родителя,
-вовлечение отстающих в планирование различных мероприятий, в обсуждении способов их осуществления.
Практика моей работы показывает, сл.6 что особенностью познавательной деятельности слабоуспевающих является несформированность общих умственных действий анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Это выражается в неумении выделять основное в учебном материале, устанавливать существенные связи между понятиями и их свойствами, а также в медленном темпе продвижения, в быстром распаде усвоенных знаний, в трудности усвоения новых знаний и видов деятельности, что влечет за собой умственную пассивность, неверие в свои силы, потребность в посторонней опеке. сл.7
Для организации процесса обучения с такими обучающимися приходится постоянно производить отбор содержания, творчески подходить к организации деятельности и формам представления учебного материала. сл.8 Особое внимание я уделяю: выполнению заданий в группах, увеличению практической составляющей занятий, использованию игровой деятельности и других заданий творческого характера, чередованию различных видов деятельности. Содержание учебного материала должно обеспечивать мотивацию, ориентироваться на развитие внимания, памяти и речи, быть личностно-значимым, а формы его подачи – занимательной, узнаваемой, реалистичной и красочной. сл.9
Практика показала, что реализация выше изложенного позволяет добиться у учащихся более активной работы на уроках, высокой заинтересованности в материале, уверенности в себе, повышение уровня знаний и успеваемости.
сл.10 Итак, преподаватель должен:
1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности.
2. Оказывать своевременную помощь неуспевающему студенту на определенном этапе занятия.
Этапы урока | Виды помощи в учении |
Контроль подготовленности студентов | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение студентам примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. |
Изложение нового материала | Поддержание интереса слабоуспевающих студентов с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным студентом. |
Самостоятельная работа студентов на уроке | Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления. |
Организация самостоятельной работы вне урока | Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий. |
сл.11 Использовать на занятиях различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце семестра, когда студент уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на занятии должно быть не менее 5-7 студентов).
4. Комментировать оценку студента (необходимо отмечать недостатки, чтобы студент мог их устранять в дальнейшем)
5. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего проводить повторный контроль за ЗУН.
6. Определить время, за которое слабоуспевающий должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.
7. Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей студента о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”)
8. Не снижать оценку учащемуся за плохое поведение на занятии, в этом случае использовать другие методы воздействия.
9. Преподаватель ведет следующую документацию:
- график индивидуальной работы со слабоуспевающими, неуспевающими на учебный год в кабинете;
- задания по ликвидации пробелов в знаниях;
- отчет преподавателя по работе со слабоуспевающими
Ф.И.О. студента | Причины неуспеваемости (преподаватель указывает самостоятельно выявленные причины) | Использованы виды опроса | Формы ликвидации пробелов | Результат работы |
сл.12 В своей работе преподаватель для обучающегося должен быть как бы педагогическим терапевтом
Эффективность обучения, характер отношения учащегося к учебной работе зависят и от того, какова жизнь его в образовательном учреждении и группе, удовлетворяет ли эта жизнь его потребности и особенно потребность в эмоциональном насыщении, с какими чувствами он идет в лицей, какие эмоции и чувства вызывает у него учебно-воспитательный процесс. Жизнь обучающегося в лицее, учебный процесс, уроки и внеурочные групповые и общелицейские мероприятия должны быть так организованы, чтобы в них могли и хотели принимать активное участие все, чтобы они вызывали, формировали и развивали у каждого обучающегося его личностные интересы и склонности.
Взаимоотношения между преподавателями и учащимися должны быть основаны на оптимистическом отношении преподавателя к каждому: преподаватель должен верить в возможности и силы любого студента. Он должен выявлять лучшие и сильные стороны каждого учащегося и, опираясь на них, вместе с со студентом бороться с его слабыми качествами. Для того чтобы бороться с недостатками того или иного студента, преподаватель должен искать его достоинства и создавать условия, чтобы каждый студент добился успеха в какой-либо области.
сл.13 «Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться». Сухомлинский В.А.
Надо исходить из постулата, что хотя воспитание, лицей и преподаватель не всесильны, но их возможности велики и надо в максимальной степени использовать эти возможности, опираясь на глубокое и всестороннее знание особенностей и качеств обучающихся.
сл.14 В работе со слабыми обучающимися преподаватель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:
- Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать обучающемуся достаточно времени на обдумывание и подготовку.
- Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
- Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
- Не следует заставлять таких обучающихся отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность обучающимся позаниматься дома. сл.15
- Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких обучающихся уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет обучающимся в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
- Следует осторожнее оценивать неудачи обучающегося, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
- Во время подготовки ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
- Следует в минимальной степени отвлекать обучающегося, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Обучающиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому обучающемуся приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, преподавателей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что преподаватель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться?
Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении и других современных методов.
сл.16 Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. (А.Н. Колмогоров)
Исследовательская деятельность учащихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Учебное исследование и научное исследование. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
При развитии исследовательской деятельности традиционная система сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало новой работы по совместному постижению окружающей действительности, выражением которой является позиционная пара «наставник-младший товарищ», а следовательно предполагает ситуацию конструктивного сотрудничества учителя и ученика.
Можно ли приобщить к исследовательской деятельности ученика, который, к сожалению, не имеет высокой мотивации к обучению? Как показывает мой опыт работы, это трудно, но возможно. Предлагаемые учебником упражнения, всевозможные карточки, опорные схемы и прочие мои педагогические изыскания со временем стали для моих учеников чем-то привычным и, к сожалению, перестали нести для них некий элемент новизны. У ребят, складывается, порой, ошибочное мнение, что это всё им хорошо знакомо, эти формы работы известны, и, соответственно, всё предлагаемое для них в системе со временем утрачивает интерес. В связи с этим приходится вновь и вновь применять изобретательность. В последнее время я все чаще и чаще стала использовать в своей практике элементы исследовательской работы. В связи с этим для моих учеников включился элемент новизны, а значит и поднялся уровень интереса к урокам русского языка. Чтобы разговор не звучал беспредметно, приведу ряд примеров.
1.Традиционное сочинение по летним впечатлениям. Подготовка к нему заняла урок. Ученикам была предложена серия упражнений на внимание и воспоминание о летних днях. На уроке звучала музыка (Ю.Энтин «Что такое наше лето…»), причем на основе этой звучащей композиции дети самостоятельно сформулировали тему занятия. Предложенные формы исполнения этой работы вызвали неподдельный интерес (дайджест, рекламная открытка, презентация, эссе, газетная заметка и др.). Естественно, не забыла и о ситуации успеха (игра «Гармошка». Ребята отвечали на мои вопросы, записывая их на очередном отвороте тетрадного листа. Итог: готовое сочинение из 15 предложений. Для ребят слабоуспевающих это оказалось «избеганием неудач». А где же элемент исследования, спросите вы? Ответ прост: Создавая рекламные открытки и дайджесты, ребята вынуждены были обратиться к различным видам источников, чтобы почерпнуть сведения, как оказалось для многих из них новые, о том месте, где они провели лето. Некоторые изъявили желание создать презентацию в специализированной программе. Работая со слайд-шоу дети тоже сделали для себя серию открытий. Это их маленькие победы. Стоит отметить, что неудовлетворительных оценок не было. А это уже моя маленькая победа.
2.В курсе русского языка есть раздел орфоэпии. К нему у меня пристальное внимание. Это объясняется наличием заданий, касающихся этого раздела, которые входят в состав тестов ЕГЭ. Ребята с удовольствием искали и находили дополнительные материалы по этой теме к урокам: стихотворения, в которых ударения на необходимых словах звучат правильно (Мама стряпала печенье, клАла ложечку варенья); изучали рекламные слоганы, в которых, напротив, допущены ошибки (Л* Этуаль, побАлуй себя) и др. В данный момент оформляется исследовательская работа «Секреты русской орфографии или как безболезненно овладеть нормами русского ударения».
3.Очень часто предлагаю ребятам в качестве домашнего задания сочинения-миниатюры с дополнительным грамматическим заданием. В качестве примеров приведу следующие работы:
«Наши прозвища»
«Легенда моей фамилии».
«Петербугрские дни Достоевского». Не секрет, что произведения Достоевского трудны для прочтения, восприятия и понимания. На одном из занятий я предложила своим ребятам отрывок из произведения Ф.М. Достоевского «Дядюшкин сон» с заданием по орфографии и синтаксису. (Когда пришла к нему эта мысль, он заметил, что забрел куда(то) очень далеко, в какой(то) уединенный(2) и (не)знакомый ему форштадт Мордасова. Становилось темно. По улицам, обставленным маленькими, враставшими(3) в землю домишками, ожесточенно лаяли собаки, которые в провинциальных городах разводя(-тся,-ться) в ужасающем количестве, именно в тех кварталах, где (не)чего стеречь и (не)чего украсть. Начинал падать мокрый снег. Изредка встречался какой(нибудь) запоздавший мещанин или баба в тулупе и в сапогах. Все это, (не)извес(?)но почему, начало сердить Павла Александровича). Ребята были удивлены тем, что в произведении великого писателя встречается описание захолустного, уездного городишки Кузнецка. Так возник интерес к созданию названного произведения. Ребята неоднократно получали задание выписать из произведений Достоевского небольшие отрывки по определенной теме (диалог, описание внешности и др.) и выполнить грамматическое задание.
Отличие исследовательской деятельности от проектной и конструктивной. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта.
сл.17, сл.18 Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что при правильном раскрытии причин неуспеваемости и определении путей ее ликвидации, высокое качество уроков, реальная помощь и тесный контакт всех членов семьи с педагогическим коллективом, использование передовых методов в обучении, четко поставленный контроль за учебным процессом, - таковы наиболее реальные пути, для достижения высокой успеваемости и прочных знаний учащихся разного интеллектуального уровня. сл.19
Литература:
- Постоева О.А. Работа со слабоуспевающими и неуспевающими на уроке
- Соколовская Н.В. Научно – исследовательская деятельность обучающихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему "Реализация требований ФГОС на уроках истории и обществознания через исследовательскую деятельность студентов "
"Учебный процесс в условиях введения ФГОС на примере уроков истории и обществознания". Прилагается теоретическая часть и презентация....
Особенности организации самостоятельной работы со слабоуспевающими обучающимися
Уровень качества знаний обучающихся обучения низкий. Чаще всего это обусловлено низкой мотивацией к обучению, низким уровнем познавательных способностей, неумением вести ...
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа...
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис...
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.12 Технология эстетических услуг
Методические указания к проведению практических работ по дисциплине Основы учебно-исследовательской деятельности для специальности 43.02.12 Технология эстетических услуг...
Формирование информационно-коммуникативных умений обучающихся через предметную деятельность
Сегодня образовательный стандарт нового поколения ставит перед каждым учителем, какой бы предмет он ни преподавал, задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности....
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучащимися
Неуспевающий ученик- это ребенок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети. ...