выступление на ШПМ
презентация к уроку
Выступление на ШПМ представлено в виде презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/andreeva_l.p._ped.kotrol.pptx | 142.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание Функции контроля Принципы контроля Виды контроля Методы контроля Стандартизированный контроль Требования к заданиям в тестовой форме Правила составления тестов
обладать общими компетенциями обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности ПК – способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний ВИД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ≠ ∑ ПК (Опыт +У + З ) ВЫПУСКНИК ДОЛЖЕН
ЦЕЛИ 1.ДИАГНОСТИКА (КОНСТАТАЦИЯ) 2. МОТИВАЦИЯ (ФОРМИРУЮЩАЯ ОЦЕНКА) ОБУЧАЮЩИЙСЯ; ПРЕПОДАВАТЕЛЬ 3. прогностика ОБУЧАЮЩИЙСЯ; РАБОТОДАТЕЛЬ; ГОСУДАРСТВО
определение цели внутреннего или независимого оценивания выбор объекта и предмета оценивания выбор метода и инструментов оценивания собственно процесс оценивания анализ и толкование результатов оценивания
Функции контроля Контроль является самостоятельной частью учебного процесса и характерен для всех звеньев обучения (восприятие —- осмысливание — закрепление — применение). Контроль знаний и умений студентов выполняет в процессе обучения контрольную, обучающую, развивающую, воспитательную и методическую функции. Наиболее важная и специфическая — контрольная функция. Существуют государственный контроль, взаимоконтроль и самоконтроль.
Обучающая функция — другое важное предназначение контроля. В ходе выполнения контрольных заданий происходит повторение и закрепление, совершенствование приобретенных ранее знаний путем уточнения и дополнений. Развивающая функция контроля заключается в тс что он положительно влияет на развитие памяти мышления, внимания и воображения, то есть дает большие возможности для развития личности студента, формирования его познавательных способностей так как в этом процессе происходит напряжение умственной деятельности.
Контроль знаний и умений решает и воспитательную функцию, так как он всегда глубоко затрагивает эмоциональную сферу личности. Контроль знаний и умений выполняет методическую функцию. Процесс и результаты контроля очень важны для совершенствования работы самого преподавателя.
Контролю должны быть подвергнуты функциональные знания, то есть знания, включенные в реальные действия (умственные, физические и т.д.). Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий; они функционируют внутри них. Поэтому задача контроля знаний студентов сводится к задаче контроля действий, которые студенты могут осуществлять на основе знаний; при таком подходе к контролю препо-давателя должен интересовать не только результат (получение правильного ответа), но и процесс (способ решения задачи, например), характеристика самого действия (его параметры).
Контроль дает необходимый учебный и воспитательный эффект при соблюдении ряда требований. Контроль должен быть: - планомерным и систематическим — система учета приучает студентов работать регулярно и способствует формированию трудолюбия как черты характера. Контроль необходимо вести регулярно, а не от случая к случаю, при этом должна быть обеспечена система в учете знаний, умений и навыков, то есть контроль должен осуществляться в соответствии с запланированным ходом учебно-воспитательного процесса, составлять его органическую часть и строиться на основных вопросах программы обучения.
Регулярность контроля позволяет своевременно выявлять и исправлять ошибки, недоработки, принимать меры к их устранению путем соответствующего совершенствования учебного процесса; объективным — при учете знаний, умений и навыков преподаватель не должен проявлять пристрастия.
всесторонним, т. е. наиболее полно выявлять фактический уровень усвоения студентами учебной информации, охватывать все разделы программы, обеспечивать проверку не только предметных знаний и усвоение мировоззренческих идей, общеучебных и специальных умений и навыков. Контролю должны быть подвергнуты функциональные знания, то есть знания, включенные в реальные действия (умственные, физические и т.д.).
В этом случае контроль обеспечит проверку содержания формируемой у студентов профессиональной деятельности (уровень развития основ этой деятельности). Для профессиональной деятельности очень важно использовать знания в новых условиях, отличных от тех, в которых они были усвоены, уметь ориентироваться в новых ситуациях — это разные уровни обобщенности знаний, разное качество знаний. Важно учитывать и быстроту решения. Для медицинской сестры быстрота решений, измеряемая секундами, может иметь серьезное значение.
индивидуальным — овладение знаниями и умениями — процесс индивидуальный. Оценивать следует каждого студента в отдельности за его личные успехи или неуспехи. Каждый студент овладевает знаниями и умениями в соответствии со своими психолого-физиологическими особенностями. Ко всем студентам предъявляются одинаковые требования в отношении объема, качества знаний, уровня развития умений. Все замечания, указания и оценки необходимо делать в тактичной и доброжелательной форме.
экономичным по затратам времени преподавателя и студента, обеспечивающим анализ проверочных работ и их обстоятельную оценку в сравнительно короткий срок; - педагогически тактичным, осуществляться в спокойной, деловой обстановке. Не следует торопить студентов с ответом или прерывать вопросом.
Формы контроля Государственные образовательные стандарты средних медицинских учебных заведений предусматривают следующие формы организации контроля знаний и умений студентов: обязательные контрольные работы, зачеты, квалификационные испытания, защиту курсовых и дипломных работ, семестровые и переводные экзамены, а также Итоговую государственную аттестацию выпускников.
Виды контроля Предварительный контроль Он заключается в том, что, приступая к работе, преподаватель обязан познакомиться с исходным уровнем знаний и умений, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала.
Текущий контроль . Проводится в процессе учебной работы и осуществляется посредством наблюдения за деятельностью студентов на каждом занятии. Текущий контроль позволяет узнать, какими способами умственной деятельности и в какой степени овладевают студенты, в чем они испытывают трудности и каков характер этих трудностей. Текущий контроль может быть индивидуальным и групповым. Он должен занимать небольшую часть учебного занятия, чтобы не приводить к спешке при закреплении, совершенствовании знаний и умений. Нельзя допускать больших интервалов в контроле каждого студента.
Периодический (рубежный ) контроль проводится, как правило, в итоге обучения раздела учебной программы. Периодический контроль позволяет определить качество изучения студентами учебного материала по разделам, темам предмета, выявить логические взаимосвязи с другими разделами, другими предметами. Такой контроль проводят обычно несколько раз в семестр.
Итоговый контроль проводится по окончании изучения важнейших разделов программы и в конце учебного периода. Показательная работа и / или защита портфолио . Экзамены должны носить прежде всего обучающий, воспитывающий , а не только проверочный характер. Преподаватель и на экзамене должен учить и воспитывать студентов, а не просто констатировать уровень его знаний и умений и выставлять оценку.
В ОПОП СПО это Оценивание в процессе обучения аттестация Текущий контроль Рубежный контроль Защита практ ., лаборт ., проектных и др. работ; Ответы на вопросы: воспроизведение инф-ии , «на применение», проблемные и др. Кейс-метод, в т.ч. ситуационные задачи Деловая (ролевая) игра и др.
Аттестация Промежуточная Зачет Диф . зачет Экзамен Экзамен (квалификационный) Итоговая (ГИА) В СПО: дипломная работа / проект НПО и СПО: гос экзамен (вводится по усмотрению ОУ
Промежуточная аттестация по практике Практическое задание, направленное на решение локальной проф.задачи и / или портфолио Практический опыт
Текущий контроль, промежуточная аттестация (УД, МДК, практика) Задание, предполагающее решение типовых учебных, учебно-профессиональных задач Умения
Текущий контроль, промежуточная аттестация (УД, МДК) Тесты; задания на воспроизведение, понимание, анализ информации Знания
Тип аттестации Текущий контроль, промежуточная аттестация (УД, МДК) Задания: Тесты; задания на воспроизведение, понимание, анализ информации 27 27
Методы контроля Методы контроля — это способы деятельности преподавателя и студентов, в ходе которых выявляются усвоение учебного материала и овладение студентами требуемыми знаниями, умениями, навыками . Устный опрос — наиболее распространенный метод контроля знаний студентов. При устном опросе главное внимание сосредоточивается не только на простом воспроизведении фактов, но и на объяснении, доказательстве. устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и студентом, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения студентом учебного материала.
Фронтальный опрос Проводится в форме беседы преподавателя с группой. Чаще всего он используется для контроля знаний, подлежащих обязательному запоминанию и усвоению правил, законов и пр. Однако он не может быть основным методом проверки. В ходе проверки при фронтальном опросе выявляется главным образом факт выполнения задания, но трудно установить полноту и глубину усвоения учебного материала.
Устный опрос как метод контроля знаний, умений и навыков требует больших затрат времени, кроме того, по одному и тому же вопросу нельзя проверить всех студентов. Поэтому опытные преподаватели в целях рационального использования учебного времени проводят комбинированный, уплотненный опрос, сочетая устный опрос с другими методами: с письменным опросом по карточкам, практическими заданиями, с самостоятельной работой.
Письменная проверка в процессе обучения наряду с устной проверкой является важнейшим методом контроля знаний, умений и навыков студентов. Письменная проверка знаний студентов предполагает проведение письменных контрольных работ, письменных зачетов, письменных работ программированного типа, самостоятельной работы, написания рефератов, самоконтроля и взаимопроверки.
Письменные работы по содержанию и форме в зависимости от предмета могут быть самыми разнообразными: графические диктанты, ответы на вопросы, решение ситуационных задач и составление тезисов, подготовка различных схем, различных ответов, рефератов. По продолжительности письменные контрольные работы могут быть кратковременными (7-15 минут), когда проверяется усвоение небольшого объема учебного материала, и более длительными, но не свыше одного академического часа.
Самостоятельную работу можно проводить с целью текущего и периодического контроля . Практическая проверка занимает особое место в системе контроля. Основные цели обучения студентов в средних специальных учебных заведениях — не только усвоение ими определенной системы знаний, но и главным образом формирование профессиональной готовности решать практические задачи.
Стандартизированный контроль предусматривает разработку тестов . Педагогический тест — это система заданий возрастающей трудности и специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру и измерить уровень знаний.
Требования к заданиям в тестовой форме : краткость , логическая форма высказывания, правильность расположения элементов задания, ф асетность (вариативность ). Различают 4 уровня обучения (по В.П. Беспалько)
1 Знания-знакомства. Обучаемый способен лишь узнавать, опознавать, различать объекты, предметы II Знания-копии. Репродуктивная деятельность, воспроизведение информации об изучаемом объекте (по памяти или смыслу) III Знания-умения. Продуктивная деятельность -применение знаний на практике в приложении к знакомым объектам и ситуациям
Задания в тестовой форме 1-го уровня знаний Для проверки качества усвоения информации на 1 уровне должны использоваться задания в тестовой форме, требующие выполнения по узнаванию. Такими заданиями являются задания на опознавание, различения, классификацию объектов, явлений и понятий.
Задания в тестовой форме 2-го уровня знаний Виды заданий в тестовой форме: подстановка, конструктивные, типовые задачи. Задания в тестовой форме 2-го уровня знаний предполагают самостоятельную, но чисто репродуктивную деятельность.
Четкая, короткая инструкция для студентов: «дополнить», «выбрать правильный ответ», «установить соответствие», «установить правильную последовательность».
Содержательная основа самого задания, в котором ключевое слово ставится на первое место, должна быть лаконичной, все повторяющиеся слова в ответах рекомендуется вынести в задание. 3. Ответы к заданиям должны быть короткими и содержательными. Использование цифр вместо букв расширяет возможности статистической обработки результатов тестирования.
Примеры заданий в тестовой форме: Задание в тестовой открытой форме: Инструкция: ДОПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ: Задание: Близорукость корригируется при помощи линз; Чаще используются для усвоения понятий, терминов, правил.
Тестовое задание с выборочным ответом (закрытая форма) - Инструкция: ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Задание: ВСКРЫТЫЙ СТЕРИЛЬНЫЙ ФЛАКОН МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В ТЕЧЕНИЕ: 1) 1 суток; 2) 3 суток; 3) 10 суток; 4) 6 суток.
Задание в тестовой форме на соответствие: 1. УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЕ: Возраст Показатели психомоторного развития 1) 2 мес. А) сидит 2) 3 мес. Б) произносит слоги 3) 5 мес. В) переворачивается со спины на живот Г) удерживает голову Д) подолгу, певуче « гулит » Е) удерживает в руках игрушку
Задание в тестовой форме на последовательность действий (для обучения профессиональным видам деятельности) Инструкция — УСТАНОВИТЬ ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ: ПРОФИЛАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ ПРОЛЕЖНЕЙ 1. Наложить на область пролежня салфетки, пропитанные мазью Вишневского. 2. Осмотреть спину, ягодицы, голень и пятки больного. 3. Обмыть тело больного теплой водой. 4. Высушить насухо обмытые части тела. 5. Протереть марлевым тампоном, смоченным 10% раствором камфарного спирта или 1% раствором салицилового спирта или 40% этиловым спиртом. 6. Протирать, слегка массируя, кожный покров до покраснения. 7. Обрабатывать кожные покровы ежедневно. 8. Положить пациента на живот (под грудь — подушку).
Задания в тестовой форме 3-го уровня знаний могут быть представлены диагностическими задачами и проблемными ситуациями, которые предусматривают умение четко ориентироваться в условиях задачи, поэтапно, правильно ее решать. Непосредственная работа студента с пациентами, связанная с исследованием, распознаванием проблем пациента, нарушения удовлетворения жизненно важных потребностей и т.д., является принципиально возможной на III уровне знаний.
Существует 4 основных формы заданий в тестовой форме: открытая форма, с выбором правильного ответа (закрытая форма), на установление соответствия, на установление правильной последовательности
Правила составления тестов (Жан Гильберт) Общие требования: - понятность (четкая формулировка вопроса); - адекватность ( валидность ) — точное соответствие задаваемой тестом пробы уровню действия (четко сформулированные правила тестов); - содержательная адекватность (только то, что изучили); - простота (наличие в тестах только одного задания); - отсутствие противоречивых суждений об уровне ответа у разных преподавателей; - наличие банка заданий разной трудности по возрастанию.
IV Знания-трансформации Творческая продуктивная деятельность — применение знаний на практике с переносом их на незнакомые, но аналогичные и не аналогичные изученным ситуации, объекты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление на тему Подготовка к открытому уроку
выступление на методическом объединении...
Выступление по теме: "ИКТ в начальной школе"
Применение ИКТ на уроках в начальной школе....
«Одаренный ученик - это проблема или награда для учителя?» (выступление на Педсовете)
Любому обществу нужны одаренные люди, ведь именно они двигатель прогресса. Мне кажется, что одаренные дети - будущая элита страны, от которой зависит ее дальнейшее развитие. Главная задача учителя ...
Выступление на заседании МК
Использование информационно – коммуникативных технологий на уроках биологии....
«ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРАХА ПЕРЕД ПУБЛИЧНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЕМ»
Цель работы: научить молодых музыкантов избавляться от негативных моментов сценического волнения; заставить более ответственно подойти...
Выступление на районной краеведческой конференции (обобщение опыта)
Обобщение опыта работы по краеведению...
Сценарий выступления для студентов I курсов ССУЗов «Английский язык в моей профессии»
Данный сценарий может использоваться в рамках проведения внеклассных мероприятий как в стенах ССУЗа, так и в общеобразовательной школе....