«Одаренный ученик - это проблема или награда для учителя?» (выступление на Педсовете)
методическая разработка по теме

Федосеева Светлана Николаевна
Любому обществу нужны одаренные люди, ведь именно они двигатель прогресса. Мне кажется, что одаренные дети - будущая элита страны, от которой зависит ее дальнейшее развитие. Главная задача учителя - помочь ученику развить свои задатки, способности, интеллект. Одарённые дети - признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. В каждой школе есть дети, которых можно отнести к одаренным (они могут быть разных уровней):

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

«Одаренный ученик - это проблема или  награда для учителя?»

(выступление на Педсовете)

Подготовила педагог-организатор Федосеева С.Н.        

        Любому обществу  нужны одаренные люди, ведь именно они двигатель прогресса. Мне кажется, что одаренные дети -  будущая элита страны, от которой  зависит ее дальнейшее развитие. Главная задача учителя - помочь ученику развить свои задатки, способности,  интеллект. Одарённые дети - признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. В каждой школе есть дети, которых можно отнести к одаренным (они  могут быть разных уровней):

  1. «Яркий», просветленный;
  2. Умеренно одаренный;
  3. Высоко одаренный;
  4. Исключительно одаренный;
  5. Необычайно одаренный.

Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей.  Это большая ответственность. 

 Прежде всего, он должен быть прекрасным учителем - предметником, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником. Для этого необходима высокая профессиональная компетентность учителя.

Наконец, учителю необходимы  качества, связанные с определенным типом одаренности: интеллектуальной, творческой, социальной, психомоторной, художественной.

Но как говорится в пословице (один в поле не воин), работа с  такими детьми это работа не одного учителя, это работа всего коллектива школы. Именно целенаправленная и систематическая работа позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и темы познавательной деятельности учащихся, рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний. И каждый учитель – предметник пользуется своими методами  и приемами, но они должны соответствовать общей программе развития одаренных детей.

        Существуют несколько стратегий обучения, которые я использую в своей работе. Каждая стратегия позволяет в разной степени учесть требования к работе с одаренными детьми.

1. Ускорение. Этой стратегией я пользуюсь, когда возникает необходимость учесть потребности и возможности детей, отличающихся высоким темпом развития.

2. Углубление. Эффективно по отношению к детям, увлеченным той или иной темой, предметом. При этом мы более глубоко изучаем отдельные темы, часто выходим за рамки школьного курса.

3. Обогащение. Эта стратегия предполагает обучение с выходом за рамки традиционных тем за счет метапредметности. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным способам и приемам работы.

4. Проблематизация. Предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные. Они являются либо элементом обогащенных программ, либо внеурочной деятельности. Я широко использую эту стратегию в своей работе. Она включает в себя  проектную деятельность. В своей работе я комбинирую эти стратегии и использую приемы и методы, которые позволяют развивать в моих учениках качества, присущие одаренным  детям.
Любознательность. Любопытство - характерно для каждого здорового ребенка.  У большой части детей любопытство не перерастает в любознательность, их поисковая активность носит ситуативный, неустойчивый характер. Важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям, а она - в устойчивую познавательную потребность, поэтому я всячески стимулирую любознательность ребят, желание находить новые источники информации, знакомить с ними всех ребят. Использую такой прием как актуализация, использование исследовательских методов, создание ситуации успеха, метод парадокса.

Оригинальность мышления. Способность выдвигать новые, неожиданные идеи. Оригинальность ярко выражается в тематике и характере творческих работ, сочинений, проектов и других продуктах учебной деятельности. В качестве зачетных работ по изученным темам мы используем  написание проблемных эссе, мини-проектов, групповых и индивидуальных проектных работ и пр. Использую критический анализ источников, высказываний современников, диспуты, дискуссионные обсуждения.

Способность к оценке. Предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей. Это составляющая критического мышления. Главным условием при этом является четкая аргументация оценки.

 Работа с одаренными детьми требует больше времени, сил и подготовки. Но, несмотря на это мы - учителя получаем удовольствие от своих одаренных учеников как от интересных людей. Мы чаще  обсуждаем с ними темы, прямо не связанные с учебными занятиями, свободно обмениваются  точками зрения, позволяем школьникам учить себя, смотрим на обычные ситуации  через их понимание мира (и оно зачастую отличается от нашего).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по конфликтологии «Конфликты «ученик-ученик».

Занятие по конфликтологии: «Конфликты  в системе «ученик-ученик» разработа для студентов педагогического колледжа. Занятие проводилось при изучении  МДК 03.02  Основы педагогической кон...

Мастер-класс на тему «Проблемы развития комплекса умений и навыков ученика класса специального фортепиано в свете предпрофессиональной подготовки».

Тема мастер-класса:«Проблемы развития комплекса умений и навыков ученика специального фортепиано в свете предпрофессиональной подготовки». Тип урока:Политематический....

«К ПРОБЛЕМЕ СОДЕРЖАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И УЧЕНИКА НА ЗАНЯТИЯХ ФОРТЕПИАНО В ДШИ»

В статье проведен обзор целеполания музыкального образования в различные исторические эпохи....

Методическая разработка «Работа с одаренными учащимися за первое полугодие 2023-2024 учебного года.одаренный обучающийся - Смальков Константин»

В работе представлен материал по организации системы работы с одаренными детьми в объединении "Юный водитель" ИУЦ "Автоград" ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района СПб за период 1 полуго...

Методическая разработка «Работа с одаренными учащимися на первое полугодие 2023-2024 учебного года - одаренный обучающийся Соловьев Денис»

В работе представлен материал по организации системы работы с одаренными детьми в объединении "Юный водитель" ИУЦ "Автоград" ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района СПб за период 1 полуго...

Методическая разработка «Работа с одаренными учащимися за 2023-2024 учебный год. Одаренный обучающийся - Смальков Константин»

В работе представлен материал по организации системы работы с одаренными детьми в объединении "Юный водитель" ИУЦ "Автоград" ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района СПб за 2023-2024 год и...