Выступление на заседании МК
статья по теме

Керимов Магомед Керимович

 

Использование информационно  – коммуникативных технологий на уроках биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_zasedanii_metodicheskoy_komissii.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Использование информационно  – коммуникативных технологий на уроках биологии.

Подготовил:

Преподаватель  биологии и химии

БУ СПО «Нижневартовский строительный колледж»

Керимов М.К.

Нижневартовск 2010 г.

“Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием”

К.Д. Ушинский

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. В современную жизнь независимо от нашего желания, сознания и воли вторглись новые информационные технологии.  Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативным технологиям. В этих условиях преподавателю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий.

В последнее время отмечают падение интереса студентов к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, они формируют правильное восприятие окружающего мира. Они играют значительную роль и в формировании личности в целом. Падение интереса к изучению естественнонаучных дисциплин вызвано в первую очередь применением довольно старых наглядных материалов, однообразным использованием учебников, таблиц, схем. Одним из способов повышения интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла, углубления знаний студентов по этим предметам является использование современных информационных технологий, в частности компьютерных, на различных стадиях учебного процесса

Всё большее количество студентов являются владельцами компьютера. Используя интерес  к технике, можно облегчить задачи обучения. Обширные перспективы открывает технология демонстрации информации через проектор в виде презентации, созданной в программе Power Point.

В изучении курса биологии выделяется несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:

- наглядное представление объектов и явлений биомира;  

- система тестового контроля

- подготовка к ЕГЭ

- проведение лабораторных и практических работ.

Выделяют восемь типов компьютерных средств, которые  используют  в обучении на основании их функционального назначения.

  1. Презентации – это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Для создания презентаций используются такие программные средства, как Power Point. Эти компьютерные средства интересны тем, что их может создать любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру. Кроме того, презентации активно используются и для представления ученических проектов.
  2. Электронные энциклопедии – являются аналогами обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и т.д. В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями:
  1. они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;
  2. удобная система навигации на основе гиперссылок;
  3. возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты.

  1. Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеров рефератов и сочинений.
  2. Программы-тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.
  3. Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. Главное их достоинство – быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Главный недостаток – негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности.
  4. Электронные учебники и учебные курсы –Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация), затем проставить виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента) и в завершение он должен ответить на набор вопросов и/или решить несколько задач (программные системы контроля знаний).
  5. Обучающие игры и развивающие программы – это интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, студенты развивают двигательные навыки, пространственное воображение, память.

8.   Использование ресурсов сети Интернет.

     Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из        Интернет учебную информацию, студенты приобретают навыки: целенаправленно находить информацию и систематизировать ее; видеть информацию в целом, а не фрагментами, выделять главное в информационном сообщении.

                  

     Сегодня я хочу предоставить вашему вниманию некоторые  свои наработки использования компьютера на уроках.

                                               

Широкое использование анимации 

делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.

Виртуальные экскурсии значительно расширяют кругозор студентов  и облегчают понимание сути процессов.

Тестирование

 один из эффективных способов контроля знаний  студентов. С компьютерной программой, предложенной преподавателем студент получает возможность работать в удобном ему темпе и обращать особое внимание на те вопросы темы, которые вызывают затруднения именно у него.

Проведение эксперимента, лабораторных и практических работ. Здесь компьютер может стать эффективным помощником преподавателю. Конечно, проведение опытов естественным путем обладает неоспоримым преимуществом, но иногда в курсе биологии нет возможности провести некоторые исследования, или отсутствует необходимое оборудование. Использование компьютера позволяет все-таки провести эти работы. Отчет о работе студент оформляет в тетради, а эксперимент наблюдает на экране.

     Использование мультимедийных презентаций

 

 Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на  которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.    

Презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких  опорных образов. Удачно вписываются презентации в лекционно-семинарскую систему обучения.

Технический потенциал программы Power Point позволяет сделать лекцию содержательной, интересной, наглядной, интерактивной.

Виды презентаций.

1. Презентация - основа урока, его "скелет".  Необходимо выделить этапы урока, четко выстроив логику рассуждения от постановки цели к выводу.

В соответствии с этапами урока определяется содержание текстового и мультимедийного материала (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, аудио- и видео - фрагменты). Создаются слайды в соответствии с планом урока, в программе Power Point.

2. Презентация часть урока.  Необходимо четко сформулировать цель использования презентации, отобрать и оформить материал. В данном случае нужно ограничить время показа презентации, продумать варианты работы с презентацией на уроке: вопросы и задания учащимся.

3. Презентация - творческая работа студента или группы студентов.  Необходимо точно сформулировать цель работы, определить контекст работы в структуре урока, обсудить содержание и форму презентации, время на ее защиту. С презентацией, созданной студентом, лучше познакомиться заранее.

Презентация может быть как сопровождение при защите реферата.  

Презентация может быть как «конечный продукт» проектной деятельности на уроке.

4. Презентация - обобщающие уроки

С помощью презентации можно подготовить и обобщающие уроки. Задача такого урока - собрать все наблюдения, сделанные в процессе обучения, в единую систему целостного восприятия темы, но уже на уровне более глубокого понимания.

Схемы, таблицы, тезисное расположение материала позволяют представить изученный материал целостно. Кроме того, выводы и схемы могут появляться постепенно, после обсуждения или опроса учащихся. Благодаря презентации можно все время контролировать работу группы.

5. Презентация практические и лабораторные работы.

(Демонстрация уроков.

Проверка домашнего задания.

Фрагмент урока: выводы.

Объяснение материала и закрепление.)

Преимущества ИКТ для студентов:

  1. Делает занятия интересными.
  2. Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развивает личные и социальные качества.
  3.  Понимание более сложного материала приходит в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.

При помощи персонального компьютера студент может...

1. Готовить домашние задания:

просматривать энциклопедии на CD-ROM, интерактивно познавая окружающий мир.

2. Представлять свои идеи:

пользоваться удобными приложениями для создания визуальных презентаций.

 

3. Готовиться к экзаменам:

сделать компьютер "репетитором", делающим обучение интереснее, быстрее и эффективнее.

4. Вести исследовательскую работу:

пользоваться обширными ресурсами предельно актуальных информационных ресурсов Интернета в любое время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании ЦМК по теме "Артериальное давление"

Материалы для выступления на заседании ЦМК Специальных дисциплин № 4 препдставляют собой подборку актуальных минформационных материалов по проблеме артериальное давление, алгоритмов измерения и профес...

Выступление на заседании ЦМК по теме "Контрольно-оценочные средства"

Из опыта  работы над контрольно оценочными средствами по профессиональному модулю : «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих и должностям служащих» по специальностям Акушерско...

Выступление на заседании предметно-цикловой комиссии

Компетентностный подход к выполнению и защите выпускной квалификационной работы...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЦК «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения на примере общеобразовательных дисциплин» Коммуникативные действия

Материал содержит презентацию и теоретические выкладки по теме. Выкладки получились весьма забавны и вполне научно логичны...

Выступление на заседании П(Ц)К на тему «Формы итогового контроля на уроках ОБЖ и БЖ»

В современной педагогике обучение, в наиболее общем смысле, характеризуется, как процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемым, учителем и учеником, в результате котор...

Выступление на заседании кафедры

Рекомендации по оформлению методических указаний...

Выступление на заседании МЦК на тему "Электронные УМК"

В нашу жизнь и педагогическую деятельность прочно вошли информационные технологии, для которых компьютер выступает не только как средство обучения, но и как средство рационального размещения и распред...