Презентация "Методы исследования в акушерстве"
презентация к уроку

Шестакова Марина Александровна

Презентация составлена в помощь преподавателю при изложении лекционного материала по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_metody_issledovaniya_v_akusherstve.pptx1.81 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Введение. История акушерства. Система организации родовспоможения. Инфекционный контроль в акушерстве

Слайд 2

Акушерство (франц. accoucher — помогать при родах) — учение о беременности, родах и послеродовом периоде. Неотъемлемая часть акушерства – перинатология -наука о внутриутробном и новорождённом периоде жизни человека Акушерство занимается следующими проблемами : течение беременности, родоразрешение , послеродовой период, патология, связанная с беременностью. Задачи акушерства : профилактика патологии, прогноз нормального течения беременности и родов, послеродового периода и рождения здорового ребенка.

Слайд 3

Акушерство в первобытном обществе Акушерство зародилось на заре человечества . Исторические исследования позволяют предположить, что уже в период каменного века (неолита) существовала помощь в родах, которую оказывали старшие, опытные женщины, колдуны и шаманы. Акушерская помощь наряду с рациональными приемами, безусловно имевшими место, сочеталась с использованием амулетов, заклинаний, специальных средств народной медицины, в том числе лекарственных трав.

Слайд 4

Акушерство в Древней Греции и Древнем Риме

Слайд 5

Гиппократов сборник В Сборнике указывалась истинная продолжительность беременности: 280 дней , головное предлежание – правильное предлежание . Поперечное, косое и тазовое предлежания рассматривались как ненормальное. Главной причиной наступления родов считалось то, что ребенок, испытывая голод, упирается ножками в дно матки и за счет активных движений рождается на свет. Достаточно подробно рассматривались вопросы, посвященные диагностике и диететике беременности. В Сборнике описывались такие виды патологии беременности и родов, как привычное невынашивание , пузырный занос, кровотечения, эклампсия, преждевременное излитие околоплодных вод, выпадение и обвитие пуповины, аномалии положения плода в матке. Впервые было представлено подробное описание или упоминание о многих акушерских операциях. При полном ножном предлежании предлагалось не тянуть за ножки и дожидаться самопроизвольного рождения плода. При ягодичном предлежании рекомендовался поворот на головку, при выпадении ручки — вправление ручки, при поперечных и косых положениях — операция эмбриотомии, при задержке плаценты в матке — ее ручное удаление.

Слайд 6

Соран Эфесский (начало II века до н.э.). Он оставил после себя труд по акушерству и гинекологии, состоящий из четырех книг. Соран впервые в истории акушерства описал такой акушерский прием, как защита промежности, а среди осложнений послеродового периода — задержку последа в матке, которую он связывал либо с плотным прикреплением плаценты, либо со спазмом матки.

Слайд 7

Гален (129—199) уделял большое внимание проблемам, связанным с акушерством. Основные заслуги Галена в истории акушерства состоят в анатомическом описании половых органов и таза, в развитии эмбриологии, которой он увлекался всю жизнь. Гален первым описал в общих чертах анатомию таза .

Слайд 8

Акушерство в средние века Постепенное возрождение медицины в Европе началось в Салерно (XI—XII века). В это время здесь вышла книга по акушерству под названием " Тротула ", которая представляла собой антологию трудов античных авторов, но при этом имела и самостоятельное значение. В ней подчеркивалось, что главная роль в рождении плода принадлежит не активным движениям плода, а сокращениям матки. Кроме того, в этой книге содержалось описание разрывов промежности.

Слайд 9

В XIII—XV веках появились сообщения о кесаревом сечении на мертвых, описывались отдельные случаи акушерской патологии, давались рекомендации по диететике женщин во время беременности и в послеродовом периоде.

Слайд 10

Андрей Везалий (1515—1564) отверг господствовавшее на протяжении многих веков учение о расхождении лонного сочленения в родах и точно описал различия мужского, женского и детского таза , он подробно описал строение мускулатуры матки и связи матки с соседними органами. Везалий первым указал на то, что, кроме двух зародышевых листков плодного яйца (хориона и амниона), существует еще "первая и самая наружная оболочка", имеющая характерное железистое строение, т.е. децидуальная оболочка. В 1566 г. Везалий дополнил анатомическое описание половых органов точным описанием девственной плевы и сыровидной смазки, покрывающей тело плода.

Слайд 11

Габриэле Фаллопий (1523—1562) впервые отметил, что влагалище является отдельным от матки органом , описал яйцеводы у женщины, которые он назвал маточными трубами. Фаллопий точно описал анатомию круглых маточных связок, а в яичниках он наблюдал "пузырьки либо с водянистым, либо с желтоватым, либо с мутным содержимым", т.е. фолликулы и желтые тела. Он первым употребил термин "плацента ".

Слайд 12

В истории акушерства XVII век занимает особое место. Если предыдущее столетие дало много нового в области анатомии родовых путей и плода, то в XVII столетии продолжает развиваться учение о физиологии беременности. Именно в этот период был сделан важный вывод о том, что "плод в матке живет не душой матери, а своей собственной жизнью". «Плод в матке живет не душой матери, а своей собственной жизнью».

Слайд 13

Луиза Буржуа Работы появились в 1609—1642 гг. и были переведены на многие языки. Она была первой, кто подробно описал роды в лицевом предлежании , случаи выпадения пуповины, определила показания к применению поворота плода на ножку и др.

Слайд 14

Франсуа Морисо Его труд "Болезни беременных женщин и родильниц и т.д." (1668), переведенный на многие языки Морисо первым описал ручное пособие при тазовых предлежаниях по освобождению головки плода.

Слайд 15

Гендрик ван Девентер Первый начал изучение узкого таза, в том числе и плоского. Ван Девентер подчеркивал, что оценка размеров таза должна быть неотъемлемой частью акушерского исследования.

Слайд 16

XVIII век ознаменовался важным изменением в статусе акушерства: произошло соединение двух дисциплин — акушерства и медицины. Было положено начало системе специальной подготовки акушерских кадров по стандартным программам.

Слайд 17

Знаменитым французским акушером XVIII века был А н д р е Л е в р е (1703—1780). Левре принадлежат большие заслуги в создании учения о женском тазе и о механизме родов . Он первым предложил термины "вход" и "выход" в малом тазе, выделил косые размеры таза, предложил определение "ось малого таза". Им был предложен способ борьбы с атоническими кровотечениями введением руки акушера в полость матки. Модель щипцов, предложенная Левре , стала основой классических французских акушерских щипцов.

Слайд 18

Крупнейшим французским акушером рубежа XVIII—XIX веков был Жан Луи Боделок (1746—1810). Боделок известен своим учебником "Принципы повивального искусства", ставшего настольной книгой нескольких поколений врачей всего мира. Боделок предложил проводить наружное и внутреннее тазоизмерение , усовершенствовал модель акушерских щипцов.

Слайд 19

Мировую славу английскому акушерству принес Вильям Смелли (1697—1763), внедрив тазоизмерение в повседневную акушерскую практику. Смелли внес большой вклад в изучение механизма родов и подробно описал плоскорахитический таз.

Слайд 20

Бурное развитие акушерства в XVIII веке затронуло и Германию. Реформатором немецкого акушерства стал знаменитый Иоганн Георг Р е д е р е р (1726—1763) — профессор анатомии, хирургии и повивального искусства Геттингенского университета. Редерер много занимался изучением анатомии родовых путей, механизма родов. Он предложил разделение механизма родов на пять моментов, первым обратил внимание на важность наружного акушерского исследования.

Слайд 21

Значительные успехи были достигнуты в XIX веке в области физиологии беременности. Открытие в 1827 г. К.М.Бэром яйцеклетки у человека знаменовало собой ряд исследований самых ранних этапов беременности: оплодотворения, транспорта оплодотворенного яйца, имплантации.

Слайд 22

Огромное значение для клинического акушерства имела разработка метода аускультации плода. Хотя существование сердечных тонов плода было известно еще в XVII веке, только в 1818 г. "женский" хирург Ф.Й. Майор указал, что если приложить ухо к животу беременной, то по сердцебиению плода можно определить, жив он или нет.

Слайд 23

В XIX веке было значительно развито учение о женском тазе ( Ф.К.Негеле (1825), братья Э. и Г. Веберы (1836), Г.А. Михаэлис (1851), К.К.Т. Литцман (1861 ) ). Благодаря исследованиям этих авторов были изучены строение женского таза, размеры нормального таза в разных плоскостях, направление проводной оси таза.

Слайд 24

Настоящей революцией в акушерстве стало введение в практику антисептики и асептики. Й.Ф . Земельвейс (1847) был первым, кто понял истинную причину послеродовой лихорадки (те же факторы, которые вызывают сепсис) и предложил эффективный способ профилактики послеродовой лихорадки с помощью мытья рук хлорной водой. К сожалению, коллеги подвергли учение Земмельвейса острой критике, и только после работ Луи Пастера, Дж.Листера и Р.Коха , которые подвели научную основу под во многом интуитивное учение Й.Ф.Земмельвейса , антисептика вошла в акушерство обходным путем через хирургию.

Слайд 25

Большое значение имело введение Дж. Симпсоном (1847) в акушерскую практику наркоза. Вначале для этого применяли хлороформ, а затем — эфир.

Слайд 26

История развития акушерства в России

Слайд 27

Долгое время в России акушерская помощь осуществлялась повитухами. Со второй половины XVII века, особенно начиная с Петровского времени, в России появляется большое число иностранных врачей с докторскими дипломами известных западных университетов. Эти врачи обслуживали не только царскую семью, как это было в допетровское время, но и многих богатых людей.

Слайд 28

В 1707 г. по указу Петра I в Москве в Немецкой слободе была создана Госпитальная школа при Генеральном госпитале.

Слайд 29

Правительствующий Сенат 5 мая 1754 г. утвердил представление Медицинской канцелярии и ассигновал кредит в 3000 руб. на первоначальное учреждение бабичьего дела. Кондоиди открыл « бабичьи школы», почти одновременно в Москве и Петербурге. В Московской школе был избран профессором Иоганн Фридрих Эразмус с титулом "доктор бабичьего дела".

Слайд 30

Таким образом, с 1758 г. в Москве существовала акушерская школа (впоследствии преобразованная в Повивальный институт при Московском императорском воспитательном доме), руководимая профессором-акушером.

Слайд 31

И.Ф.Эразмус был опытным врачом-практиком и прекрасным педагогом, автором первого в России учебника по повивальному искусству, академиком одной из научных академий, профессором, который впервые в России применил акушерские щипцы и произвел операцию кесарева сечения.

Слайд 32

Выдающимся деятелем русского акушерства XVIII века был Нестор Максимович Максимович- Амбодик (1744—1812). Он обучался в Петербургской госпитальной школе и в 1770 г. был направлен по особой ( Голицынской ) стипендии на медицинский факультет Страсбургского университета. По возвращении в Петербург Н.М.Максимович-Амбодик преподавал в госпитальной школе и одновременно в обоих петербургских госпиталях. С самого начала своей педагогической деятельности он значительно видоизменил и улучшил преподавание, введя занятия на фантоме. Для этого он заказал по собственным моделям и рисункам фантом женского таза с деревянным ребенком, акушерские щипцы ("клещи") с деревянными рукоятками, серебряный катетер и пр.

Слайд 33

За большие заслуги Медицинская коллегия в 1782 г. присвоила Н.М.Максимовичу-Амбодику звание профессора повивального искусства. Им было написано первое русское оригинальное руководство по акушерству под названием "Искусство повивания , или Наука о бабичьем деле" (1784— 1786). «Анатомо-физиологический словарь, на российском, латинском и французском языках, с кратким описанием сих (анат. и физиол.) наук» (титульный лист, 1783 год )

Слайд 34

Новый период в жизни клиники наступил в 1874 г., когда ею стал заведовать Александр Матвеевич Макеев. Он ввел антисептику в акушерстве. А.П. Матвеев предложил профилактику офтальмобленнореи введением в конъюнктивальные мешки новорожденных 2 % раствора ляписа, что способствовало почти полной ликвидации этого опасного заболевания.

Слайд 35

В конце 70-х — начале 80-х годов XIX века прогресс в области акушерства распространяется и на другие регионы России. Благодаря деятельности земства возникают благоустроенные родильные дома , приюты и школы для повивальных бабок. Акушерские клиники русских университетов начинают давать стране не только образованных специалистов-практиков, но и научных исследователей.

Слайд 36

В Петербургской академии кафедру акушерства в 1848 г. занял талантливый ученик Н.И.Пирогова А.А. К и т е р (1813—1879). В 1858 г. на этом посту его заменил выдающийся русский акушер А.Я. Крассовский (1821 — 1898). В 1872 г. он покинул академию и занял должность директора Петербургского родовспомогательного заведения, которым руководил до конца жизни. Он реорганизовал систему родовспомогательного и лечебного дела, предоставил широкую возможность усовершенствования врачам с периферии, развернул большую научно-исследовательскую работу. Благодаря введенной А.Я.Крассовским системе строгих профилактических мероприятий смертность родильниц снизилась с 4 до 0,2 %. А.Я.Крассовский оставил после себя два фундаментальных руководства: "Курс практического акушерства" и "Оперативное акушерство с включением учения о неправильностях женского таза". А.Я.Крассовский внес большой вклад в развитие учений об узком тазе и о механизме родов.

Слайд 37

Большую роль в деле развития акушерства в России сыграла акушерская клиника Казанского университета. Научно-преподавательская и лечебная деятельность казанской кафедры особенно ярко проявилась в период пребывания на ней с 1885 по 1899 г. выдающегося русского акушера Н.Н. Феноменова (1855—1918). Им был предложен ряд новых методов акушерских и гинекологических операций, изобретены новые инструменты. В 1892 г. вышло руководство Н.Н.Феноменова "Оперативное акушерство", которое выдержало несколько изданий. Дальнейший расцвет казанской школы связан с деятельностью крупнейшего представителя отечественного акушерства B.C. Груздева (1866—1938). Он был автором фундаментального руководства "Курс акушерства и женских болезней" (1919—1922; 1928; 1930), в котором отражен опыт русских акушеров-гинекологов за предыдущие полтора столетия.

Слайд 38

Петербургский Клинический повивальный институт претерпел значительную реорганизацию после 1893 г., когда его директором был назначен выдающийся акушер-гинеколог Дмитрий Оскарович Отт (1855— 1923). Д.О.Отт организовал в институте широкую подготовку специализирующихся по акушерству и гинекологии врачей. В 1904 г. под руководством Отта были построены новые клинические и учебные корпуса института.

Слайд 39

В XIX веке акушерские клиники при медицинских факультетах университетов открылись во многих городах России. В акушерской клинике Харьковского университета работал выдающийся русский акушер И.П. Лазаревич (1829—1902). В 1869 г. он организовал в Харькове Повивальный институт для подготовки акушерок. И.П.Лазаревич написал известное двухтомное руководство "Курс акушерства" (1877, 1892); он усовершенствовал многие акушерские инструменты. Особую известность приобрела его модификация акушерских щипцов — щипцы с прямыми ложками.

Слайд 40

В 1923 г. акушерская и гинекологическая клиники Московского университета были объединены под руководством Михаила Сергеевича Малиновского. М.С.Малиновский успешно разрабатывал физиологическое направление в акушерстве. Он является автором известного руководства для студентов и врачей "Оперативное акушерство", выдержавшего несколько изданий. В научной и педагогической работе принимал большое участие проф. В.В. Строганов, получивший известность благодаря предложенной им системе лечения эклампсии .

Слайд 41

Крупным акушером-гинекологом советского периода был К.К. Скробанский (1874—1946), возглавлявший кафедру акушерства и гинекологии 1-го Ленинградского медицинского института. К.К.Скробанским был написан ряд трудов по акушерству, в том числе ставший классическим учебник акушерства. Ученый много занимался проблемами обезболивания родов. К.Н. Жмакин заведовал кафедрой акушерства и гинекологии 1-го Московского медицинского института с 1948 по 1967 г. Вместе с В.И.Бодяжиной он написал учебник акушерства, выдержавший несколько изданий. К.Н .Жмакин и его многочисленные ученики с успехом изучали такие актуальные проблемы, как оперативное акушерство, узкий таз и др. В.И. Бодяжина , прекрасный лектор и соавтор К.Н.Жмакина по учебнику акушерства для студентов, внесла большой вклад в разработку многих проблем акушерства (критические периоды внутриутробного развития плода, гипоксия плода и др.).

Слайд 42

С именами академика АМН СССР Л.С. Персианинова и его учеников связана успешная разработка таких важнейших проблем акушерства, как регуляция сократительной деятельности матки, борьба с акушерским травматизмом, обезболивание родов. Л.С.Персианинову принадлежит также заслуга развития нового направления в акушерстве — антенатальной охраны плода , внедрение в акушерскую практику современных методов диагностики: электро- и фонокардиографии плода, ультразвукового исследования, амниоцентеза и др. Л.С.Персианинов является автором двухтомного "Акушерского семинара", повторно переиздававшегося в 1973 и 1974 г.

Слайд 43

В послевоенный период система охраны здоровья матери и ребенка продолжала развиваться. Родильные дома и женские консультации были укомплектованы высококвалифицированными специалистами. Качество и объем оказываемой акушерской помощи неуклонно повышались. Значительную роль в этом сыграла большая методическая работа, проводимая Министерствами здравоохранения СССР и РСФСР и ведущими специализированными институтами, в частности Научным центром акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН (Москва), НИИ акушерства и гинекологии (Санкт-Петербург) и др.

Слайд 44

Система организации акушерско-гинекологической помощи Основные задачи акушерства и гинекологии : Уменьшение материнской заболеваемости и смертности Уменьшение перинатальной и младенческой заболеваемости и смертности Расширение работы по планированию семьи, профилактике абортов, лечению бесплодия Профилактике злокачественных заболеваний ЖПО Снижение гинекологической заболеваемости Совершенствование акушерской и гинекологической помощи в современных условиях

Слайд 45

Структура подразделений акушерско-гинекологической помощи : Учреждениями, оказывающие данный вид помощи, являются: 1. Женская консультация — амбулаторное лечебно-профилактическое учреждение, основной принцип ее работы – участковость (на одном участке порядка 2-2,5 тыс. женщин). Основная задача ЖК — охрана и сохранение здоровья матери и ее ребенка, лечение гинекологических больных и решение вопросов профилактики. 2. Родильный дом . Виды: объединенные с ЖК и необъединенные с ЖК. 3. Кабинет (смотровой) — место, в котором проводится гинекологические осмотры женщин с целью выявления опухолевой патологии в ранней стадии. Осматривают женщин возраста 35 лет и старше. Осмотр проводит акушерка или врач-гинеколог. 4. Гинекологические отделения больниц . 5. Центры планирования семьи, репродуктивного здоровья . 6. Сельские амбулатории, ФАП . 7. Перинатальные центры (для детей здесь имеются отделения новорожденных, недоношенных и патологии новорожденных). 8. Санатории для беременных и для гинекологических больных 9. Центры при НИИ 10. Генетические консультации

Слайд 46

Женская консультация 1920 году в стране было создано 197 консультаций, оказывавших помощь беременным женщинам. В 1925 году консультации для беременных были реорганизованы в консультации для женщин, их функции значительно расширились. Сейчас в нашей стране насчитывается более 10 300 женских консультаций. Основные задачи и организация работы : 1. Прием и консультативная помощь гинекологических больных, беременных и родильниц. 2. Оказание профилактической помощи. 3. Оказание лечебно-диагностической помощи. 4. Услуги по планированию семьи. 5. Оказание социальной помощи. 6. Обеспечение здоровья матери (как настоящей, так и будущей) и ребенка. 7. Психологическая подготовка к родам. 8. Патронажное посещение беременных, родильниц и гинекологических больных.

Слайд 47

Структура женской консультации Регистратура. Кабинеты врачей. Кабинеты для детских акушеров-гинекологов (встречаются, правда, редко). Школа молодых матерей. Операционная для проведения амбулаторных операций. Кабинеты диагностики (ЭКГ, УЗИ и т.п.) Лаборатории. Хозяйственные структуры

Слайд 48

Организация акушерско-гинекологической помощи женщинам сельской местности Выездная ЖК На сельском фельдшерско-акушерском пункте (ФАП) доврачебная помощь - работа акушерки направлена, в основном, на ранее взятие на учет и систематическое наблюдение беременных с целью предупреждения осложнений беременности, проведения санитарно-просветительной работы. Периодическое обследование женщин на ФАП осуществляют врачи женской консультации РБ или ЦРБ. Главная задача выездной ЖК – диспансерное наблюдение беременных и оказание помощи больным с гинекологическими заболеваниями.

Слайд 49

Родильный дом Оказание стационарной акушерско-гинекологической помощи женщинам в период беременности, родов, в послеродовом периоде,медицинской помощи новорожденным и женщинам с заболеваниями репродуктивной системы Профилактика, диагностика и лечение заболеваний репродуктивной системы Оказание медицинской помощи в связи с искусственным прерыванием беременности

Слайд 50

Обучение женщин по вопросам грудного вскармливания, предупреждения заболеваний репродуктивной системы, абортов и ИППП Установление медицинских показаний и направление женщин и новорожденных в учреждения более высшего уровня Проведение экспертизы временной нетрудоспособности,выдача ЛН женщинам по беременности и родам, родовых сертификатов Организация и обеспечение санитарно-гигиенического и противоэпи-демического режима в целях предупреждения и снижения заболеваемости ВБИ женщин, новорожденных и персонала Проведение клинико-экспертной оценки качества оказания медицинской помощи женщинам, новорожленным Осуществление статистического мониторинга и анализа причин МС и ПС Обеспечение проведения вакцино-профилактики новорожденных детей и проведения их обследования на наследственные заболевания в установленном порядке Взаимодействие ЖК, не входящий в его состав, станции (отделением) СМП, поликлиникой, детской поликлиникой, а также с другими ЛПУ (противотуберкулезным, кожно-венерологическим диспансерами и др.) Ведение учетной и отчетной медицинской документации Повышения профессиональной квалификации врачебного и среднего медицинского персонала.

Слайд 51

Структура родильного отделения - Приемного отделения Родильного отделения Послеродового отделения Отделения новорожденных Отделения патологии беременных Палаты интенсивной терапии или отделения ( ОаРИТ ) Операционной и предоперационной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторные методы исследования. Роль среднего медицинского персонала в проведении лабораторных исследований

Тема, раскрываемая в пособии, актуальна, так как обучение пациента правильному сбору биологического материала является одной из главных обязанностей деятельности среднего медицинского работника в любо...

Методическая разработка по предмету ЕН.01 Математика по теме: "Применение производной к исследованию функций. Исследование функций на монотонность".

Применение производной к исследованию функций. Исследование функций на монотонность.План урока.Тема. Применение производной к исследованию функций. Исследование функций на монотонность.Цели. Рассмотре...

Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования» на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной проблемы»

Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования»на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной п...

Методическая разработка практического занятия "Методы исследования в акушерстве"

Методическая разработка предназначена для преподавателя, для проведения практического занятия....

Рабочая тетрадь для студентов "Методы исследования в акушерстве"

Рабочая тетрадь предназначина для проверки знаний студентов по теме "Методы исследования в акушерстве", содержит контролирующий материал и эталоны ответов....

Методическая разработка "Контрольно-измерительные материалы" ПМ.01 «Диагностическая деятельность. Тема 1.3 Пропедевтика в акушерстве и гинекологии. Тема 2.3 Диагностика в акушерстве и гинекологии.

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей профессиональных модулей, для проведения текущей оценки знаний в форме тестовых заданий, ситуационных задач по МДК.01.01. Пропедевтика к...

Методразработка "Методы исследования в акушерстве и гинекологии"

Методическая разработка практического занятия по теме «Методы исследования в акушерстве и гинекологии», создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовател...