Методическая разработка
методическая разработка

Сустринский уход при язвенной болезни жедудка и ДПК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no1_s.u_pri_yazvennoy_bolezni.docx48.09 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Кузбасса

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Кузбасский медицинский колледж»

Анжеро - Судженский филиал

             МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях/Сестринский уход в терапии и гериатрии

Специальность: 34.02.01  «Сестринское дело»

Занятие №1

Тема: Сестринский уход  при язвенной болезни.

Составил преподаватель:

Сницерева Т.В.

Анжеро-Судженск 2021

Обучающая цель:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • осуществления ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояния;

уметь:

  • готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
  • осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;
  • консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;
  • осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первичной медико-санитарной помощи и стационара;
  • осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
  • проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
  • вести утвержденную медицинскую документацию.

знать:

  • причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, организацию и оказание сестринской помощи;
  • пути введения лекарственных препаратов;
  • виды, формы и методы реабилитации;
  • правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.

Способствовать формированию профессиональных компетенций:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

Развивающая цель:

Способствовать развитию общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.  

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных  руководителем.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять  задачи  профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Воспитательная цель:

Освоение общих компетенций (ОК):

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Тип занятия: выработка и закрепление знаний.

Вид занятия: комбинированное занятие.

Междисциплинарные связи:

ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией

ОП. 02  Анатомия и физиология человека

ОП. 07 Фармакология

ОП. 09 Психология

ПМ. 01. МДК 01.01. Здоровый человек и его окружение

ПМ. 04. МДК 04.01. Теория и практика сестринского дела.

ПМ. 04. МДК 04.02. Безопасная среда для пациента и персонала.

ПМ. 04. МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг.

ПМ.01.Проведение профилактических мероприятий.

ПМ.03. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях.

Оснащение занятия:

Раздаточный материал: методический конспект занятия, иллюстрированный материал.

Литература:

Основная:

  1. Лычев В.Г., Карманов В.К. Сестринское дело в терапии с курсом ПМП  [Текст]/ В. Г. Лычев, В. К, Карманов- Р.н-Д. Феникс, 2016. 332с.
  2. Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи [Текст]/ Э.В. Смолева. – Р. н-Д. Феникс, 2016. 473с.
  3.  Обуховец Т.Т. Сестринское дело в терапии с курсом ПМП [Текст]/ Т.Т. Обуховец – Р.н-Д. Феникс, 2015, 412 с.
  4.  Практическое руководство к предмету "Основы сестринского дела" : учеб. пос. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 512 с. : ил.

Дополнительная:

  1. Организация специализированного сестринского ухода». Москва, ГЭОТАР-Медиа, 2009.

2. Мухина, С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела [Текст]: Учебник / С.А. Мухина, И.И. Тарновская. 2-е изд., испр. и доп.- М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008.- 368 с.: ил.

3. Мухина С. А., Тарновская И. И. Практическое руководство к предмету "Основы сестринского дела". 2-е изд., испр. и доп – М.: Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2010

Информационно-правовое обеспечение:

1. Система «Консультант».

2. Система «Гарант»

Структура занятия

  1. Организационный момент
  2. Постановка целей и задач занятия
  3. Мотивация
  4. Изложение нового материала
  5. Закрепление нового материала
  6. Подведение итогов занятия, выставление отметок (диагностика)
  7. Домашнее задание

Ход занятия

№ п/п

Элементы занятия, учебные вопросы

(мин)

Формы и методы обучения

ПК, ОК

Организационный момент

5

1.1. Приветствие студентов, проверка отсутствующих

ОК 12

1.2. Освещение плана занятия

Постановка целей и задач  занятия

Формирование знаний о сестринском уходе при   язвенной болезни.

Совместно со студентами сформулировать цели урока, совместно обсудить результаты, выявить затруднения.

2

ОК 1

Мотивация

Язвенная болезнь желудка и ДПК является заболеванием, которое при несвоевременной диагностике и неправильном ведении лечения может быть угрожаемым для жизни!

Для своевременного и полноценного проведения сестринского процесса при данной патологии необходимо усвоить теоретический курс лекции, что в практической деятельности поможет вам точно определить состояние пациента и оказать необходимые сестринские вмешательства.

3

ОК 1

Изложение  нового материала

Сестринский уход при язвенной болезни. (Приложение 1)

65

Рассказ;

Беседа

ПК2.1 – ПК 2.6

ОК1- ОК 13

Закрепление нового материала

Решение ситуационной задачи по теме (Приложение 2)

10

Устный индивидуальный опрос

ПК 2.1

ОК 4

Подведение итогов занятия, выставление отметок

Рефлексия: Сегодня на уроке я понял……

3

Прием «незаконченное предложение»

ОК 1

Домашнее задание:

1. Смолева Э.В. сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи[Текст]/ Э.В. Смолева. – Р. н-Д. Феникс, 2019. 474с. Стр. 225-233

2

ОК 4

Вопросы, выносимые на экзамен

  1. Определение язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки
  2. Клинические проявления язвенной болезни.
  3. Уход, принципы лечения больных язвенной болезнью.
  4. Неотложная помощь при желудочном кровотечении.
  5. Обучение больных.
  6. Профилактика язвенной болезни.

Приложение 1

Сестринский уход при язвенной болезни.

Язвенная болезнь желудка и (или) 12-перстной кишки  гетерогенное заболевание с многофакторной этиологией, сложным патогенезом, хроническим рецидивирующим течением, морфологическим признаком в виде дефекта слизистого и подслизистого слоев с исходом в соединительнотканный рубец.

Болезнь развивается при нарушении факторов защиты желудка (нормальный кровоток в слизистой, достаточное количество слизи и простагландинов, активная регенерация) и активации факторов агрессии (высокий уровень соляной кислоты и пепсина в желудке, высокий уровень содержания свободных радикалов в желудочном соке, дуоденогастральный рефлюкс, гастродуоденальная дисмоторика, хеликобактериоз). К факторам риска развития язвенной болезни относятся стресс, нарушение режима и структуры питания, курение, алкоголь, лекарственные средства (гормоны, нестероидные противовоспалительные средства).

По статистическим данным в разные возрастные периоды гастродуоденальная язва возникает у 4-5 % населения. У лиц молодого возраста дуоденальные язвы встречаются в 4 раза чаще, чем желудочные. У пожилых язвенная болезнь желудка регистрируются в 2-3 раза чаще, чем язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки; в молодом возрасте она в 2-5 раз чаще встречается у мужчин, чем у женщин. После 40 лет возрастные и половые различия стираются. Чаще болеют язвенной болезнью водители городского транспорта, диспетчеры, операторы, рабочие горячих цехов, педагоги, работники творческого труда, руководители, врачи-хирурги.

Клиника.

Зависит от: 

локализации язвы (кардиальный отдел, тело, дно желудка, пилорический отдел, 12-перстная кишка); течения болезни (острое, хроническое);

фазы заболевания (обострение, ремиссия, неполная ремиссия);

 тяжести течения (легкое  обострения 1 раз в 1-3 года, средней тяжести — обострения 2 раза в год, тяжелое — обострения более 2 раз в год),

осложнений (кровотечение, перфорация, пенетрация, малигнизация, стеноз пилорического отдела желудка, реактивный панкреатит, реактивный гепатит).

Бессимптомное течение.

При профилактических эндоскопических исследованиях у 36,4% обследованных выявляются гастродуоденальные язвы без клинических проявлений болезни.

Острая форма.

Характеризуется: коротким язвенным анамнезом (до 6 мес.); острым началом заболевания с быстро нарастающими признаками болезни; быстрым (в течение 5 сут.) эффектом от проводимого лечения; небольшими (до 0,4 см) размерами и глубиной язвенного дефекта с умеренными, в большинстве случаев, ограниченными воспалительными изменениями слизистой оболочки; рубцеванием язвы в течение 20-25 дней; отсутствием или незначительными рубцовыми изменениями после заживления язвы. Острые язвы могут образовываться как эпизод при стрессовых ситуациях, приеме нестероидных противовоспалительных средств, длительном приеме антикоагулянтов.

Боль, являясь основным симптомом язвенной болезни, имеет четкую ритмичность (связь с приемом пищи), периодичность и сезонность.

По отношению ко времени после приема пищи, принято различать ранние, поздние, «голодные» и ночные боли.

Ранние боли появляются через 0,5-1 час после еды, интенсивность их постепенно нарастает, длится в течение 1,5-2 часа и уменьшается по мере эвакуации желудочного содержимого. Такие боли характерны для язв верхних отделов желудка.

Для язв антрального отдела и язв двенадцатиперстной кишки характерны поздние боли, возникающие через 1,5-2 часа после приема пищи, а также «голодные» ночные боли.

Периоды обострений обычно продолжаются от нескольких дней до 6-8 недель и сменяются ремиссией. Обострения при язвенной болезни носят сезонный характер, в весеннее или осеннее время года. Боли недостаточно четко локализованы, бывают чаще режущими, реже - ноющими, сверлящими, схваткообразными. При расположении язвы на малой кривизне желудка боли чаще бывают в подложечной области справа от средней линии. При язвах кардиального отдела может быть атипичная локализация болей за грудиной или слева от нее, а при постбульбарных язвах — в спине или правой подлопаточной области. Нарушение типичного ритма болей, их стойкость к проводимому лечению и появление новой иррадиации болей часто указывает на возникновение осложнений или присоединение сопутствующих заболеваний.

Изжога.

 Частый симптом язвенной болезни, который и  встречается у 30-80% больных. Она нередко бывает эквивалентом боли и также связана с приемом пищи. Изжога характерна не только для язвенной болезни. Она может встречаться при желчнокаменной болезни, хроническом панкреатите, гастродуодените и может служить одним из основных проявлений недостаточности кардиального сфинктера пищевода. В то же время она может быть единственным симптомом язвенной болезни.

Отрыжка.

Возникает при недостаточности кардии в сочетании с антиперестальтикой в желудке. Чаще отрыжка бывает кислым содержимым желудка и сопровождается срыгиванием и саливацией.

Тошнота и рвота.

Считаются характерными симптомами обострения болезни. Рвота возникает, как правило, на высоте болей и может приносить значительное облегчение пациенту.

Аппетит.

При язвенной болезни обычно сохранен или даже повышен. Снижение ап петита наблюдается при выраженном болевом синдроме, также наблюдается ситофобия — страх перед приемом пищи из-за возможного возникновения или усиления боли.

Запоры. Встречаются почти у 50 % больных язвенной болезнью. Обычно они усиливаются во время обострений заболевания и связаны с рефлекторной дискинезией со спастическими сокращениями кишечника, диетой, бедной грубоволокнистой клетчаткой, ограничением физической активности, а также приемом лекарственных средств (алмагель и др.).

Поносы.

При длительных запорах может присоединиться раздражение и воспаление слизистой толстой кишки, что приводит к повышенной экссудации и поносам.

При малигнизации язвы (перерождение язвы в рак) отмечается желудочный дискомфорт после еды, стойкое похудание, немотивированная слабость, плохой аппетит, прогрессирующее снижение кислотности желудочного сока, обнаружение в желудочном соке молочной кислоты, появление болей в области желудка, не связанные с приемом пищи.

При язвенном желудочно-кишечном кровотечении до 300-400 мл отмечаются слабость, потливость, желудочный дискомфорт, через 24-36 ч — дегтеобразный стул. При большем объеме кровопотери и, что более важно, быстром его развитии, появляются рвота «кофейной гущей», сильная слабость, головокружение, шум в ушах, иногда эйфория, мелькание «мушек», «туман», «пелена» перед глазами, бледность, холодный липкий пот, тахикардия, гипотония. В этих случаях больного надо госпитализировать. В первую очередь проводится ФЭГДС.

При перфорации возникают внезапные, «кинжальные» боли в животе, тошнота, многократная, не приносящая облегчения рвота, слабость, жажда, икота. Состояние больного прогрессивно ухудшается, лицо бледное, черты лица заострены, язык сухой, пульс нитевидный, живот вздут, газы не отходят.

Клинически выделяют три стадии.

 1. Стадия шока: нестерпимая «кинжальная» боль в эпигастрии. Больной лежит на спине или правом боку, поджав ноги, стонет. Кожа бледная, влажная, покрыта холодным липким потом; отмечается брадикардия, гипотония. Живот втянут, в акте дыхания не участвует, напряжен. Симптомы раздражения брюшины положительные. Перкуторно определяется исчезновение печеночной тупости. Продолжительность стадии составляет 6-10 часов.

Во 2 стадии клинической ремиссии интенсивность боли уменьшается, появляется жажда. Исчезает «пепельная» бледность, кожа сухая. Температура тела повышена незначительно. Отмечается тахикардия, гипотония. Язык сухой. Живот умеренно вздут, напряжен. Симптомы раздражения брюшины положительные. Печеночная тупость не определяется.

 3 стадия перитонита развивается через 16-24 часа от начала болезни. Вновь появляются нестерпимые боли в животе. Присоединяются тошнота, икота, рвота, лихорадка. Усиливается тахикардия, гипотония. Язык сухой, обложен серым налетом. Живот вздут. Симптомы раздражения брюшины резко положительные. Аускультативно — перистальтические шумы резко ослаблены или отсутствуют.

При пенетрации (проникновение язвы в соседний орган — желчный пузырь, сальник, печень, поперечную ободочную кишку, поджелудочную железу) появляются постоянные, не связанные с приемом пищи, боли в подложечной области с иррадиацией в правое подреберье, левое подреберье, спину. Условием пенетрации является «припаивание» желудка в месте язвенного дефекта к соседнему органу вследствие перигастрита. В анализе крови при пенетрации отмечается ускорение СОЭ; лейкоцитоз.

Стеноз привратника характеризуется ощущением тяжести, переполнения желудка после еды; рвотой съеденной накануне пищей, тухлым содержимым; похуданием; шумом «плеска» в желудке.

Уход и лечение.

Медицинская сестра обеспечивает: четкое и своевременное выполнение назначений врача; своевременный прием больными лекарственных препаратов и выявление побочных эффектов их действия; контроль передач продуктов питания от родственников; контроль АД, ЧДД, пульса, массы тела, стула; проведение фракционного исследования желудочного содержимого, подготовку к УЗИ желудка, ФГС, другим лабораторным исследованиям; выполнение программы ЛФК; оказание помощи при желудочно-кишечном кровотечении. Также она проводит: беседы с больными и их родственниками о необходимости систематического приема лекарственных препаратов, о значении соблюдения режима питания, о необходимости исключения вредных привычек; обучение больных правильному приему лекарственных препаратов.

Лечение больных язвенной болезнью в фазе обострения обычно проводится в стационаре индивидуально, комплексно и включает ограничение режима двигательной активности, диетотерапию, фитотерапию, фармакотерапию, физиолечение. Назначается постельный режим до стихания боли, затем на 2-3 недели полупостельный режим Больным назначается щадящая диета, прием пищи 5-6 раз в сутки, малыми порциями.

Основу медикаментозного лечения составляют средства, снижающие секрецию желудочного сока, защищающие слизистую гастродуоденальной зоны, нормализующие моторику желудочно-кишечного тракта и способствующие заживлению язвы. С этой целью врачом назначаются антисекреторные препараты, антибактериальные средства (для эрадикации хе-ликобактериоза), пленкообразующие препараты, антациды, регуляторы моторики.

Антисекреторные препараты. На первом месте стоят Н-2-блокаторы гистаминовых рецепторов. Из этой группы мощным антисекреторным действием обладает омепразол (омез), который назначается по 40 мг в один прием, на ночь. Реже применяются циметидин (гистодил), ранитидин и фамотидин в дозе 20 мг (1 табл.) 3 раза в день или в дозе 40 мг однократно на ночь. Из группы М-холинолитиков часто назначается гастроцепин. Принимается он до завтрака и ужина по 50 мг (2 табл. по 25 мг).

Антихеликобактерные препараты. Алгоритм эрадикации хеликобактера включает семи и десятидневные схемы лечения (смотри раздел 5. 3 «Хронический гастрит»).

Пленкообразующие препараты. Сукральфат (вентер) назначается по 2 табл. 3 раза в день за полчаса до еды и на ночь. Де-нол назначается по 1 табл. (0,12 г) 3 раза в день за 30 мин до еды и на ночь; может давать черное окрашивание кала, о чем следует предупредить больного.

Антациды. Алмагель и алмагель А назначаются по 1 дес. л. 3 раза в день через 1-2 часа после еды и перед сном. Фосфалугель и маалокс назначаются по 15 мл 3-4 раза в день через 1 час после еды. Викалин назначается по 2 табл. в размельченном виде 3 раза в день по-сле еды, запивается теплой водой. Викаир (ротор) имеет аналогичный викалину состав, кроме рутина и келлина, методика его применения аналогична викалину. Антациды назначаются с учетом характера стула. При запоре назначаются магнезиальные препараты (маалокс), при поносе — альмагель.

При болях назначается регулятор моторики церукал внутрь по 1 табл. (10 мг) 3 раза в день. Эглонил хорошо регулирует моторику, уменьшает чувство страха, улучшает настроение и аппетит. Вводится внутримышечно по 100 мг 1-2 раза в день или капельно в вену.

Физиотерапевтические методы. При болевом синдроме назначается электрофорез с новокаином; для купирования воспаления — аппликация парафина, озокерита или электро-грязь на эпигастральную область; для стимуляции рубцевания — электрофорез с цинком, при астеновегетативном синдроме — хвойные, жемчужные ванны, электросон, циркулярный душ.

Минеральные воды. Назначаются щелочные воды Боржоми, Арзни, Джермук, Смирновская, Славяновская. При дуоденальной язве с высокой гиперсекрецией вода назначается в теплом виде, без пузырьков, по 1 стакану 3-4 раза в день за 40-60 мин до еды. Выпить стакан воды следует залпом. При язве желудка, протекающей на фоне нормальной или низкой секреции, минеральные воды назначаются за 10-20 мин до еды, комнатной температуры, принимаются по 0,5-1 стакану малыми глотками, 3-4 раза в день.

Доврачебная помощь при желудочно-кишечном кровотечении

Информация:

Жалобы на тошноту, рвоту цвета «кофейной гущи», слабость, потемнение в глазах, головокружение, шум в голове.

Кожа бледная, влажная или холодный пот; рвотные массы цвета «кофейной гущи», пульс слабый, частый, возможно снижение АД, стул черного цвета.

Тактика медицинской сестры

Действия

Обоснование

Вызвать врача

Для оказания экстренней помощи

Успокоить, уложить на спину или на бок, голову повернуть набок, подложить под рот лоток или салфетку

 Психоэмоциональная разгрузка, для профилактики аспирации рвотных масс

Положить на эпигастральную область пузырь со льдом

С целью сужения сосудов, уменьшения кровотечения

Запретить пить, принимать пищу, разговаривать

Уменьшить кровотечение

Измерить АД, подсчитать пульс, ЧДД

Контроль состояния

Подготовить аппаратуру, инструментарий, медикаменты:

— одноразовую систему для внутривенного вливания, одноразовые шприцы с набором игл, жгут, все необходимое для определения группы крови и резус-фактора, кислород;

— викасол 1% - 1 мл, глюконат кальция 10% - 10 мл, дицинон 12,5% - 2 мл, кальция хлорид 10% - 10 мл (амп.); новоСэвен 1,2, 2,4 и 4,8 мг (фл.); транексамовая кислота - 250 мг (таб.) и 250 мг (фл.); аминокапроновая кислота 5% - 100 мл; желатиноль - 450 мл (фл.), кальция хлорид 10% - 400 мл, натрия гидрокарбонат 4% - 400 мл, тромбин 0,2% - 400 мл (фл.).

Обучение.

  1. Самостоятельность пациента должна быть ограничена рамками индивидуального лечебного плана, разработанного совместно с лечащим врачом.

  1. Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки — рецидивирующее заболевание, опасное развитием осложнений.

  1. Возникновение и прогрессирование болезни, ее рецидивы обусловлены комплексом факторов, независящих от пациента, другие же полностью или частично управляются пациентом и его семьей (образ жизни, рабочие стереотипы, традиции питания и др.).

  1. В течение всего периода обострения требуется режим физического и психологического покоя. Желателен постельный и полупостельный режим в течение первых 5-7 дней.

  1. Следует отказаться от курения или уменьшить количество выкуриваемых сигарет.
  2. Исключается употребление алкоголя.

  1. Питание дробное, 4-5 раз в день, с исключением жареных, жирных, соленых, острых блюд. В течение первых 4-5 дней пища механически и химически щадящая, затем диета

  • достаточным содержанием белка. Предпочтение отдается вареным блюдам.

Профилактика. Первичная: исключение экзогенных факторов риска, рациональное питание, здоровый образ жизни.

Вторичная: предупреждение обострений, прогрессирования заболевания, осложнений. С этой целью проводится обследование 2 раза в год; консультации ЛОР-врача, стоматолога, рентгенологическое исследование желудка или ФГС 1 раз в год и профилактическое лечение антисекреторными препаратами (омез, фамотидин), физиолечение, фитотерапия, ЛФК в течение месяца весной (март) и осенью (октябрь).

Приложение 2

Решение ситуационной задачи для закрепления темы:

«Сестринский уход при язвенной болезни»

Пациент Г., 33 лет, находится на лечении в гастроэнтерологическом отделении с диагнозом: Язвенная болезнь 12-перстной кишки, фаза обострения. При обследовании медицинская сестра установила жалобы на: режущие боли в эпигастральной области спустя 1,5 — 2 часа после еды, ночные, голодные боли, которые снимаются приемом пищи, периодические запоры, похудание. Пациент считает себя больным в течение 11 лет. Настоящее ухудшение связывает с погрешностями в диете. В контакт вступает хорошо, но сомневается в успехе лечения.

Объективно: состояние удовлетворительное, сознание ясное, положение в постели активное. Кожные покровы чистые, бледные, подкожно-жировая клетчатка развита удовлетворительно. Пульс 64 уд. /мин. АД 110/70 мм рт. ст. ЧДД 18 в мин. Язык обложен белым налетом, влажный. Живот правильной формы, отмечается болезненность и умеренное напряжение в эпигастральной области. Печень, селезенка не пальпируются. На контрастной рентгенограмме пациента определяется «ниша» на малой кривизне желудка.

Задания

  1. Определить потребности, удовлетворение которых нарушено; сформулировать проблемы пациента.

  1. Поставить цели и составить план сестринских вмешательств с мотивацией.

Эталон ответа:

  1. Нарушены потребности: есть, пить, быть здоровым, двигаться, работать. Проблемы настоящие: режущие боли в эпигастральной области спустя 1,5 — 2 часа после еды, ночные, голодные боли, периодические запоры, похудание. Проблемы потенциальные: желудочное кровотечение. Приоритетная проблема: боль в эпигастральной области.

  1. Краткосрочная цель: пациент отметит стихание боли к концу 7 дня лечения. Долгосрочная цель: пациент отметит отсутствие боли в эпигастральной области к моменту выписки.

План

 Мотивация

1. Своевременно и правильно выполнять назначения врача

Для эффективного лечения

2. Обеспечить лечебно-охранительный режим

Для улучшения психоэмоционального со- стояния пациента

3. Обеспечить питание в соответствии с щадящей диетой

 Для физического, химического и механического щажения слизистой желудка пациента

4. Обучить правилам приема назначенных лекарственных средств

Для эффективного лечения

5. Объяснить сущность заболевания, рассказать о современных методах профилактики обострения заболевания

Для снятия тревожного состояния, повышения уверенности в благоприятном исходе лечения

6. Обеспечить правильную подготовку к ФГС и желудочному зондированию.

Для точности диагностических процедур

7. Наблюдать за внешним видом и состоянием, контроль пульса, АД, характера стула

Для раннего выявления и своевременного оказания неотложной помощи при осложнениях

8. Провести беседу с родственниками об обеспечении питания с достаточным содержанием витаминов, пищевых антацидов

Для эффективного лечения

Оценка: к концу 7 дня лечения пациент отметил отсутствие болей в эпигастральной области. Цель достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.

Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ  СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...