Рабочая программа по психологической профилактике, направленная на формирование толерантности студентов
рабочая программа
Психологическая программа профилактики для студентов 2 курса по авторской программе
«Шаг навстречу»
Цель программы:
формирование у обучающихся коммуникативной толерантности, в том числе - профессиональной толерантности, проявляющейся в отношениях к собирательным типам людей, с которыми приходится взаимодействовать по роду деятельности для первичной профилактики правонарушений.
Задачи:
· развивать у обучащихся интерес к проблеме толерантности;
· актуализировать, стимулировать потребность к самовоспитанию толерантности, мотивации к самосовершенствованию и формированию у себя терпимости к окружающим людям;
· развивать способность к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения, снижение напряженности во взаимоотношениях со сверстника и взрослыми;
· первичная профилактика правонарушений на межнациональной почве;
· формировать уважение и признания к себе и к людям;
· организовать общение между обучащимися, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах, создать атмосферу ненасилия и безопасного взаимодействия в коллективе;
· включить обучающихся в социально значимую деятельность, позволяющую им реализовать потребность в признании окружающих, проявить свои лучшие качества и способности.
Программа рассчитана на 8 занятий (по 2 академических часа 1 раз в месяц) в формате "Классный ча с психологом"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ МО«МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4»
Дмитровский филиал
УТВЕРЖДАЮ
Директора
________
«__1 _» __сентября _ 2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Психологическая программа профилактики для студентов 2 курса по авторской программе
«Шаг навстречу» (авт. Пивцова Т.Н.)
на 2020 – 2021 учебный год
Составитель педагог-психолог Кавериной Н.Е.
Дмитров – 2020
Пояснительная записка
В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Это - способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности. Воспитывая толерантность в обучающихся, мы обеспечиваем более мирное и продуктивное будущее нашей многонациональной страны. Главная причина нетерпимости в мире - различия между людьми - различиям во внешности, языке, взглядах и т.д.
Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французиком – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть – это терпение друг к другу, к другому, который не похож на тебя. Это чувство принятия другого человека, других мнений, имеющих такое же право на существование.
Актуальность программы
Актуальность проблемы утверждения идеалов толерантности в нашем обществе сегодня не вызывает сомнений. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны. В условиях глобальных мировых конфликтов XXI в., когда важнее всего становится не межгосударственные конфликты, а конфликты между культурами и внутри разных культур, воспитание толерантности должно стать одной из важнейших составляющих образования. Необходимо целенаправленно формировать определенную модель взаимоотношения личности с другими людьми, с государством, с другими культурами, основанную на принципах толерантности.
Благодаря усилиям ЮНЕСКО, в последние десятилетия понятие толерантности становятся общепризнанным во всем мире. В основе этого понятия лежит признание каждого человека как высшей ценности. Толерантность основана на признании всего человечества единым целым, на уверенности в универсальности прав человека. Она состоит в уважении этих прав и в воздержании от необоснованной агрессии против человека, народа, страны.
Наиболее эффективным способом формирования толерантности является воспитание, которое (если назвать его толерантным воспитанием) способствует формированию у обучающихся навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления. Учащиеся учатся проявлять терпимость – значит, признают то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность. Работа в сфере здравоохранения предполагает необходимость работы с людьми всех национальностей без предубеждений, сохранять открытость и доброжелательность по отношению к людям любых национальностей. Особенно важна для сотрудников медицинских учреждений коммуникативная толерантность, т.е. характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию.
Коммуникативная толерантность одна из важнейших и очень информативных черт человека. Она собирательна, поскольку в ней отражаются факторы его судьбы и воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, привычки, особенности мышления и, конечно, эмоциональный стереотип поведения.
Данная характеристика личности относится к стержневым, ибо в значительной мере определяет ее жизненный путь и деятельность -положение в ближайшем окружении и на работе, продвижение в карьере и исполнение профессиональных обязанностей. Это систематизирующая характеристика, поскольку с ней согласуются и составляют некий психологический ансамбль многие другие качества индивида, прежде всего нравственные, характерологические и интеллектуальные. Вот почему особенности коммуникативной толерантности могут свидетельствовать о психическом здоровье, внутренней гармонии или дисгармонии, о способности к самоконтролю и самокоррекции.
Данная программа составлена на основании профилактической психолого-педагогической программы «Шаг навстречу» Т.Н. Пивцовой, лауреата IV Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы». Программа сертифицирована Федерацией психологов образования России, имеет гриф «Рекомендовано для применения в образовательных организациях РФ» (письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ № 07-692 от 16.11.2012 г.).
Программа направлена на создание условий для формирования компетенций ФГОС по специальностям «Сестринское дело» и «Лечебное дело»:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
Цель программы:
формирование у обучающихся коммуникативной толерантности, в том числе - профессиональной толерантности, проявляющейся в отношениях к собирательным типам людей, с которыми приходится взаимодействовать по роду деятельности для первичной профилактики правонарушений.
Задачи:
- развивать у обучащихся интерес к проблеме толерантности;
- актуализировать, стимулировать потребность к самовоспитанию толерантности, мотивации к самосовершенствованию и формированию у себя терпимости к окружающим людям;
- развивать способность к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения, снижение напряженности во взаимоотношениях со сверстника и взрослыми;
- первичная профилактика правонарушений на межнациональной почве;
- формировать уважение и признания к себе и к людям;
- организовать общение между обучащимися, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах, создать атмосферу ненасилия и безопасного взаимодействия в коллективе;
- включить обучающихся в социально значимую деятельность, позволяющую им реализовать потребность в признании окружающих, проявить свои лучшие качества и способности.
Программа рассчитана на 8 занятий (по 2 академических часа 1 раз в месяц), темы которых имеют логическую связь с предыдущей, а каждая тема плавно переходит в следующую.
Данные занятия позволяют проводить психопрофилактическую работу как с детьми «группы психолого-педагогического риска», так и с теми, кто не попадает в поле пристального внимания преподавателей или психолога. Работа по программе ведется совместно педагогом-психологом и куратором группы. При этом, куратор получает возможность лучше узнать особенности обучающихся группы, эффективнее выстроить свою воспитательную работу с группой и отдельными студентами, особенно студентами группы риска. Работа по Программе проводится совместно педагогом-психологом и классным руководителем в формате классных часов. Работа таком тандеме помогает классному руководителю увидеть особенности обучающихся группы, заметить личностные проблемы и ресурсы, сформировать запрос к педагогу-психологу для получения рекомендаций по построению эффективной стратегии взаимодействия с обучающимся, использовать полученные знания об индивидуально-психологических особенностях обучающегося для создания конструктивных педагогических условий для го развития, повышения уровня профессионализации, профилактике социально-психологического неблагополучия.
При проведении занятий рекомендуется использовать следующие методические приемы:
- Психологическая информация.
- Беседа
- Дискуссия.
- Ролевые методы.
- Коммуникативные игры.
- Задания на формирование «эмоциональной грамотности».
- Задания на развитие самосознания.
- Групповая рефлексия.
Ожидаемые результаты реализации программы
Любому человеку необходима самореализация в обществе. Поэтому задачей колледжа является подготовка студентов к профессиональной деятельности, их успешность в которой позволит допиться успешной социализация.
Занятия помогут обучающимся осознать свою индивидуальность и индивидуальность окружающих людей, развить у обучащихся черты толерантной личности, способной понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни, уметь предупредить конфликты и разрешить их, стать более терпимыми, гибкими, внимательными, научиться жить среди людей и испытывать положительные эмоции. Кроме того, ребята получат знания по вопросам психологии, которые пригодятся им в дальнейшей жизни.
В ходе занятий ребята должны научиться общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, решать конфликты, слушать и понимать других, следуя при этом собственным внутренним знаниям и желаниям. Учащимся необходимо научиться работать в коллективе, плодотворно сотрудничая с самыми разными людьми для того, чтобы добиться успехов в самых различных жизненных ситуациях. Этому способствует развитие коммуникативных навыков в процессе занятий.
Предполагаемый результат педагогической деятельности – психологических создание условий для формирования самоактуализирующейся личности, которой присущи:
- принятие себя и других людей таких, какие они есть;
- установление доброжелательных отношений с окружающими;
- способность к глубокому пониманию жизни;
- активное восприятие действительности и способность хорошо в ней ориентироваться;
- развитие творческих способностей;
- умение полагаться на свой опыт, разум и чувства;
- способность брать на себя ответственность;
- приложение усилий для достижения поставленных целей.
Включение подростков в такие занятия будет способствовать не только развитию толерантного отношения к окружающим и сохранению психологического здоровья, но и снизит риск возникновения конфликтов в учебной группе.
Таким образом, главным ожидаемым результатом данной программы является высокий уровень толерантности, эмпатии у учащихся в общении с людьми, владение приемами и навыками эффективного межличностного общения, их успешная социализация в обществе.
Тематическое планирование Программы
№ | Наименование тем | всего часов |
1 | Введение Толерантность: что это? | 2 |
2 | Толерантность: путь к миру и согласию | 2 |
3 | Я и мои сверстники: премудрости общения | 2 |
4 | Отцы и дети | 2 |
5 | Учимся сочувствию | 2 |
6 | Разные миры | 2 |
7 | Толерантность как образ жизни | 2 |
8 | Заключение. Я строю добрый мир | 2 |
Итого | 16 |
Календарно-тематическое планирование Программы «Шаг навстречу»
на 2020 – 2021 учебный год
№ | Наименование тем | Дата проведения занятия в группах: | |
21 | 22 | ||
1 | Введение Толерантность: что это? | 20.10 | 21.10 |
2 | Толерантность: путь к миру и согласию. Толерантная и интолерантная личность | 17.11 | 18.11 |
3 | Принципы и границы толерантного поведения. | 15.12 | 16.12 |
4 | Отцы и дети | 19.01 | 20.01 |
5 | Учимся сочувствию | 13.02 | 14.02 |
6 | Разные миры | 16.03 | 17.03 |
7 | Толерантность как образ жизни | 20.04 | 21.04 |
8 | Заключение Я строю добрый мир | 18.05 | 19.05 |
Итого | по16 ч (в каждой группе) |
Оценка эффективности программы
Для оценки эффективности программы рекомендуется использовать 2 методики: Диагностика коммуникативной толерантности (В.В.Бойко), Исследование уровня эмпатийных тенденций И. М. Юсупова.
Список литературы
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.:Совершенство, 1997.
- Глухова Т.Г. Арт-терапия. – Самара: СИПКРО, 2001г.
- Изард К.Е. Эмоции человека. – М., 1989.
- Казанский О.А. Игры в самих себя. – М., 1994.
- Коломенский Я.Л. Человек: психология. – М: Просвещение, 1980г.
- Микляева А. Я – подросток.– Санкт-Петербург, 2003г.
- Немов Р.С. Практическая психология (Познание себя. Влияние на людей). Пособие для учащихся. – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 1999г.
- Немов Р.С. Психология. Т 1, 2. – М: Просвещение, ВЛАДОС, 1995г.
- Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. - М., 1999.
- Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб., 2000.
- Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М., 1994.
- Риэрдон Бетти Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001.
- Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2005.
- Солдатова Г.У. Шайгерова Л. А. Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. М., 2000.
- Уроки толерантности: Сборник методических материалов /под ред. А.Б.Суслова, Д.П. Поносова, П.В. Микова/ Пермь, 2005.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х томах. – М: Генезис, 2000г.
- Хухлаева О.В. тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5-6 классы). – М.: Генезис, 2006.
- Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М.: Интерпракс, 1995.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Психология. – М.: ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2000
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Психология. – М: ООО «Издательство Астрель», 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/19/picture-54730-1505796704.jpg)
«Формирования толерантности обучающихся как средство профилактики экстремизма, жестокости, агрессивности или формирование умения строить отношения с теми , кто не похож на тебя» Социальный проект
В среде обучающихся проявилась невосприимчивость друг друга, которая выражается через отрицание интересов партнера, неумение разрешать конфликтные ситуации мирным путем, доминировани...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/12/picture-829467-1476283310.jpg)
Рабочая программа дисциплины "Корпоративные финансы" направление подготовки 38.03.01 Экономика. Профиль подготовки Налоги и налогообложение (программа академического бакалавриата)
Целью освоения дисциплины «Корпоративные финансы» является формирование комплекса знаний об организационных, научных и методических основах организации и управления финансами корпораций (организаций),...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/15/picture-391914-1550223575.jpg)
Рабочая программа дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)" для студентов специальности 51.02.01 Народное художественное творчество: по виду «Хореографическое творчество».
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание», реализующая федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в предел...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/14/picture-1219148-1581690091.jpg)
Рабочая программа по предмету ОГСЭ.01 "Основы философии" для студентов СПО
Методическая разработка в помощь преподавателям предмета "Основы философии"...
Рабочая программа учебной дисциплины ОПД.04 Основы геодезии для студентов специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Рабочая программа учебной дисциплины ОПД. 04 Основы геодезии разработана на основе ФГОС по специальности СПО 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, входящей в сос...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/25/picture-268926-1577273056.jpg)
Занятие, направленное на профилактику правонарушений и формирование ответственности, «Мы в ответе за свои поступки»
Занятие, направленное на профилактику правонарушений и формирование ответственности, «Мы в ответе за свои поступки» « МЫ В ОТВЕТЕ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/22/picture-1513363-1708596812.jpg)
Рабочая программа кружковой деятельности технологической направленности "Хочу всё знать"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технологической направленности «Хочу все знать».Возраст обучающихся: 7 лет ( 1 класс)Срок реализации: 1 год...