Рабочая программа по психологической профилактике, направленная на формирование толерантности студентов
рабочая программа

Каверина Наталья Евгеньевна

Психологическая программа профилактики для студентов 2 курса по авторской программе

«Шаг навстречу» 


Цель  программы:

формирование  у обучающихся коммуникативной толерантности, в том числе - профессиональной толерантности, проявляющейся в отношениях к собирательным типам людей, с которыми приходится взаимодействовать  по роду деятельности для первичной профилактики правонарушений.

Задачи:

·      развивать у обучащихся интерес к проблеме толерантности;

·      актуализировать, стимулировать потребность к самовоспитанию толерантности, мотивации к самосовершенствованию  и формированию у себя терпимости к окружающим людям;

·      развивать способность к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их  принадлежности и мировоззрения, снижение напряженности во взаимоотношениях со сверстника и взрослыми;

·      первичная профилактика правонарушений на межнациональной почве;

·             формировать уважение и признания к себе и к людям;

·      организовать общение между обучащимися, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах, создать атмосферу ненасилия  и безопасного взаимодействия в   коллективе;

·      включить обучающихся в социально значимую деятельность, позволяющую им реализовать потребность в признании окружающих, проявить свои лучшие качества и способности.

Программа  рассчитана на 8 занятий (по 2 академических часа 1 раз в месяц) в формате "Классный ча с психологом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Толерантность80.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ МО«МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4»

Дмитровский филиал

УТВЕРЖДАЮ

Директора

________  

    «__1 _» __сентября _ 2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Психологическая программа профилактики для студентов 2 курса по авторской программе

«Шаг навстречу» (авт. Пивцова Т.Н.)

на 2020 – 2021 учебный год

Составитель педагог-психолог Кавериной Н.Е.

Дмитров – 2020

Пояснительная записка

В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Это - способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности. Воспитывая толерантность в обучающихся, мы обеспечиваем более мирное и продуктивное будущее нашей многонациональной страны. Главная причина нетерпимости в мире - различия между людьми - различиям во внешности, языке, взглядах и т.д.

Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французиком – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть  – это терпение друг к другу,  к другому, который не похож на тебя. Это чувство принятия другого человека, других мнений, имеющих такое же право на существование.

Актуальность программы

Актуальность проблемы утверждения идеалов толерантности в нашем обществе сегодня не вызывает сомнений. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны. В условиях глобальных мировых конфликтов XXI в., когда важнее всего становится не межгосударственные конфликты, а конфликты между культурами и внутри разных культур, воспитание толерантности должно стать одной из важнейших составляющих образования. Необходимо целенаправленно формировать определенную модель взаимоотношения личности с другими людьми, с государством, с другими культурами, основанную на принципах толерантности.

Благодаря усилиям ЮНЕСКО, в последние десятилетия понятие толерантности становятся общепризнанным во всем мире. В основе этого понятия лежит признание каждого человека как высшей ценности. Толерантность основана на признании всего человечества единым целым, на уверенности в универсальности прав человека. Она состоит в уважении этих прав и в воздержании от необоснованной агрессии против человека, народа, страны.

Наиболее эффективным способом формирования толерантности является воспитание, которое (если назвать его толерантным воспитанием) способствует формированию у обучающихся навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления. Учащиеся учатся проявлять терпимость – значит, признают то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность. Работа в сфере здравоохранения предполагает необходимость работы с людьми всех национальностей без предубеждений, сохранять открытость и доброжелательность по отношению к людям любых национальностей. Особенно важна для сотрудников медицинских учреждений коммуникативная толерантность, т.е. характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию.

Коммуникативная толерантность одна из важнейших и очень информативных черт человека. Она собирательна, поскольку в ней отражаются факторы его судьбы и воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, привычки, особенности мышления и, конечно, эмоциональный стереотип поведения.

Данная характеристика личности относится к стержневым, ибо в значительной мере определяет ее жизненный путь и деятельность -положение в ближайшем окружении и на работе, продвижение в карьере и исполнение профессиональных обязанностей. Это систематизирующая характеристика, поскольку с ней согласуются и составляют некий психологический ансамбль многие другие качества индивида, прежде всего нравственные, характерологические и интеллектуальные. Вот почему особенности коммуникативной толерантности могут свидетельствовать о психическом здоровье, внутренней гармонии или дисгармонии, о способности к самоконтролю и самокоррекции.

Данная программа составлена на основании профилактической психолого-педагогической программы «Шаг навстречу» Т.Н. Пивцовой, лауреата IV Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы». Программа сертифицирована Федерацией психологов образования России, имеет гриф «Рекомендовано для применения в образовательных организациях РФ» (письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ № 07-692 от 16.11.2012 г.).

   Программа направлена на создание условий для формирования компетенций ФГОС по специальностям «Сестринское дело» и «Лечебное дело»:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

Цель  программы:

формирование  у обучающихся коммуникативной толерантности, в том числе - профессиональной толерантности, проявляющейся в отношениях к собирательным типам людей, с которыми приходится взаимодействовать  по роду деятельности для первичной профилактики правонарушений.

Задачи:

  • развивать у обучащихся интерес к проблеме толерантности;
  • актуализировать, стимулировать потребность к самовоспитанию толерантности, мотивации к самосовершенствованию  и формированию у себя терпимости к окружающим людям;
  • развивать способность к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их  принадлежности и мировоззрения, снижение напряженности во взаимоотношениях со сверстника и взрослыми;
  • первичная профилактика правонарушений на межнациональной почве;
  • формировать уважение и признания к себе и к людям;
  • организовать общение между обучащимися, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах, создать атмосферу ненасилия  и безопасного взаимодействия в   коллективе;
  • включить обучающихся в социально значимую деятельность, позволяющую им реализовать потребность в признании окружающих, проявить свои лучшие качества и способности.

Программа  рассчитана на 8 занятий (по 2 академических часа 1 раз в месяц),  темы которых имеют логическую связь с предыдущей, а каждая тема плавно переходит в следующую.

Данные занятия позволяют проводить психопрофилактическую работу как с детьми «группы психолого-педагогического риска», так и с теми, кто не попадает в поле пристального внимания преподавателей или психолога. Работа по программе ведется совместно педагогом-психологом и куратором группы. При этом, куратор получает возможность лучше узнать особенности обучающихся группы, эффективнее выстроить свою воспитательную работу с группой и отдельными студентами, особенно студентами группы риска. Работа по Программе проводится совместно педагогом-психологом и классным руководителем в формате классных часов. Работа  таком тандеме помогает классному руководителю увидеть особенности обучающихся группы, заметить личностные проблемы и ресурсы, сформировать запрос к педагогу-психологу для получения рекомендаций по построению эффективной стратегии  взаимодействия с обучающимся, использовать полученные знания об индивидуально-психологических особенностях обучающегося для создания конструктивных педагогических условий для го развития, повышения уровня профессионализации, профилактике социально-психологического неблагополучия.

При проведении занятий  рекомендуется  использовать следующие методические приемы:

  • Психологическая информация.  
  • Беседа
  • Дискуссия.
  • Ролевые методы.  
  • Коммуникативные игры.
  • Задания на формирование «эмоциональной грамотности».
  • Задания на развитие самосознания.
  • Групповая рефлексия.

Ожидаемые  результаты реализации программы

Любому  человеку необходима самореализация в обществе. Поэтому задачей колледжа является подготовка студентов к профессиональной деятельности, их успешность в которой позволит допиться успешной социализация.  

Занятия помогут обучающимся осознать свою индивидуальность и индивидуальность окружающих людей, развить у обучащихся черты толерантной личности, способной понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни, уметь предупредить конфликты и разрешить их, стать более терпимыми, гибкими, внимательными, научиться жить среди людей и испытывать положительные эмоции. Кроме того, ребята получат знания по вопросам психологии, которые пригодятся им в дальнейшей жизни.

В ходе занятий ребята должны научиться общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, решать конфликты, слушать и понимать других, следуя при этом собственным внутренним знаниям и желаниям. Учащимся необходимо научиться работать в коллективе, плодотворно сотрудничая с самыми разными  людьми для того, чтобы добиться успехов в самых различных жизненных ситуациях. Этому способствует  развитие коммуникативных навыков в процессе занятий.

Предполагаемый результат педагогической деятельности – психологических создание условий для формирования самоактуализирующейся личности, которой присущи:

  • принятие себя и других людей таких, какие они есть;
  • установление доброжелательных отношений с окружающими;
  • способность к глубокому пониманию жизни;
  • активное восприятие действительности и способность хорошо в ней ориентироваться;
  • развитие творческих способностей;
  • умение полагаться на свой опыт, разум и чувства;
  • способность брать на себя ответственность;
  • приложение усилий для достижения поставленных целей.

Включение подростков в такие занятия будет способствовать не только развитию толерантного отношения к окружающим и сохранению психологического здоровья, но и снизит риск возникновения конфликтов в учебной группе.

Таким образом, главным ожидаемым результатом данной программы является  высокий уровень толерантности, эмпатии  у учащихся в общении с людьми, владение приемами и навыками эффективного межличностного общения, их  успешная  социализация  в обществе.

Тематическое планирование Программы

Наименование тем

всего часов

1

Введение Толерантность: что это?

2

2

Толерантность: путь к миру и согласию

2

3

Я и мои сверстники: премудрости общения

2

4

Отцы и дети

2

5

Учимся сочувствию

2

6

Разные миры

2

7

Толерантность как образ жизни

2

8

Заключение. Я строю добрый мир

2

                               Итого

16

Календарно-тематическое планирование Программы «Шаг навстречу»

на 2020 – 2021 учебный год

Наименование тем

Дата проведения занятия в группах:

21

22

1

Введение Толерантность: что это?

20.10

21.10

2

Толерантность: путь к миру и согласию. Толерантная и интолерантная личность

17.11

18.11

3

Принципы и границы  толерантного поведения.

15.12

16.12

4

Отцы и дети

19.01

20.01

5

Учимся сочувствию

13.02

14.02

6

Разные миры

16.03

17.03

7

Толерантность как образ жизни

20.04

21.04

8

Заключение

Я строю добрый мир

18.05

19.05

                               Итого

 по16 ч (в каждой группе)

Оценка эффективности программы

Для оценки эффективности программы рекомендуется использовать 2 методики: Диагностика коммуникативной толерантности (В.В.Бойко), Исследование уровня эмпатийных тенденций И. М. Юсупова.

Список литературы

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.:Совершенство, 1997.
  2. Глухова Т.Г. Арт-терапия. – Самара: СИПКРО, 2001г.
  3. Изард К.Е. Эмоции человека. – М., 1989.
  4. Казанский О.А. Игры в самих себя. – М., 1994.
  5. Коломенский Я.Л. Человек: психология. – М: Просвещение, 1980г.
  6. Микляева А. Я – подросток.– Санкт-Петербург, 2003г.
  7. Немов Р.С. Практическая психология (Познание себя. Влияние на людей). Пособие для учащихся. – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 1999г.
  8. Немов Р.С.  Психология. Т 1, 2. – М: Просвещение, ВЛАДОС, 1995г.
  9. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. - М., 1999.
  10. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  11. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб., 2000.
  12. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М., 1994.
  13. Риэрдон Бетти Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001.
  14. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2005.
  15. Солдатова Г.У. Шайгерова Л. А. Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. М., 2000.
  16. Уроки толерантности: Сборник методических материалов /под ред. А.Б.Суслова,           Д.П. Поносова, П.В. Микова/ Пермь, 2005.
  17. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х томах. – М: Генезис, 2000г.
  18. Хухлаева О.В. тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5-6 классы). – М.: Генезис, 2006.
  19. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М.: Интерпракс, 1995.
  20. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Психология. – М.: ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2000
  21. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Психология. – М: ООО «Издательство Астрель», 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирования толерантности обучающихся как средство профилактики экстремизма, жестокости, агрессивности или формирование умения строить отношения с теми , кто не похож на тебя» Социальный проект

В среде обучающихся  проявилась невосприимчивость друг  друга, которая выражается через отрицание интересов партнера, неумение разрешать конфликтные ситуации мирным путем, доминировани...

Рабочая программа дисциплины "Корпоративные финансы" направление подготовки 38.03.01 Экономика. Профиль подготовки Налоги и налогообложение (программа академического бакалавриата)

Целью освоения дисциплины «Корпоративные финансы» является формирование комплекса знаний об организационных, научных и методических основах организации и управления финансами корпораций (организаций),...

Рабочая программа дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)" для студентов специальности 51.02.01 Народное художественное творчество: по виду «Хореографическое творчество».

Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание», реализующая федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в предел...

Рабочая программа по предмету ОГСЭ.01 "Основы философии" для студентов СПО

Методическая разработка в помощь преподавателям предмета "Основы философии"...

Рабочая программа учебной дисциплины ОПД.04 Основы геодезии для студентов специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Рабочая программа учебной дисциплины  ОПД. 04 Основы геодезии  разработана на основе ФГОС по специальности СПО 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, входящей в сос...

Занятие, направленное на профилактику правонарушений и формирование ответственности, «Мы в ответе за свои поступки»

Занятие, направленное на профилактику правонарушений и формирование ответственности, «Мы в ответе за свои поступки» « МЫ  В  ОТВЕТЕ  ЗА  СВОИ  ПОСТУПКИ...

Рабочая программа кружковой деятельности технологической направленности "Хочу всё знать"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технологической направленности «Хочу все знать».Возраст обучающихся: 7 лет ( 1 класс)Срок реализации: 1 год...