Здоровый человек и его окружение Тесты, манипуляции
учебно-методический материал

Золотарева Ирина Леонидовна

Предварительный просмотр:

Тестовые задания

 по разделу «Здоровый ребенок»

1. Продолжительность антеннального периода:

    а) 280 дней

    б) 40 недель

    в) 10 лунных месяцев

    г) все перечисленные верно

2. Продолжительность периода новорожденности (от/до):

    а) рождение – 2 месяца

    б) 1 месяц – 1 год

    в) рождение – 1 год

    г) рождение – 28 дней

3. Продолжительность периода грудного возраста от/до:

    а) рождение – 1 год

    б) рождение – 6 месяцев

    в) 28 дней – 1 год

    г) 28 дней – 3 года

4. Ранний возраст до (лет):

    а) 2

    б) 3

    в) 4

    г) 5

5. Период, считающийся началом детства:

    а) новорожденности

    б) грудного возраста

    в) антенатальный

    г) ранний

6. Истинный возраст ребенка от зачатия до рождения называется:

    а) гестационным

    б) декретированным

    в) антенатальным

7. Срок гестации доношенного новорожденного в неделях:

     а) 36-40

     б) 38-42

     в) 40-43

     г) 35-38

8. К признакам морфологической зрелости новорожденного относится:

    а) длина головы = 1/3 длины тела

    б) мягкий хрящ ушных раковин

    в) кожа обильно покрыта пушком (лануго)

    г) ногти плотные, достигающие края ногтевой фаланги

9. К признакам функциональной зрелости новорожденного относится:

     а) мышечная гипотония, поза «лягушки»

     б) гипертонус мышц - сгибателей конечностей

     в) частота сердечных сокращений 60-80 минут

     г) отсутствие сосательного рефлекса

10. Пограничные состояния новорожденного это:

      а) заболевания новорожденного, требующие срочного лечения

      б) физиологические состояния, характерные для периода новорожденности

      в) состояния, угрожающие жизни ребенка

11. Физиологическая убыль массы тела новорожденного от первоначальной составляет до (%):

      а) 5

      б) 10

      в) 15

      г) 20

12. Основная причина физической убыли массы:

      а) снижение аппетита новорожденного

      б) потеря жидкости

      в) заболевания новорожденного

      г) половой криз

13. Растворы, используемые для туалета пупочной ранки:

      а) 70% спирт, 5% калия перманганат

      б) 3% перекиси водорода, 5% раствор йода

      в) 3% перекиси водорода, 70% спирт, 5% калия перманганат

      г)  6% перекиси водорода, 70% спирт, 1% калия перманганат

14. Частота пульса у новорожденного в норме (ударов в минуту):

       а) 80

       б) 100

       в) 120

       г) 180  

 

15. Срок отхождения мекония  у новорожденного (дни после рождения):

      а) 1-2

б) 1-5

в) 1-10

г) 1-28

16. Половой криз новорожденного включает:

а) отхождения мекония

б) мочекислый инфаркт

в) отсутствие яичек в мошонке у мальчиков

г) нагрубание молочных желез у девочек и мальчиков

17. Срок появления физиологической желтухи новорожденного:

а) сразу после рождения

 б) на 2-3 сутки

 в) на 10 сутки

 г) к концу первого месяца

18. Срок максимальной физиологической убыли массы тела у доношенного новорожденного (сутки):

 а) 8-12

б) 1-2

в) 28

г) 3-4

19. Количество молока в сутки необходимое доношенному ребенку в 1 месяц:

а) 1/5 массы тела

б) 1/6 массы тела

в) 1/7 массы тела

г) 1/8 массы тела

20. Температура воздуха в палате для новорожденного (градусы):

а) 17-20

б) 23-24

в) 26-28

г) 28-30

21. В ежедневный утренний туалет новорожденного входит:

а) купание

б) закапывание глаз

в) протирание слизистой рта

г) обработка кожных складок стерильным растительным маслом

22. Для туалета носа и ушей новорожденного используют:

 а) марлевые тундры

б) ватные шарики

в) ватные жгутики

г) ватные палочки

23. Продолжительность гигиенической ванны новорожденного (минуты):

 а) 1-2

б) 5-7

 в) 10-15

г) 15-20

24. Четвертая степень недоношенности соответствует сроку гестации (недели):

 а) 27-29

б) 30-32

в) 33-35

г) 28 и менее

25. Глубина введения зонда при кормлении недоношенного (см):

а) 15-16

б) 10-12

в) 5-6

г) 20

26. Масса тела недоношенных при которой обычно отсутствует сосательный и глотательный  рефлексы (граммы):

а) 1000

б) 2000

в) 1700

г) 2500

27. Масса тела, с которой недоношенного выписывают домой (грамм):

      а) 1800

      б) 2000

      в) 2500

      г) 2800

28. Температура воды для купания недоношенного (градусы):

       а) 35-36

       б) 36-37

       в) 37,5-38

       г) 39-40

29. Летом прогулки с недоношенным ребенком начинают при достижении им массы  тела   (граммы):

      а) 1500

      б) 2000

      в) 2500

      г) 3000

30. Температура для прогулки зимой с недоношенными не менее (градусы):

      а) +5

      б) -10

      в) -5

      г) 0

31. Длина тела недоношенного новорожденного (см):

      а) до 35

      б) 45-50

      в) 45-55

      г) до 45

32. Масса тела недоношенного новорожденного менее:

      а) 1000

      б) 2000

      в) 2500

      г) 3000

33. Если при кормлении через зонд ребенок посинел, закашлял, необходимо в первую очередь:

      а) дать кислород

      б) провести искусственное дыхание «рот в рот»

      в) извлечь зонд

      г) вызвать врача

34. К морфологическим признакам недоношенности  относится:

      а) Длина головы = ¼ длины тела

      б) кости черепа плотные

      в) гипертонус мышц сгибателей конечностей

      г) кожа морщинистая, обильно покрыта пушком

35. Температура в закрытом кювезе поддерживается на уровне (градусы):

      а) 32 - 36

      б) 22 - 30

      в) 35 - 45

      г) 40

36. Температура воздуха в палате для недоношенных не менее (градусы):

      а) 18

      б) 22

      в) 24

      г) 30

37. Окружность головы новорожденного в среднем составляет:

а) 34-36

б) 30-33

в) 35-37

г) 35-38

38. Возраст появления первых зубов у ребенка (месяц жизни):

а) 1-2

б) 3-4

в) 6

г) 9-10

39. Возраст появления физиологического слюнотечения у ребенка (месяц жизни):

      а) 1-2

      б) 3-4

      в) 7-8

      г) 9-10

40. Рост доношенного ребенка за первый год жизни увеличивается в среднем на (см):

а) 30

б) 10-12

в) 25

г) 20

41. Возраст, в котором исчезает гипертонус сгибателей верхних конечностей у ребенка  (месяц жизни):

а) 2

б) 3

в) 4

г) 5

42. Возраст, в котором исчезает гипертонус сгибателей нижних конечностей у ребенка  (месяц жизни):

а) 3

б) 4

в) 5

г) 6

43. Моторный навык (умение), с которым связано формирование поясничного лордоза у  ребенка:

      а) ползать

      б) держать головку

      в) сидеть с ровной спинкой

      г) ходить

44. Число зубов у ребенка в год:

а) 4

б) 6

в) 8

г) 10

45. Возраст, когда у ребенка формируется грудной кифоз (месяцы):

      а) 3-4

      б) 6-8

      в) 10-12

      г) 18

46. Особенности состава костной ткани ребенка:

а) мало воды, органических веществ

б) много воды, органических веществ, мало минеральных солей

в) мало воды, много органических веществ

г) мало воды, органических веществ, минеральных солей

47. Возраст, когда у ребенка начинается смена молочных зубов на постоянные (годы жизни):

а) 5-6

б) 7-9

в) 2-3

г) 4

48. Возраст, когда у ребенка закрывается большой родничок:

      а) 2 года

      б) 6-8 месяцев

      в) 8-10 месяцев

      г) 12-15 месяцев    

49. Возраст, когда ребенок должен иметь 20 зубов (годы):

а) 3,5

б) 1,5

в) 2

г) 3

50. Возраст, когда ребенок должен начинать чистить зубы пастой при помощи взрослого (годы):

а) 2

б) 5

в) 1

г) 3-4

51.Возраст, с которого ребенок должен ежедневно самостоятельно чистить зубы

     а) 1

     б) 3

     в) 5

     г) 7

52. Температура воздуха при проведении воздушной ванны ребенку первого года жизни (градусы):

а) 20-22

б) 15-16

в) 26-28

г) 28-30

53. Солнечные лучи, которые можно использовать для закаливания детей грудного возраста:

а) прямые

б) рассеянные

в) отраженные

54. Возраст, когда начинают ежедневный массаж здоровому ребенку грудного возраста (месяцы):

а) 1-1,5

б) 2-3

в) 3-4

г) 5

55. Средняя прибавка в массе здорового ребенка за второй месяц жизни (граммы):

      а) 600

      б) 800

      в) 900

      г) 1000

56. Кратность измерения массы и длины тела ребенку первого года жизни (1 раз в):

а) 2 недели

б) 1 месяц

в) 2 месяца

 г) 1 квартал

57. Срок первого прикладывания к груди здорового новорожденного:

а) 2-3 часа после рождения

б) сразу в родзале

в) первые сутки

г) третьи сутки

58. Продукты, которые следует исключить из питания кормящей матери:

а) лук

б) черный кофе

 в) чеснок

 г) все выше перечисленное

59. Ваши действия при недостатке грудного молока у матери новорожденного 20 дней:

а) ввести докорм коровьим молоком

б) ввести докорм адаптированной смесью

в) перейти на искусственное вскармливание смесями

г) провести комплекс мероприятий усиливающих лактацию

60. Последовательность кормления при смешанном вскармливании:

      а) в каждое кормление сначала давать грудь матери, затем докорм

      б) целиком заменить несколько грудных кормлений молочной смесью

      в) в каждое кормление сначала давать адаптированную смесь, затем грудь матери

61. Вид вскармливания, при котором необходим докорм:

      а) естественное

      б) смешанное

      в) искусственное

62. Правила введения прикорма:

      а) сразу заменить им одно кормление грудью

      б) начинать с малого количества, после кормления грудью

      в) начинать с малого количества, до кормления грудью

63. Максимальное суточное количество пищи для ребенка от 6 месяцев до 1 года (мл):

      а) 800

      б) 1000

      в) 1500

      г) 2000

64. Рекомендуемый режим кормлений грудью для новорожденного ребенка:

      а) 5 раз в день через 4 часа

      б) 6 раз в день через 3,5 часа

      в) свободный «по требованию ребенка»

      г) 4 раза в день через 6 часов

65. Вид вскармливания, при котором вводятся корригирующие добавки и прикормы:

      а) естественное

      б) искусственное

      в) смешанное

      г) любой

66. Блюдом прикорма является:

а) каша

      б) яичный желток

      в) фруктовое пюре

      г) яблочный сок

67. Мероприятие по подготовке новорожденного ребенка к каждому кормлению:

      а) туалет новорожденного

      б) подмывание

      в) обработка слизистой рта  раствором фурацилина 1:5000

      г) пеленание

68. Мероприятие по подготовке грудной железы матери к каждому кормлению:

      а) вымыть грудную железу с мылом

      б) сцедить 1-2 первые капли молока

      в) подготовки не требуется

69. К корригирующим добавкам относится:

      а) овощное пюре

      б) фруктовое пюре

      в) цельное молоко

      г) яичный белок

70. Особенности кормления новорожденного при временной невозможности кормления грудью:

      а) грудное молоко заменяют адаптированной смесью

      б) дают из ложечки сцеженное грудное молоко

      в) дают из бутылочки сцеженное грудное молоко

      г) грудное молоко заменяют коровьим

71. Возраст введения овощного пюре в рацион ребенка (месяц жизни):

      а) 3

      б) 5

      в) 7

      г) 9

72. Цельное молоко как отдельное блюдо вводят в рацион ребенка в возрасте

      (месяц жизни):

а) 4

б) 6

в) 8

г) 10  

73. Молочную кашу в качестве второго прикорма вводят в рацион ребенка в возрасте (месяц жизни):

  а) 2

  б) 4

  в) 6

  г) 8

74. Цель проведения «контрольного» взвешивания ребенку первых месяцев жизни:

а) определить антропометрические показатели ребенка

б) рассчитать количество прикорма

в) определить количество молока, высасываемого ребенком при кормлении грудью

г) перевести ребенка на искусственное вскармливание

75. Первый сок, который дают ребенку грудного возраста:

      а) апельсиновый

      б) морковный

      в) овощной

      г) яблочный

76. Преимущество женского молока перед коровьим:

      а) содержит бифидус-фактор и иммуноглобулины

     б) содержит больше белка, меньше полиненасыщенных жирных кислот

     в) не содержит таурин

77. Возраст появления первой улыбки ребенка на речь взрослого:

а) 1 неделя

б) 1 месяц

в) 3 месяца

г) 1 год

78. Возраст, когда ребенок начинает самостоятельно ходить:

      а) 6 месяцев

      б) 8-10 месяцев

      в) 12 месяцев

      г) 1,5-2 года

79. Возраст, с которого ребенок умеет самостоятельно сесть из положения «лежа» и сидит  с ровной спинкой (месяцы):

а) 4

б) 6

 в) 8

г) 12

80. Возраст ребенка, для которого характерны «гуление» и «комплекс оживления» (месяцы):

      а) 1-2

      б) 3-4

      в) 6-7

      г) 8-9

81. Возраст, начиная с которого ребенок хорошо удерживает головку в вертикальном положении (месяцы):

      а) 3

      б) 2

      в) 4

      г) 6

82. Сравнительные сроки появления вторичных половых признаков у мальчиков и девочек:

      а) у мальчиков на 1-1,5 года раньше

      б) одновременно

      в) у девочек на 1-1,5 года раньше

83. Гемоглобин  у ребенка при рождении составляет (г/л):

      а) 170-240

      б) 100

      в) 120-140

      г) больше 240

84. Частота дыхания у новорожденного в минуту:

       а) 16-20

       б) 25-30

       в) 40-60

       г) 80-100

85. Частота сердечных сокращения у ребенка пятилетнего возраста (в минуту):

       а) 140

       б) 120

       в) 100

       г) 80

86. Частота мочеиспусканий в сутки у ребенка в возрасте от 1 до 6 месяцев:

       а) 3-4

      б) 5-10

      в) 20-25

      г) 40-50

87. АФО кожи новорожденного ребенка:

      а) дерма богато васкуляризирована, шипы базальной мембраны недоразвиты

      б) васкуляризация дермы понижена, обильное потоотделение

      в) хорошо развиты шипы базальной мембраны, кровоснабжение понижено

88. Частота проведения гигиенической ванны новорожденного:

       а) 2 раза в день

       б) 3 раза в неделю

       в) ежедневно

89. Частота подмывания новорожденного проточной водой:

       а) после каждого мочеиспускания

       б) после каждого акта дефекации

       в) 1 раз в день перед гигиенической ванной

90. Частота мытья с мылом волосистой части головы новорожденному:

       а) 1 раз в неделю

       б) ежедневно

       в) 1 раз в месяц

       г) мыло не применяют

91. К вторичным половым признакам у мальчиков не относится:

а) увеличение молочных желёз

б) пигментация сосков  

в) мутация голоса

г) поллюции

92. Тип  дыхания у мальчиков с 8 лет:

а) брюшной

б) грудной

в) смешанный

93. Сроки полового созревания у девочек начинаются в возрасте:

а) 8-10 лет

б) 10-12 лет

в) 13-14 лет

г) 11-12 лет

 94. Объём желудка у ребёнка в возрасте 8 лет составляет (в мл.):
а) 500
б) 1000
в) 250
г) 300

95. Структура печени становится такой же, как у взрослых в возрасте:

  1. 7 лет
  2. 8 лет
  3. 9 лет
  4. 10 лет

96. Частота дыхательных движений у ребёнка в 5 лет составляет в мин.:

  1. 25
  2. 30-35
  3. 16-18
  4. 40-45

97. Чаще ожирение у детей в препубертатном периоде связано:

  1. с перееданием белков
  2. с авитаминозом
  3. с перееданием углеводов, гиподинамией
  4. всё перечисленное верно

98. У детей раннего возраста

а) просвет вен равен просвету артерий

б) просвет вен больше просвета артерий

в) просвет вен меньше просвета артерий

99. Костная ткань ребенка по строению такая же, как у взрослых, в

а) 7 лет

б) 10 лет

в) 12 лет

г) 14 лет

100. Частота сердечных сокращения у ребенка пятилетнего возраста (в минуту):

а) 140

б) 120

в) 100

г) 80



Предварительный просмотр:

Практическое занятие № 5

МДК 01.01 «Здоровый человек и его окружение»

со студентами  2 курса

специальности 34.02.01 «Сестринское дело»

очно-заочная форма обучения (вечерняя)

Техника самообследования молочных желёз

Методика самообследования  -  самый простой и доступный способ вовремя обнаружить неполадки в груди. Из 10 выявленных в молочной железе изменений 9 обнаруживают сами женщины, поскольку никто не знает состояние своих молочных желез лучше их.

Обследование лучше проводить в один и тот же день менструального цикла, так как в течение месяца происходят изменения размера и структуры груди. Самое подходящее время - на 5-6 день от начала менструаций, когда молочная железа находится в расслабленном состоянии, а при наступлении менопаузы - в один и тот же день каждого календарного месяца.

Проводите у себя обследование ежемесячно, но не чаще - иначе изменения могут всякий раз быть слишком незначительными, чтобы Вы их заметили.

Проводите обследование при хорошем освещении. Приступая к самообследованию, постарайтесь успокоиться и расслабиться. Относитесь к этому как к обычной гигиенической процедуре.

Обследование состоит из 6 этапов:

Первый этап: осмотр белья 

           Незначительные выделения из соска могут оставаться незамеченными на его поверхности, но оставлять следы на бюстгальтере. Поэтому необходимо тщательно осмотреть лифчик: нет ли на нем следов выделения из соска в виде кровянистых, бурых, зеленоватых или желтоватых пятен, корок.

http://www.mgkod.by/images/news/mj1.JPG

http://www.mgkod.by/images/news/mj2.JPG

Второй этап: общий вид желез

           Разденьтесь до пояса, встаньте перед зеркалом. Свободно опустите руки. Внимательно осмотрите в зеркале каждую грудь. Проверьте, нет ли каких-то изменений величины, формы, контуров груди (одна грудь может быть немного больше, это нормально). Обратите внимание на симметричность обеих желез, расположены ли железы на одном уровне, равномерно ли они перемещаются при поднятии и заведении рук за голову, наклонах, поворотах направо и налево. Нет ли фиксации или смещения одной из желез в сторону? (рис.1)

           Поднимите руки перед зеркалом вверх. Снова осмотрите по очереди молочные железы, обращая внимание на:

- смещение их кверху, в стороны или книзу;

- изменение формы с образованием возвышения, западания, втягивания кожи или соска;

- появление капель жидкости из соска при этих действиях.

 

Третий этап: состояние кожи

          Эластична ли кожа, хорошо ли она собирается в складку? Отмечаются ли изменения цвета, наличие покраснений всей поверхности или отдельных участков, сыпи, опрелости, изменений, напоминающих “лимонную корку”. Проверьте, нет ли уплотнений, набуханий, ямочек или бугорков, втянутости, изъязвлений и сморщенности кожи. Не следует брать ткань молочной железы в складку между пальцами, так как из-за ее дольчатого строения может создаться ошибочное впечатление опухолевого уплотнения.

http://www.mgkod.by/images/news/mj3.JPG

Четвертый этап: ощупывание

в положении стоя

          Этот этап удобно проводить во время мытья в ванной комнате. Намыленные пальцы рук будут способствовать ощупыванию молочных желез. Если обследование проводится в комнате, рекомендуется использовать лосьон или крем.

          Правой рукой исследуйте левую грудь, а левой  - правую. Пальпация проводится подушечками, а не кончиками пальцев, четырьмя или тремя сомкнутыми пальцами, круговыми проникающими пружинящими движениями. Большой палец в пальпации не участвует. При больших размерах железы противоположная рука поддерживает ее.

           Вначале проводится так называемое поверхностно-ознакомительное прощупывание, когда подушечки пальцев не проникают в толщу железы, что дает возможность  выявить небольшие образования, расположенные непосредственно под кожей. Затем проводится глубокое прощупывание, когда подушечки пальцев последовательно постепенно достигают ребер. Пальпацию следует проводить от ключицы до нижнего края ребер и от грудины до подмышечной линии,  включая подмышечную область, где возможно обнаружение увеличенных лимфоузлов.

http://www.mgkod.by/images/news/mj4.JPG
http://www.mgkod.by/images/news/mj5.JPG
http://www.mgkod.by/images/news/mj6.JPG

Пятый этап: ощупывание

в положении лежа

           Это наиболее важная часть самопроверки, потому что только так можно хорошо прощупать все ткани. При этом отмечают, каковы молочные железы на ощупь под пальцами и запоминают эти ощущения. Пальпацию проводят, лежа на сравнительно твердой, плоской поверхности; можно подложить под обследуемую железу валик или жесткую подушку, руку вытянуть вдоль туловища или завести за голову.

Предлагается два метода пальпации:

  • 1. Метод квадратов, когда вся поверхность передней грудной стенки от ключицы до реберного края и молочная железа мысленно разделяются на небольшие квадраты. Ощупывание проводится последовательно в каждом квадрате сверху вниз как бы по ступеням.
  • 2. Метод спирали, когда прощупывание молочной железы проводится по спирали в виде концентрически сходящихся окружностей, начиная от подмышки и до соска. Подушечки пальцев совершают круговые движения, перемещаясь в направлении соска.

http://www.mgkod.by/images/news/mj71.JPG

Шестой этап: обследование соска

         При осмотре сосков необходимо определить, нет ли изменений их формы и цвета, не втянуты ли, не мокнут ли, нет ли изъязвлений или трещин. Необходимо прощупать сосок и подсосковую область, так как под соском может быть опухоль.

          В заключение нужно осторожно взять сосок большим и указательным пальцами и надавить на него, отмечая при этом характер выделений из него или отсутствие их.

          Если вы полагаете, что с момента последнего осмотра произошли заметные изменения, вы должны незамедлительно обратиться к врачу!

Алгоритм манипуляции:

 Проведение пальпаторного самообследования

молочных желез

Цель: своевременное выявление новообразований молочных желез.

Показания: ежемесячно в возрасте от 15лет, в климактерическом периоде – каждый 1-ый день месяца.

Оснащение: кушетка, зеркало, полотенце.

Примечание: самостоятельный осмотр не заменяет регулярных посещений врача.

Последовательность действий:

  1. Встать перед зеркалом.
  2. Положить левую руку на затылок.
  3. Провести пальцами правой руки вокруг левой молочной железы круговые движения по направлению к соску.
  4. Проверить наличие уплотнений.
  5. Повторить то же самое на правой молочной железе: положить правую руку на затылок и осмотреть правую грудь левой рукой.
  6. Положить обе руки на затылок и внимательно посмотреть в зеркало на область молочных желез; проверить – нет ли изменений в форме, размерах; выделений из сосков.
  7. Положить обе руки на талию, сильно напрячь мышцы груди и рук и посмотреть, нет ли ямочек или опухоли.
  8. Лечь на спину, подложить сложенное полотенце под плечи.
  9. Положить правую руку за голову.
  10. Подушечками пальцев левой руки сделать круговые движения вокруг правой груди по направлению к соску. Движения должны быть достаточно уверенными.
  11. Проверить область между грудью, подмышечной впадиной и саму подмышку.
  12. То же самое повторить на левой молочной железе.
  13. Сжать соски указательным и большим пальцем, проверить – есть ли выделения.

Техника самообследования яичек

Цель: своевременное выявление патологии яичек.

Показания: ежемесячно, в возрасте от 15лет

Противопоказания: нет.

Оснащение: стул.

Примечание:

  1. Руки должны быть теплыми.
  2. Самообследование яичек лучше проводить после душа, когда мышцы мошонки расслаблены.
  3. Перед осмотром необходимо опорожнить мочевой пузырь.
  4. Процедура безболезненная и занимает не более одной минуты.
  5. Пальпация мошонки и яичек позволяет определить их размер, вес, плотность, признаки уплотнений и припухлости.
  6. Отсутствие одного яичка свидетельствует о неопустившемся яичке.

Последовательность действий:

  1. Вымыть руки.
  2. Снять нижнее белье.
  3. Поставить правую ногу на стул.
  4. Пальцами обеих рук пропальпировать мошонку и найти правое яичко.
  5. Осторожно исследовать его на наличие уплотнений. Кожа вокруг яичка двигается свободно, что позволяет определить всю его поверхность.
  6. Для определения придатка яичка (в виде тонкого канатика), необходимо, осторожными движениями пропальпировать заднюю верхнюю его часть.
  7. Повторить всю процедуру для осмотра левого яичка.
  8. Опустить обе ноги на ровную поверхность. Одно яичко свисает ниже другого.
  9. Покатать яички между большими и остальными пальцами. Они должны быть плотными на ощупь, 3,5 – 4 см в диаметре (размеры не должны различаться более, чем на 5 - 6 мм.)
  10. Одеть нижнее белье.
  11. Вымыть руки.


Предварительный просмотр:

Практическое занятие № 6

МДК 01.01 «Здоровый человек и его окружение»

со студентами  2 курса

специальности 34.02.01 «Сестринское дело»

очно-заочная форма обучения (вечерняя)

Ведение менструального календаря

Каждой женщине необходимо вести менструальный календарь. Ведя менструальный календарь, женщина:

  1. определяет регулярность менструального цикла;
  2. продолжительность менструального цикла;
  3. количество дней менструации;
  4. может вычислить плодные дни и день овуляции;
  5. знать первый день менструального цикла (для определения срока беременности).

Берется календарь, в котором ежемесячно отмечаются дни менструации. Календарь ведется строго регулярно.

Вычисление плодных дней

Ведя менструальный календарь, женщина знает начало (1-ый день) и конец менструального цикла. Наибольшая вероятность зачатия соответствует дню овуляции - это середина менструального цикла (при 28-ми дневном цикле это 14-ый день).

C:\Users\User\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image1.jpeg

Плодными днями считаются день овуляции и 3 дня к началу и концу менструального цикла!

Измерение базальной температуры

Базальная температура измеряется в прямой кишке в течение нескольких менструальных циклов ежедневно и изображается графически.

Утром, не вставая с постели, наконечник термометра вводится в прямую кишку на глубину 1,5 - 2 см и держится в течение 5-6 мин.

Затем данные отмечаются на графике:

  1. В  I  фазу менструального цикла температура низкая, в пределах 36,3-36,8 0 С.
  2. С момента овуляции и всю вторую фазу температура повышена до 37,0-37,3° С.
  3. Перед  очередной  менструацией за 1-2 дня температура снижается до 36,3 - 36,8 ° С.

C:\Users\User\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image1.jpeg



Предварительный просмотр:

Тестовые задания

 «Период беременности и родов»

1. Роды в срок (недель):

       а. 25-27

       б. 38-40

       в. 40-43

       г.  28-37

2. Одной из причин наступления родов является:

       а. Повышение уровня прогестерона

       б. Снижение уровня эстрагенов

       в. Выработка простагландинов

       г.  Отхождение околоплодных вод

3. Подготовительный период родов характеризует:

       а. Регулярные  схватки

       б. Отхождение околоплодных вод

       в. Отхождение «слизистой» пробки

       Г. Потуги

4. Нормальная кровопотеря в родах составляет (мл):

       а. 1000

       б. 750

       в. 250 - 300

       г.  500

5. Первый период родов характеризуется:

       а. Рождением последа

       б. Рождением плода

       в. Раскрытием маточного зева

       г.  Физиологическим кровотечением

6. Период изгнания плода при первых родах длится обычно:

       а. 4 часа

       б. 2 часа

       в. 45 минут

       г.  6 часов

7. Сомнительным признаком беременности является:

       а. Отсутствие менструации

       б. Пальпация частей плода

       в. Изменение вкуса, тошнота

       г. Увеличение молочных желез

8. Оплодотворение – это:

      а. Разрыв фолликула и выход яйцеклетки

      б. Слияние яйцеклетки и сперматозоида

      в. Отторжение слизистой матки

      г. Созревание яйцеклетки

9. Оболочки плода называются:

      а. Висцеральная, Парентеральная

      б. Внутренняя и Наружная

      в. Эндометрий и Миометрий

      г. Амнион и Хорион

10. Структура, содержащая кровеносные сосуды, соединяющая плод с плацентой, называется:

      а. Семенной канатик

      б. Пуповина

      в. Лакуна

      г. Маточные трубы

11. Признаком начала родов служит:

      а. Потуги каждые 2 минуты

      б. Разрыв плодных оболочек

      в. Регулярные схватки через 15-20 минут

      г. Врезывание головки плода

12. Средняя продолжительность беременности в (днях):

      а. 220

      б. 240

      в. 280

      г. 350

13. Третий период родов характеризуется:

      а. Рождением плода

      б. Раскрытием маточного зева

      в. Рождением последа

      г. Отхождение околоплодных вод

14. Изменения в организме женщины во время беременности:

      а. Подавление иммунитета

      б. Снижение тонуса мышц матки

      в. Увеличение размеров матки

      г. Все перечисленное

15. Выход последа после родов в норме продолжается (мин.):

      а. 5-10

      б. 30

      в. 15

      г. 60

16. Второй период родов характеризуется:

      а. Рождением последа

      б. Рождением плода

      в. Раскрытием маточного зева

      г. Физиологическим кровотечением

17. В послеродовом периоде нужно уделять особое внимание:

      а. Борьбе с инфицированием молочной железы

      б. Предупреждению инфицирования половых и мочевых путей

      в. Обеспечению инволюции матки

      г. Все перечисленное верно

18. При первых родах раскрытие продолжается (часы):

      а. 8-9

      б. 4-5

      в. 24

      г. 12-14

19. Вероятным признаком беременности является:

      а. Выслушиванием сердцебиения плода

      б. Отсутствие менструации

      в. Ощущение шевеления плода

      г. Тошнота

20. Продолжительность раннего послеродового периода:

      а. 8 часов

      б. 2 недели

      в. 2 часа

      г. 30 минут



Предварительный просмотр:

Тестовые задания

по разделу «Зрелый возраст»

1.Стенка матки состоит из оболочек:

       а. висцеральной, париетальной

       б. эндометрия, эпикарда

       в. эндокарда, миокарда, перикарда

       г. эндометрия, миометрия, периметрия

2.Гормон жёлтого тела – прогестерон способствует:

       а. сохранению беременности и росту молочных желез

      б. прерыванию беременности

       в. развитию яйцеклетки

       г. созреванию фолликула

3.В фолликулах вырабатывается гормон:

       а. прогестерон

       б. пролактин

       в. инсулин

       г. эстроген

4.Первая менструация у девочек в норме начинается в возрасте (лет):

       а. 11 -13

       б. 16 - 17  

       в. 19 - 20

       г. 8 - 10

5.Сперматогенез – это процесс созревания:

       а. яйцеклетки

       б. зародыша

       в. сперматозоидов

       г. ферментов

6.Гормон, стимулирующий рост бороды, волос на теле, созревание спермиев:

       а. соматотропный

       б. тестостерон

       в. инсулин

       г. вазопрессин

7.Рост и развитие яйцеклетки называется:

        а. овуляция

        б. овогенез

        в. саливация

        г. сперматогенез

8.Образование, состоящее из амниона, хориона, плаценты и пуповины, называется:

       а. перикард

       б. брюшина

       в. плевра

       г. послед

9.Продолжительность репродуктивного периода женщины до (лет):

       а. 30 - 40

       б. 40 - 45

       в. 50 - 55

       г. 60

10.Вероятность зачатия будет наибольшей в дни менструального цикла:

       а. 20 - 25

       б. 12 - 16

       в. 5 - 9

       г. 10 - 18

11.Система жизнеобеспечения для развивающегося эмбриона и плода - это:

       а. стенки матки

       б. плодные оболочки

       в. плацента

       г. молочные железы

12.Структурный элемент в яичнике, в котором растёт и созревает яйцеклетка:

       а. альвеола

       б. нефрон

       в. фолликул

       г. ацинус

13.Современные контрацептивные средства должны отвечать следующим требованиям:

       а. не оказывать системного влияния

       б. быть высокоэффективными, простыми в применении

       в. не дорогими и легкодоступными

       г. все перечисленное верно

14. Препараты, содержащие микродозы гестагенов:

       а. посткоитальные

       б. комбинированные оральные контрацептивы

       в. мини - пили

       г. гестаген – пролангированные

15. Парные женские половые железы:

       а. надпочечники

      б. яичники

       в. почки

       г. Яички

16. Нормальное положение матки:

       а. смещена в сторону

       б. стоит вертикально

       в. наклонена вперед

       г. наклонена назад

17. Биологические методы контрацепции:

       а. внутриматочные вещества

       б. стерилизация    

       в. ритмический и температурный  

       г. гормональный

18. Болезни, передающиеся половым путем:

       а. перитонит, аднексит

       б. эндометриоз, миома

       в. кистозные разрастания

       г. гонорея, трихомоноз, хламидиоз

19. К гормональным контрацептивам относятся:

       а. комбинированные оральные контрацептивы

       б. посткоитальные средства

       в. гестаген – пролангированные

       г. все перечисленное верно

20. Формированию женских половых признаков способствует гормон:

        а. инсулин

        б. адреналин

        в. эстрогены

        г. Тироксин

21. Первая социальная среда для ребенка – это:

       а. школа

       б. сверстники

       в. семья

       г. детский сад

22. Главным условием здорового материнства и отцовства является:

       а. прерывание беременности

       б. совместный очаг

       в. секс

       г. планирование семьи

23. Посткоитальная контрацепция эффективна, если с момента полового акта прошло не более (часов):

      а. 72

      б. 48

      в. 6

      г. 100

24. Одно из условий профилактики болезней, передающихся половым путем:

       а. внутриматочная контрацепция

       б. гормональная контрацепция

       в. использование презерватива

       г. стерилизация

25. После отмены комбинированных оральных контрацептивов овуляция восстанавливается через:

       а. 6-7 месяцев

       б. 2-3 недели

       в. 1 месяц

       г. 2-3 месяца

26. Влияние алкоголя на сексуальный ответ:

       а. стимулирующее

       б. угнетающее

       в. вызывает взрыв чувственных ощущений

       г.  не влияет

27. Многократное прерывание беременности может оказать неблагоприятные влияния на:

        а. семейные взаимоотношения

        б. течение последующей беременности

        в. состояние здоровье женщины

        г.  все перечисленное

28. Применение комбинированных оральных контрацептивов эффективно на (%):

       а. 75

       б. 10

       в. 99

       г. 50

29. Наиболее  эффективный  спермицид, применяемый женщинами, живущими нерегулярной  половой жизнью:

       а. Постинор

       б. Фарматекс

       в. Марвелон

       г.  Норэстеат

30. Одним из методов профилактики воспалительных заболеваний женских половых органов:

       а. Полноценное питание

       б. Соблюдение правил личной гигиены

       в. Разумное чередование труда и отдыха

       г.  Соблюдение режима дня

31. Наиболее безопасный для здоровья женщины метод контрацепции:

       а. Гормональный

       б. Хирургический

       в. Биологический

       г.  Барьерный

32. В полости матки в норме среда:

       а. Щелочная

       б. Слабощелочная

       в. Нейтральная

       г. Кислая

33. Одним из барьеров на пути проникновения инфекции является:

       а. Щелочная среда матки

       б. Кислая среда влагалища

       в. Наклон матки кпереди

       г. Наличие передней и задней спайки

34. Парный трубчатый орган, служащий яйцеводом, называется:

      а. Мочеточники

      б. Маточные трубы

      в. Слуховые трубы

      г. Семявыносящий проток

35. Эмбриональный период длится  (недель):

      а. 20

      б. 35

      в. 9

      г. 40

36. Репродуктивная система женщины – это:

      а. Яичники, матка, маточные трубы, влагалище, вульва

      б. Влагалище, матка, мочевой пузырь

      в. Матка, яичники, прямая кишка, влагалище

      г. Яичники, мочеиспускательный канал, матка

37. Спермициды, способны разрушать сперматозоиды за (мин.):

      а. 5

      б.1-2

      в. 60

      г. 10

38. Период менструального цикла, в который наступает овуляция (день):

      а. 20-22  

      б. 8-10

      в. 12-14

      г. 3-5

39. Процесс, повторяющийся ежемесячно в организме женщины, связанный с овуляцией:

       а. Диурез    

       б. Эмбриогенез  

       в. Менструация    

       г. Сперматогенез

40. Во влагалище в норме среда:

      а. Щелочная

      б. Кислая  

      в. Слабощелочная  

      г. Нейтральная

41. В яичниках образуются:

      а. Яйцеклетка и женские половые гормоны  

      б. Фермеценты

      в. Сперматозоиды

      г. Стероидные гормоны

42. На месте лопнувшего фолликула образуется:

       а. Желтое пятно

       б. Новый фолликул

       в. Желтое тело

       г. Кровоизлияние

43. Овогенез – это процесс роста и развития:  

      а. Яйцеклетки

      б. Сперматозоидов

      в. Зародыша  

      г. Ферментов

 44. Парная мужская половая железа – это:

        а. Яичники  

        б. Яички

        в. Паращитовидные

        г. Надпочечники

45. Овуляция – это:

      а. Образование сперматозоидов    

      б. Образование яйцеклетки  

      в. Разрыв фолликула и выход яйцеклетки    

      г. Оплодотворение

46. Гормон, вырабатываемый в желтом теле:

      а. Прогестерон  

      б. Инсулин

      в. Меланин  

      г. Эстрогены

47. Женская половая клетка называется:

     а. Эмбрион  

     б. Фолликул  

     в. Яйцеклетка  

     г. Сперматозоид

48. Отторжение слизистой оболочки матки, сопровождающееся кровотечением называется:

      а. Овуляция

     б. Сперматогенез

      в. Менструация  

      г. Овогенез

49. Внедрение оплодотворенной яйцеклетки в разросшийся эндометрий, называется:

      а. Эпителизация

      б. Секреция    

      в. Имплантация  

      г. Овуляция  

50. Одно из наиболее частных последствий абортов, ведущих к разводам:

   а. Неправильное положение матки

   б. Нарушения менструального цикла

   в. Бесплодие

   г. Многоплодная беременность

51. Семья – это больше, чем биологическая группа, это:

      а. Социальная структура        

      б. Адаптивный элемент

      в. Экономическая единица

      г. Половые партнеры

52. К нарушениям сексуального возбуждения относятся:

      а. Оргазм

      б. Импотенция, Фригидность

      в. Общее возбуждение  

      г. Семяизвержение

53. Показания к применению комбинированных оральных контрацептивов:

      а. Страдающим сахарным диабетом

      б. Старше 35 лет и гипертоникам

      в. Моложе 35 лет, не имеющих системных заболеваний

      г. Курящим

54. Женский орган, в котором происходят ежемесячные циклические изменения:

     а. Мочевой пузырь

     б. Легкие

     в. Матка

     г. Желудок

55. Угасание  функции яичников, прекращение овуляции и менструации называется:

      а. Лактация

      б. Овогенез

      в. Климакс

      г. Стимуляция



Предварительный просмотр:

Тестовые задания рубежного контроля

по дисциплине

«Здоровый человек и его окружение»

Раздел «ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ»

1. Пожилые люди относятся к следующей возрастной группе (лет):

       1.75-89

       2.45-59

       3.65-85        

       4.60-74

2. Гериатрия - наука, которая изучает:

        1. Закономерности старения высших животных и человека

        2. Влияния условий жизни на процесс старения человека

        3. Особенности течения заболеваний у пожилых и старых людей

        4. Пути увеличения продолжительности жизни человека

3. Причина остеопороза у лиц пожилого и старческого возраста:

        1. Дефицит жиров

        2. Избыток   Ca

        3. Избыток   К

        4. Дефицит   Ca

 

4. Для профилактики раннего старения из рациона следует исключить:

        1. Растительный белок

        2. Грубую клетчатку

        3. Холестеринсодержащие продукты

        4. Кисломолочные продукты

 5. Анатомо - функциональные особенности сердечно- сосудистой системы у    

     лиц пожилого и старческого возраста:

        1. Гипертрофия кардиомиоцитов, увеличение ЧСС

        2. Расширение сосудов, увеличение ОЦК

        3. Развитие соединительной ткани в сердце, снижение сердечного выброса

        4. Сужение просвета сосудов, уменьшение величины артериального давления

  6. Для профилактики побочных эффектов у лиц пожилого и старческого    

      возраста используют препараты:

       1. Адаптогены        

       2. Новокаин

       3. Витамины группы B

       4. Анаболические гормоны

7. Пожилым пациентам назначают лекарства в дозе:

        1. Обычной терапевтической для взрослого человека

        2. Повышенной      

        3. Уменьшенной

        4. Всегда в половинной

8. Режим питания в пожилом и старческом возрасте (минимум):

        1. 3–х разовое

        2. 4-х разовое  

        3. Часто и понемногу

        4. 6-ти разовое

9. Типичная физиологическая проблема лиц пожилого и старческого возраста:

        1. Потливость

        2. Запоры

        3. Сонливость

        4. Острая задержка мочи

10. Безусловный признак наступления биологической смерти:

        1. Расширение зрачков      

        2. Отсутствие дыхания

        3. Помутнение роговицы

        4. Отсутствие пульса на сонной артерии

11. При уходе за гериатрическим пациентом медицинская сестра, прежде всего должна обеспечить:

        1. Рациональное питание пациента

        2. Проведения мероприятий личной гигиены    

        3. Безопасность пациента

        4. Сохранение социальных контактов

12. Танатология – это:

        1.Умерщвление терминального больного

        2. Наука о смерти

        3. Вид эвтаназии        

        4. Стадия биологической смерти  

 

13. Для нормализации микрофлоры кишечника в рацион питания лицам пожилого и старческого возраста включают:

         1. Сахарозаменители

         2. Кисломолочные продукты

         3. Мармелад

         4. Грибы, перловую крупу

14. Для профилактики Остеопороза у лиц пожилого и  старческого возраста  

      рекомендуется включение в рацион продуктов:

         1. Содержащих йод

         2. Содержащих Ca++ и витамин Д

         3. Содержащих K+ и витамин А

         4. Содержащих Mg++ и витамин С

15. Календарный возраст – это:

         1. Количество прожитых лет

         2. Мера предстоящей способности жить

         3. Итог прожитого

         4. Закономерность старения

16. В старости ведущим общепатологическим процессом является:

         1. Атрофия

         2. Склонность к инфекционным заболеваниям

         3. Воспаление

         4. Гипертрофия желез

17. Характер изменения костей черепа в старости:

         1. Утолщаются

         2. Не изменяются

         3. Становятся более хрупкими

         4. Утончаются

18. Сущность эвтаназии:

         1. Наука о смерти

         2. Добровольное согласие больного на умерщвление

         3. Намеренное ускорение смерти терминального больного

         4. Все перечисленное верно

19. Закономерно наступающий заключительный период возрастного развития

      называется:

          1. Старение

          2. Геронтология

          3. Витаукт          

          4. Старость

20. К долгожителям относятся люди в возрасте (лет):

          1. 75-90

          2. Старше 80        

          3. Старше 90

          4. Старше 100

21. Геронтология – это наука, которая изучает:

          1. Закономерности старения и профилактику преждевременного старения

          2. Увеличение продолжительности жизни

          3. Изучение качества жизни пожилого человека

          4. Социальное обслуживание пожилого человека

22. Процесс старения сопровождается следующими изменениями жизнедеятельности:

           1. Усилением метаболизма

           2. Улучшением мыслительных способностей

           3. Ослаблением метаболизма

           4. Повышением работоспособности

23. Биологический возраст это:

           1. Количество прожитых лет

           2. Мера старения организма

           3. Видовая продолжительность жизни

           4. Темп интеллектуального регресса

24. Признаки биологической смерти:

           1. Остановка дыхания

           2. Остановка сердца

           3. Прекращение деятельности головного мозга          

           4. Прекращение деятельности почек

25. Рекомендуемое в пожилом и старческом возрасте соотношение белков, жиров и углеводов в пищевом рационе составляет:

           1. 1:1:4

           2. 1,5:1:3

           3. 1:2:4,5

           4. 1:0,8:3,5

26. Увеличить продолжительности жизни могут следующие мероприятия:

1. Отказ от вредных привычек

          2. Своевременное лечение заболеваний

3. Благоприятные экологические, экономические и социальные условия

          4. Все перечисленное верно

27. Обязательное оборудование отделения геронтологического профиля:

1. Кардиомониторы

          2. Кондиционеры

3. Средства сигнальной связи с сестрой

          4. Функциональные кровати

28. Анатомо - функциональные особенности дыхательной системы у лиц пожилого и старческого возраста:

1. Расширение просвета бронхов

          2. Увеличение жизненной емкости легких

3. Развитие эмфиземы

          4. Гиперплазия реснитчатого эпителия бронхов

29. Размягчение глазного яблока (симптом Белоглазова, «кошачий глаз» — это признак:

1. Клинической смерти

2. Биологической смерти

3. Агонии

          4. Предагонального состояния

30. К гериатрическим средствам относятся:

           1. Новокаин

           2. Адаптогены

           3. Антибиотики

           4. Ферменты

31. Анатомо – функциональные изменения пищеварительной системы у лиц  

      пожилого и старческого возраста:

           1. Усиление перистальтики кишечника

           2. Развитие гнилостной микрофлоры толстого кишечника

           3. Гипертрофия обкладочных клеток желудка

           4. Уменьшение длины кишечника

32. Кратность купания пожилого человека:

          1. Ежедневно

          2. 1 раз в неделю

3. 3 раза в неделю

4. 1 раз в 2 недели

33. Для профилактики сухости кожи у лиц пожилого возраста используют:

           1. Питательный крем

           2. Купание с мылом

           3. Воздушные ванны

           4. Гигиеническую гимнастику

 34.Анатомо – функциональные изменения кожи у лиц пожилого и старческого    возраста:

           1. Снижение порога чувствительности

           2. Уменьшение количества сальных желез, сухость кожи

           3. Утолщение дермы, повышение упругости кожи

           4. Улучшение кровоснабжение волос

 35. Типичная психосоциальная проблема лиц пожилого и старческого возраста:

           1. Одиночество

           2. Злоупотребление алкоголем

           3. Склонность к суициду

           4. Отказ от участия в общественной жизни

36. Активная эвтаназия предполагает:

           1. Право пациента умереть в мире с чувством собственного  достоинства

           2. Право пациента отказаться от медицинской помощи

           3. Право врача прервать жизнь обреченного пациента по просьбе его    

               родственников  

   

  37. Признаки клинической смерти:

           1. Наличие трупных пятен

           2. Отсутствие сознания          

           3. Наличие окоченения

           4. Отсутствие дыхания и кровообращения

  38. С целью профилактики нарушение ночного сна температура воздуха в

        комнате у лиц пожилого и старческого возраста составляет (град):

           1. 20-22

           2. 17-18

           3. 25-26

           4. 23-25

  39. Продолжительность стадии клинической смерти:

           1. 3-5 мин

           2. 10-12 мин

           3. 5-6 мин

           4. 15-20 мин

  40. Природа теории старения Мечникова:

           1. Нейрогенная

           2. Аутоинтоксикации

           3. Генных мутаций

           4. Адаптационная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК» ОП.01.ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ по специальности 31.02.01. Лечебное дело (углубленная подготовка)

Рабочая программа учебной дисциплины Д.01.01. «Здоровый ребенок» является составной  частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31....

Данные вопросы могут быть использованы для проведения блиц -опроса на заключительном занятии по ОП.01. Здоровый человек и его окружении, ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК или конкурса «Дальше-дальше» на профессиональном конкурсе среди выпускников по специальности 31.0

Данные вопросы могут быть использованы для проведения блиц -опроса на заключительном занятии по ОП.01. Здоровый человек и его окружении, ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК  или конкурса «Дальше-дальше»...

Данные вопросы могут быть использованы для проведения блиц -опроса на заключительном занятии по ОП.01. Здоровый человек и его окружении, ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК или конкурса «Дальше-дальше» на профессиональном конкурсе среди выпускников по специальности 31.0

Данные вопросы могут быть использованы для проведения блиц -опроса на заключительном занятии по ОП.01. Здоровый человек и его окружении, ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК  или конкурса «Дальше-дальше»...

Перечень Видов работ, манипуляций. Дисциплина « Здоровый человек и его окружение» 060101/31.02.01 Лечебное дело

Перечень  Видов работ, манипуляций.  Дисциплина  « Здоровый человек и его окружение» 060101/31.02.01 Лечебное дело...

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ МАНИПУЛЯЦИЙ По дисциплине: «Здоровый человек и его окружение»

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ МАНИПУЛЯЦИЙ«Здоровый человек и его окружение»...

ФГОС 2022 Алгоритмы манипуляций по дисциплине "Здоровый человек и его окружение"

Список используемой литературы:1. Кучма В.Р. Здоровый человек и его окружение. 5-е изд., исправленное и дополненное. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2023.https://www.studentlibrary.ru/ru/book/ISBN9785970473...

Алгоритмы манипуляций по дисциплине "Здоровый человек и его окружение"

Алгоритмы выполнения и перечень манипуляций по дисциплине "Здоровый человек и его окружение" предложены студентам 1 курса специальности "Лечебное дело" для подготовки к практически...