ФГОС 2022 Алгоритмы манипуляций по дисциплине "Здоровый человек и его окружение"
учебно-методическое пособие

Потёмкина Лилия Викторовна

Список используемой литературы:

1. Кучма В.Р. Здоровый человек и его окружение. 5-е изд., исправленное и дополненное. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2023.

https://www.studentlibrary.ru/ru/book/ISBN9785970473399.html?SSr=07E7061CC89B

2. Крюкова Д. А., Лысак Л. А., Фурса О. В. Здоровый человек и его окружение. – Ростов н/Д: Феникс, 2022. – Электронный ресурс. ЭБС Лань (lanbook.com)

https://e.lanbook.com/book/18529

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАНДАРТЫ

профессиональной деятельности

при уходе

за новорождённым ребенком

Измерение массы тела (возраст до 2 лет)

Цель:

оценить адекватность питания ребенка;

— оценить физическое развитие.

Оснащение:

— чашечные весы;

— резиновые перчатки;

— емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;

— бумага, ручка.

Рис. 1.Взвешивание на чашечных весах

Обязательное условие:

- взвешивать ребенка натощак, в одно и то же время, после акта дефекации.

Этапы

Обоснование

Подготовка к процедуре

• Объяснить маме / родственникам цель исследования

• Обеспечение права родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании

• Установить весы на ровной устойчивой поверхности

• Подготовить необходимое оснащение

• Достижение достоверности измерения

• Обеспечение четкости выполнения процедуры

• Проверить, закрыт ли затвор весов

• Сохранение правильной регулировки весов

• Вымыть и осушить руки, надеть перчатки

• Обработать лоток дезраствором с помощью ветоши

• Обеспечение инфекционной безопасности

• Постелить на лоток сложенную в несколько раз пеленку (следить, чтобы она не закрывала шкалу и не мешала движению штанги весов)

• Создание комфортных условий ребенку

• Установить гири на нулевые деления

 • Открыть затвор

• Уравновесить весы с помощью вращения противовеса (уровень коромысла должен совпадать с контрольным пунктом)

• Достижение достоверности исследования

• Закрыть затвор

• Сохранение правильной регулировки весов

Выполнение процедуры

• Уложить ребенка на весы головой к широкой части (или усадить)

• Достижение достоверности результатов исследования

• Открыть затвор

• Передвинуть «килограммовую» гирю, расположенную на нижней части весов, до момента падения штанги вниз, затем сместить гирю на одно деление влево

• Плавно передвигать гирю, определяющую граммы и расположенную на верхней штанге, до положения установления равновесия

• Обеспечение правильности взвешивания и получения реальных результатов

• Закрыть затвор и снять ребенка с весов

• Сохранение правильной регулировки весов

Завершение процедуры

• Записать показатели массы тела ребенка (фиксируются цифры слева от края гирь)

• Обеспечение преемственности в передаче информации

• Убрать пеленку с весов

• Обеспечение инфекционной безопасности

• Протереть рабочую поверхность весов дезраствором

• Снять перчатки, вымыть и осушить руки

• Обеспечение инфекционной безопасности

Измерение массы тела (возраст старше 2 лет)

   Цель:

— оценить адекватность питания ребенка;

— оценить физическое развитие.

Оснащение:

— медицинские весы;

— резиновые перчатки;

— бумажная салфетка одноразового применения;

— емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;

— бумага, ручка.

Обязательное условие:

— взвешивать ребенка натощак, в одно и то же время, после акта дефекации.

Рис. 2.Взвешивание на медицинских весах

Этапы

Обоснование

Подготовка

к процедуре

• Объяснить ребенку / родственникам цель исследования

• Обеспечение права ребенка / родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании

• Установить весы на ровной устойчивой поверхности

• Подготовить необходимое оснащение

• Достижение достоверности измерения • Обеспечение четкости выполнения процедуры

• Проверить, закрыт ли затвор весов.

• Сохранение правильной регулировки весов

• Вымыть и осушить руки, надеть перчатки

• Обработать площадку весов дезраствором с помощью ветоши

• Обеспечение инфекционной безопасности

• Постелить на площадку весов салфетку

• Установить гири на нулевые деления

• Открыть затвор

• Уравновесить весы с помощью вращения противовеса (уровень коромысла должен совпадать с контрольным пунктом)

• Создание комфортных условий ребенку • Достижение достоверности результатов исследования

• Закрыть затвор

• Сохранение правильной регулировки весов

Выполнение процедуры

• Предложить и помочь ребенку встать (без обуви) на центр площадки весов

• Достижение достоверности результатов исследования

• Открыть затвор

• Передвинуть «килограммовую» гирю, расположенную на нижней части весов, до момента падения штанги вниз, затем сместить гирю на одно деление влево • Плавно передвигать гирю, определяющую граммы и расположенную на верхней штанге, до положения установления равновесия

• Обеспечение правильности взвешивания и получения реальных результатов

• Закрыть затвор и помочь ребенку сойти с площадки весов

• Сохранение правильной регулировки весов

Завершение процедуры

• Записать показатели массы тела ребенка (фиксируются цифры слева от края гирь)

• Сообщить результат ребенку / маме

• Обеспечение преемственности в передаче информации

• Обеспечение права ребенка / родителей на информацию

• Убрать салфетку с весов

• Обеспечение инфекционной безопасности

• Протереть рабочую поверхность весов дезраствором • Снять перчатки, вымыть и осушить руки

• Обеспечение инфекционной безопасности

Рис. 3.Измерение длины тела у детей до 1-го года

Измерение длины тела (у детей до 1-го года)

Цель:

оценить физическое развитие.

Оснащение:

— горизонтальный ростомер;

— пеленка;

— резиновые перчатки;

—  емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;

— бумага, ручка.

Этапы

Обоснование

Подготовка к процедуре

• Объяснить маме / родственникам цель исследования

• Обеспечение права родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании

• Установить горизонтальный ростомер на ровной устойчивой поверхности шкалой «к себе» • Подготовить необходимое оснащение

• Достижение достоверности измерения • Обеспечение четкости и быстроты выполнения процедуры

• Вымыть и осушить руки, надеть перчатки

« Обеспечение инфекционной безопасности

• Обработать рабочую поверхность ростомера дезраствором с помощью ветоши

• Обеспечение инфекционной безопасности

• Постелить пеленку (она не должна закрывать шкалу и мешать движению подвижной планки)

• Создание комфортных условий ребенку

Выполнение процедуры

• Уложить ребенка на ростомер головой к неподвижной планке • Выпрямить ноги малыша легким нажатием на колени

• Придвинуть к стопам, согнутым под прямым углом, подвижную планку ростомера

• По шкале определить длину тела ребенка

• Достижение достоверности результатов исследования

• Убрать ребенка с ростомера

• Обеспечение безопасности пациента

Завершение процедуры

• Записать результат

• Сообщить результат маме / родственникам

• Обеспечение преемственности в передаче информации

• Обеспечение права на информацию

• Убрать пеленку с ростомера

• Протереть рабочую поверхность ростомера дезраствором

• Снять перчатки, вымыть и осушить руки

• Обеспечение инфекционной безопасности

Измерение длины тела стоя (дети старше года)

Цель:

— оценить физическое развитие.

Оснащение:

— вертикальный (станковый) ростомер;

— резиновые перчатки;

— емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;

— бумажная салфетка одноразового применения;

— бумага, ручка.

Этапы

Обоснование

Подготовка к процедуре

• Объяснить ребенку /родственникам цель и ход исследования

• Обеспечение права ребенка / родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании

• Подготовить необходимое оснащение

• Обеспечение четкости выполнения процедуры

• Откинуть «скамеечку» ростомера

• Вымыть и осушить руки, надеть перчатки

• Обеспечение инфекционной безопасности

• Обработать рабочую поверхность ростомера дезраствором с помощью ветоши

• Постелить на нижнюю площадку салфетку одноразового применения

• Создание комфортных условий ребенку

Выполнение

процедуры

• Поднять подвижную планку ростомера

• Достижение достоверности результатов исследования

• Предварительно сняв обувь, помочь ребенку правильно стать на площадке ростомера:

а) установить 4 точки касания: пятки, ягодицы, межлопаточная область, затылок;

б) расположить голову так, чтобы наружный угол глаза и козелок располагались на одной горизонтальной линии

• Опустить подвижную планку ростомера (без надавливания) к голове ребенка

• Определить длину тела по нижнему краю планки (по правой шкале делений)

Примечание: в возрасте 1-3 лет в качестве площадки ростомера используют его откидную скамеечку, и отсчет длины тела проводят по левой шкале делений

• Помочь ребенку сойти с ростомера

• Обеспечение безопасности пациента

Завершение процедуры

• Записать результат

• Сообщить результат ребенку / родственникам

• Обеспечение преемственности в передаче информации

• Обеспечение права на информацию

• Убрать салфетку с ростомера

• Протереть рабочую поверхность ростомера дезраствором

• Снять перчатки, вымыть и осушить руки

• Обеспечение инфекционной безопасности

Рис. 4. Измерение роста у детей старшего возраста

Измерение окружности головы

Цель:

— оценить физическое развитие;

— исключить гидроцефалию.

Оснащение:

— сантиметровая лента;

— 70% этиловый спирт, марлевая салфетка, ручка

Этапы

Обоснование

Подготовка

к процедуре

• Объяснить маме / родственникам цель и ход исследования, получить согласие

• Обеспечение права / родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании

• Подготовить необходимое оснащение

• Обеспечение четкости выполнения процедуры

• Обработать сантиметровую ленту с двух сторон спиртом с помощью салфетки

• Обеспечение инфекционной безопасности

• Уложить или усадить ребенка

• Создание комфортных условий ребенку

Выполнение

 процедуры

• Наложить сантиметровую ленту на голову ребенка по ориентирам: а) сзади - затылочный бугор; б) спереди - надбровные дуги. Примечание: следить, чтобы палец исследователя не находился между лентой и кожей головы ребенка

• Определить показатели окружности головы

• Достижение достоверности результатов исследования

Завершение

процедуры

• Записать результат

• Сообщить результат маме / родственникам

• Обеспечение преемственности в передаче информации

 • Обеспечение права на информацию

 Рис. 5. Измерение окружности головы

Измерение окружности грудной клетки

Цель:

— оценить физическое развитие.

Оснащение:

— сантиметровая лента;

— 70% этиловый спирт, марлевая салфетка;

— ручка, бумага.

Рис. 6. Измерение окружности грудной клетки

Этапы

Обоснование

Подготовка

к процедуре

• Объяснить маме / родственникам цель и ход исследования, получить согласие

• Обеспечение права / родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании

• Подготовить необходимое оснащение

• Обеспечение четкости выполнения процедуры

• Обработать сантиметровую ленту с двух сторон спиртом с помощью салфетки

• Обеспечение инфекционной безопасности

• Уложить или усадить ребенка

• Создание комфортных условий ребенку

Выполнение

 процедуры

•Наложить сантиметровую ленту на грудную клетку по ориентирам: а) сзади - нижние углы лопаток; б) спереди - нижний край околососковых кружков (или у девочек пубертатного возраста - верхний край 4 ребра над молочными железами)

• Определить показатели окружности грудной клетки

• Достижение достоверности результатов исследования

Завершение

процедуры

• Записать результат

• Сообщить результат маме / родственникам

• Обеспечение преемственности в передаче информации

 • Обеспечение права на информацию

Подмывание новорожденного и грудного ребенка

Цель:

      — соблюдение гигиены тела;

— формирование навыков чистоплотности.

Оснащение:

— проточная вода (температура 37-38°С);

— марлевые салфетки;

— полотенце или мягкая пеленка;

— стерильное растительное масло или детская присыпка;

— чистое белье, расположенное на пеленальном столике;

— резиновые перчатки;

— емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.

Обязательные условия:

— подмывать после дефекации обязательно;

— подмывать только проточной водой;

— после каждого мочеиспускания ребенка не подмывать.

Этапы

Обоснование

Подготовка

к процедуре

•Информировать маму о правилах проведения процедуры

• Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком

• Подготовить необходимое оснащение

• Достижение четкости выполнения процедуры

• Отрегулировать температуру воды в кране, проверив ее запястьем

• Предупреждение ожогов ребенка

• Вымыть и осушить руки, надеть перчатки

• Обеспечение инфекционной безопасности

• Снять с ребенка запачканную одежду и сложить в мешок для грязного белья

• Подготовка ребенка к процедуре • Предупреждение загрязнения окружающей среды

Выполнение процедуры

• Положить ребенка на левое предплечье и кисть руки

• Наиболее удобное расположение при данной процедуре

• Подмыть под проточной водой, используя марлевые салфетки

Помнить! Девочек подмывать только движениями спереди назад

• Предупреждается «восходящий» путь попадания инфекции в мочеполовую систему девочки

Завершение

 процедуры

•Уложив ребенка на пеленальный столик, полотенцем или мягкой пеленкой промокательными движениями осушить кожу

• Обеспечение безопасности и гигиенического комфорта

• Уменьшение опасности переохлаждения

• Смазать паховые, ягодичную складки стерильным растительным маслом или припудрить присыпкой

• Профилактика опрелостей

• Запеленать (одеть ребенка)

• Обеспечение комфортного состояния

• Снять перчатки, вымыть и осушить руки

• Обеспечение инфекционной безопасности

Первичный туалет новорождённого

  1. отсасывание слизи из верхних дыхательных путей, сначала из ротовой полости, затем из носовых ходов, электроотсосом или резиновой грушей в момент рождения головки;
  2. профилактика гонобленореи: 30% раствор сульфацила натрия (альбуцида) или 2% раствор нитрата серебра по 1-2 капли закапывают в глаза, на слизистые оболочки половых органов и область ануса;
  3. обработка и перевязка пуповины после прекращения ее пульсации;
  4. обработка кожи стерильным растительным маслом;
  5. антропометрия: измерение массы, длины тела, окружности груди и        

головы; масса доношенного новорожденного в среднем составляет 3500+-200 г, длина тела 50+-5 см, окружность головы 33 – 34 см, груди – 32 – 33см;

  1. первое прикладывание к груди через 30 минут после рождения.

В родзале доношенный новорожденный в удовлетворительном состоянии находится 2 часа вместе с мамой, затем их переводят в послеродовое отделение. Температура в палате новорожденных должна быть 22-24 ̊ С.

Утренний туалет новорожденного и грудного ребенка

Цель:

- соблюдение гигиены тела;

— формирование навыков чистоплотности.

Оснащение:

— кипяченая вода;

— стерильное растительное масло;

— ватные шарики и жгутики;

— лоток для отработанного материала;

— набор для пеленания или чистая одежда, расположенные на пеленальном столике;

— резиновые перчатки;

— дезинфицирующий раствор, ветошь;

— мешок для грязного белья.

Обязательные условия:

— при обработке носовых и слуховых ходов исключить использование твердых предметов.

Этапы

Обоснование

Подготовка

к процедуре

• Объяснить маме / родственникам цель и ход проведения процедуры

• Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком

• Подготовить необходимое оснащение

• Обеспечение четкости и быстроты выполнения процедуры

• Вымыть и осушить руки, надеть перчатки

• Обработать пеленальный столик дезинфицирующим раствором и постелить на него пеленку

• Вымыть и осушить руки

• Обеспечение инфекционной безопасности

• Раздеть ребенка (при необходимости подмыть) и положить на пеленальный стол

• Сбросить одежду в мешок для грязного белья

• Подготовка ребенка к процедуре

• Наиболее удобное положение ребенка

• Предупреждение загрязнения окружающей среды

Выполнение

 процедуры

• Умыть ребенка промокательными движениями ватным тампоном, смоченным кипяченой водой (рис. 7, а)

• Предупреждение раздражения кожи ребенка

• Обработать глаза ребенка от наружного угла глаза к внутреннему ватным тампоном, смоченным кипяченой водой (для каждого глаза использовать отдельный тампон) (рис. 7, б)

• Аналогично обработке просушить глаза сухими ватными тампонами

• Предупреждение переноса инфекции с одного глаза на другой

• Удаление остатков влаги и обеспечение гигиенического комфорта

• Вращательными движениями прочистить носовые ходы тугими ватными жгутиками, смоченными в стерильном растительном масле (для каждого носового хода использовать отдельный жгутик)

• Обеспечение свободного носового дыхания

• Размягчение «корочек» с помощью растительного масла и более легкое их удаление

• Вращательными движениями прочистить слуховые проходы тугими ватными жгутиками, смоченными в стерильном растительном масле (для каждого слухового хода использовать отдельный жгутик) Примечание: уши ребенку обрабатывать 1 раз в неделю или по мере необходимости

• Обеспечение чистоты слуховых ходов • Размягчение «серных пробок» с помощью растительного масла и более легкое их удаление

Открыть рот ребенка, слегка нажав на подбородок, и осмотреть слизистую оболочку полости рта

• Исключение наличия стоматитов и других патологических изменений слизистой оболочке полости рта

•Обработать естественные  сладки кожи ватным тампоном, моченным в стерильном растительном масле. Обрабатывать в строгой последовательности (7, в): заушные; шейные; подмышечные; локтевые; лучезапястные; подколенные; голеностопные; паховые; ягодичная

• Предупреждение развития опрелостей

• Паховые и ягодичная складки максимально загрязнены и должны обрабатываться в последнюю очередь

Завершение процедуры

•Одеть ребенка и уложить в кроватку

• Обеспечение комфортного состояния

• Убрать пеленку с пеленального стола и поместить ее в мешок для грязного белья

• Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором

• Снять перчатки, вымыть и осушить руки

• Обеспечение инфекционной безопасности

Рис. 7. Утренний туалет новорожденного

Гигиеническая ванна (для грудного ребенка)

Цель:

- соблюдение гигиены тела;

- формирование навыков чистоплотности;

- закаливание ребенка.

Оснащение:

— ванночка для купания;

— пеленка для ванны;

— кувшин для воды;

— водный термометр;

— махровая или фланелевая рукавичка;

— детское мыло или флакон с 5% раствором перманганата калия;

— большое махровое полотенце;

— набор для пеленания или чистая одежда, на пеленальном столике;

— стерильное растительное масло или детская присыпка;

— резиновые перчатки;

— дезинфицирующий раствор, ветошь;

— мешок для грязного белья.

Обязательные условия:

— первую гигиеническую ванну проводить после заживления пупочной ранки;

— не купать сразу после кормления;

— при купании обеспечить в комнате температуру 22-24°С;

— определять температуру воды только термометром (не допускается определение температуры воды путем погружения локтя в воду).

Этапы

Обоснование

Подготовка к процедуре

• Объяснить маме / родственникам цель и ход проведения процедуры

• Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком

• Подготовить необходимое оснащение

• Обеспечение четкости выполнения процедуры

• Поставить ванночку в устойчивое положение

• Обеспечение безопасности проведения процедуры

• Вымыть и осушить руки, надеть перчатки

• Обеспечение инфекционной безопасности

• Обработать внутреннюю поверхность ванночки дезинфицирующим раствором

 • Вымыть ванночку щеткой, ополоснуть кипятком

• Обеспечение инфекционной безопасности

• Протереть пеленальный столик дезинфицирующим раствором • Вымыть и осушить руки • Положить на стол пеленку

• Обеспечение инфекционной безопасности

• Предупреждение раздражения кожи ребенка дез. средством

• Создание комфортных условий для ребенка

• Положить на дно ванночки пеленку, сложенную в несколько слоев (края пеленки не должны заходить на боковые стенки ванночки)

• Создание комфортных условий

• Сохранение правильного положения пеленки в ванночке

• Положить в ванну водный термометр • Наполнить ванну водой на 1/2 или 1/3 Т 36-37°С Примечание; а) при заполнении ванны водой чередовать холодную и горячую воду; б) при необходимости добавить в ванну несколько капель 5% раствора перманганата калия до бледно-розового окрашивания воды

• Профилактика ожогов у ребенка

• Обеспечение безопасности ребенка • Исключение образования водяного пара в большом количестве

• Антисептическое и подсушивающее средство

• Набрать из ванны воду в кувшин для ополаскивания ребенка

• За время купания вода в кувшине остывает на 1-2° С и обеспечивает закаливающий эффект

• Раздеть ребенка (при необходимости подмыть под проточной водой)

• Сбросить одежду в мешок для грязного белья

• Подготовка ребенка к процедуре

• Предупреждение загрязнения окружающей среды

Выполнение процедуры

• Взять ребенка на руки, поддерживая левой рукой спину и затылок, правой - ягодицы и бедра (рис. 8, а)

•Наиболее удобная фиксация ребенка

•Медленно погрузить малыша в воду (сначала ножки и ягодицы, затем - верхнюю половину туловища). Вода должна доходить до линии сосков ребенка, верхняя часть груди остается открытой

• Освободить правую руку, продолжая левой поддерживать голову и верхнюю половину туловища ребенка

• Обеспечивается максимальное расслабление мышц

• Исключается перегревание ребенка

• Наиболее удобная фиксация малыша при проведении процедуры

• Предупреждается попадание воды в слуховые ходы ребенка

• Предупреждение переноса инфекции из наиболее загрязненных участков кожи на другие ее поверхности

• Надеть на свободную руку «рукавичку» (при необходимости намылить ее детским мылом) и помыть ребенка в следующей последовательности: голова (от лба к затылку) -» шея -> туловище—> конечности (особенно тщательно промыть естественные складки кожи). Последними обмыть половые органы и межъягодичную область

Исключение травмирования кожи •Предупреждение попадания воды и мыла в глаза, уши

• Предупреждение переноса инфекции из наиболее загрязненных участков кожи на другие ее поверхности

• Снять «рукавичку»

• Приподнять ребенка над водой

• Перевернуть ребенка лицом вниз

• Ополоснуть малыша водой из кувшина (вода остыла до 35-36° С (рис. 8, б)

Примечание: желательно иметь помощника

• Достижение инфекционной безопасности •Уменьшение вероятности попадания воды в глаза и уши•Обеспечение закаливающего эффекта

Накинув полотенце, положить ребенка на пеленальныйстоликОсушить кожные покровы промокательными движениями

•Предупреждение переохлаждения

•Обеспечение безопасности ребенка •Предупреждение появлений раздражения кожных покровов ребенка

• Обработать естественные складки кожи стерильным растительным маслом или детской присыпкой

• Предупреждение появления опрелостей

Завершение

процедуры

• Одеть ребенка и уложить в кроватку

• Обеспечение комфортного состояния

• Пеленку с пеленального стола и «рукавичку» поместить в мешок для грязного белья (рукавичку обязательно прокипятить)

• Слить воду из ванночки и сполоснуть ее

 • Обработать внутреннюю поверхность ванны и рабочую поверхность пеленального стола дезраствором

• Снять перчатки, вымыть и осушить руки

• Обеспечение инфекционной безопасности

        

Пеленание

Цель:

— создание ребенку максимального комфорта.

Оснащение:

тонкая и фланелевая распашонки;

— фланелевая и тонкая пеленки;

— подгузник или памперс;

— полотенце;

—пеленальный стол;

— резиновые перчатки;

— емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.

Обязательные условия;

- использовать принцип свободного пеленания (оставлять небольшое пространство в пеленках для свободного движения ножек ребенка);

- шапочку надевать только после ванны и на время прогулок;

- правильная фиксация пеленок («замочек» расположен спереди);

- при пеленании малыша с ручками — нижний край пеленки должен располагаться на середине плеч (выше локтевых суставов);

- исключить образование грубых складок, наличие булавок, пуговиц и т. п.

Этапы

Обоснование

Подготовка

к процедуре

• Объяснить маме / родственникам цель и ход процедуры

• Обеспечение правильного ухода за ребенком

• Подготовить необходимое оснащение

• Обеспечение четкости выполнения процедуры

• Вымыть и осушить руки, надеть перчатки

• Обработать пеленальный столик дезинфицирующим раствором

• Вымыть и осушить руки

• Обеспечение инфекционной безопасности

• Предупреждение раздражения кожи ребенка дез, раствором

• Уложить на пепенальном столе пеленки послойно (снизу вверх: фланелевая—> тонкая -> подгузник или памперс) • Приготовить распашонки, вывернув швы наружу

• Достижение четкости проведения пеленания

• Предупреждение потертостей

• Распеленать ребенка в кроватке (при необходимости подмыть и осушить чистым полотенцем), положить на пеленальный стол

• Обеспечение проведения процедуры

Выполнение процедуры

 • Надеть на ребенка тонкую распашонку разрезом назад, затем фланелевую разрезом вперед

 • Предупреждение охлаждения грудной клетки

• Надеть подгузник. Для этого:

а) уложить ребенка на пеленки так, чтобы широкое основание подгузника приходилось на область поясницы;

б) провести нижний угол подгузника между ножками малыша (рис. 9, а);

в) обернуть боковые концы подгузника вокруг тела (рис. 9, б) Примечание: подгузник можно заменить памперсом

• Предупреждение загрязнения значительных участков тела

• Завернуть ребенка в тонкую пеленку «без ручек»: а) расположить ребенка на тонкой пеленке так, чтобы верхний ее край был на уровне «подмышек»; б) один край пеленки провести между ножек (рис. 9, в); в) другим краем - обернуть малыша; г) подвернуть нижний край пеленки, оставив пространство для свободного движения ножек и обернуть им туловище ребенка (рис.9, г); д) зафиксировать пеленку, расположив «замочек пеленки» спереди

• Реализация использования метода свободного пеленания

• Профилактика потертостей• Сохранение возможности осуществлять движения ножками

• Обеспечение комфортных условий

Запеленать ребенка в теплую пеленку «с ручками» при необходимости:

а) расположить ребенка на фланелевой пеленке так, чтобы ее верхний край располагался на уровне козелка; б) одним краем пеленки зафиксировать плечо соответствующей стороны,переднюю часть туловища и подмышечную область другой стороны;

в) другим краем пеленки накрыть и зафиксировать второе плечо; г) подвернуть нижний край пеленки так, чтобы оставалось свободное пространство для движения ножек ребенка; д) зафиксировать пеленку на уровне середины плеч (выше локтевых суставов), «замочек» расположить спереди

• Предупреждение переохлаждения ребенка

• Предупреждение образования «декольте» при пеленании

• Реализация метода свободного пеленания

• Фиксация ручек ребенка • Обеспечение комфортных условий

Завершени

е процедуры

• Уложить ребенка в кроватку

• Обеспечение безопасности ребенка

• Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором • Снять перчатки, вымыть и осушить руки

• Обеспечение инфекционной безопасности

Рис. 9. Пеленание

Обработка пупочной ранки

Цель:

- предупредить инфицирование пупочной ранки.

Оснащение:

 — стерильные ватные палочки;

 — лоток для отработанного материала;

 — 3% раствор перекиси водорода;

 — 70% этиловый спирт;

 — 5% раствор перманганата калия;

— стерильная пипетка;

 набор для пеленания на пеленальном столике;

— резиновые перчатки;

— емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.

Обязательное условие:

— при обработке пупочной ранки обязательно растягивать ее края (даже при образовавшейся корочке).

Рис. 10. Обработка пупочной ранки

Этапы

Обоснование

Подготовка

к процедуре

• Объяснить маме / родственникам цель и ход проведения процедуры

• Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком

• Подготовить необходимое оснащение

• Обеспечение четкости и быстроты выполнения процедуры

• Вымыть и осушить руки, надеть перчатки

• Обработать пеленальный столик дезинфицирующим раствором

• Вымыть и осушить руки

• Обеспечение инфекционной безопасности

• Предупреждение раздражения кожи ребенка дез. раствором

• Постелить пеленку, на пеленальном столе, уложить ребенка

• Наиболее удобное положение ребенка

Выполнение

 процедуры

• Хорошо растянуть края пупочной ранки указательным и большим пальцами левой руки

• Обеспечение максимального доступа к пупочной ранке

• Капнуть из пипетки в ранку 1-2 капли 3% раствора перекиси водорода• Удалить образовавшуюся «пену» стерильной ватной палочкой движением изнутри кнаружи (сбросить палочку в лоток)

• Достижение механического очищения пупочной ранки

• Сохраняя растянутыми края пупочной ранки. Обработать ранку стерильной ватной палочкой, смоченной 70% этиловым спиртом движением изнутри кнаружи (сбросить палочку в лоток)

• Обработать кожу вокруг ранки этиловым спиртом с помощью ватной палочки движениями от центра к периферии (сбросить палочку в лоток)

• Обеспечение дезинфицирующего и подсушивающего эффекта

• Обработка движениями изнутри кнаружи или от центра к периферии предупреждает занос инфекции в пупочную ранку

• Обработать (по необходимости) пупочную ранку (не затрагивая кожу вокруг ранки) 5% раствором перманганата калия или спиртовым раствором бриллиантовой зелени с помощью ватной палочки (сбросить палочку в лоток)

• Обеспечение дезинфицирующего и подсушивающего эффекта

• «Крепкий» раствор перманганата калия может вызвать ожог кожи

Завершение процедуры

• Запеленать ребенка и положить в кроватку

• Обеспечение безопасности ребенка

• Убрать пеленку с пеленального стола и поместить её в мешок для грязного белья• Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором• Снять перчатки, вымыть и осушить руки

• Обеспечение инфекционной безопасности

Подготовка матери и ребенка к кормлению грудью  

Цель:

- обеспечить инфекционную безопасность во время кормления грудью;

- создать ребенку комфортное состояние во время кормления.

Оснащение:

- косынка, маска, пеленка;

- мыло, полотенце;

- стерильная посуда для сцеживания грудного молока;

- скамеечка под ногу матери;

- набор для пеленания;

- стерильное растительное масло;

- ватные жгутики;

" лоток для отработанного материала.

Обязательные условия:

- кормить ребенка в спокойной обстановке, в спокойном расслабленном состоянии;

- после кормления 2-3 минуты подержать ребенка и вертикальном положении, после чего положить на правый бок (или голову повернуть на бок);

- провести обучение матери.

Этапы

Обоснование

Подготовка матери к кормлению

• Объяснить маме необходимость и смысл ее подготовки к кормлению: а) надеть косынку, марлевую маску; б) помыть руки с мылом; в) обмыть грудь теплой водой и осушить полотенцем; г) удобно сесть в кресло или на стул с подлокотниками, поставить под ногу (со стороны молочной железы, из которой планируется кормление ребенка) скамеечку; д) положить на колени чистую пеленку для ребенка; е) расположить в пределах досягаемости баночку для сцеживания грудного молока (рис.12)

• Обеспечение права матери на информацию и осознанное ее обучение • Профилактика инфицирования ребенка во время кормления

• Обеспечение максимального комфорта во время кормления

• Предупреждение утомления отдельных мышечных групп • Обеспечение инфекционной безопасности• После кормления грудное молоко должно быть обязательно сцежено «до последней капли»

Подготовка ребенка к кормлению

• Перепеленать ребенка

• При необходимости прочистить носовые ходы

• Создание комфортных условий для кормления

Правила кормления грудью

• Перед кормлением необходимо сцедить несколько капель молока

• Первые капли молока могут быть инфицированы

• При сосании ребенок должен захватывать не только сосок, но и ореолу (околососковый кружок) (рис. 13)

• Предупреждение аэрофагии (заглатывания воздуха) • Профилактика мацерации сосков и образования трещин

• Молочная железа матери не должна закрывать носовые ходы ребенка

• Предупреждение нарушения акта сосания

• При каждом кормлении прикладывать ребенка (по возможности) только к одной груди

• Обеспечение времени для образования молока

• Следить, чтобы во время кормления ребенок активно сосал грудь (если ребенок заснул - будить его)

• За время кормления ребенок должен высосать необходимое ему количество молока и удовлетворить сосательный рефлекс

• Удерживать малыша у груди не более 20-30 минут

• Большую часть необходимой дозы малыш высасывает за 5-10 минут, в остальное время он удовлетворяет рефлекс сосания

• После кормления сцедить молоко «до последней капли» и обязательно обмыть грудь теплой водой и осушить

• Профилактика гипогалактии • Профилактика образования трещин, мацерации сосков, развития мастита

Рис. 12. Классическое положение сидя при кормлении ребенка  

Рис. 13.1. Положение ребенка во время кормления:

а - правильное; б - неправильное

Рис. 13. 2. Положение «рука танцора»

(при затрудненном захвате груди)

Контрольное кормление

Цель:

— определить среднее количество молока, получаемого ребенком при кормлении грудью.

Оснащение:

— набор для пеленания с памперсом;

— набор для подготовки матери к кормлению;

— чашечные весы;

 дезинфицирующий раствор, ветошь;

— бумага, ручка.

Обязательное условие:

— в течение суток необходимо провести минимум 3 контрольных кормления (утром, днем и вечером), так как в различное время суток у матери разное количество молока.

Этапы

Обоснование

Подготовка

к процедуре

 Объяснить маме / родственникам цель и ход проведения процедуры

• Обеспечение права на информацию

• Подготовить необходимое оснащение

• Обеспечение четкости выполнения процедуры

• Вымыть и осушить руки, надеть перчатки

• Обеспечение инфекционной безопасности

• Надеть на ребенка памперс и запеленать

• При использовании памперса исключаются погрешности в полученных данных

• Подготовить мать к кормлению грудью

• Исключение инфицирования ребенка во время кормления

• Создание комфортных условий для проведения кормления

• Обработать весы дезинфицирующим раствором и подготовить их к работе

• Обеспечение инфекционной безопасности и достоверности результатов

Выполнение

процедуры

• Взвесить ребенка и зафиксировать полученную массу

• Регистрация исходного веса ребенка

• Передать ребенка матери для кормления грудью в течение 20 минут (рис. 14)

• Достаточное время для получения ребенком необходимой дозы молока и удовлетворения сосательного рефлекса:

• Повторно взвесить ребенка (не меняя памперс в случае мочеиспускания и дефекации) и зафиксировать результат

• Определить разницу полученных данных (при взвешивании ребенка до и после кормления)

• Определение количества высосанного ребенком молока

Завершение процедуры

• Передать ребенка маме или положить в кроватку

• Обеспечение безопасности ребенка

• Протереть весы дезраствором

• Снять перчатки, вымыть и осушить руки

• Обеспечение инфекционной безопасности

• Рассчитать необходимое ребенку количество молока на одно кормление (объемным или калорийным методом)

• Необходимое количество молока зависит от возраста, массы тела ребенка

• Оценить соответствие фактически высосанного молока ребенком долженствующему количеству

• Оценивается лактация у матери

• Решается вопрос о дальнейшем виде вскармливания малыша

Рис. 14. Контрольное кормление

Кормление ребёнка из ложечки

Цель: обеспечить полноценное питание при невозможности грудного вскармливания.

Показания: 

- абсолютные и относительные противопоказания к кормлению грудью;

- отсутствие сосательного рефлекса.

Противопоказания: нет.

Оснащение:

- хлопчатобумажные салфетки (разовые бумажные салфетки);

- чайная ложка с неострыми краями;

- блюда питания (грудное молоко, адаптированная молочная смесь).

Техника безопасности: держать ребёнка на руках с приподнятой головой.

Этапы

Обоснование

Подготовка к процедуре

Выяснить у мамы вкусовые особенности ребёнка

Обеспечение рационального питания с учетом индивидуальных особенностей ребенка

Вымыть и осушить руки

Обеспечение инфекционной безопасности

Приготовить грудное молоко или смесь в необходимом количестве

Примечание: температура молока/смеси не должна превышать температуру тела

Предупреждение недокорма или перекорма;

Обеспечение улучшения вкусовых ощущений

Выполнение процедуры

Проверить температуру молока/смеси, капнув несколько капель на тыльную поверхность своего лучезапястного сустава

Теплая пища не вызывает спазма гладкой мускулатуры желудка, хорошо всасывается, не вызывает ожогов слизистой оболочки

Взять ребёнка на руки

Прикрыть его грудь салфеткой

Предупреждение аспирации пищи;

Предупреждение загрязнения одежды

Ложкой, наполненной на 1/2 пищей, коснуться нижней губы (ребенок открывает рефлекторно рот), затем прикоснуться ложкой к языку и влить молоко/смесь в рот, извлечь пустую ложку

Обеспечивается попадание пищи в ротовую полость

Подождать, пока ребенок проглотит пищу, при необходимости вытирая салфеткой губы

Примечание: кормить медленно, следующую порцию молока вливают в рот только после того, как ребёнок проглотит предыдущую

Предупреждение загрязнения белья;

Предупреждение аспирации пищи

Завершение процедуры

Осмотреть полость рта, убедиться, что

молока во рту не осталось

Предупреждение вторичной асфиксии

Придать ребёнку вертикальное положение для отрыгивания воздуха

Профилактика аэрофагии

Убрать салфетку, прикрывающую грудь и шею ребенка;

Уложить ребёнка в кроватку на бочок

Обеспечение комфортного состояния

Вымыть и осушить руки

Обеспечение инфекционной безопасности

Кормление ребенка из рожка

Цель:

— обеспечить полноценное питание ребенку.

Оснащение:

— косынка, марлевая маска;

— мерная бутылочка (рожок);

— стерильная соска;

— необходимое количество молочной смеси (или другой пищи) температурой 36-37'Сна одно кормление;

— толстая игла для прокалывания соски;

— емкости с 3% раствором соды для кипячения сосок и бутылочек.

Этапы

Обоснование

Подготовка

к процедуре

• Объяснить маме / родственникам цель и ход проведения процедуры

• Обеспечение правильного ежедневного кормления ребенка

• Подготовить необходимое оснащение

• Обеспечение четкости выполнения процедуры

• Вымыть и осушить руки

• Надеть косынку, маску

• Подготовить ребенка к кормлению

• Обеспечение инфекционной безопасности

• Залить в рожок необходимое количество свежеприготовленной молочной смеси (или другой пищи)

• Профилактика инфекционных заболеваний ЖКТ

• Если соска новая, проколоть в ней отверстие раскаленной толстой иглой

• При наличии большого отверстия в соске увеличивается вероятность попадания в желудок во время кормления, при узком отверстии в соске - малыш будет быстро уставать

• Надеть соску на бутылочку

• Проверить скорость истечения смеси и ее температуру, капнув на тыльную поверхность своего лучезапястного сустава

• Жидкость из рожка должна вытекать редкими каплями • Теплый раствор не вызывает спазма гладкой мускулатуры желудка, хорошо всасывается, не вызывает ожогов слизистой оболочки

Выполнение процедуры

• Расположить ребенка на руках с возвышенным головным концом

• Профилактика аспирации

• Покормить малыша, следя за тем, чтобы во время кормления горлышко бутылочки постоянно и полностью было заполнено смесью, рис. 15)

• Предупреждение заглатывания воздуха (аэрофагии)

Завершение процедуры

• Подержать ребенка в вертикальном положении 2-5 минут

• Удаление воздуха, попавшего в желудок в процессе кормления

• Положить ребенка в кроватку на бок (или голову повернуть на бок)

• Профилактика аспирации при возможном срыгивании

• Снять с бутылочки соску, промыть соску и рожок под проточной водой, а затем прокипятить в 3% содовом растворе 15 минут

• Слить из бутылочки воду и хранить ее в закрытой емкости

• Обеспечение инфекционной безопасности

Рис. 15. Положение бутылки при кормлении ребенка:

а - неправильное, б – правильное

Кормление недоношенных детей через зонд

Формирование внутренних органов младенца полностью завершается к 36-38 неделе беременности. Доношенный ребенок способен питаться самостоятельно. Глубокая недоношенность, патология развития плода, экстремально низкая масса - показания к зондовому питанию. Кормление недоношенных детей через зонд является распространенной манипуляцией, позволяющей адаптировать ребенка к внеутробной жизни.

Кормление недоношенных детей через зонд - вынужденная мера при глубокой недоношенности или патологиях развития. Выбор способа зависит от многих факторов: наличие сосательного и глотательного рефлексов, аномалии развития носоглотки, низкая оценка по шкале Апгар.

Техника кормления через зонд:

  1. Исходя из возраста и массы новорожденного, определяется

необходимый объем грудного молока или смеси. Жидкость нагревается на водяной бане до 40 °С.

  1. Ребенку проводится туалет: прочищают носовые ходы, умывают лицо, меняют подгузник. Малыш выкладывается на спинку, головка поворачивается на бок.
  2. Медицинский персонал тщательно моет руки и надевает стерильные перчатки.
  3. Производится измерение расстояния от переносицы младенца до конца мечевидного отростка. Такое же расстояние отмечается на зонде.
  4. Держа зонд в левой руке, открывают его. Правой - присоединяют шприц и проверяют проходимость зонда. Кончик зонда смачивается молоком.
  5. Зонд берется в правую руку на расстоянии 7-8 см, медленно и осторожно вводится в носовую полость до отметки.
  6. Потягивая поршень на себя, осторожно извлекают содержимое желудка; удаляют поршень из шприца; содержимое выливают в лоток.
  7. В шприц наливают необходимое количество материнского молока или смеси - питание медленно стекает в желудок.
  8. Шприц отсоединяется, зонд закрывается заглушкой.
  9. В стерильный шприц набирают 2 мл кипяченой воды, подсоединяют к зонду и промывают его.
  10. Шприц отсоединяется, заглушка закрывается, зонд закрепляется на теле ребенка при помощи лейкопластыря.
  11. После кормления ребенок срыгивает, поэтому его необходимо положить на бочок.

Правильно проводимое зондовое кормление позволяет малышу сформировать необходимые навыки. Перевод новорожденного на обычный способ питания производится под наблюдением врача при формировании сосательного и глотательного рефлексов, наборе массы, стабилизации жизненных показателей ребенка.

Обработка и перевязка пуповины

Цель:

  • предупреждение обсеменения патогенной микрофлорой пуповинного остатка, профилактика гнойно-септической инфекции.

Оснащение:

  • стерильный материал (ватные шарики, марлевые салфетки, деревянные палочки с ватными тампонами) в биксе или крафт-пакетах;
  • лоток для стерильного материала; лоток для использованного материала;
  • 96% этиловый спирт; 5% спиртовой раствор йода;
  • стерильные ножницы; стерильные пеленки;
  • пеленальный столик;
  • резиновые перчатки;
  • емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь

ЭТАПЫ

ОБОСНОВАНИЕ

 Подготовка к процедуре

  • Объяснить маме цель и ход проведения процедуры
  • Обеспечение права на информацию
  • Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
  • Обеспечение инфекционной безопасности
  • Подготовить необходимое оснащение  
  • Выложить в лоток стерильный материал из бикса: ватные шарики и марлевые салфетки
  • Обеспечение четкости и эффективности выполнения процедуры

Выполнение процедуры

  • Вымыть и обработать руки, надеть стерильные перчатки
  • Обеспечение инфекционной безопасности
  • После прекращения пульсации в пуповине (через 5-7 минут после рождения) ее протирают ватным тампоном, смоченным в 96% спирте, и накладывают на нее два пупочных зажима
  • Обеспечение инфекционной безопасности
  • Пуповину между зажимами обрабатывают 5% спиртовым раствором йода и перерезают стерильными ножницами
  • Обеспечение инфекционной безопасности
  • Место разреза детского конца пуповины смазывают йодом, закрывают стерильной салфеткой и переносят ребенка на предварительно продезинфицированный и застеленный чистой пеленкой пеленальный стол
  • Обеспечение инфекционной безопасности
  • Обеспечение четкости проведения процедуры  
  • Остаток пуповины повторно обрабатывают 96% спиртом и на расстоянии 1-1,5 см от пупочного кольца накладывают еще один зажим
  • Обеспечение инфекционной безопасности

  • Под зажимом проводят стерильную шелковую лигатуру, которую туго завязывают, после чего зажим снимают, отсекают длинный конец пуповины, оставляя 2-3 см над лигатурой
  • Обеспечение инфекционной безопасности

  • Срез пуповины прижимают тампоном, смоченным 5% спиртовым р-ром йода и накладывают стерильную марлевую повязку
  • Обеспечение инфекционной безопасности

Завершение процедуры

  • Запеленать ребенка
  • Обеспечение комфортного состояния
  • Обработать поверхность матраца, кроватки дезраствором
  • Обеспечение инфекционной безопасности
  • Вымыть и осушить руки
  • Обеспечение инфекционной безопасности
  • Уложить ребенка в кроватку
  • Обеспечение безопасности ребенка
  • Убрать пеленку с пеленального стола и поместить ее в мешок для грязного белья
  • Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезрасвором
  • Снять перчатки, вымыть, осушить руки
  • Обеспечение инфекционной безопасности

Обработка остатка пуповины

Цель: предупреждение обсеменения патогенной микрофлорой пуповинного остатка, профилактика гнойно-септической инфекции.

Оснащение: Стерильный материал (ватные шарики, марлевые салфетки, деревянные палочки с ватными тампонами) в биксе или рафт-пакетах; лоток для стерильного материала; лоток для использованного материала; 3% раствор перекиси водорода; 70% этиловый спирт; 5% раствор перманганата калия; стерильные пеленки; пеленальный столик; резиновые перчатки; емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь

ЭТАПЫ

ОБОСНОВАНИЕ

 Подготовка к процедуре

  • Объяснить маме цель и ход проведения процедуры
  •   Обеспечение права на информацию
  • Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
  • Обеспечение инфекционной безопасности
  • Подготовить необходимое оснащение  
  • Выложить в лоток стерильный материал из бикса: ватные шарики и марлевые салфетки, деревянные палочки с ватными тампонами

  • Обеспечение четкости и эффективности выполнения процедуры
  • Обработать пеленальный столик дезраствором и постелить на него пеленку
  • Обеспечение инфекционной безопасности
  • Распеленать ребенка в кроватке. Внутреннюю пеленку развернуть, не касаясь кожи ребенка руками
  • Обеспечение инфекционной безопасности
  • Руки загрязнены микрофлорой наружных пеленок
  • Вымыть и обработать руки , надеть стерильные перчатки
  • Обеспечение инфекционной безопасности
  • Подмыть ребенка (при необходимости), уложить ребенка на пеленальный стол
  • Сбросить белье в мешок для грязного белья
  • Подготовка ребенка к процедуре
  • Наиболее удобное положение ребенка
  • Предупреждение загрязнения окружающей среды

Выполнение процедуры

  • Вымыть и обработать руки, надеть стерильные перчатки
  • Обеспечение инфекционной безопасности
  • Захватить рукой лигатуру, подняв за нее пуповинный остаток вверх
  • Фиксация пуповинного остатка
  • Обработать срез пуповинного остатка палочкой с ватным тампоном, смоченным 70% спиртом; затем круговыми движениями весь остаток сверху вниз по направлению к основанию

Примечание: когда пуповинный остаток мумифицируется, сначала обработать его основание, а затем снизу вверх весь остаток

  • Срез пуповинного остатка является входными воротами инфекции

  • Участок предстоящего отторжения
  • Обработать этой же палочкой кожу вокруг пуповинного остатка от центра к периферии
  • Обработка движениями от центра к периферии предупреждает занос инфекции
  • Другой палочкой с ватным тампоном, смоченным 5% раствором перманганата калия, обработать пуповинный остаток в той же последовательности, не касаясь живота ребенка
  • Обеспечение дезинфицирующего и подсушивающего эффекта
  • «Крепкий» раствор перманганата калия может вызвать ожог кожи

Завершение процедуры

  • Запеленать ребенка
  • Обеспечение комфортного состояния
  • Обработать поверхность матраца, кроватки дезраствором
  • Обеспечение инфекционной безопасности
  • Вымыть и осушить руки
  • Обеспечение инфекционной безопасности
  • Уложить ребенка в кроватку
  • Обеспечение безопасности ребенка
  • Убрать пеленку с пеленального стола и поместить ее в мешок для грязного белья
  • Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором
  • Снять перчатки, вымыть, осушить руки
  • Обеспечение инфекционной безопасности

Согревание недоношенного ребенка

Терморегуляция недоношенного ребенка крайне несовершенна. Температура тела зависит от температуры окружающей среды. Дети быстро охлаждаются и также способны быстро перегреваться. Из-за незрелости центральной нервной системы недоношенные с одинаковой массой и одного возраста по-разному удерживают температуру тела.

К охлаждению ребенка предрасполагают:

1) усиленная теплоотдача из-за большой поверхности тела по отношению к массе и недостаточного развития подкожного жирового слоя;

2) сниженная продукция тепла в связи с малым количеством пищи в первые недели жизни, низкой активностью мышц, недостаточностью окислительных процессов. Дефекты ухода могут стать непосредственной причиной охлаждения. Охлаждение проявляется бледностью кожных покровов, снижением физиологических рефлексов, ухудшением общего состояния.

Перегревание ребенка связано с несовершенством терморегуляционного центра, недоразвитием потовых желез, недостаточной реакцией сосудов кожи на тепловой раздражитель. Оно характеризуется повышением температуры тела (иногда до 40 °С), появлением одышки, вялостью, ухудшением активности сосания, учащением стула. У детей с повреждением центральной нервной системы могут возникнуть судороги, с геморрагическим синдромом - усилиться кровоточивость.

     Дополнительное согревание новорожденного ребенка медицинская сестра проводит строго по назначению врача. В листе наблюдения врач определяет метод согревания. Для согревания применяют термоматрац, термозащитную пленку, матрац из меха, вязаные комплекты, грелки, кроватки с подогревом, инкубатор. Гелевые и резиновые грелки используют, когда нет возможности применить другие способы согревания.

Особую осторожность соблюдают при обогреве новорожденных без сознания, с нарушением микроциркуляции, недоношенных и маловесных детей, при гипотрофии, больных с нарушением кожной чувствительности.

Во время процедуры тщательно наблюдают за состоянием кожных покровов и температурой тела ребенка. Соблюдение техники выполнения согревания позволяет избежать осложнений - перегревания новорожденного и ожога поверхности тела. В случае покраснения кожи на месте согревания обогрев прекращают и срочно сообщают о возникшем осложнении врачу.

Дополнительное согревание проводят до нормализации температуры тела. Медицинская сестра делает отметку в листе наблюдения о выполненной процедуре. Если процедура не завершена к передаче смены, в журнале передачи смены отмечают факт использования дополнительного обогрева.

Оснащение рабочего места: 1) термоматрац; 2) термозащитная пленка; 3) матрац из меха, пакет для его хранения; 4) грелки (гелевая, резиновая), емкость с теплой водой; 5) вязаный комплект; 6) пеленки, полотенце; 7) клеенка; 8) медицинский термометр; 9) рефлектор; 10) инкубатор; 11) кроватка с подогревом; 12) емкости с антисептическим и дезинфицирующим растворами для обеззараживания рук и поверхностей.

Применение термоматраца

Оснащение рабочего места см. «Согревание недоношенного ребенка».

Подготовительный этап выполнения манипуляции.

1. Проверить отсутствие повреждений на покрытии термоматраца.

  1. Провести дезинфекцию его поверхности. Вымыть и просушить руки.
  2. Положить термоматрац в кроватку и включить в сеть. Он прогревается до 37-38 °С. Состояние подогрева проверяют прикосновением к нему внутренней стороной предплечья.
  3. Положить на термоматрац теплую пеленку.

Основной этап выполнения манипуляции.

5. Уложить ребенка на обогреваемую поверхность. Длительность обогрева должна соответствовать назначению врача.

Обязателен контроль температуры тела.

Заключительный этап выполнения манипуляции.

 6. После окончания процедуры выключить термоматрац из сети, извлечь из кроватки и обработать его рабочую поверхность дезинфицирующим раствором. Вымыть и просушить руки.

 7. Отметить время обогрева в листе наблюдения.

Применение термозащитной пленки

Оснащение рабочего места см. «Согревание недоношенного ребенка».

Подготовительный этап выполнения манипуляции.

1. Вымыть и просушить руки.

2. Завернуть термозащитную пленку в хлопчатобумажную пеленку как в пододеяльник. Нагреть ее с помощью рефлектора.

Основной этап выполнения манипуляции.

3. Уложить ребенка. Накрыть новорожденного термозащитной пленкой. Верхний край ее должен находиться на уровне подмышечной области, нижний - прикрывать стопы (рис. 19).

Заключительный этап выполнения манипуляции.

4. После окончания процедуры снять с ребенка термозащитную пленку.

  1. Отметить время обогрева в листе наблюдения.
  2. Обработать поверхности термозащитной пленки и пакет для ее хранения дезинфицирующим раствором (3 % раствором водорода пероксида или 70% этиловым спиртом). Положить термозащитную пленку, а также этикетку с указанием даты, времени обработки, подписи медсестры в пакет для хранения.

Рис. 19. Применение термозащитной пленки

Применение мехового матраца

Оснащение рабочего места см. «Согревание недоношенного ребенка».

Подготовительный этап выполнения манипуляции.

1. Вымыть и просушить руки.

  1. Извлечь меховой матрац из полиэтиленового пакета. Провести кварцевание меха в течение 30 мин. Лампу для кварцевания располагают на расстоянии 0,3 м.
  2. Нагреть матрац и вязаный комплект ребенка под рефлектором.
  3. Покрыть обычный матрац простынкой, положить на нее мех. Сложить две хлопчатобумажные пеленки в 6-8 раз в виде квадрата под голову и тазовую область. В середину пеленки, которую кладут под тазовую область, вложить подкладочную клеенку.
  4. Надеть на ребенка вязаный комплект.

Основной этап выполнения манипуляции.

6. Уложить ребенка на матрац из меха (рис. 20). Мех используют не более двух дней, при загрязнении он подлежит замене.

Заключительный этап выполнения манипуляции.

7. Выстирать после использования мех в мыльном растворе, прополоекать и просушить. Провести его дезинфекцию в дезинфекционной камере. Хранить чистый мех в полиэтиленовом пакете в ящике или пеленке. В пакет положить этикетку с датой дезинфекции и подписью медсестры, проводившей обработку.

Рис. 20. Применение мехового матраца

Применение гелевой грелки

Оснащение рабочего места см. «Согревание недоношенного ребенка».

Подготовительный этап выполнения манипуляции. 

1. Вымыть и просушить руки.

2.Нагреть гелевую грелку в горячей (40-50 °С) воде. Проверить температуру грелки - положить ее на внутреннюю поверхность предплечья.

Основной этап выполнения манипуляции.

3. Приложить грелку к назначенной области. Она должна только прикасаться к телу ребенка. Во время процедуры проверяют состояние кожи в местах прикосновения грелки, особенно тщательно каждые 5 мин в течение 30 мин от начала обогрева.

Заключительный этап выполнения манипуляции.

4. После окончания процедуры извлечь грелку, вымыть ее с мылом, ополоснуть и протереть наружную поверхность дезинфицирующим раствором. Вымыть и просушить руки.

5. Отметить время обогрева ребенка в листе наблюдения.

6.Хранить грелку в полиэтиленовом мешке или ящике, коробке. Каждые три дня емкость для хранения обрабатывать дезинфицирующим раствором. В пакет (емкость) положить этикетку с указанием даты, времени обработки, подписи медсестры, проводившей обработку.

Выхаживание недоношенного ребенка в инкубаторе

Эксплуатация инкубатора

     Инкубатор (кувез, рис. 22) предназначен для выхаживания и лечения недоношенных детей 2-4-й  степени, а также новорожденных в тяжелом состоянии. Срок пребывания ребенка в  инкубаторе зависит от массы тела при рождении, его зрелости и тяжести состояния. Инкубатор состоит из корпуса и кабины. В корпусе размещены электротехническое оборудование, автоматическая электронная система и приборный блок.

Кабина состоит из колпака, плиты и матраца. Прозрачный колпак инкубатора позволяет наблюдать за новорожденным, снижает потери тепла. Стенки колпака имеют дверцы доступа и отверстия для инфузионных и дыхательных трубок. Открывающиеся панель и дверцы, выдвижная кроватка с изменяемым углом наклона обеспечивают удобный доступ к ребенку для лечения и ухода за ним. Подключение дополнительной аппаратуры позволяет проводить мероприятия интенсивной терапии - санацию дыхательных путей, искусственную вентиляцию легких, дозированное введение лекарственных средств, переливание крови, рентгеноскопию.

    В   инкубаторе   регулируются температура, относительная влажность воздуха, концентрация кислорода, имеется система контроля и тревожной сигнализации. Благодаря этому внутри инкубатора обеспечивается заданный температурный режим, равномерное распределение тепла и увлажнение воздуха, подача кислородно-воздушной смеси.

В инкубаторе поддерживается температура от 32 °С до 36 °С. Она оптимальна, если температура тела ребенка сохраняется в пределах 36,5-37 °С, тем самым исключается его перегревание и охлаждение. В инкубаторах интенсивного ухода температура воздуха регулируется автоматически по показаниям кожных датчиков.

На температуру в инкубаторе могут повлиять различные предметы, помещенные внутрь него и способные изменять поток воздуха (например, использование кислородного колпака), воздействие прямых солнечных лучей, близкое расположение лампы фототерапии и других теплоизлучающих источников. Отклонение температуры от установленной происходит при открытых дверцах или панели инкубатора.

Влажность воздуха в первые сутки составляет до 90%, затем 60-65%.

Концентрация увлажненного кислорода поддерживается около 30%. Метод подачи, концентрация и длительность кислородотерапии индивидуальны для каждого ребенка. Целесообразно обеспечить минимальную концентрацию кислорода, при которой исчезают признаки гипоксии (цианоз кожных покровов и слизистых оболочек, низкая двигательная активность, редкое дыхание с длительным апноэ, брадикардия). В отделении реанимации применяют интенсивность кислородотерапии в зависимости от показателей парциального давления кислорода (рОг) в крови ребенка.

При работе с кислородом необходимо соблюдение мер безопасности. Эксплуатация инкубатора требует постоянного наблюдения за новорожденным (табл. 4). Ежедневно следует проводить контроль системы тревожной сигнализации.

Дезинфекция инкубатора

Высокая температура и влажность в инкубаторе способствуют размножению микроорганизмов, поэтому выхаживание ребенка в инкубаторе требует строгого соблюдения санитарно-гигиенического режима.

Чистку и дезинфекцию аппарата выполняют перед поступлением нового ребенка, через каждые три дня при длительном его пребывании в инкубаторе, а также в случае, если он простоял без ребенка пять дней.

Дезинфицирующие растворы поступают из аптеки лечебно-профилактического учреждения. На тару с дезинфицирующим средством наклеивают этикетку с указанием его названия, концентрации, даты приготовления, срока хранения.

Дезинфицирующие средства и их растворы хранят отдельно от лекарственных препаратов. Расфасовку, приготовление рабочих растворов проводят в вытяжном шкафу или в отдельном помещении в резиновых перчатках, герметичных очках и респираторе (четырехслойной марлевой маске). После работы руки моют водой с мылом. При попадании дезинфицирующих средств на незащищенную кожу или слизистую глаз немедленно обильно промывают эти области чистой водой.

Дезинфекцию инкубатора осуществляют в хорошо проветриваемом помещении, оснащенном бактерицидными ультрафиолетовыми облучателями (настенными или потолочными) и передвижной бактерицидной лампой.

Требуется строго соблюдать последовательность всех этапов обеззараживания и последующей обработки инкубатора, точно выполнять сроки экспозиции и проветривания. Это обеспечит эффективное обеззараживание и максимальное удаление с обрабатываемых поверхностей дезинфицирующих средств.

Для дезинфекции инкубатора используют одно из средств бактерицидного и вирулоцидногодействия - 3% раствор водорода пероксида с добавлением 0,5% раствора моющего средства типа «Лотос» («Новость», «Триас-А», «Прогресс», «Астра», «Айна»), 1% раствор хлорамина, 0,2% раствор сульфохлоранти-на; бактерицидного действия - 3% раствор ниртана, 1% раствор амфолана, «Мжроцид» и др.

Рабочие растворы водорода пероксида, хлорамина используют в течение первых суток после приготовления. Их хранят в плотно закрытой таре в темном месте при температуре 20-21 °С, предохраняя тем самым растворы от разрушения.

Оснащение рабочего места: 1) инкубатор интенсивной терапии для новорожденных; 2) емкость с дезинфекционно-моющим средством (50-70 мл на одну обработку); 3) емкость со стерильной дистиллированной водой для обработки поверхностей инкубатора (100-150 мл); 4) емкость с увлажнителем для залива в резервуар (несколько литров дважды дистиллированной воды в зависимости от модели инкубатора); 5) стерильная пеленка или ветошь; 6) бактерицидная лампа; 7) перчатки медицинские.

Подготовительный этап выполнения манипуляции.

1. Разобрать инкубатор для чистки и дезинфекции.

Для этого следует отключить кабель электропитания инкубатора от сети, снять узел подводки кислорода и отсоединить кислородные шланги. Опорожнить емкость увлажнителя. Снять электронный блок. Слить воду из резервуара увлажнителя. Снять фильтр тонкой очистки. Извлечь матрац в чехле и осмотреть -при проколе или разрыве его следует заменить. Снять поддон матраца и крышку воздушной завесы, подъемные устройства, прокладки колпака и дверцы, манжеты с отверстий на боковых стенках колпака, воздухозаборную трубку.

  1. Очистить инкубатор от всех твердых отходов и загрязнения.
  2. Перед обеззараживанием поверхностей надеть резиновые перчатки.

Основной этап выполнения манипуляции. 4. Протереть ветошью, смоченной (дважды с интервалом 15 мин) в дезинфекционно-моющем растворе и слегка отжатой, внутреннюю поверхность кабины, полку, матрац, ручки, затем наружную поверхность инкубатора. При использовании «Микроцида» оросить поверхности. Дезинфекция прозрачного колпака может проводиться 0,25% раствором уксусной кислоты (дважды с интервалом 15 мин).

  1. Закрыть инкубатор колпаком на 1ч. Сменить халат.
  2. Открыть колпак инкубатора и дважды протереть поверхности стерильной ветошью, обильно смоченной стерильной водой.
  3. Насухо протереть поверхности стерильной ветошью.
  4. Произвести сборку инкубатора после чистки и дезинфекции.
  5. Вложить новые фильтры в инкубатор (в инкубаторе интенсивного ухода смену фильтров выполняет техник).
  6. Включить бактерицидную лампу на расстоянии 0,5-1 м от инкубатора и. направить свет на открытую камеру. Если для дезинфекции применялся раствор водорода пероксида, экспозиция облучения составляет 60 мин, при использовании раствора хлорамина - 30 мин. В некоторых моделях инкубаторов кварце-ванне не проводится. Помещение, в котором находится инкубатор, подлежит кварцеванию.
  7. Залить дистиллированную воду в резервуар увлажнителя.
  8. Закрыть колпак и включить инкубатор на 5 ч, если для дезинфекции использовался раствор водорода пероксида (при применении раствора хлорамина -на 2 ч).

Заключительный этап выполнения манипуляции. 13. Поставить переключатель «Сеть» в положение «0» и отсоединить кабель от сети электропитания.

  1. Закрепить на инкубаторе этикетку с указанием даты проведения, последней дезинфекции, использованного дезинфицирующего средства, подписи медицинской сестры, проводившей обработку.
  2. Переместить инкубатор в детскую палату. Установить заданные врачом параметры: температуру, влажность, скорость подачи кислорода. Проверить исправность аппарата.

Основное расписание национального календаря профилактических прививок на 2023 год включают в себя:

Возраст

Прививки

Примечания

Новорожденные в первые 24 часа жизни

против вирусного гепатита B (первая вакцинация)

новорожденные в период с 3 по 7 дни жизни

против туберкулеза

1 месяц

против гепатита В (вторая вакцинация)

2 месяца

против гепатита В (третья вакцинация)

только для детей из групп риска

2 месяца

против пневмококковой инфекции (первая вакцинация)

3 месяца

против дифтерии, коклюша, столбняка (первая вакцинация)

3 месяца

против полиомиелита (первая вакцинация)

3 месяца

против гемофильной инфекции (первая вакцинация)

4,5 месяца

против дифтерии, коклюша, столбняка (вторая вакцинация)

4,5 месяца

против полиомиелита (вторая вакцинация)

4,5 месяца

против гемофильной инфекции (вторая вакцинация)

4,5 месяца

против пневмококковой инфекции (вторая вакцинация)

6 месяцев

против гепатита В (третья вакцинация)

6 месяцев

против дифтерии, коклюша, столбняка (третья вакцинация)

6 месяцев

против полиомиелита (третья вакцинация)

6 месяцев

против гемофильной инфекции (третья вакцинация)

12 месяцев

против кори, краснухи, эпидемического паротита

12 месяцев

против гепатита В (четвертая вакцинация)

группы риска

15 месяцев

ревакцинация против пневмококковой инфекции

18 месяцев

ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка

18 месяцев

ревакцинация против полиомиелита

18 месяцев

ревакцинация против гемофильной инфекции

20 месяцев

вторая ревакцинация против полиомиелита

6 лет

ревакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита

6 лет

ревакцинация против полиомиелита

6-7 лет

ревакцинация против дифтерии и столбняка

6-7 лет

ревакцинация против туберкулеза

14 лет

ревакцинация против дифтерии и столбняка

дети с 6 месяцев, а также учащиеся 1-11 классов

против гриппа.

Взрослые от 18 лет

ревакцинация против дифтерии, столбняка

проводится каждые 10 лет с момента последней ревакцинации

C:\Users\Windows10\Desktop\Календарь прививок.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перечень Видов работ, манипуляций. Дисциплина « Здоровый человек и его окружение» 060101/31.02.01 Лечебное дело

Перечень  Видов работ, манипуляций.  Дисциплина  « Здоровый человек и его окружение» 060101/31.02.01 Лечебное дело...

ФГОС 2022 Курс лекций по дисциплине "Здоровый человек и его окружение"

Курс лекций по дисциплине "Здоровый человек и его окружение" составлен в соответствии с примерной программой дисциплины и требованиями ФГОС 2022. Предназначен для студентов 1 курса специальн...

ФГОС 2022 ВОПРОСЫ к Комплексному Экзамену по дисциплине «ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ» специальность «Лечебное дело»

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ»специальность «Лечебное дело» Для подготовки рекомендуется литература: 1. Кучма В.Р. Здоровый ...

ФГОС 2022 Сборник алгоритмов манипуляций по ПМ.01. Осуществление профессионального ухода за пациентом

ФГОС 2022 Сборник алгоритмов манипуляций по ПМ.01. Осуществление профессионального ухода за пациентом...

Алгоритмы манипуляций по дисциплине "Здоровый человек и его окружение"

Алгоритмы выполнения и перечень манипуляций по дисциплине "Здоровый человек и его окружение" предложены студентам 1 курса специальности "Лечебное дело" для подготовки к практически...

ФГОС 2022 Перечень манипуляций к Экзамену квалификационному по ПМ.01 Лечебное дело

ФГОС 2022 Перечень манипуляций для подготовки к Экзамену квалификационному по ПМ.01  Лечебное дело...

ФГОС 2022 Сборник алгоритмов манипуляций к разделу1 ПМ.02 Лечебное дело

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;Национальный стандарт российской федерации технологии выполнения простых медицинских ус...