Практическое занятие "Изготовление жидких лекарственных форм с использованием концентратов
методическая разработка
Разработка практического занятия предназначена для студентов 2 курса специальности Фармация. Содержит вопросы проверки исходного уровня знаний, примеры выполнения заданий, задания для выполнения с алгоритмом действия и задания на закрепление материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izgot._zhlf_s_kontsentratami_stud.docx | 52.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство здравоохранения Амурской области ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
АМУРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Методическая разработка
практического занятия для студента
Тема: «Изготовление жидких лекарственных форм с использованием концентратов».
МДК 02.01. «Технология изготовления лекарственных форм» II курс
ПМ 02. Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля» Специальность 33.02.01.«Фармация»
Составлена: Суховой Л. П., преподавателем технологии
изготовления лекарственных форм
г. Благовещенск 2014 г.
Практическое занятие № 9
Тема: «Изготовление жидких лекарственных форм с использованием концентратов».
Продолжительность занятия: 270 мин.
Цель занятия: Научиться готовить жидкие лекарственные формы с использованием концентратов, оформлять их к отпуску.
Задачи: Студент должен:
Знать:
- Правила асептики и санитарного режима для обеспечения асептических условий изготовления концентрированных растворов.
- Требования нормативных документов по приготовлению, оценке качества, хранению и оформлению к отпуску жидких лекарственных форм из аптек.
Уметь:
- Рассчитывать количество воды и лекарственных веществ
- Выбирать и обосновывать оптимальную технологию изготовления жидких лекарственных форм.
- Проводить проверку доз веществ сп. А и Б
- Осуществлять основные технологические операции (отвесить, отмерить, растворить, процедить)
- Оценивать качество жидких лекарственных форм .
- Упаковывать и оформлять жидкие лекарственные формы к отпуску.
- Заполнять паспорт письменного контроля.
В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:
ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии
ОК.2. Организовывать собственную деятельность
ОК 3. Решать проблемы, принимать решения в нестандартных ситуациях
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, личностного развития
ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК.6.Уметь работать в коллективе
Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:
ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку, фасовать лекарственные средства
ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств
ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности
ПК.2.5. Оформлять документы первичного учета
Тип занятия: практическое занятие с элементами проблемного обучения.
Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм
Литература:
- Аванесьянц Э. М Технология изготовления лекарственных форм. Феникс 2002 г. 448 с.
- Грецкий В. М. Хоменок В. С. Руководство к практическим занятиям по технологии лекарственных форм. М. Медицина 2000 г. 304 с.
- Погорелов В И. Фармацевтическая технология Феникс. 2002 г. 543 с.
Оснащение занятия:
- Методическая разработка практического занятия для студентов и преподавателя.
- Дидактический материал (приказы МЗ РФ № 305, 376, 308, опорные таблицы).
- Средства деятельности: штангласы с лекарственными веществами, вода очищенная, весы, разновес, марлевые салфетки, флаконы, пробки, крышки, бумажные прокладки, этикетки, подставки.
Внутрипредметные связи:
1. Изготовление истинных растворов.
2. Дозирование по массе, объёму.
3. Средства упаковки и оформления жидких лекарственных форм.
4. Оценка качества жидких лекарственных форм.
Межпредметные связи:
1. Латинский язык (чтение и перевод рецептов).
2. Химия (свойства лекарственных веществ, работа с мерной посудой).
3. Знания гигиены.
4. Фармакология (правила выписывания ЖЛФ).
5. Организация и экономика фармации ( хранение лекарственных средств).
Структура занятия
- Организационный момент - 5 мин.
- Контроль исходного уровня знаний - 45 мин.
- Самостоятельная работа - 180 мин.
- Закрепление пройденного материала - 20 мин.
- Подведение итогов занятия - 15 мин
- Задание на дом - 5 мин.
Содержание программы
- Организационный момент
Преподаватель проверяет у студентов наличие дневника, халата, шапочки, готовность рабочего места к занятию.
Методическая установка: Концентрированные растворы применяют при изготовлении жидких лекарственных форм массо-объемным способом. Применение этих растворов повышает производительность труда, эффективность и качество работы фармацевта, обеспечивает массо-объемную концентрацию лекарственных веществ в лекарственных формах, ускоряет отпуск лекарственной формы больному. Поэтому знание правильной технологии растворов и умение верно рассчитать количество ингредиента и растворителя является необходимым для качественного изготовления лекарственной формы.
Поэтому сегодня на занятии Вы должны научиться готовить жидкие лекарственные формы с использованием концентрированных растворов и оформлять их к отпуску.
П. Контроль исходного уровня знаний.
1. Фронтальный опрос (приложение № 1)
2. Решение ситуационных задач у доски (приложение № 2)
III.Самостоятельная работа
- Внимательно изучить теоретическую основу и алгоритм действия. Выявить неясные вопросы и получить ответы у преподавателя до выполнения задания.
- Под руководством преподавателя:
- Получить индивидуальное задание (приложение № 3)
- Перевести рецепты на латинский язык
- Ознакомиться со свойствами лекарственных веществ, входящих в состав прописи
- Провести необходимые расчеты по данной прописи (проверить дозы веществ сп. А и Б, рассчитать количество концентрированного раствора и воды очищенной)
- Выбрать оптимальную технологию для данной прописи
3. Самостоятельно (пользуясь алгоритмом действия):
- Приготовить раствор с использованием концентрированного раствора
- Оценить качество приготовленной лекарственной формы
- Заполнить паспорт письменного контроля
IV. Закрепление пройденного материала
- Решить ситуационные задачи (групповая работа) (приложение № 4)
- Тестовый контроль (приложение № 5)
V. Подведение итогов занятия
Сдать дневник и приготовленную лекарственную форму на проверку преподавателю. Преподаватель оценивает ваши ответы, активность на всех этапах занятия, самостоятельную работу. Оценка выставляется комплексная.
- Задание на дом
Тема: Особые случаи изготовления растворов.
Вопросы для самоподготовки:
- Какими способами обозначается концентрация веществ в растворах?
- Как ГФ характеризует растворимость лекарственных веществ?
- Каковы основные требования к воде очищенной?
- Как приготовить раствор из веществ, обладающих окислительными свойствами?
- Какова концентрация йода (если она не обозначена) в растворах Л ЮГОЛ Я? В чем особенность технологии изготовления раствора йода?
- Особенность изготовления растворов фурацилина.
7. В чем заключается особенность изготовления растворов сулемы и оформления к отпуску?
8. Какие показатели используются при оценке качества растворов?
9. В чем особенность изготовления растворов кальция глюконата?
10. В чем особенность изготовления раствора осарсола?
Литература:
- Аванесьянц Э. М. Технология изготовления лекарственных форм. Феникс 2002 г. 448 с.
- Грецкий В. М., Хоменок В. С. Руководство к практическим занятиям по технологии лекарственных форм. М. Медицина 2000 г. 304 с.
- Погорелов В. И. Фармацевтическая технология Феникс. 2002 г. 543 с.
- Лекционный материал.
Теоретическая основа
Концентрированные растворы - это заранее изготовленные растворы лекарственных веществ более высокой концентрации, чем концентрация, в которой эти вещества выписываются в рецептах.
Концентраты предназначены для быстрого и качественного изготовления жидких лекарственных форм т.к. они фильтруются, подвергаются полному химическому анализу и проверяются на отсутствие механических примесей. Концентрированные растворы готовят массо-объемным методом в асептических условиях на свежеполученной воде очищенной.
При изготовлении жидких лекарственных форм с использованием концентратов проводят соответствующие расчеты. Чтобы рассчитать количество концентрированного раствора, необходимо количество лекарственного вещества, выписанное в прописи рецепта, умножить на разведение (соотношение) раствора. Следовательно, объем воды очищенной необходимо уменьшить на объемы взятых концентратов.
Рассчитанное количество концентрата добавляют к рассчитанному количеству воды очищенной или водного раствора. Причем сначала добавляют концентрированные растворы ядовитых веществ, затем сильнодействующих, а далее в порядке прописывания веществ.
Следует отметить, что общий объем микстуры определяют по прописи рецепта суммированием объемов всех жидких ингредиентов. Если в рецепте обозначено «до определенного объема», то объемы жидких ингредиентов входят в общий объем микстуры.
Экстракционные препараты добавляют в порядке увеличения крепости этанола в последнюю очередь непосредственно в отпускной флакон.
Алгоритм действия
Что делать? | Как делать? | Контроль |
1.Проверить дозы веществ сп.А и Б. | 1.1. Найти общий объем лекарственной формы, для этого сложить объемы всех жидких ингредиентов. 1.2. Если в прописи указано «до определенного объема», то общий объем уже указан в рецепте. 1.3. Найти разовую дозу, т.е количество вещества в выписанном объеме ложки (чайная 5 мл, десертная 10 мл, столовая 15 мл). 1.4. Найти суточную дозу: РД умножить на число приемов в сутки 1.5. Сравнить РД и СД с ВРД и ВСД. | 1. Дозы веществ сп. А и Б не завышены. |
2. Рассчитать количества концентрированного раствора и воды очищенной. | 2.1. Рассчитать количество концентрированного раствора: количество лекарственного вещества по рецепту умножить на разведение раствора. 2.2. Найти количество воды очищенной: а) из выписанного количества воды отнять количества концентрированных растворов; б) если указано «до определенного объема», то из общего объема вычесть количества всех жидких ингредиентов | 2. На обратной стороне паспорта письменного контроля произведены расчеты количеств концентрированного раствора и воды очищенной. |
3. Подобрать упаковочный и укупорочный материал. | 3. Подобрать отпускной флакон в соответствии с объемом лекарственной формы и свойствами лекарственного вещества, соответствующую пробку или крышку с бумажной прокладкой. | 3. Флакон по объему значительно не превышает объема приготовленного раствора. Пробка герметически укупоривает флакон. |
4. Растворить лекарственное вещество. | 4. В подставку отмерить рассчитанное количество воды очищенной, добавить лекарственное вещество и помешивать до полного его растворения. | 4.Лекарственное вещество растворено полностью, без остатка. Раствор прозрачен. |
5. Процедить раствор. | 5. Полученный раствор лекарственного вещества процедить через ватный тампон или марлевую салфетку во флакон для отпуска соответствующего стекла. | 5. В растворе отсутствуют видимые невооруженным глазом механические примеси. |
6. Смешать компоненты раствора. | 6.1. В этот же флакон к приготовленному раствору лекарственного вещества добавить: а) концентраты веществ сп.А, затем сп.Б, б) концентраты веществ простого списка в) сироп г) настойки и другие спиртосодержащие жидкости в порядке возрастания крепости спирта | 6. Раствор прозрачен или окрашен (при добавлении галеновых препаратов). Раствор может мутнеть при добавлении спиртосодержащих жидкостей. |
7. Укупорить препарат. | 7. Флакон закрыть пробкой, завинчивающейся крышкой с бумажной прокладкой. | 7. При переворачивании флакона жидкость не вытекает из флакона. |
8. Оформить препарат. | 8. На флакон наклеить основную этикетку «Внутреннее», на которой указать № аптеки, № рецепта, Ф.И.О. больного, дату изготовления, способ применения, цену. Дополнительные этикетки «Беречь от детей», «Перед употреблением взбалтывать», «Хранить в прохладном месте», для детских микстур – «Детское». | 8. На этикетке указаны № аптеки и рецепта, Ф.И.О. больного, способ применения, дата, стоимость, наклеены предупредительные этикетки «Беречь от детей», «Перед употреблением взбалтывать», «Хранить в прохладном месте», для детских микстур – «Детское». |
Тема: Изготовление растворов с использованием концентратов Приложение № 1
Контроль исходного уровня знаний. Контрольные вопросы:
1.Что значит процентное выражение концентрации лекарственного вещества?
2.Что собой представляют концентрированные растворы?
3.Каковы преимущества использования концентрированных растворов?
4.Как в ГФ характеризуется растворимость лекарственных веществ?
5.Каковы общие правила изготовления жидких лекарственных форм?
6.Какова последовательность добавления воды, концентрированных растворов и других жидких ингредиентов в технологии микстур?
7.Как определить общий объем микстуры?
8.В чем особенность проверки доз веществ сп.А и Б в микстурах?
9.Как рассчитать объем концентрированного раствора?
Тема: Изготовление растворов с использованием концентратов Приложение № 2
Контроль исходного уровня. Ситуационные задачи:
1 Задача. Rp: Analgini 0,5
Natrii bromidi 3,0
T – rae Valerianae 6 ml
Aquae purificatae 200 ml
M.D.S. По I столовой ложке 3 раза в день
Выписана микстура для внутреннего применения. Анальгин- вещество сп.Б. Общий объем 206 мл.
РД = 0,5 – на 206 мл
Х – 15 мл (объем стол. лож) х = 0,036; СД = 0,036 * 3 = 0,108. ВРД = 1,0 ВСД = 3,0.
Количество концентрата натрия бромида 20 % (1:5) = 3,0 * 5 = 15 мл
Воды: 200 мл – 15 мл = 185 мл.
В подставке в 185 мл воды очищенной растворяют анальгина 0,5, процеживают в отпускной флакон темного стекла, затем туда добавляют 15 мл раствора натрия бромида 20 % и затем 6 мл настойки валерианы. Укупоривают. Взбалтывают, оформляют «Внутреннее», «Беречь от детей», «Перед употреблением взбалтывать», «Хранить в прохладном месте».
2 задача. Rp: Analgini 0,5
Natrii bromidi 3,0
T – rae Valerianae 6 ml
Aquae purificatae ad 200 ml
M.D.S. По I столовой ложке 3 раза в день
Общий объем 200 мл.
РД = 0,5 – на 200 мл
Х – 15 мл х = 0,037; СД = 0,111.
Количество концентрата натрия бромида 20 % (1:5) 15 мл, настойки валерианы 6 мл,
Воды:200 мл – (15 мл + 6 мл) = 179 мл. Технология аналогична предыдущему рецепту.
3 задача. Rp: Coffeini-natrii benzoatis 0,5 сп.Б
Natrii bromidi 3,0
T – rae Valerianae 2 ml
Aquae purificatae 200 ml
M.D.S. По I столовой ложке 3 раза в день
Общий объем 202 мл. Проверка доз аналогична примеру 1.
Раствора натрия бромида 20 % (1:5): 3,0 * 5 = 15 мл,
Раствора кофеин-бензоата натрия 10 % (1:10): 0,5 * 10 = 5 мл,
Воды очищенной: 200 – (15 + 5) =180 мл.
В отпускной флакон темного стекла отмеривают 180 мл воды очищенной, добавляют 5 мл раствора кофеин-бензоата натрия 10 % (сп.Б), затем 15 мл раствора натрия бромида 20 % и затем 2 мл настойки валерианы. Взбалтывают. Укупоривают, оформляют.
Тема: Изготовление растворов с использованием концентратов Приложение № 3
Индивидуальные задания для выполнения:
- Возьми: Анальгина 0,3
Натрия бромида 1,0 раствор 20 %
Настойки валерианы 2 мл спирт 70 %
Воды очищенной 100 мл
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день
- Возьми: Папаверина гидрохлорида 0,05 сп.Б
Кофеина натрия бензоата 0,1 сп.Б раствор 10 %
Настойки пустырника 3 мл спирт 70 %
Воды очищенной до 100 мл
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 2 раза в день
3) Возьми: Анальгина 1,0 сп.Б
Натрия салицилата 0,5 раствор 10 %
Настойки пустырника 3 мл спирт 70 %
Воды очищенной 200 мл
Смешай. Дай Обозначь. По 1 десертной ложке 2 раза в день
- Возьми: Димедрола 0,08 сп.Б
Натрия гидрокарбоната 1,0 раствор 5 %
Настойки мяты 3 мл спирт 90 %
Воды очищенной 100 мл
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 десертной ложке 2 раза в день ребенку 10 лет
- Возьми: Анальгина 0,4 сп.Б
Натрия бромида 2,0 раствор 20 %
Настойки пустырника 4 мл спирт 70 %
Воды очищенной 200 мл
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день
- Возьми: Папаверина гидрохлорида 0,2 сп.Б
Кофеина натрия бензоата 1,0 сп.Б раствор 20 %
Настойки элеутерококка 5 мл спирт 40 %
Воды очищенной 100 мл
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день
- Возьми: Анальгина 0,5 сп.Б
Натрия салицилата 1,0 раствор 20 %
Настойки элеутерококка 5 мл спирт 40 %
Воды очищенной 150 мл.
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 2 раза в день
8) Возьми: Экстракта корня алтея сухого 0,5
Натрия гидрокарбоната 0,5 раствор 5 %
Нашатырно-анисовых капель 5 мл спирт 80 %
Воды очищенной 100 мл.
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 чайной ложке 3 раза в день ребенку 7 лет
9) Возьми: Калия бромида 0,2 раствор 20 %
Натрия бромида 2,0 раствор 20 %
Сиропа сахарного 4 мл
Воды очищенной 100 мл
Смешай. Дай. Обозначь. По I столовой ложке 2 раза в день
10) Возьми: Магния сульфата 1,0 раствор 50 %
Натрия бромида 2,0 раствор 20 %
Настойки ландыша 2,5 мл спирт 70 %
Воды очищенной 200 мл
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 десертной ложке 2 раза в день
11) Возьми: Глюкозы 5,0 раствор 40 %
Магния сульфата 2,0 раствор 50 %
Раствора цитраля 1 % 2 мл спирт 96 %
Воды очищенной 300 мл
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 чайной ложке 3 раза в день ребенку 9 лет
12) Возьми: Дибазола 0,3 сп.Б
Натрия бромида 1,0 раствор 20 %
Грудного эликсира 2 мл спирт 14 %
Воды очищенной 100 мл
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 чайной ложке 3 раза в день
13) Возьми: Кофеин – бензоата натрия сп.Б раствор 10 %
Натрия бромида поровну по 1,0 раствор 20 %
Сиропа сахарного 5 мл
Воды очищенной до 100 мл
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 десертной ложке 2 раза в день ребенку 14 лет
14) Возьми: Натрия гидрокарбоната раствор 5 %
Натрия бензоата поровну по 0,5 раствор 10 %
Нашатырно – анисовых капель 4 мл спирт 80 %
Воды очищенной до 100 мл
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 десертной ложке 3 раза в день
15) Возьми: Анальгина 1,0 сп.Б
Магния сульфата 2,0 раствор 50 %
Настойки валерианы 5 мл спирт 70 %
Сиропа сахарного 10 мл
Воды очищенной 200 мл
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 2 раза в день
16) Возьми: Кодеина фосфата 0,1 сп.Б
Натрия бромида 1,0 раствор 20 %
Адонизида 5 мл спирт 20 %
Воды очищенной 100 мл
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 чайной ложке 3 раза в день ребенку 14 лет
Тема: Изготовление растворов с использованием концентратов Приложение № 4
Закрепление материала. Ситуационные задачи:
Задача 1. Определите общий объем микстуры:
Возьми: Раствора натрия бромида 3% 150 мл
Настойки валерианы 3 мл
Сиропа сахарного 50 мл
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 ст. л. 2 раза вдень.
Задача 2.Определите последовательность добавления жидких компонентов в состав микстуры:
Rp: Sol. Natrii bromidi 3 % 200 ml
Magnii sulfatis 2,0
T – rae Valerianae 5 ml
Sirupi simplicis 10 ml
M.D.S. По 1 столовой ложке 3 раза в день
Задача 3.Можно ли приготовить данную лекарственную форму:
Rp: Codeini phosphatis 0,1 (ВРД = 0,1)
Natrii bromidi 2,0
Adonisidi 5 ml
T – rae Valerianae 6 ml
Sol.Glucosi 10 % ad 200 ml
M.D.S. По 1 столовой ложке 4 раза в день больному 70 лет
Ответ обоснуйте.
Задача 4. Практикант приготовил микстуру согласно прописи рецепта:
Rp: Codeini 0,3 (ВРД = 0,05)
Sol.Kalii chloridi 2,5 % 200 ml
Natrii bromidi 3,0
Coffeini-natrii benzoatis 0,6
M.D.S. По 1 столовой ложке 3 раза в день
Провизор – технолог забраковал лекарственную форму. Прав ли провизор – технолог? Ответ обоснуйте.
Тема: Изготовление растворов с использованием концентратов Приложение № 5
Итоговый тестовый контроль:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контроль качества жидких лекарственных форм промышленного производства
Презентация к теоретическому занятию по МДК "Контроль качества лекарственных средств"...
Методическая разработка лекции Тема «Жидкие лекарственные формы»
Методическая разработка содержит цели образовательные, воспитательные, развивающие, метод обучения ВДС и МДС, формируемые ПК и ОК. Структуру занятия, режим времени с подробным пояснением к струк...
Теория. Жидкие лекарственные формы
Методическая разработка теоретического занятия по теме "Жидкие лекарственные формы" может быть использована при изучении технологии изготовления лекарственных форм на специальности Фармация....
Учебно-методическая разработка для проведения практического занятия по фармакологии Тема: «Жидкие лекарственные формы»
В представленном материале - указания для преподавателя по проведению практического занятия...
Методическая разработка теоретического обобщающего занятия "Жидкие лекарственные формы"
Методическая разработка теоретического занятия «Жидкие лекарственные формы» по технологии изготовления лекарственных форм специальности «Фармация» составлена с целью обобщения ...
Теоретическое занятие "Истинные растворы. Способы изготовления жидких лекарственных форм"
В разработке рассматриваются вопросы определения растворов как лекарственной формы, способы изготовления растворов, определение процентной концентрции, общего объема ЖЛФ...
Методическая разработка практического занятия "Рецепт. Твердые, мягкие, жидкие лекарственные формы. Лекарственные формы для инъекций "
Общая рецептура. Особенности выписывания различных лекарственных форм....