Методическая разработка лекции Тема «Жидкие лекарственные формы»
методическая разработка на тему
Методическая разработка содержит цели образовательные, воспитательные, развивающие, метод обучения ВДС и МДС, формируемые ПК и ОК. Структуру занятия, режим времени с подробным пояснением к структуре занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАПОУ КО
«КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Рассмотрена на заседании ЦМК по специальности «Фармация» Протокол № от « » Председатель ЦМК: ___________ Бурнышева В.Т. | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебной работе _____________ Назарова Л.А. |
Специальность: 33.02.01 «Фармация»
Методическая разработка лекции
Раздел ПМ. 02. Изготовление лекарственных форм
МДК 02.01. «Технология изготовления лек. форм»
Раздел МДК 02.01.3. Изготовление жидких лекарственных форм
Лекция № 10
Тема 3.1. «Жидкие лекарственные формы»
Подготовила: Чекмарева Н.А.
2016 г.
ТЕМА 3.1.: «ЖИДКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ»
Цели обучения:
- В ходе лекции студенты должны получить представление о биофармацевтических аспектах жидких лекарственных форм, процессе растворения лекарственных средств.
- Обеспечить в ходе занятия усвоение следующих знаний:
- классификация жидких лекарственных форм;
- растворители, используемые для изготовления ЖЛФ;
- устройство и принцип работы аквадистиллятора для получения воды очищенной;
- получение и хранение воды очищенной в условиях аптеки.
Цели воспитания:
- Воспитывать у студентов чувство ответственности и сознательного отношения к изучению данной темы.
- Воспитывать любовь к избранной профессии.
- Воспитывать убежденность в важности знания данной темы для будущей профессии.
Цели развития:
- Развивать у студентов внимание, интерес, любознательность в приобретении новых знаний.
- Развивать логическое мышление, используя приёмы обобщения, систематизации знаний.
- Развитие у студентов умения использовать полученные знания в будущей профессиональной деятельности.
Вид лекции: лекция-диалог.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.
Оборудование занятия:
Схема аквадистиллятора. Растворители: вода очищенная, этанол, глицерин, масла.
ВДС: «Введение. Общая часть», « Государственное нормирование качества ЛС», «Дозирование в фармацевтической технологии».
МДС:
- Лат. яз. «Хим. номенклатура. Название оксидов», «Согл. прилаг. 1 гр. с сущ. 3 скл.»
- Общая и неорг. химия «Дисперсологич. конц. р-ров», «Ненасыщ. и насыщ. р-ры»
- Орг. химия «Спирты», «Жиры»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (домашнее задание):
Основная литература:
- Уч. В.И. Погорелов «ФТ» Р-на-Д, Феникс, 2002, стр. 144-166
- Сам. работа.
- Работа с учебной литературой.
- Выполнение расчетов и описание технологии изготовления водных растворов.
- Решение профессиональных задач по изготовлению, оформлению и отпуску жидких лекарственных форм.
Дополнительная литература:
- Уч. И.И. Краснюк, К.В. Михайлова, Л.И. Муравьев «ФТ», И. Изд. группа «Геобар-Медиа», 2011 г. стр. 163-180, 191-221.
- Методическое пособие по теме «Растворы»
ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
- ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.
- ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации.
- ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, техники безопасности и противопожарной безопасности.
- ПК 2.5. Оформлять документы первичного учета.
- ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в том числе, по льготным рецептам и по требованиям учреждений здравоохранения.
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального личностного развития.
- ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
- ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
- ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации.
- ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ: 2
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ И РЕЖИМ ВРЕМЕНИ:
- Организационный момент (мобилизация аудитории) 2 мин.
- Вступительное слово преподавателя 5 мин.
- сообщение темы;
- постановка цели (мотивация);
- подготовка к восприятию темы;
- запись плана.
- Изложение нового материала 80 мин.
- Закрепление материала лекции, подведение итогов, 3 мин.
задание на дом с установкой на самоподготовку,
учебная литература
ПОЯСНЕНИЕ К СТРУКТУРЕ ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент – рапорт дежурного, готовность аудитории к проведению лекции, наличие наглядности, состояние учебной доски, внешний вид студентов.
2. Мотивация и цель занятия.
Необходимо отметить, что мы закончили с Вами изучать твердую лек. форму «Порошки» и с сегодняшнего занятия в течение 9 лекций будем знакомиться с новым разделом фармацевтической технологии – «Жидкие лек. формы».
В рецептуре аптек ЖЛФ занимают около 60%, поэтому занятия по данному разделу необходимы фармацевтам в своей повседневной работе. В ходе изучения материала по данному разделу Вы научитесь изготавливать различные жидкие лекарственные формы.
3. Изложение нового материала.
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
- Жидкие лекарственные формы, характеристика.
- Классификация.
- Растворители.
- Вода очищенная.
4. Подведение итогов, задание на дом с установкой на самоподготовку.
- В конце лекции преподаватель кратко обобщает материал лекции, останавливаясь на ключевых вопросах. Преподаватель отмечает, что растворители, требования к растворителям более подробно изложены в
Приложение № 1. Конспект лекции.
Приложение № 2. Вопросы для актуализации знаний студентов
Приложение № 3. Вопросы для выявления уровня первичного запоминания
Приложение № 2.
ВОПРОСЫ ДЛЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
- Что такое биофармация?
Ответ: Наука, которая изучает фармацевтические факторы, с помощью которых достигается максимальный лечебный эффект лек. препаратов.
- Если изготовить лек. форму в виде порошка или раствора, где действие лек. средств будет быстрее и почему?
Ответ: При попадании лек. формы в организм лек. средство должно высвободиться из своей лек. формы, всосаться в организм, а т.к. в растворе лек. средства находятся в виде молекул или ионов, то из раствора лек.средство быстрее всосется и окажет свое лечебное действие.
- В какой таре отпускают из аптеки растворы?
Ответ: В стеклянной рецептурной таре, во флаконах.
Приложение № 3.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ
УРОВНЯ ПЕРВИЧНОГО ЗАПОМИНАНИЯ
- Как классифицируются ЖЛФ по способу применения?
Ответ:
- для внутреннего применения,
- для наружного применения,
- для инъекций.
- Перечислите растворители, используемые для приготовления ЖЛФ?
Ответ: Вода очищенная, этанол, жирные масла, глицерин.
- Назовите основные части аквадистиллятора?
Ответ:
- камера испарения,
- камера охлаждения пара,
- холодильник,
- брызгоотражатели,
- сливная трубка,
- уравниватель,
- приемник.
- Назовите отрицательные стороны этанола, как растворителя?
Ответ:
- фармакологически неиндифферентен,
- огнеопасен,
- летуч.
Приложение № 1.
ЛЕКЦИЯ № 10
«Жидкие лекарственные формы»
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
- Жидкие лекарственные формы, характеристика.
- Классификация.
- Растворители.
- Вода очищенная.
1. ЖИДКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ, ХАРАКТЕРИСТИКА
ЖЛФ занимают основное место в рецептуре современных аптек и составляют в современной технологии до 60% всей экстемпоральной рецептуры. Все ЖЛФ представляют собой свободные всесторонне дисперсные системы, в которых лек. средства распределены в жидкой дисперсной среде.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ
I. По способу применения:
1. ЖЛФ для наружного применения: - примочки,
- полоскания,
- промывания,
- спринцевания,
- капли ушные, глазные, для носа.
2. ЖЛФ для внутреннего применения:
микстуры,
капли.
II. По степени дисперсности лек. средств:
- Истинные растворы.
- Растворы ВМС.
- Коллоидные растворы.
- Суспензии и эмульсии.
- Комбинированные системы.
III. По природе дисперсионной среды различают:
- Водные ЖЛФ.
- Неводные ЖЛФ.
3. РАСТВОРИТЕЛИ
РАСТВОРИТЕЛИ ДЛЯ ЖЛФ – это индивидуальные химические соединения или их смеси, способные растворять различные лек. средства и образовывать с ними однородные системы – растворы, состоящие из одного или нескольких компонентов.
Растворители подразделяются на:
- неорганические (чаще всего водные),
- органические (неводные):
а) летучие — этанол, эфир медицинский,
б) нелетучие — глицерин, вазелиновое масло, растительные масла, димексид. Растворители могут быть самыми разнообразными. Чаще всего используется очищенная вода.
В лек. формах для наружного применения в качестве растворителя может использоваться также этанол, глицерин, реже жирные масла, вазелиновое масло, эфир медицинский, хлороформ.
Требования. предъявляемые к растворителям:
- Обладать хорошей растворимостью.
- Быть нетоксичными.
- Быть неагрессивными к растворяемому лек. средству и аппаратуре.
- Отличаться минимальной огнеопасностью.
- Обладать микробиологической устойчивостью.
САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОЛУЧЕНИЮ, ТРАНСПОРТИРОВКЕ И ХРАНЕНИЮ ОЧИЩЕННОЙ ВОДЫ.
1. Для изготовления не инфекционных стерильных и нестерильных лек. средств используют воду очищенную, которая может быть получена дистилляцией, обратным осмосом, ионным обменом и другими разрешенными способами. Микробиологическая чистота воды очищенной должна соответствовать требованиям на воду питьевую.
2. Получение и хранение воды очищенной должно производиться в специально оборудованном для этой цели помещении.
3. Воду очищенную используют свежеприготовленной или хранят в закрытых емкостях, изготовленных из материалов, не изменяющих свойства воды и защищающих ее от инородных частиц и микробиологических загрязнений, не более 3 суток.
4. Получение воды очищенной с помощью аквадистилляторов или других, разрешенных для этой цели, установок. Подготовку к работе и порядок работы на них осуществляют в соответствии с указаниями, изложенными в паспорте, и инструкцией по эксплуатации.
5. При получении воды с помощью аквадистиллятора ежедневно перед началом работы необходимо в течение 10-15 мин. проводить пропаривание при закрытых вентилях подачи воды в аквадистиллятор и холодильник. Первые порции полученной воды в течение 15-20 мин. сливают. После этого времени начинают сбор воды.
4. ВОДА ОЧИЩЕННАЯ
1. ВОДА ОЧИЩЕННАЯ — AQUA PURIFICATA.
Очищенную волу в аптеках получают из питьевой воды, поступающей по водопроводной сети.
Перегонка воды производится в аппаратах - аквадистилляторах Д-4, Д-25, Д-30, АЭ-10. Цифры обозначают производительность аппаратов в час в литрах.
Основными частями аппаратов являются:
- Камера испарения, с вмонтированным в его дно электронагревательными элементами.
- Сепаратор предназначен для очистки выходящего из камеры испарения пара от микрокапель воды.
- Камера конденсации пара состоит из змеевика, отбойника и крышки.
- Холодильник.
- Сливная трубка.
- Уравнитель.
- Приемник.
(По таблице рассказать получение очищенной воды).
Вода из водопровода поступает в аппарат через штуцер в холодильник, а после него в змеевик. При этом через стенки труб происходит охлаждение дистиллятора и как следствие подогрев исходной воды. Подогретая вода через трубку перелива поступает в уравнитель и далее поступает в камеру испарения, заполняя ее до рабочего уровня, после чего уровень поддерживается автоматически за счет частичного пополнения воды в камере испарения и частичного перелива воды в сливную трубу.
В камере испарения вода нагревается, закипает, превращаясь в пар.
Пар проходит через сепаратор и поступает в камеру конденсации, где конденсируется в результате охлаждения от стенок змеевика и каплями стекает в нижнюю коническую часть камеры, из которой через штуцер вытекает из камеры без напора в холодильник. Из холодильника дополнительно охлажденная дистиллированная вода вытекает в сборник.
Полученную воду очищенную собирают в чистые простерилизованные или обработанные паром сборники промышленного производства (в порядке исключения — в стеклянные баллоны). Сборники должны иметь четкую надпись «Вода очищенная». Если одновременно используют несколько сборников, их нумеруют.
Стеклянные сборники плотно закрывают пробками с двумя отверстиями: одно для трубки, по которой поступает вода, другое для стеклянной трубки, в которую вставляется тампон из стерильной ваты (меняют ежедневно). Сборники устанавливают на баллоно-опрокидыватели.
Сборники соединяют с аквадистиллятором с помощью стеклянных трубок, шлангов из силиконовой резины или другого индифферентного к воде очищенной материала, разрешенного к применению в медицине и выдерживающего обработку паром.
Подачу воды на рабочие места осуществляют по трубопроводам или в баллонах. Трубопроводы должны быть изготовлены из материалов, разрешенных к применению в медицине и не изменяющих свойств воды. При значительной длине трубопровода для удобства мойки, дезинфекции и отбора проб воды очищенной на микробиологический анализ через каждые 5-7 метров следует предусматривать тройники с внешним выводом и краном.
Мытье и дезинфекцию трубопровода производят перед сборкой, в процессе эксплуатации не реже 1 раза в 14 дней, а также при неудовлетворительных результатах микробиологических анализов.
Для обеззараживания трубопроводов из термостойких материалов через них пропускают острый пар из парогенератора или автоклава. Отсчет времени обработки ведут с момента выхода пара с концевого участка трубопровода. Обработку проводят в течение 30 минут.
Трубопроводы из полимерных материалов и стекла можно стерилизовать 6% раствором перекиси водорода в течение 6 часов с последующим тщательным промыванием водой очищенной. После чего осуществляют проверку на отсутствие восстанавливающих веществ. Регистрацию обработки трубопровода ведут в специальном журнале.
Для очистки от пирогенных веществ, стеклянные трубки и сосуды обрабатывают подкисленным раствором калия перманганата в течение 25-30 минут. Для приготовления раствора к 10 частям 1% раствора калия перманганата добавляют 6 частей 1,5% раствора кислоты серной. После обработки сосуды и трубки тщательно промывают свежеприготовленной водой для инъекций.
Руководителем аптеки назначается лицо, ответственное за получение воды очищенной.
Вода очищенная должна соответствовать требованиям, изложенным в фармакопейной статье.
Вода годна к употреблению в течение не более 3 суток, при условии правильного ее хранения.
К ОРГАНИЧЕСКИМ РАСТВОРИТЕЛЯМ ОТНОСЯТСЯ:
2. ЭТАНОЛ — SPIRITUS AETHYLICUS.
Из свойств этанола нужно отметить его весьма широкий спектр, как растворителя лек. препаратов. Если в рецепте не указана крепость этанола, то следует брать 90%.
Положительные стороны этанола, как растворителя:
- Хорошо растворяет многие лек. средства не растворимые в воде.
- Консервант (убивает микробы, растворы устойчивы при хранении).
- Хорошо смешивается со многими растворителями, а именно с водой, эфиром, глицерином, хлороформом.
Отрицательные стороны этанола, как растворителя:
- Огнеопасен.
- Летуч.
- Фармакологически неиндифферентен.
3. ЭФИР МЕДИЦИНСКИЙ — AETHER MEDICINALIS.
Положительные стороны эфира. кар растворителя:
Растворяет многие лек. средства и смешивается с 12 частями воды, этанолом, хлороформом, жирными и эфирными маслами, которые применяются, главным образом, в лек. формах для наружного применения.
Отрицательные стороны эфира, как растворителя:
- Пары эфира ядовиты, они имеют склонность опускаться на пол, очень подвижны и могут накапливаться на далеком расстоянии от источника испарения эфира.
- Воспламеняется при температуре 400, поэтому работа с эфиром требует особых осторожностей.
4. ГЛИЦЕРИН — GLYCERINUM.
Применяемый в медицине содержит 12-16% вода, это вязкая жидкость,
сладкого вкуса; в которой хорошо растворим калия йодид, цинка сульфат, натрия гидрокарбонат, анестезин, танин и др. Гигроскопичен, смешивается с водой и спиртом во всех соотношениях, почти не растворим в эфире, не растворим в жирных маслах.
5. МАСЛА РАСТИТЕЛЪНЫЕ — ОLЕА PINQUIA.
Из растительных масел чаще всего используют персиковое, миндальное, подсолнечное масла, полученные холодным прессованием, хорошо отстоявшиеся желтоватого цвета.
Жирные масла смешиваются с эфиром, хлороформом, бензином, эфирными и миндальными маслами, не смешиваются с этанолом, (кроме касторового масла) и водой. В жирных маслах растворимы ментол, камфора, фенол, эфирные масла и др.
6. МАСЛО ВАЗЕЛИНОВОЕ —
OLEUM VASELINI seu PARAFFINUM LIQUID UM.
По своему качеству должно соответствовать требованиям НД. В вазелиновом масле растворимы фенол, тимол, камфора, йодоформ, бензойная кислота и ряд других лек. средств. Нерастворимо в воде и этаноле, растворимо в эфире, хлороформе, бензине. Смешивается с растительным маслами (кроме касторового). Ниже — 50 С застывает.
Биофармацевтичеcкие аспекты ЖЛФ.
(на уровне представления).
При изготовлении ЖЛФ следует помнить, что на фармакологическую
активность их существенное влияние оказывает:
- вид лек. формы,
- путь введения в организм,
- формы частиц (полиморфизм),
- использование специальных технологических приемов и вспомогательных веществ, при изготовлении растворов.
Лек. средство, введенное в организм в виде раствора быстрее всасывается и оказывает свое лечебное действие, в сравнении с порошком.
Лек. средство в виде раствора, введенное перорально и в виде инъекций, оказывает различное действие на организм, т.к. при пероральном применении лек. средства подвергаются воздействию ферментов ЖКТ, а при инъекционном введении лек. средство в неизмененноМ виде попадает в кровь.
Различные полиморфные модификации одного и того же лек. средства обладают различной растворимостью, имеют разную температуру плавления, стойкость к окислению, а это в свою очередь влияет на скорость всасывания лек. средств, их стабильность в лек. формах.
Используя специальные технологические приемы и вспомогательные лек. средства при изготовлении ЖЛФ можно замедлить растворение, всасывание лек. средств и таким образом продлить пребывание лек. средства в организме, что важно при хронических заболеваниях, когда необходимо присутствие лек. средства в организме в течение длительного времени (например — лек. средство, хорошо растворимое в воде, измельчают и вводят в нерастворенном виде используя масло в качестве растворителя).
7. ДИМЕКСИД – DIMEXIDUM
Гигроскопичная жидкость, без цвета, с характерным запахом и вкусом. Отнесен к маловязким растворителям. Легко смешивается с водой очищенной, этанолом, хлороформом, эфиром. Не смешивается с жирными и минеральными маслами. Ввиду высокой растворяющей способности димексида растворы многих лек. средств в нем могут быть получены без нагревания (йод, анестезин, ментол растворяются при комнатной температуре 1:1, кислота салициловая 1:4, новокаин 1:10).
Процесс растворения лек. средств.
(на уровне представления).
Растворение является основной стадией изготовления растворов. При растворении твердых лек. средств можно условно выделить следующие стадии:
- контактирование поверхности твердого тела с растворителем, сопровождающееся смачиванием, адсорбцией и проникновением растворителя в микропоры твердого тела;
- взаимодействие молекул растворителя со слоями лек. средства на поверхности раздела фаз, сопровождающиеся сольватацией молекул или ионов и их отрывом;
- переход сольватированных молекул или ионов в жидкую фазу;
- выравнивание концентраций во всех слоях растворителя.
Важной особенностью процесса растворения является его самопроизвольность. Достаточно простого соприкосновения растворяемого вещества с растворителем; чтобы через некоторое время образовалась однородная система - раствор.
При выборе растворителя, чаще руководствуются старинным правилом: «подобное растворяется в подобном». Практически это означает, что для растворения какого-либо лек. средства наиболее пригодными являются те растворители, которые структурно сходны и следовательно, обладают близкими физико-химическими свойствами.
Лек. средства обладают разной способностью к растворению в воде и др. растворителях. Сведение о растворимости приводится в частных статьях ГФ-Х. Например, растворимость 1:20 говорит о том, что в 20 мл растворителя может раствориться не более 1,0 лек. средства.
ВЫВОДЫ ПО ЛЕКЦИИ № 10
1. ЖЛФ – это дисперсные системы, в которых лек. средства распределены в жидкой дисперсионной среде.
2. ЖЛФ классифицируются:
I. По способу применения:
1. Для наружного применения.
2. Для внутреннего применения.
II. По степени дисперсности лек. средств:
1. Истинные растворы.
2. Растворы ВМС.
3. Коллоидные растворы.
4. Суспензии и эмульсии.
5. Комбинированные системы.
III. По природе дисперсионной среды:
1. Водные – растворителем является вода очищенная.
2. Неводные - в качестве растворителей используют спирт, эфир, глицерин, масла.
Воду очищенную можно получить:
- дистилляцией;
- обратным осмосом;
- ионным обменом и другими способами.
Чаще всего воду очищенную получают методом дистилляции в аквадистилляторе, который состоит из:
- камеры испарения;
- конденсационной камеры;
- холодильника;
- сливной трубки;
- уравнителя;
- брызгоотражателя.
Вода очищенная хранится в сборщиках, на которых указывается:
- дата получения;
- № анализа;
- подпись проводившего анализ.
Срок хранения воды очищенной в аптеке 3 суток.
Неводные растворители:
а) летучие
1. спирт этиловый
а) растворяет многие лек. средства, которые не растворяются в воде.
б) спирт растворы устойчивы при хранении, т.к. спирт обладает бактерицидным действием.
в) хорошо смешивается с другими растворителями
- летуч
- огнеопасен
- фармакологически индифферентен
б) вязкие:
1. Глицерин – используется как растворитель для изготовления лек. форм для наружного применения.
2. Растительные масла – в них растворяются ментол, камфора, тимол, фенол, которые не растворяются в воде.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
Растворители
Вода очищенная
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/12/picture-734827-1452580976.jpg)
Методическая разработка практического занятия "Антигипертензивные лекарственные средства"
Методическая разработка практического занятия....
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/02/picture-1027402-1522652657.jpg)
Методическая разработка лекции Тема:«Лекарственные формы для новорожденных детей и детей первого года жизни»
Детский организм от взрослого отличается рядом анатомо-физиологических особенностей. Дети развиваются очень быстро. В каждый период жизни (неделя, месяц, год) ребенка следует рассматривать уже как сов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/12/picture-1067730-1539343798.jpg)
Методическая разработка теоретического занятия "Гомеопатические лекарственные формы"
Методическая разработка теоретического занятия "Гомеопатические лекарственные формы" предназначена для преподавателя МДК 02.01 Технология изготовления лекарственных форм специальности 33.02....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/20/picture-1209230-1579544669.jpg)
Методическая разработка «Химические методы анализа лекарственных средств VI группы периодической системы Д.И.Менделеева»
В производственной аптеке лекарственные средства подвергаются химическому виду контроля. Для некоторых лекарственных средств этот вид контроля является выборочным, для других же - обязательным. Чтобы ...
Методическая разработка теоретического занятия Мягкие лекарственные формы
Методическая разработка теоретического занятия Мягкие лекарственные формы...
Методическая разработка по Технологии изготовления лекарственных форм.
Методическа яразработка к практическому занятию по фармацевттической технологии...
Учебно-методическое пособие Контроль качества таблетированных лекарственных форм
Учебно-методическое пособие Контроль качества таблетированных лекарственных форм...