Теория. Жидкие лекарственные формы
методическая разработка
Методическая разработка теоретического занятия по теме "Жидкие лекарственные формы" может быть использована при изучении технологии изготовления лекарственных форм на специальности Фармация. В методической разработке рассматриваются классификация жидких лекарственных форм, растворители, используемые для их изготовления, способы выписывания в рецептах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
12._zhlf._sposoby_vypis-ya._teoriya.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство здравоохранения Амурской области
Государственное автономное учреждение Амурской области
профессиональная образовательная организация
«Амурский медицинский колледж»
Методическая разработка
теоретического занятия для преподавателя
Тема: « Жидкие лекарственные формы»
МДК 0201 « Технология изготовления лекарственных форм»
ПМ 02. Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля
Специальность:33.02.01 Фармация
Составитель: Сухова Л.П.,
преподаватель технологии
изготовления лекарственных форм
г. Благовещенск
2014г.
Теоретическое занятие № 12
Тема: Жидкие лекарственные формы.
Продолжительность занятия: 90мин.
Цель занятия:
- Сформировать у студентов теоретические знания о жидких лекарственных формах
Задачи:
- Дать характеристику жидким лекарственным формам
- Развивать логическое мышление
- Воспитывать внимание, дисциплину
Студент должен знать:
- Классификацию жидких лекарственных форм
- Растворители, используемые для изготовления ЖЛФ
- Способы выписывания ЖЛФ в рецептах
- Требования, предъявляемые к воде очищенной
Студент должен уметь:
- Определять правильность выписывания рецептов на жидкие лекарственные формы
В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:
- ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии
- ОК.2. Организовывать собственную деятельность
- ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
- ОК.6.Уметь работать в коллективе
Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:
- ПК.2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам
- ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств
- ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности
- ПК.2.5. Оформлять документы первичного учета
Вид занятия: теоретическое
Тип занятия: лекция - урок передачи и усвоения новых знаний
Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм
Литература:
- Аванесьянц Э.М. Технология изготовления лекарственных форм. Феникс.2002г.
- Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. М. 2004г.
- Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2002г.
Оснащение:
- Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя
- Мультимедийная презентация
Внутрипредметные связи:
- Дозирование по объему, массе, массообъемным способом
- Обозначение концентрации лекарственных веществ в ЖЛФ
Межпредметные связи:
- Латинский язык (чтение и перевод рецептов)
- Фармакология (правила выписывания жидких лекарственных форм)
- Контроль качества лекарственных средств ( физико-химические свойства лекарственных веществ, контроль при отпуске)
Структура занятия
1. Организационный момент - 2 мин.
2. Мотивация и постановка целей - 3 мин.
3. Изложение нового материала - 80 мин.
4. Закрепление материала - 3 мин.
5. Задание на дом - 2 мин.
Содержание занятия
- Организационный момент: Преподаватель приветствует студентов, отмечает отсутствующих, обращает внимание на их внешний вид, готовность к занятию.
- Мотивация и постановка целей: Преподаватель сообщает цель занятия, предлагает записать план:
- Жидкие лекарственные формы – определение, характеристика
- Классификация ЖЛФ
- Растворители
- Способы выписывания ЖЛФ в рецептах
По данной теме будут проводиться практические занятия. Поэтому, теоретические знания, полученные на данном занятии, вы должны будете суметь применить в своей практической деятельности.
3. Содержание нового материала:
В процессе изложения нового материала (приложение № 1) преподаватель вводит новые термины и понятия, обращает внимание студентов на основные моменты нового материала.
4. Закрепление материала:
С целю выяснения степени понимания и усвоения нового материала преподаватель проводит фронтальный опрос (приложение № 2)
5. Задание на дом:
Преподаватель обращает внимание студентов на основные вопросы, необходимые для повторения (приложение № 3)
Тема: Жидкие лекарственные формы Приложение № 1
Изложение нового материала:
Жидкие лекарственные формы – свободнодисперсные системы, в которых лекарственные вещества распределены в жидкой среде.
В зависимости от степени измельчения дисперсной фазы (лекарственного вещества) и характера дисперсионной среды (растворителя) ЖЛФ могут представлять собой:
- истинные растворы
- коллоидные растворы
- суспензии
- эмульсии
- комбинированные системы
Все эти ЖЛФ мы с вами разберем подробно на последующих занятиях.
Преимущества ЖЛФ:
- высокая биодоступность, быстрое наступление терапевтического эффекта
- разнообразные способы назначения
- удобство и простота применения
- снижение раздражающих свойств некоторых лекарственных веществ
- возможность маскирования вкуса
Недостатки ЖЛФ:
- нестабильность при хранении
- непортативность
- химическая несовместимость и др.
Классификация ЖЛФ:
/ | \
По составу: По природе жидкой среды: По способу применения:
| | |
Простые водные внутренние
Сложные неводные наружные
инъекционные
Все ЖЛФ для внутреннего применения принято называть микстурами. В них дисперсионной средой является только вода очищенная. Дозируются они обычно ложками: столовая (15 мл), десертная (10 мл), чайная (5 мл).
ЖЛФ для наружного применения:
- примочки
- полоскания
- клизмы
- растирания
- капли в нос и ухо и др.
В данном случае дисперсионной средой, кроме воды очищенной, могут быть и другие жидкости.
При изготовлении ЖЛФ используют разные дисперсионные среды, в том числе растворители и экстрагенты.
Растворители – индивидуальные химические соединения или их смеси, способные растворять различные вещества, т.е. образовывать с ними однородные системы – растворы.
Экстрагенты – растворители, используемые для экстракции (вытяжки) растительного или другого биологического материала.
Для обеспечения высокого качества ЖЛФ к дисперсионным средам предъявляют определенные требования:
- определенная растворяющая способность
- химическая индифферентность и биологическая безвредность
- отсутствие неприятного запаха и вкуса
- не являться средой для размножения микроорганизмов
- экономичность в производстве
В соответствии с химической классификацией все жидкие дисперсионные среды делят на органические и неорганические. Из неорганических соединений для ТИЛФ наибольшее значение имеет вода очищенная. Требования к воде очищенной, правила ее получения, хранения, транспортировки регламентирует приказ МЗ РФ № 309. Вопрос: О чем говорит этот приказ?
Вода очищенная (Aqua purificata) – фармакологически индифферентна, доступна, хорошо растворяет многие лекарственные вещества. Требования к воде – должна быть бесцветной, прозрачной, без запаха и вкуса, не должна содержать восстанавливающих веществ, нитратов, нитритов, хлоридов, сульфатов, кальция, тяжелых металлов, допускается лишь наличие следов аммиака.
Согласно ГФ ХIII, если в рецепте растворитель не указан - готовят водный раствор.
Для получения воды очищенной путем дистилляции (перегонки) питьевой воды используют специальный аппарат – аквадистиллятор.
Полученную воду собирают в стерильные сборники, которые периодически (1-2 раза в месяц) промывают с применением моющих средств. Небольшие количества воды хранят в стеклянных баллонах из химически стойкого стекла. Воду хранят в асептических условиях не более 3-х суток. Ежедневно вода из каждого баллона подвергается качественному анализу. Один раз в квартал вода направляется в контрольно-аналитическую лабораторию для полного химического анализа, 2 раза в квартал – в СЭС для бактериологического анализа.
В соответствии с правилами выписывания рецептов, количества жидких лекарственных форм обозначаются в миллилитрах, граммах, каплях. Концентрация лекарственных веществ может быть выражена несколькими способами.
Способы выписывания ЖЛФ в рецептах:
- Перечисление ингредиентов и их количеств:
Rp: Natrii bromidi 4,0
Aquae purificatae 200 ml
M.D.S. По 1 столовой ложке 2 раза в день
2. Процентное выражение концентрации:
Rp: Sol. Natrii bromidi 2 % - 200 ml
D.S. По 1 столовой ложке 3 раза в день
3. Через соотношение:
Rp: Sol. Furacillini 1 : 5000 – 400 ml
D.S. Для полосканий
4. Через граммы:
Rp: Emulsii Olei Ricini 200,0
D.S. Втирать в голову
5. С указанием доведения до объема:
Rp: Natrii bromidi 4,0
T – rae Valerianae 3 ml
Aquae purificatae ad 200 ml
M.D.S. По 1 столовой ложке 2 раза в день
Обратите внимание, что в первом, втором и последнем способе выписывания рецепта концентрация лекарственного вещества одна и та же, а способы ее обозначения разные.
Приложение № 2
Закрепление материала:
- Каковы преимущества ЖЛФ перед другими?
- Как можно классифицировать ЖЛФ?
- Почему в качестве растворителя чаще используют воду очищенную?
- Какими способами в рецептах могут быть выписаны ЖЛФ?
- Если в рецепте не указан растворитель, какой растворитель используют?
Приложение № 3
Задание на дом:
- Жидкие лекарственные формы – определение, общая характеристика.
- Каковы достоинства и недостатки ЖЛФ?
- Как можно классифицировать ЖЛФ?
- Вода очищенная – требования к ней, правила хранения.
- Какими способами в рецептах могут быть выписаны ЖЛФ?
Рекомендуемая литература:
- Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2016г.
- Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. М. 2016г.
- Лекционный материал
- Дополнительные источники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контроль качества жидких лекарственных форм промышленного производства
Презентация к теоретическому занятию по МДК "Контроль качества лекарственных средств"...
Методическая разработка лекции Тема «Жидкие лекарственные формы»
Методическая разработка содержит цели образовательные, воспитательные, развивающие, метод обучения ВДС и МДС, формируемые ПК и ОК. Структуру занятия, режим времени с подробным пояснением к струк...
Учебно-методическая разработка для проведения практического занятия по фармакологии Тема: «Жидкие лекарственные формы»
В представленном материале - указания для преподавателя по проведению практического занятия...
Методическая разработка теоретического обобщающего занятия "Жидкие лекарственные формы"
Методическая разработка теоретического занятия «Жидкие лекарственные формы» по технологии изготовления лекарственных форм специальности «Фармация» составлена с целью обобщения ...
Теоретическое занятие "Истинные растворы. Способы изготовления жидких лекарственных форм"
В разработке рассматриваются вопросы определения растворов как лекарственной формы, способы изготовления растворов, определение процентной концентрции, общего объема ЖЛФ...
Практическое занятие "Изготовление жидких лекарственных форм с использованием концентратов
Разработка практического занятия предназначена для студентов 2 курса специальности Фармация. Содержит вопросы проверки исходного уровня знаний, примеры выполнения заданий, задания для выполнения с алг...
Методическая разработка практического занятия "Рецепт. Твердые, мягкие, жидкие лекарственные формы. Лекарственные формы для инъекций "
Общая рецептура. Особенности выписывания различных лекарственных форм....