Теория. Жидкие лекарственные формы
методическая разработка

Сухова Людмила Павловна

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Жидкие лекарственные формы" может быть использована при изучении технологии изготовления лекарственных форм на специальности Фармация. В методической разработке рассматриваются классификация жидких лекарственных форм, растворители, используемые для их изготовления, способы выписывания в рецептах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 12._zhlf._sposoby_vypis-ya._teoriya.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Амурской области

Государственное автономное учреждение Амурской области

профессиональная образовательная организация

«Амурский медицинский колледж»

Методическая разработка

теоретического занятия для  преподавателя

Тема:     « Жидкие лекарственные формы»

МДК 0201 « Технология изготовления лекарственных форм»

ПМ 02. Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля

Специальность:33.02.01 Фармация

                                                                                             Составитель: Сухова Л.П.,

                                                                                             преподаватель технологии

                                                                                             изготовления лекарственных форм

г. Благовещенск

2014г.

        Теоретическое занятие № 12

        

 Тема: Жидкие лекарственные формы.

Продолжительность занятия:  90мин.

 Цель занятия:

- Сформировать у студентов теоретические знания о жидких лекарственных формах

Задачи:

- Дать характеристику жидким лекарственным формам

- Развивать логическое мышление

- Воспитывать внимание, дисциплину

Студент должен знать:

- Классификацию жидких лекарственных форм

- Растворители, используемые для изготовления ЖЛФ

- Способы выписывания ЖЛФ в рецептах

- Требования, предъявляемые к воде очищенной

Студент должен уметь:

- Определять правильность выписывания рецептов на жидкие лекарственные формы

В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:

- ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии

- ОК.2. Организовывать собственную деятельность

- ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- ОК.6.Уметь работать в коллективе

 Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:

- ПК.2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам

- ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств

- ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности

- ПК.2.5. Оформлять документы первичного учета

Вид занятия: теоретическое

Тип занятия: лекция - урок передачи и усвоения новых знаний

Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм

Литература:

- Аванесьянц Э.М. Технология изготовления лекарственных форм. Феникс.2002г.

 - Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая   технология. М. 2004г.

- Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2002г.

Оснащение:

- Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя

- Мультимедийная презентация

Внутрипредметные связи:

- Дозирование по объему, массе, массообъемным способом

- Обозначение концентрации лекарственных веществ в ЖЛФ

Межпредметные связи:

- Латинский язык (чтение и перевод рецептов)

- Фармакология (правила выписывания жидких лекарственных форм)

- Контроль качества лекарственных средств ( физико-химические свойства лекарственных веществ, контроль при отпуске)

Структура занятия

1. Организационный момент         -  2 мин.

2. Мотивация и постановка целей - 3 мин.

3. Изложение нового материала    - 80 мин.

4. Закрепление материала              -  3 мин.

5. Задание на дом                            -  2 мин.

Содержание     занятия

  1. Организационный момент: Преподаватель приветствует студентов, отмечает отсутствующих, обращает внимание на их внешний вид, готовность к занятию.

  1. Мотивация и постановка целей: Преподаватель сообщает цель занятия, предлагает записать план:

- Жидкие лекарственные формы – определение, характеристика

- Классификация ЖЛФ

- Растворители

- Способы выписывания ЖЛФ в рецептах

  По данной теме будут проводиться практические занятия. Поэтому, теоретические знания, полученные на данном занятии, вы должны будете суметь применить в своей практической деятельности.

3. Содержание    нового   материала:

В процессе изложения нового материала (приложение № 1) преподаватель вводит новые термины и понятия, обращает внимание студентов на основные моменты нового материала.

4. Закрепление  материала:

С целю выяснения степени понимания и усвоения нового материала преподаватель проводит фронтальный опрос (приложение № 2)

5. Задание на дом:

Преподаватель обращает внимание студентов на основные вопросы, необходимые для повторения (приложение № 3)

Тема:  Жидкие лекарственные формы                                                 Приложение № 1

Изложение нового материала:

 Жидкие лекарственные формы – свободнодисперсные системы, в которых лекарственные вещества распределены в жидкой среде.

В зависимости от степени измельчения дисперсной фазы (лекарственного вещества) и характера дисперсионной среды (растворителя) ЖЛФ могут представлять собой:

- истинные растворы

- коллоидные растворы

- суспензии

- эмульсии

- комбинированные системы

Все эти ЖЛФ мы с вами разберем подробно на последующих занятиях.

 Преимущества ЖЛФ:

  1. высокая биодоступность, быстрое наступление терапевтического эффекта
  2. разнообразные способы назначения
  3. удобство и простота применения
  4. снижение раздражающих свойств некоторых лекарственных веществ
  5. возможность маскирования вкуса

 Недостатки ЖЛФ:

  1. нестабильность при хранении
  2. непортативность
  3. химическая несовместимость и др.

                                     Классификация ЖЛФ:

              /                                       |                                               \

По составу:        По природе жидкой среды:        По способу применения:

          |                                           |                                                |

  Простые                                 водные                                внутренние

  Сложные                               неводные                             наружные

                                                                            инъекционные

Все ЖЛФ для внутреннего применения принято называть микстурами. В них дисперсионной средой является только вода очищенная. Дозируются они обычно ложками: столовая (15 мл), десертная (10 мл), чайная (5 мл).

 ЖЛФ для наружного применения:

- примочки

- полоскания

- клизмы

- растирания

- капли в нос и ухо и др.

В данном случае дисперсионной средой, кроме воды очищенной, могут быть и другие жидкости.

При изготовлении ЖЛФ используют разные дисперсионные среды, в том числе растворители и экстрагенты.

 Растворители – индивидуальные химические соединения или их смеси, способные растворять различные вещества, т.е. образовывать с ними однородные системы – растворы.

Экстрагенты – растворители, используемые для экстракции (вытяжки) растительного или другого биологического материала.

           Для обеспечения высокого качества ЖЛФ  к дисперсионным средам предъявляют определенные требования:

- определенная растворяющая способность

- химическая индифферентность и биологическая безвредность

- отсутствие неприятного запаха и вкуса

- не являться средой для размножения микроорганизмов

- экономичность в производстве

   В соответствии с химической классификацией все жидкие дисперсионные среды делят на органические и неорганические. Из неорганических соединений для ТИЛФ наибольшее значение имеет вода очищенная. Требования к воде очищенной, правила ее получения, хранения, транспортировки регламентирует приказ МЗ РФ № 309. Вопрос: О чем говорит этот приказ?

 Вода очищенная (Aqua purificata) – фармакологически индифферентна, доступна, хорошо растворяет многие лекарственные вещества. Требования к воде – должна быть бесцветной, прозрачной, без запаха и вкуса, не должна содержать восстанавливающих веществ, нитратов, нитритов, хлоридов, сульфатов, кальция, тяжелых металлов, допускается лишь наличие следов аммиака.        

Согласно ГФ ХIII, если в рецепте растворитель не указан - готовят водный раствор.

Для получения воды очищенной путем дистилляции (перегонки) питьевой воды используют специальный аппарат – аквадистиллятор.

Полученную воду собирают в стерильные сборники, которые периодически (1-2 раза в месяц) промывают с применением моющих средств. Небольшие количества воды хранят в стеклянных баллонах из химически стойкого стекла. Воду хранят в асептических условиях не более 3-х суток. Ежедневно вода из каждого баллона подвергается качественному анализу. Один раз в квартал вода направляется в контрольно-аналитическую лабораторию для полного химического анализа, 2 раза в квартал – в СЭС для бактериологического анализа.

В соответствии с правилами выписывания рецептов, количества жидких лекарственных форм обозначаются в миллилитрах, граммах, каплях. Концентрация лекарственных веществ может быть выражена несколькими способами.

       Способы выписывания ЖЛФ в рецептах:

  1. Перечисление ингредиентов и их количеств:

Rp: Natrii bromidi 4,0

       Aquae purificatae 200 ml

       M.D.S. По 1 столовой ложке 2 раза в день

  2. Процентное выражение концентрации:

Rp: Sol. Natrii bromidi 2 % - 200 ml

       D.S. По 1 столовой ложке 3 раза в день

 3. Через соотношение:

Rp: Sol. Furacillini 1 : 5000 – 400 ml

       D.S. Для полосканий

 4. Через граммы:

Rp: Emulsii Olei Ricini 200,0

       D.S. Втирать в голову

  5. С указанием доведения до объема:

Rp: Natrii bromidi 4,0

       T – rae Valerianae 3 ml

       Aquae purificatae ad 200 ml

       M.D.S. По 1 столовой ложке 2 раза в день

Обратите внимание, что в первом, втором и последнем способе выписывания рецепта концентрация лекарственного вещества одна и та же, а способы ее обозначения разные.

Приложение № 2

Закрепление материала:

  1. Каковы преимущества ЖЛФ перед другими?
  2. Как можно классифицировать ЖЛФ?
  3. Почему в качестве растворителя чаще используют воду очищенную?
  4. Какими способами в рецептах могут быть выписаны ЖЛФ?
  5. Если в рецепте не указан растворитель, какой растворитель используют?

Приложение № 3                                                                              

Задание на дом:

  1. Жидкие лекарственные формы – определение, общая характеристика.
  2. Каковы достоинства и недостатки ЖЛФ?
  3. Как можно классифицировать ЖЛФ?
  4. Вода очищенная – требования к ней, правила хранения.
  5. Какими способами в рецептах могут быть выписаны ЖЛФ?

         

      Рекомендуемая литература:

  1. Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2016г.
  2. Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. М. 2016г.
  3. Лекционный материал
  4. Дополнительные источники

       

                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль качества жидких лекарственных форм промышленного производства

Презентация к теоретическому занятию по МДК "Контроль качества лекарственных средств"...

Методическая разработка лекции Тема «Жидкие лекарственные формы»

Методическая разработка содержит цели образовательные, воспитательные, развивающие, метод обучения ВДС и МДС, формируемые ПК и ОК. Структуру занятия, режим  времени с подробным пояснением к струк...

Учебно-методическая разработка для проведения практического занятия по фармакологии Тема: «Жидкие лекарственные формы»

В представленном материале  - указания для преподавателя по проведению практического занятия...

Методическая разработка теоретического обобщающего занятия "Жидкие лекарственные формы"

Методическая разработка теоретического занятия «Жидкие лекарственные формы» по технологии изготовления лекарственных форм специальности «Фармация» составлена с целью обобщения ...

Теоретическое занятие "Истинные растворы. Способы изготовления жидких лекарственных форм"

В разработке рассматриваются вопросы определения растворов как лекарственной формы, способы изготовления растворов, определение процентной концентрции, общего объема ЖЛФ...

Практическое занятие "Изготовление жидких лекарственных форм с использованием концентратов

Разработка практического занятия предназначена для студентов 2 курса специальности Фармация. Содержит вопросы проверки исходного уровня знаний, примеры выполнения заданий, задания для выполнения с алг...