Методическая разработка теоретического обобщающего занятия "Жидкие лекарственные формы"
методическая разработка
Методическая разработка теоретического занятия «Жидкие лекарственные формы» по технологии изготовления лекарственных форм специальности «Фармация» составлена с целью обобщения теоретических знаний по изготовлению жидких лекарственных форм. В разработку включены ситуационные профессиональные задачи для проверки уровня усвоения студентами пройденного материала на предыдущих теоретических занятиях, тестовые задания. Данное занятие проводится с целью формирования как профессиональных, так и общих компетенций, а также для повышения интереса к изучаемому МДК и будущей профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
28._obobshch._zhlf_teor_stud.doc | 37.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное учреждение Амурской области
профессиональная образовательная организация
«Амурский медицинский колледж»
Методическая разработка
теоретического занятия для студента
ПМ 02 Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля
МДК 02.01 Технология изготовления лекарственных форм
Тема: «Жидкие лекарственные формы»
Специальность: 33.02.01 Фармация
Вид подготовки: базовый
Курс II, семестр 4
Составлена Суховой Л.П., преподавателем
технологии изготовления
лекарственных форм
в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта
среднего профессионального образования
г. Благовещенск
2018 г.
Теоретическое занятие № 28
Тема: Жидкие лекарственные формы
Цель занятия: Обобщить теоретические знания по изготовлению жидких лекарственных форм (далее ЖЛФ)
Методическая цель: Создать условия для проверки теоретических знаний
Образовательная цель: Проверить теоретические знания по изготовлению ЖЛФ
Воспитательная цель: Воспитать чувство профессиональной ответственности, понимания важности своей профессии, внимательности, умение работать в команде
Развивающая цель: Развивать познавательный интерес, логическое мышление
Планируемые результаты:
Студент должен овладеть общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии
ОК 2. Организовывать собственную деятельность
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях
ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
ОК 6. Уметь работать в коллективе
ОК 7. Брать на себя ответственность за результат выполненной работы
профессиональными компетенциями:
ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам
ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности
ПК 2.5. Оформлять документы первичного учета
Студент должен иметь практический опыт: изготовление жидких лекарственных форм
По окончании занятия студент должен:
знать:
- Правила выписывания ЖЛФ в рецептах
- Теоретические основы изготовления ЖЛФ в зависимости от типа дисперсной системы
- Правила оформления и отпуска ЖЛФ
уметь:
- Определять общий объем ЖЛФ
- Делать расчеты количества лекарственных веществ
- Подбирать средства упаковки и оформления лекарственных форм к отпуску
Тип занятия: теоретического занятие с элементами проблемного обучения.
Вид занятия: обобщающее
Форма занятия: комбинированное занятие
Уровень усвоения: продуктивный
Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм
Материально-техническое обеспечение:
1.Методическое оснащение: методическая разработка практического занятия для студента и преподавателя
2.Материально – техническое оснащение: бумага, калькулятор, ручка
3.Технические средства обучения: компьютер, телевизор, презентация
Внутрипредметные связи:
- Дозирование по объему, массообъемным методом
- Изготовление истинных, коллоидных, спиртовых растворов
- Работа фармацевта по приему рецептов
Межпредметные связи:
- Латинский язык (перевод рецептов)
- Фармакология (правила выписывания порошков)
- Контроль качества лекарственных средств(обязательные виды внутриаптечного контроля)
- Организация экономики фармации (правила хранения лекарственных средств)
- Знания гигиены
Литература:
1.Алексеев К.В., Суслина С.Н. Фармацевтическая технология. Феникс. 2016 г.
2.Гаврилов А.С. Фармацевтическая технология. Изготовление лекарственных препаратов. ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.
3.Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. ГЭОТАР-Медиа, 2015 г.
4.Лекционный материал.
Структура занятия:
- Организационный момент – 7 мин.
- Целевая установка 8 мин.
- 1 задание «Рецепт» – 20 мин.
- 2 задание. Решение ситуационных задач – 15 мин.
- 3 задание. Тестовый контроль – 15 мин.
- Подведение итогов занятия – 20 мин.
- Задание на дом – 5 мин.
Содержание занятия
- Организация начала занятия
Цель: Обеспечить готовность к занятию, создать рабочее настроение
Деятельность студента: Отметить отсутствующих, надеть халат, шапочку, проверить наличие ручки
Время: 7 мин.
- Целевая установка
Цель: Понять практическое значение темы, необходимость применения полученных знаний в практической профессиональной деятельности
Деятельность студента: Внимательно выслушать преподавателя, ознакомиться с содержанием занятия.
Время: 8 мин.
- Задание 1. «Рецепт»
Цель: Проверить практические навыки по проведению расчетов.
Каждый студент получает пропись рецепта и делает необходимые расчеты и задания по алгоритму (приложение № 1). За правильный ответ – 5 баллов, неправильный – 0 баллов.
Деятельность студента:
- Получить пропись рецепта
- Рассчитать количества лекарственных веществ
- Проверить дозы сильнодействующего вещества
Время: 20 мин.
- Задание 2. Решение ситуационных задач
Цель: Проверить теоретические знания по правилам выписывания рецептов и отпуску ЖЛФ
Студенты получают ситуационные задачи по вариантам (приложение № 2). За правильный ответ – 5 баллов.
Деятельность студента: Получить у преподавателя ситуационную задачу, ответить на поставленный вопрос с обоснованием ответа.
Время: 15 мин.
5. Задание 3. Тестовый контроль
Цель: Проверить степень усвоения полученных знаний по технологии изготовления ЖЛФ
Деятельность студента: Ответить на тестовые задания (приложение № 3)
Время: 15 мин.
6. Подведение итогов
Цель: Оценка степени усвоения пройденного материала и качества выполненной работы
Деятельность студента: Сдать преподавателю выполненные задания, получить оценку за занятие.
Время: 20 мин.
7. Задание на дом
Цель: Подготовка к следующему теоретическому занятию.
Деятельность студента: Записать тему и вопросы для подготовки к следующему занятию.
Время: 5 мин.
Тема: «Настои и отвары как лекарственная форма»
Вопросы для самоподготовки:
1. Какое растительное сырье считают лекарственным?
2. Какие виды лекарственного сырья используют в медицинской практике?
3. Какие виды лекарственных форм из лекарственного растительного сырья вы знаете?
Литература для самоподготовки:
1.Алексеев К.В., Суслина С.Н. Фармацевтическая технология. Феникс. 2016 г.
2.Гаврилов А.С. Фармацевтическая технология. Изготовление лекарственных препаратов. ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.
3.Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. ГЭОТАР-Медиа, 2015 г.
4.Лекционный материал.
5.Интернет-источники
Тема: Жидкие лекарственные формы Приложение № 1
Задание 1. Рецепт.
Примерный вариант задания
Задание. Rp: Sol. Analgini 1 % 200 ml
D.S. По 1 столовой ложке 2 раза в день
Алгоритм выполнения задания:
- рассчитать количество лекарственного вещества
- найти разовую и суточную дозы сильнодействующего вещества
- описать технологию изготовления раствора
Тема: Жидкие лекарственные формы Приложение № 2
Задание 2. Решение ситуационных задач.
Примерный вариант задания
- При проверке доз кислоты хлористоводородной в микстуре для внутреннего применения оказалось, что разовая доза вещества завышена. Как должен поступить фармацевт?
2) В аптеку поступил рецепт:
Rp: Iodi 0,5
Spiritus aethylici 95 % 30 ml
M.D.S. Наносить на ногтевую пластину
Больной попросил приготовить лекарственную форму без йода. Может ли фармацевт выполнить просьбу больного?
3) Определите, правильно ли указана врачом последовательность ингредиентов в рецепте:
Rp: Natrii chloridi 0,07
Atropini sulfatis 0,1
Aquae purificatae 10 мл
M.D.S. По 5 капель 2 раза в день
Атропина сульфат - вещество ядовитое, натрия хлорид – простого списка. Ответ обоснуйте.
4) Определите последовательность добавления жидких компонентов в состав микстуры:
Rp: Sol. Natrii bromidi 3 % 200 ml
T – rae Valerianae 5 ml
Sirupi simplicis 10 ml
M.D.S. По 1 столовой ложке 3 раза в день
5) На рецептурном бланке розового цвета выписан раствор омнопона. При фармацевтической экспертизе рецепта обнаружено, что отсутствует личная печать врача. Можно ли отпустить лекарственный препарат по данному рецепту? Как должен поступить фармацевт?
Тема: Жидкие лекарственные формы Приложение № 3
Задание 3. Тестовый контроль.
Примерный вариант тестовых заданий
1. Какое вещество при изготовлении раствора рассыпается тонким слоем на поверхность растворителя:
А) крахмал
Б) колларгол
В) протаргол
2. Особенность технологии капель для внутреннего применения:
А) растворяют в отпускном флаконе
Б) растворяют в половинном объеме воды
В) растворяют в подставке во всем объеме воды
3. Дополнить. Срок хранения воды очищенной в аптеке составляет ____ дней (дня)
4. Общий объем микстуры состава: раствора натрия бромида 2% - 100 мл, настойка валерианы 10 мл, сиропа сахарного 15 мл, составит (мл):
А) 125
Б) 110
В) 115
Г) 100
5. Спиртовые растворы лекарственных веществ готовят в:
А) ступке
Б) подставке
В) флаконе
6. Если в рецепте не указана концентрация раствора перекиси водорода, то отпускают раствор:
А) 1 %
Б) 3 %
В) 6 %
7. Если концентрация этанола в рецепте не указана, то готовят раствор на спирте:
А) 70 %
Б) 90 %
В) 95 %
8. При изготовлении раствора фурацилина натрия хлорид добавляется для:
А) повышения фармакологической активности
Б) понижения гидролиза
В) улучшения растворимости
9. Если в рецепте завышение дозы вещества списка А или Б соответствующе оформлено, то следует взять:
А) прописанное количество вещества
Б) высшую разовую дозу, указанную в ГФ
В) половину высшей разовой дозы, указанной в ГФ
10. Норма отпуска спирта этилового по обычному рецепту:
А) 50,0
Б) 50 мл
В) 100 мл
Г) 100,0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка лекции Тема «Жидкие лекарственные формы»
Методическая разработка содержит цели образовательные, воспитательные, развивающие, метод обучения ВДС и МДС, формируемые ПК и ОК. Структуру занятия, режим времени с подробным пояснением к струк...
Методическая разработка теоретического занятия "Гомеопатические лекарственные формы"
Методическая разработка теоретического занятия "Гомеопатические лекарственные формы" предназначена для преподавателя МДК 02.01 Технология изготовления лекарственных форм специальности 33.02....
Методическая разработка теоретического занятия Мягкие лекарственные формы
Методическая разработка теоретического занятия Мягкие лекарственные формы...
Методическая разработка теоретического занятия "Суппозитории как лекарственная форма. Основы"
Методическая разработка теоретического занятия "Суппозитории как лекарственная форма. Основы" предназначена для преподавателя МДК Технология изготовления лекарственных форм специальности 33....
Теоретическое занятие Технология лекарственных форм. Термины. Классификация лекарственных форм
Разработка теоретического занятия "Технология лекарственных форм. Термины. Классификация лекарственных форм" специальности 33.02.01 Фармация...
Методическая разработка по Технологии изготовления лекарственных форм.
Методическа яразработка к практическому занятию по фармацевттической технологии...