Разработка практического занятия "Изготовление концентрированных растворов"
методическая разработка
Методоческая разработка практического занятия предназначена для студентов и содержит вопросы для проверки исходного уровня знаний, алгоритм действия по выполнению манипуляций. задания для индивидуального выполнения, задания по закреплению материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontsentr._rastvory_stud.docx | 38.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство здравоохранения Амурской области
Государственное автономное учреждение Амурской области
профессиональная образовательная организация
Амурский медицинский колледж
Методическая разработка
практического занятия для студента
Тема: «Изготовление концентрированных растворов»
МДК 02.01. « Технология изготовления лекарственных форм»
ПМ 02. « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»
Специальность: 33.02.01 « Фармация»
Составлена: Суховой Л.П
преподавателем технологии
изготовления лекарственных форм
. Благовещенск
2014г
Практическое занятие № 8
Тема: Изготовление концентрированных растворов.
Продолжительность занятия: 270 мин.
Цель занятия: Научиться готовить концентрированные растворы, оценивать качество приготовленных лекарственных форм.
Задачи: Студент должен:
Знать:
- Правила асептики и санитарного режима для обеспечения асептических условий изготовления концентрированных растворов.
- Требования нормативных документов по приготовлению, оценке качества, хранению и учету концентрированных растворов в аптеке.
Уметь:
- Рассчитывать количество лекарственных веществ и растворителя.
- Выбирать и обосновывать оптимальную технологию, учитывая свойства входящих ингредиентов.
- Подбирать соответствующие средства упаковки и укупорки.
- Осуществлять основные технологические операции (отвесить, отмерить, процедить, нагреть, растворить).
- Оценивать качество приготовленных форм.
- Заполнять паспорт письменного контроля.
В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:
- ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии
- ОК.2. Организовывать собственную деятельность
- ОК 3. Решать проблемы, принимать решения в нестандартных ситуациях
- ОК 4. Осуществлять поиск, анализ информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, личностного развития
- ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
- ОК.6.Уметь работать в коллективе
Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:
- ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку, фасовать лекарственные средства
- ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств
- ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности
- ПК.2.5. Оформлять документы первичного учета
Тип занятия: практическое занятие с элементами проблемного обучения.
Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм.
Литература:
1. Аванесьянц Э.М. Технология лекарственных форм. Феникс 2002г. 448с.
2. Грецкий В.М., Хоменок В.С. Руководство к практическим занятиям по технологии лекарственных форм. М. Медицина 2000г. 304 с.
3. Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс 2002г. 543с.
Оснащение занятия:
1. Методическая разработка практического занятия для студентов и преподавателя.
2. Дидактический материал (приказы, ГФ)
3. Средства деятельности: лекарственные средства, вода очищенная, цилиндры, воронки, марлевые салфетки, флаконы, пробки, крышки, бумажные прокладки, этикетки, весы, разновес.
Внутрипредметные связи:
1. Изготовление истинных растворов.
2. Дозирование по массе, объёму.
3. Средства упаковки и оформления жидких лекарственных форм.
4. Оценка качества жидких лекарственных форм.
Межпредметные связи:
1. Латинский язык (чтение и перевод рецептов).
2. Химия (свойства лекарственных веществ, работа с мерной посудой).
3. Знания гигиены.
4. Фармакология (правила выписывания ЖЛФ).
5. Организация и экономика фармации ( хранение лекарственных средств).
Структура занятия.
1. Организационный момент – 5 мин.
2. Контроль исходного уровня знаний – 40 мин.
3. Самостоятельная работа – 180 мин.
4. Закрепление пройденного материала – 25 мин.
5. Подведение итогов знания – 15 мин.
6. Задание на дом – 5 мин.
Содержание занятия.
1. Организационный момент
Преподаватель проверяет у студентов: дневник, соответствующую форму одежды, готовность рабочего места к занятию.
Методическая установка:
Концентрированные растворы применяют при изготовлении жидких лекарственных форм. Применение этих растворов повышает производительность труда, эффективность и качество работы фармацевта, обеспечивает массо-объемную концентрацию лекарственных веществ в лекарственных формах. Поэтому знание фармацевтом правильной технологии концентрированных растворов и умение верно рассчитать количество ингредиента и растворителя является необходимым.
И так, сегодня на занятии Вы должны научиться готовить концентрированные растворы и оформлять их.
2. Контроль исходного уровня знаний.
1.Фронтальный опрос (приложение № 1).
2. Решение ситуационных задач у доски (приложение № 2).
3. Самостоятельная работа.
1. Внимательно изучить теоретическую основу и алгоритм действия, выявить неясные вопросы и получить ответы у преподавателя до выполнения задания.
2. Под руководством преподавателя:
а) Получить индивидуальное задание (приложение № 3)
б) Перевести рецепт на латинский язык.
в) Ознакомиться со свойствами лекарственных веществ, входящих в состав прописи
г) Провести необходимые расчёты по данной прописи.
д) Выбрать оптимальную технологию для данной прописи.
3.А Самостоятельно (пользуясь алгоритмом действия):
а) Приготовить водный раствор лекарственного вещества по указанию преподавателя
б) Оценить качество приготовленного раствора.
в) Заполнить паспорт письменного контроля.
4. Б Провести расчеты по разбавлению или укреплению раствора.
4. Закрепление пройденного материала.
- Решить ситуационные задачи по указанию преподавателя (приложение № 4)
2. Тестовый контроль ( приложение № 5)
5. Подведение итогов занятия.
Преподаватель оценивает полные и неполные ответы, активность на всех этапах занятия, самостоятельную работу. Оценка выставляется комплексная.
6. Задание на дом.
Тема: «Изготовление жидких лекарственных форм с использованием концентрированных растворов».
Вопросы для самоподготовки:
- Что значит процентное выражение концентрации лекарственного вещества?
- Каковы преимущества использования концентрированных растворов?
- Как в ГФ характеризуется растворимость лекарственных веществ?
- Каковы общие правила изготовления жидких лекарственных форм?
- Какова последовательность добавления воды, концентрированных растворов и других жидких препаратов в технологии микстур?
- Как определить общий объем микстуры?
- В чем особенность проверки доз веществ сп.А и Б в микстурах?
Литература для подготовки:
1.Аванесьянц Э.М. Технология лекарственных форм. Феникс 2002г. 448с.
2.Грецкий В.М., Хоменок В.С. Руководство к практическим занятиям по технологии лекарственных форм. М. Медицина 2000г. 304 с.
4. Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс 2002г. 543с.
5. Лекционный материал
Теоретическая основа
Раствор - жидкая лекарственная форма, полученная путем растворения одного или нескольких веществ в определенном растворителе.
Концентрированные растворы - это заранее изготовленные растворы лекарственных веществ более высокой концентрации, чем концентрация, в которой эти вещества выписываются в рецептах.
Концентраты предназначены для быстрого и качественного изготовления жидких лекарственных форм, т.к. они фильтруются, подвергаются полному химическому анализу и проверяются на отсутствие механических примесей. Концентрированные растворы готовят массо-объемным методом в мерной посуде в асептических условиях на свежеполученной воде очищенной. В случае отсутствия мерной посуды объем воды очищенной рассчитывают, используя значение плотности раствора или коэффициент увеличения объема.
Отклонение в концентрации растворов допускаются пределах:
- до 20 % концентрации раствора (включительно): ± 2 %
- более 20 % концентрации раствора: ±1 %.
Емкости с концентратами оформляют этикетками с указанием наименования, концентрации раствора номера серии и анализа, даты изготовления и срока годности.
Если концентрированный раствор после изготовления оказался крепче, то его разбавляют, используя при расчетах формулу:
Х= А *(С - В)
В
где X - объем воды, необходимый для разбавления;
А - объем изготовленного раствора;
В - требуемая концентрация раствора;
С - фактическая концентрация раствора
Если концентрированный раствор оказался слабее, его нужно укрепить. При расчетах используют формулу;
Х = А *(В - С)
100 * Р - В
где X - масса вещества, которую следует добавить к раствору;
А - объем изготовленного раствора;
В - требуемая концентрация раствора;
С - фактическая концентрация раствора;
Р - плотность раствора при 20°С
После укрепления или разбавления концентрированный раствор вновь фильтруют и отдают на анализ.
Алгоритм действия
Что делать? | Как делать? | Контроль |
1. Рассчитать количества лекарственного вещества и воды очищенной. | 1.1. Рассчитать количество лекарственного вещества: процентное выражение концентрации означает количество лекарственного вещества в 100 мл раствора. 1.2. Рассчитать количество воды очищенной: а) с учетом коэффициента увеличения объема, который показывает прирост объема при растворении 1,0 лекарственного вещества; б) с учетом плотности раствора. 1.3. Если коэффициент увеличения объема неизвестен, раствор приготовить путем доведения до объема в мерной посуде. | 1. На обратной стороне паспорта письменного контроля произведены расчеты количеств лекарственного вещества и воды очищенной. |
2. Подобрать упаковочный и укупорочный материал. | 2. Подобрать отпускной флакон в соответствии с объемом раствора и свойствами лекарственного вещества, соответствующую пробку или крышку с бумажной прокладкой. | 2. Флакон по объему значительно не превышает объема раствора. Пробка герметически укупоривает флакон. |
3. Растворить лекарственное вещество. | 3.1. В подставку отмерить рассчитанное количество воды очищенной, добавить рассчитанное количество лекарственного вещества и помешивать до полного его растворения. 3.2.Приготовление в мерной посуде: в мерную посуду соответствующего объема помещают примерно половинный объем воды очищенной, добавляют лекарственное вещество и после его полного растворения доводят водой до нужного объема. | 3.Лекарственное вещество растворено полностью, без остатка. Раствор прозрачен. |
4. Профильтровать раствор. | 4. Полученный раствор профильтровать через бумажный фильтр во флакон соответствующего объема и цвета. | 4. В растворе отсутствуют видимые невооруженным глазом механические примеси. |
5. Укупорить. | 5. Флакон закрыть пробкой, завинчивающейся крышкой с бумажной прокладкой. | 5. При переворачивании флакона жидкость не вытекает из флакона. |
6. Оформить. | 6. На флакон наклеить этикетку, на которой указать № аптеки, название раствора, его концентрацию и объем, дату изготовления. | 6. На этикетке указаны название раствора, его концентрация, объем, дата изготовления, № аптеки. |
Тема: «Изготовление концентрированных растворов » Приложение № 1
Контроль исходного уровня знаний. Контрольные вопросы.
1.Что значит процентное выражение концентрации лекарственного вещества в ЖЛФ?
2.Какие растворы называют концентрированными?
3.Каковы преимущества использования концентрированных растворов?
4.Каковы условия изготовления и хранения концентрированных растворов, и каким приказом они регламентированы?
5.Каковы общие стадии изготовления водных растворов?
6.Какими способами можно готовить концентрированные растворы?
7.Что показывает коэффициент увеличения объема, и для чего он используется?
8.Как обосновать необходимость укрепления или разбавления концентрированных растворов?
9.Какие показатели используют при оценке качества концентрированных растворов?
Тема: «Изготовление концентрированных растворов» Приложение № 2
Контроль исходного уровня знаний. Ситуационные задачи.
1.Приготовить 500 мл раствора натрия бромида 20 %, используя в расчетах коэффициент увеличения объема.
2.Приготовить 500 мл раствора натрия бромида 20 %, используя в расчетах значение плотности раствора.
3.После изготовления раствора и его анализа оказалось, что концентрация полученного раствора составила 11 % вместо 10 %. Рассчитайте допустимые отклонения данной концентрации и решите вопрос о необходимости разбавление раствора. Ответ обоснуйте.
Тема: «Изготовление концентрированных растворов» Приложение № 3
Индивидуальные задания для выполнения:
Задания А. Приготовить концентрированный раствор лекарственного вещества, используя в расчетах коэффициент увеличения объема и значение плотности раствора, а также путем доведения до объема:
1 задача. Раствор магния сульфата 10 % 30 мл
2 задача. Раствор калия иодида 20 % 50 мл
3 задача. Раствор кофеин-бензоата натрия 10 % 20 мл
4 задача. Раствор натрия бромида 20 % 40 мл
5 задача. Раствор натрия гидрокарбоната 5 % 50 мл
6 задача. Раствор натрия салицилата 10 % 10 мл
7 задача. Раствор глюкозы 40 % 20 мл
8 задача. Раствор кислоты аскорбиновой 5 % 200 мл
9 задача. Раствор натрия гидрокарбоната 5 % 100 мл
10 задача. Раствор калия иодида 20 % 30 мл
Задания Б. Провести расчеты по разбавлению или укреплению концентрированного раствора, приготовленного в объеме 1000 мл:
1.Вместо приготовленного 25 % раствора магния сульфата получен 23 % раствор.
2.Вместо приготовленного 20 % раствора калия иодида получен 22 % раствор
3.Вместо приготовленного 10 % раствора кофеин-бензоата натрия получен 8 % раствор
4.Вместо приготовленного 20 % раствора натрия бромида получен 21 % раствор
5.Вместо приготовленного 5 % раствора натрия гидрокарбоната получен 4 % раствор
6.Вместо приготовленного 10 % раствора натрия салицилата получен 11,5 % раствор
7.Вместо приготовленного 40 % раствора глюкозы получен 38 % раствор
8.Вместо приготовленного 50 % раствора кальция хлорида получен 51 % раствор
9.Вместо приготовленного 20 % раствора калия бромида получен 19 % раствор
10.Вместо приготовленного 4 % раствора кислоты борной получен 6 % раствор
Тема: «Изготовление концентрированных растворов» Приложение № 4
Закрепление пройденного материала.
Ситуационные задачи:
1.Для приготовления 2 литров концентрированного раствора натрия бензоата практикант отвесил 200,0 лекарственного вещества, растворил в половинном количестве воды очищенной и довел водой до 2 л. Процедил во флакон, укупорил, оформил. Все ли верно в действиях практиканта? Ответ обоснуйте.
2.Практикант получил задание приготовить 500 мл раствора натрия бромида 20 %. Для изготовления раствора практикант отвесил 100,0 вещества и растворил его в 500 мл воды очищенной, профильтровал, отдал на анализ. Провизор-аналитик дал заключение: лекарственная форма приготовлена неудовлетворительно. Прав ли аналитик и почему?
3.Практикант приготовил 300 мл раствора сульфацила натрия 20 %. После анализа оказалось, что концентрация полученного раствора составила 19,8 %. Решите вопрос, необходимо ли укрепление раствора? Обоснуйте ответ.
4.Фармацевт приготовил 500 мл раствора кальция хлорида 50 %. После анализа оказалось, что концентрация раствора составила 50,4 %. Требуется ли разбавление раствора? Ответ обоснуйте.
Тема: « Изготовление концентрированных растворов» Приложение № 5
Закрепление материала. Тестовый контроль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка практического занятия по теме «Решение практических задач с использованием «КонсультантПлюс», 2011
Методическая разработка практического занятия по теме «Решение практических задач с использованием «КонсультантПлюс» по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности», 2011...
Методическая разработка практического занятия на тему «Электролиз растворов солей» для студентов I курса специальности «Сестринское дело»
Аннотацияна методическую разработку практического занятия, на тему «Электролиз растворов солей» для студентов I курса специальности «Сестринское дело» выполненный преподавателем химии Ивановой О...
Методическая разработка лекции Тема «Истинные растворы»
Методический материал предназначен для формирования профессиональных компетенций – умению производить расчеты в рецептах в зависимости от способа обозначения концентрации лекарственных средств в...
Методическая разработка практического занятия " Отработка практических навыков по уходу за новорожденным с гемолитической болезнью"
Методическая разработка составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 31.02.02 «Акушерское дел...
Теоретическое занятие "Концентрированные растворы. ЖЛФ с концентратами"
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя "Концентрированные растворы. ЖЛФ с концентратами" может быть использована при изучении технологии изготовления лекарств...
Методическая разработка теоретического занятия Неводные растворы.
Разработка "Неводные растворы" предназначена для специальности "Фармация". В данной разработке рассматриваются особенности расчетов и изготовления спиртовых растворов и растворов н...
Разработка практического занятия "Изготовление одно- и многокомпонентных растворов"
Разработка занятия для студентов 2 курса включает вопросы исходного уровня знаний, примеры ситуационных задач, задания для выполнения, алгоритм действия при выполнении задания, тестовые задания....