Методическая разработка теоретического занятия Неводные растворы.
методическая разработка
Разработка "Неводные растворы" предназначена для специальности "Фармация". В данной разработке рассматриваются особенности расчетов и изготовления спиртовых растворов и растворов на нелетучих растворителях. Может быть использована преподавателями, студентами специальности "Фармация" по очной и очно-заочной (вечерней) форме обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство здравоохранения Амурской области
Государственное автономное учреждение Амурской области
профессиональная образовательная организация
Амурский медицинский колледж
Методическая разработка
теоретического занятия для преподавателя
Тема: « Изготовление неводных растворов»
МДК 0201 Технология изготовления лекарственных форм
ПМ 02. Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля
Специальность: 33.02.01 «Фармация
Составитель: Сухова Л.П.,
преподаватель технологии
изготовления лекарственных форм
г. Благовещенск
2014г.
Теоретическое занятие
Тема: Изготовление неводных растворов.
Продолжительность занятия: 90мин.
Цель занятия:
- Сформировать у студентов теоретические знания о правилах изготовления неводных растворов
Задачи:
- Дать характеристику неводным растворам
- Объяснить особенности расчетов и технологии изготовления неводных растворов
- Развивать логическое мышление
- Воспитывать внимание, дисциплину
Студент должен знать:
- Классификацию неводных растворов
- Особенности изготовления спиртовых растворов
- Технологию изготовления растворов на нелетучих растворителях
Студент должен уметь:
- Определять правильность выписывания рецептов на жидкие лекарственные формы
- Производить необходимые расчеты
В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:
- ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии
- ОК.2. Организовывать собственную деятельность
- ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
- ОК.6.Уметь работать в коллективе
Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:
- ПК.2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам
- ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств
- ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности
- ПК.2.5. Оформлять документы первичного учета
Вид занятия: теоретическое
Тип занятия: лекция - урок передачи и усвоения новых знаний
Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм
Литература:
- Аванесьянц Э.М. Технология изготовления лекарственных форм. Феникс.2016г.
- Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. М. 2016г.
- Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2015г.
Оснащение:
- Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя
- Мультимедийная презентация
Внутрипредметные связи:
- Дозирование по объему, массе, массообъемным способом
- Обозначение концентрации лекарственных веществ в ЖЛФ
Межпредметные связи:
- Латинский язык (чтение и перевод рецептов)
- Фармакология (правила выписывания жидких лекарственных форм)
- Контроль качества лекарственных средств ( физико-химические свойства лекарственных веществ, контроль при отпуске)
Структура занятия
1. Организационный момент - 2 мин.
2. Мотивация и постановка целей - 3 мин.
3. Изложение нового материала - 80 мин.
4. Закрепление материала - 3 мин.
5. Задание на дом - 2 мин.
Содержание занятия
- Организационный момент: Преподаватель приветствует студентов, отмечает отсутствующих, обращает внимание на их внешний вид, готовность к занятию.
- Мотивация и постановка целей: Преподаватель сообщает цель занятия, предлагает записать план:
- Неводные растворы - общая характеристика
- Приготовление неводных растворов на летучих растворителях
- Приготовление растворов на нелетучих растворителях
По данной теме будет проводиться практическое занятие. Поэтому, теоретические знания, полученные на данном занятии, вы должны будете суметь применить в своей практической деятельности.
3. Содержание нового материала:
В процессе изложения нового материала (приложение № 1) преподаватель, обращаясь к группе, восстанавливает в памяти студентов знания о % выражении концентрации лекарственных веществ, о дозировании по массе, объему, массообъемным способом, об общих правилах изготовления растворов и другие вопросы, изученные ранее и касающиеся данной темы занятия.
4. Закрепление материала:
С целю выяснения степени понимания и усвоения нового материала преподаватель проводит фронтальный опрос (приложение № 2)
5. Задание на дом:
Преподаватель обращает внимание студентов на основные вопросы, необходимые для повторения (приложение № 3)
Приложение № 1
Изложение нового материала:
Неводные растворы – жидкие лекарственные формы, представляющие собой гомогенные дисперсные системы, предназначенные для наружного применения (примочки, полоскания, капли в ухо, нос, для обтираний, промываний и т.д), реже применяются внутрь и для ингаляций.
Применение неводных растворителей обусловлено тем, что некоторые лекарственные вещества не растворяются в воде очищенной. Широкое применение неводных растворов обусловлено простотой приготовления, разнообразием способов назначения, стабильностью (более высокая, чем у водных растворов). К неводным растворам предъявляются определенные требования:
- соответствие медицинскому назначению
- полнота растворения лекарственных веществ
- отсутствие механических включений
- соответствие концентрации лекарственных веществ, объема, массы, прописанным в рецепте
- стабильность при хранении
Лекарственные вещества, входящие в состав неводных растворов, могут относиться к различным фармакологическим группам (антисептики, противогрибковые, болеутоляющие и др.).
Классификация растворителей:
/ \
Летучие Нелетучие
/ \
Этанол, хлороформ, глицерин, масла растительные,
эфир масло вазелиновое, димексид
В последнее время часто применяют комбинированные растворители – смесь этанола с глицерином, глицерина с димексидом и др., что позволяет сочетать в одной лекарственной форме несколько лекарственных веществ с различной растворимостью, а также использовать неводные растворители одновременно для оказания лечебного действия и в качестве вспомогательного вещества.
Глицерин (Glycerinum)- бесцветная, сиропообразная жидкость сладкого вкуса, без запаха, хорошо смешивается с водой, не растворяется в эфире и жирных маслах.
Масло вазелиновое (Oleum Vaselini) – бесцветная прозрачная жидкость без вкуса и запаха, нерастворимо в воде и этаноле, смешивается с эфиром, растительными маслами (кроме касторового).
Димексид (Dimexidum)- бесцветная прозрачная жидкость со специфическим приторным запахом, хорошо смешивается с этанолом, глицерином, эфиром, маслом касторовым, водой.
Изготовление растворов на летучих растворителях.
Спирт этиловый – этанол (Spiritus aethylicus) – прозрачная бесцветная жидкость, летучая, с характерным запахом и жгучим вкусом, огнеопасное вещество, легко смешивается с водой, глицерином, эфиром, в спирте хорошо растворимы многие лекарственные вещества (камфора, ментол, йод, левомицетин и др).
В аптеку спирт поступает крепкой концентрации – 95 - 96 %. В рецептах может быть прописан спирт этиловый иной концентрации, что требует его разведения. При смешивании спирта с водой наблюдается явление контракции – уменьшение объема смеси по сравнению с суммой объемов исходных жидкостей, при этом выделяется тепло, температура смеси повышается. Например, при смешивании 1 л этанола и 1 л воды получается не 2 л смеси, а всего 1930 мл. Поэтому разбавление этанола водой до нужной концентрации требует предварительных расчетов. Для разведения спирта крепкой концентрации до более слабой используют:
- алкоголеметрические таблицы ГФ
- формулу разбавления X = V x B
A
Где Х – количество крепкого спирта в мл; V – объем этанола желаемой концентрации, мл; В – необходимая концентрация спирта, %; А – концентрация крепкого спирта, %.
Например, необходимо приготовить 100 мл 70 % этанола из 95 %,
тогда х = 100 мл х 70 % = 73,6 мл (95 % спирта)
95 %
В мерную посуду на 100 мл помещают 73,6 мл спирта этилового 95 % и доводят водой очищенной до 100 мл.
Таким образом, растворы этанола иной концентрации готовят по объему.
Растворы лекарственных веществ на этаноле готовят массообъемным способом, т.е. спирт отмеривают, а вещества отвешивают.
Учитывая летучесть, спиртовые растворы лекарственных веществ готовят в отпускном флаконе, при необходимости нагревают на водяной бане, не доводя до кипения; процеживают в случае необходимости через сухой ватный тампон, прикрывая воронку стеклом. Этанола берут столько, сколько прописано в рецепте, независимо от концентрации лекарственных веществ. Коэффициент увеличения объема при растворении лекарственных веществ учитывается только при оценке качества лекарственной формы.
Норма отпуска этанола:
- 50,0 по обычному рецепту
- 100.0 – по спецназначению
Кроме того, спирт этиловый находится на предметно-количественном учете, по массе, поэтому производят пересчет объемных единиц в весовые.
Например, мы использовали при изготовлении лекарственной формы 50 мл 70 % этанола. На обратной стороне рецепта делается соответствующая запись перевода на чистый спирт:
Spiritus aethylici 95 % - 29, 89
Если в рецепте не указана концентрация этанола - отпускают 90 % этанол.
Исключение составляют:
- 5 % и 10 % растворы йода – готовят по прописи ГФ Х
- на 96 % спирте – раствор йода 1 % и 2 %; раствор цитраля 1 %
- на 70 % спирте – раствор кислоты салициловой 1 %, раствор борной кислоты 0,5 % – 5 %
- на 60 % спирте – раствор бриллиантовой зелени 1 % и 2 %, метиленовой сини 1 %
Разберем пример.
Rp: Novocaini 3,0
Anaesthesini 2,5
Spiritus aethylici 50 ml
M.D.S. Растирание
Новокаин и анестезин хорошо растворимы в спирте. Так как концентрация спирта в рецепте не указана, используем 90 % этанол. В сухой отпускной флакон помещаем 3,0 новокаина и 2,5 анестезина, добавляем 50 мл 90 % этанола, укупориваем, взбалтываем до полного растворения веществ, оформляем этикеткой «Наружное». На обратной стороне рецепта переводим объемные единицы в весовые, рецепт остается в аптеке, больному выдается сигнатура.
Изготовление растворов на нелетучих растворителях – проводят по массе, т.е. и лекарственные вещества, и растворитель отвешивают.
Это растворы на глицерине, маслах и т.д. Так как растворение в вязких растворителях протекает медленно, целесообразно проводить его при нагревании, процеживают при необходимости. Общая технология: в сухой отпускной флакон помещают лекарственные вещества, флакон уравновешивают на технических весах и отвешивают в него растворитель, флакон укупоривают и нагревают на водяной бане до полного растворения веществ. В случае необходимости процеживают через рыхлый ватный тампон.
Rp: Jodi 10,0
Dimexidi ad 100,0
M.D.S. Смазывать ногти и стопы ног
В сухой отпускной флакон темного стекла помещаем 10,0 йода кристаллического, флакон тарируем и отвешиваем 90.0 димексида. Йод очень легко растворим в димексиде, поэтому подогревание не требуется.
Если в рецепте выписан неводный раствор на основе масла, и не указано, какое именно нужно взять, то используют масло персиковое, миндальное, подсолнечное.
Приложение № 2
Закрепление материала:
- Чем обусловлено применение неводных растворов?
- В чем особенность изготовления спиртовых растворов лекарственных веществ?
- Что происходит при смешивании спирта и воды?
- Каковы нормы отпуска спирта этилового?
- В чем особенность изготовления растворов на нелетучих растворителях?
Приложение № 3
Задание на дом:
Выучить:
- Чем обусловлено применение неводных растворов?
- В чем особенность изготовления спиртовых растворов лекарственных веществ?
- Что происходит при смешивании спирта и воды?
- Каковы нормы отпуска спирта этилового?
- В чем особенность изготовления растворов на нелетучих растворителях?
Повторить:
- Что значит процентное выражение концентрации лекарственного вещества?
- Что значит дозирование по массе, массообъемным способом?
Рекомендуемая литература:
- Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2015г.
- Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. М. 2016г.
- Лекционный материал
- Дополнительные источники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/02/picture-1294986-1606903770.jpg)
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Наследственное предрасположение к болезням»
Болезни с наследственной предрасположенностью обусловлены как наследственными факторами, так и факторами внешней среды. В настоящее время эта группа болезней составляет 92% от общего числа наследствен...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/02/picture-1294986-1606903770.jpg)
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Профилактика наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование»
Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы: вопросы для проверки домашнего задания, для закрепле...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/20/picture-1334435-1621496358.jpg)
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя. Тема занятия: «Энтеральный способ введения лекарственных средств» Специальность: Сестринское дело
Данная методическая разработка составлена на основании требований ФГОС III поколения, на основании рабочей программы, КТП.ПМ 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за бол...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/27/picture-1335426-1622122431.jpg)
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине « Общественное здоровье здравоохранение» Тема занятия: Оплата труда в здравоохранении
Особое место в экономике здравоохранения занимает проблема оплаты труда. Цель методической разработки оказать методическую помощь преподавателям в проведении теоретического занятия по дисциплине ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/27/picture-1335426-1622122431.jpg)
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя ПМ 04.«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» МДК 04.02 Безопасная больничная среда для пациента и персонала Тема занятия: Стерилизация: понятия и мет
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессиональн...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/21/picture-1294644-1729496709.jpg)
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Сестринская помощь при заболеваниях щитовидной железы
Методическая разработка теоретического занятия по теме «Сестринская помощь при заболеваниях щитовидной железы» составлена в соответствии в требованиями ФГОС III и предназначена для у...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/21/picture-1294644-1729496709.jpg)
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Сестринская помощь при язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки
Методическая разработка теоретического занятия по теме «Сестринская помощь при язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки» составлена в соответствии в требованиями ФГОС III и предн...