ПРАКТИКУМ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ Основы патологии
учебно-методический материал
Практикум предназначен для самостоятельной работы обучающихся специальности 34.02.01 Сестринское дело по учебной дисциплине Основы патологии. Включает совокупность различных видов практических заданий: теоретические задания для работы со справочной литературой, тестовые задания, ситуационные задачи. Для углублённого изучения учебной дисциплины предлагаются темы реферативных работ (сообщений) и электронных презентаций. Задания из практикума выполняются за счет времени, отводимого на самостоятельную работу обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum.docx | 483.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Касимовский филиал ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж»
ПРАКТИКУМ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Основы патологии
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Касимов, 2019 г.
РАССМОТРЕНО
на заседании ЦМК по специальности 34.02.01 Сестринское дело
Протокол № 7 от 27.02.2019 г.
ОДОБРЕНО
Методическим советом
Протокол № 9 от 28.02.2019 г.
Составитель: преподаватель Проскунина О.С.
Практикум предназначен для самостоятельной работы обучающихся специальности 34.02.01 Сестринское дело по учебной дисциплине Основы патологии. Включает совокупность различных видов практических заданий: теоретические задания для работы со справочной литературой, тестовые задания, ситуационные задачи. Для углублённого изучения учебной дисциплины предлагаются темы реферативных работ (сообщений) и электронных презентаций.
Задания из практикума выполняются за счет времени, отводимого на самостоятельную работу обучающихся.
Содержание
Тема: «Белковые дистрофии внутри- и внеклеточные» 7
Тема: «Жировые, углеводные, минеральные дистрофии. Нарушение водного обмена» 10
Тема: «Изучение патологии кровообращения и патологии лимфообращения» 25
Тема: «Изучение процесса воспаления» 42
Тема: «Изучение компенсаторно-приспособительных реакций организма» 61
Тема: «Изучение доброкачественных и злокачественных опухолей» 76
Введение
Эффективное лечение пациента, находящегося в медицинской организации, во многом зависит от профессиональных знаний среднего медицинского персонала, от того, на каком уровне медицинская сестра представляет себе процессы, протекающие в организме конкретного пациента, какие изменения произошли в его органах и системах.
Целью учебной дисциплины Основы патологии являются овладение студентами системой знаний по основным закономерностям развития болезней, патологических состояний, изменений в органах и в целом организме для дальнейшего изучения профессиональных модулей; обучение студентов клиническому мышлению, представлению патологических изменений, знанию симптомов, сопровождающих развитие типовых патологических процессов и отдельных заболеваний.
В результате освоения учебной дисциплины, обучающийся должен уметь: определять признаки типовых патологических процессов и отдельных заболеваний в организме человека.
знать:
- общие закономерности развития патологии клеток, органов и систем в организме человека;
- структурно-функциональные закономерности развития и течения типовых патологических процессов и отдельных заболеваний.
Практикум предназначен для самостоятельной работы обучающихся специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Приступая к подготовке к занятию, студент должен:
- изучить цель работы;
- изучить тему, используя вопросы для самоподготовки;
- выполнить предложенные по теме практические задания;
- отметить неясности и подготовить вопросы для преподавателя.
Практикум включает задания для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы и включает в себя работу с микро и макропрепаратами.
Самостоятельная работа студентов предусматривает выработку навыков поиска правильного решения, обобщения результатов, работу со справочной литературой. Задания могут выполняться по усмотрению преподавателя, как отдельными студентами, так и группами.
Для углубленного изучения материала предлагаются темы реферативных сообщений и электронных презентаций.
Прилагается список литературы для подготовки к занятиям и критерии оценки.
Практикум составлен в соответствии с рабочей программой по Основам патологии и отвечает требованиям ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Практическая работа №1
Тема: «Атрофия, некроз»
Цель работы: закрепить теоретические знания,
Уметь:
- отличать признаки дистрофии от некроза;
- определять признаки атрофии и некроза;
- выполнять тестовые задания текущего контроля по теме;
- использовать медицинскую терминологию.
Вопросы для самоподготовки.
- Атрофия, понятие, причины, виды.
- Некроз как патологическая форма клеточной смерти.
- Причины, патогенез и морфогенез, клинико-морфологическая характеристика, исходы некроза.
Задания для самостоятельной работы
- Дайте определение следующим понятиям:
Некроз – ......................................................................................................................... .........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Атрофия –....................................................................................................................... ....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
- Напишите виды некроза:
- ……………………………………………………………………………………
- ……………………………………………………………………………………
- ……………………………………………………………………………………
- ……………………………………………………………………………………
- ……………………………………………………………………………………
3. Напишите клинико-морфологические формы некроза:
1)________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2)________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3)________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4)________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5)________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6)________________________________________________________________
_________________________________________________________________
4.Заполните таблицу:
Логическая структура темы: «Некроз»
Элементы | Характеристика |
1. Сущность процесса | |
2. Виды некроза по механизму развития | |
3. Виды по этиологии | |
4. Клинико-морфологические формы | |
5. Анатомические признаки | |
6. Микроскопические признаки | |
7. Изменение ядра | |
8. Изменение цитоплазмы | |
9. Изменение внеклеточных структур при некрозе | |
10. Исход | |
11.Значение |
Практическая работа №2
Тема: «Белковые дистрофии внутри- и внеклеточные»
Цель работы: закрепить теоретические знания,
Уметь:
- объяснить механизмы развития дистрофий;
- определять признаки белковой дистрофии;
- привести пример белковых дистрофий;
- объяснить механизм развития и определить вид дистрофии;
- различать и зарисовать признаки дистрофии в тканях;
- отличать признаки дистрофии от некроза;
- выполнять тестовые задания текущего контроля по теме;
- использовать медицинскую терминологию.
Вопросы для самоподготовки.
- Дистрофия – определение, сущность, механизмы развития.
- Классификация дистрофий.
- Диспротеинозы: причины, патогенез, морфологическая характеристика, клинические проявления, исходы.
Задания для самостоятельной работы
- Дайте определение следующим понятиям:
Альтерация – .................................................................................................................. ..........................................................................................................................................................................................................................................................................
Дистрофия – ................................................................................................................... ..........................................................................................................................................................................................................................................................................
2. Найдите соответствие.
Инфильтрация | образование в клетках и тканях аномальных веществ (амилоида) |
Декомпозиция | образование в клетках или тканях патологического обмена веществ (белки в жиры или углеводы) |
Извращенный синтез | распад сложных химических соединений, из которых состоит клетка или ткань |
Трансформация | поступление из кровотока свойственных клеткам и тканям веществ в большем, чем в норме, количестве (инфильтрация гликогена канальцев почек) |
3.Составьте классификацию дистрофий:
- В зависимости от преобладания морфологических изменений в специализированных элементах паренхимы или стромы и сосудах:
- ____________________________
- __________________________
- _________________________
- По преобладанию нарушений того или иного вида обмена:
- __________________
- _________________
- __________________
- ___________________
- В зависимости от влияния генетических факторов:
- _________________
- ________________
- По распространенности процесса:
- __________________
- _________________
4. Заполните таблицу: «Логическая структура темы «Дистрофия»
Элементы | Характеристика |
1. Сущность процесса | |
2. Происхождение | |
3. Причины | |
4. Патогенез | |
характеру нарушения обмена | |
6. По локализации процесса | |
7. Паренхиматозные | |
8. Стромально-сосудистые | |
9. Смешанные | |
10. Исход | |
11.Значение |
5. Дайте определение.
Паренхиматозные дистрофии – ................................................................................... ..........................................................................................................................................................................................................................................................................
6. Напишите виды белковых паренхиматозных дистрофий:
- ..........................................................................................................................
- ...........................................................................................................................
- ...........................................................................................................................
- ...........................................................................................................................
7.Заполните таблицу.
Вид белковой дистрофии | Орган и внешний вид | Микроскопия | Прогноз |
Зернистая | |||
Гиалиново- капельная | |||
Гидропическая | |||
Роговая |
8. Используя учебник и микропрепараты, заполните таблицу.
Белковые мезенхимальные дистрофии:
Вид | Заболевания | Патогенез | Вид органа/ микроскопия |
Мукоидное набухание | |||
Фибриноидное набухание | |||
Гиалиноз | |||
Амилоидоз |
Практическая работа №3
Тема: «Жировые, углеводные, минеральные дистрофии. Нарушение водного обмена»
Цель работы: закрепить теоретические знания,
Уметь:
- объяснить механизмы развития дистрофий;
- определять признаки дистрофий;
- привести пример жировых, углеводных, минеральных дистрофий;
- объяснить механизм развития и определить вид дистрофии;
- различать и зарисовать признаки дистрофии в тканях;
- отличать признаки дистрофии от некроза;
- выполнять тестовые задания текущего контроля по теме;
- использовать медицинскую терминологию.
Вопросы для самоподготовки.
- Внутриклеточные скопления гликогена: причины, патогенез, клинико-морфологические проявления и методы диагностики.
- Скопления липидов (липидозы), патогенез, клинико-морфологическая
характеристика, методы диагностики, исходы. Жировые изменения миокарда, печени, почек. Роль расстройств липидного обмена в развитии атеросклероза. - Нарушения обмена пигментов (хромопротеидов).
- Нарушения обмена глобиногенных пигментов. Гемосидероз местный и общий. Нарушения обмена билирубина. Желтухи: виды, механизмы возникновения и клинико-морфологические проявления.
- Понятие о минеральных дистрофиях.
- Нарушение водного обмена. Гипо – и гипергидратация.
- Нарушение кислотно-щелочного равновесия.
Задания для самостоятельной работы
1. Напишите определение.
Углеводные паренхиматозные дистрофии – .................................................................................................................................... ........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Жировая паренхиматозная дистрофия – .................................................................................................................................... ………………………………………………………………………….........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
2. Подпишите виды дистрофий.
3. Используя учебник и микропрепараты, заполните таблицу.
а) Жировые:
Вид | Заболевания | Патогенез | Вид органа/ микроскопия |
Ожирение | |||
Истощение |
б) Углеводные.
........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
4. Впишите название групп хромопротеидов.
1...............................................................................
2...............................................................................
3...............................................................................
5. Подчеркните вариант ответа, характеризующий гемосидероз:
- появляется при образовании гемоглобиногенных пигментов;
- образуется при гемолизе;
- при захвате гистиоцитами селезенки, печени, костного мозга; лимфатическими узлами «обломков» эритроцитов с образованием гемосидерина и ферритина
- все вышеперечисленное.
6. Впишите определения.
Сидерофаги - .................................................................................................................................... ..........................................................................................................................................................................................................................................................................
Стеркобилин – .................................................................................................................................... ..........................................................................................................................................................................................................................................................................
Уробилин – …............................................................................................................................... .........................................................................................................................................................................................................................................................................
7. Впишите виды желтухи в зависимости от патогенеза.
- ..........................................................................................................................
- ...........................................................................................................................
- ...........................................................................................................................
8. Выберите название органов или тканей, имеющих пигмент меланин.
- Кожа
- Поджелудочная железа
- Головной мозг
- Радужка глаза
- Ногти
- Волосы
- Слюнные железы
- Пищеварительный тракт
9. Впишите определения.
Невусы – ...................................................................................................................................
Альбинизм – ...................................................................................................................................
..........................................................................................................................................................................................................................................................................
10. Составьте словарь терминов.
Гликогеноз | |
Декомпозиция, или фанероз | |
Денатурация | |
Ихтиоз
| |
Коагуляция | |
Колликвация | |
Лейкоплакия | |
Тезаурисмозы | |
Амилоид | |
Атеросклероз | |
Гиалиноз | |
Гистион | |
Идиопатический | |
Кахексия | |
Интерстициальный | |
Келоид | |
Фибриноид | |
Альбинизм | |
Гемосидероз | |
Подагра | |
Сидерофаг | |
Гангрена | |
Некроз | |
Секвестр | |
11. Запишите данные и определение.
Вода составляет .............. ...........% массы тела человека
Гипогидратация – .................................................................................................... .....................................................................................................................................
12. Выберите причины развития гипогидратации:
Избыточное употребление воды, ограничение приема воды, при бешенстве, при несахарном диабете, при заболевании гипофиза, при декомпенсированной сердечной недостаточности при холере, при отеке Квинке.
13. Дайте определение понятиям.
Гипергидратация – .................................................................................................................................... ...................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Отеки – ....................................................................................................................................
....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
14. Найдите соответствие.
Анасарка | скопление жидкости в брюшной полости |
Гидроторакс | скопление патологической жидкости в сердечной сорочке |
Асцит | скопление жидкости в плевральной полости |
Гидроперикард | скопление жидкости в межклеточном пространствах кожи и подкожной клетчатки |
15. Впишите определения механизмов образования отеков.
Осмотический - ............................................................................................................. ....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Онкотический - ........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Мембраногенный - ..................................................................................................................................... .............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
16. Найдите картинки с проявлениями патологических отеков и вклейте их в таблицу.
Вид отеков | Проявление отеков |
Сердечные | |
Почечные | |
Голодные |
17. Найдите и впишите понятия о нарушениях минерального обмена
Вид нарушения | Причины | Нарушения жизненно важных функций |
Гипернатриемия | ||
Гипонатриемия | ||
Гиперкалиемия | ||
Гипокалиемия | ||
Гипокальциемия | ||
Гиперкальциемия |
18 Найдите соответствия:
Гипергликемия
Гипогликемия
Работа с макропрепаратами.
Препарат | Описание | Изображение |
Жировая дистрофия миокарда, «Тигровое сердце». | ||
Амилоидоз печени. | ||
Гемосидероз печени. | ||
Атеросклероз аорты. |
Работа с микропрепаратами.
Препарат | Описание | Изображение | Исход | Значение |
Гиалиново-капельная дистрофия эпителия извитых канальцев почек. | ||||
Гидропическая (вакуольная) дистрофия эпителия извитых | ||||
Роговая дистрофия (гиперкератоз) | ||||
Мукоидное и фибриноидное набухание в клапане сердца | ||||
Амилоидоз почки | ||||
Ожирение сердца | ||||
Гемосидероз печени (реакция Перлса) |
Тестовые задания
Тема: «Повреждения: дистрофия, некроз, атрофия»
В предложенных вопросах выберите один правильный ответ:
- К повреждению относятся (2 ответа):
- Некроз
- Регенерация
- Гипертрофия
- Атрофия
- Форма некроза:
- Атрофия
- Гангрена
- Метаплазия
- Гипертрофия.
- Процесс, сопровождающийся накоплением в цитоплазме гепатоцитов зерен белковой природы:
- Паренхиматозный диспротеиноз
- Мезенхимальный диспротеиноз
- Паренхиматозный липидоз
- Мезенхимальный липидоз
- Некроз как результат нарушения кровообращения называется:
- Секвестрация
- Пролежни
- Инфаркт
- Гангрена
- Механизм развития углеводных дистрофий:
- Нарушение обмена сложных белков
- Нарушение обмена глюкопротеидов и мукополисахаридов
- Нарушение обмена нейтрального жира
- Нарушение обмена холестерина
- Процесс, происходящий в клетках при некрозе (2 ответа):
- Регенерация
- Кариопикноз
- Плазморексис
- Гипоплазия
- Патологический процесс, при котором орган увеличивается в размере и имеет сальный цвет на разрезе:
- Зернистая дистрофия
- Роговая дистрофия
- Гидропическая дистрофия
- Амилоидоз
8. Мезенхимальная жировая дистрофия — это:
- появление капель жира в цитоплазме;
- увеличение жировых отложений в организме;
- исчезновение подкожно-жирового слоя;
- появление жировой клетчатки в забрюшинном пространстве.
9. Хромопротеиды — это:
- эндогенные красящие вещества;
- соединения хрома;
- продукты обмена жиров;
- токсические вещества, возникающие в результате извращенного обмена белков.
10.Какие процессы характерны для надпеченочной желтухи:
- Нарушение захвата гепатоцитами билирубина
- Повышенный распад эритроцитов
- Нарушение проходимости желчных протоков
- Застой желчи с образованием очагов некроза в печени
* Ситуационные задачи:
Задача 1
У больного с фолликулярной ангиной отмечается выраженная тахикардия, наличие белка в анализе мочи. После лечения функция сердца и почек нормализовалась.
Какой процесс развился в миокарде и почках? .................................................................................................................................... ....................................................................................................................................
Как изменились органы макро и микроскопически? ....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Почему восстановилась деятельность миокарда и почек? .....................................................................................................................................
Задача 2
Больной страдал заболеванием крови (лейкоз с выраженной анемией). Смерть наступила от сердечной недостаточности.
Какая дистрофия развилась в миокарде? .................................................................................................................................... ..............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Каков механизм развития дистрофии? .................................................................................................................................... ..............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Какие изменения сердца обнаружены на вскрытии? ........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
* Ситуационные задачи:
Задача 1.
Больной поступил в отделение кардиологии с жалобами на перебои в работе сердца. В анамнезе ИБС, ХСН II степени. За два дня до ухудшения состояния по рекомендации терапевта принимал диуретики для уменьшения отеков на нижних конечностях и разгрузки малого круга кровообращения.
С чем связано ухудшение состояния больного? ..................................................................................................................................... .........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Задача 2
Больной с алкогольным циррозом печени стал предъявлять жалобы на одышку, слабость, уменьшение диуреза. За последнее время поменял одежду на больший размер.
С чем связано ухудшение состояния больного? ................................................................................................................................... …………………………………………………………………………….……...........................................................................................................................................
Каков механизм развития новых симптомов? ................................................................................................................................... .............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Задача 3
У больного удалено легкое по поводу туберкулеза. В легком обнаружен очаг творожистого некроза.
С чем связано образование данного очага? ....................................................................................................................................
.........................................................................................................................................................................................................................................................................
Нарушение какого обмена наблюдается у больного? ..............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Для углублённого изучения темы подготовьте реферативные сообщения по темам:
- «Нарушения обмена хромопротеидов»;
- «Нарушения минерального обмена»;
- «Дистрофии. Механизмы развития дистрофий»;
- «Смешанные дистрофии»;
- «Нарушения периферического кровообращения»;
- «Формы иммунопатологических процессов»;
- «Типовые патологические процессы»;
- «Нарушения обмена хромопротеидов»;
- «Нарушение минерального обмена»;
- «Нарушения водного обмена»;
- «Значение ионов K+, Na+, Mg2+, Ca2+ и микроэлементов в организме. Причины и механизмы нарушения ионного гомеостаза»;
- «Патогенез отдельных видов отека (сердечный, почечный, токсический, воспалительный, аллергический, эндокринный и др.)».
Электронные презентации
- Патология клетки как основа любого патологического процесса;
- Дистрофии. Виды. Патогенез;
- Паренхиматозные дистрофии;
- Стромальнососудистые дистрофии;
- Смешанные дистрофии;
- Некроз. Морфологические признаки. Виды. Механизмы;
Задание для внеаудиторной самостоятельной работы:
- Работа над рефератами (докладами);
- Подготовка электронных презентаций;
- Составление словаря медицинских терминов;
- Составление тематических кроссвордов, ребусов, графологических структур с использованием медицинских терминов.
Практическая работа №4
Тема: «Изучение патологии кровообращения и патологии лимфообращения»
Цель работы: закрепить теоретические знания,
Уметь:
- объяснить механизм развития нарушения кровообращения и лимфообращения;
- выполнить задания текущего и рубежного контроля;
- выявить в микропрепаратах эмболизированные и тромбированные сосуды и их зарисовать;
- приводить примеры заболеваний, сопровождающихся
общими и местными отеками. - использовать медицинскую терминологию.
Вопросы для самоподготовки.
- Нарушение кровообращения. Виды, общая характеристика, механизмы развития и клинические проявления, значение для организма.
- Патология периферического (регионарного) кровообращения. Общая характеристика.
- Ишемия: определение, причины, механизмы развития, клинико-морфологические проявления. Роль коллатерального кровообращения. Инфаркт: определение, причины, клинико-морфологическая
характеристика, осложнения и исходы. - Тромбоз: определение, местные и общие факторы тромбообразования. Тромб, его виды и морфологическая характеристика. Значение и исходы тромбоза.
- Расстройства микроциркуляции: основные формы, причины и механизмы нарушения.
- Основные формы нарушения лимфообращения.
- Лимфостаз.
Задания для самостоятельной работы
- Заполните таблицу:
Логическая структура темы «Нарушение кровообращения»
Элементы | Характеристика |
1. Основа расстройства кровообращения | |
2. Виды нарушения кровообращения | |
3. Артериальное полнокровие | |
4. Венозная гиперемия | |
5.Тромбоз | |
6. Эмболия | |
7. Ишемия | |
8. Инфаркт | |
9. Кровотечение | |
10. Кровоизлияние | |
11. Стаз | |
12. Исход |
- Найдите соответствия разных видов артериальной гиперемии с причинами, вызывающими их.
Физиологическая гиперемия | Горчичники Работающие мышцы Воспаление Компрессы Нарушение иннервации органа Втирание в кожу спиртовых растворов Беременная матка Травматические поражения Эндокринные заболевания Кишечник во время пищеварения | Патологическая гиперемия |
3. Дайте определение понятиям:
Венозная гиперемия – .................................................................................................................................... .............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Причины венозной гиперемии
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
.....................................................................................................................................
....................................................................................................................................
Индурация -.................................................................................................................................... ...............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................Мускатная печень – ...................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Ишемия – ................................................................................................................................... ...................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Причины развития ишемии.
..........................................................
..........................................................
..........................................................
..........................................................
Тромбоз – ................................................................................................................. .........................................................................................................................................................................................................................................................................
4.Напишите виды инфаркта в зависимости от внешнего вида (цвета):
1)……………………………………..
2)……………………………………..
3)……………………………………..
5.Заполните таблицу: Логическая структура темы «Инфаркт»
Элементы | Характеристика |
1. Определение | |
2. Причина инфаркта | |
3. Стадии развития | |
4. Виды | |
5. Локализация | |
6. Исход | |
7. Последствия |
6. Опишите стадии образования тромбов:
.........................................................................................................................................................................................................................................................................
..........................................................................................................................................................................................................................................................................
.......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
7. Заполните таблицу. Строение тромбов.
Белые тромбы | Красные тромбы | Смешанные тромбы |
8. Впишите виды эмболий и их причины:
9. Зарисуйте и подпишите направления движения эмболов (по Я. Л. Раппопорту).
10. Дайте определение механизмам возникновения лимфатической недостаточности:
.............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
.............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
- Напишите определение:
Слоновость – ................................................................................................................................... ..........................................................................................................................................................................................................................................................................Лимфедема...........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Хилоторакс………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Лимфорея…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Хилёзный асцит……………………………………………………………………………………………………………………………………….............................
- Ответьте на вопросы тестовых заданий.
1. Лимфедема - это:
а) лимфатический отек;
б) истечение лимфы из поврежденного лимфатического сосуда;
в) воспаление лимфатического сосуда;
г) скопление лимфы в тканях.
2. Подберите каждой форме лимфатической недостаточности ее обусловленность.
1. Механическая.
2. Динамическая.
3. Реабсорбционная.
а) нарушение процесса всасывания тканевой жидкости в лимфатические капилляры;
б) закупорка лимфатических сосудов;
в) повышенный (усиленный) выход жидкой части крови из капилляра.
3. Найдите соответствие.
1. Увеличение лимфатических узлов.
2. Увеличение лимфатических сосудов.
а) лимфангиит;
б) лимфаденит.
4. Подберите различным формам лимфатических отеков соответствующие им варианты развития коллатералей.
1. Острый отек.
2. Хронический отек.
а) хорошо развиты лимфатические коллатерали;
б) слабо развиты коллатерали.
5. Хронический застой лимфы характеризуется:
а) нарушением транспорта веществ к клеткам;
б) гипоксией ткани;
в) нарушением микроциркуляции;
г) увеличением размеров лимфатических узлов.
13. Составьте словарь терминов.
Анасарка | |
Аррозивное кровотечение | |
Асцит | |
Вакатная гиперемия | |
Гемоперикард | |
Геморрагия | |
Гидроцефалия | |
Гидроторакс | |
Гидроперикард | |
Гиперемия | |
Гомеостаз | |
Диапедез | |
Индурация тканей застойная | |
Ишемия | |
Лимфедема | |
Плетора | |
Стаз | |
Транссудат | |
Хилезный асцит | |
Хилус | |
Цианоз | |
Эксикоз | |
Эритема | |
Агглютинация | |
Адгезия | |
Дилатационный тромб | |
Коагуляция | |
Марантический тромб | |
Метастазирование | |
Обтурирующий тромб | |
Парадоксальная эмболия | |
Преципитация | |
Ретракция | |
Ретроградная эмболия | |
Сладжированная кровь | |
Тромбоз | |
Эмболия |
Работа с макропрепаратами.
Препарат | Описание | Изображение |
Инфаркт миокарда |
Работа с микропрепаратами.
Препарат | Описание | Изображение | Исход | Значение |
Венозное полнокровие легкого Красный тромб в просвете сосуда | ||||
Раковые эмболии в сосудах легких | ||||
Инфаркт миокарда |
* Тестовые задания
Тема: «Патология кровообращения и лимфообращения»
В предложенных вопросах выберите один правильный ответ:
1. Гиперемия — это:
- увеличение кровенаполнения ткани;
- покраснение ткани;
- воспаление ткани;
- уменьшение кровенаполнения ткани.
2. Причиной венозной гиперемии может быть:
- сдавление вен;
- увеличение вязкости крови;
- повышенное потребление кислорода тканями;
- усиление ЧСС.
3. Сладж — это:
- скучивание и слипание эритроцитов;
- внутрисосудистое свертывание крови;
- активизация свертывающей системы крови;
- врожденное нарушение способности крови к свертыванию.
4. Инфарктом называется:
- только заболевание сердечной мышцы;
- некроз тканей, соприкасающихся с внешней средой;
- некроз участка органа как исход ишемии;
- обратимые изменения в тканях в результате ишемии.
5. Тромбоз возникает из-за:
- активизации свертывающей системы крови;
- закупорки сосуда сгустком крови;
- замедления кровотока, повреждения сосудистой стенки, усиления свертываемости крови;
- потери жидкости и сгущения крови.
6. Эмбол — это:
- сгусток крови;
- пузырек воздуха;
- сгусток фибрина;
- любой материальный объект, закупоривший сосуд.
7. Скопление крови в тканях — это:
- кровоизлияние;
- гематома;
- кровоподтек;
- геморрагия.
8. Лимфодема — это:
- лимфатический отек;
- истечение лимфы из поврежденного лимфатического сосуда;
- скопление лимфы в тканях;
- воспаление лимфатического сосуда.
9.Компенсаторные механизмы при сердечной недостаточности – это:
- расширение полостей сердца и тахикардия;
- усиление гемопоэза и увеличение ОЦК;
- выброс гормонов коры надпочечников и сужение сосудов;
- застой крови в большом круге и появление отеков.
10. Дилатация полостей сердца бывает:
- физиологической и патологической;
- компенсированной и декомпенсированной;
- тоногенной и миогенной;
- временной и постоянной.
* Ситуационные задачи
Задача 1
Больной обратился к хирургу с жалобами на болезненность, отечность, гиперемию в области коленного сустава правой ноги. Со слов больного симптомы появились после падения. С чем связана гиперемия и отечность коленного сустава? .............................................................................................. ...............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Задача 2
Больной находился в реанимационном отделении с диагнозом: множественный перелом костей таза и бедра правой ноги. На вторые сутки состояние больного резко ухудшилось. Стал предъявлять жалобы на боль в левой половине грудной клетки, одышку, кровохарканье.
С чем связано ухудшение состояния больного?................................................... ....................................................................................................................................
Каков механизм развития осложнения?................................................................. ....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Задача 3
Больная К. 67 лет обратилась к семейному врачу с жалобами на одышку, затрудненное дыхание, быструю утомляемость, появление болей в сердце при незначительной нагрузке. В анамнезе ИБС, ХСН III степени. При осмотре отмечается цианоз губ, ногтевых пластин, отечность на нижних конечностях. В легких при аускультации выслушиваются влажные хрипы по нижним полям.
Какие изменения произошли в легких?.................................................................. ....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Как называется патологический процесс в легких?...............................................
.....................................................................................................................................
Для углублённого изучения темы подготовьте реферативные сообщения по темам:
- «Нарушения периферического кровообращения»;
- «Венозное полнокровие в системе воротной вены (портальная гипертензия)»;
- «Ишемия. Инфаркт миокарда»;
- «Синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови (ДВС-синдром)»;
- «Недостаточность кровообращения. Понятие, принципы классификации, патогенез основных симптомов»;
- «Гипертрофия миокарда как механизм компенсации, предпосылки срыва»;
- «Инфаркт миокарда»;
- «Нарушение лимфообразования»;
- «Роль гипертрофии в патологии»;
электронные презентации:
- Патология кровообращения;
- Некроз. Морфологические признаки. Виды. Механизмы;
- Апоптоз. Морфологические признаки. Виды. Механизмы;
- Тромбоз. Эмболия;
- Нарушение микроциркуляции;
- Нарушение периферического кровообращения.
Задание для внеаудиторной самостоятельной работы.
- Работа над рефератами (докладами);
- Подготовка электронных презентаций;
- Составление словаря медицинских терминов;
- Составление тематических кроссвордов, ребусов, графологических структур с использованием медицинских терминов.
Практическая работа №5
Тема: «Изучение процесса воспаления»
Цель работы: закрепить теоретические знания,
Уметь:
- определять признаки воспаления;
- выполнять задания текущего контроля;
- выявлять и зарисовывать микроскопическую картину
воспалительных процессов в тканях; - использовать медицинскую терминологию.
Вопросы для самоподготовки.
- Общая характеристика воспаления. Причины и условия возникновения воспаления. Основные признаки воспаления. Основные компоненты воспалительного процесса.
- Альтерация. Изменения обмена веществ, физико-химических свойств тканей и их структур в очаге воспаления. Медиаторы воспаления.
- Экссудация. Виды и состав экссудата. Клинико-морфологические проявления экссудации.
- Пролиферация, механизмы формирования воспалительного клеточного инфильтрата и роль различных клеточных элементов при воспалении.
- Острое воспаление: этиология, патогенез, морфологические особенности и исходы.
- Продуктивное воспаление. Хроническое воспаление: причины, патогенез, клеточные кооперации (макрофаги, лимфоциты, плазматические клетки, эозинофилы, фибробласты и др.); морфологические виды и
исходы. Гранулематозное воспаление (острое и хроническое): этиология, механизмы развития, клинико-морфологическая характеристика. Виды гранулем; гранулемы при туберкулезе, сифилисе, лепре. - Роль воспаления в патологии.
Задания для самостоятельной работы
- Дайте определение:
Воспаление – .................................................................................................................................... ...............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
2. Напишите латинские названия воспаления органов:
почек - .......................................................................................................................
печени - .....................................................................................................................
мочевого пузыря - ...................................................................................................
плевры - ....................................................................................................................
легких - .....................................................................................................................
3. Перечислите причины воспаления:
- .........................................................................................................................
- .........................................................................................................................
- ........................................................................................................................
4. Найдите соответствия:
Нормергическое воспаление | ответная реакция организма выражена слабо или отсутствует |
Гиперергическое воспаление | ответная реакция организма соответствует силе раздражения |
Гипергическое воспаление | ответная реакция организма на раздражение значительно интенсивнее, чем действие раздражителя |
5. Дайте определения стадиям воспаления:
Альтерация – ............................................................................................................ ........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Экссудация – ........................................................................................................... ..................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Пролиферация – ....................................................................................................... ....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
6. Заполните таблицу:
Вид экссудата | Характеристика воспаления |
Катаральное | |
Серозное | |
Фибринозное | |
Гнойное | |
Геморрагическое | |
Гнилостное | |
Смешанное |
7. Впишите в таблицу характеристики воспалительных реакций:
Местные | Общие |
8.Заполните таблицу.
Логическая структура темы «Воспаление»
Элементы | Характеристика |
1. Сущность процесса. Определение. | |
2. Этиологические факторы | |
3. Течение | |
4. Морфологические признаки | |
5. Клинические признаки воспаления | |
6. Проявление альтерации | |
7. Проявление экссудации | |
8. Проявление пролиферации | |
9. Виды воспаления | |
10. Экссудативное воспаление | |
11. Продуктивное воспаление | |
12. Значение воспаления | |
13. Исход |
9.Дайте определение:
Специфическое воспаление………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
10.Опишите характерные признаки течения заболеваний, протекающих со специфическим воспалением:
- ...........................................................................................................................
- ...........................................................................................................................
- ...........................................................................................................................
- ...........................................................................................................................
- ...........................................................................................................................
11.Опишите рисунок пораженного туберкулезом легкого:
Допишите:
12.Для туберкулезного поражения характерно наличие в очаге поражения клеток ....................................................................................................................... и........................................................................... …………………………………..
13.Солитарные туберкулы – это ............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
14.Процесс заживления при сифилисе заканчивается ....................................................................................................................................
..............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
16.Опишите гранулему сердца при поражении сифилисом.
17. Составьте словарь терминов.
Абсцесс | |
Альтерация | |
Ангина | |
Катар | |
Пиноцитоз | |
Пневмония | |
Пролиферация | |
Сиалоаденит | |
Фагоцитоз | |
Флегмона | |
Фурункул | |
Целлюлит | |
Эмпиема | |
Эндоцитобиоз | |
Бугорок | |
Гранулема | |
Гумма | |
Инфильтрат | |
Кондилома | |
Лепрома | |
Миофиброз | |
Полип | |
Склероз | |
Специфическое воспаление | |
Стеноз | |
Туберкулема | |
Фиброзный | |
Цирроз | |
Келлоид | |
Рубец | |
Фиброз | |
Цирроз | |
Туберкулёзный бугорок состоит | в центре ̶ |
Работа с макропрепаратами.
Препарат | Описание | Изображение |
Катаральный трахеит | ||
Фибринозный плеврит | ||
Крупозная пневмония (стадия серого опеченения) | ||
Милиарный туберкулез легких | ||
Гумма печени |
Работа с микропрепаратами.
Препарат | Описание | Изображение | Исход | Значение |
Катаральный трахеит | ||||
Фибринозный плеврит | ||||
Крупозная пневмония | ||||
Милиарный туберкулез легких | ||||
Гумма печени |
* Тестовые задания
Тема: «Воспаление»
В предложенных вопросах выберите один правильный ответ:
- Клинические проявления воспаления — это:
- боль и припухлость
- зуд и покраснение
- жар, боль, припухлость, покраснение и нарушение функции
- отек, гиперемия, снижение кожной чувствительности и физической активности
- Повреждение называется:
- экссудацией
- альтерацией
- некрозом
- некробиозом
3. Экссудация возникает вследствие:
- выделения микробами продуктов их жизнедеятельности
- нарушения кровообращения в зоне воспаления
- выхода цитоплазматической жидкости за пределы клеток
- уменьшения содержания белка в плазме из-за его усиленного распада при воспалении
4.Эмиграция лейкоцитов – это:
- извращенная иммунная реакция
- следствие повреждения сосудов при воспалении
- защитно-приспособительная реакция
- при воспалении отсутствует
5.Экссудат бывает:
- белковым и безбелковым
- гематогенным и лимфогенным
- серозным, фибринозным, гнойным
- жидким, вязким, неоднородным
6. К медиаторам воспаления относятся:
- гистамин, серотонин, простагландины, цитокины
- гистамин, серотонин, трипсин, химотрипсин
- гормоны коры надпочечников, катехоламины
- адреналин, инсулин, трийодтиронин
7.Пролиферация — это:
- увеличение содержания недоокисленных продуктов обмена в зоне воспаления
- выход из депо форменных элементов крови
- разрастание соединительной ткани в зоне воспаления
- пропитывание воспаленных тканей плазмой крови
8. Дифтеритическое воспаление — это:
- воспаление небных миндалин
- разновидность продуктивного воспаления
- вариант фибринозного воспаления
- инфекционная болезнь
9. Флегмона — это чаще всего:
- разлитое воспаление клетчаточных пространств
- гнойное расплавление мышц
- ограниченное скопление гноя в тканях
- разновидность альтеративного воспаления
10. Склероз — это:
- разрастание соединительной ткани в органе при исходе продуктивного воспаления
- сужение сосудов в результате воспаления
- сморщивание органа вследствие воспаления
- резкое снижение памяти
11.Специфические гранулемы при сифилисе — это:
- лепромы
- гуммы
- папилломы
- грануляции
12. Для туберкулезного воспаления характерно:
- появление гнойного экссудата
- отсутствие специфических гранулем
- наличие казеозного некроза
- появление специфических гранулем с клееобразными участками распада в центре.
*Ситуационные задачи
Задача 1.
У ребенка отмечается подъем температуры, боли в горле, отсутствие аппетита. При осмотре обращает на себя внимание гиперемия, отек миндалин и зева, наличие белесоватой пленки, покрывающей зев и приводящий к его сужению, отмечается увеличение лимфатических узлов.
Какой воспалительный процесс у больного?..................................................................................................................
Чем опасно воспалительное повреждение для ребенка? ...................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Какие органы поражаются при данном заболевании?.................................................................................................................................................................................................................................................. .............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Задача 2.
При аутопсии обнаружена плотная, увеличенная в размере печень, которая на разрезе представлена чередованием бледно-коричневых и буро-красных участков.
Какой воспалительный процесс протекал в печени? .........................................
Причина патологического процесса? ................................................................... ...................................................................................................................................
Можно ли было остановить процесс повреждения печени? .............................. ........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Задача 3.
При осмотре удаленного легкого было выявлено наличие полости с беловато-творожистым содержимым.
Для какого воспаления характерен данный процесс? .................................................................................................................................... .....................................................................................................................................
Что можно было обнаружить у больного при начальных проявлениях заболевания в остром периоде? ..............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Для углублённого изучения темы подготовьте реферативные сообщения по темам:
- «Иммунное воспаление»;
- «Гранулёматозное воспаление»;
- «Воспаление и реактивность организма»;
- «Воспаление. Формирование в эволюции, острая воспалительная реакция и иммунитет»;
- «Влияние эндокринной системы на течение воспалительного процесса в организме»;
- «Роль иммунной системы в процессе воспаления»;
- «Гистологические характеристики специфических воспалительных процессов»;
- «Значение трудов Мечникова»;
- «Сап – этиология, патогенез, поражение внутренних органов и осложнения»;
- «Проказа – этиология, патогенез, поражение внутренних органов и осложнения»;
- «Склеродерма – этиология, патогенез, поражение внутренних органов и осложнения»;
- «Лепра - этиология, патогенез, поражение внутренних органов и осложнения».
электронные презентации:
- Воспаление;
- Склероз. Связь склероза с хроническим воспалением;
- Продуктивное воспаление;
- Экссудативное воспаление.
Задание для внеаудиторной самостоятельной работы:
- Работа над рефератами (докладами);
- Подготовка электронных презентаций;
- Составление словаря медицинских терминов;
- Составление тематических кроссвордов, ребусов, графологических структур с использованием медицинских терминов.
Практическая работа №6
Тема: «Изучение компенсаторно-приспособительных реакций организма»
Цель работы: закрепить теоретические знания,
Уметь:
- выявлять признаки активации регенераторного процесса, атрофии и гипертрофии клеточных структур и зарисовывать их при микроскопии гистопрепаратов, просмотре слайдов;
- подбирать клинические примеры, иллюстрирующие эти процессы;
- использовать медицинскую терминологию;
Вопросы для самоподготовки.
- Понятие о приспособлении и компенсации. Механизмы и стадии компенсаторно–приспособительных реакций.
- Гипертрофия и гиперплазия, определение понятий, виды и их характеристика. Причины и механизмы развития гипертрофий, морфологические проявления.
- Регенерация, определение, ее виды, условия, влияющие на регенерацию тканей.
- Понятие о реактивности, как внутреннем факторе организма. Виды и формы реактивности. Роль реактивности организма в возникновении, течении и исходе болезней.
- Понятие о конституции, ее типы. Значение конституциональных особенностей в возникновении болезней.
- Роль наследственности в патологии. Причины и виды наследственной патологии.
Задания для самостоятельной работы
- Допишите:
Приспособление-………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Компенсация-………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Реактивность- ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Резистентность-………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Регенерация…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Конституция -………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
2.Заполните таблицу:
Логическая структура темы: «Компенсаторно-приспособительные процессы (КПП)»
Элементы | Характеристика |
1. Основные виды КПП | |
2. Стадии КПП | |
3.Регенерация, ее сущность | |
4. Виды | |
5. Репаративная | |
6. Заживление ран | |
7. Патологическая | |
8. Формы | |
9. Клеточная | |
10. Внутриклеточная | |
11. Смешанная | |
12. Значение | |
13.Гипертрофия, сущность | |
14. Гиперплазия | |
15. Виды гиперплазии | |
16. Организация | |
17. Атрофия | |
18. Виды атрофии | |
19. Метаплазия |
3.Заполните таблицу: Логическая структура темы: «Атрофия»
Элементы | Характеристика |
I. Определение | |
2. Анатомическое проявление | |
3. Гистологические признаки | |
4. Виды атрофии | |
5.Причины патологической местной атрофии | |
6. Причины общей патологической атрофии | |
7. Исходы |
4.Составьте словарь терминов.
Акромегалия | |
Атрофия | |
Вакатная гипертрофия | |
Викарная гипертрофия | |
Гидроцефалия | |
Гинекомастия | |
Гипертрофия | |
Кахексия | |
Кондилома | |
Полип | |
Метаплазия | |
Регенерация | |
Реституция | |
Субституция |
5. Напишите стадии развития компенсаторно-приспособительных реакций
1.________________________________________________________
2.________________________________________________________
3.________________________________________________________
6.Напишите виды гипертрофии:
1. _______________________________________________________
2.________________________________________________________
3.________________________________________________________
4.________________________________________________________
5.________________________________________________________
Работа с макропрепаратами.
Препарат | Описание | Изображение |
Гипертрофия мышцы левого желудочка | ||
Организующийся инфаркт миокарда |
Работа с микропрепаратами.
Препарат | Описание | Изображение | Исход | Значение |
Гипертрофия миокарда | ||||
Организующийся инфаркт миокарда | ||||
Печень при гемолитической болезни |
Тестовые задания 1-го уровня усвоения знаний
Тесты на различение | Ваши ответы |
1. Какие процессы относятся к компенсаторно-приспособительным: а) регенерация; б) гипертрофия; в) перестройка ткани; г) метаплазия; д) геморрагия; е) атрофия; ж) гиперплазия; з) организация. | |
2. Перечислите признаки, характерные для гипертрофии: а) увеличение объема органа; б) увеличение объема клетки; в) амилоидоз; г) увеличение числа внутриклеточных ультраструктур; д) организация. | |
3. Виды атрофии: а) рабочая; б) физиологическая; в) общая; г) патологическая; д) местная; е) викарная. | |
4. Процессы, лежащие в основе гипертрофии органа: а) гиперплазия паренхиматозных клеток; б) увеличение объема паренхиматозных клеток; в) гиперплазия волокнистых структур стромы; г) увеличение объема жировой клетчатки; д) гиперплазия сосудов; е) уменьшение числа клеток. | |
5. Виды врожденного недоразвития органов: а) гинекомастия; б) агенезия; в) акромегалия; г) аплазия; д) гипоплазия. | |
6. Назовите причины, которые вызывают местную атрофию: а) нарушение функции; б) усиление функциональной нагрузки; в) давление на орган; г) недостаточное кровоснабжение; д) гиалиново-капельная дистрофия; е) нарушение иннервации; ж) действие рентгеновских лучей; з) введение гормона инсулина. ж) действие рентгеновских лучей; з) введение гормона инсулина. | |
7. Укажите формы истощения, которые чаще встречаются в детском возрасте: а) алиментарное истощение; б) при раковой кахексии; в) при гипофизарной кахексии; г) при церебральной кахексии. | |
8. Назовите проявления нейрогуморальнои гипертрофии: а) болезнь Симондса; б) акромегалия; в) слоновость; г) гинекомастия; д) гипоплазия тимуса; е) железисто-кистозная гиперплазия эндометрия. | |
9. Перечислите причины, которые вызывают гиперплазию: а) кровотечение; б) усиление функции органа; в) эмболия; г) нарушение функции эндокринных желез; д) хроническое воспаление; е) гиалиноз. | |
10. Отметьте разновидности гипертрофии: а) компенсаторная; б) нейротическая; в) гипертрофические разрастания; г) алиментарная кахексия; д) викарная; е) дисфункциональная; ж)нейрогуморальная. | |
11. Назовите признаки атрофии:
| |
12. Укажите органы и системы, в которых накапливается липофусцин при атрофии:
|
Тесты классификации | Ваши ответы |
1. Укажите, что относится к:
а) атрофия и облитерация пупочных артерий; б) нейротическая атрофия мышц; в) атрофия от давления; г) атрофия половых желез в пожилом возрасте; д) дисфункциональная атрофия; е) атрофия межпозвоночных хрящей; ж) атрофия от недостаточности кровообращения; з) атрофия от воздействия химических и физических факторов. | 1) 2) |
| 1) 2) |
| 1) 2) |
| 1) 2) |
Тесты на различение | Ваши ответы |
1. Какие процессы относятся к компенсаторно-приспособительным: а) регенерация; б) гипертрофия; в) перестройка ткани; г) метаплазия; д) геморрагия. | |
2.Виды заживления ран:
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
9. Укажите возрастные особенности регенерации, характерные для детского возраста и эмбрионального периода:
е) бескислородное расщепление углеводов стимулирует пролиферативные процессы. |
Тесты классификации | Ваши ответы |
| 1) 2) |
2. Определите, какие процессы относятся к:
| 1) 2) 3) |
3. Расклассифицируйте, какие из перечисленных факторов, влияющих на течение регенераторного процесса, относятся: 1) к общим; 2) к местным:
| 1) 2) |
4. Распределите, что характеризует 1) клеточную форму регенерации; 2) внутриклеточную:
| 1) 2) |
Для углублённого изучения темы подготовьте реферативные сообщения по темам:
- «Гипертрофия миокарда как механизм компенсации, предпосылки срыва»;
- «Инфаркт миокарда»;
- «Реакции приспособления»;
- «Реакции компенсации»;
- «Реактивность и её значение в патологии»;
- «Значение конституциональных особенностей в возникновении болезней»;
электронные презентации:
- Компенсаторно-приспособительные процессы и их структурное обеспечение;
Задание для внеаудиторной самостоятельной работы:
- Работа над рефератами (докладами);
- Подготовка электронных презентаций;
- Составление словаря медицинских терминов;
- Составление тематических кроссвордов, ребусов, графологических структур с использованием медицинских терминов.
Практическая работа №7
Тема: «Изучение доброкачественных и злокачественных опухолей»
Цель работы: закрепить теоретические знания,
Уметь:
- выполнять тестовые задания текущего контроля;
- различать и зарисовывать при изучении микропрепаратов признаки тканевого и клеточного атипизма;
- различать признаки эпителиальной и мезенхимальной опухолей;
- использовать медицинскую терминологию.
Вопросы для самоподготовки.
- Характеристика опухолевого процесса.
- Факторы риска опухолевого процесса.
- Предопухолевые (предраковые) состояния и изменения, их сущность и морфологическая характеристика.
- Этиология и патогенез опухолей. Канцерогенные агенты (химический, радиационный, вирусный).
- Основные свойства опухоли. Виды роста опухоли. Доброкачественные и злокачественные опухоли: разновидности и сравнительная характеристика.
Задания для самостоятельной работы
1. Дайте определения:
Опухоль – ................................................................................................................. ..........................................................................................................................................................................................................................................................................
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Наука, изучающая опухоли, называется .....................................................................................................................................
Опухоль с преобладанием паренхиматозной ткани на ощупь ............................. ......................................., стромы - ............................................................................ .....................................................................................................................................
Атипизм – .................................................................................................................. .....................................................................................................................................
2. Напишите виды атипизма и их характеристики.
3. Нарисуйте вид опухолей при различным формах роста:
4. Запишите виды предопухолевых процессов:
......................................................................
......................................................................
......................................................................
.....................................................................
5. Найдите соответствие между теориями образования опухолей и определением:
Физико – химическая теория | разнообразные факторы, включающие как физические, химические, так и вирусные |
Вирусно – генетическая теория | первопричиной возникновения опухоли являются вирусы и их взаимодействие с генетическим аппаратом клеток |
Полиэтиологическая теория | воздействие физических и химических канцерогенов |
6. Впишите в таблицу название опухолей в зависимости от вида ткани.
Название вида опухоли | Доброкачественные | Злокачественные |
Эпителиальные | ||
Мезенхимальные | ||
Опухоли мягких тканей | ||
Первичные опухоли костей | ||
Опухоли меланинобразующей ткани |
7. Заполните таблицу. Логическая структура темы «Опухоли-бластомы»
Элементы | Характеристика |
1. Определение | |
2. Теории возникновения | |
3. Факторы риска развития опухоли | |
4. Классификация по их гистогенезу | |
5. По степени зрелости опухолевых клеток | |
6. Характер атипизма | |
7. Рост по отношению к полости органа | |
8. Рост по отношению к окружающим тканям | |
9. Метастазирование | |
10. Критерии доброкачественных опухолей | |
11. Критерии злокачественных опухолей |
8. Составить таблицу.
Дифференциальная диагностика доброкачественной и злокачественной
опухолей
Признак | доброкачественная | злокачественная |
9.Составьте словарь терминов.
Аденома | |
Гетеротопия | |
Дизонтогенез | |
Онкология | |
Опухоль | |
Папиллома | |
Рак | |
Скирр | |
Солидный рак | |
Экзофитный рост опухоли | |
Экспансивный рост опухоли | |
Эндофитный рост опухоли | |
Фиброма | |
Липома | |
Миксома | |
Лейомиома | |
Хондрома | |
Остеома | |
Саркома |
Работа с макропрепаратами.
Препарат | Описание | Изображение |
Папиллома кожи | ||
Фиброаденома молочной железы | ||
Фиброма яичника |
Работа с микропрепаратами.
Препарат | Описание | Изображение | Исход | Значение |
Плотная папиллома кожи | ||||
Фиброаденома молочной железы | ||||
Твердая фиброма кожи |
* Тестовые задания
В предложенных вопросах выберите один правильный ответ:
1. В опухоли различают:
- строму и паренхиму
- верхушку и основание
- дистальную и проксимальную части
- протоки и секреторную область
2. Клеточный атипизм — это:
- появление клеток, принадлежащих к определенным тканям в не-характерных для них местах
- быстрое размножение клеток
- появление структурных изменений в клетках, их отличие от обычных клеток конкретных тканей
- врастание опухолевых клеток в соседние с опухолью ткани
3. При экспансивном росте опухоль:
- раздвигает окружающие ткани
- прорастает в окружающие ткани
- растет в просвет полого органа
- растет в толще стенки полого органа
4. При инфильтрирующем росте опухоль:
- раздвигает окружающие ткани
- прорастает в окружающие ткани
- растет в просвет полого органа
- растет в толще стенки полого органа
5. При экзофитном росте опухоль:
- раздвигает окружающие ткани
- прорастает в окружающие ткани
- растет в просвет полого органа
- растет в толще стенки полого органа
6. Метастаз — это:
- повторное появление опухоли на месте удаленной
- распад опухолевой ткани
- появление «дочерних» опухолей вдали от основного узла
- расстройство кровообращения в зоне опухолевого процесса
7. Метастазы чаще всего распространяются:
- с током лимфы
- с током крови
- с током лимфы и крови
- при непосредственном контакте с опухолью
8. Для доброкачественных опухолей характерно:
- отсутствие метастазов
- клеточный атипизм
- наиболее частая локализация в костной ткани
- выраженное расстройство периферического кровообращения
9. Липома — это:
- злокачественная опухоль из эпителия
- доброкачественная опухоль из гладких мышц
- злокачественная опухоль из соединительной ткани
- доброкачественная опухоль из жировой ткани
10. Саркома — это:
- злокачественная опухоль из эпителия
- доброкачественная опухоль из гладких мышц
- злокачественная опухоль из соединительной ткани
- доброкачественная опухоль из жировой ткани
11. Рак — это:
- злокачественная опухоль из эпителия
- доброкачественная опухоль из гладких мышц
- злокачественная опухоль из соединительной ткани
- доброкачественная опухоль из жировой ткани
12. Опухоль, возникающая из-за нарушения закладки эмбриональных листков, называется:
- астроцитома
- хондрома
- тератома
- рабдомиома
13. Канцерогенные вещества — это:
- токсины, возникающие в организме при росте опухоли
- экзогенные вещества, способные вызвать возникновение злокачественной опухоли
- противоопухолевые антитела
- противоопухолевые химиопрепараты
14. Похожесть опухоли на нормальный орган – это:
А. тканевой атипизм
Б. клеточный атипизм
В. дифференцировка
Г. анаплазия
15. Папиллома – это опухоль из:
А. соединительной ткани
Б. покровного эпителия
В. железистого эпителия
Г. эпителиальной ткани
* Ситуационные задачи
Задача 1.
Ребенок родился с образованием в области крестцово-копчикового отдела. Образование округлой формы, размером около 15 см в диаметре.
Какой вид опухоли у новорожденного? ....................................................................................................................................
С чем связано развитие опухоли?.......................................................................................................................................................................................................................................................... .........................................................................................................................................................................................................................................................................
Задача 2.
Удалена матка с шейкой по поводу опухоли. При осмотре органа отмечается диффузное прорастание опухоли в области шейки матки, с уменьшением ее просвета. Опухоль состоит из тяжей плоского эпителия, клетки которого находятся в виде скоплений. В центре скоплений атипичные клетки, расположенные концентрически, с сохраненной способностью к ороговению.
К какому виду опухолей относится опухоль? ......................................................
Обоснуйте ответ ......................................................................................................................................................................................................................................................................... ..........................................................................................................................................................................................................................................................................
Как называются ороговевшие гнезда в опухоли? .................................................
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Для углублённого изучения темы подготовьте реферативные сообщения по темам:
- Эпителиальные опухоли. Рак важнейших локализаций»;
- «Мезенхимальные опухоли. Злокачественные фибробластические опухоли»;
- «Теории опухолевого роста»;
- «Противоопухолевая защита организма»;
- «Доброкачественные и злокачественные опухоли»;
- «Канцерогенные вещества, окружающие нас»;
- «Курение – как один из основных факторов развития опухолевого процесса»;
- «Стволовые клетки в лечении опухолевых заболеваний».
электронные презентации:
- Опухоли-бластомы;
- Эпителиальные опухоли;
- Мезенхимальные опухоли;
- Опухоли детского возраста.
Задание для внеаудиторной самостоятельной работы:
- Работа над рефератами (докладами);
- Подготовка электронных презентаций;
- Составление словаря медицинских терминов;
- Составление тематических кроссвордов, ребусов, графологических структур с использованием медицинских терминов.
Критерии оценки
Практическая работа.
5 «отлично» выставляется при правильно и своевременно выполненной работе, точном и полном ответе на все контрольные вопросы к работе;
4 «хорошо» выставляется при правильно выполненной практической работе, с незначительными ошибками и неточностями в ответах на контрольные вопросы;
3 «удовлетворительно» выставляется при выполненной практической работе с небольшими недочетами и без ответов на контрольные вопросы;
2 «неудовлетворительно» выставляется, если студент не выполнил практическую работу.
Ситуационные задачи.
5 «отлично» - комплексная оценка предложенной ситуации; знание
теоретического материала с учетом междисциплинарных связей, правильный выбор тактики действий;
4 «хорошо» - комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы, неполное раскрытие междисциплинарных связей; правильный выбор тактики действий; логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями преподавателя;
3 «удовлетворительно» - имеются затруднения с комплексной оценкой
предложенной ситуации; неполный ответ, требующий наводящих вопросов
преподавателя; выбор тактики действий, в соответствии с ситуацией, возможен при наводящих вопросах преподавателя;
2 «неудовлетворительно» - неверная оценка ситуации; неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению ситуации.
Тестовые задания.
5 «отлично» выставляется при условии выполнении не менее 90% заданий;
4 «хорошо» выставляется при условии выполнении не менее 80% заданий»;
3 «удовлетворительно» выставляется при условии выполнении не менее 70% заданий;
2 «неудовлетворительно» выставляется при условии выполнении менее 70% заданий.
Литература
Основные источники
1. Ремизов И.В. Основы патологии [Текст]: учебник/И.В. Ремизов. – Москва: КНОРУС, 2018. – 240с.- (Cреднее профессиональное образование) ISBN 978-5-406-06162-6
Дополнительные источники
1. Ремизов И.В., Дорошенко В.А. Основы патологии. [Текст]: изд. 9-е. – Ростов н /Д.: Феникс, 2015.-221с.: ил. – (Среднее медицинское образование) IBSN 978-5-222-24137-0
2. Горелова Л.В. Основы патологии в таблицах и рисунках. [Текст]: – Ростов на/Д.:«Феникс», 2011.- 312с.
3. Пальцев М.А., Пауков В.С., Патология в 2 томах [Текст]: – М., Медицина, 2010.-642с.
4. Ефремов А.В., Самсонова Е.Н. – Патофизиология. [Текст]: – М.: ГЭОТАР -Медиа 2008.- 365с.
5. Михайлов В.П. Общая патология. [Текст]: – Ростов на/ Д.: «Феникс» – 2008.- 437с.
6. Маянский Д.Н. Лекции по клинической патологии. [Текст]: –М.: ГЭОТАР - Медиа 2007.- 480с.
7. Струков А.И., Серов В.В. Патологическая анатомия [Текст]: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1993. – 688с., ил.: IBSN 5-225-00889-5
8. Аверьянов П.Ф. Чиж А.Г., Основы общей патологии. [Текст]: – Ростов на/Д.: «Феникс», 2008.-230с.
9. Пауков В.С., Литвицкий П.Ф. Патология [Текст]: – М.; Медицина, 2004.-345 с.
Интернет-ресурсы:
1. Архив патологии (http://www. Medlit.ru/ medrus/arhpat,htm)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной практики общепрофессиональный цикл ОП. 03 «Основы патологии» Специальность Фармация (базовая подготовка)
Рабочая программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО «Тольяттинский медколледж» по специальности СПО Фармация (базовая подготовка), разработа...
паспорт фонда оценочных средств по учебной дисциплине "Основы патологии"
Данный паспорт фонда оценочных средств (составлен согласно требованиям образовательных стандартов третьего поколения) окажет существенную помощь в подготовке, организации, проведении теоретических и п...
Учебный методический комплекс по дисциплине ОП.03. Основы патологии
Данный учебно-методический комплекс по дисциплине "Основы патологии" составлен в помощь студентам и преподавателям для изучения курса, который является одним из модулей в цикле общепро...
РП учебной дисциплины ОП.03. Основы патологии
Учебая рабочая программа создана на основе примерной программы чебной дициплины разработнной на основе Федерального государственного образовательного стандарта....
РП учебной дисциплины ОП.03. Основы патологии. Специальность 34.02.01 Сестринское дело. 31.02.02 Акушерское дело
Рабоая программа учебной дисциплины ОП.03 Основы патологии разработана на основе Федерального государственного обрзовательного стандарта (ФГОС) по специльности среднего профессионального образования 3...
РП учебной дисциплины ОП.03. Основы патологии. Специальность 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Основы патологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС по специальности среднего профессионального образования...
ПРАКТИКУМ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ Основы патологии
Практикум предназначен для самостоятельной работы обучающихся специальности 31.02.01 Лечебное дело по учебной дисциплине Основы патологии. Включает совокупность различных видов практически...