РП учебной дисциплины ОП.03. Основы патологии. Специальность 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело.
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Основы патологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titul_2.doc | 22 КБ |
rabochaya_programma.doc | 186 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж №6»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 03. ОСНОВЫ ПАТОЛОГИИ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 31.02.02 АКУШЕРСКОЕ ДЕЛО
2016 г.
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 5 |
| 8 |
| 9 13 |
| 15 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы патологии
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело.
Темы рабочей программы учебной дисциплины могут быть использованы для дополнительного профессионального образования средних медицинских работников по специальности Сестринское дело, Акушерское дело.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина общепрофессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять признаки типовых патологических процессов и отдельных
заболеваний в организме человека
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- общие закономерности развития патологии клеток, органов и систем в организме человека
- структурно-функциональные закономерности развития и течения
типовых патологических процессов и отдельных заболеваний
В результате освоения программы учебной дисциплины обучающийся овладеет компетенциями:
КОД | Наименование результата обучения. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. |
ПК 1.1. | Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения. |
ПК 1.2. | Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения. |
ПК 1.3. | Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний. |
ПК 2.1. | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. |
ПК 2.2. | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. |
ПК 2.3. | Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. |
ПК 2.4. | Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. |
ПК 2.5. | Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. |
ПК 2.6. | Вести утвержденную медицинскую документацию. |
ПК 2.7. | Осуществлять реабилитационные мероприятия. |
ПК 2.8. | Оказывать паллиативную помощь. |
ПК 3.1. | Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах. |
ПК 3.2. | Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях. |
ПК 3.3. | Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций. |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося 54 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
При добавлении вариативных часов: Максимальная учебная нагрузка 63 часа, в том числе: всего 42 часа, теоретических 22 часа практических 20 часов, внеаудиторная самостоятельная работа 21 час.
1.5 Формирование вариативной части.
С целью углубления и систематизации знаний по учебной дисциплине "Основы патологии", в связи со значимостью дисциплины в формировании фундаментальных знаний а, также, понимания значения патологии в профессиональной деятельности, как основы для клинических дисциплин, добавлено 6 часов: из них теоретических часов 4, практических часов 2. Программа базируется на функциональном принципе преподавания патологии. Студентам необходимо ясно представлять и понимать сущность данной учебной дисциплины. С этой целью включены темы практических занятий: "Значение окружающей среды и свойств организма при патологии", "Приспособительные и компенсаторные процессы". Тема: "Общие реакции организма на повреждение. Экстремальные состояния" изучается на двух практических занятиях. Первое занятие: "Общие реакции организма на повреждение. Стресс". Второе занятие: "Шок. Коллапс. Кома". Тема "Повреждения. Дистрофии или внутриклеточные накопления" изучается на двух практических занятиях: "Повреждения. Дистрофии" и "Нарушения минерального обмена. Апоптоз и некроз".
В связи с актуальностью изучения частной патологии введена тема: "Болезни сердечно-сосудистой системы", как одна из наиболее значимых тем в патологии, т.к. расстройства сердечно-сосудистой системы являются одной из наиболее частых патологических состояний.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 60 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 40 |
в том числе: | |
практические занятия | 20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) - изучение источников информации по темам дисциплины; - проектная деятельность - подготовка сообщений | 12 |
Итоговая аттестация в форме комплексного экзамена по учебным дисциплинам: "Анатомия и физиология человека", "Основы патологии". |
2.2. Рабочая учебная программа по учебной дисциплины «Основы патологии».
наименование
Наименование тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |||
2 | 3 | 4 | ||||
Тема 1.Значение окружающей среды и свойств организма при патологии | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. | Понятия «патология», «патогенные факторы», «реактивность», «гипоксия» «повреждение», «симптом», «синдром». Виды патогенных факторов. Значение реактивности организма в возникновении и развитии болезней. Виды реактивности. Гипоксия: основные типы гипоксии, их характеристика, морфология. Нарушения теплового баланса организма. Нарушения кислотно-основного состояния. Роль наследственности в патологии | 2 | ||||
Практические занятия | 2 | |||||
Значение окружающей среды и свойств организма при патологии. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Написание докладов на темы: "Гипоксии", "Роль наследственности в патологии". | ||||||
Тема 2. Повреждения
| Содержание учебного материала | 4 | ||||
1. | Дистрофии или внутриклеточные накопления: белковые дистрофии, жировые дистрофии, углеводные дистрофии, стромально-сосудистые (мезенхимальные) дистрофии, жировые стромально-сосудистые дистрофии, смешанные дистрофии. Нарушения минерального обмена. Апоптоз и некроз. | 2 | ||||
Практические занятия | 2 | |||||
1. | Дистрофия. Патология обмена веществ. | |||||
Практические занятия | 2 | |||||
2. | Нарушения минерального обмена. Апоптоз и некроз. | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов Заполнение таблицы «Классификация дистрофий» Подготовка рефератов по теме «Формы некроза. Пролежни» | ||||||
Тема 3. Нарушения кровообращения и лимфообращения | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. | Виды расстройств кровообращения: нарушение центрально кровообращения, нарушения периферического кровообращения. Механизм развития артериального полнокровия, его виды, признаки. Венозное полнокровие: виды, причина, признаки. Артериальное малокровие (ишемия): виды, признаки, последствия и значение ишемии. | 2 | ||||
2. | Нарушение реологических свойств крови. Причины тромбоза. Морфология тромба. Эмболия: происхождение, механизм распространения, значение эмболии. Нарушение микроциркуляции: причины, локализация. Сладж-феномен, его последствия. Стаз, его значение. ДВС-синдром | 2 | ||||
3. | Нарушение проницаемости стенок сосудов. Кровотечение. Кровоизлияние: механизмы развития, исход. Значение кровопотери. Нарушения лимфообращения: лимфатическая недостаточность, лимфостаз. Последствия лимфостаза. | 2 | ||||
Практические занятия | 2 | |||||
1. | Нарушения кровообращения и лимфообращения | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление словаря терминов. Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика видов эмболии» Выполнение схемы «Механизм тромбообразования» . | 2 | |||||
Тема 4. Воспаление | Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. | Острое воспаление. Физиология и морфология острого воспаления. Клинико-анатомические формы острого воспаления. Хроническое воспаление. Иммунное воспаление | 2 | ||||
Практические занятия | 4 | |||||
Патофизиология и морфология воспаления. Экссудативное воспаление: серозное, фибринозное (крупозное, дифтеритическое), гнойное (флегмона, абсцесс, эмпиема), катаральное, геморрагическое, смешанное. Язвенно-некротические реакции при воспалении. Продуктивное воспаление. Основные формы, причины, исход | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с источниками информации по теме. Составление словаря медицинских терминов, тематических кроссвордов с использованием терминов по теме. Работа с компьютерными обучающими программами. Подготовка сообщений или презентаций по теме | 2 | |||||
Тема 5. Приспособительные и компенсаторные процессы
| Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. | Понятие «приспособление» как адаптация. Компенсация. Атрофия. Гипертрофия. Регенерация. Механизмы развития компенсаторных процессов. | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с источниками информации по теме. Составление словаря медицинских терминов, тематических кроссвордов с использованием терминов по теме. Работа с компьютерными обучающими программами. Подготовка сообщений или презентаций по теме | 2 | |||||
Практические занятия | 2 | |||||
Приспособительные и компенсаторные процессы | ||||||
Тема 6. Иммунопатологические процессы
| Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. | Иммуногенная реактивность. Антигены: виды экзогенных и эндогенных антигенов. Физиологическая толерантность. Патологическая толерантность. Индуцированная толерантность. Характеристика отдельных иммунопатологических процессов. Аллергические реакции: причины аллергии, виды аллергенов | 2 | ||||
Практические занятия | 2 | |||||
Имунодефицитные состояния. Наиболее клинически значимые виды иммунодефицитных состояний: синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД), реакция «трансплантат против хозяина (РТПХ). Аллергические реакции, их виды, стадии и механизмы развития аллергических реакций. Отдельные виды аллергических реакций | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с источниками информации по теме. Составление словаря медицинских терминов, тематических кроссвордов с использованием терминов по теме. Работа с компьютерными обучающими программами. Подготовка сообщений или презентаций по теме | 2 | |||||
Тема 1.7. Опухоли
| Содержание учебного материала | 2 | ||||
1 | Общая характеристика опухолей, их эпидемиология и этиология, виды. | 2 | ||||
Практические занятия | 2 | |||||
1. | Строение опухолей. Сущность опухолевого роста. Основные свойства опухолей. Этиология и патогенез опухоли. Доброкачественные и злокачественные опухоли. Взаимоотношение организма и опухоли | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с источниками информации по теме. Составление словаря медицинских терминов, тематических кроссвордов с использованием терминов по теме. Работа с компьютерными обучающими программами. Подготовка сообщений или презентаций по теме | 2 | |||||
Тема 1.8. Общие реакции организма на повреждение. Экстремальные состояния.
| Содержание учебного материала | 2 | ||||
1. | Общие реакции организма на повреждение. Общая характеристика экстремальных состояний; виды и общие механизмы их развития. Значение экстремальных состояний в патологии. Стресс: общая характеристика стресса как неспецифической реакции организма на действие различных экстремальных факторов. Стадии, механизмы развития и проявления стресса. Структурно-функциональные изменения. Приспособительное и повреждающее значение стресса. Коллапс как форма острой сосудистой недостаточности. Причины, механизмы развития и основные проявления. Возможные исходы. Шок: общая характеристика, виды шока. Патогенез и стадии шока. Значение токсемии в развитии шока. Понятие о шоковом легком, шоковой почке, шоковой печени. Клинико- морфологические проявления при шоковых состояний различного происхождения. Кома: общая характеристика понятия, виды коматозных состояний. Основные патогенетические факторы развития коматозных состояний. Общие механизмы развития и клинико- морфологические проявления коматозных состояний, значение для организма. | 2 | ||||
Практические занятия | 2 | |||||
| Общие реакции организма на повреждение. Экстремальные состояния. Стресс. | 2 | ||||
Практические занятия | 2 | |||||
Шок. Коллапс. Кома. Определение понятий, причины, механизмы развития, структурно-функциональные изменения, значение для организма. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с источниками информации по теме. Составление словаря медицинских терминов, тематических кроссвордов с использованием терминов по теме. Работа с компьютерными обучающими программами. Подготовка сообщений или презентаций по теме | 4 | 1 | ||||
11. Болезни сердечно-сосудистой системы. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Основные причины, виды и механизмы нарушений работы сердца. Нарушения автоматизма: синусовый ритм и его нарушения – тахикардия, брадикардия, атриовентрикулярный ритм идновентрикулярный ритм. Нарушение возбудимости: экстраситола, пароксизмальная тахикардия, фибрилляция желудочков. Нарушение проводимости – блокада сердца, смешанные аритмии – мерцание предсердий. Пороки сердца: врожденные и приобретенные. Незаращение овального окна, незаращение артериального (боталлова) протока, дефект межжелудочковой перегородки. Недостаточность клапанов, стеноз отверстий. Воспалительные процессы в сердце. Эндокардит. Миокардит. Перикардит. Стадии и клинико-морфологические формы атеросклероза. Стадии гипертонической болезни, гипертонический криз. Сердечная, мозговая, почечная формы гипертонической болезни. Ишемическая болезнь сердца, приступы стенокардии, коронарная недостаточность.Инфаркт миокарда. Стадии инфаркта миокарда: ишемическая, некротическая, организации. Ревматические болезни: ревматизм, ревмакардит, ревматический полиартрит. Сердечная недостаточность, стадии развития, левожелудочковая, правожелудочковая и тотальная, острая и хроническая (три степени тяжести). | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||||
Составление таблиц «Характеристика воспалительных процессов в сердце». Составление опорных конспектов по теме "Ревматизм". Обсуждение рефератов по теме занятия. | ||||||
Итого: | 63 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины по специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело требует наличия учебного кабинета основ патологии.
Оборудование учебного кабинета:
Шкафы для хранения учебных пособий, приборов, раздаточного материала
Классная доска
Стол и стул для преподавателя
Столы и стулья для студентов
Тумбочки для ТСО
Стеллажи для муляжей и моделей
Фонендоскоп
Тонометр
Термометр
Микроскопы с набором объективов
Плакаты
Схемы
Рисунки
Фотографии
Рентгеновские снимки
Таблицы
Модели
Фантомы
Муляжи
Технические средства обучения:
- компьютер
- мультимедийный проектор (интерактивная доска)
- интерактивная или классная доска (меловая или маркерная), мел или
маркеры
- экран (при отсутствии интерактивной доски)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Пауков В.С., Литвицкий П.Ф., Патологическая анатомия и патологическая физиология: учеб. по дисциплине для студентов учреждений средн.проф. образования. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2010.
2. Алабин И.В., Митрофаненко В.П. Основы патологии: учебник – М. ГЭОТАР-Медиа, 2011.
3. В.С. Пауков, П.Ф. Литвицкий ПАТОЛОГИЯ Москва «Медицина» 2004г.
Дополнительные источники:
- Новицкий В.В, Гольберг Е.Д. Патофизиология: учебник в 2-х томах. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2009. 2. Пальцев М.А. "Атлас по патологической анатомии. – М. Медицина, 2007.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: - определять признаки типовых патологических процессов и отдельных заболеваний в организме человека | Оценка презентаций, сообщений. Решение ситуационных задач |
Знания: - общие закономерности развития патологии клеток, органов и систем в организме человека | Решение ситуационных задач. Решение заданий в тестовой форме. Оценка презентаций, сообщений |
- структурно-функциональные закономерности развития и течения типовых патологических процессов и отдельных заболеваний | Решение ситуационных задач. Решение заданий в тестовой форме. Оценка презентаций, сообщений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовые задания для проведения среза знаний в системе АЙРЕН по учебной дисциплине «ОП.07. Фармакология» для специальностей 34.02.01 Сестринское дело 31.02.02 Акушерское дело
Тестовые задания для проведения среза знаний по учебной дисциплине «ОП.07. Фармакология»для специальностей34.02.01 Сестринское дело31.02.02 Акушерское делопредназначены для тестирова...
Лекционный материал теоретических занятий по дисциплине ОП.07. ФАРМАКОЛОГИЯ, 1 семестр, для специальностей 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело
Теоретические занятия 1 семестр, дисциплина «ОП.07. Фармакология»...
Тестовые задания для проведения контрольных срезов качества знаний обучающихся по учебной дисциплине «ОП.07. Фармакология» для специальностей 34.02.01 Сестринское дело 31.02.02 Акушерское дело
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ для среза знаний 3 варианта с эталонами ответов и критериями оценки...
Тестовые задания для САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ обучающихся по учебной дисциплине «ОП.07. Фармакология» для специальностей 34.02.01 Сестринское дело 31.02.02 Акушерское дело
Тестовые задания предназначены для САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ обучающихся по учебной дисциплине «ОП.07. Фармакология» для специальностей 34.02.01 Сестринское дело 31.02.02 Акушерское дел...
РП учебной дисциплины ОП.03. Основы патологии. Специальность 34.02.01 Сестринское дело. 31.02.02 Акушерское дело
Рабоая программа учебной дисциплины ОП.03 Основы патологии разработана на основе Федерального государственного обрзовательного стандарта (ФГОС) по специльности среднего профессионального образования 3...
КТП учебной дисциплины ОП 03. Основы патологии. Специальность 34.02.01. Сестринское дело
Календарно-тематический план (КТП) - это учебно-методический документ, составленный на основании рабочей программы дисциплины, рабочего учебного плана и календарного учебного графи...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов специальности 34.02.01 «Сестринское дело», 31.02.02. Акушерское дело по дисциплине «Анатомия и физиология человека»
Уважаемые студенты!Перед вами учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по дисциплине «Анатомия и физиология человека» с практическими и творческими заданиями по всем разделам...