Методическая разработка "Комбинированные мази, мази с полуфабрикатами"
методическая разработка
Методическая разработка теоретического занятия "Комбинированные мази, мази с полуфабрикатами" предназначена для преподавателя МДК Технология изготовления лекарственных форм специальности 33.02.01 Фармация. В учебном материале приведена характеристика и особенности изготовления сложных мазей и мазей с использованием полуфабрикатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
36._kombin.mazi_s_polufabrikatami.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство здравоохранения Амурской области
Государственное автономное учреждение Амурской области
профессиональная образовательная организация
Амурский медицинский колледж
Методическая разработка
теоретического занятия для преподавателя
Тема: «Комбинированные мази, мази с полуфабрикатами»
МДК 02.01.: «Технология изготовления лекарственных форм»
П.М. 02. « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»
Специальность: 33.02.01. «Фармация»
Составлена: Суховой Л.П.,
преподавателем технологии
изготовления лекарственных
форм
г. Благовещенск
2015 г
Тема: Комбинированные мази, мази с полуфабрикатами
Время занятия: 90 минут.
Вид занятия : теоретическое
Тип занятия: урок передачи и усвоения новых знаний
Цель занятия:
- Сформировать у студентов теоретические знания по приготовлению комбинированных мазей, мазей с полуфабрикатами.
Задачи:
- Повторить материал по правилам изготовления мягких лекарственных форм
- Изучить правила изготовления комбинированных мазей, мазей с полуфабрикатами
- Развивать мышление, логику
- Воспитывать организованность, внимательность
Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм
Дидактическое оснащение:
- методическая разработка теоретического занятия для преподавателя
- презентация
Студенты должны знать:
- правила прописывания мягких лекарственных форм в рецептах
- технологию изготовления комбинированных мазей
- технологию изготовления мазей с полуфабрикатами
Студенты должны уметь:
- анализировать свойства лекарственных веществ и определять тип мази
- проводить необходимые расчеты
- выбирать оптимальную технологию изготовления мази
- подбирать средства упаковки и оформления лекарственной формы
В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:
- ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии
- ОК.2. Организовывать собственную деятельность
- ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
- ОК.6.Уметь работать в коллективе
Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:
- ПК.2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам
- ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств
- ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности
- ПК.2.5. Оформлять документы первичного учета
Внутрипредметные связи:
- дозирование по массе
- изготовление мазей
- упаковка и оформление мягких лекарственных форм
Межпредметные связи:
- латинский язык ( чтение и перевод рецептов)
- фармакология (правила выписывания рецептов)
- контроль качества лекарственных средств (свойства лекарственных веществ)
Литература:
- Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2015г.
- Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. М. 2016г.
Структура занятия
1. Организационный момент - 3 мин.
2. Повторение пройденного материала – 10мин.
3. Изучение нового материала- 70мин.
.4. Закрепление изученного материала – 5мин.
5. Задание на дом - 2 мин.
Содержание занятия
I . Организационный момент. Преподаватель отмечает отсутствующих, опоздавших студентов, готовность аудитории к занятию. Сообщает тему и план занятия:
1. Комбинированные мази – определение, характеристика
2. Правила изготовления комбинированных мазей
3. Правила введения лекарственных веществ в эмульсионную основу
4. Изготовление мазей из полуфабрикатов
II. Повторение пройденного материала: Преподаватель проводит фронтальный опрос по ранее изученной теме (приложение № 1)
III. Изучение нового материала. Преподаватель излагает новый материал в сочетании с актуализацией базовых знаний по предыдущим изученным темам (приложение 2)
IV. Закрепление изученного материала: С целью актуализации опорных моментов темы, выяснения усвоения нового материала преподаватель проводит фронтальный опрос (приложение № 3)
V. Задание на дом:
Преподаватель обращает внимание студентов на основные вопросы, необходимые для повторения к следующему занятию (приложение № 4)
Тема: Комбинированные мази, мази с полуфабрикатами. Приложение № 1
Повторение пройденного материала:
1. Что собой представляют мази как лекарственная форма, и какова их классификация по дисперсологической структуре?
2. Что значит процентное выражение концентрации лекарственного вещества при выписывании рецептов?
3. В каких случаях образуются суспензионные мази, и в чем особенность их изготовления?
4. Какие мази называют эмульсионными и в чем особенность их изготовления?
5. Что собой представляют пасты и в чем особенность их изготовления?
6. Что собой представляют маз-растворы и какова технология их изготовления?
Тема: Комбинированные мази, мази с полуфабрикатами. Приложение № 2
Содержание нового материала:
Комбинированные мази – сложные мази, в которых выписано несколько лекарственных веществ с различными физико-химическими свойствами.
Среди лекарственных веществ могут быть твердые и жидкие ингредиенты, одни из которых растворимы в воде, другие в основе, а третьи нерастворимы ни вводе, ни в основе.
При изготовлении комбинированных мазей руководствуются следующими правилами:
1) Лекарственные вещества вводят в основу с учетом их физико-химических свойств, т.е. по правилам изготовления различных дисперсных систем (растворов, сплавов, суспензий и эмульсий)
2) Процесс изготовления не должен быть долгим, технологические приемы должны быть рациональны, должны предупреждать нежелательные взаимодействия веществ или расслоение мази в процессе изготовления и хранения
3) Изготовление комбинированных мазей целесообразно начинать с суспензионного концентрата мази, т.к. в сухой ступке легче измельчать нерастворимые вещества. Но если мазь содержит вещество сп.А, то начинают с изготовления эмульсионного концентрата мази или с изготовления раствора этого вещества
4) Летучие и пахучие вещества, по возможности, вводят в последнюю очередь
5) нерастворимые в воде и липофильных жидкостях лекарственные вещества можно вводить 2-мя способами:
А) изготовленный концентрат суспензионной мази смешивают с эмульсионным концентратом
Б) твердую фазу измельчают с раствором лекарственного вещества
Комбинированные мази, как правило, готовят на комбинированных основах. Кроме традиционной вазелин - ланолиновой основы широко применяется эмульсионная основа, которую готовят в аптеке в качестве внутриаптечной заготовки.
Особенности введения лекарственных веществ в эмульсионную основу:
- Жирорастворимые вещества, выписанные в количестве < 5 %, предварительно растворяют в вазелиновом масле, а затем смешивают с основой. Если их содержание > 5 %, их растворяют в теплом сплаве эмульгатора Т-2 и вазелина, затем добавляют горячую воду и перемешивают
- Водорастворимые вещества, выписанные в небольших количествах, растворяют в минимальном объеме воды очищенной с учетом растворимости, или в гидрофильной жидкости, входящей в состав прописи
- Вещества, нерастворимые ни в воде, ни в жирах, при их содержании до 5 % сначала измельчают в сухом виде, затем по правилу Дерягина с вазелиновым маслом, а затем добавляют эмульсионную основу. Если таких веществ более 5 %, то их измельчают с частью теплой основы или используют подогретую ступку
Rp: Streptocidi 1,0
Butadioni
Dimexidi ana 5,0
Lanolini anhydrici
Vaselini ana 15,0
M.D.S. Наносить на предплечье
Выписана сложная мазь. Стрептоцид и бутадион не растворимы ни воде, ни в основе, значит, должны вводиться по типу суспензии. Димексид не растворим в основе, но при смешивании с ней образует устойчивую эмульсию.
В ступку помещают 1,0 стрептоцида и 5,0 бутадиона, перемешивают, добавляют 5,0 димексида и растирают до получения тонкой пульпы. К полученной суспензии добавляют в 2-3 приема смесь ланолина безводного и вазелина и энергично перемешивают до однородной массы. Упаковывают, оформляют.
Rp: Ephedrini hydrochloridi 0,2
Streptocidi
Sulfadimesini
Norsulfasoli ana 1,0
Camphorae 0,2
Lanolini 5,0
Vaselini 15,0
M.D.S. Мазь для носа
Выписана комбинированная мазь. Эфедрина г/хл вещество водорастворимое, вводится по типу эмульсии. Камфора - жирорастворимое вещество, образует мазь-раствор. Сульфаниламиды не растворимы ни в воде, ни в основе, вводятся по типу суспензии. Найдем их процентное содержание:
Расчеты:
Общая масса мази: 23,4
Масса сульфаниламидов: 3,0
Концентрация сульфаниламидов: 3,0 – 23,4
Х - 100,0 х = 12,8 (12,8 %)
Для растворения эфедрина г/хл используем воду, входящую в состав ланолина водного.
Расчеты:
Вода: 30,0 – 100,0
Х - 5,0 х = 1,5 мл
Ланолин безводный: 5,0 – 1,5 = 3,5
Технология: В подставке в 1,5 мл воды очищенной растворяем эфедрина г/хл. В выпарительной чашке на водяной бане расплавляем примерно 3,0 – 5,0 вазелина и в полуостывшем расплаве растворяем 0,2 камфоры. В подогретую ступку помещаем по 1,0 стрептоцид, сульфадимезин и норсульфазол, перемешиваем между собой, добавляем раствор камфоры в вазелине и тщательно растираем. Затем добавляем остальное количество вазелина, перемешиваем, добавляем 3,5 ланолина безводного, перемешиваем, добавляем раствор эфедрина г/хл и аккуратно, не допуская разбрызгивания, перемешиваем все до однородности и характерного потрескивания. Упаковываем, оформляем. Так как эфедрин находится на предметно-количественном учете, дополнительная этикетка «Обращаться осторожно».
Rp: Ung. Sulfurici 10 % - 100,0
D.S. На пораженные участки кожи
В соответствии с ГФ Х мазь серная является официальной и готовится на эмульсионной основе. Сера не растворима ни в воде, ни в жирах, вводится по типу суспензии.
В теплую ступку помещают 10,0 серы, добавляют примерно 5,0 предварительно подогретой эмульсионной основы и тщательно растирают. Затем добавляют остальное количество основы (всего основы 90,0), тщательно перемешивают до однородности.
В некоторых случаях при изготовлении мазей целесообразно использовать готовые мази заводского производства или внутриаптечной заготовки, вводя в них недостающие вещества или разбавляя эти мази соответствующей основой до нужной концентрации.
Это облегчает работу фармацевту и ускоряет отпуск лекарственной формы.
Расчеты ведут по формуле:
Х = М х А
В
М – общая масса мази
А – необходимая концентрация мази
В – фактическая концентрация готовой мази
Разберем пример.
Rp: Ung. Sulfurici 5 % - 300,0
D.S. На пораженные участки кожи
Для изготовления данной мази используем готовую 33 % мазь серную.
Расчеты:
Х = 300,0 х 5 % = 45,45 (мази 33 %)
33 %
Эмульсионной основы: 300,0 – 45,45 = 254,55
На листах чистой бумаги, на технических весах отвешиваем 45,45 мази серной 33 % и 254,55 эмульсионной основы, переносим в ступку и перемешиваем до однородности.
ППК:
Дата № Rp
Ung. Sulfurici 33 % 45,45
Em. osnovae 254,55
Общ.масса 300,0
Приготовил
Проверил
Отпустил
Тема: Комбинированные мази, мази с полуфабрикатами. Приложение № 3
IV. Закрепление изученного материала:
- Что представляют собой комбинированные мази?
- От чего и каким образом будет зависеть технология сложной мази?
- Чем отличается мазь – раствор от мази - эмульсии?
- С какой целью при изготовлении мазей используют готовые мази?
V. Задание на дом: Повторить: Приложение № 4
- Что собой представляют линименты как лекарственная форма?
- Что собой представляют пасты как лекарственная форма, в чем особенность их изготовления?
3. В каких случаях образуются суспензионные мази и в чем особенность их изготовления?
4. Какие мази называют эмульсионными и какова технология их приготовления?
5. Какова технология изготовления мази – раствора?
Рекомендуемая литература:
- Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2015г.
- Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. М. 2016г.
- Лекционный материал
- Дополнительные источники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК 03.02. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА КОПЧЕНЫХ ИЗДЕЛИЙ И ПОЛУФАБРИКАТОВ профессионального модуля ПМ 03 Технология производства колбасных изделий, копченых изделий и полуфабрикатов
Учебно-методический комплекс МДК 03.02.Технология производства копченых изделий и полуфабрикатов профессионального модуля ПМ 03 Технология производства колбасных изделий, копченых изделий и полу...
Методическая разработка открытого теоретического занятия (лекция) Тема «Гомогенные мази»
МАЗИ – это древнейшая лекарственная форма, которая использовалась человеком почти 3000 лет до новой эры, не потерявшая своей значимости и сегодня. Мази описаны в папирусах Эберса, в трудах Гиппо...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМА: «ЛИНИМЕНТЫ. МАЗИ. ПАСТЫ. СУППОЗИТОРИИ»
В работе фармацевта необходимы знания по данной теме. В настоящее время в лекарственной терапии многих заболеваний используются высокоэффективные препараты. Основными путями введения их в ...
Методическая разработка теоретического занятия "Мази. Гомогенные мази"
Методическая разработка теоретического занятия "Мази как лекарственная форма. Гомогенные мази" предназначена для преподавателя МДК "Технология изготовления лекарственных форм"...
Методическая разработка теоретического занятия "Суспензионные и эмульсионные мази"
Методическая разработка теоретического занятия "Суспензионные и эмульсионные мази" для преподавателя МДК 02.01 Технология изготовления лекарственных форм специальности 33.02.01 Фармация....
Методическая разработка учебной дисциплины МДК 01.02. Процессы приготовления подготовки к реализации кулинарных полуфабрикатов Тема: Приготовление мясной рубленой массы с хлебом и без, полуфабрикаты из них.
Приготовление полуфабрикатов из мяса, мясных продуктов...
Изготовление гетерогенных мазей. Комбинированные мази
Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия в соответствии с рабочей программой по ПМ.02. МДК 02.01. «Технология изготовления лекарственных форм» по с...