МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМА: «ЛИНИМЕНТЫ. МАЗИ. ПАСТЫ. СУППОЗИТОРИИ»
методическая разработка на тему

Бурнышева Валентина Тимофеевна

В работе фармацевта необходимы знания по данной теме.  В настоящее время в лекарственной терапии многих заболеваний используются высокоэффективные препараты. Основными путями введения  их в организм остаются пероральный и инъекционный. Однако, лек. средства, введенные этими способами, имеют наряду с положительными сторонами и отрицательные (невозможность использования при заболеваниях печени, ЖКТ, большое число побочных эффектов, разрушение многих  лекарственных средств желудочным соком). Поэтому, особенно при амбулаторном лечении, мази и суппозитории являются одними из самых рациональных лек. форм.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s6._linimenty._mazi._pasty._suppozitorii.doc267 КБ

Предварительный просмотр:

ГАПОУ КО

«КАЛУЖСКИЙ  БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Специальность: 33.02.01 «Фармация»

Раздел ПМ. 02. Изготовление лекарственных форм

МДК 02.01. «Технология изготовления лек.  форм»

Раздел МДК 02.01.4. Изготовление мягких лекарственных форм

Семинар № 6

«Линименты. Мази.

Пасты. Суппозитории»

Подготовила: Бурнышева В.Т.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

Раздел МДК 02.01.4. Изготовление мягких лекарственных форм

ТЕМА: «ЛИНИМЕНТЫ. МАЗИ. ПАСТЫ. СУППОЗИТОРИИ»

ЦЕЛИ: 

1. Учебные:

  1. Проверить уровень усвоения знаний по теме «Линименты. Мази. Пасты. Суппозитории».
  2. Систематизировать  и обобщить знания, умения студентов по данной теме.
  3. Расширить и углубить знания, умения студентов по данной теме.
  4. Контроль уровня овладения способами деятельности и применения их в схожих ситуациях (по образцу).
  5. Контроль и коррекция знаний, умений, навыков студентов.
  6. Развивать умение проявлять и применять способности комплексно использовать знания, полученные в новой нестандартной ситуации при решении задач.

2. Воспитательные:

  1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1).
  2. Воспитывать познавательный интерес к изучаемому предмету.
  3. Воспитывать профессиональную и информационную культуру.
  4. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 02).
  5. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, техники безопасности, противопожарной безопасности (ПК 2.4).

3. Развивающие:

  1. Формировать навыки своего профессионального мышления и поведения, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 03).
  2. Развивать умения применять свои знания на практике (контролировать и оценивать результаты своих действий).
  3. Развивать готовность к инновациям в области проф. деятельности.
  4. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6).
  5. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий (ОК 7).

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:

  • Линименты как лек. форма
  • Классификация линиментов
  • Требования ГФ к мазям
  • Фармакопейные мази
  • Состав и свойства, изготовление часто употребляемых основ
  • Классификация мазей
  • Общая технология мазей, паст, линиментов
  • Требования ГФ к суппозиториям
  • Виды суппозиториев
  • Способы выписывания рецептов  на суппозитории
  • Хранение и отпуск мазей, паст, линиментов и суппозиториев

ВИД СЕМИНАРА: контрольно-нацеливающий.

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: проблемно-развивающий.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Лаборатории № 208, 209.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: 90 мин.

ОБОРУДОВАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

ГФ-X, XI, XIII Табл. ВРД, ВСД ядовитых и сильнодействующих лек. ср-в, варианты заданий.

МДС:

Лат. яз. «Особенности произнош. согл. Диграфы», «Прилаг. 2 гр.»

Орг. химия «Жиры», «Гетероциклич. соединения», «Алканы»

Фармакология «Ср-ва, влияющ. на ЖКТ», «Слабительные средства», «Седативные ср-ва», «Ср-ва, влияющ. на афферентную НС», «Антибиотики», «Антисептич. и дез. ср-ва»

МДК 02.02. «Фенокислоты и их производные», «Ароматические аминокислоты и их производные»

Общая и неорг. химия «Галогены. Р-элементы», «Халькогены»

Анал. химия «Кач. реакции на катионы 4 анал. гр.», «Алканы», «Углеводы»

Микробиол. «Стерилизация. Дезинфекция»

ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

1. ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и  нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального личностного развития.
  • ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации.
  • ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

  • ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.
  • ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации.
  • ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, техники безопасности и противопожарной безопасности.
  • ПК 2.5. Оформлять документы первичного учета.
  • ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в том числе, по льготным рецептам и по требованиям учреждений здравоохранения.

УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ: 2

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ И РЕЖИМ ВРЕМЕНИ:

  1. Организационный момент. Мобилизация аудитории                 2 мин.
  2. Постановка цели занятия и ее мотивации                         3 мин.
  3. Контроль и обобщение знаний:                                         77 мин.
  • фронтальный опрос                                         7 мин.
  • индивидуально-уплотненный опрос                18 мин.
  • письменный опрос                                        15 мин.
  • решение ситуационных задач                        20 мин.
  • объективное тестирование                                17 мин.
  1. Подведение итогов, задание на дом                                8 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент. Мобилизация аудитории.

Преподаватель  приветствует студентов, обращает внимание на внешний вид студентов, принимает рапорт дежурного  о готовности кабинета и студентов  к занятию, отмечает отсутствующих. Выясняет, есть ли вопросы  по заданию  на самоподготовку.  Возникшие вопросы разбирают  совместно со студентами;  дополнения  делает преподаватель.

2.  Постановка цели занятия, ее мотивация.

Преподаватель называет тему семинара и его цели.  Затем говорит о том, что в работе фармацевта необходимы знания по данной теме.  В настоящее время в лекарственной терапии многих заболеваний используются высокоэффективные препараты. Основными путями введения  их в организм остаются пероральный и инъекционный. Однако, лек. средства, введенные этими способами, имеют наряду с положительными сторонами и отрицательные (невозможность использования при заболеваниях печени, ЖКТ, большое число побочных эффектов, разрушение многих  лекарственных средств желудочным соком). Поэтому, особенно при амбулаторном лечении, мази и суппозитории являются одними из самых рациональных лек. форм.  Преподаватель показывает на примерах  преимущество  суппозиторий  перед пероральными  и инъекционными  лек. формами на основании  биофармацевтических исследований, обращает внимание студентов на качество  изготовления  данных лек. форм.

Особенность семинара заключается в том, что на нем присутствует 18 студентов. Провести контроль знаний по всем видам опроса одному преподавателю сложно, поэтому предлагается 2 хорошо успевающих студента в помощники преподавателю, которые раздают и собирают задания, проверяют их по критерию, анализируют, результат доводят до сведения студентов.

3. Контроль знаний и обобщений знаний.

I. Фронтальный опрос.

Каждому  студенту задается один вопрос, который оценивается  в 0,2 балла

1. Что называется?:

           □  Мазями

           □  Пастами

           □  Линиментами

           □  Суппозиториями

2. Назвать лекарственные средства:

          □ Растворимые в жирах

          □ Растворимые в воде

          □ Не растворимые ни в жирах, ни в воде

3. Как вводятся лек средства в суппозиторную основу при методе ручного выкатывания:

            □ Не растворимые ни в жирах, ни в воде

        □ Растворимые в жирах

          □ Растворимые в воде

Вопросы фронтального опроса представлены на экране. После ответа студента, правильность ответа представлена отдельным слайдом.

II. Индивидуально – уплотненный опрос (Приложение № 2)

Данный вид контроля проводится по фармакопейным мазям, пастам, линиментам. Составлено 18 вариантов. Каждый, за исключением № 9, включает одну фармакопейную мазь. Время для самоподготовки и опроса – 10-12 мин.  Студенты в течение 1-2 мин обдумывают ответ на вопрос, делают записи, если это необходимо, и отвечают устно.

При ответе на задание студенты должны знать:

  • Состав мази
  • % содержание лек. средства
  • Тип мази
  • Действие
  • Особенности изготовления
  • Применение мази

Все варианты задания отпечатаны на одном листе, поэтому вслух задание не читается, а студент  сразу же дает ответ. Во время ответа на экране высвечивается задание, а после ответа студента – следует правильный ответ. Студенты внимательно слушают, исправляют  и дополняют ответы  друг друга.

По этому опросу студент получает – 1балл

III. Контроль знаний  методом объективного тестирования (Приложение № 3)

Составлены 3 варианта по 15 заданий.

Тип теста: выбрать все правильные ответы.

Максимальное количество правильныхответов – 24.

По тесту студент  может получить – 5 баллов.

Критерий оценки  тестового контроля:

24-22ответов – 5

21-19 ответов - 4

18-16 ответов - 3

15 и < ответов - 2

После проверки теста анализируется результат, выбираются задания, где допущены общие ошибки и доводятся до сведения студентов. Студенты самостоятельно должны огласить правильный ответ.

IV. Письменный опрос (Приложение № 4)

Составлено 9 вариантов по 1 заданию на суппозитории (свечи, шарики, палочки).  Время на опрос отводится в течение 15 мин.  При ответе на задание студенты  пользуются таблицей ВРД и ВСД  ядовитых и сильнодействующих лек. средств  для взрослых и детей.

Вариант включает 1 рецептурную пропись на суппозитории, где необходимо:

  • Выписать рецепт на латинском языке – 0,9 баллов;
  • Сделать расчет лек. средств и основы, указать общую массу и массу одного суппозитория – 0,3 балла;
  • Проверить дозы лек. средств – 0,3 балла;
  • Указать, как ввести лек средство в основу – 0,3 балла.

Рецепт оценивается в 1,8 балла.

V. Решение ситуационных задач (Приложение № 5)

Работа малыми группами. Студенты объединяются в маленький коллектив по 2 чел. Им предлагается ситуационная задача. Всего составлено 9 ситуационных задач, которые отпечатаны  на одном листе.  Студенты решают в течение 10 мин.  одну из предложенных  задач, а по  истечении времени, преподаватель предлагает одному студенту, который, не читая задачу, дает ответ на поставленный вопрос. Остальные студенты внимательно слушают, комментируют ответ, дополняют и исправляют  его, если это необходимо.

 По этому заданию студент может получить  2 балла

     

КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ СЕМИНАРА

ФИО

Фронт. опрос

Инд.- упл. опрос

Тест. опрос

Письм. опрос

Ситуац. задачи

Сумма баллов

0,2

1,0

5,0

1,8

2,0

10

   10-9  баллов - 5

   8,9-8 баллов - 4

   7,9-7 баллов - 3

            6,9 и < баллов - 2

VI. Преподаватель подводит итог семинара, работает с критерием, а в это время на экране идет демонстрация кратного итога темы «Линименты. Мази. Пасты. Суппозитории», который комментирует один из студентгов.

4. Подведение итогов.

Преподаватель  анализирует  проведенный семинар с учетом всех факторов  и элементов  занятия,  делает вывод о качестве подготовки  студентов, отмечает хорошо подготовленных   студентов и слабые ответы. Выставляет каждому студенту оценки, комментирует их, сообщает о важности  умения  студентов  применять в практике теоретические знания. Преподаватель спрашивает  у студентов, достигнуты ли цели,  поставленные в начале занятия, освоены ли данные темы, какие компетенции, общие и профессиональные были закреплены. Обращает внимание студентов на роль помощников, которые показали хорошую теоретическую и практическую подготовку, умение  работать под руководством преподавателя и в команде, умение объективно анализировать и оценивать ответы студентов, грамотно управлять учебным процессом.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (домашнее задание): 

Основная литература:

  • Уч. В.И. Погорелов «ФТ» Р-на-Д, Феникс, 2002, стр. 254-256, 243-260, 262-281
  • Конспект лекций.
  • Выполнение расчетов и описание технологии изготовления линиментов, мазей, паст, суппозиториев.
  • Решение профессиональных задач по изготовлению, оформлению и отпуску линиментов, мазей, паст, суппозиториев.
  • Выполнение реферативных работ и подготовка презентаций.

Дополнительная литература:

  • Уч. И.И. Краснюк, К.В. Михайлова, Л.И. Муравьев «ФТ», И. Изд. группа «Геобар-Медиа», 2011 г. стр. 382-425, 434-462
  • Мет. пособие по теме: «Линименты, мази, пасты»

Приложение № 1. Методические рекомендации студентам для самоподготовки к семинарскому занятию.

Приложение № 2. Индивидуально-уплотненный опрос.

Приложение № 3. Контроль знаний методом объективного тестирования.

Приложение № 4. Письменный опрос.

Приложение № 5. Ситуационные задачи.

Приложение № 6. Критерий оценки семинара.

Приложение № 1.

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 33.02.01

Профессиональный модуль ПМ.02: Изготовление лек. форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля.

Раздел ПМ 1. Изготовление лекарственных форм.

МДК 02.01. «Технология изготовления лекарственных форм».

Раздел МДК 02.01.4. Изготовление мягких лекарственных форм.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 6.

ТЕМА: «ЛИНИМЕНТЫ. МАЗИ. ПАСТЫ. СУППОЗИТОРИИ»

МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ:

        Мази и суппозитории — одни из древнейших лек. форм, не утратившие своего значения и в современной медицине.

        Основная группа мазей — это лечебные мази, применяемые как в дерматологии для терапии заболеваний и повреждений кожи, так и в отоларингологии, офтальмологии, гинекологии и т.д.

        Возросло значение суппозиториев как средства быстрой доставки лек. средств в случаях, угрожающих жизни, для купирования кризов, быстрого восстановления сердечного ритма, что весьма перспективно в педиатрии и гериатрии. Как мази, так и суппозитории применяются как для местного, так и для общего действия на организм.

Знания и умения, приобретаемые по данному разделу, будут использованы при последующем изучении тем «Глазные мази», «Детские лек. формы», в фарм. химии − анализ мягких лек. форм и суппозиториев, в курсе фармакологии − терапия с использованием различных путей введения лек. средств.

ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ:

  1. Закрепить, углубить, систематизировать теоретические знания по данной теме.
  2. Усвоить принцип:
  • Выбора основы.
  • Расчета вспомогательных жидкостей.
  • Введения лек. средств в основу в зависимости от их физико-химических свойств и % содержания.
  1. Определять тип мази, ее действие на организм.
  2. Выписывать рецепты на мази и суппозитории, проверять дозы в суппозиториях.

После самостоятельного изучения материала студенты должны ЗНАТЬ:

  1. Линименты как лек. форма.
  2. Классификация линиментов.
  3. Требования ГФ к мазям.
  4. Фармакопейные мази.
  5. Состав и свойства, изготовление часто употребляемых основ.
  6. Классификация мазей.
  7. Общая технология мазей, паст, линиментов.
  8. Требования ГФ к суппозиториям.
  9. Виды суппозиториев.
  10. Способы выписывания рецептов на суппозитории.
  11. Хранение и отпуск.

ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ: 90 минут.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: лаборатории № 208, 209

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

  1. Линименты, определение.
  2. Классификация линиментов.
  3. Изготовление гомогенных и гетерогенных линиментов.
  4. Линимент Вишневского, летучий линимент.
  5. Хранение и отпуск линиментов.
  6. Мази, определение.
  7. Основы для мазей. Классификация мазевых основ.
  8. Мази как официнальная лек. форма.
  9. Общая технология мазей.
  10. Биофармацевтические аспекты в технологии мазей.
  11. Введение лек. средств в мазевые и суппозиторные основы.
  12. Гомогенные мази: мази-сплавы, мази-растворы, экстракционные мази.
  13. Гетерогенные мази: суспензионные, эмульсионные, комбинированные.
  14. Оформление, хранение и отпуск мазей и суппозиториев.
  15. Пасты, определение, классификация.
  16. Изготовление паст.
  17. Оформление и отпуск паст.
  18. Суппозитории, определение, классификация.
  19. Основы для суппозиториев, классификация.
  20. Способы выписывания рецептов на суппозитории.
  21. Технология суппозиториев.
  22. Метод выкатывания.
  23. Метод выливания.
  24. Метод прессования.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

  1. Мази, определение.
  2. Классификация мазей по консистенции.
  3. Классификация мазей по физико-химическим свойствам и по характеру распределения лек. средств в основе.
  4. Классификация мазей по мед. назначению. От чего зависит действие лек. средств, применяемых в виде мазей?
  5. В какой концентрации и на какой основе готовят мази, если в рецепте это не указано?
  6. Каков состав ланолина водного?
  7. Как ввести в основу лек. средства, не растворимые в жирах?
  8. Как ввести в основу лек. средства, не растворимые ни в воде, ни в жирах?
  9. Какие лек. средства, растворимые в воде, в дерматологические мази вводятся как ни в чем не растворимые?
  10. Назвать лек. средства, которые в дерматологические мази вводят растворенными в воде?
  11. Назвать состав фармакопейных мазей и их типы: серной, оксида ртути желтой, камфорной, с калия иодидом, цинка оксидом.
  12. Что такое линименты, их состав, типы?
  13. Состав, изготовление, тип летучего линимента, линимента Вишневского?
  14. Что такое пасты, классификация паст?
  15. Состав, изготовление цинковой пасты и пасты Лассара?
  16. Что называется суппозиториями?
  17. Требования ГФ к суппозиториям?
  18. Какие основы применяют при изготовлении суппозиторииев?
  19. Какими способами выписывают рецепты на суппозитории?
  20. Как вводят лек. средства в суппозитории при методах выливания и ручного выкатывания?
  21. Как проверить качество суппозиториев?

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:

  1. Изучить материал по основной и дополнительной литературе.
  2. Сделать расчеты по следующим рецептам:

В:         Димедрола                                                         

        Ментола         по         0,25

        Ланолина

        Вазелина         по         7,5

        См. Д.

        Об. Для втирания в кожу голени.

В:         Камфоры                 0,3

        Дерматола

        Ихтиола         по         1,0

        Ланолина

        Вазелина         по         5,0

        См. Д.

        Об. Смазывать пораженные участки кожи

В:         Морфина гидрохлорида         0,02

        Анальгина                         0,2

        Масла какао                         2,0

        Смешай, пусть образуется свеча.

        ДТД № 4.

        Об. По 1 свече на ночь.

В:         Кислоты молочной                 0,05

        Хинозола                         0,1

        Масла какао сколько нужно

        Смешай, пусть образуется         шарик.

        ДТД   № 20.

        Об. По 1 шарику 2 раза в день.

В:         Протаргола                 0,2

        Масла какао сколько нужно

        Смешай, пусть образуются  палочки № 4   длиной 3 см, диаметром 3 мм.

        Д.

                Об. По 1 палочке в свищевой ход.

В ходе семинарского занятия студенты

приобретают следующие КОМПЕТЕНЦИИ:

1. ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и  нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального личностного развития.
  • ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации.
  • ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

  • ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.
  • ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации.
  • ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, техники безопасности и противопожарной безопасности.
  • ПК 2.5. Оформлять документы первичного учета.
  • ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в том числе, по льготным рецептам и по требованиям учреждений здравоохранения.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (домашнее задание): 

Основная литература:

  • Уч. В.И. Погорелов «ФТ» Р-на-Д, Феникс, 2002, стр. 254-256, 243-260, 262-281
  • Работа с уч. лит-рой.
  • Выполнение расчетов и описание технологии изготовления линиментов, мазей, паст, суппозиториев.
  • Решение профессиональных задач по изготовлению, оформлению и отпуску линиментов, мазей, паст, суппозиториев.
  • Выполнение реферативных работ и подготовка презентаций.

Дополнительная литература:

  • Уч. И.И. Краснюк, К.В. Михайлова, Л.И. Муравьев «ФТ», И. Изд. группа «Геобар-Медиа», 2011 г. стр. 382-425, 434-462
  • Мет. пособие по теме: «Линименты, мази, пасты»

Приложение № 2

ИНДИВИДУАЛЬНО-УПЛОТНЕННЫЙ ОПРОС

ВАРИАНТ 1

Мазь камфорная (старый состав)

Состав, %

Тип

Действие

Особенность изготовления

ВАРИАНТ 2

Мазь с калия иодидом

Состав, %

Тип

Действие

Особенность изготовления

ВАРИАНТ 3

Мазь с оксида ртути желтой

Состав, %

Тип

Действие

Особенность изготовления

ВАРИАНТ 4

Мазь серная

Состав, %

Тип

Действие

Особенность изготовления

ВАРИАНТ 5

Мазь прополиса

Состав, %

Тип

Действие

Особенность изготовления

ВАРИАНТ 6

Паста Лассара

Состав

Особенность изготовления

Применение

ВАРИАНТ 7

Линимент Вишневского

Состав

Тип

Рациональный способ изготовления

ВАРИАНТ 8

Линимент Розенталя

Состав

Тип

Особенности изготовления

Особенности применения

ВАРИАНТ 9

Мазь цинковая, стрептоцидовая

Состав, %

Тип

Действие

Особенность изготовления

ВАРИАНТ 10

Линимент летучий

Состав, %

Тип

Действие

Особенность изготовления

ВАРИАНТ 11

Мазь фурацилиновая

Состав, %

Тип

Действие

Особенность изготовления

ВАРИАНТ 12

Мазь метилурациловая

Состав, %

Тип

Действие

Особенность изготовления

ВАРИАНТ 13

Мазь с этакридином лактатом

Состав, %

Тип

Действие

Особенность изготовления

ВАРИАНТ 14

Мазь ихтиоловая

Состав, %

Тип

Действие

Особенность изготовления

ВАРИАНТ 15

Мазь нафталанная

Состав, %

Тип

Действие

Особенность изготовления

ВАРИАНТ 16

Мазь камфорная (новый состав)

Состав, %

Тип

Действие

Особенность изготовления

ВАРИАНТ 17

Эмульсионная основа

Состав

Особенность изготовления

В каких мазях используется?

ВАРИАНТ 18

Мазь амидохлорная

Состав, %

Тип

Действие

Особенность изготовления

Приложение № 3

ГАПОУ КО

КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 33.02.01 «Фармация»

Раздел ПМ. 02. Изготовление лекарственных форм

МДК 02.01. «Технология изготовления лек.  форм»

Раздел МДК 02.01.4. Изготовление мягких лекарственных форм

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

методом объективного

тестирования

к семинарскому занятию № 6

ВАРИАНТ № 1

В тестовых заданиях выберите все правильные ответы.

ЗАДАНИЕ № 1.

В какой концентрации готовится мазь эфедрина гидрохлорида, если концентрация в рецепте не обозначена?

        А.         20%

        Б.         10%

        В.         1%

        Г.         концентрация должна быть указана

        Д.         33%

ЗАДАНИЕ № 2.

Сделайте вывод о качестве лек. препарата изготовленного по прописи:

        В:         Мази камфорной         10%-10,0

                Д.

                Об. Втирать в кожу голени.

Для изготовления лек. формы фармацевт взял 1,0 камфоры, 1,0 вазелинового масла, 8,0 вазелина.

А.         Удовлетворительно.

Б.         Неудовлетворительно: вазелиновое масло брать не надо, основа взята неверно.

В.         Неудовлетворительно: вазелиновое масло надо брать 1/2  от массы камфоры.

Г.         Неудовлетворительно: нужно брать основу состава: ланолин безводный и вазелин в соотношении 3:6.

Д.         Неудовлетворительно: вазелина надо взять 9,0.

ЗАДАНИЕ № 3.

Особенности введения цинка оксида в мазь по прописи:

        В:         Мази цинковой         2%-10,0

                     Д.

                     Об. Для повязок.

А.         Цинка оксид растворяют в равном количестве подходящей к основе жидкости.

Б.         Цинка оксид растирают с ½ от его массы вазелиновым маслом.

В.         Цинка оксид растворяют в части расплавленной основы.

Г.         Цинка оксид растирают с частью расплавленной основы.

Д.         Цинка оксид растирают с равным количеством воды.

ЗАДАНИЕ № 4.

В линименте Вишневского ксероформ можно заменить:

А.        стрептоцилом

Б.        йодоформом

В.        дерматолом

Г.        оксидом цинка

Д.        серой

ЗАДАНИЕ № 5

Проверить дозы по прописи:

В:         Новокаина         0,1

        Масло  какао сколько нужно

Пусть образуются палочки длиной  3 см  и диаметром  4 мм № 5

           Д.

          Об. По 1 палочке  в свищевой ход 2 раза в день

                  А                 Б                 В                  Г                  Д

РД                  0,02                0,1                0,1                0,02                0,02

СД                0,02                0,2                0,1                0,4                0,04

ЗАДАНИЕ № 6

Указать предельную массу вагинальных суппозиториев.

 

    А                 Б                   В                     Г                     Д

1,5-6,0       1,0-4,0           1,5-4,0            1,0-6,0             0,5-6,0

ЗАДАНИЕ № 7

Указать коэффициент, который используют при изготовлении суппозиториев методом выливания.

А.         Коэффициент пересчета

Б.          Коэффициент увеличения объема

В.         Обратный заместительный коэффициент

Г.          Коэффициент водопоглощения

Д.         Изотонический эквивалент  по натрию хлориду

ЗАДАНИЕ № 8.

К какой группе по типу дисперсной системы относятся мази:

1. Гомогенные                                А.         Мазь ментоловая

                                                Б.         Мазь серная

2. Гетерогенные                                В.         Мазь цинковая

                                                Г.         Мазь калия иодида

                                                Д.         Мазь прополиса

ЗАДАНИЕ № 9.

Какой тип дерматологической мази образуют нижеперечисленные лек. средства.

  1. Камфора                                А.         Мазь – раствор
  2. Ксероформ                        Б.         Мазь – эмульсия
  3. Новокаин                                В.         Мазь – комбинированная
  4. Ртути оксид желтой                Г.         Мазь – сплав
  5. Резорцин                                Д.         Мазь – суспензия
  6. Колларгол

ЗАДАНИЕ № 10.

Указать состав линимента летучего:

А.        масло подсолнечное – 74,0

раствор аммиака 10% - 25 мл

кислоты олеиновой – 1,0

Б.        масло подсолнечное – 75,0

раствор аммиака 10% - 24 мл

кислоты олеиновой – 1,0

В.        масло подсолнечное – 75,0

раствор аммиака 25% - 25 мл

кислоты олеиновой – 1,0

Г.        масло подсолнечное – 74,0

раствор аммиака 10% - 26 мл

ЗАДАНИЕ № 11.

Парафин в мази камфорной нового состава играет роль:

А.        эмульгатора

Б.        стабилизатора

В.        уплотнителя

Г.        лекарственного средства

Д.        поверхностно активного вещества

ЗАДАНИЕ № 12.

Если в рецепте масса масло-какао не указана, то ректальные суппозитории готовят массой:

А.        4,0

Б.        6,0

В.        3,0

Г.        5,0

Д.        1,5

ЗАДАНИЕ № 13.

Особенности изготовления мази ртути оксида желтой:

  1. Готовят на основе ланолин безводный и вазелин в соотношении 1:5.
  2. Отвешивают ртути оксид желтой на кружках фильтровальной бумаги.
  3. Нельзя пользоваться металлическим шпателем.
  4. Мазь отпускают с дополнительной этикеткой «Хранить в защищенном от света месте».
  5. Мазь отпускают с дополнительной этикеткой «Обращаться осторожно!».
  6. Первым в ступку помещают ртути оксид желтый, т.к. лек. средство выписывают в малых количествах, во избежание потерь.

А.         1,4,6

Б.         1,3,5

В.         1,3,4

Г.         3,4,6

Д.         2,3,5

ЗАДАНИЕ № 14.

Какие из перечисленных ниже основ относятся к гидрофильным?

  1. Свиной жир                                        А.         1,5,6,9,10
  2. Эмульгатор Т-2
  3. Твин – 80                                                Б.         4,7,8,11
  4. Крахмально-глицериновая        
  5. Ланолин                                                В.         3,5,6,8,11
  6. Вазелин
  7. Желатино-глицериновая                        Г.         1,4,6,8,10
  8. Метилцеллюлоза (МЦ)
  9. Нафталанская нефть                                Д.         2,5,7,9,11
  10. Церезин
  11. Колагеновые основы

ЗАДАНИЕ № 15.

Укажите лек. средства, которые в дерматологические мази вводят по типу суспензий:

  1. Стрептоцид                                        А.         2,4,6,8,10
  2. Серебра нитрат
  3. Анестезин (более 2%)                                Б.         1,2,3,4,5,
  4. Экстракты (сухие и густые)
  5. Цинка оксид                                        В.         1,3,5,9
  6. Эфедрина гидрохлорид
  7. Ихтиол                                                Г.         4,5,6,7,8,9
  8. Новокаин                                
  9. Цинка сульфат                                        Д.         2,3,4,5,9
  10. Пилокарпина гидрохлорид

ГАПОУ КО

КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 33.02.01 «Фармация»

Раздел ПМ. 02. Изготовление лекарственных форм

МДК 02.01. «Технология изготовления лек.  форм»

Раздел МДК 02.01.4. Изготовление мягких лекарственных форм

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

методом объективного

тестирования

к семинарскому занятию № 6

ВАРИАНТ № 2

В тестовых заданиях выберите все правильные ответы.

ЗАДАНИЕ № 1.

В какой концентрации готовится мазь, если концентрация в рецепте не обозначена?

        А.         1%

        Б.         10%

        В.         5%

        Г.         2%

        Д.         Концентрация должна быть указана.

ЗАДАНИЕ № 2.

Оцените качество лек. препарата по ППК,  изготовленного по прописи:

        В:         Линимента летучего         100,0

                Д.

                     Об. Для повязок.

ППК:

Масла касторового               75,0

Раствора аммиака         10% -        25 мл

А.         Неверно, нужно взять 25% раствор аммиака.

Б.         Все верно.

В.         Неверно, масло нужно брать подсолнечное.

Г.         Неверно, надо взять 74,0 масла касторового.

Д.         Неверно, надо взять 15 мл 10% раствора аммиака

ЗАДАНИЕ № 3.

Особенности введения серы в мазь по прописи:

        В:         Мази серной         3%-10,0

                     Д.

                     Об. Для повязок.

А.         Серу растирают с 1/2 от ее массы подходящей к основе жидкости.

Б.         Серу растворяют в равном количестве вазелинового масла.

В.         Серу растворяют в части расплавленной основы.

Г.         Серу растирают с частью расплавленной основы.

Д.         Серу растирают с равным количеством воды очищенной.

ЗАДАНИЕ № 4.

Выберите правильный расчет для предложенного рецепта:

        В:          Ментола                    0,1

                     Протаргола         0,2

                     Ланолина            2,0

                     Вазелина             8,0

                     См. Д.

Об. Для повязок.

А

Б

В

Г

Д

Ментол

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

Протаргол

2,0

0,2

2,0

0,2

0,2

Глицерин

0,4

0,1

0,2

0,1

-

Вода оч.

1,4

1,5

0,8

0,6

0,6

Ланолин

2,0

1,0

-

-

2,0

Ланолин б/в

-

1,5

2,0

1,4

-

Вазелин

8,0

8,0

8,0

8,0

8,0

ЗАДАНИЕ № 5.

К какой группе по типу дисперсной системы относятся мази:

1. Гетерогенные                                А.         Мазь камфорная

                                                Б.         Мазь ксероформная

2. Гомогенные                                В.         Мазь ихтиоловая

                                                Г.         Мазь сушеницы топяной

                                                Д.         Мазь диахильная

ЗАДАНИЕ № 6.

Какой тип дерматологической мази образуют нижеперечисленные лек. средства.

  1. Протаргол                                А.        Мазь – раствор
  2. Ментол                                Б.         Мазь – сплав
  3. Стрептоцид                        В.         Мазь – эмульсия
  4. Сера                                        Г.         Мазь – суспензия
  5. Цинка сульфат                        Д.         Мазь – комбинированная
  6. Йод

ЗАДАНИЕ № 7.

1 УТВ.         Мазь цинка оксида – мазь суспензия.

СВЯЗКА:         Потому что

2 УТВ.         Мазь цинка оксида готовится на вазелине.

А.         Все верно

Б.         Неверно 1 утверждение

В.         Неверно 2 утверждение

Г.         Неверны 1 и 2 утверждения

Д.         Неверна связка

ЗАДАНИЕ № 8.

1 УТВ.         ГМТА не обладает фармакологическим действием, а лечебное действие оказывает продукт его гидролиза – формальдегид.

СВЯЗКА:         Поэтому

2 УТВ.         ГМТА в дерматологические мази вводят, растворяя в воде.

А.         Неверна связка

Б.         Неверно 1 утверждение

В.         Неверно 2 утверждение

Г.         Все верно

Д.         Неверны 1 и 2 утверждения

ЗАДАНИЕ № 9.

1 УТВ.         Ксероформ - лек. средство, не растворимое ни в жирах, ни в воде.

СВЯЗКА:         Поэтому

2 УТВ.         Ксероформ при изготовлении мазей отвешивают на кружках пергаментной бумаги.

А.         Все верно.

Б.         Неверно 1 утверждение.

В.         Неверны 1 и 2 утверждения.

Г.         Неверна связка.

Д.         Неверно 2 утверждение.

ЗАДАНИЕ № 10.

Укажите особенности изготовления линимента Вишневского:

  1. Ксероформ взвешивают на специальных весах, т.к. это пахучее лек. средство.
  2. Ксероформ растирают с равным количеством дегтя.
  3. Ксероформ растирают с равным количеством касторового масла.
  4. Ксероформ растирают с ½ от его массы смесью дегтя и касторового масла.
  5. Если гнет в аптеке ксероформа, его можно заменить дерматолом.
  6. Отпускают с дополнительной этикеткой «Перед употреблением взбалтывать».

А.         1,4,5,6

Б.         2,5,4,6

В.         1,3,5,4

Г.         1,2,3,5

Д.         1,3,6,2

ЗАДАНИЕ № 11.

Какие из перечисленных ниже основ относятся к липофильным?

  1. Свиной жир                                        А.         1,3,6,9,10
  2. Эмульгатор Т-2
  3. Парафин                                                Б.         2,3,4,5,7,8
  4. Крахмально-глицериновая        
  5. Ланолин                                                В.         1,6,8,10,11
  6. Вазелин
  7. Желатино-глицериновая                        Г.         1,5,9,10,11
  8. Метилцеллюлоза (МЦ)
  9. Нафталанская нефть                                Д.         1,3,5,7,9,11
  10. Церезин
  11. Полиэтиленоксид (ПЭО)

ЗАДАНИЕ № 12.

Укажите лек. средства, которые в дерматологические мази вводят в растворенном в воде виде:

  1. Стрептоцид                                        А.         1,3,5,7,9
  2. Серебра нитрат
  3. Анестезин (более 1%)                                Б.         2,4,6,8,10
  4. Димедрол
  5. Цинка оксид                                        В.         2,3,4,5,6,9
  6. Новокаин
  7. Ихтиол                                                Г.         1,2,3,8,9,10
  8. Эфедрина гидрохлорид                                
  9. Цинка сульфат                                        Д.         2,5,7,9
  10. Сульфацил натрия (альбуцид)

ЗАДАНИЕ № 13

 

Проверить дозы по прописи:

  В:          Осарсола                         0,15

Кислоты борной         0,3

                Масла какао сколько нужно.

               Смешай, пусть образуется Шарик.

                ДТД № 12

                Об.  По 1 шарику 3 раза в день

        

                  А                  Б                  В                  Г                  Д

РД                  0,25                0,15                0,15                0,25                0,15

СД                0,5                0,45                0,15                0,7                0,75

ЗАДАНИЕ № 14

Указать  формулу  расчета  водорастворимой основы  в палочках.

А.         0,75 * d2 *  I * n

Б.         0,75 * d * I2 * n

В.         0,9 * d2 * I * n

Г.         0,9 * d * I * n

Д.         0,9 * d2 * I2 * g

ЗАДАНИЕ № 15

Указать форму ректальных суппозиториев

  1. Цилиндр                                   А.         1, 2, 3
  2. Пессарий                                  Б.         1, 3, 4
  3. Сигара                                       В.          2, 3, 5
  4. Овуля                                        Г.          1, 3, 5 
  5. Конус                                         Д.         2,  4, 6
  6. Шарик

ГАПОУ КО

КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 33.02.01 «Фармация»

Раздел ПМ. 02. Изготовление лекарственных форм

МДК 02.01. «Технология изготовления лек.  форм»

Раздел МДК 02.01.4. Изготовление мягких лекарственных форм

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

методом объективного

тестирования

к семинарскому занятию № 6

ВАРИАНТ № 3

В тестовых заданиях выберите все правильные ответы.

ЗАДАНИЕ № 1.

В какой концентрации готовится мазь фурацилиновая, если концентрация в рецепте не обозначена?

        А.         10%

        Б.         2%

        В.         0,2%

        Г.         33%

        Д.         50%

ЗАДАНИЕ № 2

Сделать вывод  по ППК  о качестве лек препарата, изготовленного по прописи:

В:           Дикаина                         0,05

Мази глицериновой         10,0

См.Д.Об.

А.  ППК:

Крахмала                         0,7

Воды очищенной         0,7

Глицерина _                        9, 3

Мо=10,0

Дикаина                             0,05

Воды очищенной  _        0,5

Мо= 10,05

Б.    ППК:

Дикаина                             0,05

Воды очищенной          0,5

Крахмала                         0,7

Глицерина                         9, 3

Воды очищенной _        0,7

Мо= 10,05

В. ППК.

Дикаина                             0,05

Глицерина                       9, 3

Крахмала                          0,7

Воды очищенной  _        0,5

Мо= 10,05

ЗАДАНИЕ № 3

Указать состав Линимента Вишневского:

А. В:         Дегтя                            3,0

Хлороформа                    3,0

Масла клещевины            94,0

СМ. Д. Об.

Б. В:        Дегтя                            2,0

Ксероформа                 2,0

Масла касторового         96,0

СМ. Д. Об.

В. В:         Дегтя                            2,0

Хлороформа                    2,0

Масла касторового            96,0

           СМ. Д. Об.

Г. В:         Дегтя                            3,0

Дерматола                    3,0

Масла касторового            94,0

                 СМ. Д. Об.

ЗАДАНИЕ № 4

Выбрать правильный расчет  для предложенного рецепта:

В:          Мази калия иодида  10% - 30,0

Д. Об.

А

Б

В

Г

Д

Калия иодид

1,0

3,0

1,0

3,0

3,0

Натрия тиосульфат

0,06

0,04

0,06

0,02

0,06

Вода оч.

0,88

2,64

8,8

2,64

2,64

Ланолин Б/В

8,1

2,7

8,1

2,7

8,1

Эмульсионная основа

16,2

5,4

5,4

16,2

16,2

Йод

-

1,5

0,5

-

-

ЗАДАНИЕ № 5

Выберите наиболее правильную последовательность изготовления  мази по прописи:

В:          Дикаина                                 1,0

Ментола                                  0,05

Висмута  субнитрата                  0,5

Воды  очищенной                  20 кап

Ланолина

Вазелина                         по          5,0

СМ.Д.

Об. Мазь для носа

  1. Откапать  20 кап воды в ступку  и растворить  0,1 дикаина , полученного у  провизора – технолога .
  2. Растереть в ступке 0,5 висмута субнитрата  с 0,25 вазелинового масла
  3.  Отвесить ланолин и вазелин
  4. Заэмульгировать раствор дикаина смесью  ланолина и вазелина
  5. сплавить остальной ланолин  с вазелином на водяной бане
  6. Смешать растертый висмута субнитрат  с частью ланолина и вазелина
  7. Отвесить ментол и растворить в основе
  8. Отодвинуть полученную мазь на стенку ступки
  9. Перемешать, проверить однородность
  10. Растереть висмута субнитрат  в ступке и высыпать на капсулу.

А.         1, 3, 4, 5, 7, 8, 2, 6, 9, 10

Б.         3, 5, 7,  8, 1, 4, 10,  2, 6, 9

В.          3, 10, 1, 4, 8, 2, 6, 5, 7, 9

Г.          10, 2, 3, 6, 8, 1, 4, 5, 7, 9

Д.         2, 3, 6, 8, 1, 4, 5, 7, 9, 10

ЗАДАНИЕ № 6

Указать основу, используемую  для изготовления мази  пергидроля 5%

А.         Эмульсионная основа

Б.         Вазелин

В.         Вазелин + ланолин Б\В  ( 9+1)

Г.         Вазелин + ланолин Б\В  ( 2+2)

Д.         Вазелин + ланолин Б\В  ( 6+4)

ЗАДАНИЕ № 7

Указать правильный состав эмульсионной основы

А.         Т-2                                 1 часть

             Вазелин                         6 частей

Воды очищенной            3 части

Б.         Т-2                                     6 частей  

             Вазелин                       3 части

             Воды очищенной             1 часть    

В.         Т-2                                    1 часть

             Вазелин                        3 части

             Воды очищенной            6 частей

ЗАДАНИЕ № 8

Указать особенности введения в мази.

  1. Новокаин                          А.         Набухает в вазелиновом масле в

течение 24 ч

  1. Экстракт красавки сух.              Б.         Растирают с частью расплавленной

                                                основы

  1. Танин                                     В.         Измельчают с активатором всасывания

  1. Стрептоцид                          Г.         Растворяют в СВГС

  1. Протаргол                             Д.         Растворяют в воде

  1. Фурацилин                            Е.         Растирают с глицерином и растворяют

                                                в воде

ЗАДАНИЕ № 9

Какой тип дематологической мази образуют ниже перечисленные  лек сред.

  1. Ментол                                                                     А.         Сплав
  2. Простой свинцовый пластырь                                  Б.         Суспензия
  3. Преднизолон                                                                В.         Эмульсия
  4. Ментол                                                                           Г.         Раствор
  5. Масляный раствор витаминов и гормонов

ЗАДАНИЕ № 10

1 УТВ.         Линимент летучий – это линимент эмульсия,

СВЯЗКА:         потому что

2 УТВ.         Роль Эмульгатора в нем  выполняет олеат аммония.

 

А.         Неверно 1 утв

Б.         Неверно 1 и 2 утв

В.         Все верно

Г.         Неверно 2 утв

Д.         Неверна связка.

ЗАДАНИЕ № 11

1 УТВ.          Стойкость Линимента Вишневского   зависит от вязкости среды.

СВЯЗКА:         потому что

2 УТВ.         В вязкой среде более медленнее  происходит выпадение осадка.

А.         Неверно 1 утв

Б.           Неверно 1 и 2 утв

В.         Все верно

Г.         Неверно 2 утв

Д.         Неверна связка.

ЗАДАНИЕ № 12

1 УТВ.           Анестезин В концентрации до 2%  образует мазь – раствор,

СВЯЗКА:         Потому что

2 Утв.         Анестезин - это лек средство списка А

А.         Неверно 1 утв

Б.           Неверно 1 и 2 утв

В.         Все верно

Г.         Неверно 2 утв

Д.         Неверна связка.

ЗАДАНИЕ № 13

Проверить дозы по прописи:

В:         Левомицетина                  0,2

Масла какао                 3,0

Смешай, пусть образуется свеча.

ДТД № 10

Об. По  1 свече 2 раза в день

                А                Б                В                Г                Д

РД                  0,2                0,2                0,2                0,02                0,2

СД                0,3                0,2                0,6                0,04                0,4

ЗАДАНИЕ № 14

Указать формулу расчета  жировой основы  в палочках:

А.         0,75 * d *  I * n

Б.         0,75 * d2 * I * n

В.         0,9 * d2 * I2 * n

Г.         0,9 * d2 * I * n2

Д.         0,9 * d2 * I2 * g

ЗАДАНИЕ № 15

Укажите форму вагинальных суппозиториев

  1. Шарик                                            А.         1, 3, 5
  2. Конус                                              Б.           1, 3, 6
  3. Овуля                                             В.           1, 2, 4
  4. Сигара                                            Г.          3, 5, 6
  5. Пессарий                                        Д.         2, 4, 5
  6. Цилиндр

ОТВЕТЫ К ТЕСТИРОВАННОМУ ОПРОСУ

ВАРИАНТ 1

ВАРИАНТ 2

ВАРИАНТ 3

1. Г

2. Г

3. Б

4. В

5. Д

6. А

7. В

8. 1.А, Д

    2.Б, В, Г

9. 1. А

    2. Д

    З. Б

    4. Д

    5. Д

    6. Б

10. А

11. В

12. В

13. В

14. Б

15. В

1. Б

2. В

3. А

4. Г

5. 1. Б, В

    2. А, Г, Д

6. 1.В

    2.А

    З.Г

    4.Г

    5.Г

    6.В

7. Д

8. Г

9. Г

10. А

11. А

12. Б

13. Б

14. В

15. Г

1. В

2. А

3. Г

4. Д

5. В

6. В

7. А

8. 1. Д

    2. Г

    3. Д

    4. В

    5. Е

    6. А

9. 1. В

    2. А

    З. Б

    4. Г

    5. В

10. Д

11. В

12. Г

13. Д

14. Б

15. А

КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ:

24 – 22 ответа - «5»

21 – 19 ответов - «4»

18 – 16 ответов - «3»

15 ответов и < - «2»

Приложение № 4

ПИСЬМЕННЫЙ ОПРОС

ВАРИАНТ № 1

Выписать рецепт  на лат. языке, проверить дозы, сделать расчет, указать  введение лек. средств в основу:

В:         Левомицетина          0,05

Масло какао          2,5

Смешай, пусть получится свеча.

ДТД № 6

Об. По 1 свече 3 раза в день

ВАРИАНТ № 2

Выписать рецепт  на лат. языке, проверить дозы, сделать расчет, указать  введение лек. средств в основу:

В:          Ксероформа          0,6

Масла какао сколько потребуется, чтобы получились  свечи № 6

Д.

Об. По 1 свече 2 раза  в день

ВАРИАНТ № 3

Выписать рецепт  на лат. языке, проверить дозы, сделать расчет, указать  введение лек. средств в основу:

В:          Экстракта красавки         0,015

Цинка сульфата                  0,03

Масла какао сколько потребуется

Смешай, пусть получится шарик

ДТД №  10

Об. По 1 шарику 3 раза в день

ВАРИАНТ № 4

Выписать рецепт  на лат. языке, проверить дозы, сделать расчет, указать  введение лек. средств в основу:

В:         Висмута субнитрата          3,0

Масла какао сколько потребуется, чтобы получились  шарики № 6

Д.

Об. По 1 шарику 2 раза в день

ВАРИАНТ № 5

Выписать рецепт  на лат. языке, проверить дозы, сделать расчет, указать  введение лек. средств в основу:

В:         Стрептоцида         1,0

Масла какао сколько потребуется, чтобы получились палочки

№ 10 длиной  3 см и диаметром  3 мм

Д.

Об. По 1 палочке 2 раза в день в свищевой ход

ВАРИАНТ № 6

Выписать рецепт  на лат. языке, проверить дозы, сделать расчет, указать  введение лек. средств в основу:

В:         Экстракта красавки сухого          0,02

Новокаина                                   0,03

Масла какао                               2,5

Смешай, пусть получится свеча

ДТД № 12

Об. По 1 свече  2 раза в день

ВАРИАНТ № 7

Выписать рецепт  на лат. языке, проверить дозы, сделать расчет, указать  введение лек. средств в основу:

В:         Новокаина                 0,01

Масла какао сколько потребуется, чтобы получилась  палочка

длиной  4 см и диаметром  3 мм

ДТД № 12

Об.  По 1 палочке 2 раза  в день

ВАРИАНТ № 8

Выписать рецепт  на лат. языке, проверить дозы, сделать расчет, указать  введение лек. средств в основу:

В:         Экстракта красавки         0,15

Танина                         2,0

Масло какао  сколько потребуется, чтобы получились свечи  № 10

Смешай,  пусть  получится свеча

Д.

Об.  По 1 свече 2 раза в день.

ВАРИАНТ № 9

Выписать рецепт  на лат. языке, проверить дозы, сделать расчет, указать  введение лек. средств в основу:

В:         Новокаина          0,2

Стрептоцида         0,5

Масла какао сколько потребуется, чтобы получился  шарик

ДТД № 10

Об. По 1 шарику 2 раза в день

ОТВЕТЫ К ПИСЬМЕННОМУ ОПРОСУ

ВАРИАНТ 1.

РД=0,05, СД=0,15

Левомицетина                0,3

Косточкового масла         0,15

Масла какао                15,0

ВАРИАНТ 2.

   

Ксероформа                0,6

Косточкового масла         0,3

Масла какао                17,4

ВАРИАНТ 3.

Красавка РД=0,015, СД=0,045

Цинка сульфат РД=0,03, СД=0,09

Экстракта красавки густого   0,15,  сух.         0,3

СВГС                                                0,3

Цинка сульфата                                            0,3

Воды очищенной                                        0,3

Масла какао                                        39,4

Рационально использовать раствор густого экстракта и цинка сульфат растворить в нем.

ВАРИАНТ 4.

Висмута субнитрата           3,0

Растереть и смешать с

Масла какао                21,0

mобщ = 24,0    № 6

m1 шар = 4,0

        ВАРИАНТ         5.

РД=0,1,СД=0,2

Стрептоцида      1,0

Растереть со 5 кап. спирта и смешать с

Масла какао      2,02

mобщ = 3,02     № 10

m1 пал = 0,3

ВАРИАНТ 6.

Экстракт красавки сухой         РД=0,02,         СД=0,04  

Новокаина                                 РД=0,03,         СД=0,06

Экстракта красавки сухого         0,24

СВГС                                0,24

Новокаина                                0,36

Воды очищенной                        0,22

Масла какао                          _        30,0

mобщ = 30,6     № 12

m1 св = 2,55

Рациональнее использовать раствор густого экстракта и новокаин растворить в нем.

ВАРИАНТ 7.

РД=0,01,СД=0,02

Новокаина          0,12

Воды        1 кап.

Масла какао _        3,24

mобщ=3,36   № 12

m1 пал = 0,28

ВАРИАНТ 8.

РД=0,015,СД=0,03

Экстракта красавки густого         0,15,   сух.         0,3         (1:2)

СВГС                                0,15                0,3

Танина                                2,0

Воды очищенной горячей    15 кап.

Масла какао                        27,85        _        27,7

mобщ =30,0    № 10

m 1 св = 3,0

ВАРИАНТ 9.

Стрептоцида РД=0,1, СД=0,2

Новокаина РД=0,2, СД=0,4

Стрептоцида                        5,0

Спирта этилового 95%-25 кап.

Новокаина                                2,0

Воды очищенной        20 кап.

Масла какао                        33,0

mобщ =40,0     № 10

m 1 шар = 0,4

Приложение № 5.

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

ЗАДАЧА № 1.

В аптеку поступил рецепт по прописи:

В:         Экстракта красавки         0,2

Мази серной                10,0

См. Д. Об Наружное.

Фармацевт отвесил 3,3 серы, поместил в подогретую ступку и растер с 6,7 вазелина. Отодвинул мазь на стенку ступки и растворил путем растирания 0,2 сухого экстракта красавки с равным количеством СВГС. Обе мази соединил. Дайте критическую оценку действиям фармацевта.

ЗАДАЧА № 2.

В аптеку поступил рецепт по прописи:

В:         Эфедрина гидрохлорида         0,2

Стрептоцида                        0,1

Ланолина

Вазелина                   по                5,0

См. Д. Об. Наружное.

Фармацевт в ступке растер 0,1 стрептоцида с 3 кап. 95% этанола, затем с 3 кап. вазелинового масла, добавил  часть  основы   и   отодвинул   на  стенку  ступки.   В  4   каплях  воды  растворил  0,2  эфедрина гидрохлорида, который получил у провизора-технолога, смешал с изготовленной мазью и по частям добавил оставшуюся основу. Этикетки «Наружное». «Хранить в прохладном месте», сигнатура. Дайте критическую оценку действиям фармацевта.

ЗАДАЧА № 3.

В аптеку поступил рецепт по прописи:

В:         Анестезина         0,1

Ментола                      0,1

Вазелина             10,0

См. Д. Об. Наружное.

Фармацевт поместил в подогретую ступку часть вазелина и растер с анестезином и ментолом. Оформил к отпуску. Этикетки: «Наружное», «Перед употреблением взбалтывать». Дайте критическую оценку действиям фармацевта.

ЗАДАЧА № 4.

В аптеку поступил рецепт по прописи:

В:         Мази ихтиоловой         10,0

Д. Об. Наружное.

Фармацевт отвесил 10,0 вазелина, часть поместил в подогретую ступку и добавил 1,0 ихтиола, отвешенного на кружочках пергаментной бумаги. Все перемешал, но однородности не добился. Мазь расслоилась. Дайте критическую оценку действиям фармацевта.

ЗАДАЧА № 5.

В аптеку поступил рецепт по прописи:

В:         Этакридина лактата        0,2

Мази дерматоловой 2%-20,0

См. Д. Об. Наружное.

Фармацевт растер этакридина лактат с 6 кап. воды и смешал с частью основы, отодвинув мазь на стенку ступки. Растворил 0,4 димедрола в 8 кап. воды. Добавил оставшийся вазелин. Обе мази соединил и тщательно перемешал. Дайте критическую оценку действиям фармацевта.

ЗАДАЧА № 6.

В аптеку поступил рецепт по прописи:

В:         Мази калия иодида         50,0

Йода                                0,1

См. Д. Об. Наружное.

Фармацевт вначале изготовил мазь с калия иодидом. В ступку поместил 4,4 мл воды очищенной, растворил 0,1 натрия тиосульфата, затем 5,0 калия; иодида, добавил 13,5 ланолина безводного и 27 вазелина. Все заэмульгировал. В последнюю очередь к готовой мази добавил 0,12 йода и тщательно растер. Дайте критическую оценку действиям фармацевта.

ЗАДАЧА № 7.

В аптеку поступил рецепт по прописи:

В:         Димедрола                                0,2

Мази левомицетиновой 4% - 10,0

См. Д. Об. Наружное.

Фармацевт растер 0,2 димедрола с частью расплавленной основы, затем здесь же растер 0,4 левомицетина и добавил частями оставшуюся основу. Дайте критическую оценку действиям фармацевта.

ЗАДАЧА № 8.

В аптеку поступил рецепт по прописи:

В:         ГМТА                         2,0

Ланолина

Вазелина по         10,0

См. Д. Об. Наружное.

Фармацевт в 2 мл воды очищенной растворил 2,0 ГМТА. В ступку поместил 10,0 вазелина, смешал его с 10,0 ланолина безводного и к смеси добавил раствор ГМТА, энергично перемешивая до характерного потрескивания. Дайте критическую оценку действиям фармацевта.

ЗАДАЧА № 9.

В аптеку поступил рецепт по прописи:

В:         Ментола                0,1

Протаргола             0,2

Ланолина б/в         2,0

Вазелина                8,0

См. Д. Об. Наружное.

Фармацевт отвесил 8,0 вазелина и 1,4 ланолина безводного. В 0,6 мл воды растворил протаргол, добавил часть основы, смешал и отодвинул на стенку ступки. Затем в ступку поместил 0,5 вазелинового масла и растер с 0,1 ментола, который взвесил на кружочках пергаментной бумаги. Добавил оставшуюся часть основы и все перемешал. Дайте критическую оценку действиям фармацевта.

ЗАДАЧА № 10.

В аптеку поступил рецепт по прописи:

В:         Эфедрина гидрохлорида         0,1

Дерматола                                1,0

Ланолина                                5,0

Вазелина                        до      25,0

См. Д. Об. Наружное.

Фармацевт отвесил 3,5 ланолина безводного и 25,0 вазелина. В подогретой ступке растворил в 1,5 мл воды очищенной 0,1 эфедрина гидрохлорида, который получил у провизора-технолога, добавил часть основы и отодвинул мазь на край ступки. Затем отвесил дерматол и растер с остальной основой. Все тщательно перемешал и оформил к отпуску. Этикетки: «Наружное», «Хранить в прохладном, защищенном от света месте». Дайте критическую оценку действиям фармацевта.

ЗАДАЧА № 11.

В аптеку поступил рецепт по прописи:

В:         Протаргола         0,2

Масла какао сколько нужно

Смешай, пусть образуются палочки № 4

длиной 3 см, диаметром 3 мм.

Д. Об. По 1 палочке в свищевой ход.

Фармацевт отвесил 0,9 масла какао, небольшим количеством затер поры ступки, поместил 0,2 протаргола, растер с 0,2 глицерина и растворил путем растирания с 8 каплями воды очищенной, постепенно добавил, уминая массу, оставшееся масло какао. Дайте критическую оценку действиям фармацевта.

ОТВЕТЫ К СИТУАЦИОННЫМ ЗАДАЧАМ

Задача № 1.

  1. Неверно взята основа, надо взять эмульсионную.
  2. Неверно взято количество экстракта красавки сухого 0,4.

Задача № 2.

  1. Воды надо взять 1,5 мл.
  2. Ланолина безводного 3,5.

Задача № 3.

  1. Анестезин и ментол (t0 значения не имеет) следует растворить в расплавленной основе (t0 – 400C).
  2. Дополнительная этикетка «Хранить в прохладном месте», а не «Взбалтывать».

Задача № 4.

  1. Надо взять 9,0 вазелина.
  2. Ихтиол взвешивают в луночку на вазелин.
  3. Нельзя плавить основу, т.к. ихтиол природный защищенный коллоид и при нагревании разрушается.

Задача № 5.

  1. Этакридина лактат растереть с 3 кап. вазелинового масла.
  2. Вместо дерматола взяли димедрол.
  3. Дерматол растереть с половинным количеством от его массы вазелинового масла.

Задача № 6.

  1. Не нужно брать тиосульфат натрия, т.к. выписан йод.
  2. Иод растворить в насыщенном растворе калия иодида.
  3. В качестве основы взять эмульсионную.

Задача № 7.

  1. Левомицетина растереть с половинным количеством от его .массы вазелинового масла.
  2. Димедрол растворить в 4 кап. воды очищенной.

Задача № 8.

  1. Надо взять 3 мл воды из ланолина водного и использовать ее для растворения ГМТА.
  2. Ланолина безводного следует взять 7,0.

Задача № 9.

  1. В рецепте выписан ланолин безводный и его следует взять 2,0.
  2. Воды для растворения протаргола можно взять 8 кап.
  3. Для ускорения растворения протаргола его растереть с 0,1 глицерина.
  4. Ментол растворить в расплавленной основе (400 С).

Задача № 10.

  1. Вазелина надо взять 18,9.
  2. Дерматол растереть с половинным количеством от его массы вазелиновым маслом (меньше 5%).
  3. Выписать сигнатуру.

Задача № 11.

  1. Масла какао следует взять 0,81.
  2. Глицерина 0,1 (3 кап).

Приложение № 6.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ СЕМИНАРА

ФИО

Фронт. опрос

Инд.- упл. опрос

Тест. опрос

Письм. опрос

Ситуац. задачи

Сумма баллов

0,2

1,0

5,0

1,8

2,0

10

   10-9  баллов - 5

   8,9-8 баллов - 4

   7,9-7 баллов - 3

            6,9 и < баллов - 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка темы "Учет затрат производства"

Методическая разработка по разделу «Учет затрат на производство продукции, работ и услуг» предназначена для самостоятельного изучения учащимися данной темы, для отработки отдельных вопросов. Разработк...

Методическая разработка темы "Производная в экономике"

Представлен ряд задач на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции  с экономическим содержанием....

Методическая разработка темы "Теория множеств" для студентов 2 курса СПО

Рассмотрены теоретические вопросы теории множеств, большое количество различных задач, предложены задания двух проверочных работ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Данная методическая разработка   адресована педагогам системы профессионального образования: мастерам производственного обучения и преподавателям предметов профессиональной подготовки. В раз...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМА: Использование инновационных технологий обучения в процессе преподавания спецдисциплины «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»

        Результатом обучения и воспитания должно стать умение находить нужную информацию и способность применять её для самостоятельного получения знаний. Кроме того, необхо...

Методическая разработка теоретического занятия "Мази. Гомогенные мази"

Методическая разработка теоретического занятия "Мази как лекарственная форма. Гомогенные мази" предназначена для преподавателя МДК "Технология изготовления лекарственных форм"...