Методическая разработка теоретического занятия "Суспензионные и эмульсионные мази"
методическая разработка
Методическая разработка теоретического занятия "Суспензионные и эмульсионные мази" для преподавателя МДК 02.01 Технология изготовления лекарственных форм специальности 33.02.01 Фармация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство здравоохранения Амурской области
Государственное автономное учреждение Амурской области
профессиональная образовательная организация
Амурский медицинский колледж
Методическая разработка
теоретического занятия для преподавателя
ПМ 02 « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»
МДК 02.01 «Технология изготовления лекарственных форм»
Тема: «Изготовление суспензионных и эмульсионных мазей»
Специальность: 33.02.01 «Фармация»
Вид подготовки: базовый
Курс III, семестр 5
Составлена преподавателем Суховой Л.П.,
в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта
среднего профессионального образования
г. Благовещенск
2017 г.
Рассмотрено на Утверждаю
заседании ЦМК «Фармация»
Протокол № _____ Экспертный совет при
«___» __________ 2017г. информационно-методическом центре
Председатель ЦМК ГАУ АО ПОО АМК
«____»_______________2017 г.
Давыдова О.А.__________
Пояснительная записка
Методическая разработка теоретического занятия составлена в соответствии с требованиями программы МДК 02.01. «Технология изготовления лекарственных форм» и Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 33.02.01 «Фармация», профессия фармацевт. Методическая разработка составлена с целью формирования у студентов теоретических знаний по изготовлению мазей суспензионного и эмульсионного типа. Данная тема изучается в связи с тем, что в экстемпоральной рецептуре аптек довольно часто встречаются прописи суспензионных и эмульсионных мазей, которые не подлежат промышленному производству. Знание фармацевтом особенностей изготовления данных мазей и умение проводить точные расчёты необходимы для обеспечения больных качественными лекарственными формами.
В разработку включены контрольные вопросы для проверки уровня усвоения пройденного материала, новый теоретический материал, вопросы для закрепления изученного материала, домашнее задание.
Тема: Изготовление суспензионных и эмульсионных мазей.
Время занятия: 90 минут.
Вид занятия: теоретическое
Тип занятия: урок передачи и усвоения новых знаний
Цель занятия:
- Сформировать у студентов знания по приготовлению суспензионных и эмульсионных мазей
Задачи:
- Повторить материал по правилам выписывания мягких лекарственных форм в рецептах
- Развивать мышление, логику
- Воспитывать организованность, внимательность
Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм
Дидактическое оснащение:
- методическая разработка теоретического занятия для преподавателя
- презентация
Студенты должны знать:
- правила прописывания мягких лекарственных форм в рецептах
- технологию изготовления суспензионных мазей
- технологию изготовления эмульсионных мазей
- правила оформления мягких лекарственных форм к отпуску
Студенты должны уметь:
- анализировать свойства лекарственных веществ и определять тип мази
- проводить необходимые расчеты
- подбирать средства упаковки и оформления лекарственной формы
- В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:
- ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии
- ОК.2. Организовывать собственную деятельность
- ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
- ОК.6.Уметь работать в коллективе
Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:
- ПК.2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам
- ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств
- ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности
- ПК.2.5. Оформлять документы первичного учета
Внутрипредметные связи:
- дозирование по массе
- мягкие лекарственные формы
Межпредметные связи:
- латинский язык ( чтение и перевод рецептов)
- фармакология (правила выписывания рецептов)
- контроль качества лекарственных средств (свойства лекарственных веществ)
Литература:
- Алексеев К.В., Суслина С.Н. Фармацевтическая технология. Феникс. 2016 г.
- Гаврилов А.С. Фармацевтическая технология. Изготовление лекарственных препаратов. ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.
- Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.
- Интернет-источники
Структура занятия
1. Организационный момент - 3 мин.
2. Повторение пройденного материала – 10мин.
3. Изучение нового материала- 70мин.
.4. Закрепление изученного материала – 5мин.
5. Задание на дом - 2 мин.
Содержание занятия
I . Организационный момент. Преподаватель отмечает отсутствующих, опоздавших студентов, готовность аудитории к занятию. Сообщает тему и (сл. 3) план занятия:
1. Изготовление суспензионных мазей
2. Изготовление эмульсионных мазей
II. Повторение пройденного материала:
1. Что собой представляют мази как лекарственная форма?
2. Какова классификация мазей?
3. Какими способами выписывают мази в рецептах?
4. Какие основы используют для изготовления мазей?
5. Что значит процентное выражение концентрации лекарственного вещества?
6. Как упаковывают и оформляют мази к отпуску?
III. Изучение нового материала. Преподаватель излагает новый материал в сочетании с актуализацией базовых знаний по предыдущим изученным темам (приложение 1)
IV. Закрепление изученного материала: С целью актуализации опорных моментов темы, выяснения усвоения нового материала преподаватель проводит фронтальный опрос (приложение № 2)
V. Задание на дом:
Преподаватель обращает внимание студентов на основные вопросы, необходимые для повторения к следующему занятию (приложение № 3)
Приложение № 1
Содержание нового материала:
Суспензионные мази – образуются в случае, если содержат:
- твердые лекарственные вещества, не растворимые ни в воде, ни в основе
- водорастворимые вещества, но выписанные в больших количествах
- резорцин и цинка сульфат ( кроме глазных мазей)
Необходимо отметить, что предварительное растворение этих двух веществ в воде (а они водорастворимые) значительно усиливает всасываемость и может сопровождаться токсическим действием на организм (сильное раздражение, некроз кожи).
Диспергирование (измельчение, растирание) лекарственных веществ является одной из важнейших стадий в изготовлении суспензионных мазей, т.к. их фармакологическая активность во многом зависит от дисперсности нерастворимой фазы (например, уменьшение размера частиц кислоты салициловой увеличивает ее высвобождение из мази в 3-4 раза). Высокая вязкость среды в суспензионных мазях практически исключает седиментацию (оседание) твердой фазы. Поэтому в отличие от жидких суспензий применение стабилизаторов в данном случае не требуется. Диспергирование твердых лекарственных веществ следует проводить в присутствии жидкостей, понижающих твердость частиц, облегчающих их измельчение за счет расклинивающего действия и изолирующих отдельные мелкие частицы друг от друга для предупреждения их слипания.
Отметьте, что технология суспензионных мазей зависит от количественного содержания твердых лекарственных веществ (до 5% или больше 5%).
Если концентрация нерастворимых в воде и в основе твердых лекарственных веществ меньше 5% от общей массы мази - их измельчают в присутствии жидкости, родственной основе, взятой в количестве ½ от массы твердых лекарственных веществ. В качестве вспомогательной жидкости используют воду очищенную, глицерин, масло вазелиновое (если основа углеводородная), жирные масла (масло подсолнечное) – если основа жировая.
Если концентрация твердых лекарственных веществ больше 5% - их измельчают с частью расплавленной основы, взятой в количестве ½ от массы твердых веществ. Введение вспомогательной жидкости в данном случае нецелесообразно, т.к. это повлечет за собой разжижение мази и значительное понижение концентрации лекарственного вещества, не укладывающееся в нормы допустимых отклонений.
Rp: Ung. Acidi salicylici 2%- 15,0
DS.Смазывать пораженные участки кожи
Кислота салициловая нерастворима ни в воде, ни в основе. Так как основа не указана и мазь не является официальной, то готовят на вазелине. Концентрация мази < 5%, поэтому для измельчения кислоты салициловой используем вспомогательную жидкость – масло вазелиновое (т.к. основа углеводородная) в количестве 0,15( ½ от массы вещества).
Расчеты:
Кислота салициловая - 2,0 -100,0
Х – 15,0 Х= 0,3
Вазелин – 15,0 – 0,3= 14,7.
Технология изготовления. В ступку помещают 0,3 кислоты салициловой, ступку тарируют на технических весах и отвешивают туда 0,15 масла вазелинового, растирают. Затем, по частям, в 2-3 приема, добавляют 14,7 вазелина, все тщательно перемешивают до однородности. Готовую мазь переносят в широкогорлую баночку, укупоривают и оформляют. Заполняют лицевую сторону ППК (записывают у доски, один из студентов )
Rp: Bismuthi subnitratis 3,0
Ung. Zinci 10,0
Vaselini 20,0
M.f.unguentum
D.S.Защитная мазь от солнца
Выписана суспензионная мазь на углеводородной основе. Висмута нитрат основной практически нерастворим в воде, жирах и углеводородах. В прописи не указана концентрация мази цинковой, а так как она является официальной, то используем 10% мазь. Общая масса мази 33,0. Содержание висмута нитрата основного в мази составляет 9,1% ( 3,0 - 33,0
Х – 100,0 , х = 9,09 %), а это > 5 %. Для измельчения висмута используем расплавленный вазелин в количестве 1,5 (1/2 от 3,0).
Технология изготовления. На листах чистой бумаги на технических весах отвешиваем 20,0 вазелина и 10,0 готовой мази цинковой 10%. В ступку помещаем 3,0 висмута нитрата основного, слегка растираем. В выпарительной чашке на водяной бане расплавляем ~ 1,5 отвешенного вазелина, добавляем в ступку к висмута нитрата основного и растираем. Затем в 2-3 приема при помешивании добавляем остальное количество вазелина, перемешиваем, добавляем 10,0 мази цинковой 10%, все тщательно перемешиваем до однородности и характерного потрескивания. Упаковываем, оформляем.
Лицевая сторона ППК:
Дата № Rp
Bismuthi subnitratis 3,0
Vaselini 1,5 (t 20 C )
Vaselini 18,5
Ung. Zinci 10% 10,0
Общая масса 33,0
Приготовил:
Проверил:
Отпустил:
ЭМУЛЬСИОННЫЕ МАЗИ – характеризуются наличием жидкой дисперсной фазы, нерастворимой в основе и распределенной в ней по типу эмульсии.
В качестве жидкой дисперсной фазы могут быть как сами жидкие лекарственные вещества (настойки, сиропы, жидкие экстракты и др.), так и твердые лекарственные вещества, растворимые в воде или их растворы. В качестве основ в таких мазях используются вазелин, смесь вазелина с ланолином и др. основы. В виде водных растворов в эмульсионные мази вводят колларгол, протаргол, танин (вне зависимости от их количества), а также соли алкалоидов, нитрат серебра, калия иодид и др. водорастворимые вещества. Общая технология сводится к тому, что такие вещества растворяют в минимальном количестве воды очищенной и затем смешивают с основой. Иногда для растворения веществ используют воду, входящую в состав ланолина водного (если он прописан в рецепте), заменив его после соответствующих расчетов ланолином безводным.
Rp: Analgini 0,5
Lanolini
Vaselini ana 25,0
MDS.Смазывать пораженный участок
Выписана мазь на комбинированной основе. Анальгин – вещество водорастворимое. В рецепте выписан ланолин водный. Чтобы не использовать дополнительное количество воды для растворения анальгина, и учитывая плохую смешиваемость вазелина с водой, вместо ланолина водного используем ланолин безводный, сделав соответствующий перерасчет на обратной стороне ППК:
Ланолин безводный – 70, -100,0
Х – 25,0 х = 17,5
Вода: 25,0 – 17,5 = 7,5 мл.
Технология изготовления: В подставке, в 7,5 мл. воды очищенной растворяем 0,5 анальгина, процеживаем в другую подставку (при необходимости). В ступку помещаем предварительно отвешенные 25,0 вазелина и 17,5 ланолина безводного, перемешиваем. К полученной мазевой основе в 2-3 приема добавляем ранее приготовленный раствор анальгина при помешивании, аккуратно, не допуская разбрызгивания. Тщательно перемешиваем до однородности и характерного потрескивания, переносим в баночку, укупориваем, оформляем. Заполняем ППК.
Лицевая сторона ППК:
Дата № Rp
Aquae purificatae 7,5 ml
Analgini 0,5
Lanolini anhydrici 17,5
Vaselini 25,0
Общ.масса 50,5
Приготовил
Проверил
Отпустил
Rp: Dimedroli 0,5
T- rae Valerianae 1 ml.
Em.osnovae 50,0
M.D.S.Смазывать пораженные участки кожи
Выписана эмульсионная мазь, т.к. димедрол – вещество водорастворимое. В подставке в 1 мл. настойки валерианы растворяем 0,5 димедрола, процеживаем в другую подставку. В ступку помещаем 50,0 эмульсионной основы и по частям, в несколько приемов, при перемешивании, добавляем приготовленный раствор димедрола, все тщательно перемешиваем до однородности и характерного потрескивания, упаковываем, оформляем.
Лицевая сторона ППК:
Дата № Rp
Dimedroli 0,5
T- rae Valerianae 1 ml
Em.osnovae 50,0
Общая масса 51,5
Приготовил:
Проверил:
Отпустил:
IV. Закрепление изученного материала: Приложение № 2
- В каких случаях образуются суспензионные мази?
- От чего зависит технология суспензионных мазей, и каким образом?
- Что собой представляют эмульсионные мази?
- В чем заключается общая технология эмульсионных мазей?
- Как упаковывают и оформляют мази к отпуску?
V. Задание на дом: Повторить: Приложение № 3
1. Что собой представляют суспензионные мази?
2. С чем растирают лекарственные вещества в суспензионных мазях, если их концентрация менее 5%?
3. С чем растирают лекарственные вещества в суспензионных мазях, если их концентрация более 5%?
4. Какие мази называют эмульсионными?
5. Какие лекарственные вещества образуют эмульсионные мази?
6. Как вводят лекарственные вещества в эмульсионные мази?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/12/picture-1067730-1539343798.jpg)
Методическая разработка теоретического занятия "Мази. Гомогенные мази"
Методическая разработка теоретического занятия "Мази как лекарственная форма. Гомогенные мази" предназначена для преподавателя МДК "Технология изготовления лекарственных форм"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/02/picture-1294986-1606903770.jpg)
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Наследственное предрасположение к болезням»
Болезни с наследственной предрасположенностью обусловлены как наследственными факторами, так и факторами внешней среды. В настоящее время эта группа болезней составляет 92% от общего числа наследствен...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/02/picture-1294986-1606903770.jpg)
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Профилактика наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование»
Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы: вопросы для проверки домашнего задания, для закрепле...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/20/picture-1334435-1621496358.jpg)
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя. Тема занятия: «Энтеральный способ введения лекарственных средств» Специальность: Сестринское дело
Данная методическая разработка составлена на основании требований ФГОС III поколения, на основании рабочей программы, КТП.ПМ 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за бол...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/27/picture-1335426-1622122431.jpg)
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине « Общественное здоровье здравоохранение» Тема занятия: Оплата труда в здравоохранении
Особое место в экономике здравоохранения занимает проблема оплаты труда. Цель методической разработки оказать методическую помощь преподавателям в проведении теоретического занятия по дисциплине ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/27/picture-1335426-1622122431.jpg)
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя ПМ 04.«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» МДК 04.02 Безопасная больничная среда для пациента и персонала Тема занятия: Стерилизация: понятия и мет
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессиональн...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/21/picture-1294644-1729496709.jpg)
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Сестринская помощь при заболеваниях щитовидной железы
Методическая разработка теоретического занятия по теме «Сестринская помощь при заболеваниях щитовидной железы» составлена в соответствии в требованиями ФГОС III и предназначена для у...