Методическая разработка открытого теоретического занятия (лекция) Тема «Гомогенные мази»
методическая разработка на тему
МАЗИ – это древнейшая лекарственная форма, которая использовалась человеком почти 3000 лет до новой эры, не потерявшая своей значимости и сегодня. Мази описаны в папирусах Эберса, в трудах Гиппократа (древняя Греция), Галена (древний Рим), Парацельса - основоположника ятрохимии (лечебной химии) и др. ученых. В древности в составе мазей широко применялись вещества растительного, животного и минерального происхождения: коровье масло, свиной и гусиный жир, яичные желтки, воск, мед, смолы, камеди, эфирные масла и т.д. Широко применяются мази и в настоящее время. Промышленное производство мазей в нашей стране насчитывает около 80 наименований, что составляет 7,3% от общего объема производства. В рецептуре аптек мази в среднем составляют 10-15% и прописи рецептов на мази являются наиболее многокомпонентными (от 2 до 14 ингредиентов), т.к. многие мази, более простые по составу, производят на заводах и фармацевтических фабриках. Если раньше мази рассматривались, главным образом, как лекарственная форма для лечения дерматологических заболеваний, то в настоящее время они довольно широко применяются в проктологии, хирургии, офтальмологии, гинекологии и др. отраслях медицины. Мази находят все более широкое применение, как средства для диагностики и предупреждения различных заболеваний, и как средства, влияющие на рефлекторные поля внутренних органов, на отдельные симптомы и весь организм. Знание особенностей технологии трудоемких мазей, приобретение и усовершенствование профессиональных навыков и умений необходимы фармацевту в его практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mazi_lektsiya.doc | 169.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАПОУ КО «КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Специальность: 33.02.01 «Фармация» Методическая разработка открытого теоретического занятия (лекция) ПМ. 02. Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля МДК 02.01. «Технология изготовления лекарственных форм» Раздел МДК 02.01. 4 Изготовление мягких лекарственных форм Лекция №30 Тема 4.1 «Гомогенные мази». Подготовила: Бурнышева В.Т. - преподаватель высшей квалификационной категории г. Калуга, 2017 год |
ТЕМА: «ГОМОГЕННЫЕ МАЗИ»
Цели обучения:
- Изучить теоретические основы и познакомиться с практическими умениями (виртуально) по составу и изготовлению гомогенных мазей.
- Изучить рецептуру и особенности изготовления мазей-растворов, сплавов и экстракционных мазей
- Получить представления о практическом использовании мазевых основ в гомогенных мазях, их биофармацевтических аспектах.
- Познакомиться с элементами использования данного материала в подготовке дипломной работы.
Цели воспитания:
- Воспитывать у студентов чувство профессиональной ответственности и сознательного отношения к изучению данной темы.
- Воспитывать умение работать с дополнительной литературой.
- Воспитывать чувство любви к избранной профессии.
Цели развития:
- Развивать умения, выделять главное в изучаемом материале и уметь использовать знания в нестандартной ситуации.
- Развивать у студентов логическое и аналитическое мышление.
- Развивать умения составлять конспект лекций.
Вид лекции: лекция-презентация с элементами анимации, видеозаписей и использования ЭОР.
Оборудование: Ноутбук, экран, мультимедийный проектор.
Лекарственное растительное сырье и гербарные образцы: ромашка аптечная, календула лекарственная, сушеница топяная.
Лекарственные средства: ментол, камфора, анестезин, прополис, эмульгатор Т-2
ВДС: МДК 02.01.1; МДК 02.01.2; МДК 02.01.3; МДК 02.01.5
МДС: ПМ 02.02; ПМ 01.01.1; ПМ 01.01.2; ПМ 01.02; учебные дисциплины: анатомия и физиология человека, математика, основы латинского языка с медицинской терминологией, гигиена и экология человека.
Раздаточный материал: Мини-конспект по мазевым основам, прописи фармакопейных мазей.
Домашнее задание:
-Работа с лекцией.
-Выполнение расчетов и описание технологии изготовления мазей.
-Решение профессиональных задач по изготовлению, оформлению и отпуску
мазей.
Выполнение реферативных работ.
Основная литература:
- Погорелов В.И. «Фармацевтическая технология» Р-на-Д, Феникс, 2002,
стр. 243-260
Дополнительная литература:
- Краснюк И.И., Михайлова Г.В. «Фармацевтическая технология», Изд. Группа «Гэотар-Медиа», 2011 г. Стр. 382-422
- Бурнышева В.Т.: Методическое пособие «Линименты, мази, пасты»
ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
- ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в том числе, по
льготным рецептам и по требованиям учреждений здравоохранения
- ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.
- ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации.
- ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, техники безопасности и пожарной безопасности.
- ПК 2.5. Оформлять документы первичного учёта.
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального личностного развития.
- ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
- ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.
- ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышения своей квалификации.
- ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ: 2
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ И РЕЖИМ ВРЕМЕНИ:
1. Организационный момент (мобилизация аудитории) 2 мин.
2. Вступительное слово преподавателя 3 мин.
(сообщение темы; постановка цели; подготовка к восприятию
темы (мотивация – выступление студента с презентацией, которая
сопровождается музыкальным оформлением); запись плана,
задание на дом.
3. Изложение нового материала: 79 мин.
1) Активизация работы студентов на лекции путем постановки
вопросов фронтально.
2) Выступление студентки группы Фц 041 Алексеевой А. с
презентацией «Мазь прополиса», которая входит в её
выпускную квалификационную работу.
4. Закрепление материала: 5 мин.
- Для выявления уровня первичного запоминания,
студентам задать вопросы фронтально на выбор преподавателя.
- Демонстрация слайдов по изготовлению мази камфорной в
условиях учебной аптеки - этот элемент ОЭР можно
использовать при самоподготовке к практическим,
семинарским занятиям, контрольной работе или сдаче
квалификационного экзамена, так как имеется подробная
гиперссылка к каждому кадру.
5. Подведение итогов. 1 мин.
ПОЯСНЕНИЕ К СТРУКТУРЕ ЗАНЯТИЯ:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Взаимное приветствие преподавателя и студентов. Отметить отсутствующих, выяснить причину, проверить готовность аудитории к проведению лекции, обратить внимание на внешний вид студентов, снабдить студентов раздаточным материалом.
2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И МОТИВАЦИЯ ЗАНЯТИЯ.
МАЗИ – это древнейшая лекарственная форма, которая использовалась человеком почти 3000 лет до новой эры, не потерявшая своей значимости и сегодня.
Мази описаны в папирусах Эберса, в трудах Гиппократа (древняя Греция), Галена (древний Рим), Парацельса - основоположника ятрохимии (лечебной химии) и др. ученых.
В древности в составе мазей широко применялись вещества растительного, животного и минерального происхождения: коровье масло, свиной и гусиный жир, яичные желтки, воск, мед, смолы, камеди, эфирные масла и т.д.
Широко применяются мази и в настоящее время. Промышленное производство мазей в нашей стране насчитывает около 80 наименований, что составляет 7,3% от общего объема производства.
В рецептуре аптек мази в среднем составляют 10-15% и прописи рецептов на мази являются наиболее многокомпонентными (от 2 до 14 ингредиентов), т.к. многие мази, более простые по составу, производят на заводах и фармацевтических фабриках. Если раньше мази рассматривались, главным образом, как лекарственная форма для лечения дерматологических заболеваний, то в настоящее время они довольно широко применяются в проктологии, хирургии, офтальмологии, гинекологии и др. отраслях медицины. Мази находят все более широкое применение, как средства для диагностики и предупреждения различных заболеваний, и как средства, влияющие на рефлекторные поля внутренних органов, на отдельные симптомы и весь организм.
Знание особенностей технологии трудоемких мазей, приобретение и усовершенствование профессиональных навыков и умений необходимы фармацевту в его практической деятельности.
Домашнее задание:
-Работа с лекцией.
-Выполнение расчетов и описание технологии изготовления мазей.
-Решение профессиональных задач по изготовлению, оформлению и отпуску
мазей.
Выполнение реферативных работ.
Основная литература:
- Погорелов В.И. «Фармацевтическая технология» Р-на-Д, Феникс, 2002,
стр. 243-260
Дополнительная литература:
- Краснюк И.И., Михайлова Г.В. «Фармацевтическая технология», Изд. Группа «Гэотар-Медиа», 2011 г. Стр. 382-422
- Бурнышева В.Т.: Методическое пособие «Линименты, мази, пасты»
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
- Способы прописывания рецептов на мази
- Гомогенные мази:
- мази-сплавы,
- мази-растворы,
- экстракционные мази.
- Биофармацевтические аспекты мазей.
Приложение № 1 Конспект лекции
Приложение № 2 Вопросы для актуализации знаний студентов
Приложение № 3 Вопросы для выявления уровня первичного запоминания
Приложение № 4 Выводы по лекции №30
Приложение № 5 Ключевые понятия
Приложение № 1
Лекция №30
ТЕМА: «Гомогенные мази»
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
- Способы прописывания рецептов на мази.
- Гомогенные мази:
- мази-сплавы,
- мази-растворы,
- экстракционные мази.
- Биофармацевтические аспекты мазей.
В начале лекции актуализировать внимание студентов и настроить их на работу, задав следующие вопросы:
- Что собой представляет мазь по консистенции?
Ответ: Это мягкая лекарственная форма.
- Из чего состоит мазь?
Ответ: Из основы и лекарственных средств.
- Какие основы Вы знаете?
Ответ: Вазелин, ланолин и др.
- Как применяются мази?
Ответ: Наружно, для лечения всевозможных кожных и слизистых заболеваний.
И другие вопросы по усмотрению преподавателя.
Приложение № 2
ВОПРОСЫ ДЛЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ.
- Что собой представляет мазь по консистенции?
Ответ: Это мягкая лекарственная форма.
- Из чего состоит мазь?
Ответ: Из основы и лекарственных средств.
- Какие основы Вы знаете?
Ответ: Вазелин, ланолин, и др.
- Как применяются мази?
Ответ: Наружно, для лечения всевозможных кожных и слизистых заболеваний.
И другие вопросы по усмотрению преподавателя.
Приложение № 3
ВОПРОСЫ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ
ПЕРВИЧНОГО ЗАПОМИНАНИЯ.
- В какой концентрации изготавливают мазь, если в рецепте концентрация лекарственных средств не указана?
Ответ: 10%, за исключением лекарственных средств наркотических, ядовитых и сильнодействующих, а также фармакопейных мазей.
- На какой основе изготавливают мазь, если в рецепте основа не указана?
Ответ: На вазелине; основе, указанной в частных статьях; основу подбирают с учетом физико-химической совместимости компонентов мази.
- Какие лекарственные средства образуют гомогенные мази?
Ответ: Камфора, ментол, фенилсалицилат, тимол, анестезин в концентрации до 2%.
- Как вводят в основу вышеперечисленные лекарственные средства?
Ответ: Растворяют в расплавленной и охлажденной до 45-500С основе.
(Исключение – анестезин, фенилсалицилат, кислота бензойная)
- Как сохранить консистенцию мази в жаркое время года?
Ответ: Заменить до 10% вазелина уплотнителем (парафином).
И другие вопросы по усмотрению преподавателя.
- СПОСОБЫ ПРОПИСЫВАНИЯ РЕЦЕПТОВ НА МАЗИ
- С обозначением основы и количества лек. средств в граммах:
Rp.: Mentholi 0,1
Vaselini 10,0
M., f. unguentum. Da.
Signa: Наносить на слизистую носа
- Без обозначения основы:
- с указанием концентрации лек. средства:
#
Rp.: Unguenti Zinci oxydi 3% - 10,0
Da
Signa: Смазывать кисти рук
#
- без указания концентрации лек. средства:
Rp.: Unguenti Xeroformii 100,0
Da
Signa: Смазывать пораженные участки кожи
2. ГОМОГЕННЫЕ МАЗИ -
это мази, в состав которых входят лекарственные средства, растворимые в основе или смешивающиеся с основой.
- КЛАССИФИКАЦИЯ ГОМОГЕННЫХ МАЗЕЙ -
К гомогенным мазям относятся:
- мази-сплавы,
- мази-растворы,
- экстракционные мази.
- МАЗИ-СПЛАВЫ –
это сочетание нескольких плавких взаиморастворимых компонентов.
Получают путем сплавления твердых при обычных условиях веществ (масло какао, воск, парафин).
Сплавляют компоненты в фарфоровых чашках на водяной бане.
При небольших количествах мазей (не более 30,0) сплавление веществ, кроме тугоплавких, можно проводить в предварительно нагретой до 50-60 градусов фарфоровой ступке.
ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО:
сначала плавят тугоплавкие вещества (во избежание перегрева и пригорания компонентов), затем вводят легкоплавкие и жидкие ингредиенты.
Наиболее часто в аптеках изготавливают нафталанную, парафиновую, реже восковую, спермацетовую, диахильную мази.
МАЗЬ ДИАХИЛЬНАЯ - UNGUENTUM DIACHYLON
Rp.: Vaselini
Emplastri Plumbi simplicis ana
M.D.
Signa: Для повязок
Техника изготовления:
В ступке или фарфоровой чашке на водяной бане расплавляют простой свинцовый пластырь, к полученному расплаву добавляют вазелин и перемешивают в ступке до полного охлаждения.
(Зачем перемешивают до полного охлаждения?
Ответ: Чтобы не было расслоения веществ.)
МАЗЬ НАФТАЛАННАЯ - UNGUENTUM NAPHTHALANI
Rp.: Naphthalani liquidi raffinati 70,0
Paraffini 18,0
Petrolati 12,0
M., f. unguentum. Da.
Signa: Для повязок
Техника изготовления:
Расплавляют петролат (t плавл. 60-62°С), к полученному расплаву при помешивании добавляют парафин (t плавл. 50-54°С) и в последнюю очередь нафталанную нефть. Сплав перемешивают в ступке до полного остывания.
Rp: Cerae flavae 2,0
Lanolini anhydrici
Olеi Persicorum ana 5,0
Vaselini 30,0
Misce, fiat unguentum. Da.
Signa: Мазь для смягчения кожи рук.
Техника изготовления:
Выписана мазь-сплав. Ступку и пестик нагревают в сушильном шкафу. Определяют массу тары без пробки, отмечают ее в ППК. (Зачем это делают?
Ответ: Чтобы во время проверки установить точное количество мази в банке и сделать вывод о качестве лек. формы).
На тарирных весах на листах вощеной бумаги взвешивают стружку воска, ланолин безводный, вазелин. Тарируют подставку и отвешивают персиковое масло.
В фарфоровой чашке на водяной бане плавят воск, добавляют вазелин, затем ланолин безводный и при перемешивании персиковое масло. Сплав из фарфоровой чашки переливают в теплую ступку (во избежание застывания и выделения тугоплавкого вещества).
Мазь перемешивают до охлаждения и получения мягкой однородной массы и переносят в широкогорлую банку известной массы, удаляют пустоты, укупоривают и оформляют по общим правилам.
(Почему используют широкогорлую банку? Ответ: Чтобы легче доставать мазь из банки).
(Как оформляют мазь к отпуску? Ответ: Этикетка «Наружное» с оранжевой сигнальной полосой. Дополнительные «Хранить в прохладном, защищённом от света месте»
- МАЗИ-РАСТВОРЫ –
это мази, в состав которых входят лекарственные средства, растворимые в основе.
Жирорастворимые лекарственные средства, растворимые в липофильной основе, независимо от % концентрации, растворяют в расплавленной основе с учетом их растворимости и физико-химических свойств.
Анестезин (до 2%)
Кислота бензойная
Фенилсалицилат
Камфора Твёрдые лек. средства
Ментол
Тимол
Фенол кристаллический
Летучие и пахучие лекарственные средства:
камфора
ментол
тимол
фенол кристаллический
растворяют в основе при температуре не выше 400 – 500С. (Почему?
Ответ: Чтобы лекарственные средства. не улетучились.)
Липофильные жидкости смешивают с основой или их можно использовать для растворения жирорастворимых веществ
Винилин
Масляные растворы гормонов и витаминов
Скипидар Жидкие лек. средства
Метилсалицилат
Масла эфирные.
Вазелиновое масло
Растительные масла
Rp.: Mentholi 0,3
Acidi carbolici
Anaesthesini ana 0,2
Vaselini 30,0
Misce, fiat unguentum Da.
Signa: Смазывать голень ноги при зуде.
Что такое карболовая к-та?
Ответ: Фенол
Расчет % к-ции анестезина
30,7 – 0,2
100,0 – х
100 х 0,2
х --------------- = 0,65% < 2%
30,7
Техника изготовления:
Выписана мазь-раствор.
Тарируют фарфоровую чашку, отвешивают 30,0 вазелина на тарирных весах и 0,2 анестезина на ВР-1, нагревают на водяной бане при перемешивании до расплавления основы и растворения анестезина (меньше 2%). (% концентрация лекарственных средств в мазях расчитывается в общей массе мази, которая определяется строго по рецепту).
Одновременно, на водяной бане в закрытом штангласе, расплавляют кристаллический фенол и отмеривают 8 капель фенола (1,0 расплавленного фенола - 40 капель), смешивают.
Или второй способ введения фенола.
Снимают чашку с водяной бани и при температуре не более 40 градусов (ментол и фенол кристаллический летучи) растворяют в теплом растворе вначале 0,2 фенола, затем 0,3 ментола, взвешенных на специальных весах.
Мазь переносят в ступку, перемешивают до охлаждения, помещают в отпускную банку, укупоривают, оформляют к отпуску, этикеткой «Наружное» выписывают ППК:
«Хранить в прохладном, защищеном от света месте», «Обращаться осторожно!» Опечатать!
ППК:
Vaselini 30,0 (t0 С)
Anaesthesini 0,2
Acidi carbolici crystallisati guttas VIII (0,2)
Mentholi 0,3
Mо = 30,7 M(T б\к)=
Rp.: Camphorae 1,0 Camphorae 1,0
Vaselini 6,0 Paraffini 0,8
Lanolini anhydrici 3,0 Lanolini anhydrici 2,4
Misce, fiat unguentum. Da. Vaselini 5,8
Signa: Для втираний в плечо Misce, fiat unguentum. Da.
Signa: Для втираний в плечо
Техника изготовления:
Это мазь-раствор
Мазь готовят сразу в банке для отпуска. Тарируют мазевую банку, взвешивают 3,0 ланолина безводного, 6,0 вазелина и содержимое плавят на водяной бане. В полученном расплаве, охлажденном до 45-50°С, растворяют камфору и помешивают до охлаждения.
Оформляют к отпуску (это все Вы увидите в заключении лекции).
Мази - растворы получают и при растворении водорастворимых лекарственных средств в воде и других гидрофильных жидкостях, если в качестве основы используют гидрофильную основу: (желатин-глицериновую, мыльно-глицериновую, крахмально-глицериновую основу).
Гидрофильные основы - это лучшие основы для введения анестезирующих лекарственных средств, так как легко их высвобождают и обеспечивают всасывание.
В анестезиологии применяют дикаиновую мазь на 7% крахмально-глице-риновом геле. Мазь применяют свежеизготовленной!
Rp: Dicaini 0,05
Unguenti Glycerini 10,0
Misce, fiat unguentum. Da.
Signa: Мазь для носа.
Техника изготовления:
Выписана мазь-раствор на гидрофильной основе. Дикаин растворяют в воде.
Рецепт бланк 148-1/у-88, т.к. дикаин находится на ПКУ
Состав глицериновой мази:
крахмала 7,0 - 0,7
воды очищенной 7,0 - 0,7
глицерина 93,0 - 9,3
100,0 - 10,0
Почему 100,0 основы, а не 107,0?
Ответ: Вода при нагревании испаряется.
Растворимость дикаина в воде 1:10, следовательно, требуется 0,5 мл воды очищенной. Водные растворы легко смешиваются с глицериновой мазью.
Предварительно готовят крахмально-глицериновый гель. Тарируют фарфоровую чашку известной массы, взвешивают на ВР-5 0,7 крахмала, смачивают его в чашке с 0,7 мл (14 кап.) воды, оставляют на 1-2 минуты для набухания, затем взвешивают в чашку 9,3 глицерина, тщательно перемешивают до однородности смеси, нагревают на сетке до образования прозрачного бесцветного геля. Охлаждают.
Проверяют массу геля, которая должна быть 10,0, Недостаток восполняют водой очищенной при перемешивании.
У провизора-технолога получают 0,05 дикаина, соответственно оформив обратную сторону рецепта. (Как оформляют обратную сторону рецепта? Ответ: Название лекарственного средства на латинском языке; количество – числом и прописью; отпустил – подпись; получил – подпись; дата) Растворяют дикаин в ступке 0,5 мл воды и небольшими порциями добавляют глицериновую мазь из фарфоровой чашки, постоянно перемешивая.
Мазь помещают в банку для отпуска. Оформляют основной этикеткой «Мазь. Наружное», предупредительными: «Хранить в прохладном, защищенном от света месте», «Обращаться осторожно!». Банку опечатывают, выдают сигнатуру.
Выписывают ППК: Amyli 0,7
Aquae purificatae 0,7 ml
Glycerini 9,3
Mо = 10,0
Dicaini 0,05
Aquae purificatae 0,5 ml (gtts X)
Mо= 10,05
М(Тб\к)=
(Вспомогательные жидкости в общую массу мази не учитывают – приказ №305)
- МАЗИ ЭКСТРАКЦИОННЫЕ
Мази экстракционные получают экстрагированием измельченного растительного сырья расплавленной основой или одним из его компонентов, чаще всего жидким.
Изготавливают мази на кипящей водяной бане при периодическом помешивании в течение 30 минут (иногда до 2-3 часов).
Иногда экстракцию осуществляют при комнатной температуре, но более продолжительное время, чем при нагревании.
Для лечения простого герпеса применяют извлечение из цветков календулы на оливковом масле в соотношении 1:10.
Для лечения ревматических болей, подагры применяют ромашковое масло, изготавливаемое в соотношении 1:5.
Rp.: Florum Chamomillae 20,0 (1 : 5)
Olei Olivarum 100,0
Camphorae 10,0
Extrahe et misce, ut fiat unguentum. Da.
Signa: Для втирания.
20,0 сухих, мелко измельченных цветков ромашки, настаивают на водяной бане при периодическом перемешивании в течение 2 часов в 100,0 оливкового масла. Масляное извлечение в горячем виде фильтруют через тонкое полотно во флакон для отпуска известной массы, сырье отжимают. Доводят массу линимента до 100,0 маслом оливковым.
В теплом извлечении (tо=40оС) растворяют 10,0 камфоры, в случае необходимости, вновь фильтруют. Оформляют к отпуску: «Наружное» «Хранить в прохладном, защищенном от света месте».
В качестве ранозаживляющего, антиаллергического и противомикробного средства применяют масляный экстракт травы сушеницы топяной. Аналогичным действием обладает мазь, содержащая в своем составе масляный экстракт сушеницы топяной.
Rp: Extracti herbae Gnaphalii oleosi 40,0 ( 1 : 10 )
Emulgentis T-2 10,0
Aquae purificatae 50 ml
Misce, ut fiat unguentum Da.
Signa: Для салфеток на рану.
Мелко измельченную траву в течение 30 минут настаивают на водяной бане с подсолнечным маслом в соотношении 1:2 и эмульгатором Т-2. Фильтруют в теплом виде, отжимают, доводят до массы 40,0.
Масляный экстракт используют для изготовления мази.
В случае отсутствия эмульгатора Т-2, можно использовать ланолин водный из расчета вместо 10,0 эмульгатора Т-2 - 30,0 ланолина водного, который смешивают с готовым масляным извлечением, добавляют воду и эмульгируют до готовности мази.
Rp.: Propolis 33,0
Vaselini 70,0
Lanolini anhydrici 30,0
Misсe. Da.
Signa: Наносить на ожоговую поверхность
На водяной бане сплавляют ланолин безводный с вазелином, добавляют 33,0 измельченного прополиса, настаивают в закрытом сосуде при перемешивании 10 минут и процеживают горячим через 2-3 слоя марли. Применяют при ожогах, ранах, кожных заболеваниях, мастопатии (Выступление студентки-выпускницы с презентацией «Изготовление мази с прополисом»)
БИОФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАЗЕЙ
Максимальный терапевтический эффект и минимальное побочное действие в мазях обеспечивают:
- Правильный выбор основы ( вспомогательного вещества ), которая определяет скорость высвобождения лекарственного средства из лекарственной формы и всасывание его в организм. (Пример мази дикаиновой)
- Степень дисперсности лекарственных средств, а следовательно, полнота и сила действия его.( Что быстрее всасывается: вещество в виде ионов и молекул или твёрдые частицы?)
- Знание физико-химических свойств лекарственных средств и правильное введение веществ в основу. (Если не соблюдать температурный режим лекарственное средство улетучивается, а, следовательно, это ведёт к потере его концентрации и иному терапевтическому действию).
- Правильный выбор лекарственной формы. (Известно, что те лекарственные средства, которые нельзя применять через желудочно-кишечный тракт, используют в виде мазей на всасывающихся основах. Они оказывают общее и резорбтивное действие.)
Для выявления уровня первичного запоминания, студентам задать следующие вопросы фронтально на выбор преподавателя
- В какой концентрации изготавливают мазь, если в рецепте концентрация лекарственных средств не указана?
Ответ: 10%, за исключением лекарственных средств наркотических, ядовитых и сильнодействующих, а также фармакопейных мазей.
- На какой основе изготавливают мазь, если в рецепте основа не указана?
Ответ: На вазелине; основе, указанной в частных статьях; основу подбирают с учетом физико-химической совместимости компонентов мази.
- Какие лекарственные средства образуют гомогенные мази?
Ответ: Камфора, ментол, фенилсалицилат, тимол, анестезин в концентрации до 2%.
- Как вводят в основу вышеперечисленные лекарственные средства?
Ответ: Растворяют в расплавленной и охлажденной до 45-500С основе.
(Исключение – анестезин, фенилсалицилат, кислота бензойная).
- Как сохранить консистенцию мази в жаркое время года?
Ответ: Заменить до 10% вазелина уплотнителем (парафином).
И другие вопросы по усмотрению преподавателя.
Приложение № 4
ВЫВОДЫ ПО ЛЕКЦИИ №30.
Мази – это мягкая лек. форма для наружного применения.
Классификация мазей:
1. По составу
2. По назначению
3. По области применения
4. По характеру и скорости воздействия:
5. По консистенции:
- собств. мази
- пасты
- кремы
- гели
- линименты
- мазевые карандаши
6.
Классификация основ
7. По типу дисперсной системы:
Мази-сплавы – получают путем сплавления компонентов (диахильная мазь).
Экстракционные мази – получают путем извлечения действующих веществ из лек. раст. сырья расплавленной основой (мазь прополиса).
Мази-растворы – получают путем растворения лек. средств в основе (мазь камфорная).
Если не указана основа, то:
- готовят по прописи, утвержденной НД;
- используют вазелин;
- фармацевт сам подбирает основу с учетом совместимости лек. средств.
Если не указана концентрация:
- готовят 10%;
- готовят по прописи, утвержденной НД;
- у лек. средств наркотических, ядовитых и сильнодействующих концентрация должна быть указана.
Знать фармакопейные мази наизусть.
Приложение № 5
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
- Мазь
- Гомогенная мазь
- Основа:
- Липофильная основа
- Гидрофильная основа
- Классификация
- Концентрация
- Сплав
- Раствор
- Экстракционная мазь
- Лекарственное средство
- Лекарственное растительное сырье
- Лекарственное животное сырье
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого занятия кружка на тему: «Чистая вода»
В данной методической разработке раскрывается роль питьевой воды в жизни человека, влияние ее качества на здоровье как подрастающего поколения так и человечества в целом. К сожалению, экологическая си...
Методическая разработка открытого учебного занятия по теме: «Цифровые нивелиры. Кодовая регистрация отсчетов по рейкам. Штрих-кодовые рейки» по дисциплине «Геодезия»
В данной разработке представлены: пояснительная записка, ход и содержание занятия, презентация!...
методическая разработка открытого теоретического урока "Борщи. Разновидности борщей"
В методической разработке представлены план урока и инструкционные карты, схемы, рабочая тетрадь и тестовые задания по профессиональному модулю "Приготовление перых блюд и соусов" по профессии 1...
Методическая разработка открытого классного часа на тему: «Отношение к природе и животным как нравственная проблема»
Целью открытого классного часа на тему:"Отношение к природе и животным как нравственная проблема" способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе.- формировать негативную ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ - С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: МЕНЕДЖМЕНТ НА ТЕМУ: «Сущность и необходимость контроля, виды контроля»
В методической разработке рассмотрены сущность и виды контроля с применением информационно-коммуникационных технологий. Приведены варианты индивидуальных заданий, авторская презентация. Методическая р...
Методическая разработка открытого теоретического занятия по теме Санаторно-курортное лечение
Методическая разработка открытого теоретического занятия по теме Санаторно-курортное лечениеМетодическая разработка занятия по теме «Санаторно-курортное лечение» предназначена для проведения преподава...
Методическая разработка открытого учебного занятия по теме "УРОК-ИГРА «Обобщение знаний по теме «СУБД MS Access» для студентов 2 курса специальность 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Методическая разработка открытого учебного занятияпо МДК "Компьютерная обработка документов"УРОК-ИГРА«Обобщение знаний по теме «СУБД MS Access» для студентов 2 курса с...