Методическая разработка теоретического занятия "Мази. Гомогенные мази"
методическая разработка

Сухова Людмила Павловна

Методическая разработка теоретического занятия "Мази как лекарственная форма. Гомогенные мази" предназначена для преподавателя МДК "Технология изготовления лекарственных форм"  специальности "Фармация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mazi._gomogennye_mazi.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения  Амурской области

Государственное автономное  учреждение Амурской области

профессиональная образовательная организация

Амурский медицинский колледж

Методическая разработка

теоретического занятия для преподавателя

Тема: «Мази как лекарственная форма. Гомогенные мази»

Междисциплинарный курс: «Технология изготовления лекарственных форм»

П.М. 02. « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»

Специальность: 33.02.01. «Фармация»

                                                                                                     Составлена: Суховой Л.П.,

                                                                                                     преподавателем технологии

                                                                                                     изготовления лекарственных

                                                                                                     форм

г. Благовещенск

2015 г.

 Тема: «Мази как лекарственная форма. Гомогенные мази»

Время занятия: 90 минут.

Вид занятия: теоретическое

Тип занятия: урок передачи и усвоения новых знаний

Цель занятия:

- Сформировать у студентов знания о мягких лекарственных формах, о технологии приготовления гомогенных мазей.

Задачи:

- дать представление о мягких лекарственных формах, их классификации

- Развивать мышление, логику

- Воспитывать организованность, внимательность

 Студенты должны знать:

- правила прописывания мягких лекарственных форм в рецептах

- классификацию мазей

- требования к мазям и мазевым основам

- правила оформления мягких лекарственных форм к отпуску

- технологию изготовления гомогенных мазей

Студенты должны уметь:

- выбирать основу для изготовления мази

- проводить необходимые расчеты

- подбирать средства упаковки и оформления лекарственной формы

 В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:

ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии

ОК.2. Организовывать собственную деятельность

ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК.6.Уметь работать в коллективе

 Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:

ПК.2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам

ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств

ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности

ПК.2.5. Оформлять документы первичного учета

Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм

Дидактическое оснащение:

 - методическая разработка теоретического занятия для преподавателя

- презентация

Внутрипредметные связи:

- дозирование по массе

- мягкие лекарственные формы

- упаковка и оформление лекарственных форм

Межпредметные связи:

- латинский язык ( чтение и перевод рецептов)

- фармакология (правила выписывания рецептов)

- контроль качества лекарственных средств (свойства лекарственных веществ)

Литература:

  1. Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2002г.
  2. Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. М. 2004г.

Структура занятия

 1. Организационный момент  -                                      3 мин.

 2. Повторение пройденного материала -                      10 мин.

 3. Изучение нового материала-                                      70мин.

.4. Закрепление изученного материала –                        5мин.

 5. Задание на дом -                                                          2 мин.

Содержание занятия

I . Организационный момент. Преподаватель отмечает отсутствующих, опоздавших студентов, готовность аудитории к занятию. Сообщает тему и план занятия:

1. Мази – определение, классификация

2. Требования к мазям

3. Мазевые основы

4. Изготовление гомогенных мазей

II. Повторение пройденного материала:

1. В чем особенность изготовления настоя корня алтея и с чем это связано?

2. Что показывает расходный коэффициент и почему его используют только для настоев корня алтея?

3. Что собой представляют экстракты концентраты, какова их классификация?

4. В чем особенность изготовления водных извлечений из жидких и сухих экстрактов-концентратов?

5. В чем особенность изготовления комбинированных водных извлечений?

III. Изучение нового материала. Преподаватель  излагает новый материал в сочетании с актуализацией базовых знаний  по предыдущим изученным темам (приложение 1)

IV. Закрепление изученного материала: С целью актуализации опорных моментов темы, выяснения усвоения нового материала преподаватель проводит фронтальный опрос (приложение № 2)

V. Задание на дом:

Преподаватель обращает внимание студентов на основные вопросы, необходимые для повторения к следующему занятию (приложение № 3)

Тема: Мази как лекарственная форма. Гомогенные мази.              Приложение № 1

                                                                                                                 

Содержание нового материала:

 Мази – официальная, мягкая лекарственная форма для наружного применения.

В настоящее время мази применяются во всех областях медицины (дерматологии, офтальмологии, хирургии и т.д.), а также гомеопатии. Состоят мази из основы и лекарственных веществ. В состав мазей могут входить стабилизаторы, консерванты и другие вспомогательные вещества. В форме мазей выписывают лекарственные вещества различных фармакологических групп: антибиотики, противогрибковые средства, витамины, гормоны и др.

                                             Классификация мазей:

            По составу:                                                                  По назначению:

            /                    \                                                                  /                     \

   Простые      сложные                                         медицинские         косметические  

      По области применения:

А) для накожного применения (дерматологические)

Б) для нанесения на слизистую оболочку (глазные)

В) для введения в естественные и патологические полости (ректальные, вагинальные, стоматологические, в нос и ухо, уретральные)

Г) на раны и ожоговые поверхности

                 По скорости воздействия на организм:

                  /                                                                \

  Местное действие                                         Общее  действие                  

                                                                          /                              \

                                                       Резорбтивное                         рефлекторное

                                             (за счет всасывания                (через нервные окончания

                                                веществ в кровь)                      и ЦНС)

                                       По консистенции:

           /             |                  |               |                     |                  \

      Мази     пасты       кремы     гели     линименты    мазевые карандаши

                                                                                                         

                                            По типу дисперсной системы:

                                             /                                                    \

                            Гомогенные                                            Гетерогенные

             (мазь-сплав, мазь-раствор)                            (суспензионные, эмульсионные,

                                                                                            комбинированные)

   Требования к мазям:

  1. обеспечение необходимого терапевтического эффекта
  2. оптимальный размер частиц веществ и их равномерное распределение во всей массе
  3. отсутствие отрицательного взаимодействия между лекарственными веществами и вспомогательными
  4. мягкая консистенция
  5. стабильность при хранении
  6. отсутствие микробной контаминации
  7. отсутствие токсических и аллергических реакций при длительном применении
  8. целесообразность производства

Для приготовления мазей в настоящее время используют значительное количество различных мазевых основ, причем идеальной основы нет. Поэтому к мазевым основам предъявляют определенные требования:

 Требования к основам:

- не нарушать физиологических функций кожи

- не вызывать аллергии

- обеспечивать специфическую активность мази

- быть индифферентной

- обеспечивать необходимую консистенцию

- легко включать в себя лекарственные вещества

- не подвергаться микробной контаминации

- легко удаляться

- быть дешевой

В соответствии с ГФ  мази готовят на основе, указанной в нормативной документации. Если в рецепте основа не указана и мазь не является официальной, то ее готовят на вазелине. Если мазь официальная – ее готовят на основе, указанной в частной статье.

Многообразие основ требует их четкой классификации. В основу классификации по ГФ ХI положен признак – сродство к воде.

                  Классификация мазевых основ:

                         /                             |                                  \

   Липофильные                гидрофильные           липофильно-гидрофильные

    (гидрофобные)

                   |                                      |                                                |

Жиры и их производные,     коллаген,                              эмульсионная основа        

воски, углеводороды,         желатин-глицериновые

силиконовые                        гели

А) Липофильные (гидрофобные) основы – не смешиваются с водой.

Жировые основы – по химическому составу близки к кожному жиру, легко всасываются, легко высвобождают лекарственные вещества, но не нерастворимы в воде, легко окисляются, имеют малый срок хранения (1-2 недели), поэтому применяются редко. К таким основам относятся жир свиной, гусиный, масло-какао, растительные масла и сплавы жиров с растительными маслами.

 Воски  (Cera flavum) – воск пчелиный, спермацет – применяют для уплотнения мазевых основ.

Ланолин (Lanolinum)– жироподобное вещество, обладает хорошими эмульгирующими свойствами (притягивает воду), бывает водный и неводный. Если в рецепте прописан ланолин без указаний, используют водный ланолин.

Ланолин  водный: 30 частей воды и 70 частей ланолина безводного.

 Углеводородные основы – вазелин, парафин, масло вазелиновое, церезини др. -обладают стабильностью, химически индифферентны.

Вазелин (Vaselinum) – нерастворим в воде, смешивается с жирами, восками, жирными маслами (кроме касторового), не всасывается кожей и слизистыми оболочками, используется для поверхностных мазей.

Вазелиновое масло – плохо впитывается кожей, используется как вспомогательное вещество для измельчения твердых лекарственных веществ, разжижения плотных основ.

Парафин – для уплотнения мягких основ.

Силиконовые основы – эсилон – аэросильная основа – химически устойчива, обеспечивает местное поверхностное действие, меньше подвергается микробной контаминации, оказывает водоотнимающее действие.

Б) Гидрофильные основы – растворяются в воде или легко с ней смешиваются, хорошо распределяются на слизистой оболочке, легко высвобождают лекарственные вещества, легко смываются, но подвергаются микробной контаминации и поэтому недолго хранятся. Мази на такой основе готовят в теплой ступке, отпускают с этикеткой «Перед употреблением разогреть».

В) Липофильно-гидрофильные основы – искусственно созданные составы, обладающие гидрофильными и липофильными свойствами, в них можно вводить и водо- и жирорастворимые вещества. Обязательным компонентом такой основы является эмульгатор. Бывают абсорбционные и эмульсионные. Первые чаще используют в заводской технологии. Эмульсионная основа содержит воду, изготавливается в качестве внутриаптечной заготовки в 2-х вариантах:

- сплав ланолина безводного, вазелина и воды

- сплав ланолина безводного, масла подсолнечного и воды.

Общая технология мазей: Мази готовят весовым способом, т.е. и лекарственные вещества и основу отвешивают. Изготовление состоит из нескольких стадий в зависимости от основы и свойств лекарственных веществ: плавление, растворение, измельчение, при необходимости эмульгирование, смешивание, упаковка, оформление.

В рецептах мази могут быть выписаны раздельным перечислением ингредиентов или через процентное выражение концентрации лекарственного вещества и общей массы.    Если концентрация мази в рецепте не указана, а пропись является официальной – готовят согласно указаниям НД. Если мазь не официальная – готовят 10 % мазь (кроме мазей с веществами сп.А).

Мази помещают в широкогорлые баночки, снабжают дополнительными этикетками «Беречь от детей», «Хранить в прохладном месте», при необходимости «Хранить в защищенном от света месте». Мази, содержащие вещества сп. А, оформляются соответствующим образом.

 Гомогенные мази – мази-сплавы и мази-растворы.

 Мазь – сплав: сочетание 2 и более плавких взаиморастворимых компонентов. Плавление проводят на водяной бане в фарфоровой чашке. В первую очередь плавят наиболее тугоплавкое вещество, а затем остальные в порядке убывания их температур плавления. Жидкие компоненты добавляют в последнюю очередь

Полученный расплав переносят в ступку и перемешивают до охлаждения.

 Мазь – раствор: содержит лекарственные вещества, растворимые в основе. Основу расплавляют на водяной бане и в ней растворяют лекарственные вещества. Если вещества летучие (ментол, камфора, тимол и др.), то их растворяют в полуостывшей (40 - 50 оС) расплавленной основе.

Тема: Мази как лекарственная форма. Гомогенные мази.            Приложение № 2        

IV. Закрепление изученного материала:     

                                                 

  1. Какими мази бывают по составу и назначению?
  2. Какие требования предъявляют к мазям?
  3. Если в рецепте не указана основа, на чем готовят мазь?
  4. В чем заключается общая технология мазей?
  5. Как упаковывают и оформляют мази к отпуску?

Тема: Мази как лекарственная форма. Гомогенные мази.                   Приложение № 3

V. Задание на дом: Повторить:

                                                                     

1. Что собой представляют мази как лекарственная форма?

2. Какие основы используют для изготовления мазей?

3. На какой основе и в какой концентрации готовят мазь, если в рецепте нет особых указаний?

4. В чем особенность изготовления мази-раствора?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка теоретического занятия "Диагностика поздних сроков беременности"

Методическая разработка занятия по теме «Диагностика поздних сроков беременности» предназначена для проведения теоретического занятия со студентами 2 курса специальности 060102 Акушерское дело в рамка...

Методическая разработка теоретического занятия по теме:"Воображение как психический познавательный процесс"

Методическая разработка предназначена для преподавателя психологии  медицинского училища  и  включает в себя информационный блок с подробным изложением нового материала и упражнения для...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Анатомия и физиология человека» Тема: «СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА КЛЕТКИ. ПОНЯТИЕ О ТКАНЯХ. ВИДЫ ТКАНЕЙ»

Ц Е Л И    З А Н Я Т И Я :1. У Ч Е Б Н А Я.Студент должен знать:строение клетки; свойства клетки; понятие о тканях; виды  тканей.Студент должен иметь представл...

Методическая разработка теоретического занятия для студентов специальности Лечебное дело по теме "Недоношенный ребенок"

Вопросы выхаживания недоношенных детей остаются по-прежнему актуальными в практическом здравоохранении. В методической  разработке подробно рассматриваются анатомо-физиологические особенност...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя «Использование информационных технологий в оценке сестринской деятельности. Электронные таблицы (построение формул)»

Для слушателей очной системы постдипломного образования средних медицинских работниковСпециальность «Организация сестринского дела»...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя «Использование информационных технологий в оценке сестринской деятельности. Электронные таблицы (построение формул)»

Для слушателей очной системы постдипломного образования средних медицинских работниковСпециальность «Организация сестринского дела»...

Методическая разработка теоретического занятия "Суспензионные и эмульсионные мази"

Методическая разработка теоретического занятия "Суспензионные и эмульсионные мази" для преподавателя МДК 02.01 Технология изготовления лекарственных форм специальности 33.02.01 Фармация....