Методическая разработка теоретического занятия "Мази. Гомогенные мази"
методическая разработка
Методическая разработка теоретического занятия "Мази как лекарственная форма. Гомогенные мази" предназначена для преподавателя МДК "Технология изготовления лекарственных форм" специальности "Фармация"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mazi._gomogennye_mazi.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство здравоохранения Амурской области
Государственное автономное учреждение Амурской области
профессиональная образовательная организация
Амурский медицинский колледж
Методическая разработка
теоретического занятия для преподавателя
Тема: «Мази как лекарственная форма. Гомогенные мази»
Междисциплинарный курс: «Технология изготовления лекарственных форм»
П.М. 02. « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»
Специальность: 33.02.01. «Фармация»
Составлена: Суховой Л.П.,
преподавателем технологии
изготовления лекарственных
форм
г. Благовещенск
2015 г.
Тема: «Мази как лекарственная форма. Гомогенные мази»
Время занятия: 90 минут.
Вид занятия: теоретическое
Тип занятия: урок передачи и усвоения новых знаний
Цель занятия:
- Сформировать у студентов знания о мягких лекарственных формах, о технологии приготовления гомогенных мазей.
Задачи:
- дать представление о мягких лекарственных формах, их классификации
- Развивать мышление, логику
- Воспитывать организованность, внимательность
Студенты должны знать:
- правила прописывания мягких лекарственных форм в рецептах
- классификацию мазей
- требования к мазям и мазевым основам
- правила оформления мягких лекарственных форм к отпуску
- технологию изготовления гомогенных мазей
Студенты должны уметь:
- выбирать основу для изготовления мази
- проводить необходимые расчеты
- подбирать средства упаковки и оформления лекарственной формы
В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:
ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии
ОК.2. Организовывать собственную деятельность
ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК.6.Уметь работать в коллективе
Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:
ПК.2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам
ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств
ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности
ПК.2.5. Оформлять документы первичного учета
Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм
Дидактическое оснащение:
- методическая разработка теоретического занятия для преподавателя
- презентация
Внутрипредметные связи:
- дозирование по массе
- мягкие лекарственные формы
- упаковка и оформление лекарственных форм
Межпредметные связи:
- латинский язык ( чтение и перевод рецептов)
- фармакология (правила выписывания рецептов)
- контроль качества лекарственных средств (свойства лекарственных веществ)
Литература:
- Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2002г.
- Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. М. 2004г.
Структура занятия
1. Организационный момент - 3 мин.
2. Повторение пройденного материала - 10 мин.
3. Изучение нового материала- 70мин.
.4. Закрепление изученного материала – 5мин.
5. Задание на дом - 2 мин.
Содержание занятия
I . Организационный момент. Преподаватель отмечает отсутствующих, опоздавших студентов, готовность аудитории к занятию. Сообщает тему и план занятия:
1. Мази – определение, классификация
2. Требования к мазям
3. Мазевые основы
4. Изготовление гомогенных мазей
II. Повторение пройденного материала:
1. В чем особенность изготовления настоя корня алтея и с чем это связано?
2. Что показывает расходный коэффициент и почему его используют только для настоев корня алтея?
3. Что собой представляют экстракты концентраты, какова их классификация?
4. В чем особенность изготовления водных извлечений из жидких и сухих экстрактов-концентратов?
5. В чем особенность изготовления комбинированных водных извлечений?
III. Изучение нового материала. Преподаватель излагает новый материал в сочетании с актуализацией базовых знаний по предыдущим изученным темам (приложение 1)
IV. Закрепление изученного материала: С целью актуализации опорных моментов темы, выяснения усвоения нового материала преподаватель проводит фронтальный опрос (приложение № 2)
V. Задание на дом:
Преподаватель обращает внимание студентов на основные вопросы, необходимые для повторения к следующему занятию (приложение № 3)
Тема: Мази как лекарственная форма. Гомогенные мази. Приложение № 1
Содержание нового материала:
Мази – официальная, мягкая лекарственная форма для наружного применения.
В настоящее время мази применяются во всех областях медицины (дерматологии, офтальмологии, хирургии и т.д.), а также гомеопатии. Состоят мази из основы и лекарственных веществ. В состав мазей могут входить стабилизаторы, консерванты и другие вспомогательные вещества. В форме мазей выписывают лекарственные вещества различных фармакологических групп: антибиотики, противогрибковые средства, витамины, гормоны и др.
Классификация мазей:
По составу: По назначению:
/ \ / \
Простые сложные медицинские косметические
По области применения:
А) для накожного применения (дерматологические)
Б) для нанесения на слизистую оболочку (глазные)
В) для введения в естественные и патологические полости (ректальные, вагинальные, стоматологические, в нос и ухо, уретральные)
Г) на раны и ожоговые поверхности
По скорости воздействия на организм:
/ \
Местное действие Общее действие
/ \
Резорбтивное рефлекторное
(за счет всасывания (через нервные окончания
веществ в кровь) и ЦНС)
По консистенции:
/ | | | | \
Мази пасты кремы гели линименты мазевые карандаши
По типу дисперсной системы:
/ \
Гомогенные Гетерогенные
(мазь-сплав, мазь-раствор) (суспензионные, эмульсионные,
комбинированные)
Требования к мазям:
- обеспечение необходимого терапевтического эффекта
- оптимальный размер частиц веществ и их равномерное распределение во всей массе
- отсутствие отрицательного взаимодействия между лекарственными веществами и вспомогательными
- мягкая консистенция
- стабильность при хранении
- отсутствие микробной контаминации
- отсутствие токсических и аллергических реакций при длительном применении
- целесообразность производства
Для приготовления мазей в настоящее время используют значительное количество различных мазевых основ, причем идеальной основы нет. Поэтому к мазевым основам предъявляют определенные требования:
Требования к основам:
- не нарушать физиологических функций кожи
- не вызывать аллергии
- обеспечивать специфическую активность мази
- быть индифферентной
- обеспечивать необходимую консистенцию
- легко включать в себя лекарственные вещества
- не подвергаться микробной контаминации
- легко удаляться
- быть дешевой
В соответствии с ГФ мази готовят на основе, указанной в нормативной документации. Если в рецепте основа не указана и мазь не является официальной, то ее готовят на вазелине. Если мазь официальная – ее готовят на основе, указанной в частной статье.
Многообразие основ требует их четкой классификации. В основу классификации по ГФ ХI положен признак – сродство к воде.
Классификация мазевых основ:
/ | \
Липофильные гидрофильные липофильно-гидрофильные
(гидрофобные)
| | |
Жиры и их производные, коллаген, эмульсионная основа
воски, углеводороды, желатин-глицериновые
силиконовые гели
А) Липофильные (гидрофобные) основы – не смешиваются с водой.
Жировые основы – по химическому составу близки к кожному жиру, легко всасываются, легко высвобождают лекарственные вещества, но не нерастворимы в воде, легко окисляются, имеют малый срок хранения (1-2 недели), поэтому применяются редко. К таким основам относятся жир свиной, гусиный, масло-какао, растительные масла и сплавы жиров с растительными маслами.
Воски (Cera flavum) – воск пчелиный, спермацет – применяют для уплотнения мазевых основ.
Ланолин (Lanolinum)– жироподобное вещество, обладает хорошими эмульгирующими свойствами (притягивает воду), бывает водный и неводный. Если в рецепте прописан ланолин без указаний, используют водный ланолин.
Ланолин водный: 30 частей воды и 70 частей ланолина безводного.
Углеводородные основы – вазелин, парафин, масло вазелиновое, церезини др. -обладают стабильностью, химически индифферентны.
Вазелин (Vaselinum) – нерастворим в воде, смешивается с жирами, восками, жирными маслами (кроме касторового), не всасывается кожей и слизистыми оболочками, используется для поверхностных мазей.
Вазелиновое масло – плохо впитывается кожей, используется как вспомогательное вещество для измельчения твердых лекарственных веществ, разжижения плотных основ.
Парафин – для уплотнения мягких основ.
Силиконовые основы – эсилон – аэросильная основа – химически устойчива, обеспечивает местное поверхностное действие, меньше подвергается микробной контаминации, оказывает водоотнимающее действие.
Б) Гидрофильные основы – растворяются в воде или легко с ней смешиваются, хорошо распределяются на слизистой оболочке, легко высвобождают лекарственные вещества, легко смываются, но подвергаются микробной контаминации и поэтому недолго хранятся. Мази на такой основе готовят в теплой ступке, отпускают с этикеткой «Перед употреблением разогреть».
В) Липофильно-гидрофильные основы – искусственно созданные составы, обладающие гидрофильными и липофильными свойствами, в них можно вводить и водо- и жирорастворимые вещества. Обязательным компонентом такой основы является эмульгатор. Бывают абсорбционные и эмульсионные. Первые чаще используют в заводской технологии. Эмульсионная основа содержит воду, изготавливается в качестве внутриаптечной заготовки в 2-х вариантах:
- сплав ланолина безводного, вазелина и воды
- сплав ланолина безводного, масла подсолнечного и воды.
Общая технология мазей: Мази готовят весовым способом, т.е. и лекарственные вещества и основу отвешивают. Изготовление состоит из нескольких стадий в зависимости от основы и свойств лекарственных веществ: плавление, растворение, измельчение, при необходимости эмульгирование, смешивание, упаковка, оформление.
В рецептах мази могут быть выписаны раздельным перечислением ингредиентов или через процентное выражение концентрации лекарственного вещества и общей массы. Если концентрация мази в рецепте не указана, а пропись является официальной – готовят согласно указаниям НД. Если мазь не официальная – готовят 10 % мазь (кроме мазей с веществами сп.А).
Мази помещают в широкогорлые баночки, снабжают дополнительными этикетками «Беречь от детей», «Хранить в прохладном месте», при необходимости «Хранить в защищенном от света месте». Мази, содержащие вещества сп. А, оформляются соответствующим образом.
Гомогенные мази – мази-сплавы и мази-растворы.
Мазь – сплав: сочетание 2 и более плавких взаиморастворимых компонентов. Плавление проводят на водяной бане в фарфоровой чашке. В первую очередь плавят наиболее тугоплавкое вещество, а затем остальные в порядке убывания их температур плавления. Жидкие компоненты добавляют в последнюю очередь
Полученный расплав переносят в ступку и перемешивают до охлаждения.
Мазь – раствор: содержит лекарственные вещества, растворимые в основе. Основу расплавляют на водяной бане и в ней растворяют лекарственные вещества. Если вещества летучие (ментол, камфора, тимол и др.), то их растворяют в полуостывшей (40 - 50 оС) расплавленной основе.
Тема: Мази как лекарственная форма. Гомогенные мази. Приложение № 2
IV. Закрепление изученного материала:
- Какими мази бывают по составу и назначению?
- Какие требования предъявляют к мазям?
- Если в рецепте не указана основа, на чем готовят мазь?
- В чем заключается общая технология мазей?
- Как упаковывают и оформляют мази к отпуску?
Тема: Мази как лекарственная форма. Гомогенные мази. Приложение № 3
V. Задание на дом: Повторить:
1. Что собой представляют мази как лекарственная форма?
2. Какие основы используют для изготовления мазей?
3. На какой основе и в какой концентрации готовят мазь, если в рецепте нет особых указаний?
4. В чем особенность изготовления мази-раствора?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка теоретического занятия "Диагностика поздних сроков беременности"
Методическая разработка занятия по теме «Диагностика поздних сроков беременности» предназначена для проведения теоретического занятия со студентами 2 курса специальности 060102 Акушерское дело в рамка...
Методическая разработка теоретического занятия по теме:"Воображение как психический познавательный процесс"
Методическая разработка предназначена для преподавателя психологии медицинского училища и включает в себя информационный блок с подробным изложением нового материала и упражнения для...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Анатомия и физиология человека» Тема: «СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА КЛЕТКИ. ПОНЯТИЕ О ТКАНЯХ. ВИДЫ ТКАНЕЙ»
Ц Е Л И З А Н Я Т И Я :1. У Ч Е Б Н А Я.Студент должен знать:строение клетки; свойства клетки; понятие о тканях; виды тканей.Студент должен иметь представл...
Методическая разработка теоретического занятия для студентов специальности Лечебное дело по теме "Недоношенный ребенок"
Вопросы выхаживания недоношенных детей остаются по-прежнему актуальными в практическом здравоохранении. В методической разработке подробно рассматриваются анатомо-физиологические особенност...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя «Использование информационных технологий в оценке сестринской деятельности. Электронные таблицы (построение формул)»
Для слушателей очной системы постдипломного образования средних медицинских работниковСпециальность «Организация сестринского дела»...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя «Использование информационных технологий в оценке сестринской деятельности. Электронные таблицы (построение формул)»
Для слушателей очной системы постдипломного образования средних медицинских работниковСпециальность «Организация сестринского дела»...
Методическая разработка теоретического занятия "Суспензионные и эмульсионные мази"
Методическая разработка теоретического занятия "Суспензионные и эмульсионные мази" для преподавателя МДК 02.01 Технология изготовления лекарственных форм специальности 33.02.01 Фармация....