Методическая разработка
методическая разработка
Учебный материал для подготовки к практическим занятиям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pku_metodichka.docx | 43.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«АМУРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ГАУ АО ПОО «АМК»
Методическая разработка практического занятия
для студента
Тема: «Предметно-количественный учёт в аптеке».
МДК 03.01.«Организация деятельности аптеки и её структурных подразделений»
ПМ 03. «Организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководство аптечной организацией при отсутствии специалиста с высшим образованием»
Специальность: 33.02.01. «Фармация»
Курс 2,семестр 4
Составлена:
преподавателем Костриба О.В.,
в соответствии с требованиями
Федерального государственного
образовательного стандарта
среднего профессионального образования
г. Благовещенск
2017г.
Рассмотрено на заседании ЦМК______ «Фармация»_____________ (название) Протокол № _________________ от «___» _____________ 2017 г. Председатель ЦМК ____________ Давыдова О.А.. | Утверждено экспертным советом при информационно-методическом центре АМК«____» _______________ 2017 г. |
Пояснительная записка
Данная методическая разработка составлена с целью повышения познавательного интереса студентов, проведения самостоятельной работы путём формирования малых групп с использованием элементов самоконтроля.
Методическая разработка составлена для проведения практического занятия по теме: «ПРЕДМЕТНО-КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ УЧЁТ В АПТЕКЕ»,по МДК «Организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководство аптечной организацией при отсутствии специалиста с высшим образованием»Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 33.02.01. «Фармация».
Количество часов на освоение темы – 6 часов.
Актуальность темы заключается в том,что фармацевтический работник обязан знать и применять на практике- перечень лекарственных препаратов подлежащих предметно- количественному учёту(ПКУ).
Нормативные документы МЗ РФ определяют правила отпуска наркотических, психотропных веществ, спирта этилового и кодеинсодержащих препаратов. В процессе обучения используются следующие методы и приёмы обучения: беседа, объяснение, демонстрация.
Основной целью практического занятия является овладение студентами знаниями и навыками по оформлению Журнала ПКУ, правилами отпуска лекарственных препаратов из аптек.
Практическое занятие № 1
Тема: «Предметно-количественный учёт в аптеке (ПКУ)».
Продолжительность: 270 мин.
Общая цель занятия: Изучить правила учёта лекарственных средств, находящихся на ПКУ.
1.Методическая цель:
Добиться эффективного усвоения материала за счёт:
- обеспечения качественного учебно-методического оснащения процесса обучения и воспитания;
- повышения познавательного интереса студентов путём активации непроизвольных процессов памяти в обучении;
2.Образовательная цель:
-закрепить теоретический материал, полученный в ходе занятий и самостоятельной работы;
-дать новые знания о правилах отпуска лекарственных препаратов(ЛП), подлежащих ПКУ
-закрепить новые понятия по теме данного занятия.
3.Воспитательная цель:
- формирование эстетического чувства;
-привить навыки старательности, аккуратности, прилежности, самостоятельности.
4.Учебная цель: сформировать у студентов представление о субстанциях, о правилах работы с наркотическими, психотропными, спиртом этиловым.
5.Развивающая цель:
-развить наблюдательность и способности обучающихся анализировать и сопоставлять, формировать умения и навыки работы с текстом и информационным материалом;
-развить логическое мышление.
По окончании занятия студент должен:
Иметь практический опыт:
- ведения первичной учётной документации
Знать:
- перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету
- правила ведения учета наркотических и психотропных лекарственных средств, ядовитых, сильнодействующих лекарственных средств, спирта этилового, препаратов содержащих кодеин.
- определение результатов учета
Уметь:
- оформить книгу учета ядовитых, сильнодействующих веществ, спирта этилового, препаратов содержащих кодеин, калия перманганата.
В результате обучения студент должен овладеть:
Общими компетенциями (ОК):
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их исполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
Профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 1.1. Организовывать прием, хранение лекарственных средств, лекарственного растительного сырья и товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы.
ПК 1.5. Информировать население, медицинских работников учреждений здравоохранения о товарах аптечного ассортимента.
ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
ПК 1.7. Оказывать первую медицинскую помощь.
ПК 1.8. Оформлять документы первичного учета.
Тип занятия: практическое занятие с элементами проблемного обучения
Место проведения: кабинет организации деятельности аптеки и её структурных подразделений.
Литература
- Косова И.В. «Организация и экономика фармации» издательство «Академия» 2017г 400с
- Лоскутова Е.Е. «Управление и экономика фармации» издательство «Медицина» 2018г 624с
- Лекционный материал
Оснащение занятия:
- Методическая разработка практического занятия для студента.
- Средства деятельности: дидактический материал, бланки документов.
- Доска.
- Презентация.
Внутрипредметные связи:
1.Перечень лекарственных средств (ЛС) подлежащих ПКУ;
2.Журнал ПКУ;
3.Нормы отпуска ЛП из аптек.
Межпредметные связи:
1.МДК 01.02. «Отпуск лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента»
2.МДК 02.02. « Контроль качества лекарственных средств»
3. Тема: 01.01.01 «Фармакология»
Структура занятия:
- Организационный момент – 15мин.
- Контроль исходного уровня знаний – 30 мин.
- Самостоятельная работа – 180 мин.
- Закрепление пройденного материала – 20 мин.
- Подведение итогов занятия – 20мин
- Задание на дом – 5 мин.
Этапы занятия
№ п/п | Этапы занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Методическое обоснование |
1 | Организационный момент | -Приветствует студентов. -Обращает внимание на внешний вид студентов. - Отмечает отсутствующих. | Приветствуют преподавателя -Занимают рабочие места. -Слушают преподавателя | -Организует и дисциплинирует студентов -Создает рабочую обстановку. |
2 | Определение целей, постановка задач. Начальная мотивация и актуализация опорных знаний студентов. | -Сообщает тему, план, цели занятия, предлагает их записать. -Отмечает значение (роль) данного занятия при изучении темы в будущей практической деятельности студентов. | -Записывают в практические тетради дату, тему, план, цели занятия. - Ставят пред собой цели. | -Настраивает на целенаправленную деятельность. -Активизирует внимание. |
3 | Опрос по теме занятия. Определение исходного уровня знаний. | -Задает вопросы. -Слушает ответы студентов. -Уточняет ответы, задавая дополнительные вопросы. - Просит студентов проанализировать ответ, дополнить (исправить) его. -Выставляет предварительные оценки за ответ с комментированием. | -Отвечают на поставленные вопросы. - Слушают ответы товарищей. -Исправляют и дополняют ответы. | Индивидуальный устный опрос проводится с целью: -Определения уровня усвоения учебного материала. Фронтальный опрос проводится с целью: -Подготовки к восприятию нового материала. |
4 | Вводный инструктаж преподавателя перед самостоятельной работой студентов. | Сообщает план практической работы, ее цели и задачи. Дает рекомендации по оформлению результатов работы. Отвечает на вопросы учащихся. | -Внимательно слушают преподавателя -Осмысливают сказанное преподавателем, запоминают. -Задают вопросы по предстоящей работе, если они возникают. | Помочь осмыслить ход, этапы предстоящей работы. Рациональное планирование работы. |
5 | Самостоятельная работа студентов | -Раздает методические пособия для студентов, методические указания и др., объясняет, как с ними работать. -Следит за работой студентов, указывает ошибки в работе - Проводит индивидуальное обучение -Напоминает о бережном отношении к материальному обеспечению | -Приступают к выполнению заданий согласно методическим указаниям -Заполняют таблицу -Рисуют схему -Решают тесты по теме | -Обобщить, систематизировать теоретические знания. -Развитие самостоятельности |
6 | Проверка работ. | -Следит за правильным оформлением тетрадей для практических занятий. -Указывает на недочеты в оформлении. | -Слушают, анализируют слова преподавателя, запоминают замечания -Подают работы на проверку. | -Воспитания ответственности, аккуратности в работе с документами. |
7 | Итоговый опрос. | Задает вопросы. -Слушает ответы студентов. | -Отвечают на поставленные вопросы | -Определения уровня усвоения учебного материала. |
8 | Подведение итогов занятия. Выставление оценок с комментариями. | -Анализирует (вместе со студентами) каждую работу -Отмечает лучшие работы. - Говорит, кому подтянуться. | Слушают преподавателя, осмысливают сказанное. | -Помощь в осмыслении результатов самостоятельной работы. |
9 | Домашнее задание. Заключи тельная часть | -Предлагает записать домашнее задание. -Дает методические рекомендации по выполнению домашнего задания -Дает задание: заполнить таблицу -Объявляет, что занятия заканчивается. | Записывают домашнее задание. Убирают рабочие места. | -Создание интереса к предстоящей работе -Привитие потребности к чистоте, порядку. |
Содержание занятия:
- Организационный момент
Проверить наличие у студентов рабочей тетради, халата, колпака, сменной обуви.
Методическая установка:
ПКУ подлежат наркотические средства, психотропные вещества, спирт этиловый, калия перманганат в соответствии с действующей нормативной документацией. Право работы с наркотическими средствами и психотропными веществами, имеют только аптечные учреждения, получившие лицензии. Не допускается раздельный отпуск ЛС, подлежащих ПКУ, и других ЛС, входящих в состав комбинированного ЛС, изготовляемого по индивидуальной прописи. Фармацевтический работник аптечного учреждения при получении рецепта на лекарственную пропись индивидуального изготовления обязан отпустить ЛС, подлежащее ПКУ, в половине высшей разовой дозы , в случае выписывания врачом ЛС в дозе, превышающей высший однократный приём. Отпуск этилового спирта производится, согласно рецепта . Любые операции с подконтрольными веществами ,в результате которых изменяются их количество и состояние, подлежат регистрации в специальных журналах.
Студенты записывают тему и цели практического занятия.
- Контроль исходного уровня знаний
- Ответить на контрольные вопросы (Приложение №1)
- Решить ситуационные задачи(Приложение №2)
- Самостоятельная работа:
- Внимательно изучить теоретическую основу и алгоритм действия, выявить неясные вопросы и получить ответы у преподавателя до выполнения задания.
- Студенты знакомятся с предложенными преподавателем бланками для заполнения.
- Под руководством преподавателя
получают задания, работа по вариантам (Приложение №3),
- Решение задачи (приложение №4)
- Закрепление пройденного материала:
- Тестовый контроль(приложение №5)
- Подведение итогов занятия:
Преподаватель оценивает полные и неполные ответы студентов, активность на всех этапах занятия, самостоятельно выполненную работу. Оценка за занятие выставляется комплексная.
- Задание на дом:
Тема: «Отчётность в аптечных организациях»
1.Что такое отчётность?
2.Что позволяет выявить отчётность?
3.Какие знаете виды отчётности?
4.Сроки представления отчётности?
5.Кто в аптеке составляет отчёт?
6.Количество экземпляров при составлении отчётности?
7.Сколько времени хранят утверждённые отчёты?
8.Правила составления месячной и годовой отчётности.
Литература
- Косова И.В. «Организация и экономика фармации» издательство «Академия» 2014г 400с.
- Лоскутова Е.Е. «Управление и экономика фармации» издательство «Медицина» 2015г 624с.
- Лекционный материал
Приложение №1
Тема: «Предметно-количественный учёт в аптеке (ПКУ)».
Контроль исходного уровня знаний:
Контрольные вопросы:
- Законодательные и нормативные акты, регламентирующие предметно-количественный учет.
- Перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету (приказ №183н).
- Порядок ведения предметно-количественного учета ядовитых, сильнодействующих лекарственных средств, спирта этилового, калия перманганата.
- Порядок учета регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
- Определение результатов учета, расчет нормы естественной убыли.
- Какие учреждения имеют право работать с препаратами подлежащими ПКУ?
- Норма отпуска спирта этилового?
- Сколько лет хранятся журналы ПКУ?
- Кто назначается ответственным за ведение журнала?
Приложение №2
Тема: «Предметно-количественный учёт в аптеке (ПКУ)»
Контроль исходного уровня знаний:
Ситуационные задачи:
Вариант 1
Заполнить бланк: « Книга учёта наркотических и других ЛС, подлежащих ПКУ»,лекарственный препарат – пиралгин № 10 таблеток.
Вариант 2
Заполнить бланк: « Книга учёта наркотических и других ЛС, подлежащих ПКУ»,
лекарственный препарат- кодтерпин № 10 таблеток
Сделать вывод и записать в рабочую тетрадь.
Приложение №3
Самостоятельная работа.
Тема: «Предметно-количественный учёт в аптеке (ПКУ)»
Задания для выполнения.
1вариант.
Получить у преподавателя бланк « Отчёт о движении ЛС, подлежащих ПКУ»
Заполнить бланк самостоятельно, сделать вывод.
2 вариант.
Получить у преподавателя бланк « Акт об уничтожении рецептов для получения ЛС, подлежащих ПКУ»
Заполнить бланк самостоятельно, сделать вывод.
Приложение № 4
Самостоятельная работа
Задача:
Определить остаток на конец месяца и рассчитать естественную убыль для спирта этилового 95%, если:
Остаток на начало месяца 3,6кг
Приход по накладным 28 кг
Расход этилового спирта по рецептам 3,65 кг
Расход этилового спирта по отпуску ангро 24,36 кг
Остаток фактический = 2,8 кг
Расход спирта за межинвентаризационный период
-по амбулаторной рецептуре 28,45кг
-по отпуску ангро 166,28кг
Решить задачу, сделать вывод.
Приложение №5
Тема: «Предметно-количественный учёт в аптеке (ПКУ)»
Тестовый контроль. 1 вариант
1)Документ, регламентирующий перечень ЛС, подлежащих ПКУ:
А) Приказ МЗ РФ № 80 от 04.03.2003г.
Б) Приказ МЗ РФ № 183н от 22.04.2014г
В) Приказ МЗ РФ № 706н от 23.08.2010г
2) В каких документах отражается приход и расход препаратов , подлежащих ПКУ:
А) Приходный, расходный кассовый ордер;
Б) Журнал фасовочных работ;
В) Журнал регистрации ПКУ
3) Какое вещество находится на ПКУ:
А) Папаверина гидрохлорид;
Б) Эфедрина гидрохлорид;
В) Спирт этиловый
4) Документ, регламентирующий порядок отпуска лекарственных средств:
А) Приказ МЗ РФ № 403н 11.07.2017г
Б) Приказ МЗ РФ № 309 от 21.10.1997г.
В) Приказ МЗ РФ № 49 от 13.06.1995г
5) Какое вещество находится на ПКУ:
А) Новокаин;
Б) Дибазол;
В) Кодеин
6) На какое время заводится Журнал ПКУ:
А) 6 месяцев;
Б) 1 год;
В) 2 года
7) Ядовитые ЛС отпускаются отделениям ЛПУ в размере на:
А) 5 дней;
Б) 10 дней;
В) 1 месяц
Тема: « Предметно-количественный учёт в аптеке (ПКУ)»
Тестовый контроль.
2 вариант
1) Ядовитые ЛС отпускаются отделениям ЛПУ в размере на:
А) 5 дней;
Б) 10 дней;
В) 1 месяц
2) На какое время заводится Журнал ПКУ:
А) 6 месяцев;
Б) 1 год;
В) 2 года
3) Какое вещество находится на ПКУ:
А) Новокаин;
Б) Дибазол;
В) Кодеин
4) Документ, регламентирующий порядок отпуска лекарственных средств:
А) Приказ МЗ РФ № 403н 11.07.2017г
Б) Приказ МЗ РФ № 309 от 21.10.1997г.
В) Приказ МЗ РФ № 49 от 13.06.1995г
5) Какое вещество находится на ПКУ:
А) Папаверина гидрохлорид;
Б) Эфедрина гидрохлорид;
В) Спирт этиловый
6) В каких документах отражается приход и расход препаратов , подлежащих ПКУ:
А) Приходный, расходный кассовый ордер;
Б) Журнал фасовочных работ;
В) Журнал регистрации ПКУ
7) Документ, регламентирующий перечень ЛС, подлежащих ПКУ:
А) Приказ МЗ РФ № 80 от 04.03.2003г.
Б) Приказ МЗ РФ № 183н от 22.04.2014г
В) Приказ МЗ РФ № 706н
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка круглого стола для обучающихся профессиональных образовательных организаций СПО «Имею право на права». Методическая разработка в 2014 году заняла 2 место на областном конкурсе «Правовая культура молодежи».
Данная методическая разработка предназначена для проведения внеклассного воспитательного мероприятия по правовому обучению обучающихся....
Методическая разработка "Гражданский и официальный брак" Методическая разработка занятия и методические рекомендации
Методическая разработка кураторского часа...
Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...
Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".
Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....
Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /
Методическая разработка составлена для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...
Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.
Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....
Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...