Методическая разработка теоретического занятия "Гомеопатические лекарственные формы"
методическая разработка
Методическая разработка теоретического занятия "Гомеопатические лекарственные формы" предназначена для преподавателя МДК 02.01 Технология изготовления лекарственных форм специальности 33.02.01 Фармация по очной и очно-заочной (вечерней) форме обучения. Учебный материал разработки рассматривает старые и новые лекарственные формы, используемые в гомеопатии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
54._gomeopaticheskie_lfteor.docx | 38.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство здравоохранения Амурской области
Государственное автономное учреждение Амурской области
профессиональная образовательная организация
Амурский медицинский колледж
Методическая разработка
теоретического занятия для преподавателя
Тема: «ГОМЕОПАТИЧЕСКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ »
П.М. 02. « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»
МДК 02.01 «Технология изготовления лекарственных форм»
Специальность: 33.02.0.1. «Фармация»
Уровень подготовки: базовый
Курс: 3
Составлена: Суховой Л.П.,
преподавателем технологии
изготовления лекарственных
форм в соответствии с требованиями
Федерального государственного
образовательного стандарта
среднего профессионального
образования
г. Благовещенск
2018 г.
Рассмотрено на Утверждаю заседании ЦМК «Фармация» Экспертный совет при
Протокол № ____ информационно-методическом центре
«___» __________ 2018 г. ГАУ АО ПОО АМК
Председатель ЦМК ____________ «____» _______________ 2018 г. Давыдова О.А.
Пояснительная записка
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по МДК 02.01 «Технология изготовления лекарственных форм» «Гомеопатические лекарственные формы» предназначена для проведения теоретического занятия на специальности «Фармация». Данная тема является актуальной в связи с тем, что а аптеках представлен достаточно широкий ассортимент данных лекарственных форм для лечения различных заболеваний, как для взрослых, так и для детей. Фармацевт должен ориентироваться в разнообразии готовых препаратов, уметь проводить правильную консультацию посетителей аптек по правилам приема не только обычных лекарственных препаратов, но и гомеопатических. Поэтому данная тема важна для понимания и освоения ПМ 02 « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля» и квалификации «Фармацевт». Методическая разработка может применяться при проведении теоретического занятия как по очной, так и очно-заочной (вечерней) форме получения образования. Разработка содержит организационно-методический блок, блок учебной информации, контроля. На освоение данной темы отводится 2 учебных часа.
Тема № 54: Гомеопатические лекарственные формы
Цели занятия:
Методическая цель – создать условия для формирования теоретических знаний
Образовательная цель – сформировать у студентов теоретические знания о гомеопатических лекарственных формах
Воспитательная цель – воспитать внимательность, организованность, чувство профессионализма
Развивающая цель – развивать интерес, мышление
В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:
- ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии
- ОК.2. Организовывать собственную деятельность
- ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
- ОК.6.Уметь работать в коллективе
Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:
- ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств
- ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности
Студенты должны знать:
- Что собой представляет гомеопатия как наука
- Виды гомеопатических лекарственных форм
Вид занятия: теоретическое
Тип занятия: урок передачи и усвоения новых знаний
Уровень усвоения: 1
Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм
Материально-техническое обеспечение:
Методическое обеспечение: методическая разработка теоретического занятия для преподавателя.
Технические средства обучения: компьютер, телевизор, презентация.
Внутрипредметные связи:
- Классификация лекарственных форм
Межпредметные связи:
- фармакология (основные термины и понятия)
Литература:
1. Алексеев К.В., Суслина С.Н. Фармацевтическая технология. Феникс. 2016 г.
2. Гаврилов А.С. Фармацевтическая технология. Изготовление лекарственных препаратов. ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.
3. Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. ГЭОТАР-Медиа, 2016 г.
4. Интернет – ресурсы
Структура занятия
I. Организационная часть - 2 мин.
II. Целевая установка - 4 мин.
III. Актуализация базовых знаний - 5 мин.
IV. Блок учебной информации - 72 мин.
V. Закрепление – 5 мин.
VI. Подведение итогов - 2 мин.
Содержание занятия
№ п/п | Этапы занятия | Цель | Описание деятельности | Время | |
преподавателя | студента | ||||
1 | Организация начала занятия | Обеспечить готовность к занятию, создать рабочее настроение | Проверяет готовность аудитории, внешний вид студентов, наличие письменных принадлежностей, отмечает отсутствующих | Староста перечисляет отсутствующих, называет причину отсутствия | 2 мин |
2 | Целевая установка | Раскрыть практическое значение темы, необходимость применения полученных знаний в профессиональной деятельности | Знакомит студентов с планом занятия. Четко и ясно объявляет поставленные цели. Объясняет, что студенты должны изучить в процессе занятия | Слушают преподавателя, записывают тему, план | 4 мин |
3 | Актуализация базовых знаний | Восстановить в памяти студентов ранее усвоенные знания, которые потребуются для понимания и усвоения нового материала | Проводит устный (письменный) фронтальный опрос (приложение № 1) | Отвечают на поставленные вопросы, исправляют или дополняют ответы других студентов | 5 мин |
4 | Основная часть | Сформировать у студентов знания о гомеопатических лекарственных формах | Излагает новый материал, отмечая значение данной темы в практической деятельности фармацевта (приложение № 2) | Внимательно слушают преподавателя, составляют конспект | 72 мин |
5 | Закрепление материала | Закрепить полученные знания по основным вопросам | Проводит устный фронтальный опрос (приложение № 3) | Отвечают на поставленные вопросы | 5 мин |
6 | Подведение итогов | Стимулировать интерес к учебному процессу | Отмечает положительные, отрицательные моменты в ответах студентов, в их поведении, выставляет оценки | Слушают, анализируют слова преподавателя, запоминают замечания | 2 мин |
Тема: Гомеопатические лекарственные формы Приложение № 1
Актуализация базовых знаний:
1.Что собой представляет технология изготовления лекарственных форм, чем она занимается?
Ответ: Технология изготовления лекарственных форм – это наука, изучающая теоретические основы технологических процессов получения, переработки лекарственных средств в лечебные, профилактические, реабилитационные, диагностические препараты в виде разных лекарственных форм и терапевтических систем.
2.Чем отличаются понятия лекарственное вещество и лекарственный препарат?
Ответ: Лекарственное вещество – лекарственное средство, представляющее собой индивидуальное химическое или биологическое вещество. Лекарственный препарат - это лекарственное средство в виде определенной лекарственной формы.
3.Что понимается под термином «лекарственная форма»?
Ответ: Лекарственная форма – это придаваемое лекарственному средству удобное для применения состояние, при котором достигается необходимый терапевтический эффект.
4. Каковы основные задачи технологии лекарственных форм?
Ответ: Основными задачами ТИЛФ являются высококачественное изготовление и отпуск лекарственных препаратов.
Тема: Гомеопатические лекарственные формы Приложение № 2
Блок учебной информации:
План:
1. Гомеопатия как наука
2. Принцип изготовления гомеопатических лекарственных средст
3. Виды гомеопатических лекарственных форм
Что такое гомеопатия? С точки зрения механизма воздействия, гомеопатия — это форма лекарственной регулирующей терапии, которая мобилизует и приводит к норме защитные силы самого организма (Г. Келер), как бы "забывшего" — из-за болезни — об этих собственных резервах самовосстановления. На чем основано такое пробуждение и дальнейшее регулирование защитных сил человеческого организма? Основные принципы гомеопатического метода лечения сформулировал немецкий врач XVIII-XIX века Самуэль Ганеман, который еще в 1796 году, в медицинском труде «Опыт нового принципа нахождения целительных свойств лекарственных веществ», опубликовал свои выводы по первому, основополагающему принципу — принципу подобия. И затем, на протяжении десятилетий развивая и уточняя свои тезисы, выдвигаемые по результатам последующих экспериментов и лечебной практики — в книге «Органон врачебного искусства» (в шестой ее редакции!) — окончательно изложил четыре базисных положения нового, основанного им гомеопатического метода лечения:
1. Подобное лечится подобным (принцип подобия).
2. Потенцирование веществ необходимо для получения гомеопатических лекарств.
3. Испытание препаратов — на здоровых людях.
4. Учет индивидуальной картины болезни.
Остановимся на них чуть подробнее.
Принцип подобия
"Чтобы лечить верно, безопасно, быстро и надежно — подбирай в каждом конкретном случае только такое лекарство, которое может вызвать состояние, подобное тому страданию (homoion pathos), которое предстоит исцелять" — так формулирует этот принцип сам Ганеман.
Таким образом, суть принципа подобия в том, чтобы симптомы, которые видим у заболевшего, были подобны тем болезненным проявлениям, которые искомое гомеопатическое лекарство вызовет у здорового человека, имеющего подходящий конституциональный тип.
Считая, что гомеопатический препарат, попадая в организм, вызывает так называемую «лекарственную болезнь», которая и должна вытеснить «болезнь естественную», Ганеман в своих трактатах подчеркивал, что такое возможно, лишь когда «лекарственная болезнь» достаточно сильна. И чем больше подобия окажется в симптомах «лекарственной» и «естественной» болезней, тем сильнее будет целебное действие такого лекарства.
Изготовление ГЛС: наука и искусство
ГЛС изготавливают в гомеопатических аптеках и на фармацевтических предприятиях с использованием технологий, которые позволяют проводить поэтапное уменьшение концентрации исходного сырья в сочетании с его потенцированием - энергичным встряхиванием, перемешиванием или растиранием. В результате особой технологии изготовления ГЛС при их приеме не наблюдаются токсические, аллергические или какие-либо иные нежелательные эффекты.
В качестве сырья для гомеопатических препаратов используются вещества растительного, минерального, химического и животного (например, яды змей и насекомых) происхождения.
Предпочтение обычно отдают растительному сырью - ГЛС можно изготавливать как из свежих, так и из высушенных растений. Плоды и семена для изготовления ГЛС, если нет специальных предписаний, собирают летом или осенью во время их полного созревания. Кору со смолистых деревьев и кустарников снимают во время развития листьев или образования почек, с несмолистых - осенью, в период покоя. Сердцевину деревьев заготавливают до наступления весны, прежде чем распустятся почки. Надземные части трав срезают в период, указанный для каждой травы. Если нет дополнительных рекомендаций, то у однолетних растений корни выкапывают перед созреванием плодов, у двулетних - весной на втором году, у многолетних - осенью. Побеги собирают с деревьев и кустарников первого года.
ГОМЕОПАТИЧЕСКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ
Сегодня гомеопатические лекарственные средства (ГЛС) находят все более широкое применение в официальной медицине. На российском рынке ГЛС представлены различными лекарственными формами, в том числе используемыми и в аллопатии. Но есть и специфические ЛФ, применяемые только в гомеопатии.
Жидкие лекарственные формы для внутреннего применения:
ГЛС готовят в жидкой форме в виде настоек (тинктур) и водных или спиртовых растворов (концентрация спирта - 90, 60, 45%), сиропов.
Один из основных способов приготовления настоек - смешивание отжатого сока в равных количествах со спиртом этиловым. Другой - получение тинктур путем двухдневной мацерации с последующим применением метода перколяции (оптимально для высушенного ЛРС и живой ткани).
Настойки гомеопатические матричные используются для приготовления лекарственных средств или в качестве лекарственного средства. В настоящее время в России настойки гомеопатические матричные поставляются бельгийской фирмой Laboratories Dolisos, Московской фармацевтической фабрикой и др. Эти тинктуры используются для производства лекарств.
Кроме того, жидкие ГЛС сейчас выпускают, например, в виде капель оральных - Мастодинон ("Бионорика", Германия), Инфлюцид ("Немецкий Гомеопатический Союз", Германия), Кралонин ("Хеель", Германия), Андроит ("Гомеопатическая фармация ООО", Россия); сиропов - ЭДАС-306, 307М ("ЭДАС", Россия) и др.
Твердые лекарственные формы
ГЛС также применяются в виде твердых ЛФ (тритурации, гранулы, таблетки, карамели). Их изготавливают из сухих и жидких веществ минерального происхождения, химических соединений, эссенций и тинктур. Определенное количество лекарственного вещества растирается с молочным сахаром в фарфоровой ступке (использовать металлическую ступку нельзя!), причем растирание производится специальным образом.
Гранулы (крупинки) получают в промышленных условиях из чистого тростникового сахара высшего качества. При насыщении гранул лекарственными веществами нужно исходить из того, что каждая крупинка должна соответствовать одной капле лекарственного вещества. В процессе, начиная с третьего разведения и выше, используется только 70%-ный спирт. Насыщение гранул проводят в стеклянной банке, объем которой должен быть в 1,5 или 2 раза больше объема загружаемых гранул. К рассчитанному количеству гранул добавляется соответствующего разведения лекарственное вещество, которое, в свою очередь, по весу в два раза развели 70%-ным спиртом (для более равномерного распределения и насыщения массы гранул). Закрыв банку крышкой (обернутой в пергаментную бумагу), немедленно начинают встряхивать банку в течение 10 минут ручным способом или в течение 3-4 минут машинным способом. После окончания встряхивания гранулы из банки высыпают для сушки на деревянные (с отверстиями) щиты, покрытые пергаментной бумагой. После чего гранулы высушивают на воздухе при комнатной температуре до постоянной массы. Эта дозированная ЛФ широко представлена в аптеках в первую очередь отечественными препаратами - Акогриппин, Простасан, Эректин, Диетол-композитум ("Алкой", Россия); Игнатия композитум, Лахезис композитум, Примула композитум ("Лекарственные средства ВАЛА-Р", Россия); Авиа-Море, Агри, Успокой ("Материа Медика", Россия) и др.
Таблетки гомеопатические получают путем прессования тритураций гомеопатических. По большей части это продукция зарубежных производителей - Ангин-Хель С, Гастрикумель, Траумель С ("Хеель", Германия), Ринитал, Климактоплан ("Немецкий Гомеопатический Союз", Германия), Коризалия, Оциллококцинум ("Лаборатория Буарон", Франция) и многие другие. Но есть и отечественные средства - Анар, Пропротен-100 ("Материа Медика", Россия) и др.
Карамели гомеопатические - дозированная лекарственная форма, предназначенная для рассасывания в полости рта. Изготавливают карамели путем введения в расплавленную карамельную массу (сахар и крахмальная патока или инертный сироп) активных компонентов в виде гомеопатических разведений, смесей гомеопатических или тритураций. На рынке представлены, в основном, отечественными препаратами Авиа-Море, Никомель, Фарингомед ("Материа Медика", Россия).
Лекарственные формы для наружного применения.
Для наружного применения из гомеопатических средств используются мази, масла, спирты, растворы для инъекций, оподельдоки, суппозитории и пластыри.
Мази и масла готовят по общим правилам ГФ XI. Основой для гомеопатических мазей обычно становятся вещества природного происхождения - ланолин, масла растительные, воск пчелиный, спермацет, трагакант, агар, мед, глицерин и т.п. Как правило, в гомеопатические мази не добавляют стабилизаторы, антиоксиданты и консерванты. В аптеках можно купить такие мази, как Ирикар (крем, мазь), Ревма-гель, Псориатен (мазь) ("Немецкий Гомеопатический Союз", Германия), Траумель С, Цель Т ("Хеель", Германия), Гомеоплазмин, Цикадерма ("Лаборатория Буарон", Франция), Арника ДН, Гамамелис ДН ("Доктор Н", Россия), Арника, Белладонна, Бриония, Гиперикум, Ледум ("Московская фармацевтическая фабрика", Россия) и др.
Для изготовления гомеопатических масел используются персиковое, абрикосовое, сливовое, оливковое, подсолнечное растительные масла. У нас продаются такие гомеопатические масла, как Бриония-ГФ, Календула-ГФ, Ледум-ГФ ("Гомеопатическая фармация ООО", Россия), Чайное дерево ДН ("Доктор Н", Россия), ЭДАС-802 ("ЭДАС", Россия).
Спирты для наружного использования готовятся смешением спиртовых настоек с 70%-ным спиртом, в которых различается процентное содержание настоек, например, Спирт Анис – 3 %, Спирт Арника – 10 %, Спирт Аконит – 5 %.
Нельзя не сказать также и о такой ЛФ, как растворы для инъекций - Дискус композитум, Коэнзим композитум, Кутис композитум, Мукоза композитум, Траумель С и др., они представлены в России только одной фирмой-производителем - "Хеель", Германия
Новые и давно знакомые лекарственные формы
Жидкий оподельдок является лекарственной формой, представляющей собой спиртовой линимент для наружного применения. Эта ЛФ используется только в гомеопатии. Оподельдок готовят смешением двух частей мыльного спирта, одной части воды и одной части 96%-ного спирта. Приготовленный таким образом оподельдок смешивается с различными тинктурами в соответствующем соотношении: 3, 5 и 10%. На нашем фармацевтическом рынке представлены Оподельдок Рус ("Московская фармацевтическая фабрика", Россия), Оподельдок Ледум, Оподельдок Арника, Оподельдок Гиперикум и др. ("ЭДАС", Россия).
Суппозитории получают из различных спиртовых настоек путем смешивания массы из Бутирум какао или гидрогенизированного жира с соответствующим количеством лекарственного вещества. Для получения компактной массы и достижения связывающего эффекта по мере надобности добавляется безводный ланолин. На каждую свечу употребляется 20 капель тинктуры с предварительным выпариванием. Сегодня отечественный покупатель может видеть на прилавках гомеопатические суппозитории - Вибуркол ("Хеель", Германия), суппозитории ректальные с настойкой Гамамелис, суппозитории ректальные с настойкой календулы ("Московская фармацевтическая фабрика", Россия), Гамамелис ДН, Авена-мод, Алоэ-слаб, Анис-плюс ДН ("Доктор Н", Россия) и др.
Пластыри - это ЛФ для наружного применения, изготавливаемые в виде пластичной массы, обладающей способностью размягчаться при температуре тела и прилипать к коже, или в виде той же массы на плоском носителе. Гомеопатические пластыри представлены на российском рынке только препаратом Диетпласт - гомеопатическим пластырем для похудания (Four Ventures, США).
В последнее время на прилавках аптечных учреждений появилась и такая ЛФ, как спрей назальный, например, Люффель, Эуфорбиум композитум ("Хеель", Германия).
Таким образом, в настоящее время рынок гомеопатических препаратов представлен разнообразными лекарственными формами. Немаловажно то, что доминируют на нем отечественные препараты. Однако в России отсутствует производство гомеопатических препаратов в таких ЛФ, как инъекционные формы, гели, аэрозоли назальные, драже, глазные капли. Производство этих ЛФ перспективно в развитии отечественной фармацевтической промышленности
Тема: Гомеопатические лекарственные формы Приложение № 3
Закрепление материала. Контрольные вопросы:
1.Что собой представляет гомеопатия?
2. Какой основной принцип гомеопатии?
3. Из какого сырья получают гомеопатические средства?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка теоретического занятия в форме КВЕСТА Тема: «Противотуберкулёзные, противомикозные, противовирусные, противоглистные, противопротозойные средства» по дисциплине ОП.07.Фармакология.
Данная разработка предназначена для преподавателя с целью подготовки и проведения занятия по данной теме. Работа состоит из блоков, структурирована соответственно методическим требованиям, блок контро...
Методическая разработка лекции Тема:«Лекарственные формы для новорожденных детей и детей первого года жизни»
Детский организм от взрослого отличается рядом анатомо-физиологических особенностей. Дети развиваются очень быстро. В каждый период жизни (неделя, месяц, год) ребенка следует рассматривать уже как сов...
Теоретическое занятие "Лекарственные формы заводского производства"
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по МДК 02.01 «Технология изготовления лекарственных форм» «Лекарственные формы заводского производства» предназ...
Методическая разработка теоретического занятия Мягкие лекарственные формы
Методическая разработка теоретического занятия Мягкие лекарственные формы...
Методическая разработка теоретического обобщающего занятия "Жидкие лекарственные формы"
Методическая разработка теоретического занятия «Жидкие лекарственные формы» по технологии изготовления лекарственных форм специальности «Фармация» составлена с целью обобщения ...
Методическая разработка теоретического занятия "Суппозитории как лекарственная форма. Основы"
Методическая разработка теоретического занятия "Суппозитории как лекарственная форма. Основы" предназначена для преподавателя МДК Технология изготовления лекарственных форм специальности 33....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА теоретического занятия для преподавателя по теме: «Взаимодействие лекарственных средств с пищевыми продуктами»ПМ. 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредство
Большинство лекарственных средств назначают внутрь, и при поступлении их в пищеварительный тракт могут произойти самые разнообразные взаимодействия как между собой, так и с пищеварительными соками и и...