Методические разработки
методическая разработка
Пояснительная записка
Согласно данным статистики, из всех больных, приходящих на амбулаторный прием, у каждого второго пациента имеется заболевание оболочек глазного яблока или его содержимого, которые наиболее часто приводят к слепоте, слабовидению. Раннее выявление, своевременное и адекватное лечение, наблюдение в организациях первичной медико-санитарной помощи, рациональный уход в дооперационном и послеоперационном периодах при заболеваниях глазного яблока, позволяют сохранить зрение у пациентов, предотвратить осложнения. Овладение медицинскими сестрами навыками ухода за пациентами с патологией глазного яблока становится необходимым условием подготовки высококвалифицированного специалиста.
Работа с данными пациентами требует от студента прочных теоретических знаний о заболеваниях глазного яблока, принципах лечения, ухода, возможных осложнениях. На основе изучения строения, функций органа зрения, этиологии, патогенеза, проявлений заболеваний глазного яблока, задачей в конце освоения темы является полное овладение элементами сестринского наблюдения и ухода за больными с патологией глазного яблока: подготовка пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам; выполнение сестринских манипуляций; консультирование пациента и его окружение по применению лекарственных средств, применяемых при заболеваниях глазного яблока; осуществление фармакотерапии по назначению врача; проведение мероприятий по сохранению и улучшению качества жизни пациента с заболеваниями глазного яблока; ведение утвержденной медицинской документации.
Задача преподавателя – формирование профессиональных и общих компетенций. Методическая разработка практического занятия подготовлена в соответствии с ФГОС по специальности Сестринское дело, учебным планом, рекомендациями Всероссийского учебно-научно-методического центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию при Министерстве здравоохранения РФ, рабочей программы ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК02.02.3 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях хирургии, травматологии, онкологии, раздел Сестринский уход в офтальмологии
Для активизация познавательной деятельности обучающихся на практическом занятии используются разнообразные методы самоконтроля и контроля; видеозаписи проведения данных манипуляций, демонстрируются пациенты с этими заболеваниями. Для повышения эффективности самостоятельной работы студента применяется метод организации деятельности малыми группами для отработки практических навыков, решение практикоориентированных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методразработка | 48.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГАПОУ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМ. Э.Р. РАДНАЕВА»
ГУРЭНЭЙ МЭРГЭЛЖЭЛТЭ hУРАЛСАЛАЙ БЭЕЭ ДААhАН ЭМХИ ЗУРГААН
«Э. Р. РАДНАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ УЛАС ТYРЫН ЭМШЭЛЭЛГЫН ГОЛ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия
ПМ 02 УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО – ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХ
МДК 02.01.Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
Раздел 02.01.8 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях в офтальмологии
Тема: Сестринский уход при воспалительных заболеваниях органа зрения
Специальность Сестринское дело
Курс 3
Методическая разработка составлена в соответствии
с требованиями рабочей программы по ПМ 02
Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах,
утвержденной методическим советом ГАПОУ «РБМК»
от «___» _______________ 20__
Улан-Удэ, 2023г.
«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании ЦМК Зам. директора ОУ
«Сестринское дело» ________________
Протокол №_____ Дырдуева Н.Б.
от_________ 2023 г. «____»________ 2023 г.
Зав. ЦМК__________
Е.Д.Югдурова
«СОГЛАСОВАНО»
Ст. методист
_______________
В.Б.Балдоржиева
«___» ________20__ г.
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующая по ПО
_______________
О.Ю.Усольцева
«___» ________20__ г.
Рецензенты:
Внешний
________________________________________________________________
(Инициалы, фамилия, ученая степень, ученое звание, должность)
Внутренний:
____________________________________________________________
(Инициалы, фамилия, ученая степень, ученое звание, должность)
Разработчик (-ки):
Дашидоржиева Т.К., преподаватель
Содержание
Пояснительная записка
Технологическая карта учебного занятия
Технологический процесс учебного занятия
Приложение А. Мотивация
Приложение Б. Перечень ключевых слов (определение терминов,
используемых на занятии)
Приложение В. Задания тестового контроля на воспроизведение полученных
знаний и умений
Приложение Г. Содержание учебного материала
Приложение Д. Задания для закрепления (знаний, умений)
Приложение Е.
Приложение Ж.
Приложение …..
Пояснительная записка
Методическая разработка составлена на основе законодательства Российской
Федерации в сфере образования:
- Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 августа 2022 г. № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования» (действует с
01.03.2023 г.);
- Федеральных государственных образовательных стандартов для специальности «34.02.01,
Сестринское дело».
Методическая разработка по разделу 02.01.8 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях в офтальмологии является частью рабочей программы ПМ.02 УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО – ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХ.
Формируемые компетенции:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
Согласно данным статистики, из всех больных, приходящих на амбулаторный прием, у каждого второго пациента имеется заболевание придатков глаза, оболочек глазного яблока или его содержимого, которые наиболее часто приводят к слепоте, слабовидению. Раннее выявление, своевременное и адекватное лечение, наблюдение в организациях первичной медико-санитарной помощи, рациональный уход в дооперационном и послеоперационном периодах при заболеваниях глазного яблока, позволяют сохранить зрение у пациентов, предотвратить осложнения. Овладение медицинскими сестрами навыками ухода за пациентами с патологией глазного яблока становится необходимым условием подготовки высококвалифицированного специалиста.
Работа с данными пациентами требует от студента прочных теоретических знаний о заболеваниях глазного яблока, принципах лечения, ухода, возможных осложнениях. На основе изучения строения, функций органа зрения, этиологии, патогенеза, проявлений заболеваний глазного яблока, задачей в конце освоения темы является полное овладение элементами сестринского наблюдения и ухода за больными с патологией глазного яблока: подготовка пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам; выполнение сестринских манипуляций; консультирование пациента и его окружение по применению лекарственных средств, применяемых при заболеваниях глазного яблока; осуществление фармакотерапии по назначению врача; проведение мероприятий по сохранению и улучшению качества жизни пациента с заболеваниями глазного яблока; ведение утвержденной медицинской документации.
Задача преподавателя – формирование профессиональных и общих компетенций. Методическая разработка практического занятия подготовлена в соответствии с ФГОС по специальности Сестринское дело, учебным планом, рекомендациями Всероссийского учебно-научно-методического центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию при Министерстве здравоохранения РФ, рабочей программы ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.02.3 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях хирургии, травматологии, онкологии, раздел Сестринский уход в офтальмологии
Для активизация познавательной деятельности обучающихся на практическом занятии используются разнообразные методы самоконтроля и контроля; видеозаписи проведения данных манипуляций, демонстрируются пациенты с этими заболеваниями. Для повышения эффективности самостоятельной работы студента применяется метод организации деятельности малыми группами для отработки практических навыков, решение практикоориентированных задач.
Продолжительность практического занятия - 6 академических часов в соответствии с утверждённой рабочей учебной программой ПМ 02.
Методические рекомендации к практическому занятию
ПМ02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. МДК02.02.3 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях хирургии, травматологии, онкологии, раздел Сестринский уход в офтальмологии
Тема урока Осуществление сестринского ухода при заболеваниях глазного яблока
Формируемые компетенции:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии
с правилами их использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
Тип урока - урок по первоначальному формированию умений и навыков.
Вид урока - практика
Цель методическая - взаимообучение, проблемное обучение
Цели образования (обучения, воспитания, развития)
-учебная
Студент должен иметь практический опыт:
осуществления ухода за пациентами при заболеваниях глазного яблока
Студент должен уметь:
готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
осуществлять сестринский уход за пациентом при заболеваниях глазного яблока;
консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств, применяемых при заболеваниях глазного яблока;
осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента с заболеваниями глазного яблока;
вести утвержденную медицинскую документацию;
Студент должен знать:
причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента при заболеваниях глазного яблока, организацию и оказание сестринской помощи;
пути введения лекарственных препаратов; правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения
-развивающая: развитие познавательных процессов, способностей составлять и анализировать информацию; формирование системного мышления;
-воспитательная: формирование ценностных установок и профессиональных качеств; важными нравственными качествами медицинского работника: должны быть милосердие, аккуратность, ответственность, доброжелательность, тактичность и др.
Мотивация Заболевания придатков глаза, глазного яблока являются основными причинами слепоты, слабовидения и составляют от 70,0 до 79,5% в структуре общей глазной патологии. Только своевременное лечение, уход при заболеваниях глазного яблока позволяют сохранить зрение у пациентов, предотвратить осложнения.
Образовательная технология практикоориентированный подход
Продолжительность занятия - 270 минут
Место проведения: кабинет № 327
Оснащение занятия:
Методическое:
Примерная программа по ПМ 02 «Сестринское дело в офтальмологии», утвержденная Министерством здравоохранения Российской Федерации и Всероссийским учебно-научно-методическим центром МЗ РФ.
Рабочая программа по ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
Календарно-тематический план
Инструкции по охране труда, противопожарной безопасности и производственной каб.№ 327
Учебно-методический комплекс по теме Сестринский уход при воспалительных заболеваниях органа зрения
Тестовые задания по теме Сестринский уход при воспалительных заболеваниях органа зрения
Ситуационные задачи по теме Сестринский уход при воспалительных заболеваниях органа зрения
Медицинская документация:
- бланки рецептов для выписки глазных лекарственных препаратов;
Материально-техническое обеспечение занятия
Муляж глазного яблока
Тематические таблицы по теме «Воспалительные заболевания придаточного аппарата, глазного яблока»
Слайды по темам: «Коньюнктивиты», «Кератиты».
Видео «Закапывание глазных капель», «Закладывание глазной мази»
глазные пипетки, глазные капли, ватные шарики, спирт, кушетка, маска, резиновые перчатки
Межпредметные связи: Анатомия и физиология человека, основы патологии, гигиена и экология человека, основы микробиологии и иммунологии, фармакология, общественное здоровье и здравоохранение, ПМ 01 Проведение профилактических мероприятий, ПМ 03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях
Внутрипредметные связи: Анатомия, физиология органа зрения. Рефракция. Аккомодация. Зрительные функции и методы исследования;
Основные методы диагностики, лечения глазной патологии; Особенности сестринского ухода
Заболевания придаточного аппарата глаза, глазницы ;
Заболевания оболочек глазного яблока;
Устройство и оснащение глазного кабинета, отделения. Особенности работы медицинской сестры. Исследование остроты зрения Графлогическая структура темы занятия (Приложение 1)
Список литературы:
Литература для студента
1. Сестринская помощь при заболеваниях уха, горла, носа, глаза и придаточного аппарата : учебное пособие / под ред. А.Ю. Овчинникова. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 176 с. : ил.
2. Рубан Э.Д. Глазные болезни: учебник.- Изд.10-е.- Ростов н/Д: Феникс,2018.- 430, (1) с.- СПО
Литература для преподавателя
1. Глазные болезни : учебник / Э.Д. Рубан. – 10-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д : Феникс, 2018. – 398 с. : ил. – (медиа).
2.Рубан Э.Д. Сестринское дело в офтальмологии / Э.Д.Рубан, И.К. Гайнутдинов. – Изд. 4-е, стер. – Ростов н/Д : Феникс, 2019. – 352 с., ил. (среднее профессиональное образование).
3. Основы офтальмологии: учебное пособие для медицинских вузов / С.А.Рух. – 3-е изд. – М.: МИА, 2019. – 304с.: ил.
Список литературы, которую использовал преподаватель для подготовки занятия.
1. Пидкасистый П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов / П. И. Пидкасистый. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М. : Пед. общество России, 2005. - 144 с.
2. Проблемы подготовки учителя для современной российской школы : сб. материалов. - М. : Изд. Дом РАО : Баланс, 2007. - 320 с. : табл. - (Образовательная система "Школа-2100").
3. Решетников П. Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. Рождение мастера : кн. для преподавателей высш. и сред. пед. учеб. заведений / П. Е. Решетников. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 301 с. : ил. - (Педагогическая мастерская).
4. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.
5. Самигуллин Г.Х. К.биол. н. доцент, Ректор Института непрерывного педагогического образования. Педагогические требования к открытым урокам// Методист №6 2007.
Технологическая карта урока
Цикл | ПМ.02. | Раздел МДК 02.01. | Специальность | Форма урока ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ | |||||
Ф.И.О. преподавателя | Т.К.Дашидоржиева | ||||||||
Тип урока | практика | ||||||||
Раздел 1 | ПМ02 МДК0202.9 | ||||||||
Тема | Сестринский уход при воспалительных заболеваниях органа зрения | ||||||||
Место проведения каб 327 | Время 270 | ||||||||
Цели урока | Дидактические | Развивающие: | Воспитательные: | ||||||
осуществления ухода за пациентами при заболеваниях глазного яблока | ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. | ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | |||||||
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. | иметь практический опыт: осуществления ухода за пациентами при заболеваниях глазного яблока | уметь: готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам; осуществлять сестринский уход за пациентом при заболеваниях глазного яблока; консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств, применяемых при заболеваниях глазного яблока; осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первичной медико-санитарной помощи и стационара; осуществлять фармакотерапию по назначению врача; проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента с заболеваниями глазного яблока; вести утвержденную медицинскую документацию; | знать: причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента при заболеваниях глазного яблока, организацию и оказание сестринской помощи; пути введения лекарственных препаратов; правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения | ||||||
Связи: | Внутрипредметные: | Межпредметные: | |||||||
Анатомия, физиология органа зрения. Рефракция. Аккомодация. Зрительные функции и методы исследования; Основные методы диагностики, лечения глазной патологии; Особенности сестринского ухода Заболевания придаточного аппарата глаза, глазницы ; Заболевания оболочек глазного яблока; Устройство и оснащение глазного кабинета, отделения. Особенности работы медицинской сестры. Исследование остроты зрения | анатомия и физиология человека, основы патологии, гигиена и экология человека, основы микробиологии и иммунологии, фармакология, общественное здоровье и здравоохранение, ПМ 01 Проведение профилактических мероприятий, ПМ 03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях | ||||||||
Литература для преподавателя |
| Дополнительная:
Воспалительные заболевания глаз. Лучшие методы лечения и профилактики / С.Н.Федоров. – СПб. : Вектор, 2008. – 122 с. 1) http://www.retina.ru/ информация по заболеваниям сетчатки. | |||||||
Литература для студента |
| Дополнительная: Рубан Э.Д. Глазные болезни: учебник.- Изд.10-е.- Ростов н/Д: Феникс,2018.- 430, (1) с.- СПО | |||||||
Оснащение: | таблицы по теме, стерильные салфетки, глазные капли, глазные мази, пипетки, почкообразные лотки, кушетка |
План – хронокарта занятия
План самостоятельной работы студентов
№ | Название этапа | Описание | Цель |
1 | проведение периметрии | работа малыми группами по 2 чел. с фантомом (тонометрия по Маклакову | развитие познавательных процессов формирование и закрепление навыков выполнения данной манипуляции, воспитание ответственности |
2 | определение ВГД по Маклакову | отработка на фантоме | развитие познавательных процессов формирование и закрепление навыков выполнения данной манипуляции воспитание ответственности |
3 | решение ситуационных задач | каждый студент получает задание | способностей составлять и анализировать информацию формирование системного мышления |
Контрольные процедуры
Цель (задачи) занятия | Формы контрольных процедур |
Студент должен знать: определение, причины клиника заболеваний глазного яблока: кератиты, склериты, увеиты, ретинопатии, катаракта, глаукома Студент должен уметь: • определение поля зрения (периметрия); • измерение внутриглазного давления; • составление сестринского процесса | фронтальный опрос терминологический диктант тестовые задания выполнение манипуляций по алгоритму выполнение манипуляций по алгоритму решение ситуационных задач |
Критерии оценки различных контрольных процедур
Критерии оценки терминологического диктанта:
0-1 ошибка – «5» отлично
2 ошибки – «4»хорошо
3 ошибки – «3» удовлетворительно
4 и более – «2» неудовлетворительно
Критерии оценки тестовых заданий:
0-1 ошибка – «5» отлично
2 ошибки – «4»хорошо
3 ошибки – «3» удовлетворительно
4 и более – «2» неудовлетворительно
Критерии оценки устного опроса:
Оценка «5» - «отлично» ставится за последовательный, полный, безошибочный устный ответ, изложенный литературным языком без существенных стилистических нарушений.
Оценка «4» - «хорошо» ставится за последовательный, полный, с незначительными ошибками или одной существенной ошибкой устный ответ, изложенный литературным языком с незначительными стилистическими нарушениями.
Оценка «3» - «удовлетворительно» ставится за устный развернутый ответ, содержащий сообщение основного материала при двух-трех существенных фактических ошибках, язык ответа должен быть грамотным.
Оценка «2» - « неудовлетворительно» ставится, если учащийся во время устного ответа не вышел на уровень требований, предъявляемых к «троечному» ответу.
Критерии оценки выполнения диагностических манипуляций:
5 «отлично» - рабочее место оснащается с соблюдением всех требований техники безопасности; практические действия выполняются последовательно, по стандарту; выдерживается регламент времени; все действия обосновываются;
4 «хорошо» - рабочее место оснащается с соблюдением всех требований техники безопасности; практические действия выполняются последовательно по стандарту, но неуверенно; нарушается регламент времени, установленный алгоритмом действий; все действия обосновываются с уточняющими вопросами педагога;
3 «удовлетворительно» - рабочее место не полностью оснащается с соблюдением требований техники безопасности рабочее место рабочее место оснащается с соблюдением всех требований техники безопасности; нарушена последовательность выполнения практических действий; действия неуверенные, для обоснования действий необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии педагога.
2 «неудовлетворительно» - затруднения с подготовкой рабочего места, невозможность самостоятельно выполнить практические манипуляции.
Домашнее задание
№ | Вопросы для самоподготовки | Источник информации | Цель деятельности | Вопросы для самоконтроля |
1 | Рефракция и ее виды Методы определения, Коррекция цветоощущение | Рубан Э.Д. Сестринское дело в офтальмологии / Э.Д.Рубан, И.К. Гайнутдинов. – Изд. 4-е, стер. – Ростов н/Д : Феникс, 2012. – 352 с., ил. (среднее профессиональное образование) | Подготовка к работе в отделении «Микрохирургия глаза» и выполнении сестринских манипуляций |
|
2 | Воспалительные заболевания век дакриоаденит дакриоцисти | Рубан Э.Д. Сестринское дело в офтальмологии / Э.Д.Рубан, И.К. Гайнутдинов. – Изд. 4-е, стер. – Ростов н/Д : Феникс, 2012. – 352 с., ил. (среднее профессиональное образование) | Подготовка к работе в отделении «Микрохирургия глаза» и выполнении сестринских манипуляций |
|
3 | Воспалительные заболевания оболочек глазного яблока Катаракта Глаукома |
| Подготовка к работе в отделении «Микрохирургия глаза» и выполнении сестринских манипуляций |
|
Приложение 1
Терминологический диктант:
1. Гипопион – гной в передней камере
2. Роговичный синдром – светобоязнь, блефароспазм, слезотечение
3. Преципитат – отложения на роговице
4. Гифема – кровь в передней камере
5. Склери – воспаление склеры
6. Кератит – воспаление роговицы
7. Ирит – воспаление радужки
8. Хориоидит – воспаление собственно-сосудистой оболочки
9. Катаракта – помутнение хрусталика
10. Бельмо – исход заболеваний, травм роговицы
Критерии оценки терминологического диктанта:
0-1 ошибка – «5» отлично
2 ошибки – «4»хорошо
3 ошибки – «3» удовлетворительно
4 и более – «2» неудовлетворительно
Вопросы по теме «Осуществление сестринского ухода при заболеваниях глазного яблока»
- Назовите оболочки глазного яблока
- Назовите отделы наружной оболочки
- Назовите свойства роговицы
- Перечислите отделы сосудистой оболочки
- Функции ресничного тела
- Роль сетчатой оболочки
- Назовите элементы сетчатой оболочки
- Содержимое глазного яблока
- Функция хрусталика
- Внутриглазная жидкость
- Склерит: этиология, основные клинические признаки, принципы ухода и лечения
- Кератит: этиология, основные клинические признаки, принципы ухода и лечения
- Ирит: этиология, основные клинические признаки, принципы ухода и лечения
- Циклит: этиология, основные клинические признаки, принципы ухода и лечения
- Иридоциклит: этиология, основные клинические признаки, принципы ухода и лечения
- Ретинопатия: этиология, основные клинические признаки, принципы ухода и лечения
- Катаракта: этиология, основные клинические признаки, принципы ухода и лечения
- Глаукома: этиология, основные клинические признаки, принципы ухода и лечения
Критерии оценки устного опроса:
Оценка «5» - «отлично» ставится за последовательный, полный, безошибочный устный ответ, изложенный литературным языком без существенных стилистических нарушений.
Оценка «4» - «хорошо» ставится за последовательный, полный, с незначительными ошибками или одной существенной ошибкой устный ответ, изложенный литературным языком с незначительными стилистическими нарушениями.
Оценка «3» - «удовлетворительно» ставится за устный развернутый ответ, содержащий сообщение основного материала при двух-трех существенных фактических ошибках, язык ответа должен быть грамотным.
Оценка «2» - « неудовлетворительно» ставится, если учащийся во время устного ответа не вышел на уровень требований, предъявляемых к «троечному» ответу.
Критерии оценки выполнения диагностических манипуляций:
5 «отлично» - рабочее место оснащается с соблюдением всех требований техники безопасности; практические действия выполняются последовательно, по стандарту; выдерживается регламент времени; все действия обосновываются;
4 «хорошо» - рабочее место оснащается с соблюдением всех требований техники безопасности; практические действия выполняются последовательно по стандарту, но неуверенно; нарушается регламент времени, установленный алгоритмом действий; все действия обосновываются с уточняющими вопросами педагога;
3 «удовлетворительно» - рабочее место не полностью оснащается с соблюдением требований техники безопасности рабочее место рабочее место оснащается с соблюдением всех требований техники безопасности; нарушена последовательность выполнения практических действий; действия неуверенные, для обоснования действий необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии педагога.
2 «неудовлетворительно» - затруднения с подготовкой рабочего места, невозможность самостоятельно выполнить практические манипуляции.
Ситуационные задачи
Вы работаете на базе отдыха без врача. К вам обратилась пациентка 48 лет, с жалобами на сильную боль в правом глазу, иррадиирующую в правую височную область, резкое снижение зрения – до светоощущения, тошноту, рвоту. Состояние ухудшилось после того, как она в течение 5-ти часов собирала грибы. Острота зрения снижена до светоощущения.
Объективно: застойное инъецирование правого глазного яблока, роговица отечная, зрачок шире, чем на другом глазу, радужка отечная.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действия медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику исследования внутриглазного давления.
Эталон ответа к задаче 1
1. Предварительный диагноз. Острый приступ глаукомы правого глаза.
Заключение основано на данных:
- анамнеза: приступ болей в глазном яблоке возник внезапно, иррадиирует в правую височную область, тошнота, рвота;
- объективного обследования: застойное инъецирование глазного яблока, роговица отечная, зрачок шире, чем на другом глазу, радужка отечная.
Характерным провоцирующим фактором возникновения данного заболевания была длительная работа с наклоном головы вниз (собирала грибы).
2. Алгоритм действий медицинской сестры:
- измерить внутриглазное давление пальпаторным методом – глазное яблоко твердое, как камень;
- измерить артериальное давление (приступ глаукомы может сочетаться с подъемом артериального давления);
- уложить в горизонтальное положение на поверхности с приподнятым головным концом;
- вызвать скорую помощь с целью экстренной транспортировки в глазную клинику;
- если диагноз «глаукома» был поставлен ранее и пациентка пользуется каплями, снижающими глазное давление, закапать их в глаз;
3. Внутриглазное давление исследуют тонометрическим методом (в норме 17,0-26,0 мм рт. ст.) в соответствии со стандартом.
Задача № 2
В приемное отделение стационара обратился за помощью тракторист. Со слов пациента, во время ремонта трактора при ударе металлом о металл кусочек отлетел и ранил правый глаз. Жалобы на боли, покраснение, светобоязнь, слезотечение, снижение зрения.
Объективно: правый глаз – острота зрения снижена до светоощущения, на роговице на 9-ти часах в 3 мл от лимба роговичная рана длиной 3 мм с ровными краями. В рану выпала и ущемилась радужка, зрачок подтянут к ране, передняя камера мелкая, сгустки крови на радужке в области раны, помутнение хрусталика, гипотония.
Задания
1. Определите и обоснуйте состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику наложения бинокулярной повязки с помощью индивидуального перевязочного пакета.
Эталон ответа к задаче 2
1. Проникающее ранение роговицы с выпадением радужки, травматическая катаракта правого глаза. Внутриглазное инородное тело.
Заключение основано на данных:
- анамнеза: при ударе кусочек отлетевшего металла ранил глаз, боли, покраснение глаза, светобоязнь, слезотечение, снижение зрения;
- объективного обследования: на роговице имеется рана, в ране выпавшая и ущемленная радужка. Мелкая камера, зрачок подтянут к ране, помутнение хрусталика, сгустки крови на радужке, гипотония, острота зрения снижена до светоощущения.
2. Алгоритм действий медицинской сестры.
- вызвать помощь, срочная консультация окулиста;
- наложить асептическую бинокулярную повязку, дальнейшие мероприятия проводятся по назначению врача (профилактика инфицирования и столбняка);
- транспортировать в положении лежа в глазное отделение.
3. Бинокулярную повязку накладывают в соответствии со стандартом.
Вопросы устного опроса:
- Строение глазного яблока: оболочки и содержимое
- Заболевания наружной оболочки: склерит, кератит
- Клинические проявления кератита, проблемы пациента
- Ирит: определение, клиника, проблемы пациента
- Циклит, иридоциклит: определение, клиника, проблемы пациента
- Хориоидит: определение, клиника, проблемы пациента
- Катаракта: определение, клиника, проблемы пациента
- Глаукома, определение, классификация
- Открытоугольная форма глаукомы: определение, клиника, проблемы пациента
- Закрытоугольная форма глаукомы: определение, клиника, проблемы пациента
Тест-контроль «Сестринский уход при заболеваниях глазного яблока»
Вариант 1
Выбрать один правильный ответ:
1.Ирит – это:
А) воспаление собственно сосудистой оболочки
Б) воспаление радужки
В) воспаление коньюнктивы
Г) помутнение стекловидного тела
2. Приоритетная проблема пациента при катаракте:
А) куриная слепота
Б) боль в глазу, покраснение
В) снижение остроты зрения
Г) появление припухлости в области верхнего века
3. Оперативное лечение при катаракте производится в стадию:
А) начальную
Б) незрелую
В) зрелую
Г) перезрелую
4. Потенциальной проблемой пациента при иридоциклите является:
А) понижение внутриглазного давления
Б) развитие воспалительного процесса
В) развитие задних спаек
Г) снижение остроты зрения
5. Приоритетная проблема при кератите:
А) боль в глазу
Б) чувство инородного тела
В) потеря цветоощущения
Г) сужение поля зрения
6.Настоящая проблема пациента при открытоугольной форме глаукомы:
А) нарушение цветоощущения
Б) куриная слепота
В) сильная боль в глазу
Г) покраснение глаза, зуд, жжение
7.С целью ранней диагностики глаукомы проводят:
А) периметрию
Б) определение цветоощущения
В) рентгенологическое обследование
Г) исследование мазка из коньюнктивальной полости
8.Укажите фактор риска развития первичной глаукомы:
А) повышенный вес у пациента
Б) атеросклероз
В) язвенная болезнь желудка
Г) анемия у пациента
9.При открытоугольной глаукоме пациент жалуется на:
А) нарушения цветоощущения
Б) снижение остроты зрения
В) сильную боль в глазу, тошноту, рвоту
Г) покраснение глазного яблока, появление слизистого отделяемого
10. Нельзя использовать глазную мазь при:
А) термическом ожоге роговицы
Б) непроникающем ранении глазного яблока
В) проникающем ранении глазного яблока
Г) кератите
Тест-контроль «Сестринский уход при заболеваниях глазного яблока»
Вариант 2
Выбрать один правильный ответ:
1.Хориоидит – это:
А) воспаление собственно сосудистой оболочки
Б) воспаление радужки
В) воспаление коньюнктивы
Г) помутнение стекловидного тела
2. Приоритетная проблема пациента при катаракте:
А) появление мушек, нитей перед глазами
Б) боль в глазу, покраснение
В) сужение поля зрения
Г) покраснение глазного яблока
3. Консервативное лечение при катаракте производится в стадию:
А) развитую
Б) незрелую
В) зрелую
Г) далекозашедшую
4. Потенциальной проблемой пациента при хориоидите является:
А) понижение внутриглазного давления
Б) развитие воспалительного процесса
В) развитие задних спаек
Г) снижение остроты зрения
5. Потенциальная проблема при кератите:
А) боль в глазу
Б) чувство инородного тела
В) помутнение роговицы
Г) повышение внутриглазного давления
6. 6.Настоящая проблема пациента при открытоугольной форме глаукомы:
А) нарушение цветоощущения
Б) куриная слепота
В) сильная боль в глазу
Г) покраснение глаза, зуд, жжение
7.С целью ранней диагностики глаукомы проводят:
А) измерение ВГД
Б) определение цветоощущения
В) рентгенологическое обследование
Г) исследование мазка из коньюнктивальной полости
8.Укажите фактор риска развития первичной глаукомы:
А) повышенный вес у пациента
Б) атеросклероз
В) язвенная болезнь желудка
Г) анемия у пациента
9.При закрытоугольной глаукоме пациент жалуется на:
А) нарушения цветоощущения
Б) снижение остроты зрения
В) сильную боль в глазу, тошноту, рвоту
Г) покраснение глазного яблока, появление слизистого отделяемого
10. Нельзя использовать глазную мазь при:
А) ультрафиолетовом ожоге
Б) кератите
В) проникающем ранении глазного яблока
Г) склерите
Эталоны ответов к тест-контролю
по теме «Сестринский уход при заболеваниях глазного яблока»
Вариант 1 Вариант 2
1 Б 1 А
2 В 2А
3 В 3 Б
4 В 4 Б
5 А 5 В
6 Б 6 Б
7 В 7 В
8 А 8 Б
9 В 9 Б
10. В 10 В
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка круглого стола для обучающихся профессиональных образовательных организаций СПО «Имею право на права». Методическая разработка в 2014 году заняла 2 место на областном конкурсе «Правовая культура молодежи».
Данная методическая разработка предназначена для проведения внеклассного воспитательного мероприятия по правовому обучению обучающихся....
Методическая разработка "Гражданский и официальный брак" Методическая разработка занятия и методические рекомендации
Методическая разработка кураторского часа...
Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...
Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".
Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....
Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /
Методическая разработка составлена для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...
Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.
Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....
Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...