Рабочая тетрадь к практическим занятиям Дисциплина Основы патологии
методическая разработка
Методическая разработка составлена в соответствии с рабочей программой по дисциплине ОП.03. Основы патологии для специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_tetrad_op03_ananeva.docx | 600.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы
«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 2»
Ананьева Н.В
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
К
ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Дисциплина: ОП.03. Основы патологии
Специальность: 34.02.01. Сестринское дело
Москва
2019 г.
Автор: Ананьева Н.В., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №2»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка составлена в соответствии с рабочей программой по дисциплине ОП.03. Основы патологии для специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Цель создания
- Организация систематической подготовки студентов к практическим занятиям
- Формирование умения работать с различными источниками информации
- Развитие навыков самостоятельной работы студентов: умение анализировать, делать выводы и кратко формулировать ответ на вопрос
Студентам предлагаются различные виды самостоятельной деятельности: заполнение таблиц, создание интеллект - карт, составление сравнительных характеристик, работа с рисунками и текстами, составление кроссвордов.
Работая с рабочей тетрадью, студенты получают целевую установку на самостоятельное изучение учебной и дополнительной литературы, их внимание акцентируется на вопросах, имеющих важное прикладное значение для последующего обучения.
Код/шифр компетенции | Содержание компетенции | Пути формирования компетенции | |
Общие компетенции | |||
ОК1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | Качественное и систематическое выполнение домашней работы в полном объеме | |
ОК2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их качество | Анализ источников информации, краткое формулирование ответов на вопросы | |
ОК3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | Выполнение учебных заданий | |
ОК4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | Использование для выполнения домашней работы различных источников информации, ресурсов интернета | |
ОК5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | ||
ОК8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации | Выполнение в полном объеме домашней работы, изучение различных источников информации | |
ОК9. | Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности | Анализ источников информации, использование для выполнения домашней работы различных источников информации, ресурсов интернета | |
Профессиональные компетенции | |||
ПК 2.1. | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. | Осознанное изучение учебного материала | |
ПК2.2. | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. | Использовать полученные знания при решении ситуационных задач, решения заданий в тестовой форме | |
ПК 2.3. | Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами | Оценка презентаций, сообщений | |
ПК 2.4. | Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования | Использовать полученные знания при решении ситуационных задач, решения заданий в тестовой форме | |
ПК 2.5. | Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса | Оценка презентаций, сообщений | |
ПК 2.6. | Вести утвержденную медицинскую документацию. | Выполнение учебных заданий в предложенной форме | |
ПК 2.7. | Осуществлять реабилитационные мероприятия | Оценка презентаций, сообщений | |
ПК 2.8. | Оказывать паллиативную помощь | Оценка презентаций, сообщений | |
ПК 3.1. | Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах | Использовать полученные знания при решении ситуационных задач, решения заданий в тестовой форме | |
ПК 3.2. | Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях | Использовать полученные знания при решении ситуационных задач, решения заданий в тестовой форме | |
ПК 3.3. | Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций | Оценка презентаций, сообщений |
УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ!
Предлагаемые в рабочей тетради задания созданы для того, чтобы вы могли подготовиться к практическим занятиям, сориентироваться в потоке информации. Отвечая на вопросы и выполняя предложенные задания, вы сможете обратить внимание на наиболее важные вопросы каждой темы. Перед началом работы ознакомьтесь с предъявляемыми требованиями.
При выполнении работы изучите конспекты лекции, а также рекомендованную литературу.
Основная литература
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
1 | Основы патологии: учебник | Митрофаненко В.П., Алабин И.В. | М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016 |
Дополнительная литература
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
1 | Патологическая анатомия и патологическая физиология: учеб. по дисциплине для студентов учреждений средн.проф.образования | Пауков В.С., Литвицкий П.Ф. | М. ГЭОТАР-Медиа, 2012 |
Интернет-источники:
Информационно – правовое обеспечение:
1. http://www.consultant.ru/ система «Консультант»
2. http://www.studentlibrary.ru/ ЭБС «Консультант студента»
3. https://e.lanbook.com/ ЭБС Лань
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТЫ
- Каждая работа должна быть выполнена в тетради для практических работ
- Необходимо записать тему практической работы
- При ответе на вопросы не сокращайте слова
- Рисунки необходимо делать карандашом.
Критерии оценки
критерии | баллы |
1. Работа выполнена в полном объеме | 1 |
2. Отсутствие фактических ошибок | 0-2 |
3.Отсутствие грамматических ошибок | 1 |
4.Качественное оформление | 1 |
Тема: Изучение основных понятий патологии. Учение о болезни
Задание №1. Письменно ответьте на вопросы
1.Основные разделы науки патологии:
1.__________________
2.__________________
2.Какие фундаментальные науки лежат в основе патологии:
1___________________
2.__________________
3.Перечислите общепатологические процессы:
1._________________
2._________________
3._________________
4._________________
5._________________
6._________________
7._________________
8._________________
9._________________
10.________________
4. Что такое патологический процесс?____________________________________________
5. Что такое патологическая реакция?____________________________________________
6. Что такое патологическое состояние?_________________________________________
7. Дать определение здоровью:_________________________________________________________
8. Что такое «норма»?__________________________________________________________
9. Дать определение болезни:__________________________________________________________
10. Перечислите периоды болезни:
1._______________________
2._______________________
3._______________________
4._______________________
11. Назовите варианты исхода болезни:
1._______________________
2._______________________
3._______________________
12. Перечислите варианты неполного выздоровления:
1._____________________
2._____________________
3._____________________
13. Два вида смерти:
1.__________________
2.__________________
14. Что такое симптом?____________________________________________________
15. Дать определение этиологии:____________________________________________________
16. Что такое полиэтиологичное заболевание?_________________________________________________
17. Что такое условия развития болезни?_____________________________________________________
18. Дайте определение патогенезу:___________________________________________________
19. Приведите пример развития «порочного круга»_______________________________________________________
20. Что такое причинно-следственная связь?________________________________________________________
21. Что такое профилактика____________________________________
22. Виды профилактики:
1._______________________
2._______________________
3._______________________
4._______________________
Тема: Изучение паренхиматозных и мезенхимальных дистрофии
1. Дайте определение следующим понятиям.
Альтерация – ________________________________________________________
Дистрофия – ________________________________________________________
2. Найдите соответствие между определением и механизмом развития дистрофии.
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Составьте классификацию повреждений.
В зависимости от вида ткани:
В зависимости от нарушения вида обмена:
4. Дайте определение.
Паренхиматозные дистрофии – _______________________________________
5. Морфологическая классификация паренхиматозных белковых дистрофий:
1.__________________
2.__________________
3.___________________
4.___________________
6. Дайте определение паренхиматозной жировой дистрофии.____________________________________
7. В каких органах чаще возникает паренхиматозная жировая дистрофия:
1.________________________
2.________________________
3.________________________
4.________________________
8. Дайте определение паренхиматозной углеводной дистрофии.__________________________________
9. Дайте определение стромально-сосудистой (мезенхимальной ) дистрофии_______________________
10. Перечислите виды мезенхимальных белковых дистрофий:
1.________________________
2.________________________
3.________________________
4.________________________
11. Дайте определение мукоидному набуханию._________________________________________________
12. Дайте определение фибриноидному набуханию._____________________
13. Дайте определение гиалинозу___________________________________________________________
14. Классификация общего ожирения (тучности) по этиологии:
1._______________________
2._______________________
3._______________________
4._______________________
15. Развитию, каких заболеваний способствует ожирение?
1.______________________
2.______________________
3.______________________
4.______________________
5.______________________
Тема: Изучение смешанных дистрофии
1. Заполните таблицу.
Вид белковой дистрофии | Орган и внешний вид | Микроскопия | Прогноз |
Зернистая | |||
Гиалиново- капельная | |||
Гидропическая | |||
Роговая |
2. .Напишите определение.
Углеводные паренхиматозные дистрофии – _____________________________
__________________________________________________________________Жировая паренхиматозная дистрофия - ________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Заполните таблицу
Белковые мезенхимальные дистрофии:
Вид | Заболевания | Патогенез | Вид органа |
Мукоидное набухание | |||
Фибриноидное набухание | |||
Гиалиноз | |||
Амилоидоз |
Тема: Изучение общих проявлений нарушений обмена веществ
1. Впишите определения.
Невус – ______________________________________________________________
Альбинизм – ______________________________________________________________
2. Впишите определения:
Алкалоз - ____________________________________________________________
____________________________________________________________
Ацидоз - _____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Отек - ______________________________________________________________
3. Заполните таблицу:
Вид отека | Патогенез |
Механический | |
Осмотический | |
Онкотический | |
Мембраногенный |
15. Приведите классификацию отеков по этиологии:
Заполните таблицу «Нарушения минерального обмена»
Вид нарушения | Причины | Нарушения жизненно важных функций |
Гипернатриемия | ||
Гипонатриемия | ||
Гиперкалиемия | ||
Гипокалиемия | ||
Гипокальциемия | ||
Гиперкальциемия |
Тема: Изучение некроза
1.Дайте определение
Некроз _____________________________________________________________
2. Заполните таблицу
Формы некроза и их характеристика:
3. Составьте словарь терминов:
Кариопикноз
Кариорексис
Кариолизис
Цитолиз
Гангрена
Пролежни
Секвестр
Свищ
Инфаркт
Ацидоз
Алкалоз
Тема: Изучение нарушения терморегуляции. Лихорадка
1. Дайте определение
Гипертермия – _____________________________________________________
2. Заполните таблицу Виды гипертермии.
Экзогенная гипертермия | Эндогенная гипертермия |
3. Дайте характеристику стадиям гипертермии.
Стадия компенсации ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Стадия относительной компенсации
__________________________________________________________________
Стадия декомпенсации
__________________________________________________________________
4. Заполните таблицу и найдите общие проявления и отличия теплового от солнечного удара
Тепловой удар | Солнечный удар |
5. Дайте определение
Гипотермия – ______________________________________________________
6. Опишите изменения в организме при гипотермии.
Стадия компенсации
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Стадия относительной компенсации
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Стадия декомпенсации
7. Дайте определение
Лихорадка –________________________________________________________
Пирогены - ________________________________________________________
8. Заполните таблицу и опишите механизм действия пирогенов
Первичные пирогены | Вторичные пирогены |
9. Опишите стадии развития лихорадки
- Стадия подъема температуры
- Стадия относительного стояния температуры
- Стадия падения температуры
10. Зарисуйте температурные кривые при разных видах лихорадки
Постоянная | |
Послабляющая | |
Перемежающая | |
Изнуряющая | |
Атипичная |
11. Заполните таблицу Значение лихорадки
Положительное значение | Отрицательное значение |
Тема: Изучение нарушения центрального и периферического кровообращения
1. Найдите соответствия разных видов артериальной гиперемии с причинами, вызывающими их
Физиологическая гиперемия |
| Патологическая гиперемия |
2. Нарисуйте признаки артериальной гиперемии.
3. Дайте определение
Венозная гиперемия ________________________________________________
4. Причины венозной гиперемии
- _______________________
- _______________________
- ________________________
4. Нарисуйте признаки венозной гиперемии.
5. Напишите определение
Ишемия – _________________________________________________________
6. Причины развития ишемии.
- _____________________________
- _____________________________
- _____________________________
- _____________________________
7. Перечислите виды инфарктов
- _____________________________________________________________
- _____________________________________________________________
- _____________________________________________________________
8. Дайте определение
Тромбоз – _________________________________________________________
9. Опишите механизмы образования тромбов.
- _____________________________________________________________
- _____________________________________________________________
- _____________________________________________________________
10. Заполните таблицу, вписав строение тромбов
Белые тромбы | Красные тромбы | Смешанные тромбы |
11. Зарисуйте и подпишите направления движения эмболов
13. Дайте определение механизмам нарушения лимфообращения
- _____________________________________________________________
- _____________________________________________________________
14. Напишите определение
Слоновость - _______________________________________________________
Тема: Изучение воспаления
1. Дайте определение
Воспаление – ______________________________________________________
2. Напишите латинские названия воспаления органов:
почек - .......................................................
печени - .....................................................
мочевого пузыря - ....................................
плевры - ......................................................
легких - ......................................................
ложа пальца - ............................................
3. Перечислите причины, приводящие к воспалению.
- ............................................................................................................
- ............................................................................................................
- ............................................................................................................
4. Найдите соответствия
|
|
|
|
|
|
5. Дайте определения стадиям воспаления
Альтерация – ................................................................................................ Экссудация – ............................................................................................... Пролиферация – ...........................................................................................
6. Заполните таблицу
Вид экссудации | Характеристика воспаления |
Катаральное | |
Серозное | |
Фибринозное | |
Гнойное | |
Геморрагическое | |
Гнилостное | |
Смешанное |
7. Впишите в таблицу характеристики воспалительных реакций
Местные | Общие |
Тема: Изучение компенсаторно-приспособительных реакций
1. Выберите признаки, характерные для каждой стадии компенсаторно-приспособительной реакции:
1.Стадия декомпесации | А)Гиперфункция структур органа |
2.Стадия становления | Б)Перестройка всех структур поврежденного органа - гипертрофия, что позволяет приспособиться к новым условиям |
3. Стадия закрепления | В)Истощение резервных возможностей организма |
2.Подберите названия процессам, в основе которых лежит восстановление структур взамен погибших.
- Дайте определения:
Регенерация - ______________________________________________________
Гипертрофия - ____________________________________________________
Гиперплазия - _____________________________________________________
- Заполните графы «Виды гипертрофии»:
5.Установите соответствие: виды гипертрофий и их проявление:
Истинная гипертрофия | Гипертрофия левого желудочка при гипертонии |
Компенсаторная рабочая гипертрофия | Гипертрофия второй почки после удаления первой |
Викарная гипертрофия | Гипертрофия матки при беременности |
Нейрогуморальная гипертрофия | Гипертрофия мышц у спортсменов |
- Напишите определения:
Организация ______________________________________________________
Инкапсуляция_____________________________________________________
Метаплазия ______________________________________________________
Тема: Изучение иммунопатологических процессов
1. На рисунке схематично изображены органы иммунной системы. Перенесите рисунок в тетрадь, назовите его и сделайте недостающие подписи.
2. Записать значение терминов
термин | определение |
1. антиген | |
2. антитело | |
3. вакцина | |
4. сыворотка | |
5. нейтрофилы | |
6.лимфоциты | |
7.толерантность | |
8.аллергия | |
9.анафилаксия | |
10.сенсибилизация | |
11.резистентность |
Тема: Изучение основных свойств опухолей
1. Напишите определения:
Опухоль – ____________________________________________________________________
Наука, изучающая опухоли, ____________________________________________________
Атипизм –____________________________________________________________________
- Заполните графы «Виды атипизма и их характеристика»:
- .Подпишите картинки «Виды опухолевого роста»:
4. Перечислите предопухолевые процессы:
5. Найдите соответствие между теориями образования опухолей и определением:
|
|
|
|
|
|
Тема: Изучение классификации опухолей
1.Заполните таблицу «Сравнительная характеристика доброкачественных и злокачественных опухолей»:
Доброкачественные опухоли | Злокачественные опухоли | |
Наличие атипизма | ||
Вид роста | ||
Метастазирование | ||
Скорость роста | ||
Общее воздействие на организм |
2. Заполните таблицу «Виды опухолей»:
Доброкачественные опухоли | Злокачественные опухоли | |
Эпителиальные | ||
Мезенхимальные | ||
Опухоли мягких тканей | ||
Первичные опухоли костей | ||
Опухоли меланинобразующей ткани |
Тема: Изучение общих реакции организма на повреждение
1. Напишите определение:
Стресс (англ. – stress – напряжение) ___________________________________
2. Заполните таблицу «Стадии общего адаптационного синдрома при стрессе»:
Стадии стресса | Проявления |
Реакция тревоги | |
Стадия резистентности | |
Стадия истощения |
3. Дайте определение:
Шок – ______________________________________________________________
4. Установите соответствия стадиям шока:
Эректильная стадия |
|
Торпидная стадия |
|
| |
| |
| |
| |
|
5. Перечислите виды шока и дайте их краткую характеристику:
- Дайте определение:
Коллапс ___________________________________________________________
- Сравнительная характеристика коллапса и шока:
8. Напишите определение:
Кома - ___________________________________________________________
9. Заполните таблицу «Общие проявления коматозных состояний»:
Органы и системы | Измененные функции |
Нервная и эндокринная системы | |
ССС | |
Легкие | |
Система крови и гемостаза | |
Печень | |
Почки | |
ЖКТ |
Тема: Итоговое занятие
1. Разгадайте кроссворд:
По горизонтали:
- Устойчивость организма во внешней среде
- Состояние глубокого угнетения функций ЦНС
- Приспособительные реакции организма
- Переливание крови
- Патологический процесс, развивающийся вследствие объёмного кровотечения
- Нарушение жизнедеятельности, вызванное токсическими веществами
По вертикали:
- Остро развивающаяся сосудистая недостаточность
- Появление в крови токсических продуктов
- Физическое повреждение организма под воздействием внешних факторов
- Общая реакция организма в ответ на действие чрезвычайных раздражителей
- Процесс, вызванный действием на организм сверхсильного патогенного раздражителя
- Повышенная чувствительность организма к различным веществам – причина одного из видов шока.
2. Разгадайте кроссворд:
По горизонтали:
- Процесс замещения соединительной тканью участков некроза, дефектов
- Переход одного вида ткани в другой, родственный ей вид
- Ответ организма на какое-либо раздражение
- Костное образование на месте перелома
- Другое название стадии декомпенсации
- Образование капсулы из соединительной ткани вокруг инородного тела
- Процесс восстановления структур взамен погибших
- Заместительная гипертрофия после удаления или гибели одного из парных органов
По вертикали:
- Увеличение количества клеток органа
- Самостоятельное восстановление организмом нарушенных функций
- Образование из грубоволокнистой соединительной ткани на повреждения
- Увеличение объема органа, ткани или клеток, сопровождающееся усилением их функций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь к практическим занятиям по дисциплине "Основы экономики" для студентов специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий
Рабочая тетрадь по дисциплине "Основы экономики" включает цель, рекомендуемую литературу по основным темам курса,. а также условия задач для практтического занятия критерия оценивания выполняемых рабо...
Рабочая тетрадь к практическим занятиям по дисциплине «Основы экономики отрасли и правового обеспечения профессиональной деятельности»
для студентов специальности среднего профессионального образования 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)...
Рабочая тетрадь для практических занятий по дисциплине Основы зоотехнии
В методических указаниях представлены рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине Основы зоотехнии и методика их проведения. Методические указания предназначены для преподав...
Рабочая тетрадь для практических занятий по дисциплине ОП.12 Основы логистики
Задания к ЛПЗ Практическое занятие №1 Логистические подходы к организации, управлению и контролю материальных потоков в сфере производстваДля осуществления процесса управления составляются различ...
Рабочая тетрадь для практических занятий по дисциплине ОП.08. Основы экономики, менеджмента и маркетинга
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;- применять в профессиональной деятельности приемы д...
Рабочая тетрадь для практических занятий по дисциплине ОУД.06 Основы безопасности жизнедеятельности
Рабочая тетрадь для практических занятий по дисциплине ОУД.06 Основы безопасности жизнедеятельности...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для практических занятий по учебной дисциплине «Генетика человека с основами медицинской генетики»
Рабочая тетрадь для практических занятий по генетике человека с основами медицинской генетики составлена на основе требований ФГОС и направлена на формирование умений:- проводить опрос и в...