Рабочая тетрадь для практических занятий по дисциплине ОП.12 Основы логистики
материал

Кононенко Алина Сергеевна

Задания к ЛПЗ

 

Практическое занятие №1 Логистические подходы к организации, управлению и контролю материальных потоков в сфере производства

Для осуществления процесса управления составляются различные производственные графики для всех этапов производст­венного процесса — как для изготовления узлов, агрегатов и комплектующих, так и для сборочного конвейера. В этом случае используется так называемая система «выталкивания», сущность которой заключается в следующем.

Материальные ресурсы, поступающие на рабочие места или производственный участок, данными субъектами у предыдущего технологического звена не заказываются. Материальный поток выталкивается каждому последующему адресату строго по рас­поряжению (команде), поступающему из центра управления ло­кальным (цех, участок) или общим (предприятие) производственном (рис. 9.6).

 

По мере готовности детали проходят путь от предшествую­щей стадии процесса производства к последующей. Однако в этом случае трудно быстро перестроиться при сбоях в каких-то технологических процессах или при изменении спроса. Кроме того, при использовании данной системы управления на протя­жении месяца приходится неоднократно изменять производст­венные графики для всех технологических стадий одновременно, что часто очень затруднительно.

Наиболее известными апробированными логистическими моделями систем данного типа являются MRP-I, MRP-II и др.

«Толкающие» системы управления материальными потоками характерны для традиционных способов организации производ­ства. Первые разработки логистических систем, адаптирующих традиционные и современные подходы, появились в 60-е гг. Они позволяли не только согласовывать, но и оперативно корректиро­вать планы, программы и алгоритмы действий всех структурных подразделений предприятия: снабженческих, производственных, сбытовых, с учетом динамичности внешних и внутренних воздей­ствий в реальном масштабе времени.

Применение данных систем стало возможным с развитием ЭВМ.

Несмотря на то что толкающие системы в состоянии управлять функционированием разной степени сложности производственно-хозяйственных механизмов, объединяя все их элемент в единое целое, в то же время они имеют ограниченные возможности. Характеристики передаваемого от звена к звену материального потока оптимальны в той степени, в какой центр управ­ления способен его учесть, оценить и скорректировать. Основным недостатком данной системы является высокая стоимость программного, информационного и материально-техническом обеспечения.

При такой системе у предприятия должны иметься материальные запасы на всех стадиях производстве чтобы предотвратить сбои и приспособиться к изменениям спроса. Это ведет к созданию внутренних статичных потоков между различными технологическими этапами, что часто «замораживает» материальные средств.

«Толкающие» (выталкивающие) системы нашли применение не только в сфере производства (в производственной логистике» но и в сфере обращения как на стадии осуществления закупок так и реализации готовой продукции.

Пополнение запасов осуществляется централизованно.

Реализация готовой продукции направлена на опережение спроса и формирование товарных запасов в оптовых и розничных торговых предприятиях.

Используются прогнозы и имитационное.

Недостатки.

1.                   При резких изменениях невозможно перепланировать производство для каждой его стадии. Следствием этого являются избыточные запасы или даже затоваривание.

2.                   Управленческому персоналу очень трудно детально разобраться во всех ситуациях, связанных с нормами выработки и параметрами материальных запасов. Следовательно, производственный план должен предусматривать создание избыточных страховых запасов.

3.                   Любые оперативные, срочные изменения размера партий выпускаемых изделий, а также продолжительность производственно-логистических операций вызывают большие осложнения, поскольку рассчитать в деталях оптимальные производственные планы очень трудно.

«Тянущая» система была задумана как средство решения по­добных проблем. Добиться этого можно, если будут созданы условия простого и надежного обеспечения подачи изделий точно в сроки, соответствующие необходимости их поступления на следующий участок.

Тянущие (вытягивающие) системы отражают подходы к ор­ганизации производства, в которых детали и полуфабрикаты по­даются с предыдущей технологической операции на последую­щую по мере необходимости (рис. 9.7).

 

В данном случае жесткий график отсутствует, поскольку лишь на сборочном конвейере становится точно известно требуе­мое для изготовления одного изделия число необходимых узлов и комплектующих, а также время их производства. Именно с этой линии на предшествующие участки направляется тара за деталя­ми нужной номенклатуры. Детали, взятые на предшествующем участке, вновь производятся, и их количество восполняется. И так по всей линии.

Необходимые детали или материалы каж­дый участок «вытягивает» с предшествующего. Таким образом, пет необходимости в течение месяца составлять производствен­ные графики одновременно для всех технологических стадий. Только на сборочном конвейере осуществляются изменения гра­фика работы

Центр управ­ления управления не вмешивается в передачу материального потока по действующей логистической цепи. Основной функцией центра управления является постановка задачи перед конечным звеном производственной технологической цепи.

Основные цели «тянущей» системы:

·                     предотвращение распространения возрастающих колебаний спроса или объема продукции от последующего процесса к предшествующему;

·                     сведение к минимуму колебания параметров запасов между технологическими операциями;

·                     максимальное упрощение управления запасами в процессе производства путем его децентрализации, повышение уровня оперативного цехового управления, т. е. предоставление цеховым мастерам или бригадирам полномочий оперативно управлять производством и материальными запасами.

Преимущество «тянущих» (вытягивающих) систем — они

·                     не требуют всеобщей компьютеризации производства.

·                     предполагают высокую дисциплину и соблюдение всех параметров поставок,

·                     повышенную ответственность персонала всех уровней, особенно исполнителей. Объясняется это тем, что централизованное регулирование производственных логистических процессов ограничено.

К «тянущим» (вытягивающим) логистическим системам от­носятся широко известные системы KANBAN и ОРТ. (Систе­ма ОРТ, разработанная израильскими и американскими специа­листами, относится к классу микрологистических систем, интегрирующих процессы снабжения и производства. Основным принципом работы этой системы является выявление в производственном процессе так называемых «узких мест»).

Главные принципы «вытягивающей» системы:

1.                   Сохранение устойчивых запасов на каждом этапе производства независимо от воздействующих факторов.

2.                   Продвижение заказа от последующего участка к предыдущему на израсходованные в процессе производства материальные ресурсы для выполнения очередного задания.

Необходимые требования для реализации «вытягивающей» системы:

• установление нормативного момента возобновления заказа и стандартного размера партии заказываемых изделий отслеживание параметров запасов и объемов поставок по текущим заказам;

• постоянный контроль параметров динамичных потоков процессе выполнения очередного задания. В сфере обращения широко применяются как толкающие системы, так и тянущие.

На стадии закупок они образуют системы управления мате­риальными потоками с децентрализованным процессом приня­тия решений о пополнении запасов.

При реализации готовой продукции «тянущая» (вытягивающая) система представляет собой стратегию сбыта, направлен­ную на опережающее по отношению к формированию товарных запасов стимулирование спроса на продукцию в оптовом и розничном звене.

 

 

Задача. Приведите основные отличия в принципах построения и функционирования «толкающей» и «тянущей» логистических систем управления материальными потоками в сфере производства. Дополните сравнительные характеристики, изложенные в таблице, и сформулируйте обоснованные предложения по внедрению того или иного варианта управления производственными процессами.

 

 

 

Практическое занятие №2 Преимущества использования внутрипроизводственной логистической системы «Точно в срок»

 

В основе теории ограничений лежит положение о том, что любая система имеет только одно или небольшое число ограничений, определяющих конечные результаты. Для того, чтобы управлять системой необходимо найти ее ограничения и синхронизировать с ними остальные части системы. Самое слабое звено определяет результат работы всей цепи, точно так же, как самое слабое звено физической цепи определяет ее прочность.

Положительный результат управления системой ограничений был получен западными компаниями при копировании управленческих методов японских компаний и внедрении системы «точно в срок», «тотальное управление качеством». Одной из наиболее затратных по времени операций в производстве автомобилей является установка электронных систем.

Данный процесс сложный и длительный, поэтому с точки зрения перспектив рынка крайне важно сократить производственное время исполнения, измеряемое временем, прошедшим от использования первого компонента до отправки готового продукта. Время на выполнение операций в Ford Electronics составляло 11 дней – это не самый плохой результат, учитывая сложность технологического процесса, время исполнения у компании Toyota - 5 дней.

В последствие компания Ford перешла от управления материалами по принципу «на всякий случай» к внедрению на производстве системы «точно в срок». Это потребовало огромных вложений времени, усилий, финансовых средств, так как необходимо обучить всех работников, реорганизовать все производственные линии и т.д. После проведенных мероприятий время исполнения в организации Ford сократилось до 9 дней.

Задания к кейсу:

1. Приведите основные отличия системы управления производством по теории ограничений и по принципу «точно в срок».

2. Перечислите мероприятия, которые необходимо провести в организации Ford , чтобы добиться максимального сокращения времени производственного исполнения за минимальные сроки модернизации и последующего сокращения логистических затрат.

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Практическое занятие №3 Механизмы закупочной логистики

 

Ответить на вопросы:

1. Понятие закупочной логистики.

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

 

2.Процесс закупки

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

 

Задача 1.

 

 

 

 

 

Практическое занятие №4 Логистический подход к управлению запасами.

 

Ответить на вопросы

1. Классификация запасов.

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

 

2. Цели создания запасов. Объективные факторы повышения уровня запасов.

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

 

3. Логистический подход к управлению запасами. Модель управления запасами.

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

 

 

Задача 1.

Рассчитать параметры системы управления запасами, если известно, что от распределительного склада до станции технического обслуживания запасные части доставляются в среднем за время t. Возможна задержка в поставках tзад. Затраты на поставку одной запасной части составляют Cо. Месячная потребность станции технического обслуживания в запасных частях данной номенклатурной группы равна S. Затраты на хранение одной запасной части составляют I (табл. 1). Засчитать параметры системы управления запасами с фиксированным размером заказа.

Таблица 1

t, дн.

tзад, дн.

С0, руб.

S, ед.

I, руб

6

2

280

500

15

Решение

Рассчитаем оптимальный размер заказа:

 

= ______ед.

Определим ожидаемое дневное потребление:

 

где N – количество рабочих дней в заданном периоде (примем равным 22 дней).

Тогда:

Рассчитаем срок расходования запасов:

=

Определим ожидаемое потребление за время поставки:

Sож=t*Sдн=

Рассчитаем страховой запас:

Sстрах=Smax-Sож=

 

 

 

Практическое занятие №5 Планирование материальных потребностей для системы управления производством

 

 

Задача.

Коробки с комплектами шаблонов транспортируются по 5 штук одновременно. Производственный центр выпускает приблизительно по 10 шаблонов в час. Для восполнения коробок необходимо около двух часов. Из-за некоторой нестабильности процесса руководство решило иметь резервный запас в размере 20 %. Сколько карточек KANBAN необходимо?

Решение

Количество карточек определяется по формуле:

 

где

к – количество карточек KANBAN;

DL – ожидаемый спрос в период выполнения заказа;

D – среднее количество деталей, потребляемых последующим участком в единицу времени;

L – время выполнения заказа;

S – страховой запас, выраженный в процентах относительно спроса за период выполнения заказа;

 C – емкость контейнера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача.

Пусть спрос на изделие А составляет 50 единиц. Каждая единица А состоит из двух единиц В и трех единиц С. Каждая единица В состоит из двух единиц D и трех единиц Е. Далее каждая единица С состоит из одной единицы Е и двух единиц F. Каждая единица F состоит из одной единицы J и двух единиц D. Таким образом, потребность B, C, D, E, F и J полностью зависят от спроса на А.

Определить:

 -Построить развернутую структуру изделия А;

-определить количество единиц каждого наименования требующегося для изготовления продукта А;

-службы менеджмента должна определить к какому сроку необходимы комплектующие, если изделие А должно быть изготовлено к 15 мая. Построить цикловой график изготовления изделия А;

-составьте план полной потребности материалов и расписание производства изделия А.

Решение

1.) Структура изделия А в относительных единицах запаса представлена на рисунке.

 

2.) Имея развернутую структуру продукта можно определить количество единиц каждого наименования требующегося для изготовления продукта А.

В: 2*количество А =

С: 3*количество А=

Е: 3*количество В+1*количествоС=

F: 2*количествоС=

D: 2*количествоВ+2*количествоF=

J: 1*количествоF=

 

3.) Служба менеджмента должна определять к какому сроку необходимы комплектующие. Имея эти данные можно определить, когда закупать, изготавливать и собирать изделия. Для данного примера введем время изготовления комплектующих компонент. Данные в таблице 5.

 

 

 

 

4.) Используя информацию циклового графика и структуры потребности составим план полной потребности материалов и расписание производства 50 ед. изделия А.

 

Компонента

Операция

Даты

1

2

3

4

5

6

7

8

А

выпуск

 

 

 

 

 

 

 

 

запуск

 

 

 

 

 

 

 

 

В

выпуск

 

 

 

 

 

 

 

 

запуск

 

 

 

 

 

 

 

 

C

 

выпуск

 

 

 

 

 

 

 

 

запуск

 

 

 

 

 

 

 

 

D

 

выпуск

 

 

 

 

 

 

 

 

запуск

 

 

 

 

 

 

 

 

E

 

выпуск

 

 

 

 

 

 

 

 

запуск

 

 

 

 

 

 

 

 

F

 

выпуск

 

 

 

 

 

 

 

 

запуск

 

 

 

 

 

 

 

 

J

 

выпуск

 

 

 

 

 

 

 

 

запуск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое занятие №6 Логистическая концепция планирования производства

 

Производственная организация «Металлург» - крупная металлургическая организация, обеспечивающая 84 % потребности России в стальном листовом прокате. Четыре года назад организация «Металлург» столкнулась с существенными проблемами с выполнением заказов. Без эффективной системы планирования производства организация оказывалась неспособной точно выдерживать сроки поставки и своевременно отгружала только 55% всех заказов. Клиентам приходилось долго дожидаться исполнения своих заказов, а сроки поставок товара новым заказчикам сильно увеличивались, что часто приводило к срыву сделок. Принимая больше заказов, чем могла выполнить, компания «Металлург» была не в состоянии синхронизировать сбыт и производство, а существующие производственные мощности всегда были перегружены накопившимися заказами. В результате организация со значительным опозданием реагировала на изменения стоимости материалов и ситуацию на рынке сбыта и не могла получить более выгодные заказы из-за отсутствия свободных мощностей. Существующие в организации системы информационного программного обеспечения (IТ-системы) не позволяли справиться с текущим объемом накопившихся заказов. Работа групп планирования и прогнозирования производства в значительной степени опиралась на данные, полученные в электронных таблицах Ехсel. Таким образом, перед организацией стоял большой риск потери своих позиций на рынке.

 

Задания к кейсу:

1. Выявите основную проблему компания «Металлург» в организации производственной деятельности.

2. Выявите факторы, оказавшие влияние на ритмичность производственной деятельности организации.

3. Определите механизмы и пути прогнозирования производства и планирования материальных запасов для решения выявленных проблем.

4. Определите прогнозы с организацией производственной логистической системы и возможные результаты компания при внедрении эффективной системы планирования производственно-сбытовой деятельности.

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Практическое занятие №7 Каналы распределения материальных ресурсов

 

Задача 1.

Какое решение принять по выбору канала распределения по критерию эффективности? Выбор из трёх альтернатив:

- канал нулевого уровня: расходы, связанные с содержанием собственной розничной торговой сети, составляют 150 млн. руб., издержки обращения 100 млн. руб., прибыль от реализации товара- 500 млн. руб.;

- одноуровневый канал (прямые связи с использованием посредника - розничной торговли): издержки обращения - 60 млн., прибыль - 30 млн.;

- двухуровневый канал (производитель продает товар оптовому посреднику): издержки обращения - 40 млн., прибыль - 120 млн.

 

Решение:

 

 

где

О - отдача от вложения капитала, или средняя норма прибыли,%;

П - прибыль, полученная от вложения капитала, руб.;

Вк - величина вложенного капитала, руб

 

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

 

Задача 2.

Определите, какой канал распределения более эффективен. 1) Канал нулевого уровня: расходы, связанные с содержанием собственной розничной торговой сети, составляют 250 млн. руб., издержки обращения — 100 млн., прибыль от реализации товара - 700 млн.;

Одноуровневый канал: издержки обращения 160 млн., прибыль может достигнуть 120 млн.;

Двухуровневый канал: издержки обращения - 80 млн., плановая прибыль 120 млн.

 

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

 

Задача 3.

Рассмотрите три вида каналов распределения и определите, какой наиболее выгоден для производителя:

Канал нулевого уровня: расходы, связанные с содержанием собственной розничной торговой сети, составляют 100 млн. руб., издержки обращения — 80 млн., прибыль от реализации товара - 360 млн.;

Одноуровневый канал: издержки обращения - 70 млн., ожидаемая прибыль 175 млн.;

Двухуровневый канал: издержки обращения - 60 млн., прибыль может составить 130 млн

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

 

 

Практическое занятие №8 Оптимальное размещение распределительного центра на заданной территории

 

Задание .

На рисунке обозначены основные методы выбора места расположения распределительного склада на обслуживаемой территории. Охарактеризуйте каждый из методов.

 

Выявите отличительные особенности методов решения задач размещения складов (распределительных центров) на обслуживаемой территории.

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Определение места расположения склада методом центра тяжести. Задание 2.

 

На территории района (рис.1) имеется 8 магазинов, торгующих продовольственными товарами. Методом определения центра тяжести грузопотоков найти ориентировочное место для расположения склада, снабжающего магазины.

 

 

 

Рис. 1.  Карта района обслуживания:

- расстояние между обслуживаемыми магазинами – потребителями материального потока, км; 620 - № магазина и его объема перевозок (например, магазин № 6, грузооборот  - 20 т/мес.); ___ -  автомобильные дороги.

 

 

Методические указания к выполнению  лабораторной работы.

 

В табл. 1 и 2 приведены координаты обслуживаемых магазинов (в прямоугольной системе координат), а также их месячный объем перевозок.

 

   Таблица 1 - Объем перевозок и координаты обслуживаемых магазинов (Вариант №1 -8).

магазина

Координата Х, км

Координата Y, км

Объем перевозок, т/мес. (по вариантам)

1

2

3

4

5

6

7

8

1

10

10

15

10

45

10

20

10

10

15

2

23

41

10

15

5

15

15

10

15

5

3

48

59

20

40

10

20

10

15

20

20

4

36

27

5

20

15

25

20

20

5

25

5

60

34

10

10

20

30

25

30

15

30

6

67

20

20

5

30

5

30

25

25

40

7

81

29

45

30

10

10

5

5

20

45

8

106

45

30

25

15

20

10

30

40

15

 

 

 

 

   Таблица 2 - Объем перевозок и координаты обслуживаемых магазинов (Вариант №9 -16).

магазина

Координата Х, км

Координата Y, км

Объем перевозок, т/мес. (по вариантам)

9

10

11

12

13

14

15

16

1

10

10

15

20

45

40

25

15

20

10

2

23

41

15

35

5

15

15

10

15

5

3

48

59

10

30

15

50

15

15

10

10

4

36

27

25

20

15

25

20

15

5

25

5

60

34

25

10

15

35

25

30

20

15

6

67

20

20

10

30

5

40

15

25

35

7

81

29

45

30

45

20

5

5

15

45

8

106

45

15

20

15

20

10

30

40

40

 

Пользуясь приведенными в теоретических пояснениях к заданию формулам, необходимо найти координаты точки (Хсклад, Yсклад), в окрестностях которой рекомендуется организовать работу распределительного склада, а также указать эту точку на чертеже.

Прежде чем приступить к расчетам, необходимо выполнить чертеж к зданию. Для этого следует  нанести координатные оси, а затем точки, в которых размещены магазины. Рекомендуемый масштаб: одно миллиметровое деление – 1 км.

Задачу выбора места расположения склада решим для распределительной системы, включающей один склад. Основным (но не единственным) фактором, влияющим на выбор места расположения склада, является размер затрат на доставку товаров со склада. Минимизировать эти затраты можно, разместив склад в окрестностях центра тяжести грузопотоков.

В качестве примера решения задачи рассмотрим распределительную систему, обслуживающую четырех потребителей. Нанесем на нашу карту координатные оси таким образом, чтобы обслуживаемый район разместился в первой четверти системы координат (рис. 2). Найдем координаты точек, в которых расположены магазины – потребители материального потока.

 

 

 

Рис. 2.  Определение места расположения склада методом поиска центра тяжести грузовых потоков (в скобках рядом с номером магазина указан его месячный объем перевозок).

 

Координаты центра тяжести грузовых потоков (Хсклад, Yсклад), т.е. точки, в окрестностях которой может быть размещен распределительный склад, определятся по формуле:

                                                                                                (1)

                                                                                            (2)

где r1 – Объем перевозок i-го потребителя; Х1  Y1- координаты i-го потребителя;    n – число потребителей.

Применение описанного метода имеет ограничение. На модели расстояние от пункта потребления материального потока до места размещения распределительного центра учитывается  по прямой. В связи с этим моделируемый район должен иметь развитую сеть дорог, так как в противном случае будет нарушен основной принцип моделирования – принцип подобия модели и моделируемого объекта.

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

 

 

Практическое занятие №9 Основные этапы создания системы складирования

 

1. В чем состоит роль складирования в логистической системе?

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

 

2. Назовите основные функции склада.

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

 

3. Назовите виды складов в зависимости от технических характеристик

и оснащения.

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

 

4. Назовите признаки классификации складов в логистике.

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

 

5. Охарактеризуйте задачи склада.

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

 

6. Из каких элементов состоит складское хозяйство?

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

 

 

 

7. Дайте определение склада.

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

 

8. Охарактеризуйте основные причины использования складов в

логистической системе.

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

 

9. Что является объектом изучения логистики складирования?

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

 

10. Дайте определение понятия логистики складирования.

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

 

 

Тест:

1. Соотнесите понятия и определения.

Понятия:

1. Складирование.

2. Логистика складирования.

3. Склад.

Определения:

а) сложное техническое сооружение, которое состоит из множества взаимосвязанных элементов, имеющих определенную структуру и объединенных для выполнения конкретных функций по накапливанию и преобразованию материального потока;

б) логистическая операция, заключающаяся в содержании запасов участниками логистического канала и обеспечивающая сохранность запасов, их рациональное размещение, учет, постоянное обновление и безопасные методы работы;

в) эффективное средство управления запасами на различных участках логистической цепи и управления материальным потоком в целом;

г) отрасль логистики, занимающаяся вопросами разработки методов складского хозяйства, системы закупок, приемки, размещения, учета товаров и управления запасами, с целью минимизации затрат, связанных со складированием и переработкой товаров.

 

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

 

2. По каким признакам классифицируются склады фирмы?

а) по назначению, виду и характеру хранимых материалов;

б) по типу здания, месту расположения и масштабу действий;

в) по форме собственности;

г) все ответы верны.

 

3. В каком ответе содержится правильное и полное определение склада?

а) сложное техническое сооружение, состоящее из множества различных подсистем и элементов, имеющих определенную структуру, объединенную для выполнения конкретных функций по преобразованию материальных потоков;

б) устройство, предназначенное для приемки, хранения и подготовки материальных ценностей к потреблению;

в) устройство для складирования продукции;

г) все определения верны.

 

4. Склады, предназначенные для хранения непродовольственной и продовольственной продукции, не нуждающейся в создании особого режима хранения:

а) общетоварные склады;

б) универсальные склады;

в) смешанные склады;

г) специализированные склады.

 

5. Укажите, какие факторы не относятся к внешним, учитывающиеся при разработке системы складирования?

а) вид транспорта;

б) вид здания;

в) интенсивность материального потока;

г) передача информации.

 

6. К основным операциям складирования относятся:

а) хранение и размещение товаров;

б) количественная и качественная сохранность запасов;

в) учет и обновление запасов;

г) все ответы верны.

 

 

Практическое занятие №10 Планирование складских помещений. Выбор расположения складских систем

 

Задача 1. Определение места расположения распределительного склада на обслуживаемой территории

Теоретические положения: Одна из типичных проблем, с которыми сталкиваются организации – выбор хорошего места размещения. Размещение связано с отысканием лучших географических точек месторасположения элементов логистической цепи (заводов, оптовых складов, магазинов, ресторанов, офисов и т.п.).

Решения по размещению элементов логистической цепи чрезвычайно важны, поскольку они влияют на показатели деятельности организации в течение многих лет, то есть имеют долгосрочный характер.

Задачу размещения склада можно сформулировать и решить как поиск оптимального решения. Существуют различные математические и эвристические методы решения этой задачи. Метод вычисление центра тяжести основано на поиске компромисса между затратами на доставку материалов и затратами на распределение готовой продукции. Вычисление координат центра тяжести ( X0 ; Y0 ) производится на основе координат расположения ( Xi ; Yi ) каждого поставщика и каждого заказчика (i), а также величины ожидаемого спроса от заказчиков и объема ожидаемых поставок от поставщиков Wi.

 

Постановка задачи:

Фирма, занимаясь реализацией продукции на рынках сбыта Ка , Кв, Кс , имеет постоянных поставщиков П1, П2, П3, П4, П5 в различных регионах. Увеличение объема продаж заставляет фирму поднять вопрос о строительстве нового распределительного склада, обеспечивающего продвижение товара на новые рынки и бесперебойное снабжение своих клиентов.

 Тариф (Т) для поставщиков на перевозку продукции на склад составляет 30 руб./т ∙ км, а тарифы для клиентов на перевозку продукции со склада равны: для Ка - 24 руб./т ∙ км, Кв - 15 руб./т ∙ км , Кс - 18 руб./т ∙ км.

Поставщики осуществляют среднюю партию поставки соответственно в размерах: П1 - 175 т, П2 - 50 т, П3 - 100 т, П4 - 125 т, П5 – 150 т. Партия поставки при реализации клиентам соответственно равна: Ка = 200, Кв = 350, Кс = 150.

Координаты клиентов и поставщиков представлены в таблице:

 

Определить оптимальное месторасположение склада.

Методические рекомендации:

 1. На условную географическую карту, где обозначены имеющиеся у фирмы поставщики и регионы сбыта, наносится сетка с осью координат. Необходимо нанести координаты клиентов (RКi) и поставщиков (RПi)

2. Рассчитать суммарные затраты на транспортировку перевозимой партии грузов от поставщиков с учетом расстояния по оси Х и по оси Y:

 

 

3. Рассчитать суммарные затраты на транспортировку перевозимой партии грузов клиентам с учетом расстояний по оси Х и по оси У:

 

 

4. Рассчитать координаты оптимального места расположения по оси Х и по оси У:

 

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

 

 

Практическое занятие №11 Роль транспорта в логистических системах

 

Задание 1. Расчет технико-эксплуатационных показателей использования автотранспорта

Теоретические положения:

 Работа подвижного состава автомобильного транспорта оценивается системой технико-эксплуатационных показателей (ТЭП), характеризующих количество и качество выполненной работы.

К ТЭП относятся: показатели использования автомобильного транспорта (коэффициенты технической готовности, среднее расстояние ездки, время простоя под погрузкой-разгрузкой и т.д.) и результативные показатели работы (количество ездок, объем перевозок, общее расстояние перевозок и т.д.).

Время оборота автомобиля – это время, необходимое для движения от начального до конечного пункта и обратно.

При маятниковом маршруте движения автотранспорта время оборота автомобиля рассчитывается по формуле:

 

Оборот автомобиля – законченный цикл движения, т.е. движение от начального до конечного пункта и обратно. Количество оборотов одного автомобиля при маятниковом движении:

 

Ездка – цикл транспортного процесса, т.е. движение от начального до конечного пункта. Количество ездок при маятниковом маршруте с обратным груженым пробегом:

 

Необходимое количество автомобилей для перевозки данного количества груза при маятниковом пробеге:

 

Коэффициент использования пробега автомобиля за один день:

 

 

Постановка задачи: Автомобиль работал на маятниковом маршруте с груженым пробегом в обоих направлениях. Основные параметры и показатели работы автомобиля приведены в таблице

 

Исходя из указанных условий задачи определить: 

время оборота автомобиля;

количество оборотов и ездок;

обосновать необходимое количество автомобилей;

коэффициент использования пробега автомобиля за один день.

 

 

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

 

 

 

Практическое занятие №12 Маршрутизация товародвижения

 

Задание 1. Ответьте на вопросы теста

1.Товародвижение – это:

а) целенаправленное перемещение товаров из мест производства в места потребления;

б) деятельность, предполагающая продажу товаров конечным покупателям;

в) все операции с момента выхода товара за ворота предприятия до момента передачи купленного товара конечному покупателю.

 

2.Длина канала сбыта:

а) расстояние от места производства до места потребления товара;

б) определяется числом транспортных организаций, участвующих в перевозках;

в) определяется количеством посреднических стадий, существующих в канале. 

 

3.Ширина канала сбыта определяется:

а) количеством посредников, принимающих участие в сбыте на конкретной стадии;

б) количеством и возможностями транспортных средств, участвующих в товародвижении;

в) универсальностью эксплуатации изделия.

 

4.Правильно укажите функции канала сбыта:

а) производство товаров;                     б) маркетинговые исследования;

в) покупки;                                            г) продажи;

д) продвижение;                                               е) распределение и сбыт;

ж) реклама товара;                                з) ценообразование;

и) планирование продукта;                 к) обслуживание потребителя.

 

5.Форма непосредственной продажи от производителя – потребителю:

а) косвенный сбыт;                               б) розничный сбыт;

в) прямой сбыт;                                     г) интенсивный сбыт.

 

6.Предприятия или лица, осуществляющие перепродажу товаров и услуг потребителям:

а) торговцы;                                           б)  брокеры;

в) комиссионеры;                                  г) консигнаторы.

 

7.Оптовая торговля осуществляется в двух формах:

а) интенсивной и избирательной;       б) индивидуальной и заочной;

в) транзитной и складской;      г) смешанной и произвольной.

 

8.Специализированный товар подчеркнуто модных товаров:

а) торговый центр;        б) специальный магазин;

в) дискаунтер;                г) бутик.

 

9.Планировка магазина, при которой товары размещаются в виде параллельных линий:

а) линейная;                   б) боксовая;

в) произвольная;                        г) высатовная.

 

10.Продажа товаров через посредников:

а) директ-маркетинг;                б) косвенный сбыт;

в) заказной сбыт;                       г) торговый сбыт.

Задание 2.

Определите наиболее выгодный способ продажи картофеля, производимого фермером:

А - розничный магазин-супермаркет (картофель мытый, упакованный по 1 кг)

Б - местные магазины (не расфасованный и немытый продукт)

В - продажа проезжающим автомобилистам и дачникам (не-расфасованный и немытый, но отборный картофель)

Г - оптовый продавец картофеля (картофель сортированный, мытый, расфасованный по 25 кг в мешки).

Исходные данные - в таблице 1

Таблица 1

 

Результаты различных способов продажи картофеля.

Способ продажи

Цена за 1 кг, д.е.

Затраты на 1 кг,

д.е.

Размер сегмента (объем продаж), кг.

А

12

10,5

150

Б

8

7

40

В

10

3

10

Г

8

6

200

 

 

Определите прибыль на единицу продукции и валовую прибыль.

Какой критерий сегмента является наиболее прибыльным в данном случае?

Если фермер может реализовать 200 кг. Картофеля,  на каком сегменте он должен сосредоточиться?

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

 

 

 

Задание 3. Какой фактор может вызвать действия производителя и оптовой (розничной) торговли, представленные в таблице, при продвижении товара на рынок?

                 Факторы вызвавшие определенное действие производителя

Действия производителя и торговли при продвижении товара

Фактор, вызвавший такие действия

1.

2.

1) Производитель:                                                                                             Тщательная проверка, соответствующая поддержка в продвижении.          Торговля:                                                                                                    Предоставление хорошего места на полках и в торговых помещениях, энтузиазм в отношении продукции, помощь в пробном маркетинге

 

2) Производитель:                                                                                              Оперативное принятие заказов, соблюдение установленных сроков.          Торговля:                                                                                                   Предоставление соответствующего времени для поставки, немедленная проверка соответствующих поставок

 

3) Производитель:                                                                                    Предоставление данных оптовой и розничной торговле.                               Торговля:                                                                                                                   Предоставление данных производителю

 

4) Производитель:                                                                                                      Цена, установленная для оптовой торговли, позволяет им получать разумную прибыль, дилерам обеспечивается гибкость.                                                   Торговля:                                                                                                                  Редкие распродажи по ценам, отличающимся от обычных; поддержание должного образа

 

5) Производитель:                                                                                                Обучение торгового персонала, его стимулирование, разработка национальных рекламных компаний, собственные рекламные компании.                            Торговля:                                                                                                     Привлекательные витрины внутри магазинов, квалифицированные продавцы, участие в совместных программах

 

6) Производитель:                                                                                           Либеральные финансовые условия.                                                                  Торговля:                                                                                                           Соблюдение финансовых условий

 

7) Производитель:                                                                                                    Гарантия продукции.                                                                                                                                     Торговля:                                                                                                                  Должная установка и обслуживание продукции

 

8) Производитель:                                                                                                 Совместное и конкретное принятие решений.                                                               Торговля:                                                                                                         Аналогичные производителю действия

 

 

 

Возможные факторы, вызывающие эти действия:

1.Поставка; 2.Маркетинговые исследования; 3.Ценообразование; 4.Контроль каналов; 5.Продвижение; 6. Предоставление нового товара;7. Финансирование; 8. Качество продукции.

Практическое занятие №13 Логистические информационные системы (ЛИС)

 

Вопросы и задания для контроля знаний:

1. Что представляет собой информационный логистический центр? Каковы принципы работы информационного логистического центра?

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

 

2. Роль и значение штрихового кодирования для управления и контроля за материальными потоками в логистике?

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

 

3. Какие в настоящее время существуют проблемы информационной логистики на зарубежных и российских предприятиях? Предложите пути решения данных проблем.

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

 

4. Назовите и охарактеризуйте основные принципы построения информационной логистической системы.

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

 

 

Практическое занятие №14 Функциональная структура логистических информационных систем

 

Тестовые задания

1.    В задачи информационной логистики входит:
 сбор информации о рынках сбыта;
 сбор информации о конкурентах;
 оптимизация информационных потоков;
 организация рекламной деятельности фирмы.

2.    Информационные и материальные потоки в логистических системах имеют...
 одинаковые направления;
 противоположные направления;
 перпендикулярные направления;
 перекрестные направления.

3.    Информационные системы на уровне предприятия подразделяются на...
 плановые;
 диспозитивные (или диспетчерские);
 исполнительные (или оперативные);
 интегральные.

4.    В логистике выделяют следующие виды информационных потоков:
 горизонтальный;
 вертикальный;
 входной;
 выходной;
 параллельный;
 перпендикулярный.

5.    Информационный поток по сравнению с материальным может быть...
 опережающим во встречном направлении;
 опережающим в прямом направлении;
 опережающим в горизонтальном направлении;
 опережающим в вертикальном направлении;
 параллельным (одновременным);
 встречным.

6.    Контролируемый параметр на производстве в рамках информационной логистической сети:
 обслуживание поставок;
 время доставки;
 производственная мощность;
 сроки производства.

7.    На уровне отдельного предприятия информационные системы подразделяются на...
 плановые;
 диспозитивные (или диспетчерские);
 корпоративные;
 исполнительные (или оперативные);
 стратегические.

8.    К низкому уровню информационной пирамиды относятся:
 отдельные сделки;
 запросы;
 определение путей транспортировки;
 реклама;
 виды применяемого транспорта.

9.    Высшему уровню информационной пирамиды соответствует:
 поддержка принятого решения;
 необходимые выводы;
 оперативные действия;
 исполнение.

10.  Среднему уровню информационной пирамиды соответствует:
 поддержка принятого решения;
 необходимые выводы;
 оперативные действия;
 исполнение.

 

 

 

 

Задача 1.

Рассчитать информационную нагрузку программиста.

Программист, в зависимости от подготовки и опыта, решает задачи разной сложности, но в общем случае работа программиста строится по следующему алгоритму:

 

Таблица 22.

 

Этап

Содержание

Затрата времени, %

I

Постановка задачи

-

II

Изучение материала по поставленной задаче

6.25

III

Определение метода решения задачи

6.25

IV

Составление алгоритма решения задачи

12.5

V

Программирование

25

VI

Отладка программы, составление отчета

50

 

 

Данный алгоритм отражает общие действия программиста при решении поставленной задачи независимо от ее сложности.

 

Таблица 23.

 

Этап

Член алгоритма

Содержание работы

Буквенное обозначение

I

1

Получение первого варианта технического задания

A1

2

Составление и уточнение технического задания

B1

3

Получение окончательного варианта технического задания

C1j1 ↑2

4

Составление перечня материалов, существующих по тематике задачи

H1j2

I

5

Изучение материалов по тематике задачи

A2

6

Выбор метода решения

C2J3

7

Уточнение и согласование выбранного метода

B26

8

Окончательный выбор метода решения

C3j4

9

Анализ входной и выходной информации, обрабатываемой задачей

H2

10

Выбор языка программирования

C4j5

11

Определение структуры программы

H3C5q1

12

Составление блок-схемы программы

C6q2

13

Составление текстов программы

C7w1

14

Логический анализ программы и корректирование ее

F1H4w2

15

Компиляция программы

F218

16

Исправление ошибок

D1w3

17

Редактирование программы в единый загрузочный модуль

F2H5B3w4

18

Выполнение программы

F3

19

Анализ результатов выполнения

H6w515

20

Тестирование

C8w615

21

Подготовка отчета о работе

F4

 

Подсчитаем количество членов алгоритма и их частоту (вероятность) относительно общего числа, принятого за единицу. Вероятность повторения i-ой ситуации определяется по формуле:

 

                                                                   pi = k/n,                                                   (11.1)

 

где k – количество повторений каждого элемента одного типа.

n – суммарное количество повторений от источника информации, одного типа.

 

Результаты расчета сведем в таблицу 24.

 

Таблица 24.

 

Источник информации

Члены алгоритма

символ

Количество членов

Частота повторений pi

1

2

3

4

5

1

Афферентные – всего (n),

в том числе (к):

 

6

1,00

Изучение технической документации и литературы

A

2

0,33

Продолжение таблицы 24

 

1

2

3

4

5

1

Наблюдение полученных результатов

F

4

0,67

2

Афферентные – всего, в том числе:

 

18

1,00

Уточнение и согласование полученных материалов

B

3

0,17

Выбор наилучшего варианта из нескольких

C

8

0,44

Исправление ошибок

D

1

0,06

Анализ полученных результатов

H

6

0,33

Выполнение механических действий

K

0

0

3

Логические условия – всего в том числе

 

13

1,00

Принятие решений на основе изучения технической литературы

j

5

0,39

Графического материала

q

2

0,15

Полученного текста программы

w

6

0,46

Всего:

 

37

 

 

Количественные характеристики алгоритма таблицы 24 позволяют рассчитать информационную нагрузку программиста. Энтропия информации элементов каждого источника информации рассчитывается по формуле, бит/сигн:

 

                                              , бит/сигн                                 (11.2)

 

где m – число однотипных членов алгоритма рассматриваемого источника информации.

 

H1 =

H2 =

H3 =

 

Затем определяется общая энтропия информации, бит/сигн:

 

                                               HΣ = H1 + H2 + H3, бит/сигн                                         (11.3)

 

где H1, H2, H3 – энтропия афферентных, эфферентных элементов и логических условий соответственно.

 

HΣ =

 

Далее определяется поток информационной нагрузки бит/мин,

 

                                                      , бит/мин                                    (11.4)

 

где N – суммарное число всех членов алгоритма;

t – длительность выполнения всей работы, мин.

 

От каждого источника в информации (члена алгоритма) в среднем поступает 3 информационных сигнала в час, время работы - 225 часов,

 

Ф =

Рассчитанная информационная нагрузка сравнивается с допустимой. При необходимости принимается решение об изменениях в трудовом процессе.

 

Условия нормальной работы выполняются при соблюдении соотношения:

 

                                                                            (11.5)

 

где Фдоп.мин. и Фдоп.макс. – минимальный и максимальный допустимые уровни информационных нагрузок (0,8 и 3,2 бит/с соответственно)

 

Фрасч. – расчетная информационная нагрузка

 

 

 

Практическое занятие №15 Затраты на логистические операции

 

 

Задача 1.

На рисунке 1 представлено движение материальных и информационных потоков в логистической системе.

Требуется:

- определить направления движения материальных потоков;

- указать недостающие информационные потоки и обосновать дополнения;

- охарактеризовать материальные и информационные потоки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Механическое производство

 

Поставщик

Система управления сборкой

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

Потребитель

 

Закупщик

Сборочные единицы

Покупные комплектующие

Заказ на сборку

Информация о выпуске

Спрос

График изготовления

Заказ на синхронное

со сборкой изготовления

Сырье и материалы

Информация о ресурсах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Движение материальных и информационных потоков в логистической системе

 

Задача 2.

Используя рисунок 1 перечислить логистические операции в последовательности, соответствующей движению материальных потоков. Провести классификацию выявленных логистических операций.

 

Задача 3.

Входной поток склада равен 9700 т в год. Доля товаров, поставляемых в нерабочее время, составляет 15%. Доля товаров, подлежащих распаковке на участке приёмки - 20%. Доля товаров, подлежащих комплектованию - 70 %. Уровень централизованной доставки - 40%. Доля доставленных товаров, не подлежащих механической выгрузке - 60%. Доля товаров, загружаемых в транспортное средство вручную - 30%. Кратность обработки товаров на участке хранения 2. Рассчитать совокупный материальный поток.

 

Методические рекомендации к решению задачи 3:

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования, разгрузки, погрузки материальных ценностей. На рисунке 2 приведена принципиальная схема материального потока на оптовой базе. Как следует из этой схемы, выгруженный из транспортного средства товар может быть направлен по одному из трёх путей: либо на участок приёмки, либо в зону хранения, либо, если груз поступил в нерабочее время, в приёмочную экспедицию. В дальнейшем товар, так или иначе, сосредоточивается в зоне хранения. Пути движения груза из зоны хранения на участок погрузки также могут быть различными.

Объём работ по отдельной операции, рассчитанный за определённый промежуток времени, представляет собой МП по соответствующей операции. На складах МП, как правило, рассчитывают для отдельных участков или применительно к отдельным операциям. Совокупный материальный поток равен сумме материальных потоков, протекающих на его отдельных участках и между участками.

От того, по какому пути пойдёт груз на складе, будут или не будут выполняться с ним те или иные операции, зависит величина совокупного МП, и, следовательно, размер расходов на хранение и складскую обработку.

 

 

Участок разгрузки

Участок хранения

Участок комплектовки

Отправочная экспедиция

Участок погрузки

Приемная экспедиция

Участок приемки

Операция комплектования

Операции комплектования нет

В рабочее время

В нерабочее время

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2. Принципиальная схема материального потока на складе

 

На величину совокупного МП влияют следующие факторы: доля товаров, поставляемых в нерабочее время (А1); доля товаров, подлежащих распаковке на участке приёмки (А2); доля товаров, подлежащих комплектованию (А3); доля товаров, поставляемых централизованно (А4); доля доставленных товаров, подлежащих ручной разгрузке (А5); доля товаров, подлежащих ручной погрузке (А6); кратность обработки товаров на участке хранения (А7).

 

Совокупный МП поток определяется по формуле:

 

                Р = Ррр + Рмр + Ррп + Рмп + Рэ + Рпк + Рх + Рпг, тонн/год                                    (1.1)

 

где Р - совокупный материальный поток;

Рррмр - материальный поток при ручной и механической разгрузке соответственно;

Ррп, Рмп - материальный поток при ручной и механической погрузке соответственно;

Рэ - материальный поток на экспедиционных участках;

Рпк - материальный поток на участках приёмки и комплектации;

Рх - материальный поток в зоне хранения;

Рпг - внутрискладское перемещение грузов.

 

Грузопоток при ручной разгрузке (Ррр) определяется по формуле:

 

                                          Ррр= Т × А5/100, тонн/год                                                        (1.2)

 

где Т - входной поток (грузооборот склада), т.

 

                                          Ррп= Т × А6/100, тонн/год                                                      (1.3)

 

Грузопоток при механической разгрузке определяется по формуле:

 

 

                                           Рмр = Т (1-А5/100), тонн/год                                                 (1.4)

 

 

                                      Рмп = Т (1-А6/100), тонн/год                                                    (1.5)

 

Аналогично определяется грузопоток при ручной и механической погрузке. Материальный поток на экспедиционных участках рассчитывается по формуле:

 

                                     Рэ= Т (А1+А4)/100, тонн/год                                                    (1.6)

 

Подобным образом определяется материальный поток на участках приёмки и комплектации:

 

                                            Рпк= Т(А23)/100, тонн/год                                           (1.7)

 

В зоне хранения в результате множества таких операций, как, например, перекладывание товара с одного яруса на другой или отбор товара, возникает группа материальных потоков, сумма которых может быть представлена как величина, кратная грузообороту склада, и рассчитывается по формуле:

 

                                                 Рх = Т×А7, тонн/год                                                        (1.8)

 

Внутрискладское перемещение грузов равно сумме выходных грузовых потоков всех участков, кроме последнего:

 

 Рпг = Тразгрузка +Т*А1/100 + Т*А2/100 + Тхранение +Т*А3/100 + Т*А4/100, тонн/год            (1.9)

 

 

Практическое занятие №16 Анализ и контроль в логистике. Риски в логистической системе

Задача 1.

Экономическая постановка задачи. Цель игры - рассчитать несколько возможных вариантов доставки различных видов груза и выбрать из них наиболее дешевый.

Общий ход игры. Группа студентов делится на четыре подгруппы, каждая из которых представляет самостоятельную транспортную или транспортно-экспедиционную компанию, выполняющую поручения грузовладельцев по перевозке груза.

Каждая транспортная компания получает необходимую для игры базисную информацию. Транспортные компании помимо основного вида транспорта, указанного в задании, могут за определенную плату организовать дополнительные услуги, которые позволят повысить конкурентоспособность компании. После формирования материально-технической базы компания начинает принимать заявки на расчет ставок перевозки (т.е. плату за единицу товара).

В задачи «перевозчиков» входит:

1) соблюдение требуемого срока доставки. Срок перевозки груза в большей степени зависит от вида товара, но также на него влияют и требования грузовладельца. Если сроки доставки не указаны, перевозчик должен рассчитать несколько вариантов и определить минимальное время перевозки;

2) определение вида подвижного состава и/или упаковочной тары с целью сохранения количественных и качественных параметров груза;

3) определение вида/видов транспорта, которым будет перевозиться груз;

4) определение маршрута перевозки грузов, пограничных переходов и возможности перевозки груза по территории третьих стран;

5) определение самого дешевого варианта доставки грузов относительно партии отправки: маршрутной, групповой, мелкой;

6) расчет стоимости транспортных услуг. Перевозчик должен предоставить расчет всех основных параметров перевозки, которые обеспечат сохранность груза, доставку в нужное время по самой низкой ставке транспортных расходов.

Конкурсная ситуация между транспортными фирмами обеспечивается за счет того, что разнообразные схемы перевозки (а их при двух способах транспортировки может быть более пяти) определяют разные ставки.

Заказ на перевозку подается той компании, которая предоставит наиболее выгодный вариант. Условия игры.

На транспортном рынке региона функционируют три транспортные компании.

Транспортная компания 1 осуществляет перевозку авиационным видом транспорта. Ставка перевозки 1 т груза - 15,00 тенге. Скорость перевозки - 3000 км/ч. Максимальная грузоподъемность грузового лайнера - 25 т.

Транспортная компания 2 осуществляет перевозку железнодорожным видом транспорта. Ставка перевозки 1 тонна груза - 7,75 тенге. При маршрутной отправке предоставляется скидка 10%. Скорость перевозки - 300 км/сут. Маршрутная скорость перевозки -500 км/сут. Грузоподъемность вагона - 62 тонны. Маршрутная отправка - больше 50 вагонов.

Транспортная компания 3 осуществляет перевозки автомобильным транспортом. Ставка перевозки 1 тонны груза - 6,25 рублей. Скорость перевозки - 800 км/сут. Грузоподъемность автофургона - 30 т.

При желании фирмы могут приобрести лицензии на следующие виды операций, сопутствующие транспортным:

1) для осуществления перевозок по схеме «от двери до двери» использование автомобильного транспорта. Перевозка в черте города -1,30 тенге/контейнер;

2) предоставление контейнеров собственного парка -100 тенге/сут.;

3) погрузочно-разгрузочные работы - 500 тенге за одну операцию;

4) таможенное оформление - 2000 тенге за наименование товара;

5) страхование груза - 10% стоимости товара.

 

Задание игры.

Перевозка 1. Экспортный контракт на поставку проката черного металла на условиях FOB-Владивосток. Объем контрактной партии - 10000 т. Цена контракта - 500000 долл.

Перевозка 2. Импортный контракт на поставку соков на условиях DAF-Брест-Центральный. Объем контрактной партии -1,5 т. Цена контракта - 7000 долл.

Перевозка 3. Импортный контракт на поставку машинного масла на условиях DAF-Bepecтовица-2. Объем контрактной партии - 10000 т. Цена контракта - 200000 долл.

Перевозка 4. Экспортный контракт на поставку пиломатериалов на условиях FAS-Ильичевск. Объем партии -15 000. Груз - негабаритный. Цена контракта - 12000 долл.

Перевозка 5. Импортный контракт на поставку автомобильных запасных частей на условиях СРТ-Шереметьево. Объем партии - 1 т. Цена контракта - 30 000 долл.

Перевозка 6. Внутрироссийский контракт на поставку муки. Объем партии - 20 000 т. Цена контракта - 850 000 рублей.

Перевозка 7. Заявка на перевозку личных вещей в контейнере. Масса груза- 10 т.

Перевозка 8. Контракт на поставку цветов. Объем партии -700 кг. Цена контракта - 2750 долл.

Перевозка 9. Контракт на поставку фарфора. Объем партии -2,5 т. Цена контракта - 5000 долл.

ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО ВАРИАНТА ДОСТАВКИ ГРУЗА

Для заданных условий необходимо рассчитать и выбрать наиболее быстрый и дешевый способ доставки груза.

Первый вариант базисного условия поставки: СРТ - Стамбул.

Базисное условие поставки предполагает, что продавец доставит товар покупателю с оплатой расходов, связанных с перевозкой товара до пункта назначения. Это означает, что покупатель берет на себя все риски потери или повреждения товара. По условиям термина СРТ на продавца возлагается обязанность оформления товара в таможенном отношении для режима экспорта. Данный термин может применяться при перевозке товара любым видом транспорта, включая смешанные перевозки. Таким образом, согласно базисному условию в стоимость контракта входят:

• таможенная стоимость, которая включает стоимость транспортных расходов до склада покупателя;

• оплата по получению товара либо предоплата;

• ответственность за сохранность груза, которую несет продавец;

• определение места нахождения склада покупателя - Стамбул (Турция).

 

Таблица 29.

Исходные данные

 

Наименование

Исходные данные

Товар: пиломатериал

Доска

Отпускная цена

50 долл. США за 1 м3

Страна назначения

Турция

Таможенный режим

Экспорт

Условия поставки

Первый вариант

СРТ-Стамбул

Стоимость транспорта до места назначения входит в таможенную стоимость

Второй вариант

DAF-Новороссийск

Стоимость транспорта до границы входит в таможенную стоимость

Транспорт

Первый вариант

Автомобиль (24 т)

80 долл. за 1 т

Срок доставки

6 дней

Второй вариант

Ж/д до Новороссийска

16 долл. за 1 т

Перегруз в порту

11 долл. за 1 т

Паром до порта назначения

15 долл. за 1 т

Перегруз в порту назначения

7 долл. за 1 т

Срок доставки

До 30 дней

Третий вариант

Контейнер (24 т)

2700 долл. до места назначения

Срок доставки

21-42 дня

Коэффициент перевода м3 в тонны

0,7

Фитосанитарный сертификат на всю партию

50 долл.

Склад временного хранения 1 сутки

58 долл. / сут.

 

 

 

 

Рисунок 12. Схема движения товара на условиях СРТ-Стамбул

 

Рассмотрим схему движения товара компании, представленную на рисунок 12, по блокам:

1. ТАМОЖЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

1.1. Заключение сделки на внутреннем рынке. Экспортер, будучи покупателем, заключает договор на покупку пиломатериалов на внутреннем рынке. После совершения сделки товар становится собственностью покупателя-экспортера.

1.2. Проведение процедур, необходимых для перемещения товара через таможенную границу РФ. Экспортер помещает товар на склад временного хранения (СВХ). Пока товар хранится на СВХ, происходит оформление дополнительных документов для пересечения границы. В течение 15 дней оформляется товар в таможенном отношении с уплатой причитающихся таможенных платежей.

2. ПУНКТ ПЕРЕХОДА ТРАНСПОРТА ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

2.1. После получения документов экспортер передает товар перевозчику либо собственным транспортом доставляет товар до пограничной таможни РФ, где происходит проверка оформленных и разрешающих документов.

2.2. Товар проходит через таможенный орган страны покупателя.

3. СТРАНА ПОКУПАТЕЛЯ. Товар доставляется экспортером до покупателя. Снимается ответственность с продавца за сохранность товара.

Для оценки перевозки пиломатериалов по трем вариантам необходимо рассчитать следующие показатели:

1) таможенная стоимость = стоимость товара + стоимость транспортных расходов (в зависимости от условий поставки);

2) сборы за таможенное оформление = начисление 0,1% от таможенной стоимости и оплата в рублях РФ + 0,05% от таможенной стоимости и оплата в валюте, отличающейся от валюты РФ;

3) экспортная пошлина = начисление базовой ставки от таможенной стоимости, в данном случае она равна 5%.

Исходя из схемы на рисунке 12, проведем сравнительный расчет трех вариантов доставки различными транспортными средствами одного и того же товара с занесением данных в таблице 30 и проанализируем результат.

 

Таблица 30.

 

Расчетные данные для первого условия поставки СРТ-Стамбул

 

Первый вариант

Второй вариант

Третий вариант

Доставка товара

Автомобиль

Ж/д, перегруз в порту, отправление паром, перегруз в порту назначения, а/м

Контейнер ж/д

Стоимость поставки:

Стоимость поставки:

Стоимость поставки:

Транспортные расходы:

Транспортные расходы:

Транспортные расходы:

Сертификат -

Сертификат -.

Сертификат -

СВХ - 2

СВХ -

СВХ -

Таможенные платежи: таможенная стоимость -

сборы.

пошлина.

Итого:

Таможенные платежи: таможенная стоимость - сборы

пошлина

Итого

Таможенные платежи: таможенная стоимость

сборы.

пошлина

Итого:

Стоимость перевозки единицы продукции:

Стоимость перевозки единицы продукции:

Стоимость перевозки единицы продукции:

Доставка: 6 дней

Доставка: до 30 дней

Доставка: 21-42 дня

 

 

Сделайте вывод.

 

 

Практическое занятие №17 Методы оценки логистических затрат и пути их оптимизации

 

Задача.

В консультационную фирму обратилась голландская компания с вопросом о том, где ей выгоднее закупать комплектующие: в Европе или в Юго-Восточной Азии? Сделайте необходимые расчеты и сформулируйте обоснованный вывод. Дайте обоснованный ответ голландской компании. Сначала необходимо рассчитать долю дополнительных затрат, возникающих при доставке груза из Юго-Восточной Азии, в удельной стоимости поставляемого груза по следующей формуле:

 

 

 

Далее определяется разница между стоимостью товаров в Европе и в Юго-

Восточной Азии. Принимаем стоимость комплектующих в Юго-Восточной Азии за 100%:

 

 

 

image

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл op.12_rt_po_pz.docx1.39 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь к практическим занятиям по МДК. 04.02 Основы анализа бухгалтерской отчётности

Рабочая тетрадь к практическим занятиям является неотъемлемой частью к методическим указаниям и заданиям к практическим занятиям в изучении МДК Основы анализа бухгалтерской отчѐтности и регулируется р...

Рабочая тетрадь к практическим занятиям по дисциплине "Основы экономики" для студентов специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий

Рабочая тетрадь по дисциплине "Основы экономики" включает цель, рекомендуемую литературу по основным темам курса,. а также условия задач для практтического занятия критерия оценивания выполняемых рабо...

Рабочая тетрадь к практическим занятиям по дисциплине «Основы экономики отрасли и правового обеспечения профессиональной деятельности»

для студентов специальности среднего профессионального образования  15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)...

Рабочая тетрадь для практических занятий по дисциплине Основы зоотехнии

В методических указаниях представлены рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине Основы зоотехнии и  методика их проведения. Методические указания предназначены для преподав...

Рабочая тетрадь для практических занятий по дисциплине ОП.08. Основы экономики, менеджмента и маркетинга

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;- применять в профессиональной деятельности приемы д...

Рабочая тетрадь для практических работ по дисциплине ОГСЭ.06 ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА

Рабочая тетрадь для практических работ по дисциплине ОГСЭ.06 ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА...

Рабочая тетрадь для практических занятий по дисциплине ОУД.06 Основы безопасности жизнедеятельности

Рабочая тетрадь для  практических занятий по дисциплине ОУД.06 Основы безопасности жизнедеятельности...