Программа по выявлению способностей
рабочая программа

Козлова Ольга Владимировна

Программа по выявлени. способностей

Скачать:


Предварительный просмотр:

F:\Козлова О.В\Документы Козлова О.В..JPG

Показатели результативности: способность к рефлексии и самоанализу, умение работать с информацией, развитие творческой активности, участие в олимпиадах, чемпионатах, конкурсах профессионального мастерства, достижения обучающимися положительных результатов  освоения образовательных программ, увеличение количества высокобалльных работ.

Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной) деятельности:

  1. психолого-педагогическая диагностика:

-диагностика мотивации обучающихся к предмету;

-выявление способностей к научной деятельности (методика интеллектуальная лабильность)

- диагностика личной креативности (Е.Е. Туник);

-анализ результатов комплексного экзамена, экзамена (квал.), анализ результатов участия в отборочных соревнованиях по профессиональному мастерству;

  1. педагогическое наблюдение (на практических и теоретических занятиях, учебных и производственных практиках);
  2. изучение результатов деятельности обучающихся;
  3. наблюдение за проектной деятельностью обучающихся (анализ продуктов деятельности).

Работа по развитию способностей выстраивается с помощью применения индивидуального подхода в работе с обучащимися.

Способы развития  способностей:

  1. повышение педагогического мастерства и личностного роста педагога; 
  2. вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность по предмету;
  3. создание портфолио «Мои победы», оформление выставки «Дипломы, сертификаты участников»;
  4. информационная поддержка победителей и призеров олимпиад, конкурсов, путем размещения информации на официальном сайте техникума;
  5. участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня, участие в научно-практических конференциях;
  6. включение в учебный процесс решения задач повышенной сложности, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала, углубленному изучению предмета;
  7. формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов решения различных задач повышенной сложности;
  8.  назначение ответственными за проведение групповых и коллективных работ.

Формы работы:

  1. внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий для развития  способностей обучающихся;  
  2. использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
  3. развитие системы внеурочной  деятельности обучающихся, которая позволит студентам демонстрировать свои достижения на предметных олимпиадах и конкурсах; научно практических студенческих конференциях.

Ожидаемые результаты:

-повышение качества успеваемости;

-увеличение количества обучающихся, желающих заниматься в кружке и принимать участие в различных мероприятиях по ПМ;

-повышение показателей успешности участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, студенческих научно-практических конференциях;

-увеличение высокобальных работ.

Методика диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.) Источник: Психологическая наука и образование. – 2002. - №2. - С.42-46.

Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности обучающихся при обучении.

 Общая характеристика методики.

Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде + и – записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика используется со всеми категориями обучающихся, начиная с 12-летнего возраста.

Инструкция: Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите своё отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения: верно (++); пожалуй, верно (+); пожалуй, неверно (-), неверно (--). Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов. Благодарим за участие в опросе.

1. Занятие данным видом деятельности даёт мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.

2. Заниматься данным видом деятельности мне интересно, и я хочу знать о нём как можно больше.

3. Занимаясь данным видом деятельности мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.

4. Учебные задания по данному виду деятельности мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует педагог.

5. Трудности, возникающие при занятии видом деятельности, делают его для меня ещё более увлекательным.

6. При изучении данного вида деятельности кроме книг и журналов, рекомендованных педагогом, самостоятельно читаю дополнительную литературу.

7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному виду деятельности можно было бы не изучать.

 8. Если что-то не получается по данному виду деятельности, стараюсь разобраться и дойти до сути.

9. На занятиях у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться». 10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем педагога.

11. Изучаемый материал с интересом обсуждаю в свободное время (в школе, дома) со своими одноклассниками, друзьями.

12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания, не люблю, когда мне подсказывают.

13. По возможности стараюсь попросить кого-то выполнить задание за меня.

14. Считаю, что все знания являются ценными и по возможности нужно знать об изучаемом виде деятельности как можно больше.

15. Оценка для меня важнее, чем знания.

16. Если я плохо подготовлен(а), то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с видом деятельности, которым я занимаюсь в творческом объединении (студии, секции).

18. Данный вид деятельности даётся мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.

19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю занятия в творческом объединении (студии, секции), то меня это огорчает.

20. Если бы было можно, то не посещал бы творческое объединение студию, секцию), но родители меня заставляют его посещать.

Обработка результатов. Подсчёт показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «да» означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно), а «нет» - отрицательные (пожалуй, неверно; неверно).

Ключ: Да 1 2 5 6 8 11 12 14 17 19 Нет 3 4 7 9 10 13 15 16 18 20 За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации к виду деятельности. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация.

 Анализ результатов. Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается так: 0 – 10 баллов – внешняя мотивация 11 – 20 баллов – внутренняя мотивация. Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы: 0 – 5 баллов – низкий уровень внутренней мотивации 6 – 14 баллов – средний уровень внутренней мотивации 15 – 20 баллов – высокий уровень внутренней мотивации. Для качественного анализа результатов вопросы разделены на следующие группы:

 1. Ценность знаний – положительные ответы по суждениям 1,11,14,17 (максимальное количество баллов 8).

2. Самостоятельность в виде деятельности – положительные ответы по суждениям 6,8,12 (максимальное количество баллов 6).

3. Пассивность – положительные ответы по суждениям 7,10,13 (максимальное количество баллов 6)

4. Трудность в изучении вида деятельности – положительный ответ по суждению 18 (максимальное количество баллов 2)

5. Интерес к виду деятельности – положительные ответы по суждениям 2,5,19 (максимальное количество баллов 6)

6. Негативное отношение к занятиям – положительные ответы по суждениям 3,4,9 (максимальное количество баллов 6)

7. Негативное отношение к виду деятельности – положительные ответы по суждениям 15,16,20 (максимальное количество баллов 6).

Степень данных проявлений: 0 - 25% - низкая 30%-70% - средняя 75%-100% - высокая Знак результата, полученный при суммировании баллов, показывает наличие или отсутствие данных проявлений.  

Интерпретация теста диагностика личной креативности (Е.Е. Туник)

Основные критериальные проявления исследуемых факторов:

  • Любознательность. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.
  • Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.
  • Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.
  • Склонность к риску. Проявляется в том, что субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.

Инструкция к тесту

Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы себя считаете. Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Их следует отметить знаком «Х» в колонке «В основном верно». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, их следует пометить знаком «Х» в колонке «Отчасти верно». Другие утверждения не подойдут вам совсем, их нужно отметить знаком «Х» в колонке «Нет». Те утверждения, относительно которых вы не можете прийти к решению, нужно пометить знаком «Х» в колонке «Не могу решить».

Делайте пометки к каждому предложению и не задумывайтесь подолгу. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. Ставьте знак «Х» в ту колонку, которая более всего подходит вам. На каждый вопрос выберите только один ответ.

Тестовый материал

  1. Если я не знаю правильного ответа, то попытаюсь догадаться о нем.
  2. Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше.
  3. Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.
  4. Мне не нравится планировать дела заранее.
  5. Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть.
  6. Мне нравится представлять себе то, что мне нужно будет узнать или сделать.
  7. Если что-то не удается с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не сделаю это.
  8. Я никогда не выберу игру, с которой другие незнакомы.
  9. Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.
  10. Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.
  11. Мне нравится заниматься чем-то новым.
  12. Я люблю заводить новых друзей.
  13. Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не случалось.
  14. Обычно я не трачу время на мечты о том, что когда-нибудь стану известным артистом, музыкантом, поэтом.
  15. Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете.
  16. Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции, чем здесь, на Земле.
  17. Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше.
  18. Я люблю то, что необычно.
  19. Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.
  20. Мне нравятся рассказы или телевизионные передачи о событиях, случившихся в прошлом.
  21. Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.
  22. Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или ошибаюсь.
  23. Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое, что никому неудавалось до меня.
  24. Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом.
  25. Многие существующие правила меня обычно не устраивают.
  26. Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет правильного ответа.
  27. Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать.
  28. Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не искать другие ответы.
  29. Я не люблю выступать перед группой.
  30. Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из героев.
  31. Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад.
  32. Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны.
  33. Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть.
  34. Мне хотелось бы, чтобы мои родители и руководители делали все как обычно и не менялись.
  35. Я доверяю свои чувствам, предчувствиям.
  36. Интересно предположить что-либо и проверить, прав ли я.
  37. Интересно браться за головоломки и игры, в которых необходимо рассчитывать свои дальнейшие ходы.
  38. Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и как они работают.
  39. Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.
  40. Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно применить на практике.
  41. Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах.
  42. Мне было бы интересно искать ответы на вопросы, которые возникнут в будущем.
  43. Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.
  44. Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удовольствия, а не ради выигрыша.
  45. Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не приходило в голову.
  46. Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо незнакомый мне, мне интересно узнать, кто это.
  47. Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть, что в них.
  48. Я думаю, что на большинство вопросов существует один правильный ответ.
  49. Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не задумываются.
  50. У меня есть много интересных дел как на работе (учебном заведении), так и дома.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно коррелирующие с творческими проявлениями личности. Они включают Любознательность (Л), Воображение (В), Сложность (С) и Склонность к риску (Р). Мы получаем четыре «сырых» показателя по каждому фактору, а также общий суммарный показатель.

При обработке данных используется либо шаблон, который можно накладывать на лист ответов теста, либо сопоставление ответов испытуемого с ключом в обычной форме.

Ключ к тесту

Склонность к риску (ответы, оцениваемые в 2 балла)

• положительные ответы: 1, 21, 25, 35, 36, 43, 44;

• отрицательные ответы: 5, 8, 22, 29, 32, 34;

• все ответы на данные вопросы в форме «может быть» оцениваются в 1 балл;

• все ответы «не знаю» на данные вопросы оцениваются в -1 балл и вычитаются из общей суммы.

Любознательность (ответы, оцениваемые в 2 балла)

• положительные ответы: 2, 3, 11, 12, 19, 27, 33, 37, 38, 47, 49;

• отрицательные ответы: 28;

• все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.

Сложность (ответы, оцениваемые в 2 балла)

• положительные ответы: 7, 15, 18, 26, 42, 50;

• отрицательные : 4, 9, 10, 17, 24, 41, 48;

• все ответы в форме «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.

Воображение (ответы, оцениваемые в 2 балла)

• положительные: 13, 16, 23, 30, 31, 40, 45, 46;

• отрицательные: 14, 20, 39;

• все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.

В данном случае определение каждого из четырех факторов креативности личности осуществляется на основе положительных и отрицательных ответов, оцениваемых в 2 балла, частично совпадающих с ключом ( в форме «может быть»), оцениваемых в 1 балл, и ответов «не знаю», оцениваемых в -1 балл.

Использование этой оценочной шкалы дает право «наказать» недостаточно творческую, нерешительную личность.

Этот опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени способными на риск (Р), любознательными (Л), обладающими воображением (В) и предпочитающими сложные идеи (С) считают себя испытуемые. Из 50 пунктов 12 утверждений относятся к любознательности, 12 – к воображению, 13 – к способности идти на риск, 13 утверждений – к фактору сложности.

Если все ответы совпадают с ключом, то суммарный «сырой» балл может быть равен 100, если не отмечены пункты «не знаю».

Если испытуемый дает все ответы в форме «может быть», то его «сырая» оценка может составить 50 баллов в случае отсутствия ответов «не знаю».

Конечная количественная выраженность того или иного фактора определяется путем суммирования всех ответов, совпадающих с ключом, и ответов «может быть» (+1) и вычитания из этой суммы всех ответов «не знаю» (-1 балл).

Чем выше «сырая» оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах, он является; все вышеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями.

Могут быть получены оценки по каждому фактору теста в отдельности, а также суммарная оценка. Оценки по факторам и суммарная оценка лучше демонстрируют сильные (высокая «сырая» оценка) и слабые (низкая «сырая» оценка) стороны ребенка. Оценка отдельного фактора и суммарный «сырой» балл могут быть впоследствии переведены в стандартные баллы и отмечены на индивидуальном профиле учащегося.

Литература

  1. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /М. В. Матюхина, Т.С. Михальчнк, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В.Гамезо и др.-- М.: Просвещение, 2004.--256с.
  2. Теплов, Б.М. Способность и одарённость [Текст] / Б.М. Теплов . — М: Просвещение, 2005. – 98 с. 
  3. Путляева, Л. О задатках и способностях [Текст] / Л. Путляева // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 43-45. 
  4. Савенков, А.И. Одарённые дети: особенности психического развития. [Текст] / А.И. Савенков. - М: Просвещение, 2006. – 87 с. 
  5. Общая психодиагностика/Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. -- М., 2004.
  6.  Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования/ С.Л. Рубинштейн. -- М., 2008.
  7. Умственные способности и возраст. Лейтес Н.С.-- М.,2011
  8. Дубовицкая Т.Д. Психологическая наука и образование. – 2002. - №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по выявлению способностей обучающихся

Программа составлена на период 2016-2017  и 2017-2018 учебный год....

Рабочая программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся в концертмейстерском классе.

Программа по выявлению и развитию у обучающихся творческих способностей в концертмейстерском  классе  предусматривает создание благоприятных условий для выявления и развития творческих спосо...

Программа по выявлению, развитию и поддержке способных обучающихся

Данная программа направлена на развитие творческих способностей студентов. Программа по выявлению способностей обучающихся призвана помочь преподавателю в выявлении и сопровождении обучающихся, облада...

Программа по выявлению творческих способностей студентов колледжа

Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта....

Программа по выявлению способностей обучающихся "Мир моих интересов"

Программапо выявлению способностей обучающихся«Мир моих интересов»Возраст детей, на которых рассчитана программа-14-15 лет.Срок реализации программы 3 года....