Программа по выявлению, развитию и поддержке способных обучающихся
материал

Васильева Зоя Николаевна

Данная программа направлена на развитие творческих способностей студентов. Программа по выявлению способностей обучающихся призвана помочь преподавателю в выявлении и сопровождении обучающихся, обладающих способностями в определенных областях учебных дисциплин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное

 профессиональное образовательное учреждение

 «Рославльский многопрофильный колледж»

Программа по выявлению, развитию и поддержке способных обучающихся

Преподаватель

Васильева З.Н.

        2017-2020 учебный год        

Содержание:

  1. Пояснительная записка.
  1. Цели и задачи программы.
  2. Принципы педагогической деятельности в работе со способными обучающимися.
  3. Методы выявления способностей обучающихся.
  4. Формы работы со способными обучающимися.
  5. Перечень методик для выявления и сопровождения работы с одаренными детьми.
  6. Этапы реализации программы.
  7. Ожидаемые результаты реализации программы.
  1. План мероприятий по выявлению развитию и поддержке способных обучающихся обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения на 2017-2020 учебный год.
  2. Приложение.

Пояснительная записка

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть «незаменимым». А для этого, деятельность должна носить творческий характер. Получается, что все должны стать творцами. Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все.

Данная программа направлена на развитие творческих способностей студентов. Программа по выявлению способностей обучающихся призвана помочь преподавателю в выявлении и сопровождении обучающихся, обладающих способностями в определенных областях учебных дисциплин.

Проблема выявления способностей и наклонностей тем более актуальна, что все мы живем, в век развития технологий, открытий и динамичного прогресса.

Основная работа по выявлению способностей лежит на педагогах. Преподаватель, должен не только выявлять индивидуальные способности обучающихся, но и развивать эти качества и навыки. Способности – это универсальный термин, которым называют ряд индивидуальных особенностей, способствующих достижению успехов в той или иной сфере деятельности: творчество, учеба, спорт и т.д.

В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка. Она может характеризовать личность в целом и (или) ее отдельные способности. Понятие «одаренность» трактуется как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способности, а своеобразного их сочетания, которое характеризует личность, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованной деятельностью обучающегося учебной, трудовой. При этом особое значение имеют собственная активность обучающегося, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Оценка конкретного обучающегося как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности обучающегося не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем.

Выделяют три главных вида одаренности:

  • академическая, которая проявляется в быстроте и легкости овладения большими объемами готовых знаний;
  • интеллектуальная, которая заключается в особой умственной самостоятельности, в повышенной критичности мышления, способности самостоятельно выходить на глобальное, философское осмысление сложных интеллектуальных проблем;
  • творческая, то есть способность к творческой самореализации в различных областях жизнедеятельности.

Необходимо учитывать и тот факт, что развитие творческих способностей происходит не только в системе обучения и воспитания, но имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, определяющие индивидуальность. Способная личность наделена собственной познавательной потребностью (характеризуется выраженным чувством удовлетворения от умственной или какой-либо творческой деятельности).

Реализуемая цель

Выявление способностей обучающихся на уроках Физики и во внеурочной деятельности.

Цели программы

1. Создание системы деятельности преподавателя по выявлению творческих способностей обучающихся.

2. Создание благоприятных условий для развития талантливых обучающихся через оптимальную структуру урочного и дополнительного образования.

Задачи программы

- создание системы работы по выявлению и сопровождению одарённых обучающихся, их специальной поддержке;

- определение уровня способностей обучающихся и мониторинг динамики;

- определение форм и методов работы со способными обучающимися на уроках и во внеурочной деятельности;

- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих студентам проявить свои возможности;

- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, педагогами и через самостоятельную работу;

- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества обучающихся.

Принципы педагогической деятельности в работе со способными обучающимися:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучении;
  • принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии педагога;
  • принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Методы и способы выявления способностей обучающихся

Выявление способных обучающихся — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретной личности. Эффективная идентификация способностей посредством какой-либо одноразовой процедуры невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора используется комплекс процедур: тестирование, анкетирование, наблюдение, беседы, консультации, общение с родителями, организация олимпиад, конкурсов, соревнований, научно-практических конференций.

В качестве критериев интеллектуального, умственного развития выступают:

  • самостоятельность мышления,
  • быстрота и прочность усвоения учебного материала,
  • быстрота ориентировки при решении нестандартных задач,
  • умение отличить существенное от несущественного,
  • различный уровень аналитико-синтетической деятельности,
  • критичность ума.

Индивидуальный подход – осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающегося, в значительной степени влияющих на его поведение в различных жизненных ситуациях. Сущность индивидуального подхода выражается в том, что общие задачи обучения и воспитания, которые стоят перед педагогом, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого обучающегося, исходя из знания его психологических особенностей и условий жизни.

Технология индивидуального подхода к способным обучающимся:

  1. Определение уровня развития обучающегося, его качеств, способностей, личностных особенностей.
  2. Определение долгосрочных и краткосрочных целей и путей к достижению целей.
  3. Определение временных затрат обучающегося на освоение учебного материала и профессиональных навыков.
  4. Определение способов оценки успехов.

Формы работы со способными обчающимися:

- групповые занятия;

- факультативы;

- предметные кружки;

- кружки по интересам, спортивные секции;

- конкурсы;

- участие в олимпиадах;

- работа по индивидуальным планам;

- интеллектуальные марафоны;

- неделя по профессии / специальности;

- предметные недели.

Перечень диагностических методик для выявления одаренности

Возраст

Мотивация

Свободный интеллект

Структура интеллекта

Обучаемость

Социальный интеллект

Креативность

Обученность

Направленность

Темперамент

Самооце нка, уровень притязаний

Характер

Виды одаренности

Интеллектуальная одаренность

Социальная

одаренность

Творческая

одаренность

Академическая

одаренность

Психологическое

здоровье

Особенности личности

15-18 лет

Методики

М. Лукьяновой и А.А.Реана

Методика Дубовицкая Т.Д

Культурно-свободный тест интеллекта

Р. Кеттелла

Тест Амтхауэра

Тест Векслера

Методика С.Н Костроминой

Тест

Гилфорда

КОС

Тест Торренса

Методика Д.Брунера

КОТ

Тест Тулуз-Пьерона

Карта интересов-78

Тест

Айзенка

Методика Дембо-

Рубинштейн в модификации  А. Прихожан

Тест

Шмишека

Перечень диагностических методик для сопровождения работы с одаренными детьми

Возраст

Мотивация

Свободный интеллект

Структура интеллекта

Соц. интеллект

Креативность

Обученность

Направленность

Самооценка, уровень притязаний

Характер

Виды одаренности

Интеллектуальная одаренность

Социальная одаренность

Творческая

одаренность

Академическая

одаренность

Особенности личности

15-18 лет

Методики М. Лукьяновой и А.А.Реана

Методика Дубовицкая Т.Д

Культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла

Тест Амтхауэра

Тест Векслера

Тест Гилфорда

Тест Торренса

Методика Д.Брунера

ШТУР

Карта интересов-144

Методика Дембо-Рубинштейн вмодификации  А.Прихожан

Т естМини-мульт

В приложении приведены методики выявления одаренности и сопровождения работы с интеллектуально одаренными детьми

Необходимо учитывать, что ни один из существующих тестов не охватывает всех видов способностей, соответственно, каждая область требует специфических исследований специально предназначенными методиками.

Методики диагностики должны быть направлены на то, чтобы помочь систематизировать представления педагогов об умственных и творческих способностях обучающихся. Параметры, по которым проводится оценка, определяют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с обучающимися.

  • Высокая любознательность и исследовательская активность;
  • Способность устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, классифицировать, умение широко пользоваться накопленными знаниями;
  • Отличная память;
  • Большой словарный запас;
  • Повышенная концентрация внимания на чем-либо;
  • Упорство в достижении результата.

Этапы реализации программы

I этап

  • Разработка программы
  • Анализ условий реализации программы.
  • Создание банка тестов, олимпиад и конкурсов.

II этап

  • Диагностика склонностей обучающихся.
  • Создание банка данных по способных обучающихся.

III этап

  • Участие в олимпиадах, конференциях, выставках, проектных мероприятиях, Интернет - конкурсах, форумах.
  • Проведение выставок технического творчества.
  • Создание банка творческих работ студентов.
  • Обобщение опыта работы по технологиям творческого развития студентов.
  • Анализ и корректировка программы.

Ожидаемые результаты реализации программы

Реализация программы призвана способствовать:

- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала студентов;

- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагога, для работы с одарёнными студентами;

- созданию условий для укрепления здоровья одарённых студентов;

- повышению качества образования и воспитания студентов;

- формирование банка, технологий и программ для диагностики способных и одаренных студентов.


План мероприятий по выполнению программы выявления развития и поддержки способных обучающихся, обеспечению их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения на 2017-2020 учебный год.

Мероприятия

Ответственные

Сроки проведения

1.

Диагностика одаренных обучающихся

преподаватель

Сентябрь – октябрь

2.

Анализ результатов диагностирования способных студентов

преподаватель

Октябрь

3.

Составление плана работы со способными обучающимися

преподаватель

Октябрь

4.

Организация патронажа между способными обучающимися и преподавателем

администрация

Октябрь

5.

Привлечение способных обучающихся к работе в кружке "Физика и мы"

преподаватель

Сентябрь

6.

Привлечение способных обучающихся к организации проведению и участию в конкурсах, олимпиадах, конференциях предметных неделях и т.д. разных уровней

ПЦК преподаватель

В течение года

7.

Привлекать к решению задач повышенной сложности на уроках.

Преподаватель

В течение года

8.

Привлечение обучающихся к подготовке рефератов и выступлений по темам на уроках по физике.

Преподаватель

В течение года

9.

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы

преподаватель

Июнь

10

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными студентами

ПЦК

преподаватель

В течение года

11

Приобретение литературы, для организации работы с одаренными детьми

Администрация

преподаватель

В течение года

12

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей

ПЦК

администрация

В течение года

13

Обобщение опыта работы преподавателя по работе с одаренными детьми

ПЦК

преподаватель

Май-июнь

14

Распространение опыта работы с одаренными детьми

ПЦК

преподаватель

В течение года

15

Проведение предметной недели

ПЦК преподаватель

Февраль-март

16

Создание портфолио одаренных обучающихся

Преподаватель

В течении года

17

Повышение квалификации педагогов

Администрация

В течение года

18

Конкурсы творческих работ по направлениям.

Администрация

В течение года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3. : Выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой , физкуль

Организация внеурочной деятельности.Участие в реализации воспитательных программ в образовательной организации.Руководство обучающимися - участниками научных конференций и научных обществ, фестивалей,...

ПРОГРАММА по выявлению интеллектуальных и творческих способностей студентов колледжа

Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию  нашего образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокул...

ПРОГРАММА «Выявление интеллектуальных и творческих способностей обучающихся техникума»

ПРОГРАММА«Выявление интеллектуальных и творческих способностей обучающихся техникума»...

ПРОГРАММА по выявлению, развитию и поддержке способных обучающихся обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального спамоопределения 2020-2023 учебный год

ПРОГРАММА по выявлению, развитию и поддержке способных обучающихся обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального спамоопределения 2020-2023 учебный год...

ПРОГРАММА по выявлению интеллектуальных и творческих способностей обучающихся колледжа

Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию российского образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие интеллект...

Программа "Выявление интеллектуальных и творческих способностей обучающихся колледжа с учётом их индивидуальных особенностей"

Программа "Выявление интеллектуальных и творческих способностей обучающихся колледжа с учётом их индивидуальных особенностей"...

Программа по выявлению, развитию и поддержке способных обучающихся обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.

Данная программа направлена на развитие творческих способностей обучающихся, а также в помощь мастеру производственного обучения в выявлении и сопровождении обучающихся, обладающих способностями в опр...