Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Сестринская помощь при заболеваниях щитовидной железы
методическая разработка
Методическая разработка теоретического занятия по теме «Сестринская помощь при заболеваниях щитовидной железы» составлена в соответствии в требованиями ФГОС III и предназначена для успешного и организованного проведения теоретического занятия по данной теме. На занятие отводится 2 часа; оно проводится в учебной аудитории.
Тема является актуальной с учетом эндемичности географической зоны.
Изучение нового материала основывается на базовых знаниях анатомии и физиологии щитовидной железы, а также фармакологии. На занятии использованы репродуктивные методы обучения для определения исходного и итогового уровня знаний, а изучение нового материала сопровождается демонстрацией презентации.
Медсестра может быть первым лицом, к которому обратиться пациент за помощью или советом при появлении симптомов болезни. Немаловажная роль в лечении отводится медицинской сестре. Уход за такими больными требует особого терпения, ведь дисфункция этого органа чуть ли не в первую очередь отображается на психическом состоянии больного. Именно медицинская сестра должна следить за выполнением всех рекомендаций врача и обучать родственников основам ухода за больными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_teor_zan_bolezni_shchzh.doc | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»
Методическая разработка
теоретического занятия для преподавателя
ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
МДК 02.01. Сестринская помощь при нарушениях здоровья
Сестринское дело в терапии
Тема занятия: Сестринская помощь при заболеваниях щитовидной железы
Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»
Кыштым
2021
Рассмотрено на заседании ЦМК ПМ специальностей «Сестринское дело» Протокол №__от «___»____2021 Председ. ЦМК_______________ /О.В.Павлова/ | Составлено в соответствие с ФГОС СПО Утверждено Зам.директора по УВР КФ «ММК» _____________/И.В. Пасхина/ «____»________2021 г. |
Автор: Удалова Александра Николаевна, преподаватель МДК 02.01 высшей категории
Рецензенты:
Павлова О.В., методист Кыштымского филиала ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»
Позднякова Л.П., главная медицинская сестра ГБУЗ «Городская больница им. А.П. Силаева город Кыштым»
Оглавление
Межмодульные и междисциплинарные связи 3
Хронологическая карта занятия 3
Методическое пояснение
Методическая разработка теоретического занятия по теме «Сестринская помощь при заболеваниях щитовидной железы» составлена в соответствии в требованиями ФГОС III и предназначена для успешного и организованного проведения теоретического занятия по данной теме. На занятие отводится 2 часа; оно проводится в учебной аудитории.
Тема является актуальной с учетом эндемичности географической зоны.
Изучение нового материала основывается на базовых знаниях анатомии и физиологии щитовидной железы, а также фармакологии. На занятии использованы репродуктивные методы обучения для определения исходного и итогового уровня знаний, а изучение нового материала сопровождается демонстрацией презентации.
Занятие способствует формированию общих и профессиональных компетенций, развитию познавательной активности студентов, положительного отношения и стремления к здоровому образу жизни и формированию понятия здоровья как ценности.
Мотивация темы
Заболеваниями щитовидной железы страдают более 200 млн человек во всех странах мира, а в некоторых странах это заболевание остается не выявленным у 50% населения. Заболевания щитовидной железы встречаются у женщин в 10 раз чаще, чем у мужчин: к 60 годам у 17% женщин развивается гипотиреоз – самое распространенное нарушение функции щитовидной железы, возникающее из-за изменений гормонального фона. Если гормональный дисбаланс не диагностируется и не проводится медикаментозная терапия, это может негативно отражаться на состоянии здоровья и качестве жизни человека. Поэтому особое значение приобретает осведомленность о симптомах нарушений работы щитовидной железы и принятие необходимых мер при их выявлении.
Медсестра может быть первым лицом, к которому обратиться пациент за помощью или советом при появлении симптомов болезни. Немаловажная роль в лечении отводится медицинской сестре. Уход за такими больными требует особого терпения, ведь дисфункция этого органа чуть ли не в первую очередь отображается на психическом состоянии больного. Именно медицинская сестра должна следить за выполнением всех рекомендаций врача и обучать родственников основам ухода за больными.
Медицинская сестра обязана обеспечить надлежащий уход за больным в стационаре, дать полноценные рекомендации больному для улучшения качества его жизни, профилактики осложнений, объяснить необходимость диспансерного наблюдения.
Цели занятия
Методическая цель занятия:
Формирование общих и профессиональных компетенций в рамках темы занятия.
Дидактические:
1 уровень
- сообщение статистических данных о заболеваемости, актуальности темы
2 уровень
- изучение этиологии, СФ, патогенеза, классификации, клиники и биологических проблем пациента, данных обследования, зависимой, независимой и взаимозависимой реализации проблем пациента при болезнях щ/ж, их потенциальных проблем, профилактики (ПК 2.1., 2.2, 2.4, 2.5)
- повторение темы «АФО щитовидной железы» с помощью фронтального опроса
- закрепление знаний с помощью тестовых заданий (ОК 2, 3, 4)
Развивающие:
- способствовать развитию клинического и логического мышления, медицинской наблюдательности
- способствование развитию умения выявлять проблемы пациента (ОК 3, ОК 4)
Воспитательные:
- способствовать воспитанию таких профессионально значимых качеств м/с как ответственность за здоровье пациента, точность выполнения врачебных назначений (ОК 1);
- стремиться воспитывать здоровый образ жизни, развитие интереса к теме (ОК 13);
- формирование положительного отношения и осознанного выбора ЗОЖ (ОК 13);
- воспитание аккуратности, дисциплинированности в своей работе (ОК 2).
Место проведения занятия
Лекционный кабинет
Межмодульные и междисциплинарные связи
Связи | ПМ, дисциплина | МДК | Тема занятия, курса |
Предшествующие | ОП 02. Анатомия и физиология человека | - | «АФО эндокринной системы» |
ОП 07. Фармакология | - | «Гормональные препараты» | |
ПМ 04. Выполнение работ по профессии Младшая м/с по уходу за больными | МДК 04.01.Теория и практика с/дела: МДК 04.02. Безопасная среда для пациента и персонала | «Сестринский процесс. Документация к сестринскому процессу» «Потребность пациента в нормальном дыхании, адекватном питании и питье, физиологических отправлениях» «Участие в санитарно-просветительской работе среди населения» | |
Сопутствующие | ПМ 01.Проведение профилактических мероприятий | МДК 01.02. Основы профилактики МДК 01.03. Сестринское дело в первичной медико-санитарной помощи | «Профилактика нарушений здоровья» «Школы здоровья» «Диспансеризация» |
После дующие | ПМ 03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях | МДК 03.01 Основы реаниматологии | «Инфузионная терапия» |
Внутримодульные связи
Связи | МДК и темы курса | Темы занятий |
Предшествующие | МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях, С/дело в терапии | «Субъективное и объективное обследование п-та», «Дополнительные методы обследования», «С/помощь при гастритах и язвенной болезни» |
Последующие | МДК 02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья Сестринское дело в терапии Сестринское дело в педиатрии
Сестринское дело в кардиологии С/дело в офтальмологии | «С/помощь при сахарном диабете» «С/помощь при ожирении» «Сестринский процесс при болезнях щитовидной железы у детей» «Сестринская помощь при ИБС» «С/процесс при глаукоме » |
Оснащение
- Проектор
- Ноутбук
- Презентация «С/помощь при заболеваниях щитовидной железы»
Методы и средства обучения
1 уровень – объяснительно-иллюстративный | словесные: рассказ, лекция наглядные: демонстрация презентации |
2 уровень – репродуктивный | решение тестов, фронтальный опрос |
2 уровень – проблемное изложение | эвристическая беседа |
Формируемые компетенции
ПК.2.1. | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. |
ПК.2.2. | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. |
ПК.2.4. | Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. |
ПК.2.5. | Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. |
ОК.1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК.2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. |
ОК.3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК.4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК. 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации. |
ОК.12. | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
ОК.13. | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
Студент должен уметь:
- Готовить пациента к сканированию, УЗИ щитовидной железы, взятию крови на гормоны
- Осуществлять сестринский уход при патологии щитовидной железы
- Осуществлять фармакотерапию по назначению врача и консультировать пациента по применению лекарственных средств
Студент должен знать:
- АФО щитовидной железы;
- определение, классификацию, этиологию, способствующие факторы, клинику и возможные проблемы пациента, объем проводимых обследований и результаты, содержание зависимых, независимых, взаимозависимых с/вмешательств, профилактику болезней щитовидной железы;
Внеаудиторная работа
Вид задания | Часы | Методические указания | Цель |
1.заполнить таблицу сравнительной характеристики болезней щитовидной железы | 1 | самостоятельно выявить признаки сходства и различия, оформить в виде таблицы | Закрепление полученных знаний по теме |
Литература
Основная:
- Смолева Э.В. Сестринский уход в терапии: МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. - Ростов н/Д:Феникс,2015.
Дополнительная:
- Маколкин В. И., Овчаренко С. И. Сестринское дело в терапии. М.: АНМИ, 2000.
- Смолева Э. В. Сестринское дело в терапии с курсом ПМП – Ростов: «Феникс», 2010.
Структура занятия: 90 минут
1. Организационный момент………1 …..минуты 2. Изложение целей и плана……….2…...минуты 3. Проверка уровня знаний………15 ……минут | 4. Изложение нового материала…..60…….…минут 5. . Закрепление ………………… 10………..минут 6. Итоги, домашнее задание……..2 ….….…..минут |
Хронологическая карта занятия
Этап | Время | Содержание | Цель | Реализация ОК и ПК | Приложения | |
Действия преподавателя | Действия обучающихся | |||||
1.Организа-ционный момент | 1 мин | Приветствие обучающихся, проверка внешнего вида, отсутствующих, готовности к занятию. | Приветствуют преподавателя, называют отсутствующих. | Настроить на учебный процесс. | ОК 2, ОК 12 | - |
2.Изложение целей и плана | 2 мин | Сообщает тему занятия, ее актуальность, цели занятия, его ход. Сообщает мотивацию.
| Слушают преподавателя, записывают тему в тетрадь. | Мобилизовать внимание на теме, развитие аккуратности и целенаправленности действий | ОК 1 | - |
3.Проверка домашнего задания | 20 мин | Проводит фронтальный опрос по теме «АФО щитовидной железы» | Отвечают на вопросы | Актуализация опорных знаний, подготовка к восприятию новой информации | ОК2- ОК4, ПК 2.1 | Приложение 1 |
4. Изложение нового материала | 60 мин | Преподаватель рассказывает о заболеваниях эндемический зоб, гипотиреоз, гипертиреоз. Лекция сопровождается презентацией по теме. По ходу лекции используются элементы эвристической беседы. ФИЗМИНУТКА | Ведут конспект лекции, принимают участие в беседе. | Изучение ново темы. Наглядное закрепление знаний по теме. | ОК 1-ОК4, ОК13 ПК 2.1, 2.2, 2.4, 2.5 | приложение 2 |
5. Закрепление | 10 мин | Раздает тестовые задания. Собирает ответы на них и обсуждает правильные ответы. | Решают тесты, сдают на проверку ответы, обсуждают правильные ответы. | Определение итогового уровня знаний. | ОК 1 - ОК 4 ОК 13 ПК 2.1, 2.2, 2.4, 2.5 | приложение 3 |
6. .Итоги, домашнее задание | 2 мин | Проведение рефлексии: ответы на вопросы: - чему Вы сегодня научились на занятии? - что осталось не до конца понятным? - что больше всего запомнилось? - что было особенно сложным? Дается оценка работы студентов с аргументацией. Выставляет оценки за занятие, аргументирует их. Дает задание: Выучить лекцию «Сестринская помощь при болезнях щитовидной железы» и стр.288-297 в учебнике Смолевой Э.В. «Сестринский уход в терапии» - дополнительное задание: см. внеаудиторную работу. | Слушают преподавателя, отвечают на вопросы. Записывают задание в тетрадь. | Объективная оценка работы каждого обучающегося. Подготовка к работе на следующем занятии. | ОК 8 |
Приложение 1
Вопросы для фронтального опроса
- Расскажите о расположении щитовидной железы.
- Чему равна масса и каковы размеры щитовидной железы в норме?
- Какие структурные элементы можно выделить в железе?
- Какие гормоны продуцирует щитовидная железа и механизм их выработки?
- Назовите функции щитовидной железы.
Примерные ответы:
1. Доли на уровне 6 кольца трахеи, а перешеек на уровне 2 – 4 трахеальных колец.
2. Масса щ/ж 15 – 20 г, в норме у ♀ 18 см3, у ♂ 25 см3.
3. Состоит из 2-х долей и перешейка. У 1/3 людей есть дополнительная доля, которая отходит от перешейка вверх. Щ/ж состоит из фолликулов, в которых вырабатываются гормоны. Это пузырьки, внутри эпителий, в полости коллоидная жидкость.
4. Два йодсодержащих гормона – Т3, Т4. Еще есть тиреокальцитонин. Для синтеза гормонов необходим йод и аминокислота – тирозин.
5. Гормоны щ/ж влияют на различные виды обмена веществ, необходимы для роста и развития, особенно нервной и костной систем.
Приложение 2
Содержание учебного материала | Слайды |
Эндемический зоб - это увеличение щ/ж из-за йодной недостаточности у лиц, проживающих в определенных географических зонах с недостатком йода в окружающей среде. Зоб у лиц внеэндемичных районов – спорадический. Эндемичные по йоду районы – Урал, Кавказ, Средняя Азия, Карелия, Украина, Белоруссия. Этиопатогенез: Причиной заболевания является недостаточное поступление йода в организм. Он поступает с пищей (90%), водой (5%), воздухом (5%). Относительная йодная недостаточность – йода в окружающей среде достаточно, но он не всасывается из-за заболеваний ЖКТ. Абсолютная йодная недостаточность – дефицит йода в окружающей среде. Контроль за работой щ/ж осуществляет гипофиз, он вырабатывает ТТГ. В ответ на недостаток йода, а следовательно и недостаток выработки йодозависимых гормонов, гипофиз повышает выработку ТТГ, который заставляет щ/ж разрастаться в размерах в компенсаторный целях. Тогда уровень гормонов нормализуется. Но не всегда гиперплазия щ/ж обеспечивает должный уровень гормонов и развивается гипотиреоз. Способствуют:
Клиника
Диагностика
Лечение
Осложнения - сдавление пищевода, трахеи, нервов, сосудов - «зобное» сердце – увеличение правых отделов сердца и их гиперфункция - злокачественное перерождение узловых форм (малигнизация) Профилактика – главное в борьбе с ЭЗ.
Диффузно - токсический зоб (тиреотоксикоз, Базедова болезнь, гипертиреоз) - это аутоиммунное заболевание щ/ж, развивающееся у генетически предрасположенных к нему лиц, характеризуется диффузным ↑ щ/ж и ее гиперфункцией, а также токсическими изменениями органов и систем вследствие гиперпродукции тиреоидных гормонов. Этиопатогенез Наследственное аутоиммунное заболевание (врожденный дефицит Т-супрессорной функции лимфоцитов, способствующий развитию аутоиммунных реакций по отношению к антигенам щ/ж), которое передается многофакторным путем. Способствуют:
Происходит диффузное ↑ щ/ж под влиянием аутоиммунных реакций (фиксация антигенов щ/ж на поверхности тиреоцитов фолликулов → клетки щ/ж стают аутоантигенами → Т-лимфоциты реагируют на них как на чужих → ↑ щ/ж → увеличение продукции тиреоидных гормонов Т3, Т4) → обмен веществ ускоряется, ↑ выработка БАВ, к которым ↑ чувствительность ССС, развивается надпочечниковая недостаточность, поражение глаз. Клиника и данные обследования
Объективно: Слезоточивость, быстрая торопливая речь, кожа мягкая, бархатистая, горячая, влажная, гиперемированная, экзофтальм, редкое мигание, удивленный или гневный вид. Выделяют 3 степени тяжести зоба. Диагностика
Лечение
Осложнения - тиреотоксичекий криз (резкое ↑ всех симптомов – Т 40 - 42°С, бред, тошнота, рвота, понос, боли в животе, аритмия, ОСН, кома) - переход в гипотиреоз - ХСН - при узловой форме – малигнизация Гипотиреоз - это синдром, обусловленный ↓ или отсутствием функций щ/ж, недостатком тиреоидных гормонов и изменениями функций всех органов и систем. Этиология и СФ
Патогенез Замедляются все виды обмена веществ. Дефицит гормонов щ/ж приводит к:
Клиника
Данные объективного обследования
Диагностика
Лечение
при отеках ограничить жидкость
Осложнения - переход в гипертиреоз - микседема - гипотиреоидная кома – резкое обострение всех симптомов и потеря сознания | Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6-9 Слайд 10-13 Слайд 14 Слайд 15 Слайды 16 -19 Слайд 20 Слайд 21 Слайд 22 Слайд 23-26 Слайд 27 |
Приложение 3
Оцените утверждения, за согласие с ними ставьте «+», за несогласие «-».
- При ДТЗ возникает повышение тиреоидного гормона в крови.
- Для гипертиреоза характерны проблемы пациента – утомляемость, раздражительность, экзофтальм.
- Данные с/обследования – сухая кожа, одутловатое лицо, выпадение волос, ломкость ногтей – характерны для эндемического зоба.
- При эндемическом зобе щитовидная железа увеличивается за счет разрастания в ней соединительной ткани.
- Уровень гормонов при эндемическом зобе остается в пределах нормы.
- При гипотиреозе м/с будет контролировать регулярный прием пациентом мерказолила в таблетках.
- В объем независимых с/вмешательств при ДТЗ входит смена постельного и нательного белья, обработка кожи, контроль показателей гемодинамики.
- При 2 степени зоба у пациента появляются проблемы – афония, расстройство дыхания, дисфагия.
- К реализации проблем пациента при гипотиреозе относится контроль суточного диуреза и составление водного баланса.
- При эндемическом зобе пациент принимает антиструмин.
Эталон ответов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
+ | + | - | - | + | - | + | - | + | + |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка теоретического занятия (для преподавателя) «Сестринский процесс при раке легкого»
Методическая разработка теоретического занятия (для преподавателя) «Сестринский процесс при раке легкого»...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Сестринская помощь при язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки
Методическая разработка теоретического занятия по теме «Сестринская помощь при язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки» составлена в соответствии в требованиями ФГОС III и предн...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Субъективное и объективное обследование пациента
Методическая разработка практического занятия по теме «Субъективное и объективное обследование пациента» составлена в соответствие в требованиями ФГОС III и предназначена для успешного и о...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Субъективное и объективное обследование пациента
Методическая разработка практического занятия по теме «Субъективное и объективное обследование пациента» составлена в соответствие в требованиями ФГОС III и предназначена для успешного и о...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Сестринская помощь при заболеваниях щитовидной железы
Методическая разработка теоретического занятия по теме «Сестринская помощь при заболеваниях щитовидной железы» составлена в соответствии в требованиями ФГОС III и предназначена для у...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Сестринская помощь при язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки
Методическая разработка теоретического занятия по теме «Сестринская помощь при язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки» составлена в соответствии в требованиями ФГОС III и предн...