Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Сестринская помощь при заболеваниях щитовидной железы
методическая разработка
Методическая разработка теоретического занятия по теме «Сестринская помощь при заболеваниях щитовидной железы» составлена в соответствии в требованиями ФГОС III и предназначена для успешного и организованного проведения теоретического занятия по данной теме. На занятие отводится 2 часа; оно проводится в учебной аудитории.
Тема является актуальной с учетом эндемичности географической зоны.
Изучение нового материала основывается на базовых знаниях анатомии и физиологии щитовидной железы, а также фармакологии. На занятии использованы репродуктивные методы обучения для определения исходного и итогового уровня знаний, а изучение нового материала сопровождается демонстрацией презентации.
Медсестра может быть первым лицом, к которому обратиться пациент за помощью или советом при появлении симптомов болезни. Немаловажная роль в лечении отводится медицинской сестре. Уход за такими больными требует особого терпения, ведь дисфункция этого органа чуть ли не в первую очередь отображается на психическом состоянии больного. Именно медицинская сестра должна следить за выполнением всех рекомендаций врача и обучать родственников основам ухода за больными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_teor_zan_bolezni_shchzh.doc | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»
Методическая разработка
теоретического занятия для преподавателя
ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
МДК 02.01. Сестринская помощь при нарушениях здоровья
Сестринское дело в терапии
Тема занятия: Сестринская помощь при заболеваниях щитовидной железы
Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»
Кыштым
2021
Рассмотрено на заседании ЦМК ПМ специальностей «Сестринское дело» Протокол №__от «___»____2021 Председ. ЦМК_______________ /О.В.Павлова/ | Составлено в соответствие с ФГОС СПО Утверждено Зам.директора по УВР КФ «ММК» _____________/И.В. Пасхина/ «____»________2021 г. |
Автор: Удалова Александра Николаевна, преподаватель МДК 02.01 высшей категории
Рецензенты:
Павлова О.В., методист Кыштымского филиала ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»
Позднякова Л.П., главная медицинская сестра ГБУЗ «Городская больница им. А.П. Силаева город Кыштым»
Оглавление
Межмодульные и междисциплинарные связи 3
Хронологическая карта занятия 3
Методическое пояснение
Методическая разработка теоретического занятия по теме «Сестринская помощь при заболеваниях щитовидной железы» составлена в соответствии в требованиями ФГОС III и предназначена для успешного и организованного проведения теоретического занятия по данной теме. На занятие отводится 2 часа; оно проводится в учебной аудитории.
Тема является актуальной с учетом эндемичности географической зоны.
Изучение нового материала основывается на базовых знаниях анатомии и физиологии щитовидной железы, а также фармакологии. На занятии использованы репродуктивные методы обучения для определения исходного и итогового уровня знаний, а изучение нового материала сопровождается демонстрацией презентации.
Занятие способствует формированию общих и профессиональных компетенций, развитию познавательной активности студентов, положительного отношения и стремления к здоровому образу жизни и формированию понятия здоровья как ценности.
Мотивация темы
Заболеваниями щитовидной железы страдают более 200 млн человек во всех странах мира, а в некоторых странах это заболевание остается не выявленным у 50% населения. Заболевания щитовидной железы встречаются у женщин в 10 раз чаще, чем у мужчин: к 60 годам у 17% женщин развивается гипотиреоз – самое распространенное нарушение функции щитовидной железы, возникающее из-за изменений гормонального фона. Если гормональный дисбаланс не диагностируется и не проводится медикаментозная терапия, это может негативно отражаться на состоянии здоровья и качестве жизни человека. Поэтому особое значение приобретает осведомленность о симптомах нарушений работы щитовидной железы и принятие необходимых мер при их выявлении.
Медсестра может быть первым лицом, к которому обратиться пациент за помощью или советом при появлении симптомов болезни. Немаловажная роль в лечении отводится медицинской сестре. Уход за такими больными требует особого терпения, ведь дисфункция этого органа чуть ли не в первую очередь отображается на психическом состоянии больного. Именно медицинская сестра должна следить за выполнением всех рекомендаций врача и обучать родственников основам ухода за больными.
Медицинская сестра обязана обеспечить надлежащий уход за больным в стационаре, дать полноценные рекомендации больному для улучшения качества его жизни, профилактики осложнений, объяснить необходимость диспансерного наблюдения.
Цели занятия
Методическая цель занятия:
Формирование общих и профессиональных компетенций в рамках темы занятия.
Дидактические:
1 уровень
- сообщение статистических данных о заболеваемости, актуальности темы
2 уровень
- изучение этиологии, СФ, патогенеза, классификации, клиники и биологических проблем пациента, данных обследования, зависимой, независимой и взаимозависимой реализации проблем пациента при болезнях щ/ж, их потенциальных проблем, профилактики (ПК 2.1., 2.2, 2.4, 2.5)
- повторение темы «АФО щитовидной железы» с помощью фронтального опроса
- закрепление знаний с помощью тестовых заданий (ОК 2, 3, 4)
Развивающие:
- способствовать развитию клинического и логического мышления, медицинской наблюдательности
- способствование развитию умения выявлять проблемы пациента (ОК 3, ОК 4)
Воспитательные:
- способствовать воспитанию таких профессионально значимых качеств м/с как ответственность за здоровье пациента, точность выполнения врачебных назначений (ОК 1);
- стремиться воспитывать здоровый образ жизни, развитие интереса к теме (ОК 13);
- формирование положительного отношения и осознанного выбора ЗОЖ (ОК 13);
- воспитание аккуратности, дисциплинированности в своей работе (ОК 2).
Место проведения занятия
Лекционный кабинет
Межмодульные и междисциплинарные связи
Связи | ПМ, дисциплина | МДК | Тема занятия, курса |
Предшествующие | ОП 02. Анатомия и физиология человека | - | «АФО эндокринной системы» |
ОП 07. Фармакология | - | «Гормональные препараты» | |
ПМ 04. Выполнение работ по профессии Младшая м/с по уходу за больными | МДК 04.01.Теория и практика с/дела: МДК 04.02. Безопасная среда для пациента и персонала | «Сестринский процесс. Документация к сестринскому процессу» «Потребность пациента в нормальном дыхании, адекватном питании и питье, физиологических отправлениях» «Участие в санитарно-просветительской работе среди населения» | |
Сопутствующие | ПМ 01.Проведение профилактических мероприятий | МДК 01.02. Основы профилактики МДК 01.03. Сестринское дело в первичной медико-санитарной помощи | «Профилактика нарушений здоровья» «Школы здоровья» «Диспансеризация» |
После дующие | ПМ 03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях | МДК 03.01 Основы реаниматологии | «Инфузионная терапия» |
Внутримодульные связи
Связи | МДК и темы курса | Темы занятий |
Предшествующие | МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях, С/дело в терапии | «Субъективное и объективное обследование п-та», «Дополнительные методы обследования», «С/помощь при гастритах и язвенной болезни» |
Последующие | МДК 02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья Сестринское дело в терапии Сестринское дело в педиатрии
Сестринское дело в кардиологии С/дело в офтальмологии | «С/помощь при сахарном диабете» «С/помощь при ожирении» «Сестринский процесс при болезнях щитовидной железы у детей» «Сестринская помощь при ИБС» «С/процесс при глаукоме » |
Оснащение
- Проектор
- Ноутбук
- Презентация «С/помощь при заболеваниях щитовидной железы»
Методы и средства обучения
1 уровень – объяснительно-иллюстративный | словесные: рассказ, лекция наглядные: демонстрация презентации |
2 уровень – репродуктивный | решение тестов, фронтальный опрос |
2 уровень – проблемное изложение | эвристическая беседа |
Формируемые компетенции
ПК.2.1. | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. |
ПК.2.2. | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. |
ПК.2.4. | Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. |
ПК.2.5. | Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. |
ОК.1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК.2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. |
ОК.3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК.4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК. 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации. |
ОК.12. | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
ОК.13. | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
Студент должен уметь:
- Готовить пациента к сканированию, УЗИ щитовидной железы, взятию крови на гормоны
- Осуществлять сестринский уход при патологии щитовидной железы
- Осуществлять фармакотерапию по назначению врача и консультировать пациента по применению лекарственных средств
Студент должен знать:
- АФО щитовидной железы;
- определение, классификацию, этиологию, способствующие факторы, клинику и возможные проблемы пациента, объем проводимых обследований и результаты, содержание зависимых, независимых, взаимозависимых с/вмешательств, профилактику болезней щитовидной железы;
Внеаудиторная работа
Вид задания | Часы | Методические указания | Цель |
1.заполнить таблицу сравнительной характеристики болезней щитовидной железы | 1 | самостоятельно выявить признаки сходства и различия, оформить в виде таблицы | Закрепление полученных знаний по теме |
Литература
Основная:
- Смолева Э.В. Сестринский уход в терапии: МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. - Ростов н/Д:Феникс,2015.
Дополнительная:
- Маколкин В. И., Овчаренко С. И. Сестринское дело в терапии. М.: АНМИ, 2000.
- Смолева Э. В. Сестринское дело в терапии с курсом ПМП – Ростов: «Феникс», 2010.
Структура занятия: 90 минут
1. Организационный момент………1 …..минуты 2. Изложение целей и плана……….2…...минуты 3. Проверка уровня знаний………15 ……минут | 4. Изложение нового материала…..60…….…минут 5. . Закрепление ………………… 10………..минут 6. Итоги, домашнее задание……..2 ….….…..минут |
Хронологическая карта занятия
Этап | Время | Содержание | Цель | Реализация ОК и ПК | Приложения | |
Действия преподавателя | Действия обучающихся | |||||
1.Организа-ционный момент | 1 мин | Приветствие обучающихся, проверка внешнего вида, отсутствующих, готовности к занятию. | Приветствуют преподавателя, называют отсутствующих. | Настроить на учебный процесс. | ОК 2, ОК 12 | - |
2.Изложение целей и плана | 2 мин | Сообщает тему занятия, ее актуальность, цели занятия, его ход. Сообщает мотивацию.
| Слушают преподавателя, записывают тему в тетрадь. | Мобилизовать внимание на теме, развитие аккуратности и целенаправленности действий | ОК 1 | - |
3.Проверка домашнего задания | 20 мин | Проводит фронтальный опрос по теме «АФО щитовидной железы» | Отвечают на вопросы | Актуализация опорных знаний, подготовка к восприятию новой информации | ОК2- ОК4, ПК 2.1 | Приложение 1 |
4. Изложение нового материала | 60 мин | Преподаватель рассказывает о заболеваниях эндемический зоб, гипотиреоз, гипертиреоз. Лекция сопровождается презентацией по теме. По ходу лекции используются элементы эвристической беседы. ФИЗМИНУТКА | Ведут конспект лекции, принимают участие в беседе. | Изучение ново темы. Наглядное закрепление знаний по теме. | ОК 1-ОК4, ОК13 ПК 2.1, 2.2, 2.4, 2.5 | приложение 2 |
5. Закрепление | 10 мин | Раздает тестовые задания. Собирает ответы на них и обсуждает правильные ответы. | Решают тесты, сдают на проверку ответы, обсуждают правильные ответы. | Определение итогового уровня знаний. | ОК 1 - ОК 4 ОК 13 ПК 2.1, 2.2, 2.4, 2.5 | приложение 3 |
6. .Итоги, домашнее задание | 2 мин | Проведение рефлексии: ответы на вопросы: - чему Вы сегодня научились на занятии? - что осталось не до конца понятным? - что больше всего запомнилось? - что было особенно сложным? Дается оценка работы студентов с аргументацией. Выставляет оценки за занятие, аргументирует их. Дает задание: Выучить лекцию «Сестринская помощь при болезнях щитовидной железы» и стр.288-297 в учебнике Смолевой Э.В. «Сестринский уход в терапии» - дополнительное задание: см. внеаудиторную работу. | Слушают преподавателя, отвечают на вопросы. Записывают задание в тетрадь. | Объективная оценка работы каждого обучающегося. Подготовка к работе на следующем занятии. | ОК 8 |
Приложение 1
Вопросы для фронтального опроса
- Расскажите о расположении щитовидной железы.
- Чему равна масса и каковы размеры щитовидной железы в норме?
- Какие структурные элементы можно выделить в железе?
- Какие гормоны продуцирует щитовидная железа и механизм их выработки?
- Назовите функции щитовидной железы.
Примерные ответы:
1. Доли на уровне 6 кольца трахеи, а перешеек на уровне 2 – 4 трахеальных колец.
2. Масса щ/ж 15 – 20 г, в норме у ♀ 18 см3, у ♂ 25 см3.
3. Состоит из 2-х долей и перешейка. У 1/3 людей есть дополнительная доля, которая отходит от перешейка вверх. Щ/ж состоит из фолликулов, в которых вырабатываются гормоны. Это пузырьки, внутри эпителий, в полости коллоидная жидкость.
4. Два йодсодержащих гормона – Т3, Т4. Еще есть тиреокальцитонин. Для синтеза гормонов необходим йод и аминокислота – тирозин.
5. Гормоны щ/ж влияют на различные виды обмена веществ, необходимы для роста и развития, особенно нервной и костной систем.
Приложение 2
Содержание учебного материала | Слайды |
Эндемический зоб - это увеличение щ/ж из-за йодной недостаточности у лиц, проживающих в определенных географических зонах с недостатком йода в окружающей среде. Зоб у лиц внеэндемичных районов – спорадический. Эндемичные по йоду районы – Урал, Кавказ, Средняя Азия, Карелия, Украина, Белоруссия. Этиопатогенез: Причиной заболевания является недостаточное поступление йода в организм. Он поступает с пищей (90%), водой (5%), воздухом (5%). Относительная йодная недостаточность – йода в окружающей среде достаточно, но он не всасывается из-за заболеваний ЖКТ. Абсолютная йодная недостаточность – дефицит йода в окружающей среде. Контроль за работой щ/ж осуществляет гипофиз, он вырабатывает ТТГ. В ответ на недостаток йода, а следовательно и недостаток выработки йодозависимых гормонов, гипофиз повышает выработку ТТГ, который заставляет щ/ж разрастаться в размерах в компенсаторный целях. Тогда уровень гормонов нормализуется. Но не всегда гиперплазия щ/ж обеспечивает должный уровень гормонов и развивается гипотиреоз. Способствуют:
Клиника
Диагностика
Лечение
Осложнения - сдавление пищевода, трахеи, нервов, сосудов - «зобное» сердце – увеличение правых отделов сердца и их гиперфункция - злокачественное перерождение узловых форм (малигнизация) Профилактика – главное в борьбе с ЭЗ.
Диффузно - токсический зоб (тиреотоксикоз, Базедова болезнь, гипертиреоз) - это аутоиммунное заболевание щ/ж, развивающееся у генетически предрасположенных к нему лиц, характеризуется диффузным ↑ щ/ж и ее гиперфункцией, а также токсическими изменениями органов и систем вследствие гиперпродукции тиреоидных гормонов. Этиопатогенез Наследственное аутоиммунное заболевание (врожденный дефицит Т-супрессорной функции лимфоцитов, способствующий развитию аутоиммунных реакций по отношению к антигенам щ/ж), которое передается многофакторным путем. Способствуют:
Происходит диффузное ↑ щ/ж под влиянием аутоиммунных реакций (фиксация антигенов щ/ж на поверхности тиреоцитов фолликулов → клетки щ/ж стают аутоантигенами → Т-лимфоциты реагируют на них как на чужих → ↑ щ/ж → увеличение продукции тиреоидных гормонов Т3, Т4) → обмен веществ ускоряется, ↑ выработка БАВ, к которым ↑ чувствительность ССС, развивается надпочечниковая недостаточность, поражение глаз. Клиника и данные обследования
Объективно: Слезоточивость, быстрая торопливая речь, кожа мягкая, бархатистая, горячая, влажная, гиперемированная, экзофтальм, редкое мигание, удивленный или гневный вид. Выделяют 3 степени тяжести зоба. Диагностика
Лечение
Осложнения - тиреотоксичекий криз (резкое ↑ всех симптомов – Т 40 - 42°С, бред, тошнота, рвота, понос, боли в животе, аритмия, ОСН, кома) - переход в гипотиреоз - ХСН - при узловой форме – малигнизация Гипотиреоз - это синдром, обусловленный ↓ или отсутствием функций щ/ж, недостатком тиреоидных гормонов и изменениями функций всех органов и систем. Этиология и СФ
Патогенез Замедляются все виды обмена веществ. Дефицит гормонов щ/ж приводит к:
Клиника
Данные объективного обследования
Диагностика
Лечение
при отеках ограничить жидкость
Осложнения - переход в гипертиреоз - микседема - гипотиреоидная кома – резкое обострение всех симптомов и потеря сознания | Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6-9 Слайд 10-13 Слайд 14 Слайд 15 Слайды 16 -19 Слайд 20 Слайд 21 Слайд 22 Слайд 23-26 Слайд 27 |
Приложение 3
Оцените утверждения, за согласие с ними ставьте «+», за несогласие «-».
- При ДТЗ возникает повышение тиреоидного гормона в крови.
- Для гипертиреоза характерны проблемы пациента – утомляемость, раздражительность, экзофтальм.
- Данные с/обследования – сухая кожа, одутловатое лицо, выпадение волос, ломкость ногтей – характерны для эндемического зоба.
- При эндемическом зобе щитовидная железа увеличивается за счет разрастания в ней соединительной ткани.
- Уровень гормонов при эндемическом зобе остается в пределах нормы.
- При гипотиреозе м/с будет контролировать регулярный прием пациентом мерказолила в таблетках.
- В объем независимых с/вмешательств при ДТЗ входит смена постельного и нательного белья, обработка кожи, контроль показателей гемодинамики.
- При 2 степени зоба у пациента появляются проблемы – афония, расстройство дыхания, дисфагия.
- К реализации проблем пациента при гипотиреозе относится контроль суточного диуреза и составление водного баланса.
- При эндемическом зобе пациент принимает антиструмин.
Эталон ответов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
+ | + | - | - | + | - | + | - | + | + |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка теоретического занятия (для преподавателя) «Сестринский процесс при раке легкого»
Методическая разработка теоретического занятия (для преподавателя) «Сестринский процесс при раке легкого»...
Методическая разработка теоретического занятия по теме: " Сестринская помощь при абсцессе легких", специальность 34.02.01 Сестринское дело
Методическая разработка теоретического занятия по теме: " Сестринская помощь при абсцессе легких", специальность 34.02.01 Сестринское дело, базовый уровень....
Методическая разработка теоретического занятия Тема 6. Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и системы крови
Предназначение: для преподавателей Профессионального модуля 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах и студентов 2-3 курса специальности 34.02.01 Се...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Сестринская помощь при язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки
Методическая разработка теоретического занятия по теме «Сестринская помощь при язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки» составлена в соответствии в требованиями ФГОС III и предн...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Субъективное и объективное обследование пациента
Методическая разработка практического занятия по теме «Субъективное и объективное обследование пациента» составлена в соответствие в требованиями ФГОС III и предназначена для успешного и о...