Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине « Общественное здоровье здравоохранение» Тема занятия: Оплата труда в здравоохранении
методическая разработка
Особое место в экономике здравоохранения занимает проблема оплаты труда. Цель методической разработки оказать методическую помощь преподавателям в проведении теоретического занятия по дисциплине ОП.08. Общественное здоровье здравоохранение, по теме занятия «Оплата труда в здравоохранении». Методическая разработка содержит методическое пояснение, мотивацию к изучению темы. Методические цели, межмодульные и междисциплинарные связи, внутридисциплинарные связи, оснащенность занятия, наглядность, перечень знаний и умений при освоении данной темы.
Разработка содержит доступный и познавательный лекционный материал, задания для проверки, актуализации и закрепления знаний в стандартной и нестандартной, письменной и устной форме. Данное занятие предполагает применение интерактивных методов обучения, и нацелено на развитие познавательного интереса к предстоящей работе, формирование интереса к избранной профессии.
Требования к оформлению, структура методической разработки и список литературы соответствуют ФГОС № поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_oplata_truda.doc | 615 КБ |
Предварительный просмотр:
Кыштымский филиал ГБОУ «Миасский медицинский колледж»
Методическая разработка
Теоретического занятия для преподавателя
Дисциплина ОП.08. Общественное здоровье здравоохранение
Тема раздела: Теоретические вопросы экономики и управления здравоохранением
Тема занятия: Оплата труда в здравоохранении
Специальность Сестринское дело
Кыштым
2020
Рассмотрено на заседании ЦМК «Общепрофессиональных дисциплин » Протокол №__от «___»____2020 Председ. ПЦК ________ / Т.Ф.Зорина | «Утверждаю» Методист КФ ГБОУ «ММК» _____________/ О.В.Павлова/ «____»________2020 г. |
Автор составитель Ю.А. Машталяр преподаватель дисциплины «Общественное здоровье здравоохранение»
Рецензенты:
Павлова О.В.- методист Кыштымского филиала ГБОУ «Миасский медицинский колледж»
Золотова О.А. – преподаватель Кыштымский филиал ГБПОУ Южно-Уральского Государственного Колледжа
Методическое пояснение
Данная методическая разработка составлена для преподавателей в соответствии с требованиями ФГОС III поколения.
Цель методической разработки оказать методическую помощь преподавателям в проведении теоретического занятия по дисциплине ОП.08. Общественное здоровье здравоохранение, раздел: Теоретические вопросы экономики и управления здравоохранением, по теме занятия «Оплата труда в здравоохранении». Согласно рабочей программы и календарно – тематического плана на прохождение данной темы предусмотрено 2 часа.
Данная методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия, форма занятия - комбинированное занятие изучение нового материала.
Методическая разработка включает цели, формы и методы проведения, основное содержание (план проведения) теоретического, занятия, домашнее задания.
Активизировать учебную деятельность на занятии, закрепить приобретенные студентами знания позволяют нестандартные задания. Применение наглядности, проблемное изложение, актуальность данной темы позволяет повышать интерес к данной дисциплине.
В процессе подготовки к занятию и вовремя занятия данная методическая разработка позволяет организовать самостоятельную работу обучающихся. Данное занятие закрепляет и проверяет усвоение предыдущей темы «Сущность и значение экономики здравоохранения», а также нацеливает на восприятие следующей темы «Расчет заработной платы, налогов, отчислений. Налоговые льготы», которая в ходе практического занятия дополнит и расширит полученные знания.
Занятие по теме «Оплата труда в здравоохранении» способствует формированию общих и профессиональных компетенций, развитию познавательного интереса к изучаемой дисциплине, формированию интереса к избранной профессии, расширению знаний по вопросам экономики и управления здравоохранением.
Мотивация темы
Особое место в экономике здравоохранения занимает проблема оплаты труда. Это одна из самых трудноразрешимых проблем в экономике любой отрасли, поскольку она не только экономическая, но и, прежде всего, социальная, политическая.
Оплата труда - главный источник формирования денежных доходов работника. Работодатель обязан компенсировать затраты умственного и физического труда работающего путем денежной выплаты в виде заработной платы. При этом одна из вечных проблем - в какой сумме компенсировать затраты труда работающего, чтобы заработная плата не только возмещала трудовые затраты работника, но и стимулировала его интерес к качественному и производительному труду.
Актуальность темы занятия состоит в том, что правильно выбранные организацией формы и системы оплаты труда будут заинтересовывать работников в достижении больших результатов труда и приведут к росту эффективности деятельности организации в целом.
Методическая цель занятия
демонстрация методики проведения теоретического занятия, использование различных методов контроля знаний (решение заданий в тестовой форме, устный фронтальный опрос); практическое использование теоретических знаний по методической теме самообразования «Использование инновационных технологий на занятиях как средство активизации мыслительной деятельности студентов»
Цели занятия
- Дидактические: Ознакомление с основными понятиями по теме «Оплата труда в здравоохранении»; повторение и закрепление изученного материала по теме «Сущность и значение экономики здравоохранения»; дать характеристику основным формам оплаты труда медицинских работников и системы оплаты труда;
- Развивающие: Формирование навыков логического и образного мышления, умения сравнивать и сопоставлять уже знакомые факты; делать выводы; умения чётко и грамотно излагать свои мысли; аргументировано защищать собственную точку зрения; развивать навыки самостоятельной работы;
- Воспитательные: Продолжить воспитание чувства ответственности и профессионального долга, любви к профессии
Место проведения занятия:
лекционный кабинет
Межмодульные и междисциплинарные связи
Связи | ПМ, дисциплина | МДК | Тема занятия, курса |
Предшествующие | Обществознание | «Роль экономики в жизни общества. Экономика наука и хозяйство» «Экономический рост и развитие» | |
Правовое обеспечение профессиональной деятельности. | «Предпринимательство в здравоохранении и его законодательное обеспечение» | ||
Сопутствующие | ПМ02.Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах.
ПМ03. Оказание доврачебной мед. помощи при неотложных и экстремальных состояниях. | МДК 02.03 Паллиативная помощь МДК 02.03 Медицина катастроф. | Организационная структура сестринского процесса в паллиативной помощи Организация сестринского процесса пострадавшим при поражении радиационными веществами на догоспитальном этапе. |
Последующие | Общественное здоровье здравоохранение | Основные понятия рыночной экономики. Место здравоохранения в рыночной экономике. «Расчет заработной платы, налогов, отчислений. Налоговые льготы» | |
Преддипломная практика |
Внутримодульные связи
Связи | МДК и темы курса | Темы занятий |
Предшествующие | Общественное здоровье здравоохранение | «Сущность и значение экономики здравоохранения» |
Последующие | Общественное здоровье здравоохранение | Основные понятия рыночной экономики. Место здравоохранения в рыночной экономике. «Расчет заработной платы, налогов, отчислений. Налоговые льготы» |
Оснащение учебники и учебные пособия; наглядные средства обучения (изобразительны текстовые); мультимедийный проектор; экран; раздаточный материал.
Методы обучения
Методы | Методические приемы |
1 уровень – объяснительно-иллюстративный | словесные: рассказ, лекция, беседа наглядные: демонстрация иллюстраций, презентации |
2,3 уровень – репродуктивный | решение тестов, фронтальный опрос |
2,3 уровень – проблемное изложение | Проблемное изложение |
3 уровень – частично - поисковый | |
4 уровень – исследовательский | - |
Формируемые компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Студент должен уметь:
консультировать по вопросам правового взаимодействия гражданина с системой здравоохранения;
вести утвержденную медицинскую документацию;
Студент должен знать:
принципы организации экономики, планирования и финансирования здравоохранения;
принципы организации и оплаты труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях;
Внеаудиторная работа
Вид задания | Часы | Методические указания | Цель |
Конспект параграфа учебника. | 20мин | Выполнить самостоятельно конспект учебник -Глава 4 Стр. 75-79 | Развитие навыка самостоятельной работы: аналитическое чтение, выделение главных и второстепенных фактов |
Мультимедийные презентации или реферативные сообщения | 40мин | Подготовить по теме занятия мультимедийные презентации или реферативные сообщения в соответствии с предъявляемыми требованиями. | Развитие навыка самостоятельной работы: критического отбора материала развитее устной и письменной речи, развитие ИКТ компетенций |
Литература
Основная:
Общественное здоровье здравоохранение: учебник/В.А.Медик, В.И.Лисицин.-М.: ГЭТАР- Медиа,2017
Трушкина Л.Ю., Тлепциришев Р.А., Трушкин А.Г.,Демьянова Л.М. Экономика и управление здравоохранением: учебное пособие, Ростов на Дону:Феникс,2003
Дополнительная:
Правовое обеспечение профессиональной деятельности.: учебник для средних медицинских учебных заведений/ О.В.Леонтьев.- СПб.: СпецЛит,2013.
Интернет ресурсы:
Сообщество студентов Кировской ГМА http://vmede.org/sait/?page=7&id=Obshesyvennoe_3d_medik_2012&menu=Obshesyvennoe_3d_medik_2012
Студопедия https://studopedia.ru/4_84481_oplata-truda-v-zdravoohranenii.html
Еженедельная профессиональная газета . Учет .Налоги .Право.
https://www.gazeta-unp.ru/articles/52191-mrot-v-chelyabinskoy-oblasti-s-1-yanvarya-2020-goda
Zakon.today https://zakon.today/zdravoohranenie_1010/obschestvennoe-zdorove-zdravoohranenie.h
Хронологическая карта занятия 90 мин.
Этап | Время | Содержание | Цель | Методы и средства | Реализация ОК и ПК | Приложения | |
Действия преподавателя | Действия обучающихся | ||||||
Орг.момент | 2 мин. | Приветствие обучающихся, проверка внешнего вида, отсутствующих, готовности к занятию. | Приветствуют преподавателя, проверяют готовность, называют отсутствующих. | Организация учебной деятельности на теоретическом занятии. | Словесный: монолог | ОК 1-3 | |
Цели и план занятия мин. | 2 мин | Сообщение темы, целей, На доске слова: оплата, труд, здравоохранение, медицинский работник. Составьте из этих слов предложение, это и будет тема нашего урока. Исходя из темы занятия, формулируйте цель. | Составляют предложение. Исходя из темы занятия, формулируют цель и задачи. | Формулирование цели и мотивации темы. | Эвристическая беседа, фронтальный опрос. | ОК 2,4 | |
Проверка знаний обучающихся | 10мин. | Выполнение проверочной работы см. приложение №1 | Выполняют письменные задания | Актуализация знаний, проверка исходного уровня знаний | Выполнение тестового задания Внешний контроль за выполнением. | ОК 1-4 | Приложение №1 |
Изложение нового материала | 50мин. | Лекция Постановка проблемы: в процессе изучения новой темы определить проблему оплаты труда и сформулируйте свои предложения по ее решению.
| Конспектируют, лекцию работают с учебником. | Организация усвоения новых знаний, контроль учебной деятельности. Вызвать познавательный интерес к предстоящей работе, формирование интереса к избранной профессии. | Словесный: Лекция с опорой на презентацию, Проблемное изложение, Самостоятельная работа с учебником Конспектирование Иллюстративный: показ презентации Использование ИКТ компетенций | ОК1-11 | Приложение №2 |
Закрепление | 10 мин | Дает методические пояснения для выполнения теста | Выполняют тест | Закрепление изученного материала, выявление затруднений при изучении нового материала. | Выполнение тестового задания Внешний контроль за выполнением. | Приложение №3 | |
Подведение итогов. Задание на дом. | 3мин | Повторяет проблемное задание. Опрашивает студентов Отметить активность работы студентов на уроке, их культуру мышления. Дом. Задание Глава 4 Стр. 71-79 | Отвечают на проблемное задание. Записывают дом. задание | Оценивание результатов освоения учебного материала. Развитие умения анализировать свои ошибки , ошибки товарищей и устранять их; развитие навыка самоконтроля; воспитывать выдержанность при критических замечаниях. Ориентация на дальнейшую учебную деятельность. | Словесный: монолог, диалог Эвристическая беседа, фронтальный опрос. | ОК 1-4 |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Выполните задания
1.Определите понятие.
____наука, изучающая природу управленческого труда, причины и следствия, факторы и условия, при которых совместный труд людей становится полезным и эффективным.
________некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.
___________научно-обоснованный, планомерно осуществляемый комплекс социально-экономических, организационно-правовых и медицинских мероприятий, обеспечивающих высокоэффективное функционирование конкретной системы по наиболее полному удовлетворению потребностей общества и каждой личности в сохранении и восстановлении своего здоровья.
_________ хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.
_____ это отраслевая экономическая наука, которая исследует действие объективных экономических законов, влияющих на удовлетворение потребностей населения в сохранении и укреплении здоровья.
2.Заполните схему: Стили управления
3. Определите о каких экономических понятиях идет речь.
1. 2 3
4
5 6
7
8 9 10
Робин-Бобин Кое-как Съел телёнка утром рано, Сотню жаворонков в тесте | Пусть не сердятся родители, |
Ключ к заданию.
1.
- Менеджмент
- Система
- Организация
- Экономика
- Экономика здравоохранения
2. авторитарный, либеральный, демократический, динамический
3.
- Услуга
- Товар
- Потребность
- Производство
- Обмен
- Распределение
- Потребление
- Потребление
- Производство
- Распределение
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Лекция
ОПЛАТА ТРУДА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Особое место в экономике здравоохранения занимает проблема оплаты труда. Это одна из самых трудноразрешимых проблем в экономике любой отрасли, поскольку она не только экономическая, но и, прежде всего, социальная, политическая.
Оплата труда - главный источник формирования денежных доходов работника. Работодатель обязан компенсировать затраты умственного и физического труда работающего путем денежной выплаты в виде заработной платы. При этом одна из вечных проблем - в какой сумме компенсировать затраты труда работающего, чтобы заработная плата не только возмещала трудовые затраты работника, но и стимулировала его интерес к качественному и производительному труду.
Две главные составляющие, которые определяют размер заработной платы работников здравоохранения: первая - форма оплаты труда, вторая - общая сумма денежных средств, которыми располагает организация здравоохранения для оплаты труда своих работников. Каждая организация здравоохранения ежегодно, ежеквартально, ежемесячно формирует фонд оплаты труда исходя из имеющихся в наличии и планируемых денежных поступлений с учетом налоговых отчислений.
Финансовые средства организаций здравоохранения распределяются на две составляющие: первая - фонд оплаты труда с начислениями во внебюджетные государственные фонды, вторая - средства, направляемые на содержание и развитие организаций здравоохранения. В последующем эти средства подлежат распределению между подразделениями организации здравоохранения, а в рамках подразделений - между сотрудниками с учетом квалификационных групп и достигнутых показателей объема и качества выполненной работы.
Фонд оплаты труда - суммарные денежные средства организации здравоохранения, израсходованные в течение определенного периода времени на заработную плату, премиальные выплаты, доплаты работникам, а также компенсирующие выплаты.
На первом этапе планирования фонда оплаты труда определяется число должностей медицинского персонала. Причем здесь возможно два подхода: первый - в соответствии со штатными нормативами, которые в настоящее время носят рекомендательный характер, второй - исходя из объема работы организации здравоохранения и ее подразделений. На практике, как правило, встречается сочетание того и другого подходов.
Штаты административно-хозяйственного и прочего персонала устанавливаются в соответствии с типовыми штатами, утвержденными для данного типа организаций с учетом особенностей и объема работы. На основании штатного расписания составляются тарификационные списки должностей работников, которые служат основными документами для определения должностных окладов работников здравоохранения.
Наименование должностей из числа врачебного, фармацевтического и среднего медицинского персонала должно соответствовать Номенклатуре специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием, которая утверждается МЗ Российской Федерации.
Должностные оклады и другие виды оплаты медицинских работников определяются исходя из занимаемой должности, стажа непрерывной работы, образования, квалификации и других условий, предусмотренных в соответствии с приказом, определяющем порядок оплаты соответствующих должностей.
Основные формы оплаты труда медицинских работников:
• повременная;
• сдельная;
• контрактная.
При повременных формах оплата производится за определенное количество отработанного времени независимо от объема выполненной работы.
Сдельная форма оплаты труда основывается на установлении заработной платы в зависимости от объема выполненной работы за определенный период времени (чаще - за месяц).
Достоинство сдельной формы оплаты труда состоит в том, что величина заработной платы непосредственно связана с количеством затраченного труда, который измеряется объемом выполненной работы.
Однако в здравоохранении трудно измерить объем выполненных работ, услуг в натуральном исчислении. К тому же если выполненная работа носит коллективный характер, то приходится либо выделять долю объема работ, выполненных каждым работником, либо исчислять сдельную заработную плату в расчете на весь коллектив, а затем делить ее между членами коллектива в соответствии с мерой их участия в труде, определяемой так называемым коэффициентом трудового участия (КТУ).
Контрактная форма оплаты труда позволяет достаточно объективно учесть объем и качество выполненной работы. В настоящее время данная форма считается наиболее прогрессивной.
С 1 декабря 2008 г. осуществлен переход на новую систему оплаты труда работников бюджетной сферы, в том числе здравоохранения. Введение данной системы позволит отказаться от ранее существовавшего директивного подхода к формированию заработной платы работников здравоохранения (на основе Единой тарифной сетки) и учитывать специфику медицинского труда.
Новая система оплаты труда предусматривает следующие составляющие, которые будут учитываться при исчислении заработной платы конкретного медицинского работника:
• базовый оклад;
• компенсационные выплаты;
• стимулирующие выплаты.
Базовый должностной оклад (базовая ставка заработной платы) -
минимальный должностной оклад работника государственного или муниципального учреждения, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Профессиональная квалификационная группа устанавливается в соответствии с методическими рекомендациями органа управления здравоохранением.
Компенсационные выплаты - доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (например, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению).
Стимулирующие выплаты - доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты (например, выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, за стаж непрерывной работы, выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы).
Механизм реализации этой системы оплаты труда состоит в заключении трудовых договоров с каждым работником организации здравоохранения.
Минимальный размер оплаты труда
Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения.
Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:
- организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств;
- организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств;
- организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств;
- другими работодателями - за счет собственных средств.
Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.
В субъекте РФ региональным соглашением может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ. Размер минимальной зарплаты в субъекте РФ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом (ст. 133.1 ТК РФ).
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Тест
1.Дайте определение понятию заработная плата;
А. Вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты;
Б. Основной источник дохода;
В. Изыскание средств для обеспечения жизнедеятельности
2.Назовите основные формы оплаты труда:
А. Сдельная;
Б. Повременная;
В. Стимулирующая;
Г. Ежедневная;
3.Система оплаты труда предусматривает следующие составляющие
А.Стимулирующие выплаты
Б.Сдельная выплата
В.Базовый должностной оклад
Г.Компенсационные выплаты
4. Соотнесите
1.Компенсационные выплаты | А.оклад работника государственного или муниципального учреждения, входящего всоответствующую профессиональную квалификационную группу |
2.Стимулирующие выплаты | Б.Доплата за работу в особых климатических условиях и на территориях подвергшихся радиоактивному загрязнению |
3.Базовый должностной оклад | В.премиальные выплаты по итогам работы |
5.Месячная оплата труда работника, полностью отработавшего на этот период норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности:
А. Не может быть ниже минимального месячного размера оплаты труда;
Б. Не должны быть ниже уровня средней зарплаты в регионе;
В. Должна соответствовать объёму выполненной работы;
Г. Должна соответствовать квалификации работника
Эталон ответов:
1.А
2.А,Б
3.А,В.Г
4.1Б 2В 3Г
5.А
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Анатомия и физиология человека» Тема: «СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА КЛЕТКИ. ПОНЯТИЕ О ТКАНЯХ. ВИДЫ ТКАНЕЙ»
Ц Е Л И З А Н Я Т И Я :1. У Ч Е Б Н А Я.Студент должен знать:строение клетки; свойства клетки; понятие о тканях; виды тканей.Студент должен иметь представл...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА теоретического занятия для преподавателей по теме: «Здоровье и образ жизни»
Методическая разработка предназначена преподавателям для подготовки к теоретическому занятию по теме «Здоровье и образ жизни» и его проведению. Данный методический материал составлен в соо...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по теме: «Здоровье лиц пожилого и старческого возраста» По специальности 34.02.01 Сестринское дело Профессиональный модуль: ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий» МДК. 01.01. Здор
Темпы постарения населения Российской Федерации растут. К 2025г. ожидается, что каждый пятый гражданин страны будет в возрасте 60 лет и старше. Увеличится так же и численность лиц старческого возраста...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Наследственное предрасположение к болезням»
Болезни с наследственной предрасположенностью обусловлены как наследственными факторами, так и факторами внешней среды. В настоящее время эта группа болезней составляет 92% от общего числа наследствен...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Профилактика наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование»
Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы: вопросы для проверки домашнего задания, для закрепле...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя. Тема занятия: «Энтеральный способ введения лекарственных средств» Специальность: Сестринское дело
Данная методическая разработка составлена на основании требований ФГОС III поколения, на основании рабочей программы, КТП.ПМ 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за бол...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя ПМ 04.«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» МДК 04.02 Безопасная больничная среда для пациента и персонала Тема занятия: Стерилизация: понятия и мет
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессиональн...